Лекция 3.

История Иерусалима

 
В Иерусалиме никогда не было полезных ископаемых, выращивать урожай там было негде, да и питьевой воды не всегда хватало.

Но уже более 30 столетий армии разных народов борются за этот город. Иерусалим стал центром трёх религий, привлекая миллионы туристов и паломников со всего мира.

Ханаанеи и филистимляне, ассирийцы и иудеи, греки и персы, вавилоняне, римляне, египтяне, византийцы, арабы, мамлюки, крестоносцы, турки – все они сражались за право обладать Иерусалимом. Его разрушали десятки раз, но он снова и снова восставал из праха и пепла. На древнееврейском языке слово "Иерусалим" звучит как "Ерушалаим", что означает "Город мира". Но мирной судьбу Иерусалима назвать нельзя: ни один город на земле не пережил за свою историю столько разрушений и катастроф, сколько выпало на его долю. Он менял хозяев более 80 раз, за время его существования его 16 раз разрушали и 17 раз восстанавливали!

Первые поселения на территории Иерусалима относятся к периоду 4-5 тысяч лет до н. э., это были небольшие поселения на восточных склонах Храмовой горы. Позднее уже в бронзовом веке на горе Офел, что находится на юго-восточной окраине Иерусалима, появилось поселение иевусеев.

Первые упоминания о Иерусалиме относятся к 18-19 вв. до н.э., когда он упоминался под именем Русалимум в "египетских надписях проклятий" – надписи, сделанные на глиняных сосудах или фигурках, содержащие проклятия, которые должны были пасть на тех людей, которые предпримут враждебные действия против Египта.

В 1897 году были обнаружены древние египетские письмена, известные как Тель-Амарнский архив — собрание переписки на глиняных табличках, в основном дипломатической, между правительством Древнего Египта и его представителями в Восточном Средиземноморье (Ханаане и Амурру), а также царями других могущественных держав региона (Вавилонии, Хатти, Митанни, Ассирии), во времена Нового царства. Среди них была найдена переписка между фараоном XIV века до н. э. и Абди-Хебой, ханаанским правителем Урасалима (Иерусалима), в которой последний просит своего египетского сюзерена помочь в защите от набегов хабиру (предположительно это древнееврейские племена).

В списках из Тель-Амарны Иерусалим упоминается как Урусалим, в надписях фараона Санхерива (конец VIII века до н.э.) – Урусалимму. До завоевания царем Давидом носил название Иевус (жители страны – иевусеи). В книге Бытия упоминается как Шалем (Салем) – «полный, совершенный».

Согласно древним сообщениям, Иерусалим был сначала небольшой деревней, которую называли Салем и заселяли ханаанеи, предки палестинцев. Великий и праведный ханаанский правитель превратил эту деревню в город и назвал его Иерусалимом. Он также построил там храм. Об этом говорится в книге «Иудейская война» историка I столетия Иосифа Флавия: «Тот, кто построил (город Иерусалим), был влиятельным человеком среди хананеев. На их языке его называли Мелхиседек, «праведный царь», поскольку именно таким он и был. Он был первым священником и построил (там) первый храм, и назвал город Иерусалимом, который до этого назывался Салем».

Согласно Библии, Мелхиседек был современником пророка Авраама, жившего около 1800 г. до н. э., поэтому считается, что Иерусалим вместе с храмом был изначально построен как ханаанский город ханаанским царем около 3800 лет назад. С 1600 по 1300 гг. до н. э. город находился под египетским сюзеренитетом, но оставался в руках ханаанских правителей, плативших дань фараонам. В этот период на город часто нападал народ, известный как хапиру, или хабиру. Вероятно, именно они и были древними евреями, которые представлены в Библии предками современных евреев.

Иерусалим, как и многие другие города этого ареала, рассматривался как собственность определенного божества, земным представителем которого был царь-жрец. Правители города из теократической династии носили имена, включавшие слово цедек («справедливость»), например, цари Малки-Цедек (буквально «Царь справедливости»; Быт. 14:18, ср. Пс. 110:4) и Адони-Цедек (буквально «Господин справедливости»; Исх. 10:1). В книге Иисуса Навина (10:1 и сл.) сообщается, что царь Иерусалима стоял во главе пяти аморрейских царей, тщетно пытавшихся противостоять израильтянам. Иисус Навин (период между 1500 и 1200 гг. до н. э.,) — еврейский полководец времён завоевания Ханаана, сподвижник и преемник Моисея, пророк. Один из великих и самых суровых военачальников в истории. 

Относительно завоевания Иерусалима израильтянами в Библии обнаруживаются две различные версии. Согласно Книги Судей (1:8), «воевали сыны Иудины против Иерусалима и взяли его и покорили его мечом и город предали огню», тогда как по другим версиям (Суд. 1:21; 19:10, 12) Иерусалим, который при разделе Ханаана между Коленами Израилевыми отошел к Вениамину, еще долго оставался иевуситским городом — вплоть до завоевания его Давидом. Видимо, колено Иегуды, разрушив Иерусалим, покинуло его, и туда вновь вернулись иевуситы.

Период Первого Храма

Объединив израильские племена под своей властью, Давид счел необходимым устранить иевуситский анклав, отделявший надел его собственного колена Иегуды от наделов остальных колен. В то же время Давид надеялся, что, захватив Иерусалим, который не находился в фактическом владении какого-либо из колен Израилевых, он сможет превратить его в общенациональный центр, не вызвав при этом межплеменного соперничества.

Захват Иерусалима был осуществлен Давидом в 1002 г. до н. э. силами собственной дружины без помощи племенного ополчения (II Цар. 5:6–7), что обеспечило захваченному городу статус царской собственности. Овладев городом и успешно защищая его от нападений филистимлян, Давид мог с полным правом назвать его Ир Давид и перенести в него из Хеврона столицу Объединенного царства.

Переместив в город Ковчег Завета из Кирьят-Йеарим (II Цар. 6:1–17), где он временно находился, Давид превратил Иерусалим также в религиозный центр царства Израиля. Археологические раскопки подтверждают, что город Давида занимал южный склон Храмовой горы — Офел — вплоть до долин Ге бен-Хинном, Кидрон и Тиропион, а на севере начинался от седловины Милло, у края которой, видимо, высилась иевуситская крепость Сион. Обнаружены фрагменты городских стен времен Давида, а также каменные террасы в Милло, засыпка которых обеспечила развитие города к северу.

В правление преемника Давида, Соломона, статус Иерусалима как столицы Израиля еще более упрочился. Географическое положение Иерусалима, находившегося в центре страны на пересечении традиционных путей с севера на юг и с запада на восток, способствовало экономическому расцвету города (I Цар. 10). Через Иерусалим проходили караваны из Месопотамии в Египет и из Финикии к Красному морю. Расширив город к Северу и построив на горе Мория Храм, а по соседству с ним царский дворец, Соломон закрепил за Иерусалимом уникальный статус священного и, одновременно, престольного города. Позднее Иерусалим, будучи средоточием религиозного и государственного бытия еврейского народа, превратился в краеугольный камень национального самосознания и восприятия национальной истории, мессианских чаяний пророков и духовных руководителей еврейства.

Вторгшийся в Иудею около 924 г. до н. э. ливийский фараон Шешонк (был первым фараоном 22-й династии (третий промежуточный период) и правил примерно с 946 по 924 гг.)  не захватил Иерусалим, однако уплаченный фараону огромный выкуп опустошил сокровищницы Храма и царского дворца и разорил город (I Цар. 14:25–26).

Версия – Шешонк I поддерживал дружественные отношения с царем Соломоном, дав ему в жены свою дочь. Но египетский фараон не мог не видеть того, что сильнейшее государство Палестины таит в себе потенциальную военную опасность для Египта. Шешонк стал поддерживать недовольство Израиля политикой Соломона в пользу Иудеи. Он даже дал приют и защиту знатному израильтянину Иеровоаму, бежавшему от преследований царя Соломона.

После смерти Соломона фараон Шешонк I оказался военным союзником Израиля в его противостоянии против Иудеи. Египетская армия под командованием правителя-ливийца совершает вторжение в Палестину и обрушивается на иудейские владения.

Египетские войска подвергают Иудею разгрому и захватывают ее столицу город-крепость Иерусалим. У его защитников не хватило сил и мужества противостоять натиску иноземцев. Египтяне начисто разграбили знаменитый Иерусалимский храм. В ходе похода на Иудею Шешонк I захватил много палестинских городов, которые не всегда оказывали ему должное сопротивление. Война Египта с Иудеей закончилась полной победой первого.

Когда после смерти Соломона в 928 г. до н. э. Объединенное царство распалось, Иерусалим остался столицей Иудейского царства, которым правила династия Давида.

Около 786 г. до н. э., в царствование Амации (798–769 гг. до н. э.), израильский царь Иоас, вторгшись в Иудею, захватил Иерусалим; город был разграблен, и часть крепостной стены разрушена (II Цар. 14:12–14). Цари Иудеи Уззия (785–733 гг. до н. э.) и Езекия (727–698 гг. до н. э.) значительно укрепили город; в царствование последнего население Иерусалима увеличилось за счет беженцев из уничтоженного Ассирией в 722 г. до н. э. Израильского царства. Езекия — тринадцатый царь Иудейского царства. Внедрял единый культ, очистил страну от «бамот» (высоты и холмы, на которых поклонялись богам), разбил «мацевот» (памятные столбы) и уничтожил «ашеры» (священные деревья).

Опасаясь вторжения ассирийцев в Иудею и осады Иерусалима, при которой город может остаться без воды, Езекия включил в его пределы часть прилегавшей к Иерусалиму с запада возвышенности (позднее ошибочно названной Сионской горой), обнеся ее мощной стеной, и проложил под городом Давида туннель-водовод от ключа Гихон (II Цар. 20:20; Ис. 22:11). Ассирийский царь Санхерив осадил Иерусалим в 701 г. до н. э., однако вскоре вынужден был снять осаду и заключить перемирие из-за разразившейся в его войске эпидемии. Ни одна другая столица, включая Дамаск и Самарию, не выдержала натиска ассирийских сил, и поэтому неожиданное спасение Иерусалима было воспринято современниками как чудо и укрепило веру в святость города, неприкосновенность которого блюдет Бог. Воспользовавшись падением Ассирийской империи (612 г. до н. э.), царь Иосия превратил Иерусалимский храм в единственный еврейский культовый центр не только для жителей своего царства, но и для остатков населения уничтоженного Израильского царства.

В ходе войны между Вавилонией и Египтом за наследование ассирийских завоеваний Иерусалим на некоторое время подпал под власть египтян, а затем перешел в руки вавилонян. Преемники Иосии, полагаясь на помощь Египта, восстали против Вавилонии. В 598 г. до н. э. вавилонский царь Навуходоносор  осадил Иерусалим. Город сдался, и царь Иехония вместе с придворными, знатью, воинами и ремесленниками — всего около десяти тысяч человек — был уведен в Вавилонию (II Цар. 24:10–16; см. 

Туда же были вывезены храмовые и царские сокровища. Несмотря на трагические последствия восстания, возведенный в 597 г. до н. э. на престол Навуходоносором Седекия поднял в 588 г. до н. э. новое восстание. В том же году вавилоняне подошли к Иерусалиму, и после изнурительной двухлетней осады город был взят и полностью разрушен. Храм сожжен, большинство населения убито или уведено в плен; сам Седекия, ослепленный после того, как сыновья были умерщвлены у него на глазах, был в цепях отправлен в Вавилонию (II Цар. 25:1–21). Город оставался в развалинах вплоть до возвращения изгнанников.

Период Второго Храма

Изгнание и связанное с ним чувство унижения не умалили верность народа Иерусалиму. Отождествляя с ним свою судьбу, изгнанники не теряли надежды на возрождение страны и восстановление Иерусалима. Псалом 136 (особенно стихи пятый-шестой: «Если забуду тебя, Иерусалим, забудь меня, десница моя. Прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя...») является выражением этой верности и надежды.

В 538 г. до н. э., после завоевания Вавилонской империи персами, персидский царь Кир издал декрет, разрешивший еврейским изгнанникам вернуться на родину, восстановить Иерусалим и отстроить Храм. Он дал повеление возвратить все «сосуды дома Божия, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из храма Иерусалимского и отнес в храм Вавилонский» -- «пусть возвратятся и пойдут в храм Иерусалимский, каждый на место свое, и помещены будут в доме Божьем».

Однако восстановление Храма тут же натолкнулось на сопротивление и интриги самаритян и местной персидской администрации и продвигалось медленно. Лишь на шестой год царствования Дария I (515 до н. э.) правителю Иудеи Зоровавелю и первосвященнику Иисусу бен Седекии удалось завершить строительство Храма и торжественно освятить его (Эз. 6:15–18). Однако сам город оставался малозаселенным, а городская стена разрушенной, пока правителем Иудеи в 445 г. до н. э. не был назначен Нехемия, высокий сановник при персидском дворе Артаксеркса.

Нехемия сразу же приступил к восстановлению городских стен и, преодолев сопротивление и интриги самаритянского правителя, завершил работы в 52 дня (Нех. 6:15), укрепив и пришедшую в упадок крепость Бира к северо-западу от Храмовой горы (Мория; там же 2:8). Чтобы заселить город, Нехемия приказал знати и десятой части сельских жителей Иудеи переселиться в Иерусалим, а также ввел налог на содержание Храма. Современнику Нехемии, Эзре, принадлежит заслуга восстановления статуса Иерусалима как религиозного центра еврейского народа.

В 332 г. до н. э. Иудея и Иерусалим без сопротивления покорились Александру Македонскому, который подтвердил привилегии, данные Иерусалиму персидскими правителями. Во время войн диадохов после смерти Александра (323 г. до н. э.) Иерусалим был захвачен (по-видимому, в конце 4 в. до н. э.) и частично разрушен правителем Египта Птолемеем I Сотером, установившим контроль над Иудеей. Многие жители столицы были уведены в плен. Однако стабилизация власти Птолемеев (301 г. до н. э.) принесла Иудее процветание; страна получила широкую внутреннюю автономию. Административный аппарат во главе с первосвященниками находился в Иерусалиме; Иерусалимский храм служил центром религиозной и общественной жизни столицы и всей страны. В Иерусалиме сосредоточивается духовная и светская знать страны, завязавшая тесные связи с двором Птолемеев и греческой аристократией Египта.

Положение, по всей видимости, изменилось к началу II века до н. э., так как евреи не только приветствовали победу селевкидской Сирии над Египтом (198 г. до н. э.), но оказали селевкидским силам помощь в осаде запертого в крепости Бира египетского гарнизона. Антиох III наградил евреев за помощь, подтвердив соответствующим декретом право евреев жить «согласно законам отцов», и освободил жителей Иерусалима от уплаты налогов на три года, а храмовых священнослужителей — навечно. Царствование Антиоха IV Эпифана (175–164 гг. до н. э.) было отмечено жестокими мерами по эллинизации негреческого населения империи Селевкидов.

Между ревнителями иудаизма и поборниками эллинизации начались ожесточенные столкновения в борьбе за должность первосвященника. Антиох, усматривая мятеж в сопротивлении широких еврейских масс назначенному им первосвященнику Менелаю, овладел Иерусалимом, разрушил городские стены и разместил в построенной им в городе крепости Акра греческий гарнизон. В 167 г. до н. э. Антиох издал ряд направленных против еврейской религии указов, которые с особой неукоснительностью исполнялись в Иерусалиме, конфисковал храмовые сокровища, а Храм приказал превратить в святилище Зевса Олимпийского и отправлять там также культ Диониса.

Вспыхнувшее вследствие этих мер народное восстание под предводительством Иегуды Маккавея ставило своей целью добиться автономии Иудеи и очистить Иерусалим от языческой скверны. Будучи не в силах овладеть Иерусалимом, повстанцы, однако, сумели отрезать город от других частей страны и воспрепятствовать сирийским отрядам, посланным на помощь осажденному гарнизону, войти в город. В декабре 164 г. до н. э. повстанцам удалось занять Храмовую гору, очистить Храм от принадлежностей языческого культа и возобновить традиционные жертвоприношения. В ознаменование этого события Иегуда Маккавей и его сподвижники провели восьмидневное торжество освящения — Ханука — которое с тех пор ежегодно празднуется евреями.

В правление малолетнего Антиоха V Евпатора евреям была пожалована свобода вероисповедания. По условиям перемирия крепость Акра оставалась в руках сирийского гарнизона. Вскоре, однако, военные действия возобновились, но лишь в 141 г. до н. э. силы Симона Хасмонея  вступили в Акру и положили конец чужеземному присутствию в Святом городе. Иерусалим стал столицей Хасмонейского царства. Было восстановлено его значение как религиозного центра евреев Земли Израиля и диаспоры.

Евреи рассеяния, а также обращенные в иудаизм и неевреи, симпатизирующие иудаизму (число которых в эллинистическом мире было в тот период весьма значительно), способствовали упрочению благосостояния Иерусалима, внося традиционный ежегодный налог на содержание Храма. В городе развивались ремесла и торговля, возводились монументальные строения, в том числе и городская стена, отделившая на севере Верхний город от рынков (так называемая Первая стена), а также так называемая Вторая стена (вокруг рынков; завершена при Ироде I). Иерусалимские законоучители славились своей ученостью во всем еврейском мире.

В 64 г. до н. э. селевкидская Сирия была присоединена к римскому государству. Вмешательство римлян в дела Иудеи стало лишь вопросом времени. Воспользовавшись войной за престолонаследие, вспыхнувшей после смерти Саломея-Александры (царица Иудеи с 76 по 67 годы до н. э.), войска римлян под предводительством Помпея в 63 г. до н. э. подошли к Иерусалиму. Приверженцы старшего сына Саломеи, Гиркана II, открыли перед Помпеем городские ворота, но на Храмовой горе римляне натолкнулись на ожесточенное сопротивление, которое было сломлено только после трехмесячной осады. Римляне ворвались в Храм, Помпей вошел в Святая святых, однако храмовые сокровища остались в неприкосновенности.

В результате навязанного Помпеем политического урегулирования Иерусалим перестает быть столицей обширного независимого государства и превращается в административный центр римского протектората, занимающего лишь часть территории Хасмонейского царства. В 40 г. до н. э. Иерусалим был с помощью парфян захвачен Антигоном II, сместившим признанного римлянами правителя Гиркана II. Спустя три года Иерусалим был осажден и взят Иродом I и его союзниками — римлянами. Взятие города сопровождалось грабежом и резней, и Ироду с трудом удалось спасти город и Храм от полного разрушения римскими легионерами.

Ирод I (правил в 37–4 гг. до н. э.) расширил и укрепил город; перестроил старую городскую крепость Бира (по-гречески Барис), назвав ее Антонией в честь своего патрона — триумвира Марка Антония; близ нынешних Яффских ворот построил цитадель, возвел великолепные дворцы и форумы. Особой роскошью отличался примыкавший к цитадели укрепленный царский дворец, за внешней оградой которого были разбиты сады с мраморными портиками и множеством статуй. Храм был расширен и перестроен, а его высота удвоена. Ирод увеличил земляной подсыпкой площадь верхней части Храмовой горы, для чего возвел вокруг горы подпорную стену из огромных тесаных камней; надземная часть стены со стороны Храмовой площади была оформлена в виде крытых аркад. Южную стену Храмовой горы венчала «царская колоннада», от которой вела вниз роскошная лестница.

Вскоре после смерти Ирода Иудея была превращена в римскую провинцию и за исключением трехлетнего периода царствования Агриппы I (41–44 гг. н. э.) управлялась непосредственно римскими прокураторами, резиденцией которых была Кесария. Управление Иерусалимом находилось в руках первосвященника и Синедриона. Время от времени, особенно в паломнические праздники, когда город переполнялся богомольцами со всех концов страны и из диаспоры, прокуратор, сопровождаемый отрядом воинов, прибывал в Иерусалим.

Площадь Иерусалима в этот период достигала приблизительно 2,6 квадратных км, а оценка населения колеблется от тридцати до ста тысяч человек. Значение Иерусалима было гораздо глубже, нежели его положение самого большого города небольшой римской провинции: в глазах еврейского народа Иерусалим сохранял статус столицы еврейского народа и был символом единства еврейства Земли Израиля и диаспоры, центром притяжения евреев и прозелитов всего древнего мира. Город пользовался широкой известностью и среди неевреев: по свидетельству Плиния Старшего, Иерусалим был самым известным городом на Востоке. Население Иерусалима постоянно увеличивалось, и к северу от него возник новый пригород (Бет-Зейта), обнесение которого стеной (так называемая Третья стена) началось при Агриппе I. По настоянию римских властей работы были прекращены и завершились, по-видимому, лишь во время подготовки к антиримскому восстанию 66 г.

Главная (северная) дорога в Иерусалим шла через гору Скопус («гора обозрения»), откуда открывался общий вид на город. Миновав долину Кедрон и Гробницы царей, дорога приводила к Женским воротам в Третьей городской стене, за которой располагался пригород Бет-Зейта с Дровяным и Овечьим рынками и несколькими водохранилищами близ Второй стены, тянувшейся ломаной линией от дворца Ирода I (близ нынешних Яффских ворот) до крепости Антонии, которая высилась над северо-западным углом Храмовой горы. Ворота во Второй стене вели в Нижний город. Здесь находились главные городские рынки и густонаселенный квартал, расположенный в северной части долины Тиропион. Через Водяные (Садовые) ворота в Первой городской стене можно было попасть в Верхний город — местожительство аристократии и зажиточных горожан.

Здесь находились дворцы первосвященника и хасмонейской знати, а в северо-западном углу поднимались башни дворца Ирода высотой в 40, 36 и 21 метр. Широкий мост над долиной Тиропион соединял Храмовую гору с Верхним городом, а монументальная лестница — с Нижним городом, включавшим густонаселенную южную часть долины Тиропион и бассейн Шиллоах в юго-восточном углу. Гладко стесанный скалистый обрыв, тянувшийся с севера на юго-запад, отделял Верхний город от Нижнего. Над всем городом возвышалась Храмовая гора, окруженная массивной стеной с колоннадами. Сам Храм был окружен еще одной стеной, достигавшей высоты 45 м и блиставшей белым мрамором и позолотой, словно «покрытая снегом гора» (Флавий, Война 5:223). За городскими стенами, главным образом к востоку и югу, в долинах Кедрон и Гиеном находился Иерусалимский некрополь, среди надгробий которого выделялись высеченные в скале в 1 в. н. э. так называемые гробницы Иосафата, Авессалома, Захарии, а также священнического рода Хезир, а на севере — так называемая гробница Судей (членов Синедриона).

Произвол римских прокураторов Сирии, в состав которой после смерти Агриппы I была включена Иудея, вызвал осенью 66 г. н. э. восстание, вскоре превратившееся в настоящую войну. Небольшой римский гарнизон, стоявший в Иерусалиме, был уничтожен, а отряды римского союзника Агриппы II изгнаны из города. Римские части, посланные в Иерусалим, захватили в октябре 66 г. Новый город, однако не удержали его и во время отступления были разбиты в его окрестностях. Летом 68 г. к стенам Иерусалима подступили воины Веспасиана. Но Иерусалим все еще оставался свободным. Весной 70 г. римские силы под командованием Тита подошли к Иерусалиму. Не прекращавшиеся до того распри и кровавые столкновения между различными фракциями были оставлены, и все повстанцы объединили свои силы для защиты города.

Осада Иерусалима и бои за город продолжались пять месяцев. Через несколько недель после начала осады Титу удалось, разрушив участок Третьей стены, завладеть Бет-Зейтой. Подступив ко Второй стене (близ нынешнего так называемого Русского подворья), Тит овладел ею после ожесточенных боев: осажденные защищались с крайним упорством, производя подкопы под насыпи римлян и сжигая осадные машины. Яростное сопротивление заставило Тита отказаться от штурма стен и попытаться взять город измором. Римские легионы наглухо блокировали город, и когда в начале августа штурм был возобновлен, крепость Антония пала, и несколько дней спустя римляне с боем захватили Храм и предали его огню. Верхний город был взят месяцем позже. Большинство жителей Иерусалима было убито или погибло от голода; уцелевшие были казнены или проданы в рабство. Город был разрушен: исключение составляли три башни цитадели Ирода и примыкавшая к ним часть городской стены, предназначенная для защиты Десятого легиона, расквартированного среди городских развалин.

Римский период

Некоторое время город оставался в руинах, среди которых ютилось небольшое число жителей. Когда было подавлено восстание евреев в диаспоре (115–117), на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, и на Храмовой горе Иерусалима было воздвигнуто языческое капище.

В 130 г. император Адриан посетил Иерусалим и распорядился построить на развалинах города римскую колонию, которой было дано название Элия Капитолина. Основание на развалинах Иерусалима римского города и осквернение святейшего в глазах евреев места языческим богослужением стало одной из главных причин восстания Бар-Кохбы, в ходе которого евреи овладели городом, соорудили на месте разрушенного временный Храм и, возможно, возобновили жертвоприношения. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132–135). Летом 135 г. римляне вновь захватили город, и декретом Адриана под страхом смертной казни был запрещен доступ в город всем, кто подвергся обрезанию.

Элия Капитолина, как и другие римские колонии, была построена по образцу римского военного лагеря (квадрат, внутри которого проводятся пересекающиеся под прямым углом улицы). С тех пор город не подвергался принципиальной перепланировке, так что общая схема и размеры нынешнего Старого города во многом совпадают с теми, что сложились при Адриане. На месте Храма было воздвигнуто святилище Юпитера; там, где некогда находилась Святая святых, была установлена конная статуя Адриана. В городе были построены и другие языческие храмы (Венеры, Юпитера, Юноны и Минервы), сооружены две триумфальные арки и термы. Элия Капитолина была небольшим провинциальным городом. В течение двух-трех веков в городе существовала христианская община, и туда прибывали христианские паломники; фактически и еврейским паломникам позволялось посещать город, но не проживать в нем.

Византийский период

Иерусалим христианский

В истории христианского Иерусалима и его святых мест можно выделить несколько периодов. Первый период, со времени Спасителя до Константина Великого, можно назвать переходным – сохраняется римско-иудейский характер города. Около 41-го г. Агриппа I производил сооружение своих стен вокруг Иерусалима, не успев, однако, вполне закончить обводной стены. Около 64-го г. закончены были работы по святилищу иерусалимского храма; но уже в следующем году начались известные волнения, а между 66-70 гг. в Иерусалиме господствовала анархия. По случаю взятия Иерусалима в 70 г., в истории Тацита помещено известное описание города, а у Иосифа Флавия даны сведения о разрушениях, произведенных римлянами после взятия города. Тит, – по словам Иосифа, – приказал разрушить весь город до основания, за исключением той части стены, которая смотрела на запад, где он решался устроить цитадель, и трех самых высоких башней на Сионе. «Проезжая затем по Иерусалиму, Тит, – по словам иудейского историка, – убедился в том, что он представляет совершенную пустыню и что мерзость запустения воцарилась и на святом месте».

Однако среди развалин находят себе приют семьи бедуинов, а в Иерусалиме на холме Сиона, посреди развалин бывшей крепости, обосновалась бедная христианская община, которой руководил, тем не менее (ради святости места), епископ. Однако вскоре сами римляне на месте мятежного города устроили римскую колонию, получившую название Элия Капитолина. Император Адриан воспретил иудеям, под страхом смерти, даже приближаться к этой колонии. Вскоре Элия украсилась термами, театрами и храмами на наиболее возвышенных местах: Юпитера на месте храма Соломона и Венеры на Лобном месте (136–138 г.).

Немногочисленная Иерусалимская епархия в течение II и III столетий была подчинена Кесарийской митрополии, и только исключительное значение местности придавало иерусалимскому епископу особенно почетное значение в областных синодах. В те же годы, когда Константин Великий своим указом даровал мир христианской церкви, иерусалимским епископом был св. Макарий, столь же славный своею высокою жизнью, прямотой и твердостью характера, сколько и возвышенным умом. Макарий один из первых поднялся против арианства и после пяти лет борьбы явился на Никейском соборе твердою опорой православия.

Вскоре после Никейского собора в Иерусалим приехала мать Константина, императрица Елена, чтобы отыскать остатки св. Гроба. В результате этих поисков император распорядился о постройке на месте Голгофы великолепной базилики и ротонды св. Гроба. Впоследствии, при раскопках на месте Голгофы, обретены были три креста и таблица с надписью имени Иисуса, уцелевшие от распятия Христова. Это событие стало поворотной точкой в истории Иерусалима – начался непродолжительный, но очень плодотворный период жизни святого города, с 335 до 636 г. (года арабского завоевания).

Иерусалим быстро становится одним из самых богатых и населенных городов Востока, и на него устремлены взоры всего мира. В течение IV и V веков выстроены три великолепные базилики и ряд церквей. Окрестности Иерусалима наполняются монастырями, обителями, скитами и монашескими кельями во всех направлениях: к Вифлеему и к морскому берегу, к Иерихону и по берегам Иордана до Тивериады. Сюда направляется торговля с Востока; здесь сосредоточивается художественная промышленность. Масса паломников приходят сюда со всех концов мира, и оставленные ими описания святых мест представляют собою целую литературу. Иерусалим с этого времени становится городом исключительным по своей своеобразности: для всего христианского Востока он служит естественным и привилегированным убежищем всех крупных несчастливцев. Быстро устанавливается и распространяется обычай богатых и благочестивых людей устраивать погребальные склепы и мавзолеи в долине Кедронской и по склонам Масличной (Елеонской) горы, чтобы именно там ожидать встретить день Страшного Суда.

Кроме базилики святого Гроба, еще при Константине основана вторая базилика на месте Вознесения на Елеонской горе; на холме Сиона базилика в память Тайной Вечери; церковь во имя св. Анны – на месте ее дома; над местом Успения Божией Матери церковь в Иосафатской долине, над источником Силоамским, и у пещеры пророка Иеремии; наконец, великолепная базилика была воздвигнута Константином в Вифлееме – на месте рождества Христова, и возле Мамврийского дуба. 8-го мая 351 г. произошло чудесное явление на небе колоссального светлого креста, сиявшего над Голгофой и простиравшегося до Масличной горы (как описывает это явление незадолго до того избранный иерусалимским епископом св. Кирилл). Конец века отмечен знаменитыми паломничествами Иеронима, Павлы, св. Мелании и постройкой многочисленных обителей.

Но в конце того же IV в. начинаются и многочисленные нападения, и нашествия то гуннов, то впоследствии готов, и постоянные нападения сарацин. В 420 годах прибыла и после того поселилась на окончательное жительство императрица Евдоксия, супруга Феодосия Младшего, известная своею высокою образованностью, дочь афинского философа (в девичестве Афинаида). Именно она принесла и поставила на Голгофе драгоценный крест из золота и драгоценных камней, украсив им тот уединенный, среди двора стоявший, холмик, который еще во времена св. Кирилла Иерусалимского был наиболее наглядным памятником Распятия. Она построила в Иерусалиме несколько церквей, обителей, госпиталей, несколько лавр в пустыне, исправила стены Иерусалима, и основала дворец для его епископов. Но она же наполнила Иерусалим смутою партий, сначала своею враждой к Феодосию, а затем и участием в религиозных спорах, дошедших при ней до открытых военных действий. Именно она устроила знаменитую великолепную базилику во имя первомученика Стефана, превосходившую роскошью устройства церковь св. Гроба. Ее внучка, по имени Евдокия, бывшая замужем за сыном Гензериха, также кончила дни свои в Иерусалиме в той же базилике св. Стефана.

Во второй половине V столетия ряд обителей покрыл соседние с Иерусалимом возвышенности и далее – в окрестностях Иерихона, Вифлеема (обитель св. Феодосия) и, наконец, знаменитую лавру св. Саввы, на берегах Кедрона. Вся первая половина VI столетия прошла для Иерусалима и всей Палестины в раздорах, поднятых различными сектами и прославленных веским вмешательством св. Саввы. Возвратившись в Палестину из своей поездки в Византию к императору Юстиниану, св. Савва еще успел увидеть начало культурного возрождения Византии и христианского Востока, Палестины в особенности, предпринятая силами римского императора. Старые и бедные обители и распадавшиеся церкви в горах вокруг Иерусалима появились теперь во всем блеске их архитектурного обновления, украшенные или заново сложенный прекрасною римскою кладкой из тесанных камней.

Так реставрированы были монастыри в Иерусалиме (Прокопия «О постройках Юстиниана» V, 9) «св. Фалалея, св. Григория, св. Пантелеймона, Пустыни Иорданской, приют в Иерихоне, церковь Богоматери в Иерихоне, Иверский монастырь в Иерусалиме, монастырь Лазов в пустыне Иерусалимской, обитель Марии на Масличной горе, обитель источника св. Елисея, стены и монастырь аввы Иоанна в Вифлееме». «В самом Иерусалиме Юстиниан построил ни с чем несравнимый храм Богоматери, который местные жители зовут Новою церковью. Описывать эту постройку должно, предварительно сказавши, что большая часть этого города холмиста и холмы не пологие, но все отвесные и скалистые стремнины, так что входы на них устраиваются наподобие лестниц со ступенями. Поэтому и многие постройки городские устраиваются частью на холме, а частью внизу под холмом, – там, где насыпная земля. Один этот храм устроен был иначе, ибо Юстиниан приказал поставить его на одном из самых высоких холмов, заранее указав и длину и ширину храма; а так как холм оказался недостаточным для предписанных размеров и почти на четверть его величины оказался недостаток в южной и восточной части храма, где именно совершается священное служение, то заведующие работами придумали следующее: устроив фундамент на краях низменности, возвели на всем ее пространстве особые субстракции в уровень со скалою и сделали их сводчатыми. Таким образом храм устроился частью на твердой скале, а частью как бы на воздухе. Дня этого дела добывали камни громадных размеров из гор, находящихся за городом, перевозя каждый камень на отдельной повозке, нередко запряженной сорока быками. Крышу храма сделали из колоссальных кедров, а внутренность его украсили множеством колонн колоссального размера из открытого в соседних горах мрамора огненного цвета, поставленных в два этажа, один над другим, и по всем портикам, окружающим храм, кроме восточной его стороны. Две колоссальные колонны, не имевшие по размерам себе равных в мире, стояли перед входом в храм. За входом следовал узкий портик, затем четырехугольный двор, пропилеи и по обе стороны портика два полукружия по его концам и за ними два приюта: один для бедных чужестранцев, другой для больных» (Прокопий там же V, 6). Юстиниан жертвовал также много утвари и украшений в церковь св. Гроба: золотые массивные вазы, украшенные драгоценными камнями, почитавшиеся сосудами Соломонова храма, похищенными Титом, увезенными затем из расхищенного Рима в Африку вандалами и вновь найденными в Карфагене Велизарием.

Знаменитая императрица Феодора прислала св. Гробу драгоценный крест из жемчужин, а царь Эфиопии – свою драгоценную корону. Иерусалим, украшенный Константином и Еленою, Евдокиею, Юстинианом, привлекавший массу богатых и знатных паломников, стал в конце VII столетия богатейшим городом христианского Востока. Правда, богатства эти сосредоточивались почти исключительно в церквах, обителях и благотворительных учреждениях. Но в то же время Иерусалим стал базаром всего Востока. Сюда на праздник Воздвижения собирались многочисленные караваны из Малой Азии, Персии, Аравии и Африки. Художественная промышленность Сирии и Египта: ковры Лаодикии, парчи Смирны и Антиохии, полотна и стекла из тирских фабрик, батист из Александрии, руда из Армении, слоновая кость из Эфиопии, драгоценные камни из Индии и шелковые материи из Китая находили себе здесь многочисленных покупателей.

Но в ходе византийско-персидских войн в начале VII века вся передняя азиатская окраина Византии была захвачена персами, которые к 610 г. овладели верхней Сирией, Дамаском, Тивериадою и Галилеей. Заметим, что большинство христиан Сирии было монофизитами и предпочли владычество персидских зороастрийцев притеснениям со стороны Константинопольской патриархии.

В апреле 614 года после 20-дневной осады армия царя Хосрова взяла штурмом Иерусалим. По некоторым сообщениям, здесь были убито 66,5 тысячи православных христиан, причем иудейское население выступило на стороне персов. Главною целью нападения было разграбление богатого города: все жилища были ограблены, монахи и жители в значительной части вырезаны. 300 монастырей Иерусалима и его окрестностей и большинство великолепных церквей подожжены. Церковь св. Гроба, Сионской горы, «Новая церковь» Юстиниана, храм Вознесения, базилика св. Стефана сожжены и разрушены. Ризница св. Гроба со всеми древними и драгоценными дарами разграблена, и в этой добыче бесследно исчезли и монументальный крест на Голгофе, и ониксовая чаша Тайной Вечери, и Соломоновы сосуды. Драгоценные 12 колонн алтарной абсиды св. Гроба разбиты в куски для того, чтобы сорвать с них серебряную проволоку (канитель). Серебряная крыша кувуклии св. Гроба сорвана, для чего разбит весь его верх; из стен кувуклии вырваны все ограждавшие решетки и украшения ради золота и драгоценных камней. Часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в позолоченном ковчеге, похищена и увезена в Персию. Множество народа уведено в плен (в том числе патриарх Захария), еще больше продано в рабство. Иерусалим вновь делается пустыней, но ненадолго.

Находится энергичный человек, игумен монастыря св. Феодосия Модест, который собирает вновь христианскую общину, хоронит на общем кладбище жертвы разгрома, созывает монахов в обители, привлекает пожертвования и через некоторое время решается даже предпринять восстановление сожженных церквей и самых стен Иерусалима. Александрийский патриарх Иоанн Милостивый посылает Модесту и средства, и рабочих, и железные скрепления для церквей, и меры хлеба, все в больших количествах. Все главнейшие церкви были, правда, восстановлены наскоро, грубо и с нарушением прежних художественных форм.

Так, церковь Вознесения на Елеоне является отныне уже в форме простой круглой башни, ибо лишается окружавших ее различных колоннад. Базилика св. Гроба, лишенная общей крыши, сгоревшей во время пожара, и, вероятно, значительной части главного пышного здания, восстановлена в виде трех частей его, между собою уже не связанных.

Быстрым возвращением к прежнему благосостоянию Иерусалим обязан массе устремившихся сюда вновь паломников, и патриарх Захария имел полное право упрекать жителей святого града, оставивших его в плену, в неблагодарной забывчивости.

В 622 г. византийский император Ираклий, получив из богатых обителей достаточные суммы денег для войны, выступает против Персии. Персидские отряды вынуждены были отступить из-под Халкидона на побережье Мраморного моря в Сирию, где персы потерпели ряд поражений от лучше обученного византийского войска. Крупнейшая битва произошла 12 декабря 627 года у развалин Ниневии. Персидский предводитель Рахзад и многие командиры его войска пали в сражении. По данным византийских источников, армия Ираклия потеряла 40 человек убитыми и 10 умершими от ран. Персов же, по сведениям арабского историка Табари, пало 6 тысяч.

Ираклий вторгся в центральные области Персии. В 628 году неудачливый царь Хосров, бежавший от византийцев без боя, был свергнут с престола и казнен, а его преемник и сын Широе-Кавад в следующем году заключил мир с Византией, возвратив ей все прежние персидские завоевания в Сирии, Палестине и Египте. Был возвращен и взятый в Иерусалиме Животворящий Крест. По этому миру возвращены были Захария и другие пленники, бывшие в Эдессе, а в следующем 629 г. Ираклий специально прибывает в Иерусалим, проходит пешком весь город, сняв венец и мантию, и, неся на плечах ковчег с частью Животворящего Древа, приходит в церковь св. Гроба и вручает ковчег патриарху. Патриарх, удостоверившись, что даже печать, которою он запечатал ковчег, не сломана и что никто из неверных не коснулся своими руками святыни, воздав хвалу Богу, отпер ключом, у него остававшимся в доме, ковчег, вынул из него часть Животворящего Древа и показал всем с амвона. «После же того, как части древа были воздвигнуты, император немедленно отослал их в Византию». Так рассказывает Никифор (631 г.).

Но этот конечный период истории древнехристианского Иерусалима освещается деятельностью церковною и богословско-литературной св. Софрония, патриарха иерусалимского. Софроний, родом из Дамаска, ученик и сотрудник Иоанна Мосха, богослов и философ, стихотворец, был монахом монастыря св. Саввы, боролся долго с монофелитами и после Модеста был иерусалимским патриархом, между 629 и 636-м или 638 годами. Кроме нескольких речей, похвальных слов, житий, посланий, имеющих важнейшее историческое значение, он оставил несколько анакреонтических стихотворений, описывающих святыни Иерусалима. Ему же приписывается известный литургический комментарий или, точнее, слово, содержащее в себе «объяснение церковного строения и подробное изложение совершаемого в святой литургии».

Но за этот период IV-VI вв. Св. Земля играла руководящую роль не только в деле установления догматов христианства, но также церковных обрядов, и в выработке художественных форм церковная искусства и иконографии.

Исламский период

ИЕРУСАЛИМ И ИСЛАМ

Иерусалим имеет в исламе огромное значение – как мы помним, вознесение (Мирадж) пророка Мухаммеда к престолу Аллаха произошло именно из Иерусалима, куда сначала он был волшебным образом перенесен из Мекки, а уже затем последовало его вознесение на небеса и достижение такого места, «о котором нет знания ни у ангелов, ни у джинов, ни у людей».

Кроме этого, представления о святости Иерусалима в исламе основываются на убежденности Мухаммеда в своей миссии как преемника и преобразователя религии "народов Книги" – евреев и христиан. Наиболее ярко это воззрение проявилось в выборе Мухаммедом направления, в котором следует молиться: в начале своей религиозной деятельности Мухаммад молился, обратившись лицом к Иерусалиму, и лишь позднее, убедившись в безуспешности попыток увлечь за собой евреев, он предписал обращаться лицом во время молитвы к древней арабской святыне в Мекке. Заметим, что чудо ночного путешествия произошло в мекканский период, когда Кааба была заполнена всевозможными идолами, перед которыми ежедневно приносились жертвы и совершались обряды поклонения. Что касается Храма в Иерусалиме, то он оставался одним из центров христианства до периода правления второго праведного халифа Умара.

Вся Палестина, и Иерусалим в первую очередь, была ареной библейской истории, которая, с точки зрения мусульман, является частью истории ислама. Это способствовало возникновению традиции, по которой Иерусалим является третьим – после Мекки и Медины – мусульманским Святым Городом. Обоснованием этой традиции служил первый стих 17 суры Корана, в которой описывается, как Аллах "перенес ночью своего раба (т.е. Мухаммеда) из мечети Заповедной (т.е. из мечети в Мекке) в мечеть Отдаленнейшую (Аль-маджид аль-Акса"). Хотя некоторые мусульманские теологи утверждали, что "мечеть отдаленнейшая" находится на небе, в целом в мусульманской традиции установилось мнение, что в этой суре речь идет о Храмовой горе в Иерусалиме. Поэтому здесь впоследствии и была воздвигнута мусульманами мечеть Аль-маджид аль-Акса.

Вторжение арабов в Землю Израиля началось в 634 г.; в феврале арабы дошли до ворот Газы. Они нанесли поражение византийскому войску (636), продолжавшему, однако, удерживать Иерусалим. Осада Иерусалима началась в июле 637 г.; в марте-апреле 638 г. город сдался халифу Омару (Умару). В 640 г. пала Кесария — последний оплот Византии в Земле Израиля.

Планируя завоевание земли Израиля, Мухаммед вступил в соглашение с евреями некоторых городов на юге страны. В армии завоевателей было много евреев — и жителей Израиля, и бежавших в Аравию во время преследований Ираклия. Армянский историк той эпохи утверждал, что «все остатки сынов Израиля присоединились к арабам и вместе с ними образовали большое войско». По свидетельству того же историка, вожди этой объединенной армии обратились к византийскому императору с предложением вернуть евреям «страну их отцов», взамен обещая воздерживаться от военных действий на чужой территории. Арабские источники признают ценность поддержки евреев и самаритян, хотя порой и пытаются преуменьшить ее значение. По свидетельству арабского историка IX в., халиф Умар заключил с евреями договор, предоставлявший им право селиться в Иерусалиме.

Первоначально в Иерусалим переселилось лишь 70 еврейских семей. Евреи получили разрешение молиться на Храмовой горе (украшению которой они способствовали) и построить там синагогу. Евреи возвращались в свои покинутые селения и основывали там синагоги и школы. Возобновившаяся иммиграция евреев сопровождалась возвращением им земель, отнятых после подавления восстания против Ираклия.

Умар заранее договорился с жителями Иерусалима об условиях сдачи. Оставшиеся в городе византийские войска должны были покинуть его в течение трех дней. После капитуляции Умар лично посетил Иерусалим. Он со свитой и сопровождающим войском встал лагерем возле города, и к нему явились с изъявлением покорности патриарх Софроний I и комендант города. В город Умар вступил только на следующий день, во вторник.

Давно уже страстным желанием халифа было взглянуть на святой град иудеев и христиан, на то место, где было дано так много откровений и проявлений милостей божьих, лишь не признаваемых либо искажаемых неблагодарными людьми, и, главное, на то самое место, где произошло ночное перенесение пророка Мухаммеда в Иерусалим и его вознесение на небеса. 

Въезд его совершился, как извещают мусульманские историки, с теми смирением и простотой, от которых старинный товарищ Мухаммеда никогда не хотел отступать, даже став властелином великого царства. В старом невзрачном плаще из верблюжьей шерсти, сидя верхом на верблюде, подобно тем оборванным бедуинам, которые толкались и прежде на сирийских ярмарках, предстал новый повелитель перед изумленными жителями Иерусалима, которым до сих пор случалось видеть даже незначительного византийского чиновника, не говоря уже о высокочтимом патрикосе или самом победоносном императоре Ираклии, проезжавших по улицам священного града спесиво и торжественно, в залитом золотом вооружении на богато убранном боевом коне. С гордостью указывают арабские историки на скромную простоту этого въезда, который пристыдил даже мусульман, отвыкших от подобного зрелища за время своего пребывания в покоренной стране.

Но византийцам, конечно, событие этой показалось в ином виде — позднейшая хроника сообщает: он въезжал в священный град в одежде из верблюжьей шерсти, покрытый с головы до ног пылью, с выражением сатанинского лицемерия на лице. Он пожелал видеть храм иудеев, построенный Соломоном, чтобы превратить его в молельню, где бы он мог изрыгать свои богохульства. Иерусалимский патриарх Софроний, лишь только его увидел, воскликнул: «поистине вот та мерзость запустения на месте святилища, которую предрек Даниил». И ревнитель веры заплакал горькими слезами об участи христианского народа.

Нейтральная версия этого события: Когда Умар прибыл в город, патриарх предложил ему принять из его рук льняную одежду и рубаху, но тот отказался их надеть. С превеликим трудом удалось патриарху уговорить его облечься в них на время, пока его собственные одежды не будут вымыты; после чего Умар возвратил их Софронию и снова оделся в прежнее платье.

Патриарх Софроний показал ему главные храмы Иерусалима и провел на развалины ветхозаветного храма. Здесь Умар, показав своей свите личный пример, начал расчистку от мусора и обломков небольшой площадки под мечеть. Поскольку упомянутая Мухаммедом в Коране «удаленная мечеть» (Масджид аль-Акса) связывалась в представлениях мусульман с Иерусалимом, то и мечеть, основанная здесь Умаром, стала называться Масджид аль-Акса.  В настоящее время она считается одним из важнейших символов Ислама и является 3-ей почитаемой святыней для мусульман после Запретной мечети Аль-Харам в Мекке и мечети Пророка Аль-Набави в Медине.

Тогда же Умар и посетил Храм Гроба Господня, в который Софроний Иерусалимский пригласил его на совместную молитву. От молитвы в храме Умар отказался, будучи мусульманином, но помолился снаружи, во внутреннем дворе, оставив Храм Гроба Господня христианам. Он настаивал на том, что если бы он все же помолился там, то позже мусульмане под этим предлогом превратили бы храм в мечеть, тем самым лишив христианский мир одного из самых его святых мест. Вместо этого Умар совершил молитву за пределами церкви, где позже и была построена мечеть Масджид аль-Акса, называемая сейчас еще и мечетью Омара.

Но за удовольствие видеть торжество истинной веры – ислама – в самом средоточии идолопоклонства арабам пришлось дорого заплатить. Вслед за войной в Палестине и Сирии появилась в 17 г. (639) чума и в следующем году разрослась до необычайных размеров.

Описания арабских географов и другие источники утверждают, что первые четыре столетия мусульманского владычества были для Иерусалима гораздо более благоприятными, нежели последующие века. Город окружала мощная стена со рвом и восемью воротами; внутри стен находились благоустроенные и чистые базары; улицы были выложены камнем. Иерусалим оставался по преимуществу христианским городом со множеством великолепных церквей. Евреи селились в двух кварталах: к юго-западу от Храмовой горы и к северу от нее. Еврейская община Иерусалима в период Аббасидов и, в особенности, Фатимидов была тесно связана с еврейством Египта, оказывавшим иерусалимским евреям материальную поддержку.

Однако главный интерес времени халифа Абдель-Мелика сосредоточивается на стремлении выставить Иерусалим средоточием ислама: в это время начинаются монументальные и великолепные постройки, между которыми главная – Купол Скалы, построенный в 72 г. Хиджры, и мечеть Аль-Акса приблизительно того же времени – последняя между 65 и 73 гг. Хиджры. Эта одновременная постройка двух колоссальных мечетей, потребовавшая множества колонн, поглотила весь материал, какой только находился в Иерусалиме и его окрестностях. Вполне понятно, что арабы при этом должны были разобрать целый ряд древних базилик, как-то: базилику Константина, «Новую церковь» Юстиниана, церковь св. Стефана, церкви Иерихона и многие другие в окрестных городах, или сохранившаяся, или даже бывшие в развалинах. В то время, как сооружались эти великолепные мечети, страдали полуразрушенные церкви.

Но истинный характер бедствия приняли все эти мусульманские враждебные мероприятия лишь позднее. Напротив того, при известном Гаруне аль-Рашиде, под влиянием забот Карла Великого о латинском христианстве, возникла было даже большая латинская церковь, так называемой Март Латинской, а затем и возобновились обычные в мирное время ссоры и пререкания между латинянами Елеонской горы и монахами обители св. Саввы. Но уже в 937 г., в результате возобновившегося междоусобия и постоянных облав на торговое христианское население, начались разгромы. В Вербное воскресение мусульмане сожгли южные двери церкви св. Константина, разломали престол, алтарь, вошли в Голгофу и в ротонду Воскресения, расхитили там всю утварь, истребив на пути все, что только было можно. В 966 г. – новое нападение на церковь Константина и Воскресения: церковь была разграблена, и купол Воскресения обрушился.

Мусульманская чернь напала затем на Сион, разграбила и сожгла тамошнюю церковь; при этом евреи, – по словам арабского историка XI века Яхъи Антиохийского, – разрушали и опустошали больше, чем мусульмане. Чернь, найдя патриарха, спрятанного в цистерне, под храмом Воскресения, умертвила его и сожгла у столба во дворе церкви.

Начался процесс эмиграции евреев и христиан, который был особенно ускорен унизительными для евреев указами шиитского халифа Аль-Хакима (996–1026), в особенности указом о насильственном обращении евреев и христиан в ислам (1012), повлекшим за собой жестокие преследования «неверных». Несмотря на то, что мать халифа была христианкой, а два дяди служили епископами греческой православной церкви, несмотря на то что представители династии отличались веротерпимостью, Аль-Хаким обрушился на христиан с преследованиями, сравнял с землей тысячи церквей, заставил верующих носить черные одежды и кресты размером метр на метр. Иудеев он принудил надевать деревянное ярмо, да и мусульмане-сунниты также сталкивались время от времени с дурным обращением.

В 1009 году халиф приказал уничтожить храм Гроба Господня в Иерусалиме, что вызвало волну возмущения в Европе и послужило предлогом к началу Первого крестового похода.  Гонения Аль-Хакима сильнее всего сказались на еврействе Иерусалима. Многие евреи были убиты; оставшихся в живых заставили выполнять тяжелые, унизительные работы. Синагоги были разрушены. На евреев была наложена огромная контрибуция. В эти годы полностью прекратилось паломничество в Иерусалим, где осталось лишь около 50 жителей-евреев.

Несмотря на то, что указы Аль-Хакима были направлены против евреев в не меньшей степени, чем против христиан, они вызвали усиление преследований евреев в христианских государствах Европы, которые приписывали указы, направленные против христиан, влиянию евреев. При халифе Аль-Хакиме все прежние государственные мероприятия против христиан приведены были в некоторую злостную систему: все опустошенные и полуразрушенные церкви, кроме храма Воскресения, отныне перестраивались в мечети; христианам отводились особые кварталы; их обязали отличаться от мусульман одеждами и поясами. В 1005 г. начались систематические преследования праздников и крестных ходов. Затем наложена рука на завещанные монастырям имущества: под видом отчетов от христиан-чиновников с них вымогали деньги, пытали и вешали. Когда разрушались лучшие церкви, то рабы и бродяги открывали могилы христиан, расположенные вокруг церкви, выбрасывали кости и тела собакам. Ожесточение преследователей, вызываемое удачею самих преследований, сосредоточилось на главной задаче – разрушении церкви св. Воскресения, которую предполагали уничтожить до последних следов. Довольно достоверный арабский хроникер Яхъя сообщает целый ряд приказов христианам и евреям во времена этого халифа: запрещение ездить на лошадях иначе, как с деревянными стременами и черною сбруей, без украшений; запрещение держать мусульманскую прислугу; приказ носить кресты-тельники большого размера; заменить писцов христиан мусульманами. Яхъя рассказывает, что христиане-писцы, врачи, сборщики податей приходили к халифу босиком, не переставая целовать землю и постоянно плача. Кресты с церквей были сорваны, а потом опять приказано вновь выставить их всюду снаружи напоказ. Чернь намеренно поднималась на разгромы, и во всем Египте не осталось ни одной неразрушенной церкви. Началась усиленная эмиграция христиан в Византию из Сирии и Египта, с распродажею имущества. Множество оставшихся или сами перешли в ислам, или были принуждены принять ислам силою. По словам Яхъи, когда умер Феофил – иерусалимский патриарх – в 1020 г., то некий плотник, греческий раб, бывший на службе во дворце и в то же время священником, выпросил у халифа разрешение сделаться патриархом и был посвящен. Единственным исключением Яхъя указывает Синайский монастырь, которому в это время было возвращено его имущество.

В 1046–1048 гг., на средства императора Константина Мономаха, была восстановлена церковь Воскресения. Следующий после Аль-Хакима халиф высказался против насильственных обращений в ислам и отметил начало своего правления грамотою о веротерпимости. Христиане снова стали справлять праздники, устраивать крестные ходы на Пасху, церкви были восстановлены, имения монастырям возвращены. Множество обращенных в ислам открыто объявили себя христианами и едва не вызвали новых преследований. Все эти благие, для христиан, меры находились в зависимости от стесненного положения самого халифатства, выдерживавшего надвигавшееся нашествие турок, и от расстроенного состояния мусульманской казны, зависевшей от христиан, державших в своей среде, вместе с евреями, торговлю. Однако все эти меры запоздали. Палестина была захвачена – и политические льготы, шедшие из Египта, оказались недействительны. В 1071 г. Иерусалим был захвачен Сельджуками и присоединен к империи султанов Ирака и Персии. Эта последняя капля, попавшая в чашу бедствий Св. Земли, и вызвала начавшуюся на западе Европы религиозную пропаганду и Крестовые походы.

 

Медитация 1-й Мастер

ТЛПЛ ЭРЭО

СООК ТУММ

ВУУЛ ТАН

ЛЕВИС ТЕРЦ

ЛИИТ РА