Лекция 8.
Эпоха Каролингов

 

 
Политический кризис в Меровингском королевстве и его последствия
В конце VI — начале VII в. в Меровингском королевстве, после кратковременного объединения государства Хлотарем I в 558-561 гг., начался долгий период войн между его наследниками. Победителем, однако, стала франкская знать. В октябре 614 г. знать, кроме аквитанской, собралась в Париже на общегосударственное собрание и пригласила на него Хлотаря I. 18 октября 614 г. король издал эдикт, в котором пошел на значительные уступки светской и духовной аристократии. Утверждались все земельные пожалования, сделанные прежними королями. Уничтожались все «неправедные», с точки зрения знати, налоги. Наоборот, утверждались действующие пошлины. Объявлялась свобода епископских выборов и подсудность клириков их судам, а также патронат церкви над вольноотпущенниками. Графы назначались только из числа местных собственников. Имущество умерших без завещания наследуют родственники, а не казна; завещания в пользу церкви становятся правомочными.
Римское наследие было освоено и внутренне трансформировано. На руинах позднеантичного и раннемеровингского обществ зарождался ранний феодализм. Его ярким внешним, политическим проявлением стала борьба за должность майордома. В ходе долгих междоусобиц формируются региональные сообщества знати во главе со своими наиболее сильными магнатами-майордомами.
Меровинги оказались после 639 г. под контролем своих майордомов, получив от более поздних современников прозвище «ленивых королей». Отныне не короли, а майордомы ведут между собой ожесточенные войны за власть. Вторая половина VII — начало VIII в. прошли под знаком нескончаемых войн, интриг, переворотов, казней майордомов и магнатов, свержений «ленивых королей».
В 687 г. Пипину II Геристальскому из Австразии удалось разбить нейстрийские войска и стать единым майордомом всего королевства (687-714). При нем майордомат окончательно становится наследственным. Незадолго до его смерти в королевстве вновь разразился кризис власти, который в конце концов завершился тем, что единым майордомом стал сын Пипина Карл Мартелл (Молот) (ок. 688 — 741). Карл умиротворил зарейнскую часть Австразии, уничтожил около 716 г. герцогство среднерейнских франков Франконию (Тюрингия потеряла герцогский статус еще в 700 г.), раздробив его на более мелкие графства, и даже сумел покорить отпавшую Аквитанию. В 743 г. на престол был возведен последний король Меровингской династии — Хильперик III, который правил до смены династий в конце 751 г.
 
Начало Каролингской династии
Формально новая Каролингская династия началась с пострижения в монахи последнего Меровинга, фактически — с правления майордома Карла Мартелла. Серьезные проблемы с восстановлением франкской власти были связаны не только с зарейнскими регионами, но и с Южной Галлией, куда с 720 г. начинают проникать арабы, зачастую приглашаемые аквитанской и бургундской знатью. Над христианской цивилизацией Западной Европы нависла угроза уничтожения. В 732 г. арабская кавалерия была разгромлена при Пуатье конным войском, созданным Карлом Мартеллом. Появление нового рода вооруженных сил было вызвано потребностью времени. Нищающее франкское крестьянство было не в состоянии ни экипировать себя должным образом, ни противостоять маневренной кавалерии арабов в пешем строю. Карл принимает курс на усиление слоев мелких и средних держателей земель от короны с обязанностью их владельцев конной военной службы государству, получивший название бенефициальной реформы.
Трансформация домениальной земельной собственности в частную истощала фискальный (налоговый) фонд, который слабо пополнялся за счет конфискаций владений побежденных противников. Карл Мартелл решительно принялся за секуляризацию (изъятие церковной собственности (движимого и недвижимого имущества) в пользу государства) церковных земель и раздачу их в бенефиции лицам свободного состояния, способным к военному делу. Католическая церковь осознавала угрозу, идущую от ислама, и рассматривала меры Карла как временные, хотя часть духовенства негативно оценивала конфискации Карла Мартелла. Бенефиций носил не частно-правовой, но публично-правовой характер. Бенефициарий обязывался военной службой исключительно государству. В случае неисполнения обязанностей бенефиций отнимался. После смерти бенефициария договор перезаключался с его наследником. Земли бенефиция обрабатывали жившие на них крестьяне разных правовых статусов. По примеру центральной власти крупные землевладельцы выделяли бенефиции на своих землях, чем оформлялась иерархическая структура земельной собственности и вассалитета. Карл Мартелл потребовал от светских и церковных магнатов военной службы во главе ополчений подвластных им территорий, приравняв их функции к функциям графов, напомнив, что иммунитет был дарован им государством.
Ускорение темпов феодализации сказалось на крестьянстве, потерявшем значение некогда главной военной силы; «мартовские поля» (военные смотры 1-го марта) с их участием проходили все реже. Тем не менее, вассалами короля становились люди и полусвободного статуса, и несвободные, благодаря их физической силе и храбрости. Такие вассалы проживали при дворе в статусе бенефициариев и были на содержании у казны без предоставления им земельных ленов. Аграрно-социальный переворот, начатый Карлом Мартеллом, продолжили его преемники. Крестьяне постепенно утрачивают военные функции, хотя формально короли требовали службы от всех свободных. Бенефиции стали эволюционировать из пожизненных в наследственные условные держания и в течение IX-X вв. переходят на правовой статус феода (во Франции), лена (в Германии).
После смерти в 741 г. великого майордома, его сыновья (Карломан и Пипин) поделили государство, в котором вновь вспыхнули восстания. В 742 г. они подавили мятежи с особой жестокостью.
Весьма непростая ситуация в зарейнской Германии заставила братьев-майордомов срочно решать накопившиеся внутренние проблемы в Галлии. Необходимо было восстановить отношения с церковью, обострившиеся из-за секуляризации ее земель. Новую церковную реформу в своих областях начал Карломан, обсуждая механизм возвращения либо компенсации церковных имуществ на поместных синодах. В 745 г. был созван общегосударственный церковный собор, выработавший компромиссные решения. Все бенефиции, учрежденные Карлом Мартеллом на церковных землях, признаются собственностью церкви; бенефициарии должны были выплачивать двойную десятину от доходов в пользу церкви (как за светское и как за духовное держание). Такие бенефиции получают статус «прекариев по королевскому повелению». Владельцы по-прежнему должны нести службу в пользу короля; церковь не имела права отнять такой военный прекарий.
Общий курс на усиление централизации власти коснулся и церковной организации. Собор установил строгую иерархию церковных должностей по примеру государственной: от простых священников до архиепископов. Ежегодно подобно созываемым советам светской знати должны созываться церковные соборы. В монастырях устанавливается пошатнувшаяся дисциплина на основе бенедиктинского устава, предписывавшего клиру ежедневный труд, литургическую грамотность, запрещавшего ношение оружия, занятия охотой и военным делом. Консолидация церкви вокруг центральной власти имела, кроме прочего, цель — оторвать местную светскую знать от прелатов. Новые канонические правила делали для нобилей, особенно молодых, карьеру на духовном поприще малопривлекательной.
Слабость власти римских пап, притесняемых лангобардами, а также стремление лангобардских королей захватить Баварию привели к длительному политическому союзу Каролингов и папства. Пипин Короткий нуждался в легитимации своей власти уже в качестве короля, освященной авторитетом первосвященника католического мира. К папе Захарию отправилось посольство, «чтобы спросить его о королях во Франции, которые не имели в то время королевской власти, хорошо ли это или нет. И Захарий велел передать Пипину, что лучше именовать королем того, кто имеет власть, нежели того, кто проживает, не имея королевской власти. И дабы не нарушался порядок, приказал своей апостольской властью Пипину быть королем». В 751 г. на собрании знати в Суассоне Пипин был избран по обычаям франков и миропомазан королем. Последний меровингский король Хильперик был пострижен в монахи. Началось, уже де-юре, правление Каролингской династии.
В 754 г. новый папа Стефан II, лично явившись к франкскому двору, на коленях умолял Пипина о помощи против лангобардов. Папа вторично короновал и миропомазал Пипина и его сыновей, дав им титул «римских патрициев». На территории каролингской Франции зарождается, таким образом, идея восстановления былой Римской империи, что оборачивалось для Каролингов вмешательством надолго в итальянские дела. В результате двух походов Пипина в Италию и разгрома лангобардов угроза потери Баварии временно отпала.
 
Политика Карла Великого в германских землях
Наивысший расцвет Каролингской монархии связан с именем и деяниями Карла Великого (742-814). В 768 г. Пипин Короткий по обычаю разделил королевство между двумя своими сыновьями, которое было воссоединено в 771 г. под единодержавием Карла. Сложные взаимоотношения внутри самой династии (Карл обошел в наследственных вопросах малолетних детей своего покойного брата) выразились в перипетиях его лангобардско-итальянской политики. Карлу неоднократно приходилось совершать походы для войны и против лангобардов в защиту папского престола, и для обороны южных областей Германии от сложившейся коалиции лангобардских герцогов, баварского герцога Тассилона, аваров и Византии, в которой каждая из сторон преследовала свои цели и для каждой из них общим врагом были каролингские войска.
Саксы в 774 г. ворвались в Гессен и Фрисландию, где разорили монастыри и церкви. В 775 г. ответный удар Карла был нанесен не только по землям ангариев, но также остфалов и вестфалов. Разграбление было настолько серьезным, что часть саксонской знати начала переговоры с Карлом о мире на его условиях. В Эресбурге, Сигисбурге, Карлштадте были расквартированы франкские гарнизоны, в Падерборне был построен пфальц, в котором в 777 г. было собрано Великое собрание франкской знати. Там часть саксонской знати принесла Карлу клятву верности и произошло массовое крещение. В течение ряда лет, когда обстоятельства требовали присутствия короля в Италии, саксы восставали, разрушали церкви и бурги, восстанавливали язычество. После этого вновь следовали карательные походы с новыми клятвами, заложниками, массовыми крещениями. Во главе сопротивления франкам стояла группа саксонской знати, предводительствуемая Видукиндом. В 780 г., подавляя выступления мятежных саксов, войска Карла достигли нижнего течения Эльбы.
Король учредил там епископства, аббатства и приходы, которые, однако, находились под постоянной угрозой уничтожения саксами. Ситуация была серьезно переломлена после 781 г., когда в Италии и Аквитании королями были сделаны его сыновья, создававшие по указке отца свои графства и свои бенефициарные войска. Это позволило Карлу сосредоточить большее внимание на саксонских делах.
В 782 г. на собрании своего войска в Саксонии, в Липпшпринге, Карл учредил графские должности по франкской модели, но во главе со знатными саксами и с передачей им крупных ленов. Перед этим милостивым актом было перебито 4500 заложников, а после него издается «Капитулярий по делам Саксонии». Любые собрания саксов без разрешения короля карались смертью, равно как и любые преступления против короля и церкви. В пользу каждого прихода было конфисковано по две гуфы земли, а с каждых ста человек местного населения были обращены в рабство по одному рабу и одной рабыне для обработки этой земли. Все население должно было платить церкви десятину. Капитулярий расколол саксов. Знать — эделинги — стала переходить на сторону франков; в 785 г. капитулировал Видукинд, явившись со своей дружиной в Аттиньи. Карл стал его крестным отцом и одарил богатыми дарами, подтвердив его права на земли.
 
Христианизация Германии
Христианизация леворейнской Германии началась с момента проникновения новой религии на эти земли и усилилась после признания ее в качестве государственной. Среди германцев ее каноны проповедовали и никео-ортодоксы (католики), и ариане. Римская власть не придавала особого значения арианскому вероисповеданию среди воинов-германцев в императорских легионах и федератских племенах (тулузские вестготы и бургунды). Решительный поворот в христианизации леворейнских территорий был связан, несомненно, с принятием ортодоксального христианства Хлодвигом. В VI в., в связи с разгромом франками готов и бургундов, арианство в Галлии постепенно исчезает, хотя язычников, особенно на севере, было предостаточно.
Иная картина была за Рейном. Среди баваров, тюрингов, аламаннов были небольшие вкрапления арианских общин на фоне господствующего язычества, которое у саксов и фризов было практически абсолютным. Христианизация в Меровингской Германии при «ленивых королях» носила поверхностный характер, сводившийся к обращению отдельных знатных семейств и редких вспышек насильственной католизации простого населения, в чем язычники, особенно саксы и фризы, усматривали добавочное средство покушения франков на их свободы. Регулярной «силовой» поддержки от власти франкское духовенство не получало.
В конце VI в. за обращение германских язычников принялись ирландские миссионеры, славившиеся своим ревностным отношением к строгому бенедиктинскому уставу (который помимо труда и грамотности требовал еще и религиозных подвигов), что нередко приводило к конфликтам с обмирщенным франкским духовенством. Сюда же примешивалась застарелая неприязнь германцев к кельтам, а их аскетизм просто претил язычникам.
Новыми миссионерами Германии стали англосаксы, лучше понимавшие нравы своих континентальных «родственников», более терпимые к язычникам и руководствующиеся умеренным бенедиктинским уставом с акцентом на физическом труде. По их инициативе нередко расчищались земли под пашни, что было гораздо понятнее соблюдения множества строгих постов и литургии на латыни. Кроме того, они получили серьезную поддержку могущественных австразийских майордомов. В 678 г. среди фризов начал свою миссию Вильфрид. В 690 г. с благословения папы и покровительства Пипина II ее продолжил Виллиброрд, основав в 695 г. епископство в Утрехте. В 717 г. во Фрисландии появился Винфрид — будущий «апостол Германии» Бонифаций. Получив вскоре собственное духовное имя (Бонифаций), Винфрид с санкции папы принялся реализовывать программу христианизации Тюрингии. Успех миссионерской деятельности св. Бонифация заложил прочные основы союза с Римом. Отныне все действия св. Бонифация согласовывались с папским престолом. Основав и возобновив многие епископаты в Баварии и Тюрингии (Зальцбург, Регенсбург, Пассау), сумев преодолеть раздоры франкского духовенства, миропомазав в 751 г. Пипина III на царство, он стал майнцским предстоятелем и последовательным сторонником папства в церковной организации Германии по римской схеме. На общегалльском соборе 745 г. под его нажимом была закреплена иерархия (во главе с метрополией в Кёльне) государственной церкви. Среди главнейших достижений Бонифация стало основание ок. 744 г. Фульдского монастыря, ставшего одним из ведущих центров образования (вклад Бонифация в его практическую и интеллектуальную организацию просто огромен) и миссионерства своей эпохи. Последняя миссия Бонифация в 754 г. во Фрисландии завершилась его гибелью.
Успех англосаксонской миссии отражал и успехи папства в деле христианизации, и, главным образом, понимания Каролингами необходимости создания официального единомыслия в своей державе. Недаром Карл Великий призвал св. Виллегада, прославившегося на поприще миссионерства среди фризов и саксов, для организации массовых обращений саксов в католицизм, исхлопотал ему епископский сан с резиденцией в Бремене. Каролинги в большей степени, чем их предшественники, жаловали новые приходы землями на правах ленов с определенными иммунитетами, что влекло за собой и соответствующие вассальные обязанности перед светской властью. В ответ на убийства своих миссионеров, разрушения христианских храмов, власть применяла силу, переуступая духовенству соответствующие, светские по характеру, пенитенциарные полномочия, что только способствовало отступлению от жестких правил бенедиктинского устава, обмирщению церкви и сравнительно легкого подчинения ее власти светской. Поэтому христианизация Германии, несмотря на все жестокости Каролингов, оставалась поверхностной, а сам ее процесс продолжился во Francia Orientalis, вызвав последствия не в пользу римско-апостолического престола. Христианизация Германии во многом стала причиной так называемого «Каролингского возрождения», как и подражавшего ему «Оттоновского возрождения» и знаменитого спора об инвеституре. Христианизация Германии, проводившаяся на латинском языке, стала серьезнейшим препятствием становления письменной культуры на нарождавшемся языке этносов, не владевших даже устной латынью.
 
Римская империя Карла Великого
25 декабря 800 г., вмешавшись по просьбе папы Льва III в политическую борьбу в Риме, Карл был провозглашен римским императором с титулом Августа. К идее «обновления Римской империи» Каролинги относилась благосклонно ввиду совпадения их внешнеполитических интересов с Византией в борьбе с арабами и аварами. Императрица Ирина предлагала Карлу даже династийный брак, не состоявшийся из-за борьбы за власть в Константинополе. Подавление византийского иконоборчества улучшило взаимоотношения между восточной и западной церквами.
Но именно церковь предприняла реальные шаги к трансформации огромного франкского королевства в империю, руководствуясь одновременно своими интересами.
Во время акта коронации папа присягнул Карлу в качестве вассала. Безопасность римского епископа и всего католического епископата, главой которого он являлся, должна была обеспечиваться сеньором-императором. Местные же епископы при проявлении своеволия светской знати должны были безоговорочно стать на сторону императора. При отсутствии иного административного стиля, кроме «управления из седла», эта мера объективно способствовала сохранению единства государства. Самим величием императорского сана принижался суверенитет королей и герцогов. Не случайно вассалами императора Карла добровольно признали себя мелкие испанские и английские короли. Были внесены соответствующие изменения в придворный церемониал, титулатуру, денежную эмиссию. Возникшие трения с Константинополем, единственно претендовавшим на императорский титул, путем переговоров и территориальных уступок были преодолены.
 
Карл Великий (768 - 814) — это завершение и начало. В нем — завершение труда Пиппина и св. Бонифация; в нем — начало универсальной западной империи и христианского единства Запада, западной христианской цивилизации (civitas christiana) и вместе с тем — начало будущей немецкой императорской власти средневековья. Без Карла не было бы объединения германских племен, до того постоянно воевавших между собой, как чужие, а значит — не было бы «Священной Римской империи» (которая позже стала называться Империей «немецкой нации»), и следовательно — не было бы его блестящего императорского правления вместе со всей его церковно-исторической проблематикой. Огромное значение Карла определяется как конкретными достижениями почти во всех сферах жизни, так и мощным воздействием его личности в целом. Все его интересовало, и повсюду он давал импульс многим плодотворным начинаниям.
Истинным стержнем личности Карла, определившим его успехи, имевшие такое значение для мировой истории, было его представление об идеальном правителе, соединяющем в единое целое церковное и светское начала. Это привело к очень важному для истории развитию отношений Карла с римским папой, которые вступили в решающую для мировой истории фазу при его коронации в 800 г.
Про покорение и христианизацию саксов мы уже немного говорили.
Эта христианизация смогла прочно утвердиться в основном только благодаря кровавой победе Карла. Обращение саксов в значительной мере происходило под сильным давлением (включая частые принудительные депортации). Об этой миссии меча в наивысшей степени свидетельствует всеобъемлющий закон Карла, который был призван организовать и защитить миссию среди франкских саксов: была установлена смертная казнь за отказ от крещения (кроме того — за нарушения поста, за кремацию и за церковное воровство). Даже если этот закон и предполагал, что христианство уже значительно упрочилось, и, следовательно, предназначен обеспечивать главным образом его защиту, он осуществлял насилие над совестью, которое ни в каком случае невозможно одобрить. К сожалению, Франкская Церковь со своей стороны, если не считать осуждения некоторыми епископами, не предпринимала ничего существенного против «миссии меча».
Конечно, не следует забывать также и следующее: (1) что касается Карла, указанные мероприятия не только должны были служить его политическим целям, но частично в них выражался и церковно-христианский долг совести человека верующего и разделяющего ответственность за распространение христианства; проповедь христианской веры была для него делом совести; (2) значительная часть саксов была христианизирована без принуждения, по доброй воле; (3) в итоге было достигнуто подлинно внутреннее обращение. Мощное сопротивление, оказавшееся, в конце концов, тщетным, основывалось по преимуществу именно на политических разногласиях между франками и саксами, а не на вопросах мировоззрения; масштабы борьбы и сознание, что после такого беспримерного сопротивления, в котором все было отдано победе, они повержены, заставило саксов острее осознать величие победоносной силы христианства. Долгое сопротивление и тяжелая борьба с новой верой отодвинули это признание; но они же в свое время сделали его более глубоким и прочным.
Победа Карла над лангобардами (774/787 гг.), основание Испанской марки (795 г.), успешная война с аварами (791/796 гг.) и покорение саксов значительно расширили пределы Франкского королевства; подавляющая часть западного мира была объединена в одних руках, в одном государстве, и это государство было христианским. Но следует несколько более подробно рассмотреть характер этого «христианского» в контексте личности и церковной деятельности Карла.
 
II. Церковная, религиозная и общественная деятельность Карла
Карл понимал все многообразие общественных и духовных сил христианства и Церкви и как верховный правитель империи умел поставить их на службу своему делу.
Во вновь завоеванных областях он сразу же создал церковную организацию. Здесь, как и во всех других областях, Карл действовал как хозяин Церкви. Его воля была законом и в церковной сфере.
Такой же интерес к упорядочению системы управления Церковью — т. е. понимание чрезвычайной важности «закона формы» для всякой духовно-политической системы, которая хочет быть прочной и авторитетной для широких масс, — Карл проявил и по отношению к старым областям королевства. Все церкви, включая и частные, должны были подчиняться одному епископу, епископства же — объединяться в митрополичьи округа. Соборами, которые Карл созывал и возглавлял и на которых он часто вмешивался в обсуждение как практических, так и богословских вопросов, была утверждена структура всей христианско-церковной жизни, кроме того определено ее содержание и установлена более тесная связь между отдельными епископствами (и тем самым обеспечено единство на всем их жизненном пространстве).
Епископства получили обратно церковные владения, отнятые у них государством при предшественниках Карла, или же им была предложена замена. Кроме того, Карл заботился и о других церковных поступлениях; например, для обеспечения нужд Церкви была введена десятина.
Разные формы дарения церквям и монастырям известны нам с христианской древности. Но в германском и аграрном средневековье они приобретают такое влияние на церковно-историческую жизнь и ее развитие, что для церковного средневековья их можно считать одним из решающих факторов не только экономического, но и религиозного характера.
Таким образом, когда Карла, а после него — немецких королей и римских императоров именовали управителями Церкви, имелось в виду нечто гораздо большее, чем просто почетное общественное положение; такой титул выражал реальную власть над основанными обладателем этого титула или его предшественниками церквями, аббатствами и т. д., и не менее того — над Церковным государством и даже над самим папством (до Григория VII).
Карл хотел, чтобы внутри этой структуры развивалась богатая церковно-религиозная и интеллектуальная жизнь. Он заботился о выполнении решений и добивался этого планомерными действиями, к которым относились, в частности, и обязательные контрольные инспекции. Обычно королевские посланники действовали по двое: в каждую пару входили граф и епископ или аббат (представители светской и духовной власти императора). Их полномочия не ограничивались просто наблюдением, они сами вершили суд и восстанавливали порядок там, где он оказывался нарушенным. Они вникали в равной мере как в частную жизнь епископов и священников, так и в организацию судопроизводства и в правильность мер и весов. Они проверяли, знают ли миряне Credo и Pater noster [«Верую» и «Отче наш»] или выясняли, честно ли они платят налоги.
Карл заботился о том, чтобы все начинания были долговечными и имели возможность развиваться; для этого он создавал школы. При каждой соборной и монастырской церкви обязательно была школа; большинство из них предназначалось только для начального обучения. Перед другими стояли уже более высокие задачи; они являлись своего рода академиями или семинариями для нового поколения духовенства и мирян.
Карл испытывал большой личный интерес к образованию. Естественно, что помощников ему пришлось искать в первую очередь вне страны. Двух главных из них он привез из Италии: Павла Диакона, летописца, написавшего историю лангобардов, и Алкуина († 804 г.), своего «министра просвещения», которого он нашел в Парме. Этот англосакс познакомил Карла и его окружение со всем, что было в культуре того времени, уровень которой именно в Английской Церкви был очень высоким. Хотя Алкуин не был творческой личностью, он заботился о том, чтобы сохранить для последующих веков всю полноту знания в области догматики, экзегезы, литургики и других наук (а тем самым богатство творческих возможностей).
В процесс духовного возрождения Карл активно вовлекал также и монастыри. Но необходимо заметить, что с его точки зрения монастыри должны были быть не столько центрами религиозной жизни, сколько очагами культуры — экономики, науки и искусства. Прежде всего он вновь организовал интенсивную работу по переписке манускриптов — скромное событие неизмеримого значения, оказавшее неоценимое воздействие на все средневековье. Если бы не Карл Великий, для человечества были бы навсегда потеряны многие произведения классической литературы. Без этого труда едва ли был возможен и живой плодотворный духовный контакт между отдельными монастырями, епископскими кафедрами, между богословской жизнью по обе стороны Альп и тогда, и в последующие столетия.
Развитие шло естественным путем. Оно основывалось на ценностях прошлого и использовало их, руководимое интуицией и могучей волей гениального человека. Карл Великий, заставив свой франкский народ воспринять античность, сдвинул с мертвой точки не только немецкое, но все западное искусство. Его имя надо назвать первым в истории искусств — имя человека, величайшего по силе оказанного им воздействия. С этим нехудожником не может здесь сравниться ни один художник.
Конечно, достигнутое было лишь предварительной ступенью; на этом раннем этапе и не могло быть иначе. Карл создал не подлинную глубокую культуру всего народа, а «каролингский Ренессанс». И все держалось почти исключительно на уникальной личности императора. Многое им созданное лишилось с его смертью почти всякой возможности к существованию. И все же сколько ценных ростков взошло за столетие, давшее этот, оплодотворенный германским духом, расцвет старой латинской культуры, плоды которого увидит далекое будущее! После смерти Карла началась своего рода борьба по поводу необходимости и полезности общедоступного образования. И хотя более сильная партия хотела сохранить эту возможность только для духовенства и монахов, так называемые «внешние школы» все же каким-то образом существовали.
Сохраниться этим начинаниям Карла или, по меньшей мере, их ядру позволили систематическая проповедь христианской истины, в том числе и через литургию, и кроме того — богословие монастырей и школ. Не следует забывать о рождающейся здесь монашеско-религиозной силе духовного совершенствования, в чем значительную роль сыграл Бенедикт Аньянский (747- 821 гг.) – бенедиктинский монах и франкский государственный деятель, автор орденского устава о реформировании монастырских правил в сторону усиления аскетизма монахов и ограничения их вольностей.
Карл попечительствовал над этой в прямом смысле слова религиозной жизнью как в приходах, так и в монастырях. Он приказал составить сборник образцов проповедей для священников, чтобы сделать проповедь более плодотворной. По его приказу из Рима были доставлены литургические книги. Литургический чин, чрезвычайно важное — возможно, даже самое значительное в течение всего средневековья — средство воспитания все еще непросвещенного народа, был украшен песнопениями. Было вновь введено публичное покаяние в тяжелых грехах, стало настойчивым требование исповеди. За нарушение некоторых церковных предписаний (например, запрещения есть мясо в пост) была даже введена смертная казнь. От мирян требовался определенный минимум религиозной образованности. Были установлены более определенные формы благотворительности (законы Карла четко предписывали отдавать часть церковного имущества бедным).
Большое значение для этих трудов имели пять поездок Карла в Италию, четыре из которых были в Рим. Несмотря на грабительские набеги готов и лангобардов Рим все еще оставался Городом, окруженным неповторимым сиянием славы, центром искусств, религиозно-литургической и даже политической жизни. Еще сохранилось множество храмов, дворцов и других замечательных античных творений в мраморе и бронзе. Возвышенная проникновенность мозаик Равенны также отчасти помогала ощутить восточно-римское императорское величие, возведенное на сакральный уровень. В церквях этих городов литургия проходила со значительно большей роскошью и торжественностью, чем на провинциальном севере. Для высокоодаренного монарха, прибывшего с австразийских задворков, это должно было быть подобно прикосновению к какой-то новой жизни.
Уже в королевстве Меровингов, начиная с Хлодвига, была заложена основа для королевского права участия в управлении церковными делами. С его крещения считалось, что уже по самому своему происхождению франкские короли — поборники и защитники католической веры. Когда затем франкские епископы, а затем повторно сам папа Стефан помазали Пипина на царство, эта их задача превратилась, помимо достигнутых юридических соглашений, в некое объективное сакральное «право».
Карл понимал свое дело именно так — как особую и данную непосредственно самим Богом миссию руководить христианским народом. При этом он считал себя не только слугой Церкви – он был ее господином, и в качестве такового пользовался порой насильственными мерами.
Разумеется, с точки зрения истории, то, что Карл своевластно включал Церковь в свою общую программу, было глубоко оправданно. Своей идеей (западного) универсального королевства Божией милостью он впервые придал главной цели средневековой Церкви (создать западное христианское единство) универсальную форму. Карл, исходя из своей концепции универсальной монархии, несомненно считал невозможным полное разделение духовной и политической власти.
Карл самовластно раздавал почти все епископские кафедры и аббатства (в том числе и мирянам). Хотя он и предъявлял высокие требования к претендентам (постоянно устраивая им строгие проверки), но желал от назначенных им в первую очередь несения государственной службы (объявление воинского призыва; личное участие в войне; прием у себя короля во время его поездок).
Несмотря на это Карл не был сторонником цезарепапизма. Он хотел не подавить права Церкви, но для общего блага полностью включить ее в государство. Основываясь на идеях Августина, он стремился к тому, чтобы Церковь и мир могли бы соединиться в «civitas Dei» (Град Божий), где духовное имело бы примат над мирским.
В этот основополагающий период и при самом Карле указанные тенденции еще не представляли особенно большой опасности. Но то, что при едином и универсальном государственном устройстве Карла было исторически неотвратимо, с течением времени стало представлять огромную угрозу: такое устройство неизбежно должно было стать помехой необходимому свободному развитию церковной жизни, из-за смешения обеих сфер задачи Церкви не могли быть удовлетворительно решены. Будущее размежевание обеих сторон должно было показать с очевидностью, какими пагубными могли быть, а точнее, с неизбежностью стали последствия начинаний, предпринятых Карлом на благо Церкви.
Это распространяется не только на участие Карла в историческом развитии: и иерархия также, со своей стороны, жила идеей универсального единства. Император Карл обязал ее служить культурным и политическим целям; но позже и папство, осуществляя свою собственную программу (непосредственно руководить всей действительностью), обрекло себя на секуляризацию, хотя и получило свободу.
Хуже по существу дела было то, что Карл воздействовал на решения в догматических спорах. Он самовольно вмешивался в обсуждения на созванных и возглавляемых им имперских соборах; но во Франкском королевстве это было принято уже с давних пор.
Самым опасным моментом в церковно-политической позиции Карла было чрезмерное внимание к культуре, которое он привнес в церковную жизнь. Возникло определенное затушевывание собственно церковных задач тем, что Церковь стала рассматриваться как культурное учреждение и использоваться в первую очередь для нужд науки, искусства и экономики, тогда как ее истинные религиозные задачи отступали на второй план. Здесь (несмотря на замечательную трезвость) слишком переоценивалась материальная проблематика религии и христианства; это было заложено в самой основе германской ментальности и было искушением для такого народа в раннем и даже в высоком средневековье.
Однако такой ход развития был неизбежен. Функции церковные и культурные еще не были разграничены; поскольку император и иерархия исходили из общей (несмотря на совершенно разную внутреннюю цель) основной концепции, это смешение усиливалось, а значит, росла и обоюдная угроза.
 
Карл как император
Идея римской империи не совсем исчезла на Западе. И хотя представления о ней во многом были неопределенными и мало походили на «римские», они, бесспорно, существовали, обладали многообразным потенциям и были уже оформлены юридически. Во франкском королевстве имперская идея в ее христианском толковании была уже выражена формулой «Imperium christianum» (Христианская империя). Теперь же возникла такая единая власть, которая проявила себя как имперская особенно в том, что она при своем мощном распространении захватила более чем одну «страну» (итальянские, испанские, аварские области). Сам Карл считал себя носителем универсальной власти над всем Западом, включая Рим. Понятие «универсальный» при этом отличается от античного и византийского, где признавался единственный универсальный правитель. Здесь же имеется в виду единая власть над тем, что мы называем Западом. Со всей определенностью признается Византия и область ее влияния (проблема двух императоров).
Королевство франкского правителя соединилось с Римской Церковью и вошло в нее, а Церковь, в свою очередь, стала единым целым в границах Франкского королевства. Теперь религиозный элемент, изначально присущий Франкскому королевству и усилившийся с тех пор, как папы стали совершать помазание на царство, испытал благодаря Карлу мощный подъем. Он происходил в предопределенных историей формах Франкской территориальной Церкви. По образцу своих отношений с ней Карл и в отношениях с папой занял позицию верховного главы. Как хорошо известно со времен Бонифация, князь главенствовал всегда. Но в результате сильно возросшего могущества Карла и благодаря его необычайной личности проблематика отношений государь-священник и государство – Церковь получила совершенно иное значение для истории.
То, что франкский король из «patricius Romanorum» (Римского патриция) возвысился до римского императора, было естественным следствием и выражением реального соотношения сил. Это возвышение, опять же, имело огромное значение для Церкви. Когда папа Лев III в Рождественскую ночь 800 г. короновал одетого в традиционное императорское облачение Карла, Карл был провозглашен императором и в следующие годы все чаще официально титуловал себя императором (о том же свидетельствует надпись на печати императора «Renovatio imperii Romani» [обновление Римской империи]), что тоже было шагом к осуществлению внешнего единства Церкви, состоящей из множества территориальных церквей.
Что конкретно означала для папы коронация императора в рождественские дни 800 г., следует просто и ясно из предшествовавших ей обстоятельств. Положение самого папы было затруднительным. После его единогласных выборов в 795 г. он вел себя по отношению к Карлу так же, как его предшественники по отношению к византийским императорам или их экзархам. Он прислал великому франкскому королю не только протокол выборов, но и ключ от гробницы Петра и знамя Города. Он датировал свои указы (как раньше по годам правления византийских правителей) годами правления Карла.
Но в Риме существовала сильная группа личных врагов папы, которые стремились его низложить (используя при этом и самые жестокие средства). Папа нуждался в защите со стороны франкской правящей верхушки. В 799 г. он был вынужден бежать в Падерборн к Карлу, которому он воздал традиционные знаки «adoratio» (поклонения, почтения). Карл велел франкской знати препроводить папу обратно в Рим. Поскольку проведенное расследование не смогло удовлетворительно опровергнуть возведенные на него обвинения (в клятвопреступлении и разврате), папа принес очистительную клятву, после чего Карл, прибывший между тем в Рим, наказал противников папы как оскорбителей величества. Через два дня состоялась коронация. И сколько бы еще неясностей ни оставалось в имперской концепции Карла, он несомненно чувствовал себя по отношению к папе господином — в этом проявлялось как расширение его прежних прав над территориальной Церковью, так и заимствование или имитация византийского образца. Для папы Льва осталось после венчания Карла императорской короной лишь место молящегося Моисея.
Совместные действия обеих этих сил и коронация императора, естественно, ни в коей мере не означают, что у Карла и Льва были одинаковые представления о роли императора и империи.
Карл считал, что Церковь и все к ней относящееся (за исключением сакральной сферы), так же как и все остальное, должно целиком подлежать власти императора. Поэтому в итоге его программа неизбежно должна была разойтись с программой папы и Церкви. Но это означает по меньшей мере то, что возникающий союз с самого начала нес в себе внутренний конфликт.
Теперь, в Рождество 800 г., высшая церковная власть, легитимируя светскую, несомненно ее усилила, как это уже было при помазании и коронации Пиппина. Поэтому в Риме сравнительно легко могла развиться идея «translatio imperii» («переход империи» -- позднеантичная и средневековая европейская идея о переходе метафизического мирового царства из страны в страну) в отношении франкского правителя. Фактически папы уходящего IХ в. уже «возводят на престол», пользуясь апостольской привилегией, «своего» императора.
Но существует и другой аспект: это отношение самого Карла к своей коронации. Во всяком случае, после свержения императрицы Ирины Карл добивался признания от Византии. Оно последовало в 812 г. Конечно, тогда это означало лишь то, что Византии поневоле, на практике, пришлось отказаться от положения о единственности империи. Но в сознании восточных римлян эта претензия сохранилась. Они не приняли теорию двух императоров; западные императоры так и остались для них узурпаторами.
Особенно отразился на всем последующем развитии (не вполне однозначный) сакральный характер императорского сана. Церковь сообщала его средневековым императорам посредством особых обрядов и молитв (император позже выполнял диаконское служение на коронационной мессе; коронационная литургия во многом была родственна литургии посвящения в епископы; после помазания император причислялся к клирикам св. Петра); Церковь недвусмысленно признавала за императорами этот сакральный характер (очень разными и юридически едва ли определимыми способами).
Сакральное начало стало основополагающим для императорской идеи Карла Великого. В правильности такого подхода его уже раньше в значительной степени утвердили христианство и Церковь.
В присяге на верность священник Катвульф после победы над лангобардами в 775 г. называет Карла «наместником Бога», вместо Него защищающим и возглавляющим «все члены»; папа же, который выступает только наместником Христа, оказывается на втором месте.
Еще одно проявление такого понимания: Карл любил, чтобы придворное духовенство именовало его «проповедник», «служитель Господа», «vicarius Dei» или «Давид». Здесь очевиден мотив короля-священника. Сюда же относится и то, как было принято называть Карла до и после 800 г.: «предводитель христианского народа», «повелитель и отец, король и священник, господин над всеми христианами». Для Алкуина он — истинный предводитель «civitas Dei», которому доверено возглавить «Ecclesia universalis» всех латинских христиан и которому для этого в руку должны быть вложены «два меча» (!); Смарагд († ок. 830 г.), учитель в монастырской школе Кастелльу, и другие видят в нем даже наместника Христа, а епископы Майнцского собора 813 г. прославляют его как «Судью в вопросах истинной веры». При этом папе остается только роль митрополита или патриарха франкской имперской церкви. Все эти имена не были пустыми титулованиями; в каждом из них выражался какой-то конкретный аспект отношения Карла к Церкви, а также его грандиозная государственная программа, в которой «imperium christianum» означало тесное единство светской и церковной сфер под его руководством.
Исторические параллели с Константином становятся еще отчетливее, если обратить внимание на то, что, устраивая свою резиденцию в Ахене, Карл во многом взял за образец дворцовый церемониал и государственную символику византийской столицы. Франкские источники этого важнейшего десятилетия перед рубежом столетий сообщают даже, что наряду с кафедральным собором и «sacrum palatium» [священным дворцом] короля в Ахене было предусмотрено третье здание с многозначительным названием «Латеран»: Эйнхард выразительно называет его в соответствии с его предназначением «домом понтифика». Эта копия «Нового Рима», созданная Карлом и его франками, во всем обнаруживает тенденцию к подражанию и одновременно соперничеству, а может быть, даже и мечту «перенести» в Ахен «древний Рим», отголоски которой звучат у франкских писателей, когда они прославляют королевскую резиденцию как «ventura» или «secunda Roma» [будущий... второй Рим].
Создание новой империи было в высоком смысле делом всемирно-исторического значения, заложившим фундамент всего будущего средневековья. Теперь рядом с папством, впереди него и вместе с ним оказалась вторая великая сила средневекового Запада — христианская универсальная Западная Римская империя.
Конечно, новой империи еще только предстояло осуществить тот потенциал, который был заключен в ее «идее». Сама идея, как и обстоятельства ее обновления с самого начала, как уже подчеркивалось, создали настолько тесную связь между империей и Церковью, что возникли основания для сильно конкурирующих тенденций: император должен был защищать Церковь. Это свое чрезвычайное достоинство Карл Великий, «величайший из императоров, коронованный Господом», остро осознавал — как долг, но в особенности как право. Эта концепция нашла наиболее символичное выражение в праве императора утверждать избранного папу; последний был должен перед своей консекрацией (посвящением) присягнуть на верность императору (это означало, что папское правление подлежит суду и контролю императора). Папа со своей стороны обладал правом короновать императора, т. е. реально сообщать ему императорское достоинство, что означало возможность, сообразуясь со своим мнением о достоинстве претендента, вручить ему высшую политическую власть или отказать в ней. Уже Карл Великий положил начало попыткам освободиться от этой юридической зависимости от папства, когда он короновал в Ахене своего сына без участия папы. Но эти попытки не достигли цели. Союз империи с папством, который готовили Бонифаций, Пиппин, Захария и Стефан, впервые реализованный в 800 г., оказался слишком прочным. Об этом же свидетельствует и повторная коронация Людовика, совершенная по его желанию папой в 816 г.
Однако скоро обнаружилось, что за тесное объединение папской и императорской властей, бывшее залогом создания Западной империи, пришлось тяжело расплачиваться — как западной Церкви, так и западной государственности. Друг другу противостояли две власти с совершенно одинаковыми взаимными претензиями и во всем зависящие друг от друга, но сферы компетентности той и другой не были точно определены: это однозначно должно было привести к конфликтам. Очень скоро они начали по-разному понимать сакральное достоинство императора: «коронован Богом» для императора означало, что он служит непосредственно Богу, а курия считала, что папа поручает императору быть защитником Церкви и контролирует его деятельность.
Правда, и сама эта конкуренция была проявлением их глубинной общности. Вся система в целом строилась на единстве полярно противоположных начал. Соединение двух сил, «imperium» и «sacerdotium», не было чем-то искусственным, формальным. Оно было следствием закономерного развития, в основе которого лежало единство христианской веры Латинской Церкви и христианизированных (ею и в ней) народов и которое происходило под знаком этого единства. Под этим знаком и сложился христианский Запад; основой его прочности были жизненная энергия каждой из обеих компонент и их сотрудничество. Если впоследствии такое фундаментальное соединение окажется серьезно нарушенным (что и будет происходить уже начиная с XIII в.), это будет означать непорядок в самом фундаменте средневековья — не какие-то временные функциональные неполадки, но принципиальный разлад.
Это в очередной раз показывает, что разделение, представляющее опасность для всего целого, возникло не случайно и не по злой воле или недальновидности отдельных представителей папской или императорской власти. Нет, перед нами совершенно особый, многое определивший момент внутренней трагедии средневековых взаимоотношений Церкви и мира. Сообща трудясь над созданием единого христианского Запада, обе власти привели его к единству, к его верхней точке. Но, поскольку с самого начала границы общей сферы не были и, вероятно, не могли быть определены достаточно четко и становились все менее четкими из-за захватнических устремлений обеих сторон, и поскольку не удалось и не могло удасться достичь полной внутренней согласованности в деятельности христианского организма, нарушалось естественное развитие каждой из них. Великое, постоянно возрастающее средневековое единство изначально несет в себе зародыш разделения и будущей борьбы imperium-sacerdotium (царства и священства).
С папской стороны ее поддерживала концепция Церкви и империи, выработанная, в частности, Львом I, Геласием и Исидором Севильским: священническое служение рассматривается как высшее, а императорское — как низшее и даже ему подчиненное. С такой точки зрения, император возводится на престол «по воле (nutu) Бога и святого ключника Петра».
Дальнейшее развитие событий связано с актом коронации, совершенным в Риме в 800 г. Новая империя уже не была самостоятельной величиной, подобно древней, но была связана с папством. Очень скоро папы стали понимать коронацию как translatio imperii и, исходя из этого, претендовать на самые широкие права.
Для Карла было совершенно естественным безоговорочно признавать абсолютное превосходство Римской Церкви в вопросах вероучения: это превосходство основывается в соответствии с «libri Carolini» («Каролингские Книги», которые, тем не менее, поучают папу в вопросах иконопочитания) не на решениях соборов, а на Самом Христе; руководствоваться можно только решениями Отцов, признанных Римской Церковью, поскольку они обязательны для всех верующих. На процессе против Льва Алкуин напомнил Карлу о том, что папа не может быть судим никем.
Дополняет картину выказываемое Карлом почтение к римской традиции (введение римского чина литургии, римского обряда крещения; облачение и образ жизни римского духовенства были сделаны обязательной нормой во Франкской Церкви).
Карл действительно был христианином, все сказанное подтверждает это. Но и в нем еще не были достаточным образом воплощены нравственные представления христианства. Помимо сильной чувственности, его образ пятнает коварная жестокость по отношению к врагам. Но, несмотря на все свои недостатки он, без кого не было бы христианского Запада, остается Великим, «вершителем всемирной истории». «Его величие в том, что его действиями, поступками и побуждениями управляли соображения всеобщего блага».
В 1165 г. Барбаросса приказал торжественно извлечь останки Карла — в то время это было равносильно канонизации. Назначенный императором антипапа Пасхалий III (1164-1168) одобрил установление его почитания как святого, которое, однако, позже было сведено Церковью к почитанию Карла как местночтимого блаженного (в Ахене), а точнее — допускалось ею.

Все значительное, что было достигнуто культурой огромной Каролингской империи, не имело под собой прочной основы. Эта культура была лишена той силы, которую дает укорененность в местных традициях. Она перестала существовать, как только распалась защищающая ее организационная структура, созданная Карлом. Важно понять, что этот распад с логической неизбежностью должен был наступить в самом скором времени. Вся грандиозная конструкция была создана сверхчеловеческими усилиями императора и к тому же в ускоренном темпе. В сущности к окружающему миру — франкскому миру того времени — были предъявлены чрезмерные требования; сознание франков — например, их представления о государстве, власти и управлении — еще не созрело для восприятия тех универсальных концепций, почерпнутых из римско-бонифациевского наследия, из которых исходил Карл в своей деятельности. Поразительно быстро обнаружилось, что внутренняя сила новой империи и имперской идеи была еще не так велика, как это казалось при Карле.
Преемник Карла Великого Людовик I Благочестивый (778-840), взошедший на императорский престол в 814 г., составил «Устроение империи» (817). По нему в полном соответствии с древнефранкским обычаем Людовик I королем Аквитании поставил своего сына Пипина, королем Баварии — Людовика.
Старший сын, Лотарь, должен был стать императором с верховной властью над всей империей. Традиция учреждения крупных наместничеств с прямыми родственниками во главе них продолжилась, что немедленно вызвало мятеж племянника Людовика Бернарда, назначенного еще Карлом Великим в 813 г. королем Италии и обойденного в завещании своего дяди. Все правление Людовика I Благочестивого было наполнено мятежами его сыновей против отца и осложнялось еще и тем, что новые дети императора требовали уделов и титулов для себя. Каждый из них был окружен своими сторонниками, ожидавшими и получавшими привилегии, земли и титулы.
Империя Карла Великого была обширным государством, в которое входило множество разных народов. Чтобы сохранить его единство, требовалась сильная императорская власть, опирающаяся на армию. Пока был жив Карл Великий, империя существовала, но после его смерти между потомками императора развернулась самая настоящая война за власть. Её итогом стало ослабление императорской власти и распад империи Карла Великого.
В 843 году в городе Вердене внуки Карла Великого заключили договор о разделе государства. Младшему, Карлу Лысому, досталось Западно-Франкское королевство, земли к западу от Рейна, большинство которых лежит на территории современной Франции. Средний, Людовик Немецкий, получил территорию к востоку от Рейна, на которой разместилась современная Германия – Восточно-Франкское королевство. Старший, Лотарь, унаследовал титул императора, а также Италию и широкую полосу земель между Западно-Франкским и Восточно-Франкским королевством, получившую по его имени название Лотарингия. Вскоре между братьями разгорелась война. Карл и Людовик объединились против Лотаря и, отняв у него Лотарингию, поделили её между собой
«Государство, недавно ещё единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором, – писал современник, сожалея о распаде империи Карла Великого. – Вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек».
Верденский договор стал тем рубежом, за которым распад империи Карла Великого стал свершившимся фактом. Дальнейшее существование великой страны стало невозможным – слишком слаба была центральная власть, слишком велики амбиции местных правителей. Междоусобицы – бич средневековых держав – довершили дело. Империя Карла Великого распалась на множество мелких государств, которые дружили или враждовали между собой, но решающего влияния на политику в Западной Европе не имели. Раздорами и стычками умело пользовались римские папы, которые под видом борьбы с еретиками, подчиняли себе все новые и новые земли. Влияние папства, осененное крестом и богатством, постепенно усиливалось – теперь уже не светская, а церковная власть стала доминировать в Европе. Понадобились сотни лет, чтобы Франция вновь стала унитарным государством, а для Германии и Италии процесс объединения земель завершился лишь в 18-19 веках.
В 884 году единая Каролингская империя оказалась на короткое время восстановлена Карлом III Толстым, сыном Людовика II Немецкого. Он в 879 году унаследовал Италию, в 881 году короновался императорской короной, а в 884 году стал и королём Франции. Но объединение оказалось недолговечным. Император оказался достаточно слабым правителем и не смог организовать отражение вторжения викингов, дошедших в 886 году до Парижа. Уже в конце 887 года Карл был смещён, а империя окончательно распалась.
В Итальянском и Западно-Франкском королевствах утвердились представители других династий, в Восточно-Франкском королевстве престол захватил Арнульф Каринтийский, незаконнорожденный сын Карломана. Кроме того, образовалось ещё независимые Нижне- и Верхнебургское королевства, а также ряд других образований, правители которых были фактически независимыми.
Хотя титул императора Запада продолжал существовать до 924 года (его носило несколько итальянских королей), но императорский трон фактически утратил свой статус. Наиболее могущественным из осколков Каролингской империи оказалось Восточно-Франкское королевство, за которым в 1-й половине X века закрепилось название королевства Германии. В 962 году король Германии Оттон 1 Великий, одержав победу над итальянской знатью, был помазан на царство и коронован имперской короной. Эта дата считается датой образования Священной Римской империи. Хотя сам Оттон Великий, очевидно, не намеревался основывать новую империю и рассматривал себя исключительно как преемника Карла Великого, фактически переход императорской короны к германским королям означал окончательное обособление Германии (Восточно-Франкского королевства) от Западно-Франкского (Франции) и формирование нового государственного образования на основе немецких и северо-итальянских территорий, претендовавшего на роль наследника Западной Римской империи. Единственной территорией бывшей Каролингской империи, которую не смогли подчинить правители Германии, было Западно-Франкское королевство, за которым позже закрепилось название Франции.
Оттоновское объединение Германии было все же весьма зыбким, потому что не покоилось также на этническом единстве.
В разгар политико-государственного разложения, когда Рим был уже разграблен сарацинами (846 г.), но крушение еще не коснулось Церкви, наступил период сильнейшего подъема папства. Падению престижа империи автоматически сопутствовал у римских епископов рост сознания своей силы.
На престол св. Петра друг за другом взошли три замечательных деятеля, первый из которых стал даже своего рода символом эпохи: Николай I (858-867), Адриан II (867-872), Иоанн VIII (872-882).
О них см. Расширенный вариант лекции 8
 
Медитация 6-й Мастер
18-я Зона
РОН АРР СС УНИТ КРОН
6-я
ТЛПЛ СООК ЭРИС КИНЬ ЦЕРС