Улугбек был старшим сыном Шахруха и внуком Тимура. Он родился 22 марта 1394 года в Сольтание во время одного из походов своего деда на Иран. Когда Тимур получил извести о рождении ребенка, в честь радостного события пощадили население завоеванного города Мардин и даже освободил от уплаты контрибуции. Новорожденному дали имя Мухаммед-Тарагай, но еще при жизни Тимура ребенка стали звать Улугбеком (великий князь).
По обычаю, установленному Тимуром, все внуки должны были воспитываться при дворе, поэтому Улугбека передали старшей жене правителя Сарай-мульк ханым.
В детстве Улугбек сопровождал деда в походах. Ребенком он побывал в Армении, Закавказье, в индийском походе Тимура, сопровождал его до Кабула. В 1404 году Тимур устроил торжество в честь своих побед, на которых состоялась помимо прочего, свадьба внуков. Улугбека, которому исполнилось 10 лет, женили на Огэ-бегим.
После смерти Тимура в феврале 1405 года в городе Отрар началась борьба за престол в которой активное участие принял отец Улугбека Шахрух против Халиль-Султана. Улугбек находившийся с братом в войсках, направился в Самарканд, но эмиры города не впустили армию, и тогда пришлось уйти в Бухару. В течении 4 лет смуты в 1409 году Шахруху удалось победить и взять власть в империи в свои руки.
В 1409 году Улугбек был объявлен правителем Самарканда, при нем был опекун Шах-Мелик. В 1411 году Улугбек освобождается от опеки и становится единовластным правителем Самарканда и всего Мавераннахра.
Внешняя политика
С 1411 года Улугбек управляет от имени отца Шахруха. В отличие от времен правления Тимура, теперь правитель империи не имел всей полноты власти, поэтому реальное управление страны было в руках старшей жены Гаухаршад, сыновей и вельмож.
В 1414 году к владением Улугбека была присоединена Фергана. Царевич Ахмет, управлявщий областью, после вторжения войск Улугбека бежал в горы. Но спустя некоторое время с помощью монгольских войск смог вернуть часть территории. В 1416 году Ахмет для решения спора с Улугбеком за Фергану обратился к Шахруху. Но по прибытию в Герат бывший правитель Ферганы был задержан за мятежные разговоры. Оставленный Ахметом наместник после переговоров с Улугбеком сдал область.
Улугбек не предпринимал, как его предшественники, завоевательных походов в другие страны. Военные действия если и велись, то только при необходимости и носили оборонный характер. Внешняя политика ограничивалась взаимодействием с пограничными областями, в основном с узбекским улусом. Правитель Мавераннахра помог царевичу Бураку в борьбе за власть. Обеспечив безопасность с севера, после победы лояльного к Самарканду правителя, Улугбек сосредоточился на защите других границ.
В ходе смуты в Монголии Улугбеку удалось привести к престолу страны своего ставленника Шир-Мухаммада. Но обязанные властью Улугбеку правители не оправдали надежд. Шир-Мухаммед хоть и не нападал на границы Мавераннахра, но и не признавал зависимость от Улугбека, что стало поводом войны.
В феврале 1425 году войско Улугбека выступило против Моголистана. Вскоре в битве монголы были разгромлены. Поход увенчался успехом. В 1426 году Бурак объявил о притязаниях на земли по Сырдарье. В битве с кочевниками-узбеками войско Улугбека постигла неудача. Поражение настолько повлияло на жителей Мавераннахра, что образовалась партия, которая хотела препятствовать возвращению армии в Самарканд. Вельможам удалось восстановить порядок. С помощью войск отца Улугбек дошел до Ташкнта, но узбеки уже успели уйти с его территории.
Поражение от узбекских войск повлияло на положение Улугбека при дворе. Отец строго наказал его за военные неудачи, временно лишив наместничества. Следующие 20 лет Улугбек больше не принимал личного участия в походах, а его войска не могли успешно бороться с набегами монголов и узбеков.
С восточными странами в правлении Улугбека поддерживались мирные торговые отношения. Были отправлены посольства в Китай и налажена торговля фарфором. В 1421-1422 годах Улугбеком было принято посольство из Тибета.
Внутренние дела Мавераннахра
Улугбек заботился о благосостоянии Мавераннахра и его столице. Его двор ничем не уступал двору в Герате. Но отец Шахрух был правоверным мусульманином, строго придерживающимся канонов религии, а сын Улугбек и его двор вели вполне светский образ жизни. Это испортило отношения правителя с местным духовенством. Одним из спорных вопросов между правителем и представителями религиозной среды были сборы с торговли. Улугбек не запретил эти налоги, как другие мусульманские правители, что расценилось как преступление против шариата.
Стараясь задобрить религиозные круги Улугбек развернул масштабное строительство культовых сооружений. Первое из его построек была медресе в Бухаре. В Самарканде тоже развернулась активное строительство. Религиозным строениям принадлежало выдающиеся место среди всех зданий города. Для их постройки была избрана базарная площадь, сейчас известная как Регистан. Одно из самых значимых сооружений – Самаркандское медресе. Постройка началась в 1417 году и закончилась в 1420. Медресе было одним из самых долговечных строений, возведенных в эпоху Улугбека и дошедших до наших дней.
Улугбек не очень интересовался делами империи, хотя, являясь старшим сыном, был претендентом на престол. Но некоторые из его сыновей, старшие царевичи, воспитывались в Герате при Шахрухе. У Улугбека было пять жен. Из его детей обычно упоминаются дочери, причем напротив имен стояли имена матерей. Из сыновей упоминаются Абдулла, Абд ал-Рахман, Абд ал-Латиф, Абд ал-Азиз. Младший сын Абд ал-Азиз воспитывался при дворе Улугбека, что было нарушением обычаев заведенного Тимуром, при котором все дети рода находились при дворе главы государства.
Шахрух не объявлял приемника, претендентов было несколько, в том числе и Улугбек – старший сын. В 1446 году престарелый государь отправляется в поход на запад. Находясь в ставке, он заболел и умер. Абд ал-Латиф, находящийся вместе с войском деда, послал гонца к Улугбеку. Получив послание, правитель Мавераннахра собирает войско, выдвигается к Амударье и занимает стратегический город Балх. Улугбек считал себя единственным законным наследником.
Войско, возглавляемое Абд ал-Латифом должно было выдвинуться на Самарканд, но, не дойдя, было разбито претендентом на престол Ала ад-Даулом. Латиф был пленен и увезен в Герат. Улугбек после этих известий решил вступить в переговоры. Абд ал-Латиф был отпущен к отцу, а Улугбек отвел войска от Герата.
Военные действия возобновились зимой 1447 ?1448 года. Неудачные военные решения, несмотря на локальные победы, настроили войско против Улугбека. В конечном итоге даже старший сын Абд ал-Латиф выступил против отца.
Междоусобица в стране обострила пограничные конфликты – узбеки нападают на Самарканд и Улугбек был вынужден вернуться. Поставив управлять делами Мавераннахра младшего сына Абд ал-Азиза, Улугбек сосредоточил все силы на борьбе со старшим сыном. Но ни одна из сторон не решилась на открытое столкновение, армии были разделены Амударьей.
Абд ал-Азиз, оставленный в Самарканде, настроил против себя знать. Сопротивление достигло таких масштабов, что Улугбек был вынужден вернутся назад. Он смог подавить восстание и восстановить спокойствие в столице. Вернувшись в войска Улугбек взял младшего сына с собой.
Во время его отсутствия Абд ал-Латиф успел переправиться через Амударью и занять Термиз и Шахрисабз. Битва между отцом и сыном произошла в окрестностях Самарканда, где войско Улугбека было разбито, а он сам с младшим сыном сдался победителю.
Абд ал-Латиф сначала позволил Улугбеку отправится в хадж в Мекку, но в это же время состоялся суд, где бывшего правителя обвинили в убийстве и признали виновным по закону шариата, с правом отмщения. Некто Аббас, выступивший обвинителем на суде, привел приговор в исполнение, убив Улугбека 25 октября 1449 года недалеко от Самарканда
Научная деятельность
Источники не дают ответа, когда у Улугбека проявилась склонность к наукам. Скорее всего, он стал заниматься этим, уже став правителем Мавераннахра. В Самарканде после завоеваний Тимура было много представителей персидской науки, в то время в Персии при покровительстве ильханов наука развивалась очень бурно.
Об учености Улугбека писали многие хронисты и ученые XV века, сравнивая его с античными учеными. Улугбек как и большинство средневековых ученых, был энциклопедистом, занимался не только астрономией и математикой, но и философией, историей, медициной, поэзией и музыкой. Считается, что перу Улугбека принадлежит труд «История четырех улусов», но до наших дней дошли только зижды Улугбека.
Улугбек собирает в Самарканде лучших ученых. Для дальнейшего развития науки и культуры правитель решает создать новую научную школу — центр научной мысли Востока. В 1417 году приступает к строительству медресе в Самарканде.
Улугбек лично занимается подбором преподавателей из лучших ученых того времени, таких, как математики и астрономы Кази-заде ар-Руми, ал-Каши, ал-Кушчи. При непосредственном участии Улугбека научная школа успешно развивалась, но главную роль все же играло увлечение правителя астрономией. Медресе стало центром, объединившим ученых из разных регионов Азии. Обучение астрономии велось на основе Альмагеста Птолемея и трактатов персидских астрономов. Успешная деятельность астрономов в медресе подтолкнуло Улугбека на строительство обсерватории, она была воздвигнута в 1430 году на холме недалеко от Самарканда.
Несмотря на детальное описание, место, где стояла обсерватория, удалось обнаружить только в XX веке. Археологические раскопки произвели в 1908 – 1909 годах, а продолжили в 1914 году.
Обсерватория Улугбека была на тот момент крупнейшей в мире. Ее центральное круглое здание было высотой 30 метров и диаметром 46 метров. Горизонтальный круг для определения азимута светил имел диаметр 8-10 метров, а радиус вертикального секстанта, наполовину заглубленного в землю, достигал 40 метров. Секстант был ориентирован с юга на север точно по меридиану и позволял определять координаты Солнца, Луны и планет в моменты их прохождения через меридиан.
Основным трудом обсерватории Улугбека стал составленный в 1437 году «Гурганский зидж». Это сборник астрономических и тригонометрических таблиц, необходимых для решения задач практика-астронома. До наших дней дошло большое число рукописных копий, хранящихся в библиотеках стран Востока и Европы. Особую важность имеет каталог звезд зиджа, который был составлен в ходе многолетних наблюдений самаркандских ученых.
Научное наследие
Результаты научной деятельности Улугбека были известны ученым Востока и широко ими применялись. В Европе о зиджах Улугбека узнали в середине XVII века, когда часть труда опубликовал в Оксфорде Джон Гривз в 1648 – 1650 годах. Вторым европейским исследователем, обратившимся к этому труду, стал Томас Хайд. Он подготовил издание каталога звезд и таблицы на персидском с латинским переводом.
В 1690 году польский ученый Ян Гевелий в своем сочинение «Предвестник астрономии» провел сравнение зиджа Улугбека с другими значениями, полученными в древности Птоломеем и астрономами Европы XVI—XVII века, и дал высокую оценку точности труда самаркандских астрономов. Трудом Улугбека заканчивается период мусульманской астрономии на Востоке. Уже в XV веке обсерватория была разрушена.
Легенды
Учитывая то, что Улугбек был и великим учёным и правителем, про него известно немало легенд.
Легенда о медресе Улугбека
Когда медресе было почти построено, Улугбека спросили, кто будет первым мударрисом (преподавателем) этого медресе. Улугбек ответил: «Самый сведущий во всех науках человек». Тут поднялся из толпы оборванный человек — некий Хавафи и стал претендовать на это место. Поговорив с ним, Улугбек доверил ему прочитать лекцию при открытии медресе, на которой присутствовало 90 ученых: поняли лекцию два человека — Казы-Заде Руми (учитель Улугбека) и сам Улугбек.
Легенда о библиотеке Улугбека
Историки и современники сообщают, что библиотека была чрезвычайно богатой. Основу ее фонда составили книги, привезённые Тимуром из завоеванных им стран — «…собрав все армянские и персидские книги, сколько мог найти, послал их в Самарканд и поместил там в одной башне. Под страхом строжайшего наказания запретил он выносить книги из башни, а желающим читать их разрешал заниматься в башне».
При Улугбеке библиотека продолжала расширяться — рукописи покупались в других городах и переписывались в придворной мастерской — китаб-хане. Предполагают, что Улугбек лично являлся библиотекарем книгохранилища. Сколько их было и какие именно книги входили в библиотеку – неизвестно. Однако после трагической гибели Улугбека следы библиотеки теряются. Раскопки обсерватории Улугбека, в которой предположительно находилось книгохранилище при Улугбеке, книг не обнаружили.