Комнина Анна – византийская писательница, известная преимущественно историческим своим трудом «Алексиада». Анна была первородною дочерью византийского императора (1081–1118 г.) Алексея I Комнина, родилась в 1083 году и получила прекрасное образование. Ее воспитанием сначала руководила Мария, вдова византийского императора Никифора Вотаниата, а потом мать порфирородной принцессы Ирины, славившаяся своими обширными познаниями в богословии и философии. Анна изучила Гомера, Геродота, Фукидида, Аристофана, трагиков и Поливия, особенно же Свящ. Писание, знакомство с которым считалось необходимым для каждого образованного византийца. Из ее исторического труда видно, что принцесса знала и древнюю мифологию, географию и историю, риторику, диалектику и философию, читала сочинения Аристотеля и диалоги Платона, укрепила свой ум математическими науками – астрономией, геометрией и арифметикой, глубоко изучила греческий язык и вообще имела большое стремление к знанию. Византийский историк Иоанн Зонара говорит, что Анна постоянно занималась науками, получила ученое воспитание, говорила чисто аттическим языком, имела ум, способность к высшим созерцаниям; способности ее были остры, прилежание неутомимо; она любила проводить время с книгами да с учеными людьми, с которыми внимательно беседовала. Вообще Анна Комнина принадлежала к числу наиболее образованных лиц эпохи Комнинов, оставившей крупный след в истории византийской культуры и по своей просвещенности представляла, в известной мере, тип византийской принцессы XII в. Она была в замужестве за известным византийским деятелем и писателем Никифором Вриеннием. Во время предсмертной болезни императора Алексея I, Анна вместе со своей матерью составили план устранить от престола законного наследника и сына императора Иоанна Комнина, и провозгласить василевсом своего мужа Никифора. Но этот план был разрушен как Иоанном, так отчасти и самим Вриеннием. По смерти Алексея I, Анна вместе со своей матерью удалились в основанный последнею столичный монастырь Богородицы Благодатной. Здесь она и составила прославивший ее исторический труд, материал для которого был отчасти подготовлен в прежнее время. «Алексиада» была закончена в 1148 г. Но год смерти автора-историка неизвестен.
Исторический труд Анны Комнины имеет следующее заглавие: «Сочинение – с Богом – о делах императора Алексея Комнина, составленное его дочерью, госпожою Анною, порфирородною царевною, – которое было ею названо Алексиадою». «Алексиада» содержите пространную историю императора Алексея Комнина и обнимает события от 1069 до 1118 г. Значит, здесь описываются не только события царствовали Алексея, но и предшествующие его деяния, содействовавшие укреплению и возвышению династии Комнинов. Кроме того, история Анны является выполнением и продолжением труда ее мужа, Никифора Вриенния, «исторический материал» которого доведен до 1079 года и к которому Анна иногда отсылает своих читателей. «Алексиада» разделяется на пятнадцать книг. Анна часто упоминает здесь об источниках, которыми пользовалась. Так как она описывает события своего времени, или непосредственно ему предшествовавшие, то о многом она сообщает на основании личного наблюдения, или по рассказам своих родных, равно и других участников или свидетелей событий разного рода. Сообщения, сделанные на основании личного наблюдения и устных сведений современников, придают большое значение и важность Алексиаде, как историческому памятнику. Кроме устных источников, Анна пользовалась и источниками письменными. Таковы были: записки Никифора Вриенния, история Михаила Пселла, хроника Иоанна Скилицы, документы официального происхождения – императорские хрисовулы (буквально— золотая печать, тип византийских императорских грамот, отличался большой торжественностью оформления), дипломатические грамоты и иные материалы из государственного архива; наконец, в распоряжении Анны было одно утраченное латинское историческое сочинение (быть может, хроника Иоанна Барийского), касавшееся отношений норманнов к Византии. И сведения, почерпнутые Анною из письменных источников, представляют ценность, так как среди них имеется немало таких данных, которые находятся лишь в «Алексиаде». Писатель относится к своим источникам критически, но господствующая тенденция труда – прославить и возвеличить Алексея I Комнина, как идеального во всех отношениях. византийского василевса, во многих случаях парализует критическую мысль историка, особенно при оценке вопросов, непосредственно касающихся этого императора. Хронология «Алексиады» так же недостаточно ясна и основательна относительно многих фактов. Наконец, писатель любит рассказывать о блестящих политических событиях, о придворных торжествах и празднествах, о внешних проявлениях славы и величия героя эпохи, но сравнительно меньше сообщает о внутренних движениях в Византийской империи, о простых, но характерных фактах местной общественной жизни, о повседневном ее течении... При всем том «Алексиада» является очень ценным историческим памятником, который написан с любовью к науке, образованным писателем, при помощи лучших источников, относительно одной из блестящих эпох в истории Византии, хорошим литературным языком времени возрождения наук в империи.
«Алексиада» рассказывает преимущественно о гражданских событиях царствования Алексея Комнина. Но труд весьма полезен и для церковного византолога, так как автор касается всех важнейших церковно-исторических вопросов времени. В частности, здесь речь идет о научно-богословском движении, созданном в Византии Иоанном Италом, – о соборах против монаха Нила, впавшего в монофизитство, Льва, митрополита Халкидонского, неправильно учившего об иконопочитании и против Евстратия, митрополита Никейского, уклонившегося в несторианство, – сообщаются сведения о еретиках павлинианах, евхитах и особенно богомилах, с которыми вел борьбу император Алексей, характеризуется церковная политика василевса, имеются данные о патриархах эпохи и их деятельности, о духовном просвещении в империи и школах, о монастырях и монахах, о различных особенностях церковно-религиозной и нравственной жизни современного византийского общества, о взаимных отношениях греков и латинян и т. п. Правда, многие из указанных сведений сообщаются историком как бы мимоходом и очень кратко, но, ввиду недостаточности специальных церковно-исторических материалов для рассмотрения эпохи, они имеют несомненную научную ценность и в общем значительно повышают важность «Алексиады», как исторического источника. Кроме «Алексиады», Анна Комнина составила «эпиграмму к иконе Христа» (cod. Laurent 5, 10) и «Пролог к беседе» (Bodl. Barocc. 131).