Лекция 2.

Вынашивание Арабской метакультуры

 

 
Почему для нас так важна эта тема.
  1. Двигаться дальше в изучении метаистории без этой темы мы уже не можем.
  2. Ислам является второй по многочисленности религией, её исповедуют от около 1,7 млрд. мусульман (то есть примерно 23 процента населения Земли). Исламские уммы (религиозные общины) охватывают более 120 стран, в основном в Западной, Южной и Юго-Восточной Азии и Северной Африке, из которых в 35 составляют большинство населения, а в 28 странах являются государственной религией — Египет, Саудовская Аравия, Марокко, Кувейт, Иран, Ирак, Пакистан и другие. Причем скоро количество мусульман в мире превысит количество христиан (их пока больше всех).
Весь ислам при всем его разнообразии опирается духовно на арабский мир, на Аравию, а сама Аравия опирается на ее предисламское прошлое, на период, называемый мусульманами «джахилия», то есть «невежество». А это «невежество» на самом деле необыкновенно богато. К сожалению, знаем мы о доисламской «невежественной» Аравии не очень много. Это — родина арабского горячего скакуна, царицы Савской из Сабейского царства и родина золота, драгоценных камней и благовоний. А потом пришел ислам («покорность»), или мусульманство. Начались арабские походы, завоевания, которые вывели арабов из Аравийского субконтинента, провели их через Центральную Африку, Гибралтар до Франции — на западе, и через Иран, Афганистан и Среднюю Азию к границам Китая — на востоке. Эта часть истории жителей Аравии известна лучше, по крайней мере тем, кто изучал историю Арабского халифата по учебникам средневековой истории, по истории религий.
Причин скудному знанию доисламской Аравии много. Одна из них — мало источников, хроник, документов, преданий, находящихся в обороте. Второе — престижность изучения последжахилийской Аравии. И третье — сама позиция ислама относительно того, что было до него. Эту позицию четко и ясно ислам определяет как «джахилия», т. е. невежество. А раз то, что предшествовало исламу, является невежеством, то и отношение к такому прошлому будет однозначным — негативным. Однако без прошлого не на что опираться, трудно жить в настоящем и невозможно иметь будущее.
Поэтому и мы начинаем наш курс, как всегда, с далекого прошлого.
На предыдущей лекции мы говорили о географии Аравийского полуострова не ради географии как таковой, и даже не ради стихиальных характеристик этого места (хотя это и очень важно) — это место, где происходило зарождение и вынашивание Арабской метакультуры. Замечу, что пока я все время говорю именно об Арабской, а не о мусульманской метакультуре. Почему оно так – будет понятно из дальнейшего. Сегодня мы будем говорить об истории арабов доисламского периода.
Начнем, как всегда, издалека.
Напомню: Эволюция рода Homo (предков человека) в основном происходила в Африке. Первым покинул Африку и заселил Евразию Homo erectus, миграции которого начались около 2 млн. лет назад. За экспансией Homo erectus последовала экспансия Homo sapiens. Этот человек современного типа вышел на Ближний Восток около 70 тыс. лет назад. Отсюда люди направились сначала на восток и около 50 тыс. лет назад заселили Южную Азию, достигнув Австралии около 40 тыс. лет назад. Это было их первое проникновение в земли, где ранее человек ещё не бывал, даже если речь идёт о почти вездесущем Homo erectus. Дальний Восток и Европа были заселены Homo sapiens около 30 тыс. лет назад
Что говорит нам наука: заселение Южной Аравии человеком произошло около 1,65—1,35 млн. лет назад. В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало шествие по планете. Это был еще не современный человек, а Homo erectus, но уже в среднем палеолите Аравийского полуострова ключевую роль играли технологии, создателями которых были люди современного физического типа, мигрировавшие из Африки.
Период среднего палеолита продолжался примерно до времени 50 000–40 000 тыс. лет назад, причем точная дата его завершения различна для разных регионов. 
Данные люминесцентной хронологии указывают, что ранее Аравийский полуостров был относительно жарче, а количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал, и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке. Ранние мигранты перешли на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров.
В холмистой гряде Джебель-Файя, что в часе езды от Эмирата Шарджа (ОАЭ) , были найдены каменные орудия труда. Возраст этих орудий оценен в 120-130 тысяч лет. Владельцы найденных орудий труда – люди современного типа – Homo Sapiens, которые как раз и проникли на Аравийский полуостров через Баб-эль-Мандебский пролив. Этот пролив расположен между юго-западной оконечностью Аравийского полуострова и северо-восточной частью Африканского материка. Соединяет Красное море и Аденский залив Аравийского моря. В настоящее время его наименьшая ширина — 26 км, глубина на фарватере — 182 м.
Между Красным морем и Джебель-Файя — расстояние в 2000 км, ныне там располагается непригодная к жизни пустыня, однако в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность.
Так что, по-видимому, сапиенсы впервые появились в Джебель-Файя в начале последнего (Рисс-Вюрмского) межледниковья, около 130–125 тысяч лет назад. Это был на редкость удобный момент для преодоления Баб-эль-Мандебского пролива и миграции вдоль южного побережья Аравии. Вплоть до примерно 130 тысяч лет назад, пока длилось предпоследнее (Рисское) оледенение, уровень моря был очень низким — на 100 метров ниже, чем сейчас. Пересечь сузившийся и обмелевший пролив можно было и раньше, однако до тех пор, пока не началось глобальное потепление, климат в южной Аравии был слишком засушлив, чтобы люди могли здесь долго продержаться. Потом, когда климат улучшился, уровень моря поднялся, и пролив расширился. Однако в самом начале межледниковья, по-видимому, был краткий период, когда море еще не успело подняться, а климат в южной Аравии уже стал благоприятным для людей.
В дальнейшем климатические условия на Аравийском полуострове неоднократно менялись, но люди уже начали его обживать. Через него проходило несколько крупных миграционных волн, остатки которых приживались там, где это было возможно.
Заметим, что в те далекие времена людей на Земле было сравнительно немного, и они расселялись в местах, пригодных для жизни, достаточно свободно.
Но вернемся к более близким временам – так называемому голоцену. Это эпоха четвертичного периода, длящаяся последние 12 тысяч лет вплоть до современности. Перемещение континентов за этот период было незначительным — не более чем на километр.
В течение голоцена суша и моря приняли современные очертания, сложились современные географические зоны, сформировались пойменные террасы рек. В этот период человечество постепенно расселилось по всей земле и стало переходить (там, где это было возможно) от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Голоцен — типичная межледниковая эпоха с относительно стабильным климатом. Начало голоцена характеризуется истреблением человеком большого количества видов животных, а середина — становлением человеческой цивилизации и началом её технического развития. Изменений в составе фауны начала периода по сравнению с современностью почти нет: окончательно вымерли такие животные, как мамонт или мегатерий, в последние несколько сотен лет человек также истребил некоторые виды животных (додо, эпиорнис, стеллерова корова). 
Примерно с 9000 до 5000 лет до н. э. продолжался так называемый климатический оптимум голоцена. Почти везде, за исключением некоторых зон, климат был более влажным, чем теперь. Примечательно, что влажный климат длительное время господствовал во всем засушливом поясе, простирающемся от Западной Африки до Раджастхана на северо-западе Индии. Даже в засушливом центре нынешней Сахары годовое количество осадков составляло 250-400 мм (сейчас 6 мм в год). Уровень озера Чад на 40 км превышал современный, а само озеро достигало размеров Каспийского моря. Обширные пастбища использовались скотоводами-кочевниками, интенсивно развивалось земледелие без орошения в районах Ближнего и Среднего Востока, включая северо-запад Индии, т.е. в районах, которые ныне относятся к засушливым.
Изображенные на самых древних фресках травоядные и плотоядные животные могли водиться только там, где выпадают обильные дожди, а земля покрыта густой растительностью. В это время характерными для Сахары были обширные зеленеющие равнины, лесистые долины, где водились жирафы, буйволы, слоны, страусы, антилопы. В водоемах, наполненных круглый год водой, жили бегемоты, крокодилы. Аналогичный климат был в это время и в Аравии.
Для чего нам понадобилось залезать в такую древность? На примере Аравии мы отметим один очень важный момент, касающийся темы стихиалий.
С одной стороны, имея представление о природной среде обитания людей, мы можем представить себе, какова будет их стихиальная составляющая. Но я хочу отметить еще один момент, ради которого я и залезла в такую древность. Это касается жизни самих стихиалий, как участников эволюционного процесса Алес. Существует несколько направлений их эволюции – некоторые участвуют в процессах создания форм материала как такового (естественно, не только физического), а определенная группа (Иерархия) стихиалий связала свою эволюцию с человечеством. Именно стихиальную природу имеют «Души Народов» (мы об этом еще поговорим). Так вот – не только люди, со своей стороны, налаживали контакты со стихиалиями, но и сами стихиалии стремились принимать участие «в человеческих делах» -- для них это тоже была возможность эволюционного продвижения.
Возвращаемся к истории.
В VIII–IV тыс. до н. э. население Восточного Средиземноморья и Северной Аравии составляли племена – потомки носителей местной мезолитической культуры, так называемой натуфийской. Уже в IX–VIII тыс. до н. э. натуфийцы собирали дикорастущие злаки. Их потомки перешли к земледелию. Население обитало в небольших поселках, состоявших из глинобитных домов. Некоторые из таких поселков окружали каменные стены, так как богатство земледельческих общин и беспокойное соседство воинственных степняков вызывали необходимость в оборонительных сооружениях.
В VII–VI тыс. до н. э. неолитическая революция (переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве) охватила весь регион. Аравию в VI–IV тыс. до н. э. занимает семитская этнокультурная общность. Семитские племена, по-видимому, пришли сюда из Восточной Сахары через Эфиопское нагорье и Баб-эль-Мандебский пролив (напомню, это был период климатического оптимума голоцена) и, продвигаясь на север, ассимилировали обитающих здесь потомков натуфийцев. В IV тыс. до н. э. внутри этой общности обособились несколько ареалов – к Среднему Евфрату выходили восточно-семитские племена (предки аккадцев), впоследствии переселившиеся в Месопотамию; у рубежей Сирии обитали так называемые северные семиты, или эблаиты; в северо-центральной Аравии – западные семиты (предки ханаанеев, амореев, древних евреев и т. д.), в южно-центральной – носители так называемых южно-центральных семитских диалектов (прямые этнические предки исторических арабов), крайний юг занимали носители южно-периферийных семитских диалектов («южные арабы», создатели первой цивилизации в Аравии; ассимилированы историческими арабами они были только в I тыс. н. э.).
В конце IV – начале III тыс. до н. э. племенной семитский мир Северной Аравии пришел в движение. Восточные семиты (протоаккадцы) проникли на Средний Евфрат, а оттуда – в Нижнюю Месопотамию, северные семиты расселились в Сирии и Верхней Месопотамии (проникнув даже за Тигр). Раскалывается западно-семитское единство: часть западно-семитских племен отселяется в Сирию, а оттуда распространяется в Палестину, переходя к оседлому земледелию, в то время как другая остается в степях и занимается подвижным скотоводством. На основе отселившихся на запад западно-семитских групп сформировался этнос ханаанеев, а на основе тех, что остались в степях, – этнос так называемых сутиев-амореев (самоназвание – сутии; амореями они стали именоваться значительно позже). Сутии-амореи уже около 2400 г. до н. э. были известны шумерам как их южные соседи.
Заметим, что к этому времени климат уже начал меняться – становился суше. Изменение направления ветров — с юга и с запада — постепенно повлияло на изменение климата. Леса и другая растительность стали исчезать, животные уходили из этих мест или истреблялись. Лишь немногие наиболее выносливые к изменяющимся климатическим условиям выжили и приспособились к новой экологической обстановке: осел, верблюд, сокол, орел, шакал и другие.
Но в этот период на земле стало значительно больше людей. Это связано с глобальными процессами, происходящими в брамфатуре Алес. Примерно в VI–V тыс. до н. э. (на наше время) происходит рождение 7-го Мастера. Это событие вызывает резкое изменение энергетического потенциала всех слоев ниже Тоники. Программа Мастера слышна как программа "рождения новой жизни, вбирающей в себя весь накопленный опыт". С этим Мастером пришел и 3-й Пранический Поток – новый для брамфатуры Алес. В этой энергетической ситуации резко активизировались все процессы в шрастрах, и многим «провалившимся» в Атлантиде в результате Потопа удается выйти в инкарнацию. Зарождается Египетская цивилизация, которая их в основном и собирает, там начинают вспоминать Атлантический опыт, а также опыт посмертия, начинают обустраивать свою загробную жизнь. Строится шумерская метакультура (не очень крупная, как мы помним), но в основном люди объединяются в небольшие родо-племенные сообщества, в которых связующим началом является стихиальная Душа Племени, а она в принципе не способна удерживать большие человеческие коллективы. Тот вид эгрегориальной субстанции, который они получают, тоже еще не очень прочный. Крупные эгрегоры и метакультуры появятся позднее.
В это время «дети» 7-го Мастера (души 7-й – 17-й Зон рождения) ищут путь в инкарнации. Их устремление «вниз» настолько сильно, что деятели Тонического слоя, которые «ответственны» за организацию спуска в физический план, просто не могут их как-то собрать и скоординировать, они прямо-таки "сыпятся" вниз, не успевая толком подготовить тела. Случаются самые причудливые инкарнации, вроде людей с собачьими головами, тремя руками, хвостами, чешуей (они, естественно, оказываются нежизнеспособны, но добавляют неразберихи в и так неупорядоченный процесс). Их засасывают турбуленты уже существующих небольших эгрегоров, и те, куда их так много попадает, лопаются, формируются новые, очень много мелких и недолгоживущих. Как правило, эти эгрегоры, как и входящие в их состав люди, агрессивны и кровожадны.
Однако постепенно все налаживается, примерно через пару тысячелетий «дети» 7-го Мастера начинают «грамотно» инкарнироваться, а на земле формируются крупные эгрегоры и метакультуры, которые имеют свое предназначение, решают определенные метаисторические задачи, и значительная часть (но далеко не все) «детей» 7-го Мастера включаются в них. Об этих эгрегорах и метакультурах мы много говорили, и население некоторых из них (в основном Ближневосточных) в свое время «транзитом» проходило через Аравию.
К ней мы и вернемся. Во 2-м тысячелетии до н. э. людей на земле, как я уже сказала, становилось все больше, а климат во многих прежде густонаселенных регионах становился все хуже – опустынилась и Сахара, и значительная часть Аравийского полуострова. И мест, пригодных для жизни, становилось все меньше, и борьба за эти места шла все более свирепая. Но оказалось, что человек может приспособиться чуть ли не ко всему, и когда примерно в 1 400 году до н. э. был одомашнен верблюд, люди стали обживать засушливые места – степи и полупустыни.
Но в Аравии были, как мы говорили в прошлый раз, и места с очень благоприятным климатом. Древние источники сообщают о Южной Аравии того времени, как о благословенной плодородной земле, называемой древними римлянами «Арабия феликс» («Счастливая Аравия»).
Как мы уже знаем, климат Южной и Северной Аравии очень сильно различался. Соответственно и история этих регионов сложилась по-разному. Начнем с Северной Аравии в древности.
Северная Аравия в древности
Остатки древних поселений, относимые археологами к среднему палеолиту, обнаружены в северных районах Саудовской Аравии. Стоянки человека позднего палеолита и неолита найдены в восточных районах Руб-эль-Хали. Центры древней цивилизации, такие, как Месопотамия, Восточное Средиземноморье и долина Нила, издавна привлекали кочевников пустыни как объект грабежа и легкой военной добычи.
Первая волна аравийских переселенцев появилась в Месопотамии и Египте в 3500 году до н. э. Тысячелетие спустя из Аравии пришли новые переселенцы — амореи, которые обосновались в Сирии, а между 1500-1200 гг. до н. э. прокатилась третья волна эмигрантов, на этот раз арамейцев, которые обосновались вокруг нынешнего Дамаска. Аккадцы, амореи, ассирийцы, халдеи, евреи, — все эти народы пустыни совершали набеги на центры древней цивилизации Месопотамии и Восточного Средиземноморья. Они приходили из Сирийской пустыни и северных районов Саудовской Аравии как завоеватели, часто оседали в захваченных районах и со временем смешивались с местным населением.
С массовым движением арамеев из Сирийской степи в Северную Сирию и Месопотамию (XI–X вв. до н. э.) в Северной Аравии освободились обширные территории. С юга сюда стали выдвигаться недавно одомашнившие верблюда и ставшие настоящими кочевниками племена двух этносов – собственно арабов, или так называемых южноцентральных семитов, и потомков ибри (племена аморейского происхождения, имеющие общие этноисторические корни с древними евреями), расселившихся в Аравии с севера в XIV в. до н. э. Именно библейские исторические предания сообщают о появлении в XIV веке до н.э. в Заиорданье, а затем и в Палестине арамейских пастушеских племен из южных аравийских оазисов. Первоначально эти племена обозначались как ибри, то есть «заречные» или «перешедшие через реку». Ученые выяснили, что речь идет о Евфрате и, следовательно, племена, вышедшие из Аравии, сначала продвинулись на север, в Месопотамию, а затем повернули на юг.
В ходе их взаимодействий и перемещений сложилась этнокультурная общность исторических арабов, состоявшая из многих независимых племен и унаследовавшая язык от южно-центральных семитов (название «арабы» – от одного из их племен), а легендарную племенную генеалогию – в основном от аравийских ибри. Именно арабизированные племена ибри составили основную массу позднейших арабов, в то время как большинство исконных южно-центрально-семитских племен в течение I тыс. до н. э. либо смешалось с ними, либо исчезло из истории (как это случилось с самим исконным «титульным» племенем «арабов»).
В VI–V вв. до н. э. кочевые арабские племена скенитов заселили долину Среднего, частично Нижнего Евфрата и большую часть Верхней Месопотамии.
В итоге на севере и в центре Аравии известно несколько основных племенных союзов: исконно арабский Ариби (исчез, т. е. влился в состав других племен к середине I тыс. до н. э.); восходящие по происхождению к группам ибри Дедан, Кедар и Небайот (последний в начале VI в. до н. э. захватил Эдом на южной окраине Мертвого моря и образовал могущественное Набатейское царство); переселившийся с крайнего юга Самуд и др.
Сохранилось большое количество набатейских надписей. Впоследствии набатейское письмо стало той основой, на которой сформировалось классическое арабское письмо. Государство Набатея существовало в III в. до н. э. — 106 н. э. на территории современных Иордании, Израиля, Сирии и Саудовской Аравии. Столица Набатейского царства — Петра в долине Вади-Муса (Иордания). Это удивительный город, вырезанный из скалы с главной жемчужиной столицы Сокровищницей.
Набатея при своём образовании заняла большую часть территории Эдома (Идумеи), и оказалась объектом соперничества молодых держав диадохов — птолемеевского Египта и государства Селевкидов, заинтересованных в торговле с Аравией: караванные пути, по которым шла торговля пряностями и благовониями, проходили по набатейской территории. Набатея до начала II в. до н. э. оставалось в сфере влияния птолемеевского Египта, и при упадке державы Селевкидов начала территориальную экспансию. Наследственная монархия в Набатее ведёт отсчёт с воцарения Ареты I в 169 г. до н. э..
Набатейское царство соперничало с хасмонейской Иудеей, в 84 г. до н. э. подчинило Дамаск и часть Сирии. В течение римской экспансии в I в. до н. э. — I в. н. э. Набатея сумела сохранить независимость и союзнические отношения с Римом — так, набатейские войска выступали в качестве союзников Рима при осаде Титом Иерусалима. В 105 г. император Траян присоединил Набатею к Риму, образовав на её территории провинцию Аравия Петрейская (Arabia Petraea).
Богатство набатеев накапливалось за счет многочисленных торговых путей, проходивших через их земли. Набатеи продавали слоновую кость, шелк, специи, драгоценные металлы, драгоценные камни, фимиам и лекарства. На набатейскую культуру повлияли Греция, Рим, Аравия и Ассирия. В отличие от других культур того времени, в Набатейском царстве не было рабов, и каждый член общества вносил свою лепту в общее благо.
В 4 веке н.э. набатеи покинули Петру, и никто не знает почему. Археологические находки доказывают, что их переселение было хорошо организовано, что говорит о добровольном уходе. Самым логичным объяснением может служить то, что когда торговые пути, от которых так зависели набатеи, переместились на север, этот народ больше не мог здесь проживать и оставил Петру.
История древней Южной Аравии прослеживается в основном по результатам археологических раскопок, а также по данным эпиграфики (надписям на камне, металле, черенках пальмовых листьев), сведениям античных авторов, средневековых арабских географов и историков. Среди южноаравийских надписей наиболее полно представлены три типа: посвящения в храмы, погребальные надписи и памятные надписи о постройках. Стоимость изготовления надписи была столь велика, что лишь малая, очень обеспеченная, часть населения или такие учреждения, как храмы, могли позволить себе подобный заказ.
Южноаравийский алфавит происходит, как почти все современные системы письма, из финикийской письменности, но в отличие от последней он содержит не 22, а 29 знаков. Древнейшие южноаравийские надписи относятся к середине VIII в. до н. э., но их появлению предшествовал длительный период формирования южноаравийской системы письма. Позднейшая надпись датируется 559–560 гг. н. э. Самые ранние надписи характеризуются монументальностью исполнения и геометричностью шрифта. Со временем стилистика написания менялась, принимая весьма разнообразные формы.
Для истории древней Южной Аравии до сих пор не выработано абсолютной хронологии. Даже установление относительной хронологии – последовательности событий без фиксации точных дат по годам – для многих периодов представляет значительные сложности. Надписи – основной источник датировки древней южноаравийской истории – для почти тысячелетнего периода дают только относительную хронологию (их стиль и палеографический анализ позволяют определить лишь последовательность, в которой они были выполнены); монеты, появившиеся в Южной Аравии в IV в. до н. э., дают возможность только уточнить последовательность правителей. Лишь со II в. н. э. южноаравийская хронология вырисовывается достаточно определенно на основе местных источников: надписи датируются по конкретной эре, последовательность правителей становится вполне ясна. Их датировка не может быть уточнена на основе установленной хронологии других регионов.
Проследить точную хронологическую параллель отчасти возможно, начиная лишь с I в. н. э., когда в античной географической литературе («Перипл Эритрейского моря», «Естественная история» Плиния Старшего, «География» Клавдия Птолемея) появляются первые точные описания Южной Аравии и упоминаются ее цари. Об этих временах мы поговорим на следующей лекции.
В целом история древней Южной Аравии делится на несколько основных этапов:
Основные периоды истории государств Южной Аравии:
Теперь более подробно:
Долгое время реальная Южная Аравия оставалась практически неизвестной в Европе. Скудость сведений античных авторов об этом регионе, удаленность от Средиземноморья, тяжелый климат, трудное для навигации Красное море и пустынный ландшафт Аравийского полуострова обусловили то, что история государств этого региона практически была забыта.
Природные условия и население:
Государства Южной Аравии концентрировались на юго-западе Аравийского полуострова. (В настоящее время данную территорию занимает Республика Йемен). Этот регион окаймлен прибрежной равниной Тихама, протянувшейся вдоль Красного моря на 400 км в длину и на 50 км в ширину. В ее западной прибрежной части практически нет природных запасов воды, температура воздуха достигает 55°С при почти 100% влажности. Восточная часть Тихамы, примыкающая к горному массиву, имеет лучшее естественное орошение, к тому же с гор в Тихаму стекает дождевая вода. Горные массивы Хаулан, Джебель Наби Шоб и Серат, тянущиеся к востоку от Тихамы, достигают в высоту 3760 м. Их разделяют ущелья и вади – сухие русла рек, заполняемые дождевой водой, которую приносят летние муссоны.
Центральную часть Йемена занимает горное плато высотой до 3000 м. С юга от Аравийского моря его окаймляет прибрежная равнина, отделяемая от центральной пустынной части страны – пустынь Рамлат ас-Сабатейн и Руб эль-Хали – горным массивом. Эту часть Аравийского полуострова также пересекают многочисленные вади, наполняющиеся водой только в краткий период сезонных дождей. Крупнейшая вади Южной Аравии – вади Хадрамаут, расположенная в восточной части Йемена. Влажные и жаркие прибрежные равнины соседствуют с высокими горными кряжами, за которыми тянутся бескрайние пустыни.
Наличие крупных оазисов, таких как Мариб и Наджран, способствовало тому, что пустыня не была совершенно безлюдной. Оазисы служили важнейшими перевалочными пунктами в караванной торговле, в них развивалось скотоводство и земледелие.
Климат в Южной Аравии всегда был засушлив. Однако засуха сменялась более влажными периодами. Последний такой период относится к 8000–5000 гг. до н. э. В это время в Южной Аравии встречались растения и животные, которые затем исчезли из-за наступившей впоследствии засухи. Ныне сухие русла рек – вади Джоуф и Хадрамаут – составляли некогда единую реку, питаемую водами, которые стекали с гор на северо-западе региона. Эта река впадала затем на юге в Индийский океан.
Наличие воды и камня, легко поддававшегося обработке, позволило человеку начать освоение территории Южной Аравии в самой глубокой древности. Древнейшая палеолитическая стоянка датируется приблизительно 1 млн. лет до н. э. В период неолита у древнего человека появились стрелы, что говорит о развитии навыков охоты. Люди стали заниматься скотоводством и земледелием. К VII тыс. до н. э. относятся древнейшие образцы наскального изобразительного искусства, достигшего наибольшего расцвета в период бронзового века во II тыс. до н. э.
Наиболее изученной и масштабно представленной для бронзового века является недавно открытая археологическая культура Сабир. Ее носители занимали Тихаму и ограничивающие ее с востока и юга предгорья вплоть до побережья Аравийского моря западнее современного Адена. Сабирцы, знакомые уже с городской жизнью, говорили, вероятно, на языке кушитской группы. Их основными занятиями были ирригационное земледелие, скотоводство и рыболовство. Культура Сабир была тесно связана с Восточной Африкой. Ее упадок приходится на первые столетия I тыс. до н. э. Вполне оправданной для II тыс. до н. э. является идентификация территории, занятой носителями культуры Сабир, со страной Пунт, прославленной в египетских текстах как источник благовоний и родина диковинных животных.
Материальная культура поселений Южной Аравии III–II тыс. до н. э. радикально отличалась от последующего периода. Это связано с приходом племен, говоривших на семитских языках южноаравийской группы. Процесс заселения Южной Аравии происходил в разных регионах неодинаково. На западе к началу XII в. до н. э. устанавливается сабейская культура. На востоке, в Хадрамауте, к концу II тыс. до н. э. появляются племена, материальная культура которых тесно связана с Южной Палестиной и Северо-Западной Аравией. К концу VIII в. до н. э. Хадрамаут подпадает под влияние Сабы.
В I тыс. до н. э. на территории Южной Аравии появляются первые государства. Однако из полутора десятка древних южноаравийских государств только Саба, Катабан, Маин, Химйар, Хадрамаут, процветавшие в разное время с начала I тыс. до н. э. по VI в. н. э., оставили заметный след в истории. Развитие этих государств определялось их географическим положением: на юго-западе Аравийского полуострова на побережье Красного и Аравийского морей между прибрежными равнинами, окружающими их горами, возвышенностями и пустыней.
Несмотря на то, что в Южной Аравии использовалась одна письменность, население в древности говорило и писало на нескольких, весьма отличавшихся друг от друга языках, относившихся к семитской языковой семье. Основными языками были сабейский, минейский (язык населения Маина), катабанский и хадрамаутский. Все они родственны между собой. Доминирование какого-либо языка говорило о политическом преобладании того или иного из царств. Последняя надпись на минейском относится ко II в. до н. э., на катабанском – ко II в. н. э., на хадрамаутском – к III в. н. э. В царстве Химйар был принят катабанский язык, сменившийся по достижении этим государством доминирующего положения сабейским. Сабейский язык вышел из употребления в устной речи в IV в.
Саба
Первое в Южной Аравии государство Саба со столицей в Марибе возникло приблизительно к IX в. до н. э., а первые городские поселения могут датироваться несколькими веками раньше. Первые правители Сабы не носили никакого титула или называли себя мукаррибами Сабы. Согласно наиболее вероятному предположению, это слово можно перевести как «собиратель», «объединитель», но точное его значение не установлено. По другой гипотезе, мукаррибами называли глав нескольких племенных образований, стоявших у истоков государства. По своим функциям мукаррибы более всего напоминали царей-жрецов. Интересно, что мукаррибами себя называли только сами носители этого титула, население же обращалось к ним по имени.
Правители других царств, например Аусана и Хадрамаута, также претендовали на этот титул, который принадлежал царям Сабы приблизительно до 550 г. до н. э. Вероятно, его носили цари, сумевшие распространить свою власть на всю Южную Аравию. С I в. до н. э. титул «мукарриб» заменяется в титулатуре на эпитет «царь», который не нес никакого культового или «объединительного» смысла.
В начальный период своего существования Саба контролировала небольшую территорию оазиса Мариб и южные склоны плато Джауф. Победа в войне над главным соперником Сабы в ту пору – царством Аусан, расположенным в вади Марха, дала возможность добавить мукаррибу Сабы к своему титулу эпитет «Великий»: мукарриб Карибил Ватар Великий, сын Дхамарали. В начале VII в. до н. э. он совершил несколько успешных походов и объединил под властью Сабы всю Юго-Западную Аравию.
Основой благосостояния Сабейского государства была развитая система искусственного орошения и караванная торговля благовониями – ладаном, миррой, а также алоэ. Примечательно, что ни в одной надписи из Мариба (как и из столицы Хадрамаута – Шабвы) не упоминается о наличии развитых торговых навыков у сабейской (и хадрамаутской) элиты, ориентированной преимущественно на военное ремесло. Развитие морской торговли со Средиземноморьем в первые века нашей эры перенесло центр тяжести в торговле благовониями с караванных путей на морские, от которых Саба была отрезана. Это привело к тому, что сабейские цари, стремясь получить доступ к морскому побережью и контролировать торговые потоки, в первые века нашей эры постоянно провоцировали столкновения с Химйаром.
Столица Сабы, Мариб, была расположена в 130 км на восток от нынешней столицы Йемена – Саны. Городское поселение в Марибе ведет свою историю с IV тыс. до н. э. С середины VIII в. до н. э. Мариб был главным экономическим и культурным центром Южной Аравии. Его население достигало 50 тыс. человек. Город был расположен на холме, занимая 1,5 км в длину и 1 км в ширину. Его центральную часть окружала стена длиной 4,3 км и толщиной от 7 до 14 м. Множество городских построек находилось вне этой стены. В 3,5 км от города было расположено главное сабейское святилище – храм, посвященный божеству Альмаках.
Марибский оазис орошался паводковыми водами вади Дхана – самой полноводной речной долиной в Южной Аравии. Он располагался с обеих сторон речной долины, обеспечивая пропитанием 50 тыс. человек. В нем возделывались злаки и финиковые пальмы. Воду в оазисе нужно было не просто сохранять, а поднимать до уровня полей. Специальный бассейн служил для того, чтобы мутная вода могла отстояться, а система каналов вела воду от плотин на поля, где ее распределяли специальные механизмы. Поля покрывались водой на 50 см в высоту. Лишняя вода на верхних полях переносилась на поля, расположенные ниже. Оставшаяся после орошения вода сбрасывалась в вади.
В III в. н. э. в результате поражения Сабы в войне с Химйаром Мариб потерял статус столицы. В VI в. была разрушена марибская плотина, и жители оставили город.
Хадрамаут
Государство Хадрамаут располагалось на востоке Южной Аравии вдоль берега Аравийского моря. Оно занимало плато Хадрамаут, пересеченное многочисленными вади. Основой его благосостояния было земледелие, а также сбор благовоний и их продажа. Хадрамаут был начальной точкой караванных путей, пересекавших весь Аравийский полуостров в западном и восточном направлениях.
Расположенная на краю пустыни Рамлат ас-Сабатейн столица Хадрамаута Шабва находилась в районе, наименее обеспеченном водой, но именно в Шабве происходило разветвление караванных путей, ведущих в Мариб и Наджран.
История города восходит к середине II тыс. до н. э. Шабва являлась важнейшим центром поставок ладана во все регионы Южной Аравии. Вся собранная весной и осенью смола благовонных деревьев доставлялась в Шабву, оттуда ладан развозился по караванным тропам в двух основных направлениях: на северо-запад и северо-восток. Во 2-й половине II в. н. э. при сабейском царе Шаире Аутаре вспыхнула война между Сабой и Хадрамаутом; Шабва была разграблена и сожжена. В IV в. Шабву в очередной раз сожгли химйариты, и она окончательно потеряла свое политическое и торговое значение.
Одними из важнейших портов на южноаравийском побережье, наряду с Аденом – «Счастливой Аравией», были хадрамаутские порты Мосха Лимен и Кана. Кана служила главным пунктом перевозки товаров из Индии и Восточной Африки на материк.
Основание Каны (кон. I в. до н. э.) и Мосха Лимен (III в. до н. э.) по всей вероятности было связано с развитием морской торговли вдоль южноаравийского побережья. Хорошие дороги связывали Кану co столицей Хадрамаута Шабвой. Располагавшиеся в бухте Каны острова и скалистый мыс делали ее привлекательной стоянкой для морских торговцев. Процветанию города способствовала и близость рынков на африканском побережье, поставлявших пряности и благовония. Кана торговала со множеством стран от Испании на западе до Индии на востоке. Древнейшими зданиями в Кане были хранилища ладана. Период с конца II по V в. н. э. стал пиком расцвета Каны: территория стремительно росла. В III в. н. э. Кана, как и Шабва, была разрушена войсками Сабы, однако город очень быстро был отстроен заново. В последний период истории Каны (VI – нач. VII в. н. э.) отмечается интенсивная миграция населения из Восточной Африки и почти полностью прекращаются торговые контакты с Индией.
Порт Мосха Лимен был расположен в местности Хор Рори неподалеку от современного города Салала, столицы провинции Дофар Султаната Оман. В 600 м от берега гавани Мосха находился форт Самхарам – крепость, стоявшая на высоком холме. Самхарам-Мосха Лимен был политическим и военным центром восточной области Хадрамаута, которая охватывала Дофар, включая ладаноносные высокогорья. Там были обнаружены фрагменты средиземноморской керамики I в. н. э. Само поселение было основано в III в. до н. э., а заброшено в V в. н. э. В это время Хадрамаут потерял статус главенствующей политической силы в Южной Аравии, и более не было необходимости охранять его границы; кроме того, сказался упадок транзитной торговли.
К I в. до н. э. значение караванной торговли резко упало. Центр торговой активности переместился в южноаравийские порты: Музу, Аден («Счастливую Аравию»), Кану и Мосха Лимен. Государства Катабан и Саба пребывали в состоянии упадка, так как были отрезаны от морского побережья, зато резко возрастало значение Хадрамаута.
Вершины своего политического и экономического могущества Хадрамаут достиг в начале II в. н. э. Царям Хадрамаута, принявшим титул мукарриба, удалось даже захватить значительную часть катабанской территории. В это время на престоле находился царь Иллиазз Йалит. Он заключил союз с Сабой и закрепил его династическим браком. Царь Сабы в 222–223 гг. помог ему подавить восстание, но затем сам провел против недавнего союзника успешную кампанию. Иллиазз Йалит был взят в плен, столица Шабва и порт Кана были захвачены и разграблены. К 300 г. Хадрамаут вошел в состав государства Химйар.
Катабан
Это государство занимало территорию к востоку от Сабы и к западу от Хадрамаута. Столицей Катабана был город Тимна, расположенный в вади Бейхан. Город находился на высоте 25 м над уровнем речной долины, что было удобно для ведения искусственного орошения и торговли. Впервые Катабан упоминается в сабейских надписях в VII в. до н. э. как союзник Сабы и Хадрамаута. Государство Катабан представляло собой союз племен, наиболее сильное из которых дало название всему царству. Все племена Катабана были связаны единым культом и подчинялись одному правителю. Кроме того, существовал совет племенных старейшин.
Обстоятельства, при которых Катабан стал доминирующей политической силой, пока еще в достаточной степени не прояснены. В период после правления мукарриба Карибил Ватара Саба разорвала союз с Катабаном, переманившим на свою сторону племена, враждебные Сабе. С VI по I в. до н. э. правители Катабана носили титул мукарриба. Первым мукаррибом Катабана был Хауфиамм Йуханим. Территория царства быстро увеличилась от Мариба на северо-западе вплоть до Баб-эль-Мандебского пролива на юго-западе.
После разрыва союза с Сабой в начале VI в. до н. э. Катабан в течение целого столетия вел с ней продолжительные войны. После того как титул мукарриба окончательно утвердился за катабанскими правителями, царство вступило в период расцвета. В городах строятся храмы и дворцы, увеличивается количество надписей, расцветает изобразительное искусство. В результате раскопок в Тимне были обнаружены первые законодательные южноаравийские надписи мукарриба Шахр Хилала – «Катабанский торговый кодекс». Римский писатель-энциклопедист Плиний Старший сообщал, что в Тимне имелось 65 храмов.
С I в. н. э. начался период упадка. Территория царства резко сократилась, а в конце II в. н. э. Катабан был окончательно поглощен царством Хадрамаут.
Маин
Государство Маин (столица – Каранау) располагалось на небольшой части плато Джоуф между пустынями Руб эль-Хали и Рамлат ас-Сабатейн. Основой его существования была караванная торговля. Первые сведения о Маине восходят к VII в. до н. э. В VI–II вв. до н. э. после падения могущества Сабы Маин полностью контролировал экспорт традиционных аравийских благовоний на Ближний Восток и в Восточное Средиземноморье.
Маинские торговцы основали ряд колоний в Северо-Западной Аравии. Важный перевалочный пункт находился в Дедане (ныне оазис аль-Ула) – области к северу от Хиджаза. Маинские кочевники вели караванную торговлю, оседлое население занималось земледелием.
В источниках нет никаких упоминаний о наличии военных навыков у маинцев. Правители государства Маин никогда не называли себя мукаррибами и не чеканили собственную монету. Маинский алфавит восходит к финикийскому, надписи выполнялись как справа налево, так и в обратном направлении и даже бустрофедоном – способом письма, при котором первая строка пишется справа налево, вторая – слева направо, третья – снова справа налево и т. д.
Развитие прямой морской торговли Средиземноморья с Южной Аравией в обход караванных путей и напор кочевников к началу I в. до н. э. совершенно подорвали могущество Маина.
Химйар
Около 110 г. до н. э. обширная территория на юго-западе Аравии, подконтрольная Катабану, была объединена под властью союза племен зу-Райдан, главным из которых было племя химйар. Оно и дало название появившемуся царству. Этот племенной союз был построен на новых, «федеративных» основаниях: каждое племя более не было обязано почитать богов наиболее могущественного племени, а сохраняло свои собственные культы. Распространение власти Химйара можно определить датировкой надписей по эре Химйара. Катабанский язык был предан забвению, ему на смену пришел сабейский, катабанские божества также уступили свое место сабейским. Государство Химйар изначально занимало юг Йеменского нагорья. Постепенно Химйар подчинил своей власти многочисленные мелкие племена, окружавшие его.
В течение I в. н. э. царям Химйара удавалось удерживать Сабу под своим контролем. Саба не была территориально включена в состав Химйара, но управлялась из Райдана, сохраняя свое политическое и религиозное единство. В конце I в. н. э. началась череда войн между Сабой и Химйаром. Владыки обоих царств одновременно претендовали на двойной титул «царя Сабы и зу-Райдана».
Во II в. н. э. Саба переживала период подлинного политического ренессанса: восстанавливались старые святилища, развивалась сабейская монетная чеканка, строилась новая столица – Сана. В это время царям Сабы удалось заключить союз в борьбе против Химйара с правителями Аксума – царства на восточном побережье Африки. Между 200 и 275 гг. до н. э. Аксум занимал западную часть Йеменского нагорья. В 275 г. до н. э. Саба изгоняет войска Аксума из Аравии, и Аксум заключает союз с Химйаром.
В последней четверти III в. н. э. Химйар в результате нападения на Сану присоединил Сабейское царство к своей территории. Подчинив к 300 г. н. э. Хадрамаут, Химйар, впервые в истории Южной Аравии, объединил под своей властью все ее земли. Огромная территория подчинялась единой центральной власти, использовался единый сабейский язык, единая система письма, была распространена единая для всей страны религия – иудаизм.
В VI в. н. э. Южная Аравия стала ареной столкновения интересов Византии и Ирана, боровшихся за контроль над морскими торговыми путями. Воспользовавшись истреблением христиан в Наджране в 521–523 гг. как предлогом, византийский император Юстин (518–527) заставил царя Аксума Калед Элла Асбеха вторгнуться в Южную Аравию. Войска Химйара были разбиты, Калед Элла Асбеха погиб в бою. Страна была разграблена. С 570 до 632 г. Южная Аравия находилась под властью Сасанидского Ирана.
Путь благовоний
Но не захватнические войны и походы определяли отношения между древним населением Саудовской Аравии и ее соседями, — доминирующим фактором была торговля. Аравийский полуостров занимал важное географическое положение и выступал посредником в торговом общении народов древнего Востока. Древнюю Аравию пересекали караванные тропы – «дороги благовоний». Южная Аравия являлась основным поставщиком специй и благовоний. Начиная с VIII в. до н. э. основными статьями вывоза из Южной Аравии в Средиземноморье и на Ближний Восток были ладан, мирра и алоэ.
Ладан с древнейших времен применялся для воскурения при культовой практике, а также в медицине и парфюмерии. Мирра и получаемое из нее масло использовались в парфюмерии, медицине, кулинарии как пряность, в культовой практике и при погребальных ритуалах. Произрастает мирра в северо-западных частях современного Сомали, в области Дофар, в районе между Мукаллой и Вади Хадрамаут, в древности мирра также росла в Катабане. Лучшей считалась мирра из Сомали, поэтому ее вывозили и в Аравию, а оттуда – в Средиземноморье. Алоэ стало известно в римском мире не ранее времени правления Августа и сразу приобрело репутацию отличного средства для лечения кожных раздражений, ожогов, ран. Его поставляли с юга Аравии и с острова Сокотра. Сокотра – главный остров архипелага из четырёх островов и двух скал в Индийском океане, находящегося у побережья Сомали в северо-западной части Индийского океана на территории Йемена, примерно в 350 км к югу от Аравийского полуострова.
Сухопутные маршруты длиной 2 500 км вели из Хадрамаута – ладаноносной страны античных географов – на восток и на запад Аравии: первый путь вел в Герры, на Средний Евфрат, а затем в ближневосточные «караванные города» – Дура-Европос и Пальмиру. Второй путь пролегал вдоль западных границ аравийских пустынь в Петру, Газу, откуда товары попадали в Египет и Палестину. В порты Хадрамаута – Кану и Мосха Лимен – отправные пункты караванных маршрутов – также свозили специи и ароматы из Восточной Африки и Индии.
Путь в Герры по восточному маршруту занимал приблизительно 40 дней. От столицы Катабана Тимны по западному пути караван доходил до Газы за 70 дней. Изначально этот путь контролировался сабейцами, а с V в. до н. э. – жителями Маина. Через Катабан и Сабу караваны с хадрамаутским ладаном достигали оазиса в Эль-Джоуфе. Здесь, видимо, оплачивались таможенные пошлины и услуги проводников. Этот путь лежал вдоль западной границы пустыни Раммат-ал-Сабатейн. Другой, более короткий, но и более опасный путь вел из Шабвы в северо-западном направлении. От оазиса Эль-Абр он выводил к Наджрану, крупнейшему торговому центру Юго-Западной Аравии, находившемуся на пересечении главных караванных путей.
Главный торговый путь Западной Аравии, собственно и получивший название «дорога благовоний», проходил из Йемена, на север, вдоль побережья Красного моря, на Мекку, Медину, Табук и далее в Восточное Средиземноморье и долину Нила. По этой дороге доставлялись ладан и мирра.
От Мекки, ставшей еще в древности важным торговым центром, по долине Рахба на восток шла дорога к побережью Персидского залива, к городу Герра, находившемуся близ нынешнего порта Саудовской Аравии Окайр. Герра поддерживала торговые отношения с Вавилонией, Оманом и Индией. Другим важным торговым путем была караванная тропа из оазиса Медина через Большой Нефуд в Месопотамию и ответвление от дороги Мекка — Герра, ведущее тоже в Месопотамию. По северным и восточным границам Руб-эль-Хали также проходили караванные тропы, соединявшие район Ямамы через Ябрин с Оманом и через Лайлу и Карият-ал-Фав с Наджраном и Йеменом.
Завоевательные походы Александра Македонского способствовали вовлечению Аравийского полуострова в орбиту политических событий этого периода. Греческие мореплаватели по приказу Александра проводили исследование Персидского залива и искали морской путь вокруг Аравии. Потомки его полководца Селевка, обосновавшиеся в междуречье Тигра и Евфрата, с вожделением смотрели на богатства Герры и не раз предпринимали военные демонстрации, чтобы обеспечить себе «разумную» долю с прибыльной торговли. Один из них, Антиох III, правивший Селевкидской империей с 223 до 187 года до н.э., даже пошел войной на Герру, жители которой откупились от него серебром, ладаном и миррой, и в доказательство своих верноподданнических чувств отчеканили монеты в честь Александра и Селевка, правда, с орфографическими ошибками в именах. Представители империи Птолемея, другого полководца Александра, обосновавшегося в Египте, со своей стороны, проводили аналогичную политику в отношении западного побережья Аравии.
В начале нашей эры на Аравийском полуострове появились римляне. Об этом свидетельствует не только описание римских географов, но и названия, которые они дали районам полуострова, точно отражавшие их географические характеристики. Населенный Йемен с богатой земледельческой культурой они назвали Arabia Felix (Счастливая Аравия), центральные районы — Arabia Deserta (Пустынная Аравия), северную часть — Arabia Petra (Каменистая Аравия). Глубинные районы полуострова, населенные полунищими кочевниками, не представляли интереса для завоевателей.
Но и здесь происходили важные события, сказавшиеся впоследствии на исторической судьбе Аравии. Разрушение ирригационных сооружений в Йемене, и прежде всего плотины в Марибе, сокращение спроса на благовония и развитие мореплавания вызвали упадок корабельной торговли и южноаравийских государств и, как следствие, повлекли за собой эмиграцию йеменских племен на север. Йеменское племя бени-тамук двинулось через Центральную Аравию на север и, достигнув Южной Месопотамии, образовало арабское княжество Лахмидов со столицей в Хире. Другое йеменское племя — аус двинулось вдоль Красного моря на север, через Хиджаз, вышло в Северную Аравию и обосновалось затем в районе Дамаска, создав арабское княжество Гассанидов. Лахмиды были в военном и политическом союзе с Персией, которая в то время воевала с Византией и выступавшими на ее стороне Гассанидами. Североаравийское племя кинда образовало государство в Неджде, которое долго не просуществовало. Другие йеменские племена обосновались в Хиджазе вокруг Мекки. Этот город давно уже стал религиозным центром Аравии. Одно из мекканских святилищ Кааба — четырехугольное каменное здание с вделанным в угол черным камнем-метеоритом — было почитаемым. Племена хранили здесь своих идолов, совершали паломничество, во время которого паломники семикратно целовали черный камень. Рядом с Каабой находился источник Земзем, вода которого тоже считалась священной. Поэтому именно Хиджазу и Мекке с их высоким религиозным авторитетом и торговым значением суждено было стать базой новой религии — ислама и сыграть выдающуюся роль в истории. 

Медитация 4-я Зона
ЭРЭО ЛОО АУО ХЕВА ГЕА