[an error occurred while processing this directive]
  К истокам Ганга.
 
Самые древние трактаты о сотворении мира, дошедшие до наших дней - Веды. Первые главы этих книг относят к временам от 5 до 10 тыс. лет до нашей эры. Эти древнеиндийские источники повествуют о космогонических процессах формирования миров и жизни в них, о законах, которые управляют Вселенной, о существах, населяющих разные миры. Эти книги написаны древними мудрецами и пророками - риши, которые в мифологической форме пытались донести до человечества высочайшие истины космического бытия. В более поздние времена формировались новые мифы, рождались новые Боги, в новых ассоциациях и условиях разворачивались перед читателями космические события. Известные многим Рамаяна и Бхагаватгита - также входят в собрание Вед, и повествуют о героях-богах Раме и Кришне.

Основы мироздания, освещенные в первых главах Вед, легли в основу многих восточных концепций, многих ветвей индуизма и буддизма. Главное в восточных философиях - это концепция закона причинно-следственных связей - кармы, в соответствие с которым формируется круговорот жизни-смерти не только людей, но и всех существ, населяющих все миры, и даже формирование самих этих миров подчиняется этому закону. Миры рождаются и умирают, погружаясь в бессознательный сон, в непроявленность и бесконечную самоуглубленность, и вновь рождаются в соответствии с кармой и опытом предыдущих воплощений. Абстрактная субстанция Сознания, перерабатывающая и осознающая при жизни Вселенский опыт (в частности, планетарный), обозначена в древних рукописях как Океан Причинности.
 
Шива, владыка кармы
 


Существует легенда, в которой повествуется о неком праведном мудреце Бхагирати, который ушел в горы и стал молиться Шиве - владыке кармы, о том, чтоб Он низверг на землю воды этого Океана. Омыв тела погибших в битвах воинов, священные воды очистят их души от всех кармических последствий, и они смогут воплотиться в небесных обителях. Бхагирати был столь чист и праведен, а молитва его - столь горяча, что Господь услышал его и низверг на землю великую реку Индии - Гангу. Но чтобы под могучим ее воздействием Земля не разрушилась, он подставил прежде свою голову. И с тех пор Ганга течет по земле Индии, очищая карму живых и мертвых, омывающихся в ее водах. А когда она достигает Индийского океана, то вновь уходит в Океан Причинности.

Влекомые тайной Ганги, мы отправляемся в паломничество к священным ее истокам. Наше путешествие начинается в небольшом поселке Ганготри. Все здесь насыщенно эманациями молитв. Поток, набравший мощь, устремляется в провал, отшлифованный камень сверкает, словно снег. Мягкие пластичные формы его, отточенные веками водой, скорее напоминают податливую глину, чем твердый монолит. Похоже, здесь местная Шамбала. Сезон еще не начался и паломников практически нет, ашрамы пустуют - но только в физическом мире. Видящие смогут увидеть и научится многому у постоянно практикующих йогу "местных жителей". Несколько простеньких отельчиков, мягкие, спокойные лица их хозяев и горных проводников, да мощь падающего потока - это Ганготри.

Поднимаясь по тропе, видим сверху разноцветные колоколообразные крыши ашрамов. Храм Рамы примостился на краю ущелья среди гималайских сосен. Идем по тропе, выложенной камнями, местами вырубленной в скалах. Сколько труда привнесено сюда, сколько ног мудрейших людей и учителей прошло по этой дороге… А природа здесь - необузданна и своевольна! Всего в 12 часах пути на машине - сорокаградусная жара, а здесь уже 3000 метров над уровнем моря и холодные ветра с ледников. Уже видны снежные вершины! Со склонов на тропу то и дело сваливаются камни - все внимательно смотрят и предупреждают друг друга об опасности. На противоположном склоне грохочет сель. А чуть выше - огромный вынос белых глыб снежной лавины.

Вскоре встречаем уютный уголок с приветливым ручейком и сосновым лесом. Здесь круглый год живут два йога. Как и рисуют в книгах - почти совсем голые, тонкий шерстяной плед да набедренная повязка - единственная их одежда. "Бог - один, а Кришна, Шива, Парвати, Будда, Христос - это ЕГО БОЖЕСТВЕННАЯ ИГРА". Почти все время они проводят в медитации. Один из них пригласил нас в гости. Варит чай на керосинке - а сам так молится, что сознание просто уносится вслед за его молитвой. Угощает просадом - освященной едой, чаем. Говорит, что рис не ест, так как решил отдавать его богу. Притом, что и так кроме нескольких видов овощей есть нечего, это, по-видимому, последнее, что он может отдать Богу, кроме, конечно, своей жизни, которую он и так полностью посвятил Ему. Увидеть таких людей, которые действительно умеют жить в гармонии с природой, не страшась ее, а находя в ней защиту, как в матери, людей, которые проводят годы не в теплой монашеской келье, молясь по часам (хотя и это, безусловно, подвиг!), а ежеминутно, ежемгновенно! - это воистину чудо!

Вот и Гаумукх - исток священной Ганги. С тридцатиметровой стены обрушивается поток воды. Над ним, более чем на шесть тысяч метров, возвышается пирамида Шивалинга. Словно мираж - парят вершины Бхагирати. Выше - царство льда и снега!

 
 


Чистый поток, словно напиток бессмертия, вливается внутрь, через все поры просачивается небесная высь.
Еще выше - Тапован. Сюда в сезон, после зимних холодов приходят множество паломников со всей Индии. Здесь из камней сложены хижины, под валунами обустроены пещеры. Сейчас здесь пустынно, все ждет своих гостей. Но оказывается, и здесь живет один отшельник! На высоте выше 4000, круглый год - это просто невероятно. Сейчас в мае - кругом снег, ночью температура до -5. Днем жарит солнце или дует ледяной ветер. Он одет в теплый халат, на ногах то тапочки, то галоши, у хижины - параболическая антенна для кипячения чайника. В его пещере всегда могут найти приют замерзшие путники. Он всегда предлагает пришедшим горячий чай, рис и "дал" - гороховую похлебку, которую он варит в небольшой скороварке на керосинке. С необыкновенной теплотой рассказывает о своем учителе, показывает его фотографии. И в каждую свободную минуту удаляется в медитацию, накинув на голову покрывало. Во время сезона он переходит в пещеру повыше, на берегу небольшого озера - здесь меньше народа, а его пещеру занимают приходящие паломники.

С порога его хижины открывается вид на всю долину. Всегда видно, кто идет, кому нужна помощь. За громадой священного Шивлинга - стена Меру. Все горы вокруг - священны и заселены божественными существами. Йоги и паломники, очищая тела и мысли с помощью практик и медитаций, в своих молитвах пытаются дотянуться до их обителей. Харе Кришна, Ом намо Шивая, Джая Шива, Ом Нарайя, ОММММ.... наполняет пространство.

Светлана Паша, директор Информационно-туристического центра "Кайлаш"




  назадвверхвперед Содержание
 
[an error occurred while processing this directive]