По мере того как продолжались военные действия, религия стала неимоверно важна. Когда, к примеру, в Византии войска стали бунтовать против снижения заработной платы, командир маршировал перед войсками с ликом Иисуса, чтобы впечатлить воинов и показать им, что служение императору означает служение Богу. Когда в 579 году умер шах Хосров I (заключивший мирный договор с Византией), некоторые заявляли, что «прекрасный свет Божьего Слова сиял вокруг него, так как он верил в Иисуса Христа». Такое отношение привело к массовому осуждению зороастризма в Константинополе, как ложного и развратного верования. Персы, как писал византийский поэт и историк Агафий, приобрели «извращенные, дегенеративные привычки с тех самых пор, как попали под заклятие учения Зороастра».
Господство милитаризма со значительной долей религиозности имело большие последствия для тех, кто жил на периферии империи и кого соблазняли принять христианство. Это было частью дипломатической политики империи, которая имела своей целью завоевать их поддержку и лояльность. Основные усилия были направлены на то, чтобы завоевать племена Южной и Западной Аравии, пообещав им материальные блага. Награждение королевскими титулами, а также введение нового понятия родства (в том числе королевского), что можно было эффективно использовать на местном уровне, также помогло убедить многих связать свою судьбу с Константинополем.
Однако некоторые племена приняли христианство не в той форме, которая была установлена на Халкидонском соборе в 451 году. Ими были приняты другие варианты, в основе которых лежали иные версии относительно происхождения Христа. Отношения с Гассанидами*, давними союзниками Византии в Аравии, испортились из-за некоторых резких замечаний со стороны имперской столицы. И когда в этот непростой момент отношения разрушились (отчасти из-за взаимных подозрений на религиозной почве – Гассаниды придерживались монофизитства, которое было объявлено ересью), персы получили прекрасную возможность использовать это в своих интересах. Порты и рынки на юге и западе Аравии были взяты под контроль, был открыт новый торговый путь из Мекки.
*Гассаниды – арабская династия доисламских правителей из одноимённого аравийского племени, правившая со II в. до 636 года в Восточной Палестине (столица Джабийа). Они сыграли существенную роль в распространении христианства среди арабов, обитавших в VI в. у границ Сирии и Палестины, и в утверждении монофизитского направления в христианстве. Они иммигрировали из Йемена в начале III века, некоторые слились с эллинизированными христианскими общинами, приняв христианство в первые века нашей эры, в то время как другие, возможно, уже были христианами, прежде чем эмигрировать на север, чтобы избежать религиозного преследования. Гассаниды стали государством-клиентом Византийской империи, сражались вместе с византийцами против персидских Сасанидов и их арабских вассалов Лахмидов. Земли Гассанидов являлись буферной зоной, защищающей византийские владения от набегов местных племен.
В то время как на Аравийском полуострове отношения натянулись до предела, в затяжной кампании на главном театре военных действий на севере наметился небольшой прогресс.
Поворотный момент наступил не на поле боя, а при персидском дворе в конце 580-х годов, когда Вахрам, популярный генерал, который стабилизировал ситуацию на восточной границе с тюрками, взял все в свои руки и восстал против шаха Хосрова II. Шах бежал в Константинополь, где обещал императору Маврикию большие уступки на Кавказе и в Месопотамии, в обмен на поддержку империи. После того как в 591 году Хосров вернулся домой, заключив со своим соперником удивительно честный договор, он дал свое согласие на это соглашение. Но слишком много городов, крепостей и важных позиций было передано Византии, обнажая экономическое административное сердце Персии. Унижение было столь велико, что должно было спровоцировать резкую ответную реакцию.
В течение двух последующих десятилетий непрерывных сражений маятник качался в обе стороны. Теперь, когда у Византии были передовые базы, которых ей так недоставало до этого, у империи появился реальный шанс по-настоящему закрепиться на Ближнем Востоке. По признанию историка Прокопия, равнины Месопотамии, которые простирались в бассейне рек Тигр и Евфрат, обеспечили несколько пограничных пунктов в виде рек, озер и гор. Это означало, что любые достигнутые успехи были уязвимы. Совсем нелегко удерживать такую обширную территорию. Хосров II вернул свой трон, но заплатил за это слишком высокую цену.
Всего через десять лет ситуация круто изменилась. Когда в 602 году император Маврикий в ходе дворцового переворота был убит Фокой, одним из своих генералов, Хосров II воспользовался моментом и заставил Византию пересмотреть соглашение. В то время как Фока пытался установить свою власть в империи, ему удалось захватить одну из важных позиций византийской оборонительной системы в северной Месопотамии, и он почувствовал себя увереннее. Когда стали приходить сообщения о том, что кочевники возобновили свои набеги на Балканах, амбиции шаха возросли. Традиционная система управления завоеванными народами на севере Аравийского полуострова была щедро приправлена предвосхищением большой реорганизации границ, которая должна была последовать за расширением территории Персии.
С христианским населением персы обращались очень бережно. Епископы опасались перспективы войны, так как военные действия с Византией часто сопровождались обвинениями в сотрудничестве. В 605 году шах лично председательствовал на выборах нового патриарха. На выборы нового духовного владыки он созвал духовенство высокого ранга. Это должно было показать религиозным меньшинствам, что правительство заботится об их нуждах. Такой эффективный ход был истолкован христианским сообществом как признак доброжелательности и покровительства. Хосрова восторженно благодарили епископы, которые собрались, чтобы вознести хвалу «могущественному, щедрому и доброму царю царей».
Византийскую империю сотрясало одно восстание за другим, и в это время в игру вступили персы. Города Месопотамии пали, как кости домино. Эдесса капитулировала последней в 609 году. Затем внимание персов привлекла к себе Сирия. Антиохия, первый престол Святого Петра и одна из основных метрополий Византийской Сирии, пала в 610 году. Следом за ней, годом позже пала Эмеса, город в Восточной Сирии. В 613 году был захвачен Дамаск – так оказался потерян еще один крупный региональный центр.
Со временем ситуация для Византии становилась только хуже. В Константинополе был убит непопулярный, высокомерный император Фока. Его обнаженные, растерзанные останки пронесли по улицам города. Новый император, Ираклий, однако, поначалу не достиг больших успехов в сдерживании персов, достижения которых приобрели сокрушительный размах. Сдержав ответный удар Византии в Малой Азии, армия шаха повернула на юг, к Иерусалиму. Их цель была очевидна – захватить самый священный город христиан и, сделав это, утвердить религиозный и культурный триумф Персии. И захватили! И это сыграло ключевую роль в разворачивании всей цепи дальнейших событий, на несколько столетий определивших ход мировой истории.
Отвлечемся на время от Персии и Византии. Мы помним, что Иерусалим был самым священным городом не только христиан, но и евреев, причем в течение значительно более длительного времени. Мы в свое время подробно изучали историю и метаисторию евреев до Рождества Христова, а в Лекции 1 курса «Метаистория Средних веков» мы рассматривали дальнейшую судьбу Еврейской метакультуры в период Раннего Средневековья. Нас, прежде всего, интересовал вопрос, как еврейский эгрегор в течение практически двух тысячелетий выживал исключительно благодаря опоре на Традицию. Евреи не имели собственной государственности, жили в рассеянии по всему миру, говорили на разных языках, занимались самыми разными делами – и, тем не менее, сохранили свою национальную идентичность и при этом сыграли огромную роль в истории и метаистории всего «западного мира».
Пятисотлетняя эпоха между 100 и 600 гг. н. э. была для еврейства переходным периодом – в это время евреи предпринимали различные меры для обеспечения собственного выживания как народа.
Евреи в этот период расселились очень широко. За шесть столетий до появления ислама общая численность еврейского населения сократилась, но территориально народ продолжал неуклонно распространяться. На европейском континенте еврейское население обосновалось в Галлии, Германии, Паннонии (современная Венгрия), Дакии (современная Румыния).
Таким образом, еврейская диаспора распространялась на север в пределы вновь возникающих варварских государств. Можно считать, что именно евреи были первыми цивилизованными обитателями Германии. Известно, что евреи жили в Майнце, Кёльне и других городах долины Рейна еще в дни римлян. Хотя об их численности в эти времена имеется очень мало конкретных данных, однако известно, что еврейские поселения уже существовали в Закавказье (Грузия) и, по-видимому, в Средней Азии.
На демографическую ситуацию на Востоке повлияла массовая миграция евреев из Земли Израиля в Сирию и Вавилонию, а впоследствии их переселение на всю территорию Иранского Нагорья, в Пальмиру и Курдистан. Проник иудаизм и на Аравийский полуостров, и даже в Эфиопию (где было христианство). И даже достиг Дальнего Востока, в том числе Индии и Китая. Но если на запад и восток расселение осуществлялось довольно «естественно», то на север и юг – оно сталкивалось со значительными природными и этническими трудностями. Тем не менее, с приближением мусульманской эры все более явным становилось влияние иудейской религии на берберские племена, живущие на обширных территориях по краям Сахары, а также на примитивные народности. Таким образом, с точки зрения географической, иудаизм впервые стал «мировой религией», хотя в каждой конкретной стране он был всего лишь «национальной религией» борющегося за выживание меньшинства.
Чем в период раннего Средневековья занималось еврейское население в обычной жизни, кроме молитв и выполнения религиозных предписаний? В Палестине (где их осталось сравнительно немного) основным занятием евреев по-прежнему было земледелие, хотя в других местах они оказывались преимущественно городскими жителями. В Византии они играли значительную роль в промышленной жизни, занимаясь, например, красильным и шелкопрядильным производством. В Западной Европе евреи в эту эпоху занимались преимущественно торговлей и кредитными операциями, но встречались и евреи интеллигентных профессий – врачи, ученые. Если же они, ввиду общего упадка городской жизни, были вынуждены заниматься земледелием, то преимущественно в форме вложения капиталов.
В Византии евреи составляли одно из крупнейших и важнейших этнических меньшинств в империи. До середины VII века еврейское население Византии состояло из двух основных групп — евреев, проживавших на территории Палестины, где за ними признавалось право на автономию под руководством собственных лидеров во главе с патриархом (наси) и евреев диаспоры, расселившихся во многих городах империи, преимущественно в Греции и Южной Италии. Крупнейшие еврейские общины находились в Константинополе и Фивах, делами общины управляли экзилархи. Основным занятием евреев было ремесло и торговля.
Отношения между христианами и евреями были напряжёнными, что стало причиной появления законов, регулирующих отношения между ними. Хотя исходной целью этих законов было оградить христиан от враждебности евреев, общий принцип, положенный в основу этого законодательства, также предоставлял евреям защиту государства от гонений со стороны христиан.
С точки зрения законодательства, евреи подвергались ряду ограничений: им было запрещено иметь рабов-христиан, проповедовать свою веру, занимать государственные должности и присутствовать на публичных церемониях. Браки между евреями и христианами также были запрещены. Значительно большим ограничениям они подвергались в быту. У евреев постепенно отнимали свободу вероисповедания и другие гражданские права, но заставляли исполнять все гражданские обязанности и платить тяжелые государственные налоги.
Соответственно, евреи не были благонадёжными подданными императоров и при возможности выступали на стороне обещавших им равноправие ариан, оппозиционеров или даже внешних врагов. Византийский император Юстиниан I (527–565 гг.) писал в своем указе о евреях: «Пусть стонут эти люди под тяжестью повинностей, но пусть не пользуются никакими почетными званиями; они должны оставаться в том же презренном состоянии, в каком они сами оставляют свои души». В «Юстинианов кодекс» (свод государственных законов) был включен ряд стеснительных для евреев предписаний. Видя беззащитность еврейских жителей, византийская чернь часто нападала на них, грабила и убивала. Не удивительно, что при Юстиниане они поддерживали вандалов и остготов, а также участвовали в восстании «Ника» — крупнейшем бунте в истории Константинополя и Византии, произошедшем 532 году. В результате Константинополь был сильно разрушен.
Напомним, что когда великая Римская империя распалась на две половины: Восточную (Византию), и Западную — Сирия и Палестина отошли к Византии. Особенно угнетали евреев на их прежней родине, в Палестине. Византийцы строили здесь для себя церкви и монастыри, а евреям запрещали строить новые синагоги вместо разрушавшихся старых. В некоторых местах им вовсе запрещали селиться. Их не пускали даже в святой город Иерусалим. Значительная еврейская община осталась только в городе Тивериаде, где некогда жили иудейские патриархи. Много евреев жило также в Сирии, особенно в большом городе Антиохии, населенном греками-христианами.
Притеснения и обиды со стороны византийских христиан крайне раздражали евреев и доводили их иногда до открытого возмущения. В Антиохии между ними и греками произошло однажды кровопролитное столкновение. На этот раз евреи одержали верх: они убивали своих врагов, бросали их в огонь и даже умертвили антиохийского патриарха Анастасия. Но вскоре это восстание было подавлено, многие евреи были казнены или изгнаны из страны по приказанию императора Фоки (608 г.).
В Персии для евреев условия жизни были более благоприятными. В течение III-IV вв. центр еврейской жизни постепенно переместился из Палестины в Вавилонию (где, напомним, еврейская диаспора существовала еще со времен «Вавилонского пленения» в VI веке до н.э.). Римская империя периода упадка, способствовавшего эмиграции многих ее граждан, не привлекала жителей Земли Израиля. В то же время цари из династии Сасанидов поощряли иммиграцию, поскольку новые поселенцы обладали как техническими навыками, полезными для занятий производством, таки опытом коммерческой деятельности. Шахиншах Шапур II (309-379) переселил значительное число еврейских семей (около 86 тыс. чел) из Армении в персидские провинции.
На всем пространстве Персидской империи, и особенно в Вавилонии, численность еврейского населения возрастала, евреи переживали экономический и культурный подъем. Персы довольно быстро признали сельскохозяйственное и культурное превосходство Вавилонии, не случайно их столица размещалась в Ктесифоне, хотя город и подвергался атакам римлян. В окрестностях столицы число прежних и новоприбывших еврейских жителей часто значительно превышало число их соседей.
Поскольку в это время положение еврейства Земли Израиля ухудшилось, между двумя общинами постепенно возникло определенное соперничество. Храм был уже разрушен, не было потомков династий, которые правили Землей Израиля, и, опосредованно, всем мировым еврейством. Упадок Палестины усугублялся естественными факторами – прежде всего упадком самой Римской империи. Кроме того, христианская церковь становилась все более нетерпимой, особенно это касалось проблем еврейского календаря. Даты праздников, особенно Песаха, вычислялись палестинскими патриархами, и некоторые христианские секты праздновали Пасху по еврейскому календарю, тогда как ортодоксальное христианство относило праздник Пасхи от Песаха на две недели. Кроме того, римляне опасались еврейских разведчиков в пользу Сасанидов. Постепенно роль палестинского патриархата падала.
В Вавилонию переместилась и палестинскую образованность. Напомним, что примерно в 220 году была создана Мишна – запись Устной Торы, которая, как считалось, была дана Моисеем одновременно с Торой (Пятикнижием) письменной. Мишна содержит в себе основополагающие религиозные предписания ортодоксального иудаизма. Вокруг Мишны среди еврейских мудрецов возникла оживленная дискуссия, в результате которой и появился Талмуд. В Талмуд входят Галаха — законы жизни евреев и Мишна — расширенный комментарий Торы. Так как толкование Мишны происходило и в Палестине и в Вавилоне, практически независимо друг от друга были созданы Иерусалимский (в период между началом III в. и концом IV в. в иешивах Тверии, Кесарии и Циппори) и Вавилонский Талмуды (создавался в III-V вв.), общим у которых служит Гемара — толкование.
В течение этого времени сотни вавилонских амораев (законоучители и лидеры еврейского народа, жившие в период после завершения Мишны (начало III в.) и вплоть до завершения как Иерусалимского (IV в.), так и Вавилонского (V в.) Талмуда) трудились над исследованием и расширением еврейских религиозных законов, правоведения и нравственного учения. Мнения и решения этих амораев излагались в академиях и передавались устно или в отрывочных записях. Таким образом, после заключения Мишны накопилось множество новых преданий, которые уже трудно было удерживать в памяти. Явилась потребность собрать и привести в порядок все эти устные предания, а затем записать их, чтобы они не пришли в забвение. Так было положено начало составлению Талмуда Вавилонского.
Но вскоре гражданское положение вавилонских евреев ухудшилось. При шахиншахе Иездегерде II (438–457 гг.) в Персидской империи возобновились гонения на иноверцев, не признававших огнепоклоннической религии Зороастра. По наущению персидских жрецов, или «магов», шах преследовал христиан и евреев, живших в его государстве. Сообщается о мерах зороастрийского жречества направленных против кашрута* и
еврейских обычаев захоронения мертвых, и даже о разрушении иранцами синагог. Персы чинили препятствия евреям во всех делах, касавшихся убоя скота, общественных бань и кладбищ.
*Кашрут - это термин в иудаизме, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения совокупности законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь.
Причина, почему персы притесняли евреев в этих трех пунктах, объясняется законами зороастризма. Авеста запрещает под страхом смертной казни зарывать мёртвых в землю, так как это будто бы оскверняет её, и предписывает выставлять покойников за городом на съедение хищным птицам и зверям. Затем, запрещается ритуально нечистому человеку не только окунаться в воду (что оскверняет последнюю), но даже подходить близко к ней; вот почему персы препятствовали евреям в устройстве бассейнов для очищения от ритуальной нечистоты. Наконец, маздаизм предписывает приносить от каждого зарезанного животного известную часть в жертву огню, каковое требование евреи считали равносильным принуждению к идолопоклонству.
Жизнь вавилонским евреям облегчало лишь то, что персидские начальники охотно брали взятки. Однако в это время еврейские школы в Вавилонии были закрыты, а юные ученики насильственно обращались в религию персов. Тогда евреи стали массами выселяться из Вавилонии. Многие переселились в соседнюю Аравию, где с древнейших времен жило племя воинственных евреев, ведущее кочевую жизнь; часть переселенцев проникла оттуда в далекую Индию.
В это бедственное время оставшиеся в Вавилонии еврейские ученые и решили приступить к полному письменному изложению устного учения, накопившегося после Мишны. Закончить эту работу выпало на долю амораев, живших в конце V столетия н. э. В это время гонения на евреев в Вавилонии прекратились; академии вновь были открыты, ученые приступили к составлению Вавилонской Гемары. Они изложили все собранные раньше устные толкования и дополнения к Мишне в одном своде законов и мнений — и объявили этот свод «заключенным», то есть запретили прибавлять или изменять в нем что-нибудь. Вавилонская Гемара была распределена по порядку отделов и статей Мишны, так что за каждой статьей Мишны следовали относящиеся к ней толкования и рассуждения Гемары. Соединенные вместе, Мишна и Вавилонская Гемара составили огромный письменный памятник, получивший имя Талмуда Вавилонского, в отличие от более краткого и неполного Талмуда Иерусалимского.
Вавилонский Талмуд сходен с Иерусалимским только в том, что у них Мишна одинаковая; Гемара же у них различная, причем в Вавилонском Талмуде она гораздо более обширна и полна. Вот почему впоследствии особенно сильно распространился, как свод законов и научное руководство, именно Вавилонский Талмуд. Язык Вавилонского Талмуда состоит из смеси слов еврейских и арамейских (халдейских). В Мишне, составленной в Палестине, преобладают еврейские слова и формы; в Гемаре же — арамейский язык, который был весьма близок к тогдашней разговорной речи вавилонских евреев. 500-й год н. э. признается годом заключения Талмуда (430-й год после разрушения Иерусалима Титом).
После создания Талмуда евреи в персидской Вавилонии переживали тревожные времена. Они сильно терпели от произвола сатрапов (провинциальных наместников) и от фанатизма магов, зороастрийских жрецов. В начале VI века страдания евреев дошли до того, что часть их восстала против персидского правительства. Во главе восставших стоял молодой еврей — экзиларх (руководитель общины) Мар-Зутра. Воинственный экзиларх изгнал персов из города Махузы и утвердился там со своей дружиной, в качестве независимого еврейского князя.
Семь лет продолжалось княжение Мар-Зутры, но потом персидские войска завоевали Махузу, схватили Мар-Зутру и повесили его у махузского моста (около 520 г.). Евреев еще больше стали преследовать и притеснять.
В течение семидесяти лет после этого положение евреев под персидским владычеством менялось то к лучшему, то к худшему, исходя из того, какой шах управлял государством. Порядок и спокойствие в еврейской жизни упрочились только при последнем персидском шахе Хосрове II (правил в 590–628 гг.), который во время войны с Византией решил привлечь евреев на свою сторону. При нем еврейские общины в Вавилонии снова стали управляться своими светскими начальниками, экзилархами, и своими законоучителями, стоявшими во главе талмудических школ.
Законоучители того времени назывались «сабураями», что означает «высказывающие мнение». Талмуд был уже «заключен», то есть к нему нельзя было прибавлять новые законы, а можно было только изучать и объяснять содержащиеся в нем законоположения. Это и делали сабураи. Они изучали письменный текст Талмуда, исправляли его ошибки, вставляли иногда свои краткие объяснения, размещали отделы в известном порядке. Главные талмудические школы находились по-прежнему в двух вавилонских городах — Суре и Пумбадите.
Таким образом, в царствование Хосрова II жизнь евреев Вавилонии вернулась в нормальное русло, и евреи смогли свободно возобновить академическую деятельность без страха потерпеть наказание за то, что приняли сторону бунтовщика.
На Аравийском полуострове евреи жили с древнейших времен. Часть их поселилась там еще во время существования Иудейского государства, во времена Первого и Второго Храма, многие бежали туда позже из византийских и персидских земель. По-видимому, евреи стали селиться в Йемене еще со времён Соломона, после визита к нему царицы Савской, правительницы аравийского государства Сабы (Йемена). Это было связано, прежде всего, с торговлей: через Красное море шла торговля с Индией и Африкой, а также с загадочной страной Офир, славящееся сказочными богатствами. Через царство Сабы, населенное богатым, мудрым и предприимчивым народом, шла и караванная торговля золотом драгоценными камнями и благовониями. В конце Античности и в раннем Средневековье в этой торговле заметную роль играли евреи.
Известно, что ещё за 42 года до разрушения Первого Храма в в 586 г. до н. э. Навуходоносором несколько десятков тысяч благочестивых евреев, уверенных в близком наступлении мрачных предсказаний пророка Иеремии, выступили под предводительством 25 начальников кланов, чтобы отыскать другую плодоносную страну; перейдя Иордан, они через пустыню Эдом и Сеир добрались до Йемена. Страна по плодородию не уступала Палестине; они решили поселиться в ней и, избрав царя, образовали самостоятельное государство, построили укреплённый город на горе Накосе, учредили самостоятельный свой культ и даже построили четыре укрепленных города-убежища (где спасались от кровной мести), сохранившиеся до сих пор.
Когда Эзра возвратился в Иудею, он, согласно этому преданию, послал ко всем евреям, в том числе и йеменцам, воззвания о возвращении на родину; но йеменские евреи, предвидя недолговечность еврейского государства в Палестине, отказались последовать туда; Эзра проклял их, в ответ на что они предали его анафеме. У йеменских евреев с тех пор начались внутренние раздоры, которые привели, в конце концов, к упадку их самостоятельности и преобладанию над ними соседних арабских государств. Многие семейства до сих пор ведут происхождение от этих иудейских выходцев. Некоторые города Йемена носят библейские имена.
Арабы смотрели на евреев как на родственное им племя, так как считали, что ведут свой род от Исмаила, сына родоначальника еврейского племени Авраама. И действительно, оба эти народа принадлежали к семитской расе и говорили на сходных между собой наречиях. Аравийские евреи и по образу жизни мало отличались от туземцев. Они жили небольшими кланами, занимались скотоводством, но многие также вели торговлю с Индией, Персией и Византией. По ходу торговли, евреи основывали колонии — как на островах Красного моря, так и на пути сухопутного участка пути по Аравии — в городах Хиджаза — Медина, Хайдабар, Тейма и т. д. В Таифе большая еврейская колония была связана с земледельческим трудом. Виноделие и продажа вина были в руках иудеев.
Подобно арабам, они отличались воинственным духом. Только религия отличала их от арабов, которые были еще язычниками. Но в VI веке н. э. еврейская вера стала распространяться среди арабов. Целые их роды иногда обращались в иудаизм, следуя примеру своих старейшин. Переход в иудаизм облегчался для арабов тем, что обрезание младенцев мужского пола было у них в обычае с древнейших времен.
Еврейские войска при Ироде Великом совместно с римлянами захватывали Аравию, и возможно, что после разгрома в Наджране экспедиционного корпуса римского полководца Марка Элия Галла, вторгшегося в Сабейское царство (25-24 гг. до н. э.), там обосновались уцелевшие воины еврейского отряда (500 человек из личной гвардии Ирода На юге Аравийского полуострова (территория современного Йемена) около 110 г. до н. э. образовалось небольшое государство Химьяр.
Еврейская община Химьяра, владевшего с начала I в. до н. э. портами юго-западного побережья Южной Аравии и значительной частью Сабы, а с начала IV в. н. э. — всей территории Йемена, была весьма влиятельной.
Царь Химьяра Абу Кариб, познакомившись с еврейскими мудрецами, принял иудаизм в 391 г. и обратил в эту веру многих арабов. Преемник его был ревностным приверженцем иудаизма и сделался горячим защитником новых своих единоверцев. Узнав, что в Византийской империи христианские цари и духовенство притесняют евреев, он решил отплатить за это жившим в его государстве христианам. Он велел хватать проезжавших в Индию через Химьяр византийских купцов и казнить их; он обложил всех христиан своего царства тяжелыми податями и притеснял их так же, как притесняли византийские императоры подвластных им евреев. Этим он возбудил негодование христианских царей, до которых дошли слухи о гонениях на христиан в Йемене. На помощь последним явился царь близкой Эфиопии (Абиссинии), Элесбаан, монах, исповедовавший христианскую веру.
Полчища зфиопов ворвались в Йемен и принялись опустошать страну.
Так в 525 г. пало еврейское царство Химьяр в Аравии.
В середине IV в. в Химьяре действовало много христианских миссий. Сообщающий об этом церковный автор Филосторгиос отмечает, что христианское миссионерство в Химьяре встретило резкую оппозицию со стороны местных евреев.
Началась борьба между христианами и приверженцами иудаизма, в 425 г. царь Шарахбиль Иа‘фур изгнал из Химьяра евреев и митраистов, эта страна стала на время христианской. В 449-450 гг. он обновил и восстановил плотину Мариба. Общей же была такая расстановка сил: в одном блоке — Византия, Аксум и христиане монофизиты Аравии. В другом блоке находились Персия, несторианцы, язычники и евреи.
Таким образом, евреи были рассеяны по всем частям света; для того чтобы они составляли один народ и не могли смешаться с окружающими племенами, нужно было, чтобы евреи повсюду строго подчинялись законам своей веры и сохраняли свои национальные обычаи, отличающие их от прочих народов. К этой цели и было направлено все законодательство Талмуда. И этому законодательству действительно удалось сохранить еврейскую нацию в целости, вопреки всем гонениям, которым евреи подвергались в разных странах за свою веру и народность.
Историк Сало Барон полагает, что выживание еврейской нации обусловили восемь факторов:
Мессианская вера: вера в то, что, в конце концов, всё будет хорошо и к ним вернётся Земля Израильская (Эрец-Исраэль).
Очень детально разработанное представление о Мире Грядущем, что помогало им смириться со страданиями в этом мире и противостоять соблазну перейти в другую веру.
Страданиям был придан смысл благодаря внушающей надежду трактовке истории и судьбы еврейского народа.
Догмат о мученичестве и о неизбежности преследований придавал общине сплочённость.
Повседневная жизнь евреев приносила им большое удовлетворение. Евреи жили среди евреев. На практике в течение жизни они сталкивались с открытым преследованием только в некоторые драматические моменты. По большей части дискриминация захватывала всех вместе, и к ней они притерпелись. Повседневной жизнью управляли многообразные ритуальные требования, из-за чего каждый еврей в течение всего дня постоянно сознавал Бога. Рядовой еврей, как правило, считал этот всеохватывающий еврейский образ жизни настолько удовлетворительным, что был готов пожертвовать собой ради сохранения его основ. Строже всего они следовали таким заповедям, как не поклоняться идолам, не есть свинину, практиковать обрезание.
Политика сегрегации (принудительного отделения какой-либо группы населения) и самоуправления, проводимая персидской империей и поздней Римской империей, усиливала организованность еврейской общины.
Талмуд стал чрезвычайно эффективной силой для поддержания еврейской этики, закона и культуры, судебной системы и социального обеспечения, всеобщего образования, регулирования семейной жизни и религиозной жизни от рождения до смерти.
Семья считалась фундаментом этики и этичной жизни. Сексуальная сдержанность (но без аскетизма) считалась добродетелью.
Враждебность извне лишь помогла скрепить единство евреев, придать им внутреннюю силу и преданность своей вере.
Теперь мы можем вернуться к началу лекции, к теме Византийско-персидских войн.
Мы сделали паузу на том моменте, когда персы стали готовиться к захвату Иерусалима. Чтобы привлечь на свою сторону евреев, Хосров пообещал осуществление их многовековой мечты – своё независимое государство в Земле Израиля. На призыв Хосрова в персидское войско вступили 20 тысяч евреев.
К этому времени у евреев накопилось множество претензий к христианам. Пользуясь ослаблением Византии, евреи во многих местах стали восставать. В 608 году, ещё при императоре Фоке, восстали евреи в Антиохии. Фока старался заставить евреев креститься; это только побудило антиохийских евреев к восстанию, во время которого было убито много христиан и патриарх Анастасий был подвергнут позорной казни. Новый наместник лишь с большим трудом подавил восстание. Он казнил большое число евреев, а остальных изгнал из города. Евреи так ослабили городскую оборону Антиохии, что персидско-еврейское войско в том же 610 году захватило город почти без сопротивления.
Напомним, что в 610 году к власти в Византии пришёл Ираклий.
Узнав о походе еврейской армии, йеменские евреи восстали в Аравии и убили христианского представителя в Йемене. В том же 610 году восстали евреи Кипра, а еврейско-персидское войско захватило Эдессу и Алеппо.
После захвата Антиохии, в 613 году персидско-еврейское войско завоевало Кесарию в Палестине (административную столицу провинции). После захвата Кесарии, персидско-еврейское войско воссоединилось с отрядами еврейских повстанцев из Тверии, Назарета и городов горной Галилеи, которыми командовал Вениамин Тивериадский (по еврейским источникам — человек огромного богатства), который дал крупные средства на вооружение еврейских отрядов. В 613 году, при нашествии персов на Сирию, палестинские евреи воспользовались этим для восстановления своего царства.
Позже в персидско-еврейское войско прибыли евреи из южной Палестины. Сирийские города Дамаск, Апамея и Эмеса быстро сдались завоевателям в 613 г., дав персам возможность нанести удар южнее.
Следующей целью персов стал Иерусалим, столица византийской провинции Палестина. Захват Иерусалима обеспечивал прямой доступ к Средиземному морю, что являлось для Персидской империи стратегически важным для начала строительства военного флота, который угрожал бы византийской гегемонии в Средиземноморье. Усиленная еврейской армией из Персии и местными еврейскими повстанцами под руководством Вениамина Тивериадского, персидская армия осадила Иерусалим.
Когда персы подошли к Иерусалиму, они начали переговоры с правителями города о его сдаче. Императорских войск, которые могли бы защитить город, поблизости те было, и патриарх Захария хотел начать переговоры с персами, рассчитывая от них откупиться. Но жители Иерусалима высыпали на улицы, требуя защищать город любой ценой. Возмущенное население перебило персидских послов, что было расценено как отказ, и персы начали готовиться к осаде. Учитывая мощь иерусалимских укреплений, они считали, что осада будет долгой и ожесточенной.
В течение 20 дней персидская армия непрерывно обстреливала стены Иерусалима из баллист и других осадных орудий. В Иерусалиме в то время в основном проживали гражданские лица и духовенство, армия была незначительной. На 21-й день осады стены города были проломлены, и персидская армия с еврейскими союзниками быстро захватили город.
Персидские успехи в Палестине и Сирии возбудили надежды евреев и заставили их искать защиты у завоевателей, под знамена которых они стекались большими толпами и возбуждали в персах фанатизм и непримиримую вражду против христиан. Этим объясняется исключительно кровавый характер последовавших за падением Иерусалима событий. Осада города продолжалась три недели. Когда, наконец, персам удалось разрушить часть стены и ворваться в город, они предоставили участь христианского населения фанатизму евреев, которые и свели здесь счеты с христианами, угнетавшими их преследованиями и презрением.
Несколько десятков тысяч христиан погибло в Иерусалиме от руки иудеев, до тридцати пяти тысяч было уведено в плен. Город и храм подверглись беспощадному грабежу, при котором завоеватели руководились не только жаждой добычи, но чувствами мести и религиозной нетерпимости. В особенности пострадали христианские святыни, перед утратой которых отступали на второй план и пленение патриарха Захарии, и разрушение города. Храм Гроба Господня и все постройки св. Елены были преданы пламени, драгоценная утварь, благоговейно приносимая сюда со всех стран, была расхищена, священные реликвии частью уничтожены, частью взяты победителями. Между этими последними особенно была тягостна утрата Животворящего Креста Господня, которое взято было персами и увезено в Ктесифон.
Шах Хосров передал Крест одной из своих жен Ширин, которая была христианкой, и она распорядилась поместить его во дворце. Хранившаяся в храме Гроба Господня Губка была доставлена в Константинополь и выставлена там в Святой Софии для поклонения 14 сентября 614 года. Полтора месяца спустя в столицу прибыла другая святыня из числа орудий страстей Спасителя – Копье, отправленное туда по распоряжению шаха.
По словам очевидца событий, монаха Антиоха Стратига (Антиох Палестинский — монах и богослов, живший в VII в.), в самом начале осады, при переговорах с персами в Иерусалиме имело место массовое возмущение пораженческим настроем патриарха. Антиох рассказывает о пришедшей к Захарии делегации, заявившей, что «ты не доброе замышляешь, так как думаешь заключить мир с врагом. И хотя ты считаешь себя святым и не боишься их, так как любишь персидский народ, но мы не подчиняемся твоей воле, ибо по невежеству ты умышляешь неугодное, когда ты хочешь заключить мир с людьми, не боящимися Бога». Уступая такому давлению, Захария отправил в Иарихон монаха Модеста для вызова подкрепления. Модест уговорил византийские войска выступить, но когда те пришли к Иерусалиму и увидели многочисленность персидского войска, они разбежались.
15 апреля 614 года началась осада Иерусалима и через 20 дней город пал, после чего началось истребление христиан, в чём, по свидетельству некоторых источников, активное участие приняли иудеи. Признав значительную помощь и заслуги евреев в захвате города, Шахрвараз (командующий персидской армией) дал им возможность лично расправиться со своими христианскими врагами. Общее количество погибших у разных авторов сильно отличается — от 60 000 до 90 000 человек.
Затем персы приказали прекратить убийства. Выживших оказалось 35 000 человек, включая патриарха Захарию и хранителя Животворящего Креста. От них под пытками стали требовать указать место хранения реликвии, и, в конце концов, она была выдана персам. После завершения резни были отобраны ремесленники и отправлены в Персию, а остальные (в основном женщины, дети и старики) были заключены в пересохший «водоём Мамилы, который находится вне города, на расстоянии приблизительно двух стадий от Башни Давида». Многие там погибли от давки, жары и голода (по сообщению Антиоха, было найдено 24 518 тел). После этого евреи начали предлагать пленникам принять иудаизм, а после того, как никто не откликнулся на этот призыв, выкупали христиан у персов и убивали их. 35 тысяч были обращены в рабство, в том числе патриарх Иерусалимский Захария.
Отсюда победители устремились в другие палестинские города, убивая везде монахов, разрушая церкви и монастыри с таким же остервенением, с каким византийская чернь прежде разрушала еврейские синагоги и школы.
Поначалу евреи Иерусалима получил полный контроль над городом, и большая часть Иудеи и Галилеи стала Еврейской автономной провинцией империи Сасанидов. Население этой автономии составляло 43 еврейские общины Эрец-Исраэль, общей численностью в 150 тысяч евреев.
Нехемия бен Хушиэль стал правителем Иерусалима. Он начал работу по восстановлению Храма, и выяснению генеалогии первосвященников. Церкви уничтожались, остаток христианского населения — 4 500 человек были согнаны в одном из пригородов Иерусалима. На предложение сменить веру большинство христиан ответило отказом, после чего они были перебито. Лишь некоторые христиане приняли иудаизм.
Скоро евреи разочаровались в своих союзниках, которые не только не намеревались возвратить им Иерусалим, но обращались с ними, как с побежденными; евреи были обложены налогами, а недовольные высланы в Персию; согласно сирийскому источнику, все евреи Иерусалима и окрестностей были отправлены туда.
Дело в том, что персы быстро сообразили, что союз с еврейским меньшинством не окупает враждебности христианского большинства, тем более что последние — сектанты, и всегда относилось к константинопольскому правительству по-сепаратистки. Поэтому 5 лет спустя после захвата Иерусалима, власть над городом персы передали христианам.
В 617 году еврейская администрация Иерусалима была упразднена персами, а самим евреям вновь запретили селиться в городе.
Тогда еврейские патриоты решили присоединиться к византийскому императору Ираклию, который, справившись с затруднениями в Европе, возобновил войну с персами, обещав евреям амнистию и улучшение гражданского быта в случае перехода на его сторону.
Вениамин Тивериадский, обвинённый во враждебном отношении к христианам в то время, когда византийский император Ираклий прибыл в Иерусалим на пути в Персию, с которой вёл войну в 628 году, гостеприимно принял Ираклия и позаботился о должном приёме императора и его армии. На упрёк Ираклия о враждебном отношении к христианам Вениамин откровенно воскликнул: «Действительно, христиане — враги моей веры».
Монахи потребовали от императора примерного наказания евреев, когда же тот сослался на обещанную им амнистию, пообещали взять на себя грех клятвопреступления. Начались новые гонения; евреям было строго воспрещено показываться в Иерусалиме; масса их погибла, и лишь немногие бежали в Египет или скрылись в горных ущельях и лесах.
Около четырнадцати лет продолжалось владычество персов в Палестине. Но когда Хосров был свергнут с престола и в Персии начались смуты (628 г.), византийцы снова усилились. Ираклий вновь покорил Палестину и жестоко наказал евреев за их союз с персами. Много евреев было перебито, а другие бежали в Египет. Недолго, однако, и византийцы пользовались властью в Палестине. В то время на Востоке стала быстро распространяться магометанство; принявшие эту религию воинственные арабы отняли в Азии господство и у язычников-персов, и у христиан-византийцев.
Медитация 4-я Зона:
ЭРЭО ЛОО АУО ХЕВА ГЕА