Традиции – прошлое, настоящее, будущее

Традиция – это живая эстафета от одних поколений к другим, а вовсе не какая-то неподвижность.

 

Статья «Эзотерические традиции на современном этапе метаистории», написанная в прошлом году, заканчивается словами «продолжение следует». Это и есть обещанное продолжение. В этой статье мы поговорим о традициях как таковых, об их устройстве с эзотерической точки зрения, об их роли в прошлом, настоящем и будущем.

И на наших лекциях, и на практических занятиях мы неоднократно затрагивали эту тему, и семинар прошлого года был посвящен теме эзотерических традиций. Но именно эзотерических! Когда же речь шла о традициях как таковых – народных, бытовых, религиозных, государственных и т. п., у некоторых слушателей, похоже, сложилось впечатление – что традиции, традиционность как таковая, то, что в нас самих есть традиционного – это все абсолютное зло, неправильность и отклонение, и от этого нужно немедленно избавляться, хотя и не очень понятно, как. Похожее отношение у многих было в свое время к эгрегорам, и хотя мы всячески пытались всех в этом разубедить – до сих пор многие далеки от понимания, как все обстоит на самом деле. Как правило, это связано с тем, что человек не может выстроить правильное взаимоотношение с тем или иным эгрегором – государственным, религиозным и т. п., и его организм (иноматериальная составляющая) нуждается в эгрегориальной субстанции (то есть человек не может жить без взаимодействия с каким-либо эгрегором, пусть даже это взаимодействие далеко от гармоничного).

Аналогично многие относятся и к традициям – нам часто задают вопросы (и среди вопросов к семинару они, естественно, были): 1. что делать с традицией, «укоренившейся» в самом человеке и требующей ее соблюдать, и 2. как себя вести с окружающими (родными, близкими, знакомыми, сослуживцами, начальством и т. п.), которые и сами придерживаются определенных традиций, и от других этого ожидают (или даже требуют). С чем же, в конце концов, бороться – с конкретной традицией, с приверженцами традиций, со своей собственной потребностью в причастности к традиции или вообще не бороться, а поступать как-то иначе (и как)? Так вот, прежде чем начинать бороться, имеет смысл понять, что же это такое, из чего оно сделано, какую роль играет в нашей жизни – в том числе в потусторонней.

На самом деле традиции имеют колоссальное значение в жизни и эволюции как каждого отдельного человека, так и каждого человеческого сообщества, и человечества в целом. Причем не только в прошлом, но и в настоящем (в будущем и роль, и содержание традиций во многом изменится, но об этом поговорим позднее). Сначала попробуем разобраться, что представляет собой традиция – «на форме» и на Тонком плане.

Сначала, как всегда, определимся с понятием «Традиция». По определению, которое дает нам Википедия, Традиция (от лат. traditio – «предание», обычай)– множество представлений, привычек, обрядов и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение и выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

В дословном переводе термин еще означает «передача», т. е. традиция – это то, что передано определенному индивидууму извне. В традициях аккумулируется предшествующий опыт успешной коллективной деятельности, и они являются своеобразным его выражением. С другой стороны, они представляют собой проект и предписание будущего поведения. Традиция — это то, что делает человека звеном в цепи поколений, что выражает его пребывание в историческом времени, присутствие в «настоящем» как звене, соединяющем прошлое и будущее.

Существует множество синонимов к слову "традиция": обычаи, устои, наследие, предание, норма, установление, обыкновение, ценность… В обычном понимании этот термин ассоциируется со всем тем, что связано с давним прошлым, что бесповоротно утратило свою новизну, неизменно и символично стабильно. Часто, говоря «традиция», имеют в виду «пережиток», «предрассудок». То есть восприятие этого понятия оценочно и противоречиво. И очень важно в каждом конкретном случае понимать – где устои, где наследие, где предание, а где пережиток и предрассудок.

Можно выделить основные типы традиций: народные (этнические), социальные, национальные, религиозные, групповые, научные, художественные, культурные и т. д. Мы с вами уже рассматривали эзотерические традиции. Особую роль играют так называемые первичные традиции, то есть традиции, связанные с непосредственным жизнеобеспечением того или иного человеческого сообщества. Кроме того, традиции можно классифицировать по, так сказать, возрасту – есть традиции, истоки которых в далеком прошлом, есть более «молодые». Заметим, что сейчас словом «традиция» называют все, что угодно: «В нашем рабочем коллективе сложилась традиция…», «В нашей семье сложилась традиция…» и т. п. Нам, естественно, интереснее традиции «долгоиграющие», хотя и такие, можно сказать, мимолетные традиции играют в жизни людей определенную роль.

Еще одна важная для нас классификация традиций:

  1. традиции, вырастающие «снизу» и затрагивающие преимущественно житейский пласт, само жизнеобеспечение человека
  2. традиции, имеющие определенное прикрепление к «верху» и обеспечивающие духовные и интеллектуальные потребности людей
  3. традиции «горизонтальные», обеспечивающие разнообразные виды связей между людьми, между людьми и сущностями, людьми и эгрегорами.

Естественно, ни один тип традиций не существует «в чистом виде» -- они все очень тесно между собой сплетены, «сплавлены», встроены друг в друга. Более того, традиция, несмотря на обычное понимание как чего-то застывшего и неизменного, вещь достаточно динамичная – каждое поколение, которое традицию сохраняет, неизбежно вносит в нее свой вклад. Такая динамика, обусловленная «внутренней жизнью» традиции, при стабильности внешних условий может быть малозаметна. Однако каждое новое поколение, получая в полное распоряжение некую совокупность традиционных образцов, не принимает и не усваивает их в готовом виде, оно невольно осуществляет их собственную интерпретацию, избирательно принимая одни элементы социального наследия и одновременно отвергая другие. Когда же внешние условия жизни данного человеческого сообщества (природные или социальные – война, насильственное переселение и т. п.) меняются – традиции подвергаются серьезному испытанию. Они могут трансформироваться (если изменения медленные и не очень глубокие – например, постепенное изменение климата – тогда либо люди постепенно приспосабливаются или, если есть такая возможность, перебираются на другое место) или разрушаться – частично или полностью (тогда и само человеческое сообщество, которое этих традиций придерживалось, может прекратить свое существование как единый социальный организм).

Но только в так называемых примитивных, архаичных обществах, организованных по принципу “самодовлеющих общин, которые постоянно воспроизводят себя в одной и той же форме”, регулирующая роль и мироустроительная функция традиции приобретают универсальные масштаб и характер. Такие общества принято называть традиционными, так как именно традицией там определяются все сколь-нибудь существенные стороны социальной жизни, причем традиции, как правило, не осознаются как нечто преходящее, имеющее начало и конец во времени.

В более развитых и сложноорганизованных сообществах обычно существует множество различных традиций, охватывающих разные сферы общественной жизни – где-то между собой тесно сплетенных, где-то существующих независимо, в чем-то дополняющих друг друга, в чем-то, возможно, друг другу противоречащие. Из наложения одних традиций на другие могут рождаться новые традиции – так происходит, например, когда новый эгрегор – государственный или религиозный – создается на основе уже существующих человеческих сообществ со своими традициями, или крупный эгрегор поглощает более слабый, или просто в результате слияния по каким-то причинам двух или нескольких сообществ и т. п. Вариантов бесчисленное множество, однако в большинстве случаев «первичные», исходные традиции не погибают окончательно – их глубинная, архаичная суть (хотя иногда искаженная практически до полной неузнаваемости) как бы просвечивает сквозь позднейшие наслоения.

В настоящее время в мире существует бесчисленное количество разнообразнейших традиций, многие из которых наслаиваются друг на друга иногда самым причудливым образом, и мы все, хотим мы этого или не хотим, живя в определенной социальной среде, так или иначе «пропитаны» их влиянием. И разбираться во всем этом в каждом конкретном случае можно было бы до бесконечности, поэтому мы с вами будем говорить не о конкретных традициях, а о самом принципе традиционности – важнейшем принципе организации жизни, как отдельного человека, так и человеческих сообществ.

Традиции для человека – организующее начало всех сфер его жизни и во все периоды его жизни – от рождения до смерти. Более того, они призваны служить также и организующим началом посмертного существования человеческой души – от смерти до следующего рождения. Отношение человека к загробной жизни и вообще к потусторонней реальности также напрямую связано с той или иной традицией – атеизм, материализм тоже могут быть либо элементом какой-либо традиции, либо играть роль ее разрушителя – вспомним антирелигиозные кампании первых лет Советской власти.

Длительное существование любой традиции обеспечивается ее прочным включением в массовое сознание и коллективное бессознательное определенного человеческого сообщества, а так же в сознание и подсознание каждого отдельного члена этого сообщества. Это включение надолго (иногда на века и даже тысячелетия) закрепляется и «на форме», и на Тонком плане. Как правило, именно на основе традиций формируются привычки, упорядочивающие повседневную жизнь людей, а точное следование обычаям избавляет многих от необходимости самостоятельно осмысливать ситуацию и принимать решение. Приверженность традициям на деле часто означает еще и желание быть, как все, не выделяться.

Из поколения в поколение традиция передает, прежде всего, некие нормы, правила поведения, обряды, процедуры, которые необходимо выполнять. Если говорить о национальных традициях, то это правила, которые проявляются практически во всем. Это касается не только одежды, стиля, пищевых предпочтений, способов ведения хозяйства (в том числе домашнего) и в целом поведения, они проявляются и в движениях, жестах, выражении лица и т. п. Подобные понятия и проявления весьма важны для человека – в том числе и потому, что именно они способны запускать в нем бессознательный механизм, который четко способен определить грань «свой» и «чужой». Таким образом традиции играют важную роль в самоидентификации человека.

Национальные традиции – это явление, которое формируется в результате жизнедеятельности каждого народа или нации и регулируется функциями в сознании человека. Другими словами, регулирование происходит в семейном быте, в общении, поведении. Какие-то элементы традиций закрепляются в бессознательном человека, какие-то осознаются как необходимость, как правильность, либо как неизбежное зло.

Традиции оказывают во многом определяющее влияние на формирование человеческой личности – буквально с самого рождения. Так, традиция пеленания младенцев, существовавшая в Европе как минимум с античных времен (принятая и в нашей стране), в настоящее время уже не столь популярна – многие родители приходят в ужас от одной мысли о том, чтобы пеленать ребенка. Эти родители представляют себя на месте малышей — беспомощных, связанных по рукам и ногам. Известно, что младенческий период играет огромную роль для дальнейшего психологического развития человека. И если ребенок ощущает себя беспомощным в младенческом возрасте — это ощущение откладывается у него в подсознании. Он с несознательного возраста получает установку, что что-то делать бесполезно — все равно ничего не получится. Потому-то в настоящее время психологи и говорят о том, что тугое пеленание подавляет волю ребенка и способствует формированию пассивной, зависимой личности. Тем не менее, до сих пор многие мамы, бабушки и свекрови настаивают на том, что пеленание действительно необходимо младенцу, причем основной аргумент: «Пеленание — древняя традиция, наши предки знали, что лучше для ребенка».

Дальнейшие этапы жизни человека – воспитание, обучение, вступление в брак, семейная жизнь и т. д. – также в значительной степени определяются традициями. Даже современный человек, живущий в обществе, где многие традиции размываются, перемешиваются, обновляются и т. п., не мог (и не может) не испытывать на себе их воздействие – они буквально внедряются «в кровь и плоть». Таким образом, любой человек, живущий в социуме, так или иначе с традициями взаимодействует – следует им, борется, отрицает, уходит из-под влияния одной традиции под влияние другой и т. п. Даже если человек абсолютно асоциален, у общества есть определенные способы с такими людьми разбираться… Естественно, в разное время способы разные – традиции меняются…

В архаичном обществе человек, не придерживающийся традиций, становился изгоем. Там традиции определяли вообще все стороны жизни, и человеку, волей судьбы попавшему в среду другой традиции, приходилось очень сложно. Помимо того, что он мог не понимать многих общепринятых правил и норм поведения и совершать роковые ошибки, трудности возникали просто в быту – так, например, если девушку выдавали замуж (похищали, брали в плен и т. п.) и она оказывалась среди совершенно другого народа, ей приходилось осваивать непривычные (а в давние времена – достаточно сложные и трудоемкие) способы ведения хозяйства, в частности, приготовления пищи, причем иногда из продуктов, которые по ее родной традиции вообще не могли употребляться в пищу (так, например, мусульманка или еврейка вынуждена была бы готовить и сама есть свинину). Кухни народов мира очень сильно различаются друг от друга и по составу используемых продуктов, и по способам их приготовления – так, на Руси готовили и пекли хлеб в русской печи, в других странах готовили на открытом огне очага, пекли лепешки в тандыре и т. п. Не говоря уже о тех народах, которые едят саранчу, гусениц, всяческих морских и сухопутных гадов… А чем питаются народы Севера (традиционные) – вообще уму (нашему) непостижимо.

Многообразие традиций порой просто поражает. То, что для определённого народа является нормой обыденной жизни, в другой стране нередко могут воспринять как личное оскорбление. Исследователи первобытных племен, сами не зная местных традиций, нередко наталкивались на полное непонимание «с той стороны», которое для них иногда кончалось катастрофически. Известный всем пример: «…аборигены съели Кука».

Французский философ Люсьен Леви-Брюль несколько своих трудов посвятил исследованию духовной культуры людей традиционных обществ, его книга «Первобытный менталитет» (1922 г.) посвящена изучению психо-культурного мира экзотических верований, обрядов и обычаев (некоторые из которых сохранились в качестве «традиционных», народных верований и в современных обществах). Читая эту интереснейшую книгу, не устаешь удивляться не только причудливости (с нашей точки зрения) многих традиций, определяющих весь образ жизни этих людей, но и косности мышления тех, кто занимался изучением первобытной культуры – глубина непонимания ими многих местных обычаев неоднократно приводила самих ученых на грань жизни и смерти. Ухитряясь нечаянно нарушать священные табу, они не только оскорбляли чувства аборигенов, но и вызывали у тех опасения гнева местных богов – а некоторые из этих племен практиковали человеческие жертвоприношения…

Да и в наше время даже в пределах нашей страны (многонациональной и многоконфессиональной) желательно знать и уважать обычаи, принятые в других регионах – так, московской девушке не стоит гулять в мини-юбке или тем более в шортах, скажем, по Гудермесу. Не стоит пытаться в тех же шортах зайти в православный храм… Съесть ее, конечно, не съедят, но скажут много «ласковых» слов.

В любом обществе существует одна или несколько групп людей, которые являются (или считаются) хранителями традиций, их проводниками, носителями. Обычно это люди, пользующиеся в своем сообществе безусловным авторитетом. В традиционных обществах это, как правило, старики и/или представители жреческого сословия. В обществе, устроенном более сложно, в качестве ревнителей «низовых» традиций могут выступать люди старшего возраста (в семейном быту – бабушка, свекровь, теща…), в коллективах, складывающихся, например, около православного храма – пресловутые бабки в платочках, гоняющие беспардонную молодежь, рискнувшую зайти в церковь в неподобающем виде… За соблюдением традиций более общего характера могут следить и органы государственной власти (государственные законы, скажем, Древнего Рима в значительной степени формировались на основе так называемого «обычного права», то есть традиционных обычаев), и общественные организации (например, в недавнем прошлом за соблюдением моральных норм в СССР следили партийные, комсомольские, пионерские, профсоюзные организации).

Как правило, в человеческих сообществах, придерживающихся определенных традиций, имеются и «диссиденты», этих традиций не соблюдающие или сознательно их нарушающие. В обществе обычно вырабатываются и определенные (тоже традиционные) правила отношения к таким людям. Хотя во многом благодаря именно им обеспечивается динамика традиций.

Традиции бывают старые и молодые, живые и мертвые, могут быть частично живые, умирающие и, наоборот, возрождающиеся. В одном и том же человеческом сообществе традиций может быть несколько – чем сложнее устроен социальный организм, тем их больше, а взаимодействие сложнее и порой противоречивее. Масштабы традиций тоже совершенно различны. Заметим, что древность традиции еще ни о чем не говорит – могут быть древние и живые, молодые и мертвые, могут быть вообще искусственные, придуманные, мертворожденные (такие, как правило, долго не живут).

Многие традиции, дожившие до наших дней с незапамятных времен, можно представить себе как дерево с множеством ветвей и даже с несколькими стволами, идущими от одного корня, причем какие-то ветви могут быть живыми, какие-то – засохшими. Традиция (или какая-то ее ветвь) может умирать естественной смертью (когда опыт, передатчиком которого она является, со временем становится неактуальным), а может – насильственной, и ее опыт (который может иметь определенную ценность) гибнет практически безвозвратно.

Традиции имеют отчетливо выраженный двойственный характер: они совмещают описание и оценку, то есть норму (то, что ей соответствует – хорошо, что нет – плохо), и выражаются описательно-оценочными высказываниями. Заметим, что даже в пределах одного социального организма моральных норм может быть несколько (хотя и где-то пересекающихся) – для каждого социального слоя свои. Так, русская классическая литература дает нам множество примеров различий нравственных принципов крестьян, дворян, духовенства… Но и множество сходных черт, отражающих по большей части те или иные элементы Православия, тоже отчетливо прослеживается.

Моральные нормы в любом человеческом сообществе одной из своих целей имеют сдерживание страстей и/или направление их в нужное русло. Нетрудно заметить, что особенно крепкие и жесткие традиции складываются именно в тех эгрегорах, которые объединяют наиболее агрессивные народы.

Нашу систему работы с отклонениями по Зонам влияния Качеств, которая базируется на материале, изложенном в «Нетрадиционной астрологии», тоже часто воспринимают как некую систему моральных норм. Приходилось даже слышать упреки в том, что, описывая отклонения, мы не указываем, как на том или ином уровне правильно себя вести. Но дело в том, что для нас форма проявления отклонения представляет собой лишь указатель на наличие в человеке некоей внутренней неправильности, которую просто «хорошим поведением» не исправить – необходима более глубокая, «сущностная» трансформация.

Еще следует отметить разницу понятий «привычки» и «традиции». Привычки начинают формироваться у людей с самого рождения и, как правило (но далеко не всегда!), и сами привычки, и способы их формирования определяются какой-то традицией. Бывают, конечно, ситуации, когда наоборот… Каждая привычка вырабатывается и укрепляется по принципу условного рефлекса, и без них наша жизнь была бы невозможна. Другое дело, что есть привычки вредные и есть – полезные, но критерии оценки могут быть различными, в зависимости от того, с какой точки зрения на это смотреть. В обычной жизни (например, семейной или в определенном социуме) нарабатываются совместные привычки, которые закрепляются определенными ритуалами – что тоже в большинстве случаях определяется традициями. Однако такого рода обычаи, тиражируемые в нескольких поколениях, могут стать основой для новой традиции. И привычки, и традиции выполняют в жизни людей определенную упорядочивающую функцию и играют важнейшую роль, представляя собой организующее начало жизни, как отдельного человека, так и социальной группы.

Традиции могут оказывать воздействие на человека на каждом энергетическом уровне, и это удобно рассматривать по чакрам.

«По жизни» традиции определяют:

  1. Систему базовых ценностей. Целеполагание и то, что человек считает своими высшими целями, своим предназначением в жизни. Цели могут быть обычными житейскими (родить ребенка, построить дом, сделать карьеру, разбогатеть и т. п.) и/или более возвышенными (бороться «за справедливость», «за мир во всем мире», «за освобождение всех угнетенных» и т. п.).
  2. Стереотипы мышления, способы мышления, набор устойчивых представлений о жизни, о мире, о самом себе.
  3. Способы действия (в том числе на Тонком плане), сферы деятельности, бытовые навыки, правила поведения.
  4. Нормы морали, эмоциональные стереотипы (например, «мальчикам нельзя плакать»).
  5. Устремления, страсти, желания, опять же моральные нормы. Отношения подчинения (например, младшие должны выполнять волю старших, жена – мужа, дети -- родителей и т. п., и наоборот – те, кто старше иерархически, имеют полное право навязывать свою волю тем, кто им подчиняется).
  6. Стереотипы сексуального поведения (скажем, гомосексуализм, считавшийся вполне нормальным в Древней Греции и Древнем Риме, Христианство вслед за Иудаизмом считало одним из смертных грехов, называя это содомским грехом).
  7. Отношение к смерти и рождению, погребальные обычаи (а также обычаи, определяющие отношение к усопшим) и обычаи, связанные с деторождением.

На Тонком плане на каждом энергетическом уровне традиции определяют:

  1. Воздействие «высоких идей» и тонких токов, связи с «высшими существами» данной традиции (насколько эти идеи «высоки», что за токи она проводит, и какие существа в ней выступают в роли «высших» -- божеств, святых, Бога, Учителей и т. п. – зависит от конкретной традиции).
  2. Связи с информационными пространствами данной традиции (см. ниже).
  3. Способы действия на Тонком плане – то, что реализуется через обряды, ритуалы, обычаи.
  4. Связи с сущностями Тонкого плана, «привязанными» с данной традиции и/или специально для нее созданными.
  5. Инвольтации эгрегоров и/или иерархий, с которыми взаимодействует данная традиция, и/или воздействия отдельных сущностей, с ней так или иначе связанных.
  6. Способы реализации творческого потенциала (в том числе магические).
  7. Взаимодействия с пространствами посмертия, пространствами «сброса», вообще с инфернальными пространствами и сущностями.

Таким образом, традиции организуют всю систему жизнеобеспечения человеческого существа, обеспечивая как его собственное выживание, так и выживание человеческих сообществ.

Если рассматривать иноматериальные составляющие той или иной традиции, то прежде всего следует отметить, что каждая традиция имеет свой информационный массив, и чем древнее и «развесистее» традиция, тем сложнее этот массив устроен – многоуровневый, многослойный, он зачастую переплетается с информационными массивами «смежных» традиций, причем значительная его часть находится в области коллективного бессознательного и воспринимается человеком через подсознание, а «сознательная» его составляющая, относящаяся к сфере массового сознания, по большей части мифологична. Заметим, что мышление большинства людей (не только древних, но и современных) тоже по своей природе мифологичное, то есть «дологичное», основанное не на реальных свойствах мира, а на определенном комплексе представлений о нем, которые принимаются как данность. Заметим, что и современные эгрегоры, и включенные в них традиции также создают подобные системы мифов, питающие массовое сознание.

У крупных, «долгоиграющих» традиций формирование такого массива может уходить своими корнями в далекое прошлое, и содержать совершенно архаичные элементы. Поэтому модные сейчас попытки «возрождения» древних традиций, причем не «формальным» путем, а путем «считывания» такой информации, дают иногда очень странный эффект (реального возрождения традиции при этом, естественно, не происходит).

Помимо информационной составляющей (энергетически связанной преимущественно с 5-й Зоной), которая задает человеку определенные жизненные ориентиры и дает ментальное обоснование обрядам и ритуалам, для каждой традиции не меньшее значение имеет 19-я Зона (Целенаправленная деятельность), задающая, что, как, когда, для чего и где делать, а чего, соответственно, не делать. Кроме того, на Тонком плане в жизни человеческих сообществ огромную роль играют сущности 19-й Зоны – унцраоры (см. «Жизнь человека. Введение в метаисторию» гл. 2.5). Некогда (еще задолго до появления человечества) взявшие на себя функции упорядочивания материала Тонического слоя, со временем они были вынуждены вбирать в себя огромное количество информационного материала самой разной плотности, в том числе множество информационного «мусора». Заметим, что, хотя далеко не все информационные пространства «обрабатываются» унцраорами, они настолько перегружены материалом (в значительной степени уже «мертвым»), что само существование некоторых из них находится под угрозой. А роль, которую эти сущности играют в эволюции человечества, очень велика.

Но помимо явной части этих информационных массивов, питающих массовое сознание, все они имеют иноматериальную составляющую, гораздо более объемную, взаимодействующую прежде всего с коллективным бессознательным (о массовом сознании и коллективном бессознательном много говорилось в лекциях Кожевниковой В. В., см. «Каталог аудиозаписей лекций» на нашем сайте)

Все традиции так или иначе связаны с магией. Традиции «жизнеобеспечивающие» по большей части уходят корнями в далекое прошлое, традиции эгрегориальные обеспечивают энергетическое взаимодействие человека с государством, религией и т. п. Так что практически за всеми действиями, которые человек в своей жизни совершает по привычке (которая, в свою очередь, в большинстве случаев формируется по традиции), кроется магическая подоплека. В курсе лекций «Эзотерический смысл обычных вещей» мы эту подоплеку в свое время подробно рассматривали. Современный рационально мыслящий человек вытеснил все это из своего сознания, но даже в наши дни имеет смысл обращать внимание на иноматериальную составляющую нашей обыденной жизни. Так, во многих домах (и даже в современных квартирах) живут домовые (класс сущностей, с незапамятных времен обитающих около человека) – хотя чаще всего им там дискомфортно, но деваться-то некуда! А народная традиция знает, как с ними обращаться, чтобы в доме было хорошо и им, и их хозяевам. И во многих других народных традициях сохраняется опыт, который и сегодня может быть нам полезен, нужно только отшелушить все лишнее, все многовековые наросты случайных примет и предрассудков. Но многие народные магические приемы (например, способы лечения традиционным заговорами и некоторые другие) могут не срабатывать просто потому, что состав тонких тел у современных людей уже не такой, как у наших предков.

Чтобы нам закрепить материал этой лекции не только в сознании, но и на тонких телах, имеет смысл провести медитацию на 7-го Мастера. Это позволит каждому энергетически обозначить в самом себе, на всех чакрах вкрапление традиционных элементов и как бы маркировать их: какие живые – какие неживые, какие нужные – какие уже ненужные, какие полезные – какие вредные. Нужно постараться затронуть элементы всех видов традиций – житейских, родовых, культурных, научных (кто занимался или занимается наукой), эгрегориальных, религиозных, эзотерических, магических. Естественно, многое из этого может находиться глубоко в подсознании, но там может быть и очень важный опыт, который нуждается в извлечении и переработке, и ненужный мусор, который необходимо выметать.

Медитация:

ЭРЭО    СООК

ТООН    ТУММ

РА    КООТ

ЭО    ТЕРЦ

ВЕНУС    ХОХ

Продолжение следует…