Рождение халифата
Первую, прошлогоднюю часть нашего курса можно назвать «рождение ислама», а эту – «рождение халифата», которая для нас интересна еще и тем, что это рождение (рождение эгрегора и метакультуры) произошло в очень короткий срок. То, что происходило «на форме», было достаточно хорошо задокументировано, причем с разных сторон – и исламскими историками (естественно, людьми предвзятыми) и современниками – свидетелями и участниками событий из соседних стран (многие тоже предвзяты, особенно противники ислама). Современная историография располагает огромным материалом, который позволяет составить достаточно объективную картину происходящего, а нам, при внимательном взгляде достаточно хорошо видно, что происходило на Тонком плане.
В предыдущей лекции мы остановились на моменте смерти Мухаммеда.
Как мы уже говорили, Мухаммед не собирался создавать новое государство и не создал никаких новых государственных институтов. Его представление об общине (милла) истинно верующих было совершенно неконкретно, но объективно создание ее было невозможно вне государственного образования.
Мухаммед оставил своим преемникам достаточно индивидуализированную и законченную религиозную систему, включающую все необходимое для самостоятельного религиозного учения, от общей концепции взаимоотношений человека и Бога до четко регламентированной обрядности, выраженных на родном языке верующих в привычной для них системе образов и представлений. Но дальнейшее развитие общины его последователей могло пойти по-разному: стать религией обитателей Аравийского полуострова или, как это и произошло, выйти за его пределы и стать одной из трех мировых религий.
Однако ни один из этих путей не был запрограммирован сущностью самой религии: как религиозное учение ислам в диспуте на равных вряд ли смог бы вытеснить христианство, располагавшее мощным арсеналом античной философии и логики, поставленных на службу теологии. Монотеизм в аравийском варианте, удобный для восприятия обитателями Аравии, отнюдь не был столь же близок людям стран древних цивилизаций. Чтобы пойти по пути экспансии за пределы Аравии и преуспеть в ней, ислам должен был стать государственной религией. Чтобы стать метакультурой, ислам должен был опереться на мощный государственный эгрегор.
Мухаммед положил начало созданию новой надплеменной общности, не связанной с подчинением одного племени или области другим племенем (хотя многие племена все-таки расценивали принятие ислама как подчинение курайшитам), скрепленной внутренним сознанием необходимости принадлежать к этой общности. Но это еще не было государством с организованной финансовой системой, административным аппаратом и армией. Никаких предписаний относительно руководства мусульманской общиной как государственным образованием не существовало, было несколько разрозненных прецедентов и политический опыт языческих племен, который еще надо было переосмыслить в духе новых идей.
Религиозно-политическое объединение племен и областей Западной Аравии, сложившееся в 630–631 гг., было скреплено, прежде всего, личностью самого Мухаммеда, присягами, которые приносили ему, лично ему, а не общине отдельные лица и вожди племен. Принятие новой религии для большинства ее последователей было формой вступления в новый политический союз, глава которого обладал особым, отсутствующим у других вождей, исключительным могуществом. Признание этого облегчало Мухаммеду создание новой общности, но в признании этой исключительности таилась ее слабость — с исчезновением носителя этого могущества исчезали и прежние связи и обязательства.
Преемнику Мухаммеда предстояло сохранить эту общность, созданную религиозным вдохновением, политическими методами.
Невероятность события — смерть посланника Аллаха, как обычного человека, потрясла всю мединскую общину. Но среди остального населения (где далеко не все были убежденными правоверными) не было единомыслия и следовало ожидать, что при первом же обнародовании печальной вести тотчас же станут образовываться различные группировки.
Для Умара, который вместе с Аишей присутствовал при кончине пророка, всего важнее было помешать распространению печального известия, пока не соберутся вокруг него, по крайней мере, Абу Бакр и значительное число остальных мухаджиров. Тотчас же отправлен был Аишей к отцу гонец, а Умар вышел из дому к остававшейся еще возле мечети толпе правоверных, до которой уже успел достичь смутный слух. Он объявил народу, что только «лицемерам» могло придти в голову, что посланник Божий скончался. «Это — заведомая ложь, — продолжал он — пророк, как некогда Моисей, удалился лишь от своего народа на 40 дней; по истечении этого срока он вернется и накажет смертью всех, кто выдумал, что он умер». Пока он так разглагольствовал, подошел и Абу Бакр. Удостоверившись, что неожиданное событие, увы, действительно свершились, он воскликнул: «О ты, за которого я с радостью пожертвовал бы отцом и матерью, как при жизни ты был для меня дорог, так и ныне ты, мертвый, для меня дорог!» и облобызал бледное чело того, кого почитал не только «посланником Божиим», но также и неизменным вернейшим своим другом. Затем, побуждаемый настоятельной потребностью позаботиться и прежде всего обеспечить будущность того великого дела, которому всецело посвящена была эта угасшая жизнь, Абу Бакр вышел к все еще выжидавшей толпе, властно приказал Умару замолчать, а сам, припоминая некоторые места из Корана, которые представляли усопшего таким же человеком, как все, сказал: «Кто желает поклоняться Мухаммеду, да знает, что Мухаммед мертв. Поклоняйтесь Аллаху: Бог жив и не умрет вовеки!» И продекламировал: «А Мухаммед — только посланник, до которого были посланники. Неужели, если он умрет или будет убит, вы повернете назад? Кто поворачивает назад, ничем не повредит Аллаху, а благодарным — Аллах воздаст».
Эти слова обнажили ужасную истину — община неожиданно осталась без вождя. Мухаммед не оставил завещания относительно преемника, а его ближайшие сподвижники были так поражены неожиданной бедой, что в первый момент даже и не думали об этом.
Мухаммед объединял в своем лице вероучителя и руководителя общей молитвы — имама, и политического вождя — амира, и верховного судью. Функцию руководства общей молитвой он передал в последние дни Абу Бакру, и никто не оспаривал это его право. И прежде бывали случаи, когда не Мухаммед руководил общей молитвой, но это не превращало такого имама в главу общины. Спор мог идти только о преемнике Мухаммеда как носителя высшей политической власти в общине, об амире. Вожди мединских племен, добровольно принявшие верховенство Мухаммеда, после его смерти должны были бы подчиняться не посланнику Аллаха, а такому же обычному человеку, как и они сами.
Конец пророка наступил так внезапно, что невозможно было пока ничего предпринять для упрочения общественного порядка и для немедленной передачи власти надлежащему члену общины. А она, увы, не была в состоянии ждать и выносить, хотя бы на момент, отсутствие общего, признаваемого всеми руководителя. Повелениям Аллаха, истекающим из уст пророка, привыкли повиноваться все: и мухаджиры, и ансары; но уста эти навеки сомкнулись и не могли уже более сдерживать завистливое соперничество, с которым мединцы посматривали на сыновей Мекки, а Хашимиты* — на членов посторонних семей, ближайших советников Мухаммеда, как, например, Абу Бакра и Умара. Конечно, община понимала, что в руках последних, посвященных во все политические замыслы пророка, принимавших в проведении их главное участие, судьба ислама найдет наилучших руководителей. Но все же трудно было рассчитывать, что личный эгоизм сильных и беспощадных натур — а их в различных кружках правоверных можно было насчитывать сотнями — будет способен к чисто реальной рассудительности в такой решающий все момент.
*Хашимиты -- члены одного из кланов племени курайшитов, к которому принадлежал дед пророка Мухаммада, который еще в доисламской Мекке получил в наследство право действовать в качестве распорядителя и смотрителя паломников, посещавших Каабу в Мекке.
К тому же в данную минуту не оказывалось преобладающего авторитета, могущего уравновесить эгоизм отдельных личностей. Почивший основатель религии оставил своим правоверным в Коране образец непреложной истины относительно образа действий в делах веры. Но в предписаниях Божественной книги не было, однако, целесообразного единства: закон в церковных и государственных делах был установлен отдельными положениями, изложенными без особого порядка, смотря по потребностям данной минуты. В Коране не находилось ни единого слова, которое указывало бы на порядок преемственности власти. Сам же Мухаммед в течение своей болезни не озаботился сделать прямого распоряжения; если Абу Бакру и поручалось прежде руководительство караванами пилигримов, а в последнее время— замещать пророка во время совершения молитв в мечети, то это не значило все-таки особенно много, если принять во внимание, что важный указ отречения, составленный в Мекке, Мухаммед, по ясно выраженной им воле, предоставил в то время прочесть не Абу Бакру, а его товарищу, Алию (мужу единственной оставшейся в живых дочери Мухаммеда Фатимы).
Поэтому необходимо было искать решение в старинных обычаях арабского народа, но всякое обоснование наследственности было совершенно чуждо вольнолюбивым нравам бедуинов, привыкших к неограниченной свободе исконных племен полуострова. Хотя нередко случалось, что после смерти главы племени, отличавшегося храбростью и богатством, выбор старейшин племени падал на сына, но это происходило тогда только, когда личное уважение или же интересы племени клонились именно к этому, причем малейшее давление в таком деле ощущалось всеми болезненно. Но Мухаммед не оставил после себя ни одного сына. Если Фатима, как единственное оставшееся в живых дитя пророка, пользовалась личным уважением, все же была она только женщина и не могла предъявить серьезных притязаний в пользу своего супруга Алия вне тесного кружка Хашимитов и немногих других личных ее приверженцев.
Таким образом, проблема стояла очень остро.
Элиту мусульманской общины составляли мухаджиры (напомню – мухаджир – «совершивший хиджру») — мусульмане, которые во времена пророка Мухаммеда переселились из Мекки в Медину в 622 году – и ансары («помощники Пророка») — коренные жители Медины из племён аус и хазрадж, которые приняли Ислам и стали сподвижниками пророка Мухаммеда. Мухаджиры, принявшие ислам раньше, считались «более праведными», чем ансары, они имели значительные преимущества при разделе добычи. Но теперь и рядовые ансары, которых не раз обходили в наделении добычей и почестями в пользу курайшитов, могли рассчитывать занять под началом своих вождей главенство в общине.
События стали разворачиваться в тот же день. Не успела верхушка мухаджиров принять какое-то решение, как пришло известие, что один из кланов мединских ансаров -- хазраджиты – собрался под навесом в квартале Бану Саида, чтобы решить вопрос о преемнике Мухаммеда. Присутствовавшие в большинстве склонялись к избранию их вождя Саада ибн Убада и проявили готовность принести присягу верности своему предводителю. Но ауситы колебались, стоит ли давать такое преимущество своим соперникам, воевавшим с ними каких-то полтора десятка лет назад, да и часть хазраджитов полагала, что родственники пророка имеют больше прав на наследование его власти.
Узнав о собрании ансаров, группа мухаджиров поспешила к Умару и поставила его в известность об этом событии. Умар не ожидал такого стремительного развития событий и после кратковременных размышлений и колебаний обратился к Абу Бакру, и они с еще несколькими мухаджирами поспешили на это собрание. По пути они встретили Абу Убайду и уговорили его пойти туда вместе с ними.
Когда они прибыли туда, Саад уже обратился к ансарам с речью, перечислив их заслуги перед исламом, дающие им преимущества перед курейшитами. На этом основании было выставлено требование о предоставлении им равных прав и одинаковой власти с курейшитами. Они настаивали на том, чтобы во главе общины стояли два эмира — один от ансаров, другой от курейшитов.
Мухаджиры, желая оставить ансаров в их подчиненном положении, не соглашались на бОльшую уступку, чем предоставить ансарам избрать из своей среды везира, т. е. помощника, который будет состоять при эмире, избранном руководителями общины. Но среди ансаров вновь проявилось старое межклановое соперничество, поэтому мухаджиры тотчас же отказались сделать и эту уступку.
Появление Абу Бакра и его спутников сразу изменило настроение собравшихся. Он спокойно выслушал горячую речь хазраджита Сабита бен Кайса, согласился, что заслуги ансаров велики, но подчеркнул, что в Коране отдано предпочтение мухаджирам, к тому же остальные арабы не согласятся признать над собой власть не курайшита, поэтому он предлагает присягнуть Абу Убайде или Умару. Когда Сабит спросил ансаров, согласны ли они, то большинство сказало «да». Сабиту оставалось только предложить со своей стороны кандидатуру Абу Бакра, как человека, отмеченного особым доверием Мухаммеда. Среди хазраджитов нашелся только один решительный защитник прав ансаров — Хубаб бен ал-Мунзир, воевавший вместе с Мухаммедом начиная с Бадра. Но как ни кричал он, хватаясь за меч, как ни пытался провести компромиссное решение избрать по эмиру для мединцев и для курайшитов, собрание все-таки присягнуло Абу Бакру. Так в очень конкретной форме борьбы за личную власть была решена большая общая проблема, быть ли светской и духовной власти объединенной в одних руках. Общая присяга жителей Медины, состоявшаяся на следующий день, прошла без всяких колебаний и затруднений. Если среди мухаджиров и были противники избрания Абу Бакра, то после того, как он заручился поддержкой ансаров, сопротивление стало бессмысленным.
Так община обрела нового главу, «заместителя посланника Аллаха», халифа расули-л-лах, или просто халифа.
Несмотря на объединение в руках халифа светской и духовной власти, назвать его власть теократической было бы неверно. Власть халифа в глазах верующих не была завещанной Мухаммедом, он не был осенен благодатью и не имел контакта с Аллахом. Его функции руководителя общей молитвой не носили сакрального характера и могли в случае его отсутствия выполняться любым мусульманином, знающим порядок ведения молитвы. То обстоятельство, что в своих действиях он обязан был (хотя бы теоретически) руководствоваться Кораном и примером Мухаммеда, все же не превращало власть халифа в священническую.
В тот же день, после общей присяги, мусульмане Медины пришли прощаться с телом вероучителя; все желающие — не только мужчины, но и женщины и дети — входили в комнату Аиши, где около тела сидели ближайшие родственники и вдовы, произносили несколько благочестивых слов и выходили в другую дверь. После захода солнца Мухаммед был погребен по настоянию Абу Бакра на том же месте, где было его последнее ложе.
Отступничество и борьба с ним
Абу Бакр с первых своих шагов в сане халифа всячески подчеркивал, что он лишь исполнитель предначертаний Мухаммеда. Поэтому первым его серьезным распоряжением был приказ об отправке Усамы бен Зайда на Муту (Сирия), которого так жаждал Мухаммед. Но и на сей раз обстоятельства не позволили сразу же выступить в поход.
Как только весть о кончине Мухаммеда разнеслась по Аравии, многие племена, и прежде неохотно платившие садаку*, сочли, что смерть пророка аннулировала все заключенные с ним договоры и лишила силы данные ему клятвы: они отказались платить садаку, изгнали сборщиков и вернули себе то, что уже было собрано. Произошло «возвращение» к язычеству, ридда, как именуют мусульманские источники эти события.
*Садака – добровольная милостыня, которую мусульманин выплачивает нуждающимся по собственному усмотрению и желанию с намерением заслужить довольство Аллаха. В более широком смысле, садака — это любое благодеяние (не только материальное), совершенное искренне, ради Аллаха.
Как только Абу Бакр пришел к власти, племена вероотступников послали к нему делегации с требованием освободить их от выплаты закята (обязательного налога). Они считали закят незначительным (с точки зрения веры) деянием и были уверены, что халиф Абу Бакр согласится с ними и удовлетворит их требование. Помимо вполне естественного желания не платить налог, если представляется повод для этого, известную роль играло и то, что Абу Бакр, признанный в Медине главой мусульманской общины, не был авторитетен за ее пределами. Отношение к нему в этот момент хорошо передают слова современника, арабского поэта-сатирика ал-Хутайи: «Мы повиновались посланнику Аллаха, когда он был среди нас. Мы рабы Аллаха, но не Абу Бакра».
Однако халиф не мог пойти им на уступки в этом вопросе, потому что этот налог был одним из важнейших божественных предписаний, закрепленных в Коране. Любой компромисс в этом вопросе означал бы отход от основ исламской религии.
Главной причиной требований вероотступников была уверенность в том, что Абу Бакр согласится с их предложениями по причине его слабости. В Медине в тот момент не было достаточных военных сил, и бедуины считали, что они сумеют, в случае необходимости, одолеть их. Однако их расчеты оказались неверными. Абу Бакр обладал несокрушимой верой, и не собирался идти на компромисс, пусть даже самый незначительный, в вопросах религии. Выслушав их требования, он объявил, что пойдет войной на вероотступников. С другой стороны, он настаивал на походе против Византии отряда под командованием Усамы ибн Зайда. В этом случае у Абу Бакра не оставалось достаточно сил для ведения войны с вероотступниками. Впоследствии эта проблема была решена.
Усама был сыном вольноотпущенника Пророка Мухаммада Зайда ибн Харисы. Пророк очень любил Усаму и его отца, который пал смертью мученика в битве с византийцами при сирийском городе Муте. В ответ на провокационные действия византийцев Пророк начал сбор нового отряда, который должен был выступить против византийских войск и нанести по ним удар с того же места. Была объявлена мобилизация, и в отряд вступили многие мухаджиры, в том числе Умар. Пророк приказал им отправиться в местность под названием Балка, которая находится на юге Палестине, возле Газы. Однако Пророк умер, и по этой причине Усама так и не отдал приказа о выступлении в поход. По прошествии трех дней после избрания халифом Абу Бакр приказал бойцам отряда выступить в поход в соответствии с волей Пророка.
Умар обратился к Усаме с просьбой пойти к Абу Бакру и попросить его не посылать армию на византийцев. Умар опасался за судьбу халифа, так как в отряде находились многие сподвижники Пророка, и их отсутствие в Медине в это смутное время могло быть смертельно опасным для Абу Бакра. Многие бойцы придерживались того же мнения, так как мусульмане внимательно следили за развитием событий в Аравии после смерти Пророка.
В то же время ансары, которые также готовились к походу, попросили Умара передать Абу Бакру их просьбу о том, чтобы в случае выступления в поход он назначил более опытного и взрослого командира, чем Усама, которому было неполных 18 лет. Однако Абу Бакр отказался заменить Усаму, так как тот был назначен самим Мухаммедом, и его назначение было исполнением Божьей воли. Именно так он и ответил Умару, когда тот передал ему просьбу ансаров.
Затем Абу Бакр выехал к войскам и еще раз призвал их выступить в поход и выполнить волю Пророка. Часть пути он прошел вместе с ними. Он шел пешком, хотя Усама сидел верхом на лошади. Когда же юноша из уважения к халифу захотел спешиться и уступить ему место, тот отказался и сказал, что каждый шаг мусульманина на пути Аллаха равен семистам добрым делам и смывает семьсот грехов.
Затем Абу Бакр попросил Усаму позволить Умару остаться и помогать ему в управлении государством, и тот удовлетворил его просьбу. После этого халиф обратился к войскам с речью, в которой он призвал их сражаться во имя Аллаха. Он напомнил им, чтобы они не совершали предательства, не излишествовали, не убивали тех, кто намерен сдаться в плен, не убивали женщин, детей и стариков, не совершали зверских убийств, не поджигали деревья и не срубали их, не трогали отшельников. После этой речи он обратился к Усаме и поручил ему, чтобы он в точности выполнил все приказы и наставления, которые дал ему Пророк относительно этого похода.
Наконец, армия выступила в поход и дошла до места, которое было указано Пророком. По дороге Усама ибн Зайд пошел на племя Хузаа, напал на Абиль и захватил много трофеев. Эта военная экспедиция заняла сорок дней без учета времени, потраченного на дорогу туда и обратно.
В целом, отправка боеспособных войск на военные действия вдалеке от Медины была очень опасным и рискованным шагом в той сложнейшей обстановке. Однако Абу Бакр не испытывал и тени сомнения в необходимости этой операции, потому что это было приказом Пророка. Как показали последующие события, этот поход действительно пошел на пользу мусульманам. Он укрепил их боевой дух и веру в свои силы после смерти Пророка. С другой стороны, он повлиял на настроения вероотступников и лицемеров, которые оказались морально подавленными и начали сомневаться в собственных силах.
После отправки армии Усамы в поход Абу Бакру важно было продержаться до их возвращения. С этой целью он начал принимать делегации племен и отправлять к ним своих представителей. Тем самым он тянул время. Несмотря на это, некоторые группы вероотступников задумали воспользоваться отсутствием в Медине мусульманских войск, посланных в византийском направлении, и захватить город. Особенно опасной была враждебная позиция восточных соседей Медины, воинственных и многочисленных племен гатафан и сулайм, границы владений которых находились в одном-двух днях пути от Медины. Неясна была позиция жителей Мекки и Таифа, от которых тоже можно было ожидать враждебных действий. Всего через три дня после отправки Абу Бакром армии Усамы, Медина подверглась нападению. Нападавшие были уверены в успехе, потому что в городе не было достаточно сил для отражения их атаки.
Абу Бакр решительно вышел им навстречу с сотней мухаджиров и ансаров и встал около Зу-л-Касса. После короткой стычки, начавшейся для мусульман неудачно, авангард нападавших был опрокинут. Через несколько дней в ответ на призыв Абу Бакра подошли 400 воинов бану джухайна. Этими силами удалось нанести противнику серьезный удар и занять Зу-л-Касса. Все эти события укладываются в сорокадневный промежуток между выступлением Усамы и возвращением его в Медину.
Нападение началось с одной стороны города, где нападавшие столкнулись с мусульманским отрядом, бойцы которого срочно донесли это известие Абу Бакру. В этот момент он находился в мечети. Он приказал тому отряду продержаться до подхода подкреплений, а сам, срочно собрав войска, прибыл им на помощь. Нападавшие были вынуждены отступить. Абу Бакр преследовал их и встретился с их главными силами. Однако те заняли господствующие позиции, и боевые действия могли приобрести затяжной характер. Кроме того, продолжение этого конфликта было нецелесообразным, и мусульмане вернулись обратно. В это время лицемеры попросили о помощи своих единомышленников и снова попытались ворваться в Медину. Тогда Абу Бакр собрал силы мусульман в мединской мечети и под прикрытием ночи выступил против противника. Правым флангом войск командовал Нуман ибн Мукаррин, левым - его брат Абдулла ибн Мукаррин, а центром - их третий брат Сувейд ибн Мукаррин. Нападение мусульман было настолько неожиданным, что противник бежал в панике и растерянности. Поначалу Абу Бакр преследовал их, а затем оставил там отряд под командованием Нумана ибн Мукаррина для защиты города от дальнейших нападений, а сам вернулся в Медину.
Эта победа положительно сказалась на настроении мусульман и подняла их моральный дух. Племена, которые оставались верными Исламу, еще более укрепились в вере. В это время пришло известие о том, что посланники Абу Бакра Сафван ибн Сафван, Забрикан ибн Бадр и Ади ибн Хатам принесли закят от племен Бану Амр, Бану Авф и Тай. Это событие произошло через два месяца после отправки на фронт армии Усамы. Спустя еще десять дней пришло очередное радостное известие о том, что армия Усамы вернулась с победой и большим количеством трофеев.
Абу Бакр приказал войскам отдохнуть, а сам, оставив Усаму вместо себя в Медине, решил сразиться со своим отрядом против лицемеров и вероотступников. Мусульмане, опасаясь за его жизнь, попросили его не рисковать и отправить на передовую кого-нибудь вместо себя. В частности, к нему обратился Али ибн Абу Талиб, который предложил ему вернуться в Медину. Али опасался, что в случае гибели Абу Бакра, в государстве еще более осложнится и без того сложная ситуация. Однако халиф был тверд в своем решении и, выехав в направлении войск Нумана ибн Мукаррина, присоединился к ним. Затем они вошли в Аль-Абрак и перешли к боевым действиям против лицемеров с позиции Рамза. Лицемеры были разбиты и бежали, Абу Бакр же вернулся в Медину.
Войны с вероотступниками
Из всех бойцов, имевшихся в его распоряжении, Абу Бакр составил 11 боевых отрядов.
Командиры этих отрядов получили следующие боевые задачи:
Халид ибн аль-Валид должен был выступить против лжепророка Тулайхи в Неджде. После выполнения этой задачи он должен был пойти против Малика ибн Нусайра аль-Йарбуи ат-Тамими в местечке Аль-Баттах.
Икрима ибн Абу Джахль должен был выступить против лжепророка Мусайлимы, который был лидером племени Бану Ханифа в Йамаме.
Шурахбил ибн Хасана был отправлен Абу Бакром в Йамаму для поддержки войск Икримы ибн Абу Джахля.
Мухаджир ибн Абу Умеййа был отправлен в Йемен для борьбы с лжепророком аль-Асвадом.
Амр ибн аль-Ас был послан против племени Хузаа.
Халид ибн аль-Валид ибн аль-Ас был послан в сирийском направлении.
Хузайфе ибн Мухсину было приказано выступить против племени Даба.
Арфаджа ибн Харсама был послан в Махру, а затем должен был соединиться с силами Хузайфы.
Тарифа ибн Харджиз был отправлен против племени Бану Сулайм и союзного с ними племени Хавазин.
Сувейд ибн Мукаррин был послан для подавления мятежа в местечке Тихама в Йемене.
Аль-Ала ибн аль-Хадрами выступил в поход в направлении Бахрейна.
Сам Абу Бакр во главе армии пошел против племен Абс и Зубьян, которые населяли Аль-Абрак, и нанес им поражение в Рабзе. Затем он отправился в местечко Бузаха для приведения к покорности оставшихся представителей этих племен. Там же находился и лжепророк Тулайха.
Положение в Аравии было очень смутным и тревожным. В ряде районов выступили локальные пророки и одна пророчица. Это были выразители сепаратизма отдельных племен, не желавших признавать верховенство Медины. Последующие мусульманские писатели присвоили этому движению племен название «ар-рида», придав самому слову специфическое значение — «отпадение» от ислама, «вероотступничество». На самом деле обращенные в ислам племена составляли меньшинство среди них; другие племена признавали политическую власть или находились под влиянием мединской, общины, но продолжали придерживаться своих старых верований (многобожие, ханифизм или христианство) и отправлять соответствующие им религиозные культы. В некоторых племенах образовались группировки, склонные подчиниться влиянию Медины и принять ислам. Но были и такие племена, которые, не испытав влияния мединской общины, вообще не имели представления об исламе.
Многочисленные племена Аравии по их отношению к общине верующих можно разделить на четыре категории. Первую категорию составляли племена, находившиеся в прямом подчинении руководству медино-мекканской общины верующих и обращенные в ислам. Это были племена, жившие в районах Медины и Мекки и на территории между этими городами, — джухейна, музейна, бали, асджа, аслам, хузейл, хуза и другие более мелкие. В состав второй категории входили племена Центральной Аравии — хавазин, амир ибн-сасаа, тай, сулейм. Эти племена находились под сильным политическим влиянием общины верующих, но в них проявляли активность значительные группировки, противившиеся подчинению Медине. К третьей категории следует отнести племена, в которых влияние общины верующих еще только устанавливалось; мусульмане (муслимун) составляли в них незначительное меньшинство. Это были асад, гатафап и тамим. Четвертую категорию составляли племена, сохранявшие свою политическую и идеологическую независимость. Это были ханифа в ал-Йемаме, абд алкайс, азд и большинство племен в Йемене и Хадрамауте. Кроме того, не подвергались никакому влиянию общины верующих арабские племена, в которых широкое распространение получило христианство. Это были келб, кудаа, бахра, гассан, бекр ибн-ваил, таиух, таглиб, а также некоторые политеистические племена в Махре, Хадрамауте и Йемене; в последней из этих стран наблюдалось значительное влияние иудейства.
Выразителями не только политической, но и идеологической независимости отдельных племен выступали местные пророки. Некоторые из них начали свою деятельность еще при жизни Мухаммеда. Самое упорное противодействие политике, проводившейся руководствам общины верующих, было оказано в ал-Йемаме, где развернул свою проповедническую и организаторскую деятельность местный вероучитель Мусейлима. Как мы видели, он был наиболее последовательным поборником аравийского единобожия — ханифизма. Даже мусульманское предание не могло скрыть его влияния на Мухаммеда в мекканский период. Во время своего пребывания в Медине Мухаммед поддерживал с ним. дружественные отношения, как с одним из своих единомышленников. Мусейлима оказал существенную помощь Мухаммеду, когда мединское войско готовилось к походу на Мекку. Используя свой религиозный авторитет, он задержал в ал-Йемаме караван, который должен был доставить большой груз пшеницы в Мекку. Но, будучи идеологическим союзником Медины, он выступил решительным противником подчинения ал-Йемамы руководству мединской общины верующих.
Союзницей Мусейлимы выступила Саджах, претендовавшая на положение пророчицы и прорицательницы. Правда, о содержании ее проповедей ничего достоверного не известно. По отцу она принадлежала к племени тамим, а ее мать была из племени таглиб. Возможно, она была христианкой. Во всяком случае, она была знакома с христианским вероучением, широко распространенным в этих племенах. Прибыв с вооруженным отрядом из Месопотамии, Саджах вмешалась в междоусобную борьбу недждийских племен, и ее приверженцы потерпели двукратное военное поражение. После этих неудач она пыталась вступить в военный союз с Мусейлимой. Последующее мусульманское предание, в котором образ этого йемамского вероучителя подвергнут грубому искажению, представило этот союз в скабрезном виде.
Противником политики руководителей мединской общины в Йемене выступил еще при жизни Мухаммеда местный деятель Айхала, или Абхала, известный под прозвищем ал-Асвад (что значит «черный»); его называли также Зу-л-химар — «человек под покрывалом». Он был представителем местного ханифизма, и его иногда называли «йеменским рахманом» (рахман – одно из имён Аллаха, упомянутых в Коране; в переводе на русский язык означает «Милостивый», «Аллах Всемилостивый»), подобно тому, как Мусейлиму называли «йемамским рахманом». Он возглавил восстание против иранского господства в Йемене. Повстанцы быстро взяли Неджран, затем Сану. Находившиеся в этой стране агенты мединской общины бежали частью в Медину, частью в Хадрамаут. Вскоре после этого ал-Асвад был убит (возможно, сторонниками иранского господства).
В племени асад, в Центральной Аравии, в качестве военачальника и предсказателя выступал некто Тулейха. Он, видимо, не претендовал на выполнение пророческих функций. Свою военно-политическую деятельность, направленную против медино-мекканской общины, он начал еще при жизни Мухаммеда. После его смерти он получил поддержку племени фазара и части племени тай. Войско Халида ибн ал-Валида, нанеся поражение приверженцам Тулейхи, учинило над ними жестокую расправу. Многие приверженцы Тулейхи, отказавшиеся принять ислам, были заживо сожжены. Самому Тулейхе удалось спастись бегством. Вскоре он принял ислам и активно участвовал в арабских завоевательных походах.
Таким образом, «ар-ридда» вовсе не являлась религиозным «отступничеством», так как большинство населения Аравии при жизни Мухаммеда не только не было обращено в новую религию, но и не признавало политической власти мединской общины верующих. «Ар-ридда» представляла собой подчинение аравийских племен власти медино-мекканской общины, а затем использование их в завоевательных войнах. Подчинение, или «объединение», всех племен Аравии было завершено в правление второго «праведного» халифа —Умара ибн ал-Хаттаба (634—644).
Вернемся к событиям первых дней правления Абу Бакра. Постепенно ситуация стала проясняться. Все старые союзники Мухаммеда, обитавшие между Красным морем и хребтом Хиджаза, — музайна, джухайна, амир и хузаа — сохранили верность исламу, прислали делегации для присяги халифу и пригнали скот, собранный в качестве садаки.
Мекканцы, как и можно было ожидать, сразу же отказались платить садаку. Перепуганный наместник куда-то скрылся. Однако доводы рассудка вскоре победили это первое движение души: новая вера не только сохраняла почитание мекканских святынь, но и превращала их в религиозный центр всей Аравии, создавала еще более благоприятные условия для мекканской торговли. Один из влиятельнейших курейшитов, Сухайл ибн Амр (получивший в свое время в подарок от Мухаммеда 100 верблюдов), призвал курейшитов уплатить садаку, гарантируя всем своим состоянием возмещение, если власть ислама падет. Известие об этом могло достичь Медины уже 17–18 июня и укрепить решимость Абу Бакра отправить Усаму, несмотря на предостережения многих соратников. Произошло это, видимо, в самом конце июня 632 г.
Вскоре после этого пришло сообщение из Йемена, что арабо-персидская оппозиция организовала заговор против ал-Асвада, главными действующими лицами которого был один из глав племени мурад и глава персов Файруз. Файрузу удалось заручиться содействием жены ал-Асвада (вдовы убитого им сына персидского наместника Йемена), он пробрался в его спальню. Ал-Асвад лежал, по одним сведениям, в забытьи после транса, завернувшись с головой в покрывало, а по другим — мертвецки пьяный. Заговорщики отрубили ему голову, показали со стен дворца и возгласили мусульманский символ веры в знак возвращения к исламу. Сопротивление мазхиджитских воинов было легко подавлено, и в Сана вернулся мусульманский наместник.
Известие об этом перевороте было первым радостным событием многотрудного начала правления Абу Бакра. Тем временем на востоке от Медины положение все более обострялось. В самом конце жизни Мухаммеда или сразу после известия о его смерти Талха ибн Халид объявил себя пророком, которому является архангел Джабраил, передающий откровения божества. За ним последовали его родное племя асад и тайй. Их объединенное войско стало собираться около Самира. Чувствуя за своей спиной мощную силу, враждебную исламу, вождь бану фазара Уйайна ибн Хисн с братом Хариджей явился в Медину и заявил, что согласен следовать исламу, если не надо будет платить садаку. Окружение Абу Бакра готово было принять это условие, но Абу Бакр решительно заявил, что нет ислама без садаки. Получив такой ответ, Уйайна присоединился к Тулайхе.
Поход Усамы на север, вне зависимости от целесообразности набега на Заиорданье, был полезен тем, что были приведены к покорности племена от Зу-Марвы до Акабского залива, которые отпали от ислама.
С его возвращением Абу Бакр мог начать решительное наступление на восток. Прежде всего он с участниками сражения при Зу-л-Касса предпринял поход в сторону ар-Рабазы и разгромил отряды абс и зубйан, остатки которых бежали к Тулайхе. Этим было положено начало активной борьбе с отступничеством от ислама в Неджде.
Пока Абу Бакр отводил опасность от границ Медины, положение в восточной части Неджда осложнилось появлением новой политической силы: здесь появилась уже упоминаемая нами Саджах, дочь одного из вождей христианского племени таглиб (кочевавшего по среднему течению Евфрата), объявившая себя пророчицей, за ней последовала группа таглибитов, а в Неджде ее поддержали хузайлиты. Достигнув ал-Хазна, где обитало родственное ей племя, Саджах вступила в переговоры с их вождем Маликом бен Нувайрой и убедила его и других вождей тамимитов, что с их помощью создаст тамимитское царство.
Этот союз оказался непрочным, между различными группами тамимитов вскоре возникла рознь, дошедшая до вооруженного столкновения, и Саджах двинулась дальше на юго-восток. Около ан-Нибаджа ее отряд подвергся нападению одного из племен бану хузайма, несколько видных сторонников Саджах попали в плен и были освобождены только после того, как отряд обошел стороной земли этого племени.
Всюду потерпев неудачу, таглибиты потребовали от Саджах указать, куда идти дальше, и она указала им на Йамаму. Саджах будто бы увезла с собой половину урожая текущего года и оставила своих представителей дожидаться следующего урожая, получить долю которого помешало завоевание Йамамы мусульманами.
Точно датировать пребывание Саджах в землях бану тамим не удается. Ясно лишь, что к моменту появления здесь мусульманского войска под предводительством Халида ибн ал-Валида* ее уже не было. Скорее всего, его появление и заставило пророчицу уйти в родные края. После этого рейда она канула в неизвестность, хотя прожила еще не менее 30 лет. Можно думать, что провал похода лишил Саджах ореола пророчицы.
*Халид ибн ал-Валид – курейшит родом из города Мекка. Сначала он был противником пророка Мухаммеда и в 625 году нанёс поражение мусульманам в битве возле Ухуда. До заключения Худайбийского мира он был одним из командиров военных отрядов мекканцев. В 7 году хиджры он принял ислам и стал крупным полководцем пророка Мухаммеда, получив прозвище «Меч Аллаха». Халид провёл 43 битвы. Этот полководец является одним из немногих в истории, кто ни разу не был побежден в битве.
Военные действия в Северном и Центральном Неджде происходили на фоне борьбы за установление власти ислама в Южной Аравии, Омане и Бахрейне. Но только в Неджде выступление против власти Медины имело религиозный, антимусульманский характер. В остальных областях борьба носила чисто политический характер, отражая противоречия, существовавшие здесь до появления ислама: при этом наместники халифа оказывались в роли третьей силы, которая своим вмешательством могла склонить чашу весов в пользу одной или другой противоборствующей стороны. Этим объясняется, каким образом посланцы халифа, отправленные без сколько-нибудь значительного воинского сопровождения, смогли в конце концов привести в повиновение области, располагавшие по меньшей мере 100 тысячами потенциальных воинов. Повсюду часть племен или отдельные роды по тем или иным причинам оказывались противниками отвергших власть Медины, а поэтому — союзниками наместников Абу Бакра.
Стабилизация положения в районе Зу-л-Касса — ар-Рабаза позволила Абу Бакру сконцентрировать силы и начать решительную борьбу с отступниками. Прежде всего требовалось покончить с ними в Неджде. Первым успехом было появление в Медине Ади ибн Хатима, вождя племени ал-гаус (из объединения тайй), с садакой, который гарантировал поддержку 500 воинов из своих соплеменников. Это сулило раскол коалиции асад, гатафан и тайй, сколоченной Тулайхой. С этой целью Абу Бакр объявил конечной целью похода не Бузаху, где находились основные силы Тулайхи, а западные районы обитания таййитов, на которые надо было идти через Хайбар. Это испугало таййитов, поддерживавших Тулайху, и значительная их часть разошлась по домам. Посланный вперед Ади сумел убедить и второе таййитское племя, джадила, возвратиться к исламу и поддержать Халида. В результате трехтысячное войско Халида, появившись в Таййских горах, получило подкрепление в 1000 всадников. После этого Халид мог смело идти на Бузаху, где стояли основные силы Тулайхи. Численность каждого из отрядов, по косвенным данным, была 3–4 тыс. человек.
Сражение было чрезвычайно упорным. Сначала Тулайхе, маневрируя отрядом отборных воинов из 40 гулямов (воинов-рабов), удалось найти слабое место на правом фланге мусульман, где стояли таййиты, и обратить его в бегство. Личное участие Халида в битве остановило это бегство. Затем ему удалось убить знаменосца Тулайхи, его красное знамя упало, началось замешательство, закончившееся полным поражением. В переломный момент битвы Тулайха уединился в своей палатке, закутался с головой в плащ и стал ждать откровения, а затем, увидев бегство своих воинов, сел с женой на заранее подготовленного коня и бежал с поля боя. Его племянник Хибал и Уйайна б. Хисн были настигнуты мусульманами и взяты в плен, Хибал предпочел позору плена казнь на месте.
В землях бану асад Халид провел около месяца, расправляясь с противниками ислама и заставляя колеблющихся принимать его. Затем Халид перешел к усмирению гатафанцев, затем повернул на юг, где сжег несколько наиболее рьяных противников ислама. Решительные действия и жестокие меры наказания упорствующих убедили бедуинов в неизбежности принятия ислама и уплаты садаки. Часть отступников пришла с повинной к нему, часть в Медину к Абу Бакру. Самых важных пленников Халид отправил к Абу Бакру в Медину. Их привезли с привязанными к шее руками под улюлюканье мальчишек. Однако Абу Бакр в конце концов помиловал провинившихся пленников.
Наконец, в ожесточенном бою Халид сломил сопротивление последней группы отступников-гатафанцев, возглавленной Салмой, дочерью Умм Кирфы, жестоко казненной Зайдом ибн ал-Харисой (сама Салма была тогда обращена в рабство, прислуживала Аише и была освобождена ею). Салма, стоя на верблюде, до последнего момента, пока не была убита, вдохновляла своих сторонников. Вокруг нее насчитали потом более 100 убитых.
Совершив полукруг по землям гатафан и асад, Халид решил сделать дальний рейд за Дахну в ал-Хазн, чтобы покарать тамимитское племя йарбу, вождь которого Малик ибн Нувайра, посланный Мухаммедом на сбор садаки, после его смерти раздал собранное, а потом был в союзе с Саджах. Ансары, находившиеся в войске Халида, воспротивились этому, заявив, что Абу Бакр не отдавал такого приказа, что они устали и порa возвращаться домой. Халид ответил, что не нуждается в их помощи, и выступил с остальными воинами. На следующий день ансары, рассудив, что поражение Халида ляжет пятном на их честь, а победа без их помощи обесславит их, пустились вдогонку и присоединились к его армии.
При известии о его движении йарбу рассеялись по своим землям; Халид разослал разъезды, и один из них нашел Малика с десятью родственниками в саду. Он будто бы заверял, что не отступал от ислама, и был привезен к Халиду вместе со всей родней. Далее произошла непонятная история, которую информаторы толковали по-разному в зависимости от отношения к Халиду, — Малик и все пленные были убиты. Большинство утверждает, что это было сделано по приказу Халида (который на упреки Абу Бакра ответил, что слышал от Малика речи, сделавшие его казнь дозволенной). Однако есть сведения, что убийство произошло по глупому недоразумению: в этот день похолодало, Малик и его спутники были легко одеты, и Халид приказал: «Обогрейте пленных», но особенности мекканского произношения привели к тому, что его неверно поняли, и воины перебили своих пленников. Халид услышал крики, вышел из палатки, но было уже поздно. Ему оставалось только заметить: «Если Аллах чего-то пожелает, то это свершится».
Однако при этом избиении осталась в живых красавица жена Малика, на которой тотчас женился Халид. Но, говоря об избиении пленников, очевидцы могли иметь в виду только мужчин-воинов, а не женщин. Впрочем, поступок Халида может иметь и иной смысл – он женился, чтобы загладить свою вину, если убийство Малика действительно было трагическим недоразумением.
Халида стали обвинять в том, что он проливает кровь мусульман, что он нарушил предписания ислама относительно вступления в брак. Особенно горячился Умар, питавший к нему давнюю неприязнь. Но Абу Бакр будто бы ответил ему, что не может вкладывать в ножны меч, вынутый Аллахом против многобожников. Халид прибыл в Медину, имел объяснение с Абу Бакром и получил прощение.
Тот хорошо принял и выслушал его, а затем приказал срочно выступить против лжепророка Мусайлимы. Халид сразу выехал к своим войскам, которые находились на боевых позициях в Битахе и снова возглавил их. Затем он начал дожидаться подхода подкреплений. Как только подкрепления подошли, Халид выступил против Мусайлимы. Войдя в Йамаму, он обнаружил, что Шурахбил ибн Хасана, прибывший сюда ранее, внезапно перешел в наступление против противника. Он не дождался подкрепления и потерпел поражение. В племени Бану Ханифа, с которым сразился Шурахбил, была небольшая группа людей, которая оставалась верной Исламу и помогала мусульманам. Их возглавлял Салама ибн Асал. Когда Халид ибн аль-Валид прибыл туда, он упрекнул Шурахбила за поспешность в проведении военной операции.
Тем временем Мусайлима, собрав свои силы, перешел в наступление против мусульман. У Халида было несколько более 4000 человек, у Мусайлимы, по оценке очевидцев, примерно такое же число. Халид разделил свое войско на три части по фронту, поставив в центре мухаджиров, на одном фланге — ансаров, на другом — таййитов. Мелкие группы бедуинов были включены в общий строй. Верблюды вместе со всем имуществом, женами и прислугой находились в лагере. Отдельную группу составила кавалерия.
Сражение началось рано утром и шло с необычайным ожесточением. Оба предводителя воодушевляли своих воинов напоминанием о том, что они защищают истинную веру. Сначала Халид спокойно сидел на возвышении, наблюдая за ходом битвы, но вскоре натиск противника заставил мусульман отступить до лагеря, и ему пришлось повести за собой отступивших с мечом в руках. Трижды ханифиты прорывались к мусульманскому лагерю, и трижды мусульмане отбрасывали их и, в свою очередь, гнали ханифитов до их лагеря. Несколько знаменосцев Халида пали, защищая знамя.
Лишь к концу дня мусульмане опрокинули противника. Часть отступавших бросилась врассыпную, а часть вместе с самим Мусайлимой пыталась найти убежище на участке, огороженном стеной (хадика). Сначала мусульмане обстреливали их, потом один из храбрецов перелез через стену, открыл ворота и впустил своих товарищей. Внутри ограды на небольшом пространстве сошлись сотни три непримиримых врагов, и завязался самый беспощадный и кровавый бой за все время борьбы с отступниками в Аравии. У сторонников Мусайлимы не было надежды спастись, и они сражались с яростью отчаяния, им не уступали и сподвижники Мухаммеда, воодушевленные желанием присоединиться к своему пророку в награду за смерть в бою с врагами ислама. Все сторонники Мусайлимы были поголовно перебиты, в рукопашной схватке даже не заметили, как и кто убил Мусайлиму. Мусульмане тоже недосчитались очень многих, в том числе многих старых сподвижников Мухаммеда, сражавшихся еще при Бадре. Здесь погиб ал-Бара ибн Малик, командовавший конницей, и получил ранение Халид. Это место осталось в памяти поколений под названием «сада смерти».
После вечерней молитвы, проведенной здесь же среди убитых и раненых, Халид со свитой объехал поле боя для опознания тела Мусайлимы Он будто бы оказался малорослым человеком с приплюснутым носом и желтым цветом лица. Халид сказал: «Неужели этот сделал с вами то, что он сделал?»
Победа досталась мусульманам дорогой ценой, 400–500 человек, что составляет примерно 10 % численности войска. Особенно велики были потери среди мухаджиров и ансаров, у которых из 400 человек было убито не менее 58 (15 %) и около 200 ранено. В этой битве пали многие видные деятели Ислама. Среди убитых кроме ал-Бара, командовавшего конницей, были брат Умара Зайд ибн ал-Хаттаб, брат аз-Зубайра (и племянник Хадиджи) ас-Саиб ибн ал-Аввам и 30 человек, знавших Коран целиком. Число убитых сторонников Мусайлимы было, естественно, значительно больше – примерно тысяча с лишним человек.
В Омане мусульманские войска под командованием Джафара и Убада были вынуждены отступить в горы и на побережье. Джафар обратился к Абу Бакру с просьбой о помощи, которую тот и отправил. Соединившись с войсками Джафара и Убада, они составили совместный план действий. Между сторонами начались ожесточенные сражения. Положение мусульман было настолько сложным, что если бы к ним на помощь не подоспели еще подкрепления из Бахрейна и некоторых других регионов, то они были бы разгромлены. Однако, в конце концов, мусульмане победили и захватили много трофеев, пятую часть которых отправили в государственную казну.
В Йемене, как и в других регионах, каждая область имела своего вождя. Как уже было сказано, там еще при жизни Пророка Мухаммеда объявил себя пророком некий аль-Асвад аль-Анси. Тогда Пророк Мухаммед отправил туда послания и своих представителей; когда же он умер, йеменцы нарушили договор. Назначенные Пророком Мухаммадом наместники были вынуждены вернуться в Медину. Тогда халиф Абу Бакр начал принимать против них меры. Прежде всего, он попытался разрешить конфликт мирным путем и предложил йеменцам принять Ислам и прекратить сопротивление. Впоследствии он был вынужден отправить наместника Мекки Аттаба ибн Усайда и его брата Халида ибн Усайда в йеменскую область Тихаму, чтобы покарать вероотступников. Этот поход был успешным, и противник был разгромлен. Жители соседних областей также были усмирены. Мусульманам удалось разгромить йеменских вероотступников и арестовать их лидеров. Они были отправлены Абу Бакру.
В числе вероотступников оказались и жители Хадрамаута. Туда же выступил отряд мусульман, они вошли в Хадрамаут и установили контроль над областью. Пятая часть добытых трофеев была отправлена Абу Бакру.
Вероотступничество охватило и часть населения Бахрейна, где было два влиятельных племени. Одно племя Абдулкайс сохранило верность Исламу, а другое племя Бану Бакр отступило от веры. Одним из лидеров мусульман там был Джаруд. Прежде он был христианином, но после встречи с Пророком Мухаммедом он принял Ислам. Джаруд был грамотным человеком, и в самый критический момент ему удалось убедить значительную часть бахрейнцев не отступать от веры. Собрав свои силы, Джаруд совместно с посланным туда отрядом выступил против вероотступников и разгромил их. Усмирение Хадрамаута приходится на начало 12 г. х. (634 г.)
Все эти войны с вероотступниками происходили примерно одновременно, в последние месяцы 11 года хиджры, т. е. зимой 632-33 г.
Начало мусульманских завоеваний
После завершения войн с вероотступниками и установления стабильности в Аравии назрела насущная необходимость военных действий с Персией, которая враждовала с мусульманским государством и поддерживала вероотступников. Византия также периодически провоцировала военные столкновения на севере Аравии. Конечно же, война против двух крупнейших держав того времени представлялась для молодого мусульманского государства невозможной. Однако мусульмане, вдохновленные своей верой, приняли вызов и начали войну одновременно на двух фронтах. Враждебные отношения Персии с Византией облегчали войскам Халифата ведение этих войн. Наиболее достоверной датой выступления мусульман под руководством Халида, согласно историкам, является апрель 633 года.
Но об этом мы поговорим на следующей лекции.
Кончина Абу Бакра
В августе 634 года Абу Бакр тяжело заболел. Чувствуя приближение смерти, он обратился к ближайшим сподвижникам пророка Мухаммеда с предложением выбрать себе нового руководителя. Однако они так и не выдвинули ничьей кандидатуры и предложили Абу Бакру самому выбрать своего преемника. Тогда халиф попросил немного времени на раздумье и посоветовался с авторитетными людьми относительно кандидатуры Умара ибн аль-Хаттаба. Подавляющее большинство поддержало это предложение. Некоторые немногочисленные противники кандидатуры Умара считали, что он не должен руководить государством по причине его чрезмерной суровости.
В результате, в соответствии с завещанием Абу Бакра, вторым халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб. Об этом Абу Бакр объявил публично, и народ поддержал его выбор. В тот же день Умар принял присягу на верность со стороны народа.
Халиф Абу Бакр умер 22 Джумадальуля 13 года хиджры (23 августа 634 года) в Медине. Он вел очень скромный образ жизни, имел лишь скудное жалование из государственной казны и земельный участок возле Медины. Согласно его завещанию, пятая часть этого участка была передана государству в качестве пожертвования, а оставшаяся часть была поделена между его детьми. Все личное имущество и оставшиеся денежные средства Абу Бакр также завещал передать в государственную казну. Его старшая дочь Аиша была любимой женой Мухаммеда.
Медитация 20-я Зона
ТЛПЛ ЭССО ДАНА ЛОТТ ОУН
Абу Бакр – сподвижник и один из тестей пророка. Он был другом Мухаммеда, четвёртым из всех принявших ислам и первым из свободных мужчин, сделавшим это. До него ислам приняла жена пророка Мухаммеда, Хадиджа, несовершеннолетний мальчик Али ибн Абу Талиб и раб Зейд ибн Хариса. Абу Бакр относится к самому тесному кругу последователей Мухаммеда. Благодаря своему мягкому и кроткому нраву он способствовал обращению в веру многих выдающихся сподвижников. Будучи богатейшим членом общины с первых дней её существования, он всячески оказывал ей финансовую поддержку и выкупал рабов-мусульман. До принятия ислама он был одним из богатейших купцов Мекки. Составил себе значительное состояние торговыми предприятиями; занимал место судьи, пользовался в Мекке большим уважением, благодаря основательному знакомству с историей своего племени и искусному толкованию снов.
Умар ибн аль-Хаттаб выделялся среди своих соплеменников физической силой и высоким ростом —в любом окружении он выглядел возвышавшимся над остальными, «словно верхом». Как до принятия ислама, так и после Умар был жёстким и требовательным. Источники сообщают, что он отличался светлой кожей, красивым лицом, и красил бороду хной в рыжий цвет. Умар носил длинные усы; когда он был расстроен чем-то, то наматывал свои усы. Походка Умара была быстрой, голос — очень громким. Он был человеком необычайно энергичным, властным и очень вспыльчивым.
У Умара было несколько жён и много детей. Ещё до принятия ислама у него было три жены; когда он узнал о ниспослании аята, указывающего, что не следует жениться на неверных, Умар собрал своих жён и предложил им принять ислам. Все жёны Умара отказались, и он всем дал развод. Самый известный из сыновей Умара, Абдуллах, принял ислам на год раньше своего отца и стал впоследствии известным исламским богословом. Других сыновей звали Асим, а трое сыновей от разных жён носили одинаковые имена — Абдурахман. У Умара также было две дочери, Хафса и Фатима. После переселения в Медину Умар выдал Хафсу за пророка Мухаммеда. Последней женой Умара стала дочь Али Абу ибн Хатима и Фатимы — Умму Кульсум.
Умар обладал суровым характером и до 616 года был ярым противником ислама. Пророк Мухаммед молился, прося: «О, Аллах, укрепи ислам Умаром ибн аль-Хаттабом». Однажды он даже решил убить пророка Мухаммеда за то, что тот призывал арабов отойти от религии предков и порочил поклонение идолам. По дороге к Мухаммеду он встретил Нуайма ибн Абдуллаха, который рассказал ему о том, что его сестра и зять стали мусульманами. Вернувшись домой, он обнаружил свою сестру с мужем за чтением аятов из суры «Та-Ха» и в ярости начал избивать своего зятя. Успокоившись, Умар ознакомился с содержанием Корана и заинтересовался исламом. После этого Умар отправился в дом Аль-Аркама, где находился пророк Мухаммед и другие мусульмане, и засвидетельствовал свою веру перед ним.
Умар был решительным и целеустремлённым человеком. Мусульмане Мекки испытывали сопротивление язычников и не могли открыто выражать свою веру, но Умар сразу после принятия ислама отправился к самому жестокому врагу мусульман, Абу Джахлю, и сообщил ему о принятии ислама. После этого Умар сообщил по секрету о своём принятии ислама самому болтливому человеку в Мекке, и новость о поступке Умара тотчас же разлетелась по городу. Благодаря Умару мусульмане впервые совершили коллективный намаз возле Каабы.
Умар отличался своим бесстрашием. Во время переселения мусульман из Мекки в Медину многие мусульмане уезжали из города втайне, опасаясь провокаций со стороны язычников, однако Умар отказался скрываться и совершил переезд публично, не боясь никого из своих врагов. После переселения в Медину Умар стал одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда и выдал за него свою дочь. Он активно участвовал во всех важных делах и во всех походах мусульман, показывая невиданные образцы самоотверженности и героизма, и заслуженно став одним из лидеров мусульманского государства.
В день принятия Умаром ислама пророк Мухаммед прозвал его аль-Фарук, что означает «различающий истину от заблуждения». Пророку Мухаммеду были ниспосланы аяты, подтверждающие правильность мнения Умара о пленных, взятых при Бадре, по поводу молитвы за стоянкой Ибрахима возле Каабы, о запрете опьяняющих напитков, о ношении хиджаба и по поводу других важных вопросов. Деятельность Умара была так высоко оценена Мухаммедом, что однажды он сказал: «Если бы после меня был пророк, то им был бы Умар ибн аль-Хаттаб».
Абу Убайда ибн аль-Джаррах -- один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда. Он принял ислам во время мекканского периода жизни пророка. Вместе с другими сподвижниками он сначала эмигрировал в Эфиопию, а затем в Медину. В Медине он способствовал созданию и укреплению молодого мусульманского государства.
Абу Убайда принял участие во всех битвах между мусульманами и язычниками Мекки. В битве при Бадре он сразился со своим отцом, который воевал против мусульман на стороне язычников и убил его. Согласно преданию 22 аят суры Аль-Муджадила ниспослан в связи со случаем Абу Убайды и других сподвижников пророка Мухаммеда: «Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдешь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники. Аллах начертал в их сердцах веру и укрепил их духом от Него. Он введет их в Райские сады, в которых текут реки, и они пребудут там вечно. Аллах доволен ими, и они довольны Им. Они являются партией Аллаха. Воистину, партия Аллаха — это преуспевшие».