Происхождение
Сельджуки вышли из племени кынык (одно из племен огузов). В составе же огузов они в 689 г. переселились из Семиречья (Жетысу) в область среднего течения Сырдарьи, вытеснив оттуда племена канглов (по одной из версий, будущих
История
689 г. В составе 24 огузских племен (баюндур, ива, салур, афшар, бектили, баят, имур, язгыр, кара-булак, алка-булак и др.), племя кынык переселилось из Семиречья в область среднего течения Сырьдарьи.
712 г. Дальнейшей продвижение Огузов в области Приаралья и Каспийского моря.
920-960 гг. В некоторых тюркских (огузских) племенах утверждается ислам суннитского толка [по мнению Райс].
985 (986) г. Сельджук во главе 100 всадников покинул своего сюзерена ябгу (йябгу) Али, правителя города Янгикента.
Сельджуки в конце X — начале XI вв.
992 г. Сельджук принимает ислам, чтобы приобрести авторитет среди мусульман, в местах кочевания его орды. В это же время он встает на путь гази – борца за веру. И основной его удар пришелся на бывших его покровителей – огузов. В итоге, город Дженд и окрестности были очищены от «неверных» тюрок. В это время орда Сельджука представляла силу, с которой приходилось считаться. И эта орда встает на сторону Саманидов (819-999 гг.), правителей Мавераннахра и Хоросана, против тюрок – Караханидов (840-1212 гг.), обосновавшихся в Семиречье и претендовавших на северо-восток Мавераннахра.
999 г. Караханиды взяли Бухару, последний оплот Саманидов, династия прекращает существование, хотя последний Саманид — Исмаил II Нуxy ал-Мунтасир еще пытается сопротивляться.
1003 г. Сельджук посылает своего сына Арслана (Исраила) на помощь Исмаилу II Нуxy ал-Мунтасиру.
1004 г. Ситуация повторяется как и годом ранее.
1005 г. Падение Саманидов. Их земли поделены между Караханидами и новой династией – Газневидами (977 – 1186 гг.). Сельджуки подчиничились Караханидам.
1009 г. Смерть Сельджука. Его орда распадается на две части. Одну возглавил его сын Арслан, другую часть сыновья Микаила – Байгу, Чагри-бек (Дауд-бек) и Тогрул-бек.
1026 г. Махмуд Газневи, увидев силу сельджуков, решил их переселить в Хоросан. Первоначально он взялся за орду Исраила (Арслана), но сельджуки отказались переселяться, но Махмуд «настоял» на своем. Переселено было 4 тыс. семей сельджуков во главе с эмирами Йагмуром, Бугой, Кек-Ташем, Кызылом, Мансуром и Анас-оглу. И расселили их в разных частях Хорасана — рядом с областями городов Фарава, Серахс и Абивард.
В этом же году Исраил (по другой версии его брат – Микаил) попал в плен к Газневидам, был заключен в тюрьму, где и скончался через 7 лет.
Оставшиеся за Амударьей сельджуки, в районе Нуристанских гор (в те времена эта область носила название – «Голодная степь», в советское время это искусственное озеро Айдаркуль), были разбиты Махмудом, и их тоже постепенно начали насильственно переселять в Хоросан.
1030 г. Новый султан Масуд Газневи (1030-1041) пытаясь привлечь на свою сторону сельджуков, нанимает их в свои войска (из племенных групп эмёиров Йагмура, Буги, Кызыла, Кёк-Таша). Но они не получали жалования и вскоре организовали заговор против султана, за что поплатились жизнями. В этом же году погиб в бою с «неверными» тюрками Микаил.
1031, 1033-1034 гг. Произошло несколько выступлений сельджуков, находившихся как на службе у Газневидов, так и кочевавших в Хорасане. Однако все эти выступления были жестоко подавлены.
Завоевания сельджуков в 1035-1092 гг. Период их максимального могущества.
1035 г. В Хорасан переселилась новая орда огузов, возглавляемая сыновьями Микаила. Против них была двинута хорошо оснащенная газневидская армия во главе с полководцем Бектугдаем. В ответ 10 тыс. сельджукских всадников, под началом Тогрул-бека и его братьев выступили навстречу. Сражение состоялось в пустыне между Фаравой и Шахристаном. Сельджуки одержали победу.
После этого газневидский султан Масуд должен был заключить с Сельджуками мир и уступил им область Нисы, Феравы и Дихистана. Таким образом, они получают частичный контроль над Хорасаном, и объявляют себя защитниками Аббасидов, которые правили тогда только в Багдаде и практически не имели какой-либо власти и политического влияния.
1036 г. Сельджуки пишут письмо султану с просьбой предоставить им большей земель, чем они владеют к этому моменту и также передать в их управление «небольшие городки» – Мерв, Серахс и Абивард. В это же самое время сельджукский Дауд-бек (Чагры-бек) вторгся в Хоросан и начал грабежи. Масуд Газневи решает наказать сельджуков и высылает войска. Началась новая война.
1037 г. Сельджуки рассеялись по Хорасану и разграбили город Тун. Был взят Мерв.
1038 г. Сельджуки разграбили Талакан и Фарйаб и осадили Рей. В ответ султан Масуд Газневи послал войска во главе с Сю-Баши. Однако, последний потерпел поражение в битве близ Серахаса, которая длилась весь день.
Главным в роде сельджуков провозглашен Тогрул-бек. Тогда же он занимает город Нишапур.
1039 г. Против Сельджуков двинулся с большой армией сам султан Масуд. Кровопролитное сражение в песчаной степи около селения Дих-и Базарган, неподалеку от реки Теджен, не дало победителя. Противники вновь заключили мир, по условиям которого Мерв вернулся под власть Газневидов. Но едва Масуд увел свои войска, Сельджуки опять овладели городом.
Дауд-бек разбивает войска эмира Гузгана (область Балх-Талакан-Фарайб).
1040 г. Решающее сражение между сельджуками и Газневидами произошло близ Данданакана. В трехдневной битве победу одержали сельджуки, разбив 100-тысячное войско Газневидов и захватив большое количество золота и скота. Сам же султан Масуд едва спасся бегством. После этого Тогрул-бек был провозглашен султаном и снова занял, покинутый до этого, Нишапур.
Чуть позже сельджуки захватили ряд территории Газневидов в районе Балха и Герата. В этом же году произошло еще два сражения, и вновь удача была на стороне сельджуков. Был разгромлен сын Масуда – Маудуд.
Победа под Данданаканом открыла дорогу к дальнейшим завоеваниям сельджуков, которые фактически устранили Газневидов с исторической сцены.
1041 г. Султаном Газневидов стал Маудуд Газневид, после того как случился переворот и его отец был убит его же дядей. Дауд-бек взял Балх.
1042 г. Вторжение сельджуков в Табаристан. Захват города Рей. Поход Дауд-бека на Хорезм, но неудачно.
1043 г. Тогрул укрепляет свои позиции в Табаристане и переносит столицу в Мерв. Маудуд Газневид терпит существенное поражение от Арп Арслана – сына Дауд-бека, племянника Торгул-бека. Дауд-бек захватывает Кят – столицу Хорезма, и ставит своего наместника. Теперь ничто не мешает сельджукам продвигаться в своих завоеваниях. Их силы разделяются – часть идет на запад, в Армению, часть начинает захват земель Хамадана и Ирака.
1044 г. Попытка Маудуда Газневи отвоевать Балх и Тохаристан у сельджуков, но неудачно.
1045 г. Захват сельджуками Хамадана. Тогрул-бек перенес столицу в Рей. Вторжение в Армению. Сельджуки дошли до озера Ван и до Карса.
1046 г. Отряды под командованием Ибрахима ибн Инала овладели Керманшахом, вторглись в Луристан и захватили Хульван. Тогда же Тогрул отправил большое войско под командованием своего двоюродного брата Куталмыша для завоевания «горных областей Армении и Азербайджана». Куталмыш осадил столицу Шаддадидов Гянджу, но не смог ее взять.
Началось планомерное наступление сельджуков из области Керманшаха, Луристана и Хузистана на Арабский Ирак. Обстановка в этом регионе была весьма тревожной и неустойчивой из-за грабительских налетов огузов и сторонников фатимидского халифа Египта. Мосул, Дийар Бакр и другие области Ирака были разорены огузами, проникшими сюда из Закавказья еще до сельджуков.
1047 г. Новая война сельджуков против Армении. Осада армянского города Гянджи, но неудачно.
1048 г. Прорыв обороны Эрзерума сельджуками, жители вырезаны.
1049 г. Сельджуки разграбили Ани (столица области Карс). Кавурд (сын Дауд-бека) захватил область Кирман, где создал полузависимое от сельджуков государство.
1050 г. Большая сельджукская армия под командованием Ибрахима ибн Инала опять вторглась в Закавказье. В окрестностях Вананда произошло решительное сражение с армяно-грузинским войском, которым командовал Липарит Орбелиани. Огузы одержали победу и опустошили область Васпуракан.
1051 г. Захват Исфахана. Сюда же переносится столица сельджуков.
1053 г. Вновь нападение на Карс.
1054-1055 гг. Вассалами Сельджуков стали правившие в Южном Азербайджане и Арране Раввадиды. Тогда же покорились Шаддадиды, с почетом встретившие Куталмыша у ворот Гянджи. Султанская армия прошла через Закавказье в Анатолию и достигла города Манцикерта (около озера Ван).
1055 г. Захват сельджуками Багдада по «приглашению» правивших там Аббасидов. За это они попадают к ним в милость, после того как наделяют Аббасидов духовной властью. Тогрул-бек провозглашен «царем Востока и Запада».
1056 (1058) г. Сельджуки взяли Мелитену (Малатья).
1058 г. Ибрахим, брат Тогрул-бека восстал против него, но был пленен Арп Арсланом и позднее казнен.
1059 г. Умер Дауд-бек. Набег на Севастию.
1060 г. Сельджуки терпят поражение от грузинских войск. Арп Арслан попадает в плен, но впоследствии его выкупает его же тесть — армянский царь.
На востоке заключен мир с Газневидами, граница между государствами определена по Гиндукушскому хребту.
1062 г. Захват Омана. Захват Шираза.
1063 г. Завоеван Тебриз. После этого все арабские эмиры признали власть Тогрул-бека, но в этом же году он умер.
Сельджукские эмиры провозгласили султаном Арп Арслана, вопреки воле умершего Тогрул-бека, который назначил своим приемником Сулеймана. Визиром (важнейшая должность при сельджуках) при новом султане стал Низам аль-Мульк (перс по происхождению), один из самых видных политических деятелей Древнего Востока. Он оставался на должности, вплоть до своей смерти от рук убийцы в 1092 г.
1064 г. Восстание Куталмыша ибн Арслана. Он собрал огромное войско и двинулся на Рей. Близ селения Милх произошло ожесточенное сражение, в котором султанское войско одержало победу. Куталмыш погиб, множество подвластных ему огузов и туркмен было истреблено, а их имущество и скот — разграблено.
Султанская армия предприняла грандиозный поход в Закавказье и Восточную Анатолию. Достигнув крепости Нахичевань, сельджукское войско разделилось на две части: одна вторглась в Грузию, а другая направилась к границам Византии. Алп-Арслан прошел через Джавахети и Лори, захватил Ани и Карс. Вся страна была опустошена, церкви обращены в мечети, а жители большей частью перебиты или обращены в рабство.
1065 г. Поход в Сирию и Палестину. Взятие Алеппо. Захват Мекки и Медины [по некоторым данным, источник уточняется].
Алп Арслан совершил поход против кочевников, обитавших на границе с Хорезмом и Гурганом. Сельджукское войско нанесло удар жившим на полуострове Мангышлак кипчакам и туркменам, обезопасив тем самым торговый путь из Восточной Европы в Западный Казахстан и Среднюю Азию. Захват сильной крепости Мангышлак.
1066 г. Поход к низовьям Сырьдарьи. Захват Дженда.
1067 г. Победа сельджуков над византийцами у Левитане в Севастии.
1069 г. Арп Арслан напал на Иконий (Конью) и взял его.
1070 г. Атакован Хонас на берегу Эгейского моря.
1071 г. Битва при Манцикерте. Сельджуки разбивают византийцев, после измены части печенежских войск в составе византийской армии. Император Роман попадает в плен. Эта победа открыла племенам огузов и туркмен дорогу в глубь Малой Азии.
1072 г. Был заключен мир с византийцами и Арп Арлан обратил свои взоры на восток, чтобы привести к покорности поднявшегося хорезмийского шаха. Будучи в походе, Арп Арлан был убит одним из пленных, когда пытался самолично его казнить.
Султаном стал его сын Мелик-шах, который в этом же году подавил восстание своего дяди Кавурда – правителя Кирмана. Битва состоялась у Хамадана.
Султан отправил армию во главе с Атсызом ибн Уаком для овладения Сирией. Атсыз с помощью туркменских ополчений вторгся в Палестину, захватил Рамлу, осадил Иерусалим.
1074 г. Султанская армия двинулась на Самарканд, находившийся под властью караханида Шамс ал-Мулька. Недалеко от современного Карши ханское войско было разбито, и Сельджукиды овладели Бухарой и Самаркандом.
1076 г. Захват Дамаска.
1077 г. Сельджуки овладевают Никеей, затем Иконией. Впоследствии, Никея стала основой Румского Султаната.
1079 г. Состоялся поход в Армению и против усилившегося Грузинского царства.
1086 г. Новый поход в Закавказье, закончившийся полным покорением Шаддадидов и ширваншахов.
1089 г. Новая военная кампания против Ахмад-шаха (Западно-караханидское ханства), во время которой войско Мелик-шаха захватило Фергану и достигло границ Восточного Туркестана. Западно-караханидское ханство становится вассалом сельджуков. Восточно-караханидское ханство также признает власть Малик-шаха.
1090 г. Сельджукский наместник Аламута (крепость находится на северо-запад от Рея, в 100 км) Алави Махду сдал крепость лидеру исмаилитов (низаритов) Хасану ибн Саббаху за 3000 золотых динаров. Захват Аламута и долины реки Рудбар положил начало исмаилитскому государству в сельджукских владениях. В течение нескольких лет приверженцы Хасана ибн Саббаха захватили множество городов (Каин, Тун, Туршиз, Заузан, Табас, Хур) и крепостей (Ламасар, Гирдкух, Танбурак) в Кухистане, Фарсе, Хузистане и Мазандаране.
Появления этого государства стала постоянной головной болью для сельджукидов, которые так и не смогли полностью истребить «исмаилитскую ересь» в своем государстве. Конец ей положило только монгольское нашествие.
1092 г. Смерть Мелик-шаха. Таркан-хатун, жена покойного султана, подкупила многих военачальников и добилась провозглашения своего четырехлетнего сына Махмуда верховным правителем государства. Однако против, нее выступил сын Маликшаха от другого брака – Беркиярук, которого поддержали сторонники Низам ал-Мулька. Беркиярук ушел в Рей, где был объявлен султаном. В истории Сельджукской державы впервые появилось два соправителя: Махмуд – в Исфахане и Беркиярук – в Рее. Имена обоих братьев упоминались на равных в хутбе и были отчеканены на монетах. Однако мирный период двоевластия продолжался относительно недолго.
Восстание в Хорасане. Восстал дядя Беркиярука – Арслан Аргун, предъявивший свои претензии на область Хорасана. Он сравнительно легко овладел Мервом, Серахсом, Балхом и Термезом.
1094 г. Состоялось решающие сражение между сторонниками двух правителей. Победили те, кто поддержал Беркиярука. Он и был признан верховным правителем Сельджукской империи.
В это же время поднял мятеж родной дядя Беркиярука – Татуш, правитель Сирии и части Палестины. Но мятеж был подавлен, решающая битва произошла около Рея.
1095 г. Войска Беркярука терпят поражение в Хорасане от Арслана Аргуна. Но позднее он был убит своим рабом и Хорасан перешел в руки Санджара – сына Мелик-шаха.
1099 г. Восстание Мухаммада, также известного как Мелик-шах II (брат Беркиярука) – правителя Азербайджана и Аррана. Он занял Рей и был провозглашен верховным султаном.
1100 г. Большое сражение между Беркияруком и Санджаром в Хорасане. Беркиярук разбит.
1104 г. После ряда сражений с переменным успехом между Беркияруком и Мухаммадом было заключено мирное соглашение. Беркярук сохранил большую часть Западного и Центрального Ирана, Персидского и Арабского Ирака. Мухаммад прибавил к своим владениям северо-западные области Ирана, Мосул, Сирию. Согласно договору верховным султаном был объявлен Беркиярук, а наследником его власти — Мухаммад.
1118 г. Умер Мухаммад, считавшийся верховным правителем всей Сельджукской державы. Наследником трона стал его сын Махмуд, претендовавший на титул «великого» султана. Однако против него выступил Санджар, управлявший восточными областями. Основным ядром основанного им нового государства стал Хорасан. В его руках оказались также Балх, Хорезм и Гурган – богатая провинция на юго-восточном побережье Каспийского моря. Сам Санджар считается последним Великим Сельджуком. Правил он до 1153 г., а умер в 1156 г.
С приходом Махмуда к власти некогда обширная Сельджукская держава фактически распалась на три крупные части:
Хорасанский (Восточносельджукский),
Иракский (Западносельджукский) и
Румский (Малоазиатский) султанаты.
1141 г. Вторжение каракитаев на территории Мавераннахра и Хорезма. Они наносят сокрушительное поражение Санджару и указанные области отходят в их владения.
1153 г. Восстание огузов, кочевавших близ Балха. Они также наносят поражение Санджару и берут его в плен, но впоследствии он бежит. После победы над Санджарам огузы разорили весь Хорасан (сожжены Мерв и Нишапур).
1156 г. Смерть Санджара и окончание эпохи Великих Сельджуков.
Далее рассматривать историю сельджукских султанатов не входит в первоначальные задачи нашего описания кочевых народов, т.к. сельджуки фактически осели на землю. Но дальнейшие события не менее интересны, чем описанные выше. Подробнее изучить данный вопрос можно тут – Райс Т. Сельджуки. Кочевники – завоеватели Малой Азии (хотя изложение достаточно сумбурное и имеющие некоторые нестыковки), либо — История Востока. Т.2 Восток в средневековье. В этой же книге можно найти описание построенной сельджуками государственной машины и расцвета при них культуры и искусства.
К этому можно также добавить, что держава Сельджукидов возникла в результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Главной военной и политической опорой Сельджукидов на первых порах были ополчения кочевников-туркмен, огузов и отчасти кипчаков. Однако в ходе завоеваний, уже в правление Тогрул-бека (1038-1063), происходит замена иррегулярных отрядов кочевников постоянным феодальным войском. Сельджукские правители начинают постепенно отходить от массы своих соплеменников и все больше сближаются с земледельческой и служилой аристократией покоренных народов. Т.е. государства сельджукидов превратились из единой «кочевой» империи в обычные государства восточного типа, где основа населения – это земледельцы.
Можно выделить некоторые основные факторы раскола Сельджукского государства:
— сельджукская правящая династия, после объединения тюркских народов и создания Сельджукского государства, стала опираться на иранскую чиновную и арабскую духовную знать. Сельджукские султаны перестали соблюдать тюркские традиции, огузских вождей больше не вызывали на курултай для решения важных государственных дел, предпочитая правление по персидскому образцу, где шах был единоличным правителем. Все это, в свою очередь, развивало сепаратистские тенденции среди огузских вождей и отделяло султанов от основной массы своих тюркских сородичей;
— объединение всех народов и племен вокруг ислама и на основе этого создание мусульманской империи во главе с халифом не выдержало испытания временем. Халифат распался. Нужна была новая идея. У сельджукских правителей ее не было, и в продолжение прежней идеи о всеобщей мусульманской державе они усилили старую борьбу за чистоту ислама (суннитского направления);
— у огузов, принявших ислам в Сельджукском государстве, тюркские традиции уходили в забвение, национальные чувства притуплялись, заменялись религиозными. Новые поколения теряли свои исторические и национальные корни древней культуры, традиции предков;
— начиная войну с исмаилитским тайным орденом, сельджукские правители не доводили ее до победного конца, а это не только отражалось на престиже государства, но и ослабляло его, так гак исмаилиты запугивали и расправлялись с лучшими сельджукскими воинами. Имам исмаилитов – «горный старец» направлял своих убийц на самых талантливых и энергичных эмиров. Места убитых занимали менее способные, а то и вовсе бездарные. Исмаилиты в этой войне не победили, тем не менее такой целенаправленный геноцид за 50 лет подорвал генофонд и этническую систему Сельджукского государства.
Военная тактика
За время перехода орды сельджуков Амударьи и начала схватки с Газневидами и до создания ими огромной империи прошло менее 60 лет (с 1035 до 1092 г.). Но за это время произошел и переход от использования народного ополчения (состоящего из простых кочевников) до создания регулярной армии.
К тому же, в отличие от предшествующих государств Саманидов и Газневидов держава Сельджукидов возникла в результате крупных завоеваний, сопровождавшихся переселением больших масс кочевых племен из Средней Азии и Казахстана в страны Ближнего и Среднего Востока и Передней Азии. Главной военной и политической опорой Сельджукидов на первых порах, как уже было сказано, являлись ополчения кочевников — туркмен, огузов и отчасти кипчаков. Однако в ходе завоеваний, уже в правление Тогрул-бека (1038-1063), происходит замена иррегулярных отрядов кочевников постоянным феодальным войском. Сельджукские правители начинают постепенно отходить от массы своих соплеменников и все больше сближаются с земледельческой и служилой аристократией покоренных народов.
С началом походов в Грузию и Азербайджан мы наблюдаем следующую тактику ведения войны. Разграбление и захват территорий происходил рейдами. Участники рейда собирались на заранее условленном месте, где их делили на четыре равные по силе группы. Затем группы выстраивали по сторонам квадрата, соответствующим сторонам света. После этого каждая группа выдвигалась в заранее обусловленную точку, где группу вновь делили, на этот раз уже на три равные по численности подгруппы. Со своих позиций все войско выступало одновременно, направление его движения было подобно направлению лучей раскрытого веера. Продвигаясь вперед, разбившееся на группы войско грабило и уничтожало все попадавшиеся на его пути селения до тех пор, пока намеченная цель не была достигнута. Затем сельджуки быстро отступали с награбленным, вновь собираясь в единое войско в полном соответствии с тем же принципом, согласно которому они выстраивались перед рейдом.
Общественное устройство
Как видим, сельджукское нашествие не было единовременным актом, а осуществлялось в несколько этапов. Завоевательные войны оказали влияние на судьбы не только покоренных сельджуками стран, но и самих кочевников, участвовавших в создании нового государства. Заметные перемены в жизни огузо-туркменских племен, происходили по мере расселения их в Хорасане, Иране, Ираке, Сирии, Закавказье и Малой Азии. Наблюдался переход компактных групп кочевников к полуоседлому и оседлому быту и земледельческому хозяйству. Распадались старые родо-племенные связи; новый стимул к дальнейшему развитию получили феодальные отношения, хотя еще длительное время сохранялись пережитки архаических институтов. Сельджукская знать начинает постепенно сливаться с феодальной аристократией покоренных стран. В значительной степени этому содействовала раздача племенным вождям пастбищ и земель на правах частной собственности (мильк) и условного держания (акта).
В результате сельджукских завоеваний прежние органы власти, существовавшие у огузов и туркмен, оказались непригодными для осуществления господства над покоренными странами. Появляется необходимость создания более развитого и действенного феодально-бюрократического аппарата. Складывание новой государственной системы начинается еще в 30-х годах XI в. и завершается в основном в правление Мелик-шаха.
Политика и политическое управление (начиная с XII века)
Во времена Сельджукидов было принято передавать трон от отца к сыну – как правило, старшему, хотя случалось, что кто-то из членов семьи султана вдруг вспоминал о древней традиции огузов, согласно которой, как и в Киевской Руси, престол передавался старшему брату покойного правителя, а не его старшему сыну. Когда претенденты начинали активные действия в этом направлении, проблему обычно решали путем применения силы и трон получал победитель. В Персии после смерти Малик-шаха ослабевшая центральная власть больше не могла осуществлять полный контроль над своими вассалами, поэтому многие из них превратились в самодержавных правителей довольно больших территорий. Некоторые взяли себе титулы атабеков (что означает «князь — отец»), совершенно не задумываясь о том, что данный титул был изобретен Алп Арсланом для Низам ал — Мулька, когда того назначили наставником юного Малик-шаха. Следующие султаны также воспринимали данный титул как прерогативу человека, занимавшего на тот момент пост наставника наследника престола, – на эту должность султан всегда назначал того, кому больше всего доверял – это был министр-администратор. Даже в последние десятилетия существования империи, когда мелкие князьки брали себе титулы, на которые не имели никакого права, султаны — Сельджукиды не давали этого почетного титула никому из своих подчиненных, кроме визирей. Один из последних случаев вполне правомочного присвоения данного титула – это когда Кейкубад дал его своему кади, или верховному судье, при назначении того на пост визиря. То, что министр был достоин чести его носить, подтвердил тот факт, что он погиб, защищая своего суверена во время случайной стычки с монголами.
В XIII веке функции визиря, или премьер-министра, у сельджуков исполнял перване, или лорд-канцлер; кроме того, перване возглавлял государственный совет – диван. По поручению султана он отвечал за внутренние дела страны, а в отсутствие суверена должен был председательствовать на заседаниях кабинета. Вторым по значению после визиря был главнокомандующий. Следом за ним в иерархии шел кади, или верховный судья, который обычно был из Багдада; поскольку в основе правовой системы Сельджукидов лежал Коран, кади либо совмещал этот пост с должностью главного муфтия – верховного религиозного деятеля страны, либо, согласно положению в иерархии, делил обязанности судьи с муфтием – в этом случае они решали различные административные вопросы вместе. Когда кади совмещал эти должности, его политический вес в Малой Азии возрастал настолько, что практически достигал уровня влияния Шейх Уль-Ислама в мусульманском мире.
Однако своим духовным вдохновителем народ считал не этих должностных лиц, а султана; прекрасным примером в этом смысле был Ала ад-дин Кейкубад I. Он верил глубоко и истово, его благочестие было подлинным, каждое утро он читал утреннюю молитву шафии и 5 молитв ханифы; перед подписанием ежедневных эдиктов дивану он совершал омовения, поскольку в представляемых ему на подпись документах упоминалось имя Аллаха. За главным кади и муфтием следующими в иерархии были эмиры, возглавлявшие различные войсковые соединения. Эти официальные лица входили во внутренний кабинет, а на заседаниях дивана к ним присоединялись некоторые представители высшей знати и племенные вожди – это был своего рода консультативный совет.
В целом сельджуки были готовы принимать новые для них местные обычаи, но только до тех пор, пока они не вступали в противоречие с их религиозными догматами. При покорении Малой Азии, после того как закончилась его начальная стадия, сопровождавшаяся грабежами и убийствами, они не демонстрировали желания нарушать привычный уклад жизни покоренного народа, а старались сохранить местные законы и обычаи и с готовностью приняли существовавшую там систему землевладения. В тех случаях, когда они считали необходимым что-то изменить, они действовали так же, как это делали Великие Сельджуки при введении различных новшеств в Персии. Самые важные реформы сельджуки произвели в сфере законодательства. Убийство у них наказывалось смертной казнью, которая иногда заменялась выплатой денег семье пострадавшего. Приводя смертный приговор в исполнение, осужденного могли задушить, повесить или обезглавить, а в самых крайних случаях с него заживо сдирали кожу, из которой затем делали чучело, возили его по всему городу, потом помещали в построенную специально для этого хижину и публично сжигали. Менее серьезные преступления карались ссылкой, публичным избиением плетьми или даже конфискацией имущества.
Религия
Четыре сына и преемника Сельджука – Микаил, Юнус, Муса и Исраил укрепили свою власть в Бухаре и Самарканде. Факт выбора еврейских имен для двоих сыновей, похоже, подтверждает предположение Д. Данлопа о том, что Сельджук вместе с несколькими придворными вполне мог последовать примеру дружески относившихся к его отцу хазар и принять иудаизм.
Однако некоторые российские ученые [Гумилев] считают этот факт свидетельством того, что религией сельджуков стало христианство. Точный ответ на этот вопрос дать сложно отчасти потому, что с очень ранних времен все племена огузов стали жертвой миссионеров различных мастей. Сначала это были буддисты, пришедшие в III веке нашей эры в Среднюю Азию из Индии, – тогда для записи текстов огузы начали использовать индийский алфавит, но вскоре отказались от него ради согдийского, или древнеперсидского письма.
За буддистами к огузам пришли манихеи, а вскоре после них христиане. Вполне возможно, что представителям каждой из этих религий удалось обратить в свою веру какую-то часть кочевников. Как бы то ни было, христиане никогда не пользовались среди них особым влиянием, даже буддисты не смогли закрепиться там надолго и сдали позиции под напором религии Сасанидов, а ее, в свою очередь, в VII и VIII веках сменила религия торговцев-арабов, которые во все более возрастающих количествах устремлялись через Среднюю Азию в Китай. Хотя присутствие арабов в Средней Азии положило конец персидскому господству там, сначала они не могли оказывать влияние на религиозные воззрения огузов, большинство которых, вероятно, были шаманистами. Однако неуклонный рост численности арабов постепенно начал давать знать о себе, и к середине IX века расположенные по берегам Окса крупные города были вынуждены строить мечети для проживавшего в них арабского населения. Так огузы познакомились с исламом, и к концу X века – где-то между 920 и 960 годами – сельджуки стали ревностными сторонниками Мухаммеда.