Коран является откровением, непосредственно переданным Аллахом пророку Мухаммеду, а Сунна является откровением, опосредованным речами и поступками пророка Мухаммеда. При этом хадисы могут повторять смыслы Корана, либо комментировать их, либо же предписывать какие-либо действия, о которых в Коране прямо ничего не говорится. Существует даже специальная категория Богооткровенных хадисов, которые отличаются от обычных хадисов тем, что их смыслы исходили от Аллаха, но были переданы пророком Мухаммедом. Если Пророк по незнанию совершал какие-либо ошибки, то Аллах сразу же поправлял его откровением. В связи с этим, жизненный путь пророка Мухаммеда является тем идеалом, с которого должны брать пример все мусульмане. В Коране о необходимости следования за примером пророка Мухаммеда говорится в нескольких аятах, например: – «Скажи [, Мухаммед]: "Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, [и тогда] Аллах возлюбит вас и простит ваши грехи". "Повинуйтесь Аллаху и Посланнику. А если вы отвратитесь, то знайте, что Он не любит неверующих» (3: 31–32); – «Повинуйтесь Аллаху и посланнику: быть может, вы будете помилованы» (3: 132); – «Так берите же то, что даровал вам Посланник, и сторонитесь того, что он вам воспретил» (59: 7).
Слово «хадис» во многих случаях сходно по своему значению со словом «сунна», так как они оба употребляются в смысле отношения того или иного слова или действия к словам и действиям пророка Мухаммеда. Однако существует и разница в смыслах этих слов, так как слово «хадис» в переводе означает сообщение, которое передано со слов пророка; а «сунна» (араб. — «обычай, пример») — мусульманское священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всей мусульманской общины (уммы) и каждого мусульманина.
История хадисов
Различные сообщения о пророке Мухаммеде, его речи и деяния стали впервые изучать и записывать еще при его жизни. Однако в то время возникла опасность смешения хадисов с аятами Корана. Поэтому первоначально Мухаммед запретил записывать хадисы, предписывая записывать только откровения Корана и уничтожать все повествования о его речах и жизни. Но в одном из хадисов он разрешил своим сподвижникам передавать различные свидетельства о нем в устной традиции. Кроме того, в качестве исключения, Пророк позволял некоторым своим приближенным записывать отдельные повествования о его жизни. После завершения ниспослания большинства аятов Корана многие тысячи мусульман уже знали его наизусть и умели отличать аяты от других повествований о жизни Мухаммеда. Поэтому пророк отменил запрет на детальное изучение и записи хадисов.
Тем не менее, в период правления первых Праведных халифов записей хадисов было мало и это не приветствовалось в мусульманском обществе. Они были известны в основном в устной традиции. Причиной опять же было опасение того, что записанные хадисы со временем могут подменить Коран. Но мусульманская традиция сохранила повествования о том, что некоторые сподвижники пророка Мухаммеда записали достаточно большое количество сообщений о его жизни и речах. Эти записи, наряду с устной традицией на протяжении длительного времени были известны мусульманам. Затем они вошли в состав более фундаментальных сборников хадисов. После этого ранние записи оказались невостребованными и постепенно были утеряны.
Первым государственным деятелем, который распорядился на официальном уровне составить сборники хадисов был омейядский халиф Умар II ибн Абд аль–Азиз (умер в 101 г.х.). Он сделал это из-за опасения забвения многих известных в его время хадисов, так как постепенно уходили из жизни представители первого поколения мусульман, отцы и деды которых непосредственно общались с Пророком, и передали им различные истории из его жизни. Это могло привести к забвению традиции Пророка. Второй причиной распоряжения халифа было распространение в его время определенного количества сомнительных и сфабрикованных повествований о жизни Пророка.
Было собрано множество хадисов, затем составлен свод достоверных хадисов, где применили строгую методологию их отбора. В последующие века к сборникам хадисов были написаны комментарии. Несмотря на записи некоторых хадисов, которые были известны еще с периода жизни пророка Мухаммеда, тем не менее, традиция передачи хадисов первоначально осуществлялась в основном устным путем. Основными хранителями хадисов являлись жители Мекки, а в особенности Медины. В этом городе, который стал второй родиной пророка Мухаммеда, на протяжении первых столетий исламской эры были живы воспоминания о нем и различных эпизодах его жизни. Многие сподвижники Пророка жили в этом городе и передавали своим потомкам повествования о различных эпизодах его жизни. Образ жизни и мировоззрение мединцев были сформированы на примере Пророка, хадисы которого они тщательно хранили и передавали в сохранности из поколения в поколение. В Медину со всех концов мусульманского мира, для ознакомления с хадисами приезжали мусульмане, среди которых были выдающиеся ученые своего времени. Удобным поводом для путешествия был сезон хаджа, после совершения обрядов которого паломники приезжали в Медину для паломничества к мечети Пророка. Однако помимо Медины, различные хадисы были известны и в других регионах исламского мира, где стала формироваться традиция, построенная на преданиях того или иного региона. Дело в том, что сподвижники пророка Мухаммеда жили в различных городах Халифата и там они рассказывали свои воспоминания местным жителям, которые в свою очередь запоминали их и передавали своим потомкам. Были известны, например «сирийские», «басрийские», «хомсские» хадисы.
В связи с установлением и развитием различных хадисных традиций, мусульманские исследователи предпринимали путешествия в различные города для ознакомления с хадисами, известными в том или ином регионе, а также с целью выяснения цепочки передатчиков того или иного хадиса. В первом веке хиджры, различные сообщения из жизни Пророка собирались и заучивались в основном в устной традиции и уже предпринимались первые попытки их систематизации. Путешествия исследователей с целью сбора хадисов же размывали «региональные» традиции и делали хадисный материал общим достоянием всего исламского мира. В это же время стала развиваться методология отбора и классификации тех или иных хадисов. Эта проблема впервые возникла в связи с тем, что некоторые люди стали в своих корыстных целях сочинять хадисы и приписывать их пророку Мухаммеду.
Для установления подлинности того или иного хадиса, исследователи выезжали к тому человеку, который этот хадис распространял и подробно расспрашивали его о том, каким образом он дошел до него. По степени достоверности, все хадисы подразделяются на сахих (достоверный), хасан (хороший) и заиф (слабый). Данная классификация относится не к словам и поступкам пророка Мухаммеда, а только к доказательности того, что текст того или иного хадиса действительно восходит к нему.
Достоверным хадисом называется сообщение, которое восходит к сподвижнику, а от него к самому пророку Мухаммеду посредством непрерывной цепочки правдивых, беспристрастных передатчиков (повествователей). В таких хадисах не существует никаких сомнительных моментов или отклонений (шазз) и недостатков (илля). Для того, чтобы хадис считался достоверным, необходимы следующие условия:
1. Передатчики хадисов должны быть добросовестными людьми (адиль), отличающимися своей праведностью и порядочностью. Должно быть точно известно, что они были искренними богобоязненными мусульманами, не привносили в религию нововведений, не совершали серьезные грехи. Если в цепи передатчиков (иснаде) есть нечестивец, то такой хадис достоверным не является;
2. Должно быть точно известно, что передатчики хадисов обладали хорошей памятью и в различные годы своей жизни никогда не упоминали рассматриваемый хадис в разной текстовой или смысловой форме, а всегда рассказывали его одинаково. Это условие называется забтом;
3. Необходимо точно выяснить, что все передатчики хадисов были современниками и действительно встречались друг с другом, вследствие чего стала возможной передача сообщения. То есть, цепь передатчиков хадиса иснад должна быть непрерывной;
4. Хадис, переданный заслуживающим доверие передатчиком, не должен иметь отклонения в смыслах или противоречить другим хадисам, переданным другими заслуживающими доверие передатчиками.
5. В тексте и смыслах хадиса не должно быть никаких, даже незначительных явных или скрытых недостатков (илля), которые могут привести к сомнениям в достоверности сообщения.
Таким образом, те хадисы, которые отвечают условиям всех этих пяти пунктов, являются достоверными и нет никаких причин сомневаться в том, что они действительно восходят к пророку Мухаммеду. Достоверные (сахих) хадисы являются полноценными и окончательными аргументами и доказательствами при решении различных вероучительных и правовых вопросов в Исламе.
Хорошими (хасан), называют такие хадисы, которые переданы непрерывной цепочкой праведных и богобоязненных передатчиков. Они не имеют никаких явных отклонений (шазз) или недостатков (илля). В этом качестве они приближены к категории достоверных хадисов (сахих). Однако в них имеются некоторые погрешности в специфических особенностях передатчиков. В частности, в хороших хадисах (хасан) имеются погрешности во втором необходимом условии для достоверных хадисов. В связи с этой погрешностью, хадисы хасан не входят в категорию достоверных (сахих). Считается, что они занимают промежуточное положение между достоверными (сахих) и слабыми (заиф) хадисам.и
Слабыми называются хадисы, в которых не выполняется какое-либо одно или несколько условий, предъявляемых к достоверным и хорошим хадисам. Этим самым, вероятность восхождения такого хадиса к пророку Мухаммеду ставится под сомнение. Относительно возможности доказательства какого-то правового действия слабым (заиф) хадисом, мусульманские улемы (авторитетные знатоки исламской теории и практики) имели различные мнения. Многие из них категорически выступали против этого. По их мнению, слабые хадисы, в силу их сомнительности, не могут доказывать верность каких–либо правовых, и, тем более, вероучительных проблем. Однако другие известные улемы считали, что вынесение правового предписания на основании слабого хадиса лучше, чем решение проблемы методом аналогии.
Все сборники хадисов по степени достоверности и надежности разделяются на категории. В первую категорию входят сборники, в которых содержатся не вызывающие никаких сомнений общеизвестные (мутаватир), достоверные (сахих), известные (машхур) и хорошие (хасан) хадисы. К этой категории суннитская традиция относит сборники хадисов Бухари и Муслима «Сахих» и «Муватту» Малика ибн Анаса. Вторую категорию составляют книги, по степени достоверности хадисов уступающие сборникам первой категории, но, тем не менее, достойные внимания в связи с тем, что и там авторы применили в отборе сообщений свои методы. Ко второй категории относятся сборники «Джами» Тирмизи, «Сунан» Абу Давуда и Насаи, «Муснад» Ахмада ибн Ханбаля. Данные этих двух категорий книг используются в суннитском Исламе в качестве доказательств вероучительного и правового характера. К третьей категории относят сборники, в которых наряду с достоверными (сахих) хадисами имеются и слабые (заиф). В эту категорию входят сборники Байхаки, Табарани, Абд арРаззака и Тахави. Этими сборниками пользуются только специалисты. К четвертой категории относятся сборники, которые появились после эпохи великих мухаддисов. Там содержатся различные повествования, которые не отвечают требованиям науки о хадисах. На основании данных этих сборников нельзя выдавать правовое предписание, а тем более на основании их данных не может формироваться мировоззрение мусульман.