Лекция 5

Начало проповеди Христианства.

 
Евангелист Лука описал в «Деяниях Святых Апостолов» (входящих в Новый Завет), как начиналась проповедь Христианства по всему миру.
Лука ? — апостол от семидесяти, сподвижник апостола Павла, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырёх Евангелий и Деяний Святых Апостолов. Был врачом, возможно судовым. Евангелист Лука в православной и католической традициях считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев.
По преданию, Лука – уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70 апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были неразлучны. Прибыв в Рим с Павлом, Лука вместе с ним и некоторыми другими спутниками апостола, проповедовал Христа. В Риме же он написал свое Евангелие и книгу Деяний Апостолов. В Евангелии он изобразил земную жизнь Иисуса Христа и на основании того, что сам видел и слышал, и принимая во внимание все то, что рассказывали другие, "бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова". Апостол Павел им руководил и потом одобрил написанное. Точно также и книга Деяний Апостольских написана была, как говорит церковное предание, по повелению апостола Павла. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть, был повешен около 82 г.
В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения. По преданию, Лука написал первую икону Пресвятой Богородицы и стал первым иконописцем. Авторству Луки приписывается несколько икон Богородицы, в том числе Владимирская «Богоматерь» (хранится в Третьяковской галерее),  Тихвинская икона Божией Матери (хранится в Тихвинском монастыре, Россия), Иверская икона находится в Иверском монастыре на Афоне.

Деяния Святых Апостолов

Глава 1

1 Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала 
2 до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, 
3 которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием. 
4 И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, 
5 ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. 
6 Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? 
7 Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, 
8 но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. 
9 Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. 
10 И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде 
11 и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. 
12 Тогда они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути. 
13 И, придя, взошли в горницу, где и пребывали, Петр и Иаков, Иоанн и Андрей, Филипп и Фома, Варфоломей и Матфей, Иаков Алфеев и Симон Зилот, и Иуда, брат Иакова. 
14 Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его. 
15 И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал 
16 было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! Надлежало исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святый устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса;
17 он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего; 
18 но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его; 
19 и это сделалось известно всем жителям Иерусалима, так что земля та на отечественном их наречии названа Акелдама, то есть земля крови. 
20 В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой. 
21 Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, 
22 начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. 
23 И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; 
24 и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал 
25 принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. 
26 И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам.
Глава 2
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. 
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. 
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. 
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? 
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. 
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, 
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, 
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? 
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? 
13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина. 
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: 
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; 
16 но это есть предреченное пророком Иоилем: 
17 И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. 
18 И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. 
19 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. 
20 Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. 
21 И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется. 
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, 
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; 
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. 
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. 
26 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, 
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. 
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. 
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня. 
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. 
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели. 
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. 
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, 
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. 
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. 
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? 
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. 
39 Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш. 
40 И другими многими словами он свидетельствовал и увещевал, говоря: спасайтесь от рода сего развращенного. 
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. 
42 И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах. 
43 Был же страх на всякой душе; и много чудес и знамений совершилось через Апостолов в Иерусалиме. 
44 Все же верующие были вместе и имели все общее. 
45 И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. 
46 И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, 
47 хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви.

Краткие исторические данные из жизни апостолов Иисуса.
 За время своей земной жизни Иисус Христос собрал около себя тысячи слушателей, последователей, среди которых особенно выделяются 12 ближайших учеников. Их христианская Церковь называет апостолами (греч. apostolos – посланник). Жизнь апостолов изложена в книге Деяния святых апостолов, которая входит в Новозаветный канон. А о смерти известно лишь то, что почти все, кроме Иоанна Зеведеева и Иуды Искариота, умерли мученической смертью.
  1. Камень верыАпостол Петр (Симон) родился в Вифсаиде на северном берегу Галилейского озера в семье простого рыбака Ионы. Он был женат и вместе со своим братом Андреем промышлял рыбной ловлей. Имя Петр (Petrus — от греческого слова "камень", "скала", арамейское "кефас") ему дал Иисус, который, встретив Симона и Андрея, сказал им:
  2. «Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».
Став апостолом Христа, Петр оставался с ним до конца земной жизни Иисуса, став одним из любимых учеников. По характеру Петр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу. Он же отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду.
В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, трижды отрекся от Христа. Но позже раскаялся и был прощен Господом. Петр первым, не раздумывая, ответил Иисусу, спросившему учеников, что они о нем думают, «Ты есть Христос, сын Бога живого».
После вознесения Господа апостол Петр проповедовал учение Христа в разных странах и совершал необыкновенные чудеса: воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных. По преданию (Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I), Петр 25 лет (с 43 по 67 годы н.э.) занимал пост епископа Рима. Впрочем, это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим лишь в начале 60-х годов I века н.э.
Во время гонений Нерона на христиан апостол Петр был распят на перевернутом кресте в 64 году (по другой версии в 67-68 году), вниз головой. Последнее – по собственному желанию апостола, поскольку Петр считал себя недостойным умереть точно такой же смертью, что и Христос.
2.Первый призванный
Апостол Андрей (Андрей Первозванный) был родным братом апостола Петра. Андрея Христос первым позвал в ученики, в связи с чем этого апостола часто называют Первозванным. Согласно Евангелию от Матфея и от Марка призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера. Апостол Иоанн описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (1, 35-40).
Еще в юности Андрей решил посвятить себя служению Богу. Сохраняя целомудрие, он отказался вступить в брак. Услышав о том, что на реке Иордан Иоанн Предтеча проповедует о приходе Мессии и призывает к покаянию, Андрей оставил все и отправился к нему. Скоро юноша стал ближайшим учеником Иоанна Крестителя.
На страницах Евангелия от Иоанна Андрей появляется дважды. Это он говорит с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей, а также вместе с апостолом Филиппом приводит к Иисусу эллинов.
До последнего дня земного пути Христа Андрей следовал за ним. Апостол Андрей стал свидетелем Воскресения и Вознесения Христова. В день Пятидесятницы (то есть через пятьдесят дней после Воскресения Иисуса) в Иерусалиме произошло чудо сошествия Святого Духа: апостолы получили дар исцелять, пророчествовать и способность рассказывать на разных языках о делах Христа.
Ученики Иисуса разделили между собой страны, куда они должны были нести евангельскую проповедь, обращая язычников к Богу. Андрею выпали по жребию Вифиния и Пропонтида  с городами Халкидон и Византия, а также земли Фракии и Македонии, Скифии и Фессалии, Эллады и Ахайи. И он прошел эти города и страны. Почти везде, где оказывался апостол, власти встречали его жестокими гонениями. Древнерусская "Повесть временных лет" рассказывает о том, что по прибытии в Корсу?нь  (полис, основанный древними греками на юго-западном побережье Крыма, нынешний Херсонес Таврический), Андрей узнал, что неподалеку находится устье Днепра, и, решив отправиться в Рим, поднялся вверх по реке. Остановившись на ночлег в месте, где впоследствии был построен Киев, апостол, поднялся на холмы, благословил их и водрузил крест.
Затем апостол Андрей посетил Рим, откуда возвратился в ахайский город Патры. По преданию, в Патрах он остановился у одного уважаемого человека и избавил его от тяжелой болезни, после чего обратил в христианство жителей всего города.
Правителем в Патрах был в то время римский проконсул по имени Егеат Антипат. Его жена Максимилла уверовала во Христа после того, как апостол исцелил ее от тяжкого недуга. Однако сам правитель не принял проповедь апостола, одновременно начались преследования христиан, которые называли нероновскими гонениями.
Егеат велел бросить апостола в темницу , а затем приказал распять его. Его распяли на косом кресте в виде буквы "Х", причем Егеат приказал не прибивать апостола гвоздями, а, чтобы продлить страдания, его привязали, как и брата, вниз головой. Еще два дня проповедовал апостол с креста. Косой крест с тех пор называется Андреевским крестом. Распятие это считается совершившимся около 70-го года.
3.Вековой свидетель
Апостол Иоанн (Иоанн Богослов, Иоанн Зеведеев) был сыном Зеведея и Саломии, дочери Обручника Иосифа. Младший брат апостола Иакова. Иоанн также, как и братья Петр и Андрей, был рыбаком. Он ловил рыбу с отцом и братом Иаковом, когда его позвал в ученики Христос. Он оставил отца в лодке, а сам с братом последовал за Спасителем.
Апостол известен как автор пяти книг Нового Завета: Евангелия от Иоанна, 1-го, 2-го и 3-го послания Иоанна и Откровения Иоанна Богослова (Апокалипсиса). Имя Богослов апостол получил из-за именования Иисуса Христа в Евангелии от Иоанна Словом Божьим.
На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери Деве Марии.
О дальнейшей жизни апостола известно только из церковных преданий, согласно которым, после Успения Матери Божией Иоанн, по выпавшему ему жребию, направился в Эфес и другие Малоазийские города для проповеди Евангелия, взяв с собой своего ученика Прохора. Находясь в городе Эфесе, апостол Иоанн проповедовал язычникам о Христе. Проповедь его сопровождалась многочисленными и великими чудесами, так что число христиан увеличивалось с каждым днем.
Во время гонений на христиан, Иоанн был отведен в кандалах на суд в Рим. За исповедание веры в Христа апостол был приговорен к смерти через отравление. Однако выпив чашу со смертельным ядом, он остался жив. Тогда ему была назначена новая казнь — котел с кипящим маслом. Но и это испытание апостол, согласно преданию, прошел невредимым. Увидев это чудо, палачи не решились более искушать волю Господа, и сослали Иоанна Богослова в ссылку на остров Патмос, где он прожил много лет.
После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Ефес, где продолжил проповедовать, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал Евангелие, в котором завещал всем христианам любить Господа и друг друга, и этим исполнить Закон Христов.
Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставаясь единственным живым человеком, видевшим воочию Иисуса Христа. Когда настало время смерти, Иоанн ушел из города с семью учениками и велел выкопать для него в земле крестообразную могилу, в которую и лег. Ученики закрыли лицо апостола платом и закопали могилу. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту его погребения и раскопали его, но не нашли в могиле тела Иоанна Богослова.
4.Святыня Пиренеев
Апостол Иаков (Иаков Зеведеев, Иаков Старший) — старший брат Иоанна Богослова. Иисус называл братьев «сыновья грома», очевидно за порывистый характер. Этот характер в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение, а также в просьбе дать им места в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса. Вместе с Петром и Иоанном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира, и лишь им позволил Иисус стать свидетелями Преображения и Гефсиманского борения.
После Воскресения и Вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти: в 44 году царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом».
Стоит отметить, что Иаков — единственный из апостолов, чья смерть описана на страницах Нового Завета. Мощи Иакова были перевезены в Испанию, в город Сантьяго-де-Компостела. Вторичное обретение мощей святого произошло в 813 году. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове. К XI веку паломничество в Сантьяго приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую Землю).
Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова». В конце XX века традиция паломничества возродилась. В честь апостола Иакова названа столица Чили Сантьяго.
5.Семейный ученик
Апостол Филипп упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея, от Марка, от Луки, а также в Деяниях Апостолов. Евангелие от Иоанна сообщает, что Филипп был родом из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром и призван за ними третьим. Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея). На страницах Евангелия от Иоанна Филипп появляется еще трижды: он беседует с Иисусом о хлебе для множества народа, приводит к Иисусу эллинов и просит Иисуса на Тайной вечере показать Отца.
Согласно Клименту Александрийскому и Евсевию Кесарийскому, Филипп был женат и имел дочерей.
Филипп проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии. За проповедническую деятельность был казнен (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполисе в Малой Азии.
Память апостола Филиппа Католическая Церковь отмечает 3 мая, а Православная Церковь 27 ноября: в этот день начинается Рождественский пост, поэтому его иначе называют Филипповым.
6.Израильтянин без лукавства
Существует единодушное мнение библеистов о том, что упомянутый в Евангелии от Иоанна Нафанаил – это одно лицо с Варфоломеем. Следовательно, апостол Варфоломей один из первых учеников Христа, призванный четвертым вслед за Андреем, Петром и Филиппом. В сцене призвания Нафанаила-Варфоломея он произносит знаменитую фразу: "Из Назарета может ли быть что доброе?"
Иисус, увидев его, говорит: "Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства".
Согласно преданию, Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии, особенно в связи с именем апостола Варфоломея упоминают город Иераполис. Согласно ряду исторических свидетельств, проповедовал он также в Армении, в связи с чем особо почитается в Армянской апостольской Церкви. Погиб мученической смертью: с него живьем содрали кожу.
7.Покровитель бухгалтеров
Левий Матфей стал автором Евангелия от Матфея. Иногда Евангелия его называют Левий Алфеев, то есть сын Алфея. Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора – ведь мытари глубоко презирались иудеями.
Евангелие от Марка и Евангелие от Луки сообщают о призвании Левия Матфея. Однако о дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен; по другим, он был казнен за проповедь христианства все в том же малоазийском городе Иераполис.
Апостол Матфей считается покровителем города Салерно (Италия), где хранятся его останки (в базилике Сан-Маттео), а также — покровителем вовсе не налоговиков, что первое приходит на ум, а бухгалтеров.
8.Верующий близнец
Апостола Фому называли Дидим — «близнецом» — настолько он был внешне похож на Иисуса. Один из моментов евангельской истории, связанный с Фомой — «уверение Фомы». В Евангелии говорится, что Фома не поверил рассказам других учеников о Воскресении Иисуса Христа, пока не увидел собственными глазами раны от гвоздей и пробитые копьем ребра Христа. Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным именем для недоверчивого слушателя.
 Апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии. Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение к Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, где его долго пытали. После чего, пронзенный пятью копьями, он умер. Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне.
В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи город Сан-Томе.
9.Двоюродный брат
Во всех четырех Евангелиях имя Иакова Алфеева приводится в списке апостолов, однако других сведений о нем не сообщается. Известно, что он был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, а значит, двоюродным братом Иисуса Христа. Именование Младший, или Меньшой Иаков получил для того, чтобы его легче было отличить от другого апостола — Иакова Старшего, или Иакова Зеведеева.
Согласно церковной традиции, апостол Иаков является первым епископом Иерусалимской Церкви и автором канонического Соборного Послания. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным, проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.
10.Не предатель
Иуда Фаддей (Иуда Иаковлев или Леввей) — брат Иакова Алфеева, сын Алфея или Клеопы ( и соответственно, еще один двоюродный брат Иисуса). В Евангелии от Иоанна Иуда на Тайной Вечере задает вопрос Иисусу о его грядущем воскресении. При этом он назван «Иуда, не Искариот», чтобы отличить его от Иуды предателя.
В Евангелии от Луки и Деяниях апостол назван Иудой Иаковлевым, что традиционно понималось как Иуда, брат Иакова. Согласно преданию, апостол Иуда проповедовал в Палестине, в Аравии, Сирии и Месопотамии, и умер мученической смертью в Армении во второй половине I века н. э.
11.Борец с Римом
Сведения в Евангелиях о Симоне Кананите крайне скудны. Он упомянут в Евангельских  списках апостолов, где зовется Симоном Зилотом или Симоном Кананитом, чтобы отличить его от Симона Петра. Никаких других сведений об апостоле Новый Завет не приводит. Имя Кананит имеет в древнееврейском то же значение, что и греческое слово "зилот" — "ревнитель". Это могло означать его принадлежность к политико-религиозному движению зилотов (зелотов) — непримиримых борцов с римским владычеством.
Согласно преданию святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте и Ливии. Возможно, проповедовал вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Есть сведения (неподтвержденные) о посещении апостолом Симоном Британии.
По преданию апостол принял мученическую кончину на Черноморском побережье Кавказа: был заживо распилен пилой. Погребен в городе Никопсии, местоположение которого также вызывает споры. Согласно официальной теории, этот город — нынешний Новый Афон в Абхазии; по другой (более вероятной), он находился на месте нынешнего поселка Новомихайловского в Краснодарском крае. В XIX веке на предполагаемом месте подвигов апостола, близ Апсарской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита.  
12.Тринадцатый апостол
После предательства и самоубийства Иуды Искариота ученики Иисуса решили выбрать нового апостола на место Иуды. Они выбрали двух кандидатов: «Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия» и, помолившись Богу, чтобы он указал, кого сделать апостолом, бросили жребий. Жребий выпал Матфию.
Заместитель по жребию
Апостол Матфий родился в Вифлееме, где с раннего детства изучал Закон Божий по священным книгам под руководством святого Симеона Богоприимца. Матфий уверовал в Мессию, неотступно следовал за ним и был избран в число 70 учеников, которых Господь "посылал по два пред лицем Своим".
После Сошествия Святого Духа апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее вместе с прочими апостолами. Из Иерусалима с Петром и Андреем ушел в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным.
Он творил великие чудеса и обратил множество. По церковному преданию, он был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питьё, но Матфий остался жив и исцелил других узников, ослепших от этого питья. Затем Матфий вернулся в Иудею и там продолжил свою проповедь, за что был осуждён синедрионом на смерть и побит камнями. Когда святой Матфий был уже мертв, иудеи, скрывая преступление, отсекли ему голову как противнику кесаря. По другим же источникам, апостола Матфия распяли на кресте. Смерть Матфия относят к 63 году.
Мощи Матфия, по преданию, перенесённые в Германию императрицей Еленой, почивают в Трире (в римскую эпоху одна из императорских резиденций) в крипте аббатства св. Матфия.
 
Пространства Посмертия
Во всех крупных эгрегорах и метакультурах древности были организованы специальные пространства Посмертия. В книге «Жизнь человека» как пример описаны пространства Посмертия Древнего Египта, по-своему был устроены пространства Посмертия Древней Греции, Рима, Вавилонии и т. п.
Как правило, они имели «верхние» и «нижние» этажи, и были проложены определенные маршруты, по которым продвигались души умерших, прежде чем попасть в нужное место – либо в пространство Предрождения, либо в какое-то специальное потустороннее пространство. Всю эту систему обслуживало огромное количество всяческих сущностей – разного масштаба, разных «специальностей», разного уровня проживания. Все эти процессы поддерживались эгрегором ритуально и мифологически.
Организуя пространства Посмертия для людей, эгрегоры либо занимали какие-то уже сформированные пространства, переустраивали их для своих целей и перепрофилировали живущих там сущностей, либо проникали в области неструктурированного материала, так или иначе его организовывая и приспосабливая их обитателей для своих целей (многих сущностей Нижних Зон просто прикармливая).
Но кроме как-то упорядоченных пространств оставалось множество мест, где находились человеческие души, которые оказывались вне организованных структур. Например, многие «провалившиеся» атланты, или те души, которых эгрегор отторгал, выбрасывая «во тьму внешнюю, где плач и скрежет зубовный». Или просто умершие «не по правилам» -- то есть те, кого эгрегор не мог или не хотел ритуально поддерживать.
В еврейской метакультуре был (и есть) Шеол, (по-еврейски Seol, возможно, «вопрошаемый», «неисследимый»); по-гречески передаётся термином Аид и переводится как «преисподняя», «ад», иногда как «могила». В иудаистической мифологии Шеол – царство мёртвых, загробный, «нижний», или «низший», мир, противополагаемый небу (Пс. 138, 8; Амос 9, 2; Иов 11, 8). Интересно, что Шеол представляется одушевлённым существом, страшным чудовищем, во многом аналогичным Тиамат в аккадской мифологии. Шеол проглатывает мёртвых, смыкая над ними свои гигантские челюсти, утроба Шеола вечно ненасытима, а душа его расширяется и волнуется в предчувствии добычи (Ис. 5, 14; 14, 9; ABB. 2, 5; Пс. 140, 7; Притч. 27, 20; Иов 24, 19). Различные наименования Шеола – «страна безмолвия», «земля забвения», «долина смертной тени», «погибель» (ср. Аваддон), «низший мир», «источник истребления», «врата смерти» (Пс. 22, 4; Пс. 106, 18 и др.). 
Ранние библейские тексты рассматривают Шеол как место обитания всех умерших (Быт. 37, 35 и 44, 31). Лишь наиболее страшные грешники, такие, как Корей, дерзнувший восстать против самого Моисея, проваливаются сквозь землю и нисходят в Шеол живыми (Чис. 16, 30-33; ср. Пс. 54, 16; Притч. 1, 12). Позже, однако, распространяются представления о Шеоле как месте заключения и наказания грешных душ, которые при жизни «уподобились животным» (Пс. 48, 15). Заключённые в Шеоле души нечестивых испытывают мучения: они «окованы скорбью и железом», пребывают в непроницаемой тьме, в хаотическом «неустройстве» (Пс. 17, 6; 106, 10; Иов 10, 21-22). Согласно пророческим книгам, преступных царей-тиранов в Шеоле заживо поедают черви (Ис. 14, 5-20; Иезек. 32, 21-27). Богопротивниками тёмные силы Шеола овладевают ещё при жизни, на них набрасывается «первенец смерти» и низводит их к демоническому «царю ужасов» (Иов 18, 13-14). Человеконенавистники предаются в Шеоле огню ярости Бога (Втор. 32, 22; Ис. 66, 24), обычных же грешников Бог «низводит» в Шеол и впоследствии «возводит» (1 Царств 2, 6), наказанием очистив их от грехов. Кроме умерших грешников, в Шеоле обитают рефаимы, злые духи «шедим», а также «ангелы-мучители». В ветхозаветных апокрифах Шеол часто отождествляется с геенной, он предстаёт «огненной бездной», где текут пламенеющие реки для «исцеления духа» грешников («Книга Еноха» 10, 13 и 61, 8; 3-я книга Ездры 7). В «Уставе» кумранской общины упоминается «позор гибели в огне мрачных областей», который противоположен «жизни в вечном свете».
Согласно талмудическим сказаниям, Шеол находится не под землёй, а как бы в ином пространстве, за «горами тьмы», так что из Шеола виден рай, и наоборот («Эрубин» 32). Шеол уподоблен «огненному мечу», охраняющему путь к древу жизни (ср. Быт. 3, 24), дабы злые не приобщились к вечности и этим не увековечили зло. В Шеол ведут трое врат: одни близ Иерусалима, вторые – в пустыне, а третьи – на дне морском; в то же время у Шеола 40 тысяч входов и он в 60 раз больше рая и в 3600 раз больше земного шара («Таанит» 10а). Путешественники, приближающиеся в море или в пустыне к вратам Шеола, слышат душераздирающие вопли терзаемых там грешников («Шевет-Мусар» 26). Шеол состоит из семи отделений (прообраз «кругов ада» в христианских воззрениях), и в каждом последующем огонь в 61 раз жарче, чем в предыдущем. Глубина каждого отделения - 300 лет ходьбы («Сота» 10). 
Шеол – это своеобразное чистилище, и мучения в нём способствуют лишь избавлению от злобы и нечистоты. Только закоренелые грешники мучаются в Шеоле больше года, причём половину этого очистительного срока душа проводит в огне, а половину - во льду («Берахот» 28; «Ялкут Деварим» 8, 92). Виды наказаний в Шеоле символизируют караемые ими грехи. На субботу и другие праздники души освобождаются от мук Шеола, в будущем же (в эсхатологические времена) великие ангелы Михаил и Гавриил, посланные богом, отворят врата Шеола и «выведут за руку» всех провалившихся туда (Масехат-Гихеном к Ис. 26, 19).
Напоминаю, так это все было более 2 тыс. лет тому назад.
 
Схождение Христа во ад
В промежуток времени от распятия Христа до его воскресения происходил спуск Иисуса и Иуды в плотные слои (напомню, что они умерли в один день). Основной задачей было создать Канал проведения Этереоцефала и Планетарного Логоса до нижней границы слоев Алес, до границы с 24-качественным пространством. Но удалось провести Канал только до слоя Камня и немного вглубь него, дальше оказалось на то время просто невозможно, даже до Нижнего Зеркала не дошло. Тот материал, который стал препятствием, был совершенно непроходим. Но все равно это было значительно глубже, чем вообще до тех пор проникали вертикальные токи.
До Астрального слоя основа Канала была выстроена (об этом мы говорили на предыдущих лекциях). Интересно, что Канал на уровне Астрального слоя как бы разветвлялся и ток шел вниз двумя лучами. По первоначальному сценарию он должен был пройти по оси Еврейской метакультуры, но ее плотность оказалась так велика, что тот луч, который прошел через нее, сумел преодолеть примерно две трети ее глубины и потом почти полностью угас. Основной луч прошел через ось Греко-Римской метакультуры (в значительной степени, как ни странно, благодаря Пилату). Если бы Еврейская метакультура сумела в свое время гармонично интегрироваться с Греко-Римской, то ток прошел бы единым лучом и, естественно, более сильным. В том, что этого не произошло, «виноваты» были оба эгрегора – как еврейский, так и Римский.
В расширении, укреплении Канала, в проведении через него токов (как через Астральный и Физический, так и более плотные Эфирные слои) значительное участие принимали и апостолы. Выше я говорила о том, что произошло на Пятидесятницу. Мы знаем этот христианский праздник. Но сначала была (и есть до сих пор) иудейская Пятидесятница – это еврейский праздник Шавуот. Он посвящен одному из важнейших событий еврейской истории и метаистории. На 50-й день после Исходa из Египта евреи приближаются к горе Синай и получают от Бога Тору – Закон, этим самым заключая с ним договор быть ему «царством священников и святым народом» (Исх 19:6), то есть исполнять всем сердцем новые заповеди, которые Бог даёт еврейскому народу, и распространять знание о Боге по всему миру.
Именно в день этого еврейского праздника, через 50 дней после воскресения, апостолы «исполнились все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». 
Но, помимо того, о чем написано в Новом Завете, во время Пятидесятницы прошел еще и Демиургический ток Христианской метакультуры. Этот Демиургический ток прошел вообще практически только через Греко-Римскую метакультуру. Вокруг оси этого тока образовался мощный турбулент, благодаря которому множество людей привлеклись к нарождающемуся христианству и проповеди апостолов имели такой огромный успех. Но из иудеев влияние этого тока ощутили очень немногие, в основном эллинизированные. Более того, демиургический ток Еврейской метакультуры к этому времени уже ослаб настолько, что эгрегор ослабел и стал разваливаться.
В 66-м году началась Иудейская война, в 70-м году римские войска захватили и разрушили Иерусалим. Из тех, кто не был убит при штурме города, старые и слабые были убиты, остальные проданы в рабство. То же происходило и в других городах. Обетованная земля избранного народа Божия была разделена на участки и роздана или распродана новым поселенцам; а подать, которую иудеи платили в храм Иеговы, они теперь должны были платить новопостроенному храму Юпитера Капитолийского. Подробнее об этом мы поговорим позднее.
Вернемся к Каналу. Уже сам факт построения Канала и проведения по нему токов вызвал колоссальные подвижки в плотных слоях. Многие пространства Посмертия были разрушены или деформированы. Благодаря же подвижкам слоев освободились многие души, «замурованные» по разным причинам в слое Камня. Прежде всего, это коснулось бывших атлантических магов, которые в течение тысячелетий не могли даже выйти в воплощение.
Как очень красиво пишет Даниил Андреев, «совершилось то потрясшее Шаданакар нисхождение Христа в миры Возмездия и раскрытие вечно замкнутых врат этих миров, которое воистину стяжало Иисусу имя Спасителя. Он прошел сквозь все слои магм и ядра; непреодолимым оказался только порог Суфэтха. Все остальные пороги были сдвинуты, запоры сорваны, страдальцы подняты - одни в миры Просветления, другие в шрастры, третьи в верхние слои Возмездия, начавшие преобразовываться из вечных страдалищ во временные чистилища. Так было положено начало великому, позднее все возраставшему смягчению Закона кармы.»
Заметим, что Апостолы в своем посмертии также участвовали в реорганизации потусторонних пространств, в том числе и плотных. Практически все они были казнены по римским законам, поэтому могли построить себе тела из очень плотного фантомного материала, в которых спускались на нужную глубину, неся с собой новые энергии и материал. Заметим, что из этих 12-ти римских граждан не было, поэтому римская эгрегориальная субстанция на них не влияла и они потом, сделав дело, эти фантомные оболочки легко сбрасывали (как это сделал и сам Иисус). Римским подданным был апостол Павел, но о нем будет отдельный разговор. У нас он пока еще не появлялся.
 
Тема Закона. Каждый эгрегор внутри себя создает свою систему законов – это и законы писаные, и неписаные (обычаи), и, естественно, в них присутствует определенная энергетика закона, на которой они основаны – как правило, сильно отличающаяся от Литана. Согласно своим законам (явным и неявным) эгрегор и организует инкарнационный круговорот и реализацию кармы внутри себя. Кармические механизмы и в еврейском, и в Римском эгрегорах были очень жесткими и препятствовали реализации многих глобальных кармических сценариев, в первую очередь сценариев планетарного Логоса и Этереоцефала. А именно это и было, как мы много раз говорили, одним из основных Предназначений Человечества.
Кроме того, оба эти эгрегора наработали и свою собственную эгрегориальную карму (очень непростую). Кармический сценарий Этереоцефала и Планетарного Логоса, активированный Иисусом Христом, как бы взломал собою карму не только этих эгрегоров, но и карму всего человечества. Поэтому когда говорят, что Христос спас человечество – это как раз о том, что благодаря ему многие кармические законы стали более мягкими, точнее, пластичными, а потусторонние пространства очень сильно преобразовались, для многих душ открылись совершенно другие возможности, особенно это коснулось тех, кто воспринял хотя бы в малой степени энергии Христа (речь идет о тех, кто познал Христа не по научению, а принял всей душой).

Медитация: 12-е Зоны и 23-я
ЛИТАН
ОСТЕР ВУУЛ
ЙЕНН ЛЕВИС
ХОХ КРОН

ЭРЭО ТУММ ТАН ТЕРЦ РА