Лекция 1

Завершение миссии.

 

 
Прежде чем мы продолжим разговор о событиях последних дней жизни Христа, о его казни, смерти, посмертии и Воскресении, поговорим об его Учении, которое легло в основу Христианской религии – как оно сложилось, в чем его отличие от того, что было до него и почему оно первоначально встретило такое жесткое сопротивление.
Можно выделить три подхода к теме, которой мы занимаемся: исторический, метаисторический и вероучительский. Вероучительский, конечно, преобладает, и к тому же постоянно переходит в нравоучительный, причем внедрение вероучения и нравоучения часто слишком настойчивое, даже навязчивое, что многих отталкивает. Александр Мень стремился совместить исторический и вероучительский подходы.
В этом курсе мы рассмотрим метаисторию возникновения христианства и становления его вероучения. Напомню, что в своих метаисторических утверждениях мы всегда (когда это возможно) опираемся данные истории. Возникновение христианства можно считать историческим чудом: слишком стремительным, «взрывным» было распространения нового учения.
Еще в древности те, кто следовал вероучительскому подходу (который, естественно, преобладал) позволяли себе достаточно свободно обращаться с историческими фактами, что-то опуская, что-то домысливая, что-то сознательно или несознательно искажая. Зарождение основных постулатов Учения приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.), о них мы с вами уже говорили. Однако само вероучение было составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения. Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно.
Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.
Раннехристианская литература
В Новый завет входят двадцать семь произведений: четыре евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна), "Деяния апостолов", двадцать одно послание апостолов. Авторство четырнадцати из них церковь приписывает апостолу Павлу (они адресованы тем или иным христианским общинам или конкретным людям), имеются также Послание Иакова, два Послания Петра, три Послания Иоанна и Послание Иуды: их принято называть "соборными" или "католическими", т. е. адресованными всем христианам. Завершает Новый завет Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Тексты Нового завета считаются каноническими ("нормативными"), церковь провозглашает их боговдохновенными. Написаны они на греческом языке – разговорном языке многих восточных провинций Римской империи (хотя в самой Палестине, где появились первые христианские проповедники, говорили преимущественно по-арамейски). Считается, что и некоторые евангелия, например, «от Матфея», первоначально были написаны на арамейском (который тогда считался «еврейским» языком). Именно по-арамейски говорил и сам Иисус. Предполагается, что имелись первоначальные записи изречений Иисуса (так называемые Логии), на которых и основывались евангелисты.
Считается, что раньше других было написано евангелие от Марка. Оно циркулировало еще тогда, когда были живы апостолы или их непосредственные ученики, поэтому полагают, что оно в существенных чертах является подлинной историей.
Цели других евангелий были в большей степени вероучительскими. Евангелие «От Матфея» написано, возможно, не им самим, а его учеником, но в любом случае его датируют временем не позднее 85-90 гг. Оно было ориентировано на евреев, поэтому в нем подробнее, чем в остальных, описаны произведенные Иисусом чудеса и всячески доказывается, что в Христе исполнились многие ветхозаветные пророчества.
Евангелие от Луки (последнее десятилетие первого века) ориентировано не на иудеев, а скорее на язычников. Возможно, сам Лука происходил из языческой среды. Он был другом апостола Павла и автором Деяний Апостолов. У этих трех евангелий много пересечений – по-видимому, авторы пользовались общими источниками и/или заимствовали друг у друга. Эти три евангелия называются синоптическими (синопсис – общий обзор). Понятие это возникло как следствие широкого распространения в Западной Европе так называемых Евангельских "синопсисов" ("общих обзоров"). "Синопсисы" представляли единую параллельную таблицу всех стихов четырёх Евангелий. Такие таблицы подчеркнули наглядную близость плана, стиля и содержания первых трёх Евангелий в противоположность Евангелию от Иоанна. Взаимная схожесть трёх первых Евангелий и их отличие от Иоаннова ясна из степени общности их содержания. Так, у Марка 93% общего содержания с другими евангелистами, у Матфея - 58%, у Луки 41%, а у Иоанна лишь 8%. В общей сложности существует 350 евангельских стихов общих для всех трёх синоптиков, а среди мест, не вошедших в Евангелие от Марка, имеется около 200 общих для Матфея и Луки.
Евангелисты-синоптики повествуют в основном о служении Господа в Галилее, а затем переходят к последнему путешествию Его в Иерусалим; близки они и в передаче изречений Христа. Четвертое евангелие «От Иоанна» совсем другое.
Иоанново Евангелие, хотя имеет ряд параллелей с синоптиками, но значительно дополняет их пробелы. Иоанн уточняет их хронологию и говорит о 4-х посещениях Христом Иудеи; описывает меньшее число (и по большей части других) чудес; разъясняет что Распятие произошло в пятницу; приводит изречения Господни, по характеру отличные от уже записанных синоптиками. В этом евангелии особый акцент сделан на метафизических идеях, Иисус изображен с теологической точки зрения, он – Логос, Слово, Творец Мира и Спаситель человечества.
Если присмотреться внимательно, в евангелиях существует множество противоречий, множество сомнительных исторических сведений, множество эпизодов, предназначенных доказать исполнение ветхозаветных пророчеств. Кроме того, евангелисты явно считали, что история призвана служить проводником нравственных идей.
Очевидно, что и беседы, и речи, излагаемые в евангелиях, были подвержены искажениям в силу непрочности воспоминаний присутствовавших на них неграмотных слушателей и ошибок или исправлений переписчиков и переводчиков. Так, Евангелие от Матфея первоначально было написано на арамейском, переведено на греческий, затем на церковнославянский. И только затем уже на русский (с греческого).
Однако писания Нового завета были лишь незначительной частью обширной христианской литературы, создававшейся в I-III вв., т. е. до признания христианства официальной религией. Христианские писатели конца II - IV в. упоминают, цитируют, пересказывают различные евангелия: от Петра, от Андрея, от Варфоломея, два евангелия от Фомы, совершенно различные по содержанию, Евангелие от Марии. Имели хождение целых три евангелия от Марка: каноническое (признанное), "подложное" и тайное евангелие (написанное якобы самим Марком для "избранных"). Некоторые евангелия названы по тем христианским группам, среди которых они почитались (хотя, возможно, в их подлинных названиях также стояло имя какого-либо апостола), например Евангелие евреев, Евангелие египтян. Представители гностицизма – религиозно-философского течения в христианстве – свое сочинение назвали Евангелием Истины.
Кроме евангелий, существовали и другие, не вошедшие в Новый завет книги, которые почитались разными христианскими группами как источники вероучения: Апокалипсис Петра, Апокалипсис Павла, деяния некоторых апостолов (Павла, Филиппа, Андрея), послания, "Пастырь" Гермы и др. Археологические раскопки конца XIX - начала XX в. открыли фрагменты и целые сочинения, не признанные церковью. Самым крупным среди этих открытий была библиотека христиан-гностиков из Наг-Хаммади (Египет). Для того чтобы понять длительный и сложный процесс разделения священных книг христиан на признанные и непризнанные (канонические и апокрифические), нужно прежде всего представить себе особенности формирования раннехристианской литературы в целом.
Сам Иисус никаких записей своего учения не оставил, да такой цели перед ним и не стояло. Почему – об этом поговорим позднее. Да и первые христианские проповедники меньше всего думали о записи своего учения. Можно сказать, что и учение в точном смысле слова до конца I в. еще не сложилось. Странствующие пророки передавали то, что было известно им о спасителе, распятом в Иудее во время правления императора Тиберия (14-37), помазаннике божием Иисусе Христе, в воскресение которого они уверовали. Христианские проповедники использовали в качестве образца бытовавшие в иудейской среде притчи, поучения, рассказы об отдельных эпизодах из жизни знаменитых учителей (рабби). Так создавалась устная христианская традиция.
Само слово "евангелие" (греч. "благая весть") первоначально в представлениях последователей Иисуса означало проповедь, раскрывающую смысл новой веры. В посланиях Павла, в частности в «Послании к Галатам», автор выступает против тех проповедников, которые, с его точки зрения, искажают смысл "благой вести" об Иисусе. Он предает анафеме тех, кто благовествует "не то, что мы благовествовали вам", и добавляет: "Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое" (1.8, 11).
Само слово "евангелие" в языческом окружении христиан было связано с культом императора: в надписях, прославлявших Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н. э.), день его рождения был назван началом "многих благовестий". Восприняв подобную терминологию, христиане придавали ей принципиально иной смысл: не "благовестия" о вполне земных делах императора, а единственная "благая весть" об Иисусе – спасителе и мессии – стала содержанием христианской проповеди.
Проповедники выступали, прежде всего, в синагогах, существовавших в городах восточных провинций, а также в частных домах, под открытым небом, в опустевших ремесленных мастерских. Устная традиция продолжала существовать и в тот период, когда появились первые писания.
Длительное господство устной традиции (несколько десятилетий после гибели Иисуса) объясняется рядом причин. Первые "апостолы и пророки", последователи его учения, продолжали считать себя иудеями по вероисповеданию, для них священным писанием были книги, включенные в Ветхий завет. Для христиан священным текстом был перевод иудейской Библии на греческий язык, сделанный в Александрии Египетской в III в. до н. э. - так называемая Септуагинта. Септуагинта была признана боговдохновенной иудеями, жившими вне Палестины, многие из которых уже не знали древнееврейского языка. Септуагинту использовали в своих произведениях Иосиф Флавий и Филон Александрийский. Святость "Закона и Пророков", как обычно христиане обозначали иудейские религиозные книги, доступные благодаря Септуагинте, не позволяла долгое время создавать новые священные книги.
В античном мире роль устного слова была исключительно велика: политические ораторы выступали на народных собраниях, поэты читали свои стихи на площадях, пророки и предсказатели произносили речи на ступенях храмов. Устное слово оказывало большее воздействие на верующих, чем писаное, недаром первые христианские тексты были предназначены для чтения вслух в собрании верующих. Как отмечает С. С. Аверинцев, "литературное слово евангельских текстов, тоже очень простое и необработанное, есть по своей внутренней установке обрядовое слово, словесное "действо", "таинство". Оно предполагает скорее заучивание наизусть, ритмическое и распевное произнесение и замедленное вникание в отдельные единицы текста, чем обычное для нас читательское восприятие".
Между устными проповедями различных проповедников существовали расхождения. Раннее христианство с самого начала представляло собой множество вариантов, часто имевших мало общего, хотя все они концентрировались вокруг веры в воскресение спасителя; каждая группа имела свою "историю Иисуса". Наиболее явным и резким стало расхождение между палестинскими христианами, а также теми христианами вне Палестины, которые соблюдали иудейскую обрядность, и христианами из язычников, против этой обрядности выступавших.
У первых христиан не было потребности в записи своих проповедей еще и потому, что они ждали скорого прихода воскресшего Иисуса "во время сие", как сказано в Евангелии от Марка (10. 30). Главным для них было проповедовать новое учение, готовясь к установлению царства божия.
Слова Иисуса о том, что «приблизилось Царствие Божие» они понимали как установление этого царствия на земле, в этом мире. То есть одна из основополагающих идей иудаизма о том, что придет Мессия и установит Царствие Божие на земле, просто была первыми христианами отнесена на Второе Пришествие.
Христос говорил, что это царствие установится после всяческих ужасов, разрушения Иерусалима и т. д. На прошлой лекции я вам приводила цитату из Евангелия. Там было сказано: «и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою». «итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого». 
Поскольку времена и так были очень сложные, пророчества о конце этого мира и наступлении Царства Божия на земле казались близкими к исполнению. Вероятно, самым ранним из записанных пророчеств явилось Откровение Иоанна (Апокалипсис). Оно начинается как наставление, в котором порицаются одни христиане, одобряются другие, но затем автор переходит к описанию видений Страшного суда, переполненному символами, аллегориями, устрашающими образами того, "чему надлежит быть после сего" (4.1). Автор Откровения Иоанна широко использует образы пророчеств, знакомые христианам из иудеев (а именно им адресовано это писание). Так, в книге пророка Даниила сказано: "И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим во веки, что к концу времени и времен и полувремени и по совершенном низложении силы народа святого все это совершится" (12.7); а в Апокалипсисе: "И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу И клялся Живущим во веки веков... что времени уже не будет" (10. 5-6). Подобные примеры можно привести и из других пророческих книг.
Откровение Иоанна написано в 68-69 гг. Возможно, что оно было отредактировано переписчиками в середине 90-х годов, уже после падения Иерусалима в 70 г. в результате поражения I иудейского восстания против римлян. Эта дата приведена у Евсевия Кесарийского со ссылкой на Иринея (НЕ. III. 18).
В дальнейшем появились и другие откровения: Апокалипсис Петра, описывающий видение рая и ада, "Пастырь" Гермы (название свое это произведение получило по описываемым автором видениям, где действует человек в одежде пастыря), в нем приводятся притчи и наставления, носившие этический характер.
Апокалиптическая литература была предназначена для чтения вслух. В нее нужно было "входить" эмоционально: интонационная выразительность чтеца должна была усиливать воздействие страшных, таинственных описаний, и само это "вхождение" представлялось мистическим действом.
Христианским проповедникам приходилось не только произносить устные проповеди, но и писать послания, разъясняя учение, которое они считали истинным, переубеждая, давая конкретные советы, хваля или, наоборот, порицая. Послания эти адресовались тем христианским группам, к которым проповедник не мог прийти; они должны были читаться на собраниях верующих (Колос. 4.16).
Теперь собственно об Учении:
Первыми, кто все это услышал и стал транслировать дальше, были ученики и в первую очередь избранные из их числа Апостолы.
Однажды, найдя на берегу рыбаков, вытаскивающих сети, Он позвал их следовать за Собой, они без колебаний оставили свои сети и отныне целиком принадлежали только Учителю.
Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, впоследствии названного Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. 
Напомню, что Андрей был учеником Иоанна Крестителя, которого тот в свое время посылал к Иисусу, поэтому он называется Андрей Первозванный. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, чинивших сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. 
В Капернауме у берега находилась таможня. Посетив ее, Иисус встретил там мытаря Левия, по прозвищу Матфей, и сказал ему: “Следуй за Мной”. Матфей не только сразу же присоединился к назаретскому Учителю, но и привел к Нему других мытарей. Позднее этот человек, вероятно, первым начал записывать слова Христовы.
Кроме четырех геннисаретских рыбаков и Матфея, в ближайший круг приверженцев Иисуса вошли Нафанаил бар-Толомей (греч.: Варфоломей) из Каны, его друг Филипп, житель Вифсаиды, лучше других владевший греческим языком, Симон Зелот, который оставил ради Христа партию воинствующих экстремистов, рыбак Фома (Фома (арам.), или Дидим (греч.), т.е. Близнец, — вероятнее всего прозвище), а также Иуда Фаддей и Иаков Алфеев. Все они происходили из Галилеи, южанином был только уроженец города Кериота Иуда бар-Симон, известный нам как Иуда Искариот. Последнему Иисус поручил хранение денежных средств своей общины. Заметим, что новообразованная община, которую несколько лет спустя стали называть “Назарейской”, располагала определенными денежными средствами и была даже в состоянии оказывать помощь бедным. Деньги поступали от учеников и принадлежали всему братству. Этот принцип был позднее усвоен иерусалимской Церковью.
Эти двенадцать мужчин представляли разные типы человеческого темперамента, и символически их соотносят с 12-ю знаками Зодиака. Заметим, что большинство из них были галилейскими рыбаками, а Галилея еще за сто лет до того была в основном языческой и только сравнительно недавно была принудительно обращена в иудаизм. Так что в жилах многих из них текло немало языческой.
Было бы ошибкой считать апостолов совершенно невежественными и необразованными людьми. Семь из них закончили синагогальные школы Капернаума, а во всей Галилее не было лучших еврейских школ. Все они хорошо знали Писания иудеев и обладали многими самыми современными познаниями той эпохи.
Когда некоторые письменные свидетельства называют их “невежественными и необразованными”, это означает лишь то, что они являлись простыми людьми, необученными доктринам учителей Закона и не владеющими методами официального толкования Писаний. Говоря нашим языком, у них не было так называемого высшего образования, то есть не все они прошли жёсткую, стандартную программу образования. Но с юношеских лет каждый из них учился жить самостоятельно и хорошо знал эту жизнь. Все они были достаточно молоды, самому старшему, Симону-Петру было около 30 лет – по тем временам возраст зрелости. Самым младшим, совсем еще юношей был Иоанн (Зеведеев) – на момент «призвания» ему было лет 15-16 (по тем временам он был уже совершеннолетний).
Все евангелисты утверждают, что эти люди, которых Иисус приблизил к Себе, первое время плохо понимали Его Самого и Его цели. Подчас им было трудно уловить даже простую мысль Учителя. Это, конечно, должно было огорчать Иисуса, но Он терпеливо воспитывал учеников и радовался каждый раз, когда что-то прояснялось для них. “Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, — восклицал Иисус в такие моменты, — что Ты скрыл это от мудрых и разумных и открыл это младенцам!” Если бы Благая Весть была сначала вручена “мудрецам”, возникла бы опасность, что ее суть останется затемненной. В подлинной чистоте Евангелие – Благую Весть – могли сохранить именно простые люди, чуждые гордости и “лидерства”, не отравленные сухой казуистикой и метафизическими теориями, люди, которые внесли в учение Иисуса минимум своего. Личность, мысль, воля Господа были для них единственным и самым дорогим сокровищем. Иисус любил эту духовную семью и ставил Свою связь с ней выше кровного родства. Когда во время большого скопления народа Учителю сообщили, что снаружи у дверей Его ждут Мать и братья, Он указал на учеников: “Вот Мать Моя и братья Мои...”
В дальнейшем мы поговорим о каждом из них подробнее.
Теперь о сути Учения.
Для иудеев Священное Писание – то, что впоследствии стало называться Ветхим Заветом.
Напомним, что задача Еврейской метакультуры – создать первичный канал для проведения тока Этереоцефала и тока Планетарного Логоса. Для этого необходимо было построить Иерархию и воплотить проводников этих токов, то есть построить тела в полном диапазоне – от самого плотно-эфирного до Стабильно-Трансцендентного, чего до того сделать было невозможно. Один человек был бы не в состоянии это осуществить, необходимо было воплотить и «группу поддержки», тех, кто помогал бы на физическом плане. Но необходимо было также подготовить более широкую возможность прохождения этого тока через Тонический, Астральный и Эфирный слои, поэтому необходимо было создать Учение о Едином Вседержителе, которое было бы внедрено в сознание народа (в массовое сознание), задавало бы определенные нравственные нормы (воспитывало бы народ).
Для решения этих задач пришлось задать очень жесткие параметры организации самого эгрегора и выстроить очень точную схему инкарнационного круговорот и очень жесткую систему кармических связей, чтобы все участники процесса могли воплотиться в нужное время в нужном месте. Нужно было воплотить множество поколений предков Иисуса, чтобы подобрать все необходимые качества – сочетать законы кармы и законы генетики было очень непросто. Сама метакультура была достаточно замкнутой, чтобы в ее внутренней среде создались подходящие условия для «вынашивания».
Напомним, что родоначальником Еврейской метакультуры был Авраам, который заключил с Всевышним Завет. И одной из составляющих этого Завета было обещание Аврааму, что его потомство будет многочисленно, его потомство получит Благую Весть и благодаря служению его потомства благословятся все люди земли благословениями Благой Вести, которое есть благословение спасения для жизни вечной.
Через Моисея в XIII веке до н. э. евреям был дан Закон, в основе которого лежали Десять Заповедей.
  1. Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Затем, перед самой смертью, Моисей дал народу более подробные указания, которые были собраны в так называемом Второзаконии. Оно начинается  Десятью Заповедями и далее излагаются монотеистические и теократические принципы, по которым народ Израиля будет жить в своей стране. Вторая часть является кодексом Второзакония и содержит специальные законы или предписания, дополняющие Десять заповедей. Это культовые предписания, гражданские законы, уголовные законы. Кодекс заканчивается своего рода заключением и формулой возложения на народ обязательства соблюдать законы.
В дальнейшем создавались все новые законы, подробно, до мелочей, регламентирующие всю жизнь правоверных евреев. Другое дело, что далеко не все, естественно, эти законы соблюдали, и вообще в жизни еврейского народа происходило множество драматических и трагических событий, о которых мы говорили в предыдущих лекциях. В Иудаизме было множество пророчеств о конце света, перед которым придет Машиах – Мессия, который воцарится в Израиле, сделает этот народ победителем, весь народ соберется в Сионе и мертвые воскреснут в физическом теле. Этой мечтой и эманациями эгрегориального закона были насквозь пропитаны и массовое сознание, и образ жизни всего народа (даже той его части, которая к тому времени – началу новой эры – уже жила в диаспоре). И вот в эту плотную среду, созданную двумя тысячелетиями истории еврейского народа, наконец, пришла Благая Весть, но пришла совершенно не в той форме, от совершенно неожиданного человека и говорящая совершенно о другом.
Принципиальное отличие Нового Завета от Ветхого состояло в следующем: в самом начале Библии, в Книге Бытия Бог сказал людям: «плодитесь, и размножайтесь, и наполняйте землю». Затем Аврааму было обещано неизмеримо многочисленное потомство, и еврейский народ изо всех сил стремился выполнять эти программы.
Смысл же Благой Вести состоял в том, что приблизилось Царствие Божие! И Христос имел в виде совсем не то, что это Царствие Божие наступит на земле. Оно по-прежнему на небесах, просто теперь туда стало легче попасть, оно стало ближе. И он пришел указать путь туда, научить, что нужно сделать для этого. И что не здесь, на земле, нужно «собирать свое сокровище», нужно готовиться к переходу туда, в Царствие Небесное! А необходимые условия такого перехода были сформулированы в Нагорной проповеди:

Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. 

 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 
 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 
 Блаженны плачущие, ибо они утешатся. 
 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 
 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 
 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 
 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 
 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 
 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 
 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 
 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали 
и пророков, бывших прежде вас. 

Здесь Иисус говорит о достойных войти в Царство Небесное. Причем речь идет о тех, кто уже находится в этом состоянии. Если человек решит – вот, я с завтрашнего дня буду кротким – ничего для него от этого не изменится.
Наибольшее недоумение из «Заповедей Блаженства» у многих вызывает утверждение о «нищих духом». Заметим, Иисус не сказал: блаженны вы, если будете нищими, но — «блаженны нищие». Что значит: нищие духом? Это смиренные и сокрушенные сердцем. Духом здесь (в переводе) названа душа и все внутреннее состояние человека. Есть много смиренных не по своему внутреннему состоянию, а по необходимости обстоятельств – в том, естественно, не велика заслуга. Иисус называет, прежде всего, блаженными тех, которые сами смиренны перед Богом (то есть, говоря нашим языком, лишены отклонения по 12-активной). Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал: «нищие»? Потому, что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые боятся и трепещут заповедей Божьих, которых и через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: «на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего перед словом Моим».

И дальше Он обращается к ученикам:

 Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.  Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 
И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.  Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. 
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 
Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. 
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном.  Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. 

Дальше идут новые заповеди, каждая из которых имеет отсылку к Закону Моисея или к «пророкам»:
Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. 
А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: "рака ", подлежит синедриону; а кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной.  

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, 
оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. 
Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; 
истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта. 
Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. 
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.  

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.  И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. 
Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.  

А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. 
Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.  

А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий;  ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; 
 ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. 
Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.  Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.  

А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;  и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; 
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. 

 Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. 
 Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. 

 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, 
да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. 

 Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? 

 И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? 

 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.


Очевидно, что живя обычной жизнью, исполнить эти заповеди невозможно. Но эти заповеди даны не для тех, кто собирается хорошо жить в этом мире, в этой реальности. Это заповеди для тех, кто собирается в Царствие Божие.

Разница с заповедями Закона Моисея заметна еще и в том, что более через чем тысячу лет отклонения (говоря нашим языком) судятся значительно строже. Не только на уровне 7-ки (кто убил – подлежит суду), а уже на уровне двойки, тройки, четверки (прелюбодействует в сердце своем). Если для жизни в обществе эгрегориальных законов было достаточно, то, чтобы войти в Царство Божие, нужно соответствовать совершенно другим критериям.
  1. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.
  2. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.
  3. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,
  4. чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;
  8. не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
  9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;
  10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;
  11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;
  12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;
  13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.
  14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,
  15. а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
  16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
  17. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,
  18. чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
  19. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
  20. но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
  21. ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
  22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
  23. если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
  24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
  25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
  26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
  27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
  28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
  29. но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
  30. если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
  31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
  32. потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
  33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
  34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.

Иисус Христос не предлагал, да и не мог предлагать какую-то конкретную программу переустройства общества, Он не касался и политических проблем эпохи. А именно этого все ждали от Мессии. Более того, он не ставил своей целью и создания какого-либо Учения, поэтому он сам ничего не писал. Если не рассматривать его метаисторические задачи, то для людей он делал основное:

Он нес Свет! Он свидетельствовал о приближении Царствия Божия, то есть о возможности изменения человеческой природы. Как потом писал ап. Павел (1-е послание к Коринфянам): «Не все мы умрем, но все изменимся».

Медитация: 8-я Зона
СООК ЭТОЛ СИОН ХАА ПРИСЦЕЛЬС