На первых порах Арабский затомис активно взаимодействовал с соседними затомисами, особенно с Христианским и Иудейским. Их пространства (напомню, многомерные) по нескольким координатам пересекались, и вот в такое «общее» пространства как раз и попал Мухаммед во время своего «мираджа» (ночного путешествия в Иерусалим и вознесения на небеса). Попасть в пространства Трансмифов этих метакультур он не мог по своему состоянию, да и в его задачу это не входило. Затомисы, их «верхние» части – максимум, чего он мог достичь, имея «арабский» состав тел – как физического, так и тонких. Поэтому становится понятным, почему Мухаммед не смог «разглядеть» полный масштаб Иисуса Христа (он его увидел только как пророка, наряду с другими библейскими пророками) – во всей полноте Христа и его миссию в то время было видно только из Христианского Трансмифа. Единого Бога (Аллаха) Мухаммед тоже видел в проекции на затомис, поэтому Триединство Бога в Христианстве для него выглядело как многобожие.
Кстати, Ягве – Единый Бог Израиля – это тоже проекция Всевышнего, но уже на затомис Иудейской метакультуры.
В дальнейшем, когда ислам оформился эгрегориально, его затомис (очень расширившийся и густо насыщенный) стал постепенно «отгораживаться» от этих своих соседей, зато активнее стал взаимодействовать с затомисом Персидским, особенно с его нижней (Тонической) частью. Напомню, что Персию (Иран) арабы завоевали довольно быстро и оттуда передалось множество культурных влияний.
Практически все основные «сподвижники» -- ближайшие соратники Мухаммеда (как те, кто принял ислам сразу и безоговорочно, так и те, кто, как, например, Абу Суфьян и Муавия, сначала колебались) были с ним «знакомы» еще по затомису и шли в воплощение, чтобы оказывать ему поддержку. Однако в физическом плане действовало еще множество факторов, поэтому отношения складывались иногда довольно сложно. К тому же они были связаны еще и кармически, что тоже накладывало свой отпечаток.
Все они были этническими арабами, с соответствующим строением тонких тел и набором «арабских» качеств и черт характера, но могли иметь за плечами воплощения в других, соседних культурах, например, аль-Валид «строитель» воплощался в Петре. Крупные государственные деятели первых веков ислама тоже в большинстве своем были не случайными людьми – многие из них просто ждали своего часа, воплощаясь в становящемся эгрегоре по мере необходимости.
Так, многие успешные арабские полководцы оттачивали свое воинское мастерство, участвуя в римско-персидских войнах.
Напомню:
Под знаменами персидских правителей особенно ценились отряды древних арабов, которые отличались дерзкой воинственностью и в сражениях не знали страха. Многие античные авторы говорят о свирепости арабской кавалерии, о меткости лучников-арабов.
Персидские цари для привлечения национальных контингентов пользовались традициями дружбы. Например, арабское княжество Лахмидов, земли которой простирались у западных рубежей сасанидского Ирана, стало постоянным союзником персов в воинственных столкновениях на Западе.
Уже с 4-го века древние арабы стали играть большую роль в войнах Запада с Персией. Причем арабское единство было расколото. Гассанидское княжество помогало византиийским войскам, а до этого римским. Лахмиды воевали на стороне Персии. Впрочем, сами римляне определяли арабскую военную помощь как очень ненадежную. При удобном случае арабы могли переметнуться к персам. Или ударить в тыл римлянам.
В песках и в пустынной местности Передней Азии трудно было обходиться без подвижной и сильной кавалерии. Именно такие войска и поставляли древние арабы. Арабские воины тщательно готовились к своим боевым операциям, привлекая немалые силы. Снаряжение и припасы подвозились в пустынях самым эффективным транспортом -- на верблюдах. Для арабских военачальников рассчитать грузоперевозку верблюжьих обозов не составляло особого труда, ведь весь быт арабов был кочевым. Они могли быстро менять свое местоположение, сворачивая шатры и за несколько часов оказываясь в другом, неожиданном для противника месте. Их конница совершала стремительные набеги по тылам, атаковала обозы, добивала отставшие отряды противника.
Арабы не церемонились с мирным населением. Уводили мирных жителей в рабство массами, опустошая целые районы, чем приводили в ужас римскую администрацию.
Военачальник аль-Мундир ибн ан-Нуман из царства Лахмидов в войнах шаха Хосрова против Византии слыл за мудрого и умелого полководца. Этот военачальник давал шаху немало ценных советов, которые приводили армию персов к победам. Персидские шахи обычно не посылали арабов штурмовать стены крепостей (те этого просто не умели), хотя на разграбление селения им отдавали без промедления. Воевали арабы исключительно ради добычи, никакой преданности ни персам, ни Риму они не испытывали.
Арабы были не только великолепными воинами, но и прекрасными торговцами, многие из которых наживали огромные состояния (это к вопросу о 6-й Зоне). Богатство уважалось не меньше воинской доблести. Многие сподвижники (тот же Абу Суфьян) были очень богатыми людьми, нажившими состояние на торговле, многие военачальники и наместники провинций Арабского халифата впоследствии также наживали огромные богатства.
Как мы уже говорили, географическое положение Аравийского полуострова на перекрестке Африки и Азии определило его роль как центра сухопутной и морской торговли. С древнейших времен арабы осуществляли экономический и культурный обмен со странами бассейна Индийского океана и Средиземного моря.
Караваны из Мекки, пересекая территорию Хиджаза, входили по побережью залива Акаба на византийскую территорию в Айла – конечный пункт маршрута, который вёл из Красного моря в Палестину. Те, кто продолжал свой путь далее в Газу – южный портовый город Палестины, перевозили грузы в другие средиземноморские города и иногда завершали своё путешествие в Басре (Сирия). Караваны предлагали свои товары всем заинтересованным, особенно тем, кто был наделён государственной властью. Это были основные рынки сбыта товаров из Мекки.
Таким образом, легко представить, что в руках деловых людей Мекки к концу V – в середине VI веков аккумулировались значительные объёмы накоплений, которые способствовали естественному развитию этого направления торговой деятельности. В то время арабы обычно осуществляли импорт, в основном, только в Римскую империю, предпочитая Анкару либо Анатолию. Они возвращались в Мекку только с ценными товарами. Что касается торгового баланса, он всегда имел существенный перевес в пользу Римской империи. Караваны из Мекки, как правило, были огромными и состояли из большого количества верблюдов, которое, как предполагается, достигало 2500 голов, в то время как у обычных торговцев оно колебалось от 100 до 300.
Рядом с ведущими финансистами и богатыми банкирами, которые предпочитали деловой риск и спекуляцию в широких пределах, встречались и мелкие ремесленники, продавцы и брокеры – истинные торговцы города Мекки. Кроме того, существовали некоторые большие и малые производства в таких видах деятельности, как обработка железа, дерева и т.п. Наряду с этим повсеместно велась спекулятивная деятельность: на курсах валют, товарах, предлагаемых караванами, поставках сельскохозяйственных культур и животных. Участвовали в бизнесе и некоторые женщины. Ещё до 595-го года, когда будущий Пророк Мухаммед впервые сопроводил караван, среди них отличались Хадиджа бинт Хувайлид, Асма бинт Мухарриба (мать Абу Джахля), которые торговали, а также Хинд бинт Утба – жена Абу Суфьяна, которая продвигала товары в южной Сирии. Большинство деловых женщин инвестировали средства в торговые караваны.
Организация этого вида торговли была предметом бесконечных общественных обсуждений – как в Мекке, так и в её пригородах. Караван, специализирующийся на перевозке товаров народного потребления, назывался «латима», а перевозящий продукты питания – «рикаб». Их отправка и возвращение представляли общественный интерес, так что практически всё население участвовало в торговых караванах, которые во время путешествия постоянно оставались на связи с центром посредством гонцов-бедуинов.
Эти караваны возвращались в Мекку с кожей и кожаными изделиями, фруктами, алкогольными напитками, мёдом, овощами и изюмом из Таифа, а также слитками из золота, серебра и золотой пылью (тибр) из Африки. Духи, редкие специи, благовония, одежда и лекарства поставлялись с юга Аравийского полуострова, из Индии и Африки. Кроме того, привозился шёлк из Китая, ткани из Адена, рабы, рабочие, наёмные солдаты (абиссинцы, аль-ахабиш) и слоновая кость из Восточной Африки через Йемен. Средиземноморские страны, Египет и Сирия поставляли предметы роскоши, в то время как изделия из хлопка, льна или шёлковая одежда пурпурного цвета, оружие, крупы и масло приобретались в Басре и на холмах Сирии (Сарат). Цена, выплачиваемая за всё это, была очень высока, и подобные товары в цивилизованных странах Востока и Запада того периода также значились как «предметы роскоши». Некоторая часть из них направлялась далее – в греко-римский мир.
Даже в условиях очень медленной скорости продвижения караванов все товары доставлялись в отличном состоянии, будь то кожа, металл или душистое дерево. В этих условиях, а также через выделение денег на аренду животных, осуществление охраны, необходимое снаряжение, подарки, пошлины племенным лидерам по пути следования, были созданы все предпосылки для получения максимальной прибыли. Самая большая доля коммерции предметами роскоши у Византийской империи приходилась на торговлю с Меккой, особенно во времена битв с Персидской империей (604–628 гг.). Известно также, что в доисламские времена арабы успешно осуществляли морскую торговлю с римлянами.
В Мекку были привезены византийские золотые монеты (denarius aureus), серебряные персидские дирхамы, греческие драхмы, сасанидские и химиарские деньги. Денежные отличия были определены непосредственно халифатом, что привело к применению различных стандартов, а впоследствии к установлению валютных курсов. Византийцы, сирийцы и египтяне были народами, имевшими истинно золотой стандарт (ахль аль-захаб), в то время как вавилоняне – серебряный (ахль аль-варик).
Для меккан главным в коммерции считалось преумножение денег, инвестируемых в качестве капитала в организацию новых многочисленных караванов, в особенности в Сирию и Йемен. Мекка, таким образом, становится банковским городом с соответствующими учреждениями и клиентами. В то время все формы ростовщичества (риба) считались «законным видом бизнеса», через который капитал использовался в виде займов. Этот тип сделки позже стал осуждаться Кораном: «Бог запрещает заниматься ростовщичеством и уничтожает прибыль от роста. Он увеличивает имущество, из которого даётся милостыня, и воздаёт за неё. Господь не любит тех, которые настаивают на разрешении запретного Им (как ростовщичество), не любит тех, которые продолжают заниматься ростом. Поистине Аллах не любит нечестивца!» (сура «Аль-Бакара», 2:276).
Между тем, получив статус банковского центра, Мекка позволила людям бизнеса производить платежи во многие отдалённые районы и страны. Кроме того, Мекка была городом, который применял в международной торговле клиринговую систему, в результате чего бизнес стал пользоваться множеством удобств, таких как страхование товаров, проходящих через опасные маршруты.
Адулис, знаменитый портовый город Абиссинии на Красном море, был единственным конкурентом в этой области. Тем не менее, с падением Византийского торгового флота, в сочетании с отсутствием активности абиссинских (эфиопских) купцов на севере коридора Красного моря, отпала и реальная опасность Мекке.
Возвращаясь к теме затомиса и рождения «специальных» людей, на которых Мухаммед опирался при выполнении своей миссии, необходимо упомянуть и женщин. Жены Пророка, начиная с Хадиджи, тоже были связны с ним кармически и в большинстве своем тоже были женщинами не простыми. Наиболее известной и в то же время спорной фигурой среди них была Аиша. В большей части исламского мира (в его «суннитской» части) Аиша считается «величайшим знатоком хадисов» и почитается как «мать правоверных». Шииты же называют ее «проклятой дочерью проклятого» и обвиняют в чудовищных преступлениях.
Однако «величайшим знатоком хадисов» признают ее и те, и другие. По количеству хадисов, переданных от её имени, она уступает только Абу Хурайре*. Несмотря на то, что абсолютное большинство мусульман её чуть ли не боготворит, приятным характером, судя по мусульманским же источникам, она не обладала. Исторические сведения о большинстве жен Мухаммеда утеряны, но у Аиши особое положение и ее жизнь хорошо известна из исламских источников, помимо прочего, благодаря ее причастности к известной «Верблюжьей битве» и расколу среди уммы, к которому эта битва привела.
Арабские историки Сахих Аль Бухари, Ат-Табари и Сахих Муслим в своих трудах приводят множество хадисов, оставленных как самой Аишей**, так и другими сподвижниками, в которых многие обстоятельства ее жизни освещены достаточно подробно и, по-видимому, точно. Это и сватовство Мухаммеда, и вступление в брак, и семейная жизнь, и отношения с другими женами и т. п. Однако, как бы кто ни относился к этой, безусловно, незаурядной женщине, любимая жена Пророка сыграла в его жизни значительную роль.
Сам Мухаммед считал, что этот брак состоялся по велению Аллаха. После смерти своей первой жены – Хадиджи (по которой он долго тосковал) и никаха с Саудой он увидел сон. Перед ним предстал ангел Джабраиль и подарил ткань из шёлка. Развернув её, Пророк увидел лик Аиши. Пробудившись, он осознал, что этот сон – знак от Аллаха. В итоге, он решил связать себя узами брака с Аишей.
Сахих Муслим приводит следующий хадис: об этом сновидении Мухаммад рассказал молодой супруге следующее: «Я видел тебя во сне в течение трёх ночей. Тебя принёс Джабраиль в шёлковой материи и сказал: «Она – твоя жена». Я открыл твой лик, а там – ты! И я сказал: «Если этот сон от Всевышнего, то пусть продолжит его».
После женитьбы на Аише Мухаммад вновь обрёл гармонию и покой. Она стала настоящей опорой и поддержкой, поэтому стала любимой его женой.
К теме затомиса мы еще будем возвращаться. Теперь поговорим об этническом субстрате. Это термин ввел Лев Гумилев в своих работах об этногенезе.
Определение Льва Гумилева: «этнический субстрат — совокупность этносов, послуживших исходным материалом для образования нового этноса. Люди, предки которых входили в различные, зачастую весьма далекие друг от друга этносы, в результате пассионарного толчка создают новую этническую целостность, которая начинает четко отграничивать себя от всех существующих этносов, вырабатывая оригинальный стереотип поведения. Новая общность создает этническую доминанту, четко противопоставленную нравам и воззрениям, царящим в этносах».
Нам нужно просто заменить слово «этнос» на слово «эгрегор». Можно и сам термин заменить на «эгрегориальный субстрат». Можно создать термин «кармический субстрат».
В лекции 2 я рассказываю довольно подробно о формировании этнического-эгрегориального субстрата на территории Аравийского полуострова. Вначале там обитали небольшие родо-племенные сообщества, в которых связующим началом является стихиальная Душа Племени, а она в принципе не способна удерживать большие человеческие коллективы. Тот вид эгрегориальной субстанции, который они получают, тоже еще не очень прочный. В таких прото-эгрегорах огромную роль (роль связующих элементов) играют традиции.
Однако по мере развития этих племен они образовывали более крупные союзы, попадали под влияние соседних эгрегоров и метакультур – в общем, ко времени появления Мухаммеда картина была очень пестрой. Но все они имели достаточно много общего – во-первых, этническая компонента – все они были арабами. Второе – у них был развитой, богатый и красивый арабский язык и основанная на нем поэтическая культура, с уже сложившимися к тому времени литературными традициями. И, главное, основные традиции, определяющие и упорядочивающие всю их жизнь, также были общими для них для всех. Эти традиции, как основной жизнеобеспечивающий фактор, складывались веками, если не тысячелетиями, и входили в плоть и кровь каждого араба. Существовала традиционная правовая система (так называемое «обычное право»), традиции молитвы и поклонения различным божествам, семейные традиции, бытовые и т. п. Принцип Традиционности доминировал над принципом Эгрегориальности, пропитывая весь состав существа араба. И Мухаммед совершенно не ставил своей задачей от принципа Традиционности отказаться – он просто начал изменение традиций (сохранив многие из них), их унификацию и обязательность.
Поэтому наряду с формированием и проповедью мусульманской идеологии очень рано началось формирование мусульманской догматики и обрядности.
Все началось с переселения Мухаммеда из Мекки. Мухаммед прибыл в Йасриб (будущая Медина) с общей идеей покорности Аллаху и неизбежности наказания тем, кто противится ей, которую он проповедовал враждебно настроенным к нему курайшитам. Она не мешала ему совершать традиционный обряд поклонения Каабе и существовать в рамках привычного жизненного уклада. В Йасрибе же, где значительная часть жителей признала его пророческую миссию, требовались не общие призывы, а конкретные действия по организации новой религиозной общины, разработка догматики и права.
Первым новшеством было создание специального места для коллективного моления, которое не имело бы ничего общего ни с Каабой, ни с синагогой, ни с церковью, оно должно было вмещать всех мусульман и быть по возможности простым для сооружения. Первая мечеть в Куба была, видимо, ориентирована на восток, как христианские храмы, а главная мечеть Йасриба, построенная к концу первого года хиджры, была ориентирована на север, на Иерусалим. Призыв к молитве был организован очень просто – вольноотпущенник Мухаммеда и один из первых мусульман, Билал, отличавшийся сильным голосом, стал с крыши соседнего с мечетью дома, а затем с крыши дома Мухаммеда громко возглашать призыв, состоявший из величания Аллаха и формул исповедания веры: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник Аллаха!» Этот призыв стал называться азаном, а человек, возглашающий его, – муаззином.
Вторым новшеством было предписание еще одной, четвертой, молитвы в середине дня. Кроме того, было удвоено число ракаатов, а молитва в два ракаата разрешалась только в дороге (ракаат – порядок слов и действий, составляющих мусульманскую молитву). Эти мелочи, не имевшие принципиального значения, играли большую роль в самоопределении религии, осознании ее самостоятельности и непохожести на другие, поскольку внешняя, обрядовая сторона религии всегда воспринимается особенно остро ее адептами и противниками, порой даже оказывается важнее для основной массы верующих, чем догматические тонкости.
Накопление новых черт обрядности и вероучения происходило в условиях постоянной прямой или косвенной дискуссии с иудеями – коренными жителями Йасриба. В договоре, заключенном Мухаммедом с иудеями, они считались частью одной общины с мусульманами. При первых же контактах выяснилось, что, признав Мухаммеда верховным арбитром, пришедшим со стороны, иудеи совершенно не желали принять его как вероучителя. Более того, путаные представления Мухаммеда о библейских сюжетах могли только вызвать насмешки людей, знакомых с ними с раннего детства.
Первоначальное почтение к «людям Писания» и не разработанность обрядности новой религии побуждали Мухаммада перенимать некоторые культовые установления. Так, он одновременно с иудеями держал пост «дня очищения» 10 тишры, (ашура). С этим же, вероятно, связано и предписание обращаться при молитве к Иерусалиму. Не исключено, что тогда же появились предписания относительно пищи, которые по краткой формулировке самой поздней суры Корана сводятся к тому, что «пища тех, кому даровано Писание, разрешается вам и ваша пища разрешается им» (Коран, V, 7).
Но постепенно происходит отрезвление: оказалось, что иудеи не отождествляют его проповеди с учением, заключенным в их Писании, и он им бросает раздраженно: «Те, кому дано было нести Тору, а они ее не понесли, подобны ослу, нагруженному священными книгами… Скажи: "О вы, которые исповедуют иудаизм! Если вы утверждаете, что вы ближе к Аллаху, чем прочие люди, то пожелайте смерти, если говорите правду"» (Коран, LXII, 5–6).
Вскоре после этого Мухаммад неожиданно для его сторонников меняет ориентировку при молитве: в качестве киблы предписывается направление на Каабу. (Коран, II, 139). Это неожиданное решение вызвало насмешки иудеев над незадачливым пророком, который даже не знает, куда поворачиваться во время молитвы. Ответом на эти упреки был стих Корана: «Вот скажут глупцы из этих людей: "Что отвратило их от киблы, которой они держались?" Скажи: "Аллаху принадлежит и восток и запад. Он ведет, кого хочет, к прямому пути"» (Коран, II, 136).
Одновременно с этим возникает историко-религиозное обоснование особой роли Каабы. Главной фигурой, предшествующей истории взаимоотношений Аллаха и человека, становится Ибрахим, библейский Авраам. Оказывается, что Аллах заключил союз с Ибрахимом именно в Мекке и приказал ему построить "дом" (ал-байт), т. е. Каабу, установить законы и призвать людей совершать паломничество к Каабе.
Ибрахим оказывается одновременно и предвестником ислама, и отцом Исмаила, прародителем арабов. Правомочность ислама как религии, равной иудаизму и христианству, приобретает любезное сердцу арабов того времени генеалогическое обоснование. Учение Авраама-Ибрахима древнее Торы, а сам он, как прадед арабов и евреев, принадлежит не только последним, и вера его не иудаизм и не христианство. «Неужто вы скажете, что Ибрахим и Исмаил, и Исхак, и Йакуб, и потомки были иудеями или христианами? Скажи: "Вы больше знаете или Аллах? Кто же нечестивее того, кто скрыл у себя свидетельство Аллаха? Поистине, Аллах не небрежет тем, что вы делаете!"» (Коран, II, 134).
Таким образом, утверждается, что иудаизм, христианство и ислам – три проявления одного божественного завета, который открывается каждому народу через пророка, избранного из его среды. Мухаммед послан к арабам, которые до сих пор не имели завета. Коран не позволяет понять, как в представлении Мухаммеда сочеталось его посланничество к арабам и призыв к иудеям принять ислам как единственно правую веру.
Следующим этапом ритуального обособления ислама было введение особого поста, который отличался от христианского воздержанием от пищи и питья весь день от темна до темна в течение месяца рамадан, без ограничения в выборе пищи после наступления темноты (естественно, кроме запретной для мусульманина).
Первоначально предписания относительно поста касались только еды и питья, другие проявления воздержания в течение рамадана не требовались: «Разрешается вам в ночь поста сближение с вашими женами: они – покров для вас, и вы – покров для них. Узнал Аллах, что вы обманываете сами себя, и снизошел к вам и простил вас. Так что совокупляйтесь с ними и домогайтесь того, что предписал вам Аллах… И не прикасайтесь к ним, когда вы благочестиво пребываете в местах поклонения» (Коран, II, 183).
Во всяком случае, можно сказать, что за два года пребывания Мухаммеда в Йасрибе его вероучение приобрело идеологическую самоосознанность и внешние формы отличия в проведении молитвы, поста и выборе центральной святыни. Победа Мухаммеда при Бадре подкрепляла его правоту в глазах окружающих лучше любых логических аргументов. Йасриб из обычного селения стал для мусульман столицей пророка, Мадинат ан-наби, или просто Мединой.
В это же время началось формирование мусульманской семейной этики. С самого начала руководства мединской общиной Мухаммад неизбежно должен был разрешать всевозможные спорные вопросы семейных отношений. Одного указания на суетность мирских благ («Прельщаются люди иметь жен и детей и нагроможденные кинтары золота и серебра, меченых коней, скот и посевы. Это – блага мира сего, а у Аллаха – прекрасное прибежище» (Коран, пер., III, 14/12)) было недостаточно. Постепенно, по разным поводам, появляются высказывания относительно браков с иноверками, обращения с женами, о разводе, обеспечении разведенных, о наследовании и так далее. Их трудно построить в хронологический ряд (тем более что одни и те же фразы высказываются в различно датируемых сурах), поэтому мы будем говорить о них суммарно.
Представление о религиозной исключительности мусульман привело прежде всего к запрещению браков с иноверками и иноверцами (Коран, II, 221/220). Предписания, касающиеся развода, явления в ту пору очень частого, встречаются уже в первой мединской суре, но она настолько сборная, что поручиться за время их появления нельзя. Главным было установление для женщин обязательного четырехмесячного перерыва перед вступлением в новый брак и необратимости развода после трехкратного произнесения мужем формулы развода – вновь взять в жены возможно только после того, как она еще раз выйдет замуж (Коран, II, 228–230). Коран подтвердил существовавший обычай при разводе оставлять детей у отца, но оговаривалось, что матери выкармливают детей в течение двух лет и получают содержание (Коран, II, 233). Свадебный дар остается за женой. Муж стоит выше жены (II, 228) и может отказывать ей в общении и бить ее, если она непокорна (Коран, IV, 38).
После битвы при Ухуде наряду с предписаниями о наследовании появились указания на допустимость многоженства, при условии полного содержания жен, и женитьбы на рабынях (Коран, IV, 3, 2). Важным было точное определение круга родства, при котором брак недопустим (Коран, IV, 26–27). Кроме брака с ближайшими родственницами – матерью, дочерьми, сестрами, запрещался брак с племянницами и тетками, с тещами (в условиях ранних браков того времени теща могла оказаться моложе зятя), кормилицами, молочными сестрами, женами отца и сыновей и с воспитанницами жен.
Предписания этического свойства носили самый общий характер: жены должны с почтением относиться к мужьям, заботиться о них; те и другие – помнить, что Аллах все видит. Но когда Мухаммад на склоне лет обзавелся тремя молодыми, красивыми женами, то стал строже относиться к нравственности женщин. С одной стороны, надо было покончить с проблемой нравов первых двух лет, когда любой мусульманин из глупости мог без всякого предупреждения зайти к пророку (он мог застать Мухаммада или одну из его жен в самый неподходящий момент); с другой стороны, можно понять чувства пятидесятилетнего мужа молоденьких жен, когда во дворе мечети обретается полтора-два десятка «обитателей навеса», которые могут в любой момент войти в дом, то ли попросить напиться, то ли полюбезничать.
Так появляются предписания не входить в чужой дом без разрешения: «О те, которые уверовали! Не входите в жилище пророка, если только не будет разрешено вам [войти] для трапезы, не соблюдая ее времени. А если вас позовут, то входите, а когда поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры. Это удручает пророка, но он стыдится [сказать] вам. А Аллах не стыдится истины. А если спрашиваете у них какую-нибудь утварь, то спрашивайте ее из-за завесы, так будет чище для ваших сердец и для их сердец…» (Коран, XXXIII, 53). Этому вторит несколько более поздняя сура: «О вы, которые уверовали, не входите в дома, кроме ваших домов, пока не спросите позволения и пожелаете мира их обитателям» (Коран, XXIV, 27).
Введение этих общепринятых в развитом обществе правил поведения в чужом доме показалось Мухаммеду недостаточным. Появились призывы к соблюдению личной скромности. Отчасти это, видимо, вызывалось тем, что нравы в Медине были очень простыми, быть может, проще, чем мы их себе представляем. Так, в Медине в ту пору в домах не было отхожих мест, и с наступлением темноты женщинам, в том числе и женам пророка, приходилось выходить на пустырь за городом. По дороге молодые любезники и заговаривали с ними, и даже приставали.
Скромность предписывалась и мужчинам, и женщинам: «Скажи верующим: пусть не пялят глаза и берегут свои срамные части, это – благочестивее для них, ведь Аллах знает, что они творят. И скажи верующим [женщинам]: не пяльте глаза и берегите свои срамные части пусть набрасывают покрывала на разрезы [платья] на груди…» (Коран, XXIV, 30–31). «О пророк, скажи своим женам, дочерям и женщинам верующих, чтобы они сближали [края] своих покрывал, так их не узнают и не испытают они оскорбления» (Коран, XXXIII, 59).
Особенно заботило Мухаммада поведение своих жен. «Сидите в своих жилищах, и не выставляйте свою красоту, как в прежнее [время] неведения» (Коран, XXXIII, 33). Коран напоминал им, что они не чета другим женщинам, что и награда им будет двойная, и наказание за грехи – вдвойне (Коран, XXXIII, 30–32). И так далее…
Так постепенно складывался шариат (букв. [правильный] путь, образ действия?) — комплекс предписаний, определяющих убеждения, а также формирующих религиозную совесть и нравственные ценности мусульман.
После того, как при халифе Усмане произошла кодификация текста Корана, был более четко определен и шариат. Шариатские предписания закреплены прежде всего Кораном и сунной Пророка Мухаммеда и выступают источниками конкретных норм, регулирующих практически все сферы повседневной жизни мусульман.***
Возвращаемся к эгрегориальной теме.
Как формировался кармический массив Арабского эгрегора.
Те родо-племенные и прото-государственные образования, которые существовали на территории Аравии, имели свои кармические массивы – как правило, не четко структурированные, довольно размытые, где-то между собой пересекающиеся. Личные кармические клише отдельных людей были жестко встроены в групповые, кармические связи между ними были очень прочными. Новому строящемуся Арабскому эгрегору необходимо было весь этот кармический материал переформатировать, создать общее эгрегориальное кармическое клише, выработать новые законы реализации кармы и т. п. Таким образом, создавался не только внешний Закон для людей – Шариат, но и внутренние закономерности функционирования эгрегора. И в этом процессе принимало участие множество специальных сущностей Тонкого плана, новых для этих мест. Кроме того, для обеспечения нового эгрегора с новыми задачами необходимым объемом кармического материала, по мере расширения эгрегора и включения в него новых человеческих сообществ, ему поступали новые порции кармического материала, а также новые виды эгрегориальной субстанции.
Необходимо было по-новому наладить инкарнационный круговорот, организовать потусторонние пространства, в том числе пространства посмертия и предрождения, наладить взаимодействие с разнообразными сущностями – как с вновь появившимися, так и переформатировать взаимоотношения с прежними. Обо всем этом поговорим в дальнейшем.
Эгрегор как таковой сложился только при халифе Умаре, и немедленно начал воевать с соседями. Если до этого арабы воевали между собой – именно таким образом эгрегор «утрясал» свое внутреннее состояние, то тут он уже начал выполнение наиболее плотной части своей программы, в которой изначально были заложены возможности расширения. И тут задачи эгрегора усложнились – он начал вбирать в себя более крупные человеческие сообщества, к тому же сильно от него самого отличающиеся. А потом эгрегор стал вырастать в метакультуру – но это уже совсем другая история.
Медитация 4-й Мастер:
ЭРЭО ТЛПЛ
ЛОО ЭССО
АУО ДАНА
ХЕВА ЛОТТ
ГЕА ОУН
*Абу Хурайра обладал хорошей памятью и стал одним из самых известных передатчиков хадисов (рави). В его передаче известно более 5000 хадисов. Он также передавал хадисы от Абайи, Абу Бакра, Усамата, Айши, аль-Фазля и других сподвижников Пророка. По сообщениям аль-Бухари, у него учились более 800 человек из числа сподвижников и табиинов (поколение мусульман после сподвижников, которые были их учениками и сами не видели пророка Мухаммеда). Переданные Абу Хурайрой хадисы приводятся в шести основных сборниках суннитских хадисов.
**Что сообщали об Аише арабские историки:
О раннем замужестве:
Сахих Аль Бухари, Книга 8, Глава 73, Хадис 153
Аиша сказала: «Я играла в куклы в присутствии Пророка, и мои подруги играли вместе со мной. Когда Посланник Аллаха входил, они прятались, но Пророк просил их возвращаться и продолжать играть вместе со мной». (Игра с куклами женщинам была запрещена, однако для Аиши игра была дозволена по причине того, что она была еще ребенком, не достигшим половой зрелости)
Ат-Табари, Том 9, стр. 131
«Моя мать пришла ко мне, когда я сидела на качелях. Она взяла меня на руки и опустила на землю. Няня умыла мне лицо и повела за собой. Когда я приблизилась к дверям, няня остановилась, чтобы я смогла отдышаться. Когда я вошла, Мухаммед сидел на кровати в нашем доме. Моя мать заставила меня сесть ему на колени. Другие мужчины и женщины встали и ушли. Пророк вступил со мной в связь в моем доме, когда мне было девять лет»
Сахих Аль Бухари, Книга 5, Глава 58, Хадис 234
«Мой брачный договор с Пророком был заключен, когда мне было шесть лет. Потом мы приехали в Медину и остановились у бану аль-Харисбин Хазрадж. После этого я заболела, и у меня выпали волосы, а потом они снова отросли. Однажды я каталась на качелях вместе с моими подругами. Моя мать Умм Руман пришла ко мне и позвала меня. Она взяла меня за руку и привела к дверям дома. Я тяжело дышала, а когда мое дыхание стало успокаиваться, она взяла немного воды и протерла мне лицо и голову, после чего ввела меня в дом. В этом доме находились женщины из числа ансаров, которые стали говорить: «Желаем тебе блага, благословения Аллаха и удачи!» И моя мать передала меня этим женщинам, которые приготовили меня к свадьбе, а утром пришел Посланник Аллаха, и моя мать передала меня ему, а было мне тогда девять лет.
Сахих Муслим, Книга 8, Хадис 3311
Аиша сказала, что Пророк женился на ней, когда ей было семь лет, и принял ее в своем доме как невесту, когда ей было девять, и с ней были ее куклы; и когда Пророк умер, ей было 18 лет
О жизни в гареме Мухаммеда:
Сахих Аль Бухари, Хадис 5218
Омар пошел к Хафсе и сказал: «О моя дочь! Да не введут тебя в заблуждение нравы той, что возгордилась красотой своей из-за любви к ней Посланника Аллаха». Под «ней» он подразумевал Аишу. И Омар добавил: «Затем я рассказал это Посланнику Аллаха, и тот улыбнулся, услышав это.
Сахих Аль Бухари, Хадис 2581 (1102)
Передают со слов Аиши, что жены посланника Аллаха разделялись на две группы, к одной из которых принадлежали Аиша, Хафса, Сафиййа и Сауда, а другую составляли собой Умм Салама и все остальные жены посланника Аллаха
Сахих Аль Бухари, Хадис 4835
Передала Аиша: «Я с презрением смотрела на этих женщин, которые отдавались Посланнику Аллаха, и говорила: «Разве может женщина отдать себя мужчине?» Но когда Аллах повелел: «Ты можешь по своему желанию отложить посещение любой из них, и удержать возле себя ту, которую пожелаешь. Если же ты пожелаешь ту, которую ты прежде отстранил, то это не будет для тебя грехом» (Коран, 33:51), я сказала Пророку: «Я смотрю, твой Бог так спешит выполнять твои мечты и пожелания»
Сахих Аль Бухари, Хадис 511
Передала Аиша: «…Я видела, как Пророк молится, пока лежала в своей постели. Каждый раз я старалась незаметно ускользнуть, потому что мне было неприятно его видеть»
Сахих Аль Бухари, Хадис 4963
Передал Ибн Аббас: «Я намеревался спросить Омара, и сказал: «Кто были те две женщины, которые пытались поддержать друг друга против Пророка?» Едва я успел договорить, когда он ответил: «Это были Аиша и Хафса»
Ислам является не только религиозной системой, сводящейся к догматике и культу, но и представляет собой комплекс принципов и норм, лежащих в основе организации и деятельности власти, а также регулирующих поведение мусульман. При этом статус мусульманина включает две взаимосвязанные стороны: его права и обязанности как верующего и одновременно как участника мирских отношений. Взаимодействие религиозного и мирского, иррационального и рационального, духовного и материального, внутреннего и внешнего – важнейшая черта мусульманского права (шариата, фикха), которое лишь частично включено в ислам-религию, но в сфере мирского поведения людей выступает преимущественно в качестве системы собственно правовых норм. В этом смысле мусульманское право -- важнейший элемент ислама-цивилизации, исламского образа жизни. В средневековом обществе стран распространения ислама сложился и функционировал единый комплекс разнообразных норм, который в значительной мере продолжает действовать и в наши дни, направляя индивидуальное поведение и определяя общественные связи мусульман.
Шариат– вероучение, сборник законов, является частью ислама и переводится как «путь праведной жизни». Но в юридическом понимании шариат – это совокупность норм мусульманского права, религиозных и обрядовых наставлений и правил.
При этом практически все нормативные предписания выходят из идеи обязанностей человека перед Аллахом, а не из идеи прав, свобод и достоинства человека.
История шариата
Термин «Шариат» в переводе с арабского языка означает «чистая, протоптанная тропа к воде».
Базовым основным источником Шариата служит Священное Писание – Коран, являющееся наставлением Всевышнего Аллаха. Установления Корана, будучи божественным откровением, обладают высшей юридической силой в исламском праве и являются неоспариваемыми характеристиками. Следование Корану есть прямая обязанность для всех мусульман. В случае, если в Откровении имеется чёткий ответ по тому или иному вопросу, то руководствоваться следует исключительно Книгой Аллаха, не прибегая к другим источникам права.
Также к основным источникам можно отнести:
Сунна – служит вторым источником шариата. В исламском праве сунной именуется жизнеописание Пророка Мухаммада, то есть его высказывания по тем или иным вопросам, его действия, нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам. В случаях, когда в Коране отсутствует прямой ответ на поставленный вопрос либо необходим комментарий к тому или иному аяту, то, как правило, богословы обращаются к сунне. Сунна тесно взаимосвязана со Священным Писанием, в связи с чем следование философии сунны также является необходимым для верующих.
Иджма – единогласное мнение авторитетных ученых по тому или иному вопросу. Традиция иджмы восходит еще ко временам правления праведных халифов, так как каждый из правителей советовался с другими сподвижниками Пророка (с.г.в.) по тем или иным вопросам. Следует отметить, что в различных правовых школах подходы к иджме несколько отличны, так как в каждом течении присутствует свои требования к тем лицам, которые могут принимать такие решения. Например, богословы маликитского и ханбалитского суннитских мазхабов признают иджму исключительно муджтахидов Медины, учёные-ханафиты уверены, что иджма может быть принята любыми высококвалифицированными богословами, а шииты считают, что иджма принимается исключительно потомками Пророка (с.г.в.). Однако в любом случае она не должна противоречить Священному Корану и сунне, так как в противном случае она не будет иметь юридической силы.
Кияс – определение и извлечение логических выводов из какого-либо установления по конкретному вопросу. Следует отметить, что не все богословы признают кияс авторитетным источником Шариата. Примером кияса может служить запрет на употребление спиртных напитков (за исключением вина, употребление которого запрещено Священным Кораном). Так, запрет на алкоголь и алкогольные напитки, которые появились позже вина – виски, водка, коньяк и т.п., был установлен по аналогии с вином.
Остальные источники Шариата, которые играют второстепенную роль, различны в зависимости от мусульманской правовой системы.
Шариат включает в себя 4 условные группы предписаний:
Нормы, которые фиксируют религиозную догматику ислама, это те нормы, в которые обязан верить мусульманин;
Нормы, которые закрепляют основания мусульманской морали и этики;
Нормы, которые регламентируют отношения верующих с Аллахом (порядок выполнения главных религиозных обрядов, грехи);
Правила поведения между мусульманином и не мусульманами;
Две последние группы норм, являются как будто «практическими», то есть такими, что регулируют отношения правоверных и создают «фикх» -- нормативную часть шариата.
Фикх называют мусульманским правом в широком понимании, составляющими которого являются не только собственно юридические нормы, но и правила исключительно религиозного характера. Мусульманским правом в узком понимании называют группу норм, которые регулируют исключительно совершаемые действия, поступки и взаимоотношения между людьми.
Как мы видим нормы шариата охватывают религию, мораль, право. В основании всех его предписаний лежит идея неоплатного долга перед Аллахом и неравенства людей (между мужчиной и женщиной, между мусульманином и не мусульманином и т.д.). шариат носит не территориальный, а персональный характер: все правоверные мусульмане, где бы они не проживали, создают одну общину, и поэтому обязаны безотказно подчинятся его предписаниям.
Равенство
Исламские правоведы формулируют ряд принципов шариата, одним из которых является принцип равенства. Но, за шариатом, равенство распространяется только на правоверных и не относится к не мусульманам. Даже среди мусульман нет формального равенства. Нормы шариата прямо указывают на униженное положение девушки относительно мужей, принижая их значение в иерархии. Свобода является ещё одним принципом шариата, что обуславливает, в первую очередь, разрешение «неверным» сохранять свою религию. Но это положение никак не согласуется с положением шариата о священных войнах с «неверными», главной целью которых является насильственное обращение к исламу людей, которые исповедуют другую религию.
Справедливость
Ещё одним принципом шариата является справедливость. Её суть видят в обязанности правителя и общины обеспечить каждому мусульманину равенство перед судом. «Чистоту» и этого принципа можно поддавать сомнению, если учитывать то, что правосудие должно вершится судьями (кади), которые определяются правителем, а сам правитель не подлежит человеческому суду и подотчётный только Аллаху, то о какой справедливости можно говорить? Так что даже краткое рассмотрение шариата и его главных принципов указывает на существование в его рамках противоречивых, а в некоторых случаях взаимоисключающих, радикальных норм. А это, в свою очередь обуславливает использование норм шариата в интересах определённых лиц или групп, которые пребывают при власти страны.
Список категорий Шариата
Регулируя все сферы жизни общества, Шариат указывают на дозволенность или запретность тех или иных действий, а также регулирует вопросы награды и наказания, воздаяния за их совершение. В связи с чем все деяния, согласно Шариату, подразделяются на 6 основных категорий:
1. Обязательные (фард) - деяния, совершение которых является прямой обязанностью мусульман. За их совершение человек получает большую награду, а за оставление ему записывается большой грех. Примерами таких действий могут служить совершение пятикратного намаза, выплата закята, совершение хаджа.
2. Необходимые (ваджиб) - действия, необходимые для совершения. За них верующего ожидает награда, а за невыполнение засчитывается грех. Подходы различных правовых школ к отнесению определенных деяний к данной категории несколько различны. Например, в ханафитском мазхабе сюда относят витр-намаз, в то время как остальные суннитские правовые школы рассматривают данную молитву как суннат.
3. Желательные (суннат) - действия, за совершение которых верующие получают награду, а оставление таких действий не является греховным (но всё же время порицаемым в некоторых случаях). Примерами таких действий могут служить обряд совершения имянаречения для новорождённого, а также совершение таравих-намаза в месяц Рамазан.
4. Дозволенные (мубах) - действия, рассматриваемые шариатом как нейтральные, составляют четвёртую категорию. За их совершение человек не получает награду, а за оставление ему не записывается грех. Например, приём пищи, прогулки по улице, сон.
5. Нежелательные (макрух) - действия, совершение которых нежелательно, но не запрещено. За их совершение верующему не записывается грех, но он заслуживает порицания. За отказ от таких деяний верующему полагается награда. Примером может служить расходование большого количества воды во время омовения. Ряд мусульманских ученых относят к макруху и курение.
6. Запретные (харам)
Заключительную группу составляют деяния, совершать которые нельзя по исламскому вероучению. За них человеку записывается большой грех, а за их оставление рабы Аллаха могут рассчитывать на Его награду. К примеру, прелюбодеяние, воровство, расточительство, употребление спиртного, аборт (за некоторыми исключениями), запреты, связанные с одеждой (например, обязательное ношение хиджаба у женщин), супружеская измена.
В целом, основной функцией Шариатаа является ведение людей по истинному пути. Каждый мусульманин, который стремится получить довольство Всевышнего, должен придерживаться его предписаний. В этой связи переоценить роль Шариата трудно, так как он служит своего рода путеводителем в Рай для каждого верующего.
Брак. Семейное право
Брак - прежде всего договор о создании семьи. Это определение справедливо и для шариата, и для светской правовой системы, и обе они утверждают добровольный характер заключения этого союза. Кроме того, их роднит и отношение к однополым бракам, получившим официальный статус в некоторых странах. Российские органы ЗАГСа не регистрируют подобные браки, а мусульманская доктрина вообще признает заключение такого брака уголовным преступлением. А вот дальше российское право и шариатские законы расходятся.
В шариате самым главным в семейных отношениях является продолжение рода, действует строгий запрет добрачных отношений и за нарушение запрета предусмотрено наказание.
Кто не может жениться по шариату и почему? Запреты на брак бывают постоянные и временные. Среди постоянных такой - мужчине нельзя вступать в семейные отношения с женщинами, которые состоят с ним в кровном родстве. Этот запрет распространяется и на родственников, появившихся благодаря супруге.
Шариатский закон приравнивает ребенка, вскормленного кормилицей, к ее собственным детям. В этом случае ребенок становится сыном или дочерью кормилицы и братом или сестрой всех ее детей, независимо от того, появились они на свет до или после кормления. Дети мужа кормилицы также становятся братьями и сестрами этого ребенка.
Временные запреты бывают трех видов:
Первый из них распространяется на брак с сестрой жены, ее тетками как по отцовской, так и по материнской линии и действует до тех пор, пока брак не распадется;
Второй - запрещает женщине выходить замуж после смерти мужа в течение 4 месяцев и 10 дней;
Третий запрет гласит, что на женщине нельзя жениться, снимать хиджаб, пока она не снимет с себя ихрам - то есть он действует в период хаджа.
И, наконец, поскольку законы шариата возлагают всю материальную ответственность за содержание семьи исключительно на плечи мужчины, то в отсутствие возможности достойно содержать семью мужчине не рекомендуется вступать в брак.
Правом выдавать замуж без согласия невесты наделяются лишь отец и дед невесты, которые могут выдать замуж девушку против ее воли, но за равного ей.
Равенство среди мужчин и женщин в браке должно соблюдаться в нескольких аспектах - в целомудрии (непорочности), происхождении, наличии или отсутствии физических изъянов. Но есть одно интересный факт -- "Если юноша -- носитель знаний, то ему подходит любая девушка". Здесь мы сталкиваемся с характерным для исламского мира уважением к авторитету человека ученого, которому дозволено то, что для других находится под запретом.
Общую тональность взаимоотношений в мусульманской семье можно выразить двумя фразами: "Муж не должен забывать о том, что у жены есть права. Жена не должна забывать, что у нее есть обязанности по отношению к мужу".
Семья по исламу подобна государству, в котором законами шариата предусмотрена одна форма правления с одним хозяином - муж, который несет бремя ответственности за всех своих близких. Говоря проще, мужчина должен достойно содержать семью, в том числе и жену.
Шариат запрещает содержать жену на средства, полученные от продажи спиртного, наркотиков, от дачи денег под проценты, а также на доходы от азартных игр и взяток.
По шариату недопустимо усыновление или удочерение, при котором настоящие родители ребенка перестают считаться таковыми. В то же время, ввиду различных причин, супруга одного мужчины может воспитывать сына или дочь второй жены. Но при этом матерью ребенка остается только та женщина, которая родила его. С правовой точки зрения это скажется, например, на том, что сын или дочь будут наследовать имущество только своей матери.
Гарем. Многоженство. По канонам, у мусульманина может быть одновременно четыре жены, при этом он должен уделять им равное внимание и выполнять свои супружеские обязанности по отношению к каждой из них. Но каков статус полигамной мусульманской семьи в современной России? С одной стороны, отсутствие возможности официально зарегистрировать отношения со второй женой не препятствует заключению религиозного брака с несколькими женщинами, поскольку брак, оформленный в ЗАГСе, сам по себе автоматически не может считаться шариатским, и наоборот: для того, чтобы исламский брачный контракт считался законным, ЗАГС в принципе не нужен.
Тот, у кого больше одной жены, обязан равномерно делить между ними средства и уделять им одинаковое внимание. Предпочтение, которое отдает муж одной из жен, ущемляет права других, а при многоженстве это недопустимо.
Поэтому в России права всех жен одного мужчины и их детей защитить можно в отличие, скажем, от детей вторых жен в Турции, которым власти отказывают даже в гражданстве.
Регулирование имущественных отношений при разводе
По шариату процедура развода очень проста: достаточно мужу сказать жене слова - "Ты разведена", "Ты мне больше не жена" один раз - и развод считается свершенным. После произнесения этих слов муж должен содержать жену весь срок, в течение которого женщина не имеет права повторно выйти замуж. Более того: мужчина не имеет права выгонять ее из дома, а жена не имеет сама права покидать дом мужа на это время.
Как правило, по шариату женщина не может сама инициировать расторжение брака. Но при наличии причин, нарушающих ее права, развод может объявить имам, шариатский судья. Такими уважительными причинами считаются физические и психические болезни мужа, бесплодие, исчезновение без вести, плохое отношение мужа к жене, другие недостатки супругов, препятствующие семейной жизни. Жена имеет право просить аннулировать брак, если муж не в состоянии материально ее обеспечить.