Окончание бижневосточного похода. Мамлюки. Начало распада Монгольской империи
Хулагу без колебаний расправлялся не только с жителями города, но и с его культурным наследием. Были разрушены прекрасные дворцы, мечети, больницы, государственные здания, Дом Мудрости — исламская академия и ее библиотека, которая содержала важнейшие научные рукописи того времени по медицине, астрономии и другим сферам. Книги и свитки сбрасывались в реку, чтобы сделать по ней переправу. Говорят, Тигр был черным от смытых со свитков чернил и красным от крови ученых и философов. Город был в огне и агонии.
Все дети халифа, кроме одного, были уничтожены. Единственного выжившего отправили к хану Мункэ в Монголию, где он и прожил, не имея никакой политической власти и влияния.
Багдад лежал в руинах, не одно столетие ушло на восстановление города. Население истребили, здания и культурные памятники уничтожили, ирригационная система была разрушена, и сельское хозяйство пришло в упадок. Разорение города привело к закату Исламского Золотого века и окончанию династии Аббасидов. По мнению ученых, для мусульманского мира падение Багдада стало тяжким ударом: ислам стал более консервативным и нетерпимым, а интеллектуальный потенциал цивилизации был потоплен в водах Тигра.
Оставшиеся Аббасиды бежали в Египетский Каир, где сохранили титул халифов, но после падания Багдада уже более никогда не имели хоть какой либо существенной власти.
Из Багдада Хулагу двинулся на север, сначала к Хамадану, а затем — в Восточный Азербайджан, к городу Мараге, который намеревался сделать своей столицей. Он принял здесь своего вассала Бадр ад-Дина Лулу, правителя Мосула. Ранее нойон Урукту был направлен для взятия города Эрбиль. Его правитель Тадж ад-Дин ибн Салайя покорился монголам, но защищавшие крепость курды отказались сдаться. Долгая осада успеха не принесла. Бадр ад-Дину было поручено захватить Эрбиль, что тот и сделал, когда летняя жара заставила курдов покинуть город.
Хулагу продвинулся к Тебризу, где в августе принял мусульманских властителей, прибывших выразить покорность и поздравить с победами, в частности Саада, сына атабека Абу Бакра из Фарса, и братьев Изз ад-Дина Кей-Кавуса II и Рукн ад-Дина Кылыч-Арслана IV из Конийского султаната.
Трофеи, захваченные при разгроме низаритов и аббасидов, были частью переправлены на хранение в замок на острове Шахи озера Урмия, частью — посланы великому хану Мункэ вместе с известиями о завоеваниях в Иране и Ираке и планами вторжения в Сирию.
После завоевания Алеппо в 1260 году казалось, что монгольскому господству в Сирии ничто не угрожало. Однако то, что Хулагу с большей частью своего войска пришлось отойти назад, имело в первую очередь политические причины: его брат Великий хан Мункэ погиб во время осады одной из китайских крепостей (рыбацкого города Хэчжоу на месте современного Чунцина). О причинах смерти источники повествуют по-разному. Внезапная смерть брата вынудила Хулагу оставить кампанию в Сирии и Египте и фактически привела к возобновлению борьбы за власть и распаду Монгольской империи. Становиться наследником Мункэ Хулагу, судя по всему, не хотел, но стремился избежать конфликтов с враждебными ему двоюродными братьями из Золотой Орды, властвовавшими в низовьях Волги.
В Сирии остался Китбука-нойон (по происхождению найман) – монгольский военачальник, государственный деятель, полководец, известный участием в ближневосточном походе Хулагу. В августе 1252 года именно он был отправлен с передовым отрядом в 12 тысяч человек против иранских исмаилитов-низаритов. В его распоряжении, кроме своих туменов, было несколько тысяч всадников сирийских союзников монголов.
Но насколько монголы превосходили по численности любого противника, настолько же они были уязвимы — с точки зрения обеспечения такого большого количества людей — и сильно зависели от наличия пастбищ и источников воды. Завоевание Сирии далось им относительно легко, потому что эта страна к тому времени распалась на мелкие конкурирующие друг с другом государства айюбидских князей, потомков Саладина, завоевавшего в 1187 году Иерусалим и изгнавшего оттуда крестоносцев. Раньше Айюбиды властвовали в Египте — до тех пор, пока не проиграли борьбу мамлюкам. И именно мамлюкам удалось остановить победное шествие монголов по всему миру (по крайней мере в этом направлении). Именно они сумели выиграть сражение с монгольской армией.
Кто же такие мамлюки
В исламском мире с IX века, еще во времена халифата Аббасидов, стал развиваться и укоренился такой военный класс, как мамлюки (воины-рабы). Изначально мамлюки происходили из Средней Азии. В IX веке халифы принялись скупать на границах степей в огромных количествах молодых турецких рабов, которых они обращали в ислам и делали солдатами. Эти военные рабы должны были стать надежной гвардией и противовесом для ненадежных племен, составлявших большую часть тогдашних мусульманских армий. Если быть точнее, в арабском слово “раб” именно как невольник обозначается другим словом — «абд». А когда арабы говорили “мамлюк”, то имели в виду раба-воина.
Костяк мамлюков составляли тюрки из кыпчакских племен (потомки кыпчаков в настоящее время живут в России и соседних странах — казахи, татары, башкиры, ногайцы, киргизы). В число мамлюков входили и уроженцы Кавказа, в основном, черкесы, были среди них и представители других горских народов, а также и славянские юноши. Захваченных в плен юношей обучали военному ремеслу. Отрезанные от родной земли, они принимали ислам. Их семьей становилась армия, а отцами – командиры. Мамлюки имели свой собственный кодекс чести, образ жизни оставлял отпечаток и на мировоззрении
К концу IX-го века такие воины-рабы стали доминирующим элементом в армии. А свой расцвет мамлюки пережили в Египте XIII века. Они стали войсковой элитой, на которую опирались правители Айюбидской династии, потомки прославленного Саладина аль-Айюби, в свое время освободившего Иерусалим от крестоносцев. После распада Аббасидского халифата мамлюки использовались во всём исламском мире в качестве основы военной мощи. Фатимидский халифат (909—1171 годы) в Египте насильно забирал юношей армян, тюрок, нубийцев и коптов из их семей, чтобы обучить их в качестве солдат-рабов. Они составляли основную часть их вооружённых сил, и правители отбирали ценных рабов для службы в своей администрации.
Могущественный визирь Бадр аль-Джамали (видный государственный деятель Фатимидского халифата при халифе аль-Мустансире) , например, был мамлюком из Армении. При Саладине и Айюбидах власть мамлюков возросла, и в 1250 году они свергли в Каире династию Айюбидов и провозгласили Мамлюкский султанат, просуществовавший до 1517 годы. В 1261 году под власть султаната перешли исламские святыни Аравии — Мекка и Медина.
Правление мамлюков продлилось порядка трех веков. Конец их независимой власти был положен османами, в результате успешных действий которых Египет вошел в состав нового могущественного единого мусульманского государства. Но даже после этого мамлюки продолжали влиять на политику в регионе еще несколько веков. Вплоть до времен прихода в Египет Наполеона – в его Великой армии подразделение мамлюков отличалось не только своим необычным для Европы внешним видом, но и безумной храбростью и неудержимым напором в атаке.
Мамлюки имели свой собственный комплекс военной и физической подготовки, называемый фурусия. В него входила стрельба из лука, фехтование, упражнения с копьем и другим оружием, ну и, конечно, борьба. Мамлюки также обучались владению арбалетом в конном и пешем строю. В походе воин-мамлюк имел всего одну лошадь, а также одного или двух верблюдов для перевозки багажа и снаряжения. Конница мамлюков была обучена маневрированию, ложным отступлениям и прочим приёмам. Пехота была способна преодолевать большие дистанции и быть готовой к отражению неожиданных нападений. Пехота также была обучена эффективно действовать против кавалерии. Нужно сказать, что мамлюки редко использовали пеших воинов в боях, в большинстве случаев полагаясь на кавалерию. Кавалеристы из элитных подразделений были обучены боевым действиям и в пешем строю, умели они сооружать и полевые укрепления. Во время сражения мамлюки старались выбрать наиболее удобную позицию впереди холмов, во избежание неожиданной атаки противника в тыл.
В армии мамлюков не было единообразной униформы, однако многие носили красную или жёлтую одежду. Большинство знамён были жёлтого цвета, так как этот цвет был цветом прежней Айюбидской династии. В качестве великолепной тренировки мамлюкам служила охота, организованная наподобие монгольской, во время которой проводились масштабные облавы на животных.
Изначальный статус невольников не мешал этим великолепным воинам впоследствии становиться видными полководцами и входить в политическую элиту государства. Впрочем, мамлюкские султаны вскоре начали собственную игру и фактически взяли власть в свои руки. Это произошло в поздние времена империи Аббасидов и вскоре стало нормой в Египте: у властвовавших там мамлюков осталась традиция рекрутировать в свою армию молодых людей из Азии.
Особняком среди мамлюков стоит имя султана Бейбарса*. Считается что он родился в половецкой степи между Волгой и Уралом. По сведениям историка ан-Нувайри, Бейбарс был тюрком и происходил из кыпчакского племени Ельборили. Захваченный в юности в плен монголами, он был продан в рабство за 800 дирхемов дамаскскому купцу. Заметив на его глазу бельмо, купец расторг сделку. Тогда его купил эмир мамлюков Айдакин аль-Бундукдар.
Юноша получил новое имя — Бейбарс аль-Бундукдари в честь своего эмира. Как и все мамлюки того времени, он прошел армейскую подготовку на острове ар-Рауда на реке Нил, где показал выдающиеся воинские качества. Со временем стал командовать айюбидской армией. Впоследствии он прославился в битве с крестоносцами. Тогда мамлюки захватили в плен короля Франции Людовика IX — впоследствии тот выкупил свою свободу. Затем последовало свержение Туран Шаха, правителя Египта, который после смерти отца пьянствовал и пренебрежительно относился к своим военачальникам, вплоть до оскорблений и рукоприкладства. За это он был сурово наказан лично Бейбарсом — казнен. Но престол в тот момент занял мамлюк Айбек. Он женился на вдове старого султана. Позже она его и убила.
В конце концов, в череде дворцовых интриг Бейбарс, поддерживаемый мамлюками, стал султаном Египта. И правил им 17 лет. Помимо военных успехов, таких, как победа над монголами и крестоносцами, Бейбарс известен ещё и тем , что за время его правления Египет превратился в могущественную державу. Строились каналы и судостроительные верфи, дворцы, мечети, развивались ремесла, земледелие, науки, торговля и искусство.
В историю исламского мира золотыми буквами вписано имя и другого уроженца современной Средней Азии – хорезмийца Кутуза, который внес огромный клад в разгром считавшихся непобедимыми монголов. Битвой при Айн аль-Джалуте мамлюками был положен конец их ближневосточному походу.
Вообще династия мамлюков, по признанию современников, вдохнула новую жизнь в исламскую цивилизацию. К примеру, власть больше не передавалась по наследству. Султана избирали. Это положительно сказалось на развитии всего региона. В период правления мамлюкских султанов было создано и множество художественно-литературных произведений. Некоторые даже дошли до наших дней. Тогда же в Египте жили и работали два величайших историка того времени – аль-Макризи и Ибн Халдун. Их труды оказали влияние на европейскую и на мировую науку вообще. Кстати, Ибн Халбдун, также считающийся основателем социологии и первым политэкономом, как раз составил важный труд об избирательной системе мамлюков.
Возвращаемся к монголам.
Командующим оставшихся в Сирии после отъезда Хулагу монгольских войск был назначен Китбука. Ему были поручены сравнительно малые силы (10—20 тысяч или даже 10—12 тысяч, включая подкрепления от союзных армян и грузин). Хулагу оставил своего военачальника со столь немногочисленным войском, видимо, неверно оценив силы своих противников в Египте; возможно, он был введён в заблуждение информацией, полученной от захваченных в Сирии пленников. С другой стороны, Хулагу был вынужден забрать львиную долю войска, вероятно, понимая, что вскоре после смерти Мункэ неизбежно вспыхнет конфликт с Джучидами за спорные территории в Закавказье. Претензии Хулагу на них, по всей видимости, были недостаточно обоснованными, и есть некоторые указания, что, по меньшей мере, пастбища северо-западного Ирана должны были принадлежать Джучидам по праву.
Китбуке было поручено сохранить уже завоёванное. По сведениям Ибн аль-Амида, он должен был к тому же зорко следить за франками прибрежных крестоносных государств. Отступая, Хулагу отправил посольство к мамлюкскому султану Кутузу в Каир со следующим ультиматумом:
«Великий господь избрал Чингисхана и его род и [все] страны на земле разом пожаловал нам. Каждый, кто отвернулся от повиновения нам, перестал существовать вместе с жёнами, детьми, родичами, рабами и городами, как всем должно быть известно, а молва о нашей безграничной рати разнеслась подобно сказаниям о Рустеме и Исфендияре. Так что, ежели ты покорен нашему величеству, то пришли дань, явись сам и проси [к себе] воеводу, а не то готовься к войне»
— Джами' ат-таварих (историческое сочинение на персидском языке, составленное в начале XIV века визирем государства Хулагуидов Рашид ад-Дином по приказанию ильхана Газана).
В ответ на это требование Кутуз, по инициативе Бейбарса, приказал казнить послов и готовиться к войне. Мамлюки собрали войско и отправились на север.
Китбука тем временем продолжил завоевания из Сирии на юг — в Палестину, монголы вошли в Самарию и жестоко расправились с Айюбидским гарнизоном Наблуса. Далее монгольские отряды беспрепятственно заняли Газу, султан ан-Насир Юсуф был взят в плен и выслан к Хулагу, монгольские гарнизоны в 1000 человек были размещены в Газе и Наблусе. Навстречу Китбуке двинулась армия египетских мамлюков под командованием Кутуза и Бейбарса.
Поскольку мамлюки продвинулись по побережью почти до самого Аккона, 3 сентября 1260 года их войска сошлись в битве при Айн-Джалуте. Монголы пришли туда с севера, а мамлюки с юга.
Монголы атаковали мамлюков, прибегнув к своей обычной тактике: линия всадников понеслась галопом на противника, они выпустили свои стрелы и вновь присоединились к основным силам. Тем самым им удалось нанести серьезный урон левому флангу мамлюков. Однако на правом фланге Бейбарс сумел вместе со своим войском пробиться сквозь силы союзников монголов. Когда те обратились в бегство, Бейбарс напал на центральные силы Китбуки, который к тому моменту уже погиб в бою. Потеряв своего полководца и к тому же не имея возможности маневрировать на неровной поверхности, оставшиеся в живых монгольские воины отступили и больше не смогли перейти в контрнаступление.
Так 3 сентября 1260 года в битве при Айн-Джалуте монгольское войско потерпело поражение. Мамлюкские предания отзываются о Китбуке с уважением, изображая его великим воином, который отказался отступать, когда монголы были явно разбиты.
Войско мамлюков также состояло преимущественно из всадников, но было намного более профессионально подготовлено. Оружие они получали из арсеналов. Лошадей у них было меньше, чем у монголов, но зато их животные были крупнее и выносливее. Лучше была и их тактическая дисциплина, а солдаты имели в распоряжении оружие, жизненно необходимое в борьбе с крестоносцами. Таким образом, мамлюки превосходили монголов в ближнем бою, в то время как те полагались, в первую очередь, на луки и подвижность и маневренность своих лошадей.
Хотя Хулагу, находившийся в западной части Ирана, отправил в Сирию подкрепление, эти войска оказались уничтожены мамлюками. Байбарс к тому моменту успел стать их от главнокомандующим и умело оборонялся по линии Евфрата. Монгольские ханы предприняли еще несколько попыток отвоевать утраченные территории и пробиться обратно в Сирию, но поскольку все эти попытки остались тщетными, стало понятно, что в этой битве действительно решился дальнейший ход мировой истории.
Причем в самых разных смыслах. Степным туркам удалось то, чего не смогли добиться многочисленные мусульманские эмиры: они победили монголов и заставили тех обратиться в бегство. Теперь оказалось, что мамлюки стали спасителями ислама, и тем самым им удалось легализовать узурпированную власть.
В статусе «защитников ислама» мамлюки вскоре стали применять собственные средства власти против других «неверных». Из Египта и Сирии они окружили последние остававшиеся там владения крестоносцев, в 1291 году завоевали Аккон и окончательно изгнали оттуда христиан.
Однако победить монголов мамлюкам удалось не только благодаря своей мощи. В письме Хулагу французскому королю Людовику IX монгол писал, что сирийские пастбища «истощены», в связи с чем дальнейшее снабжение войск было невозможно. Таким образом, не в последнюю очередь причиной поражения монголов стали неблагоприятные экологические условия в Сирии и Палестине. Их огромным стадам оказалось попросту негде разгуляться в небольшом по территории Леванте.
Во второй половине XIII века начался распад Монгольской империи и закончился в 1266 году, когда каждый из ханов каждого улуса (кроме Хубилая, который управлял ядром империи) объявили себя независимыми и признали друг друга, как независимых ханов отдельных улусов, во главе которых стояли чингизиды.
Одним из осколков империи стало государство Хулагуидов , правившее на Ближнем и Среднем Востоке в середине 13 — середине 14 века и включающее в себя Иран, большую часть современного Афганистана и Туркмении, большую часть Закавказья, Ирак и восточную часть Малой Азии. Правители государства носили титул ильханов. Основатель — Хулагу, о котором мы говорили выше.
В тот период Ислам был распространён в странах Персии, где и основал свой ильханат Хулагу-хан. Чтобы противостоять нападениям со стороны Берке-хана и египетского султана, Хулагу заключил на востоке союз с крестоносцами.
Этому способствовало и то, что любимая жена Хулагу-хана была христианкой. Она и постаралась привлечь мужа на сторону своих братьев по вере. Плюс к этому сын Хулагу Абака-хан был женат на дочери императора Константинополя.
Однако сам Абака-хан, как и Хулагу, не принял Христианство. Тем не менее, в ханском дворце всегда присутствовало множество христианских священников. Также Хулагу отправлял послов к некоторым правителям Европы, переписывался с королём Франции Людовиком IX, сицилийским королём Карлом I Анжуйским и с королём Арагона Джеймсом (Хайме I), с которыми он хотел заключить военный союз.
С этой же целью Хулагу-хан в 1274 году отправил делегацию из шестнадцати человек в Лион, где руководитель монгольской делегации принял христианскую веру. Он был крещён в купели вместе с несколькими спутниками, которые также перешли в новую веру.
Христианские правители очень надеялись, что и Абака-хан примет христианство, но с течением времени эти надежды превратились в мираж. Его брат Текудер (мусульманское имя — Султан Ахмед), седьмой сын Хулагу, который после Абака-хана взошёл на трон хулагуидов, стал первым монгольским ильханом в Персии, принявшим Ислам.
В 1295 г. хулагуидский трон занял Газан-хан. Он радикально изменил отношение официальной власти к исламу. Ещё до восшествия на престол (16 июня 1295 года) Газан-хан принял ислам и был наречен мусульманским именем Махмуд. Принятие ислама Газан-ханом обеспечило преобладающую позицию государства Хулагуидов (Эльханидов) в системе международных отношений Ближнего и Среднего Востока. Для укрепления государственной власти и стабильности политической системы огромной империи был крайне важен оптимальный выбор объединяющей государственной идеологии. Путь, начатый Ахмедом Текударом, успешно завершил Газан-хан. С начала правления Газан-хана (Махмуда) государство Хулагуидов стало претендовать на лидерство в мусульманском мире. Своё решение нашла также проблема «легитимности» государства Хулагуидов. Государство Эльханов граничило с самыми крупными государствами того времени: с кочевыми монголами, управляемыми потомками Джучи хана, старшего сына Чингисхана (в русской историографии известно под названием Золотой Орды), с Мамлюкским султанатом в Египте и с монгольскими кочевыми племенами в Средней Азии, управляемыми потомками Чагатая – сына Чингисхана.
В 1299—1303 годах хулагуид Газан-хан, ильхан Ирана, принявший ислам, совершил три похода в Сирию против мамлюков, захватывал ее, доходил до Газы и Иерусалима, но позднее отступал. Этого было временем краткого подъёма государства.
Примерно в тоже время в Малой Азии
Опустошительное монгольское нашествие не смогло уничтожить связей тюркских племен с освоенной ими в XI–XIII вв. территорией. Вместе с тем в постмонгольский период усилилась этническая, религиозная и социальная разобщенность местного населения. Монгольское владычество подорвало авторитет сельджукских султанов. Крупные беи фактически становились независимыми от сельджукских властей. Происходила перегруппировка жителей. В восточных и центральных районах наблюдалась явная убыль населения. Многие были перебиты, другие бежали на запад, в горы, к побережью. Наиболее зажиточные переселялись в Сирию и Египет. Монголы расселяли на востоке Малой Азии новые кочевые племена, пришедшие вместе с ними. Среди них преобладали родоплеменные и кочевые традиции.
На западе социальные отношения развивались иначе. На первых порах там также активизировались объединения, в основе которых первоначально лежал не столько территориальный, сколько племенной принцип сплочения вокруг отдельных правящих родов, получивших для своего племени земли в качестве «икта» или «уджей» от Сельджукидов, ильханов либо отвоевывавших их у соседей — неверных. Страна распалась на множество отдельных бейликов (эмиратов, княжеств), фактически независимых ни от монголов, ни от их вассалов — сельджукских султанов.
В этот период изменяется психологический настрой тюркского населения Анатолии. В сельджукский период длительное сосуществование с византийскими землями позволяло надеяться на формирование здесь некого тюркско-греческого общества, в котором важную роль играла бы не только тюркская, но и греческая знать. Одним из последних проявлений этой тенденции можно считать назначение Михаила Палеолога в 1258 г. бейлербеем (управителем) Кастамону. Через год после этого он, как известно, стал византийским императором Михаилом VIII Палеологом (1259–1282 гг.). Следовательно, тогда самые знатные люди византийского общества могли служить и Сельджукидам, и Византии. В сельджукском обществе также проявлялся как политический, так и культурный синкретизм.
Выдающийся философ-суфий, основатель ордена дервишей мевлеви Джеляледдин Руми (1207–1273), получивший в народе прозвище «Мевляна» (Наш учитель), проповедуя равенство всех людей перед богом, пытался внести синкретизм даже в религию, примирить ислам и христианство. Когда Джеляледдин умер, на его похоронах присутствовали приверженцы всех религиозных течений и сект Малой Азии. И хотя он оставался мусульманином и своими проповедями скорее привлекал христиан к исламу, чем наоборот, его призывы к мирному сожительству христиан и мусульман, утверждения, что между ними нет большого различия, были показателем настроя сельджукского общества на мирное сосуществование с греческим населением.
По сравнению с победами и завоеваниями Хулагу на Ближнем Востоке успехи его брата Хубилая в борьбе против Южной Сун оставались весьма умеренными. Исполнению планов монголов на востоке мешало отсутствие у Хубилая заметного военного опыта. В отличие от братьев, которые сражались в Европе и на Ближнем Востоке, Хубилай провел большую часть жизни в монгольских землях к югу от Гоби. Там он держал двор более пышный и благородный, чем даже в Каракоруме. Войнам и битвам он предпочитал пиры и увеселения. Он растолстел, да еще и страдал от подагры, что, несомненно, не добавляло ему привлекательности в качестве военного предводителя на белом коне. Получив приказ от брата, хана Мункэ, Хубилай начал вести открытые приготовления к войне, но его армия достигла только довольно скромных успехов в войнах против пограничных с Сун княжеств на западе Китая. Хубилай продвигался очень медленно. В дополнение к трудностям, которые возникли с расширением на юг, у него было много трудностей с управлением уже подчиненными ему землями: их разрывала религиозная рознь. Буддисты и даосисты вовсю боролись между собой и мешали хану готовиться к войне.
Вместо того, чтобы посылать в Каракорум вести о победах и караваны захваченных богатств, Хубилай посылал одно за другим письма с извинениями за задержки и описания неожиданно возникших осложнений. Ученые, благорасположенные к Хубилаю, объясняют это тем, что он был зрелым и благоразумным политиком и хотел действовать с осторожностью и в полном порядке, а не спонтанно, прекрасно сочетая монгольские и китайские стратегические и тактические приемы. Другие считают, что он был просто лишен обычного монгольского военного таланта, а неудач ему удалось избежать только благодаря общему импульсу монгольского нашествия и военному превосходству его воинов и военачальников.
Хан Мункэ был сильно разочарован. Он отправил особых людей расследовать все дела, связанные с военным походом Хубилая. Эти чиновники обнаружили достаточно доказательств коррупции и мошенничества при дворе Хубилая и казнили многих его приближенных, а также лишили его самого многих финансовых прерогатив и обязанностей. Следователи вели себя примерно так же, как и когда проводили чистку в клане Угедея, и казалось, что не только власть, но и сама жизнь Хубилая стоит сейчас на кону.
Мункэ привал Хубилая в Каракорум, официально, чтобы разобраться с путаницей в налогообложении и других финансовых вопросах, а на самом деле – чтобы спросить с него за все, а в особенности за отсутствие военных успехов в войне против Сун. Некоторые советники рекомендовали Хубилаю воспротивиться желанию брата, но он не послушал их и приехал в столицу, а там отдался на милость своего старшего брата. Хубилай униженно просил прощения и клялся в верности.
Он разжалобил Мункэ и тот открыто простил его и примирился с ним. Тем не менее это мало помогло разрешить конфликт между ними и еще меньше – добиться успеха в завоевании земель Сун. Раздосадованному Мункэ пришлось придумать новый план.
Осенью 1257 года, когда войска Хулагу двигались к Багдаду, Мункэ собрал небольшой семейный курултай в долине Хорхонаг на реке Онон, неподалеку от священной горы Бурхан-Халдун. Там ему стало ясно – или, во всяком случае, он ясно объяснил это родным, -- что ему придется вести кампанию против сунского Китая самому. Хан Мункэ много воевал в европейских походах и учился военному делу у самого заслуженного монгольского военачальника – Субэдея. После смерти его учителя в 1256 году он был, наверное, самым лучшим монгольским военным лидером в империи. На время своего отсутствия по военным делам он доверил управление империей и заботу о своих детях своему младшему брату Арик-Буге. Хан Мункэ приказал Хубилаю возвратиться в свои земли и положить конец религиозной распре между буддийскими и даосскими монахами.
Мункэ использовал старинную военную стратегию своего деда, которая заключалась в том, чтобы наносить удары сперва по малым и слабым целям, а лишь затем направлять все усилия на главную. Для Мункэ это означало, что следует начать с завоевания соседних земель, таких, как Сычуань на западе и Юньнань на северо-западе. Если бы монголам удалось установить контроль над этими территориями, они могли бы ударить по династии Сун со всех сторон одновременно. В мае 1258 года, всего через три месяца после того, как Хулагу разграбил Багдад, хан Мункэ перевел войска через Желтую реку. Меньше чем за год они прошли от холодной реки Онон на границе Сибири до теплых и влажных южных земель.
Быстро подчинив себе соседние княжества, на второй год военной кампании Мункэ начал боевые действия собственно против династии Сун, но погода изменилась, стало невыносимо жарко. С таким климатом Мункэ и большинство его солдат не сталкивались ни в родной Монголии, ни в своих европейских походах. Многие монголы страдали от кровавого поноса, видимо, от дизентерии. Впоследствии по лагерю стали распространяться и другие инфекционные заболевания. Хан Мункэ тоже заболел, но выздоровел, -- а затем, 11 августа 1259 года, он неожиданно умер. Исторические источники расходятся во мнении о причинах его смерти. Китайцы пишут, что он умер от холеры, персы – он дизентерии, а другие утверждают, что его сразила вражеская стрела. Смерть хана Мункэ парализовала империю, и завоевание земель остановилось.
Вместо того, чтобы броситься сломя голову в Монголию, и принять участие в выборах нового Великого Хана, как это происходило до сих пор после смерти предыдущих трех Великих Ханов, каждая фракция старалась как можно больше обезопасить свои земли. На Ближнем Востоке победоносный Хулагу оккупировал самые богатые земли и города в империи; он владел богатством большим, чем все остальные владыки империи вместе взятые. Он уже наложил руку на часть великолепных азербайджанских пастбищ, которые раньше принадлежали его двоюродным родичам, правящим Русью. Опасаясь утратить и другие свои земли, они закрепились на своих территориях и не думали даже отправляться в Монголию на выборы. Ни Хулагу, ни Золотая Орда (так стали называться наследники Джучи в Европе) не хотели рисковать своими уже завоеванными вотчинами, чтобы бороться за титул Великого Хана.
Монгольская империя достигла своих набольших размеров при хане Мункэ, последнем из потомков Чингисхана, которого все монголы признавали Великим ханом. Впоследствии разными частями империи правили многие ханы, и многие из них претендовали на признание того, что они полноправные наследники Чингисхана, но ни один из них не был признан всеми фракциями и кланами. Хан Мункэ начал, но так и не закончил вторую Монгольскую мировую войну. Она не закончилась ни победой, ни поражением, она просто остановилась.
Его братья вели эпизодические войны, но они больше занимались друг другом, чем внешними врагами. Хубилай вдруг отвлекся от покорения династии Сун и стал бороться за титул Великого хана со своим младшим братом Арик-Бугой, который правил Монголией из Каракорума. Каждый из них созвал отдельный курултай на своей территории. Разница между двумя кандидатами и, главное, их сторонниками, была очевидной. Более образованный Хубилай получил земледельческие районы, где бесспорно популярной была китайская культура. Он никогда не пользовался особым доверием или расположением других членов Золотой Семьи. Хубилай любил город и строения. Он, казалось, чувствовал себя удобнее во дворце, чем в традиционном шатре, и, вероятно, даже немного говорил по-китайски. Он настолько отошел от обычного монгольского образа жизни, что вокруг него образовалась некая аура отчужденности, которая так и осталась с ним навсегда.
В отличие от космополита Хубилая Арик-Буга жил так же, как и остальные кочевники в степи. Как младший сын он получил титул Князя Домашнего Очага и теперь мог претендовать на титул Великого хана, как его отец, которого Мункэ посмертно сделал Великим ханом. К тому же Арик-Буга пользовался большим доверием внутри Золотой Семьи, так как представлял меньшую угрозу для их власти над их собственными царствами, а имперские настроения Хубилая вызывали некоторые опасения. В полном согласии с монгольским законом Арик-Буга созвал курултай на родине в Монголии, так же как и большинство родичей, кроме двух братьев, Хулагу и Хубилая. В июне 1260 представители всех ветвей семьи провозгласили Арик-Бугу Великим ханом на курултае в Каракоруме. Тем не менее Хубилаю удалось осуществить государственный переворот. Следуя совету своих китайских придворных, Хубилай созвал курултай на своей земле. Вряд ли кто-то еще приехал, кроме его приверженцев, но все равно этот маленький совет провозгласил его Великим ханом. Чтобы добиться верности от своих китайских подданных, он еще провозгласил себя императором в том же году и принял имя Чжунтун, Срединный Владыка. Этот титул был переводом-калькой монгольского обозначения Великого хана, как управителя центрального лагеря между войсками левого и правого крыла.
Каким бы необычным ни казалось избрание Хубилая с точки зрения монгольских законов, он твердой рукой управлял китайской армией и своим собственным военным контингентом монголов. Но что важнее всего, он контролировал поставки пищи и продуктов в Каракорум. Население степной столицы монголов сильно разрослось и уже никак не могло прокормиться только за счет стад скота в округе. Несмотря на попытки начать обрабатывать вокруг города землю, монгольский климат оказался слишком суровым для сельского хозяйства. Без постоянных и обильных поставок из земледельческих территорий, которые контролировал Хубилай, Каракорум оказался бы на грани голода.
Хубилай прекратил поставки и отправил армию на захват Каракорума. Арик-Буга отчаянно сопротивлялся, но его войска постоянно отступали под давлением огромных китайских армий Хубилая. Каракорум быстро пал, но в 1261 году Арик-Буга сумел ненадолго восстановить контроль над городом. Войска враждующих ханов встречались в битве еще два раза, но армия Арик-Буги скоро ослабла и стала разваливаться, союзники его покинули, убедившись, что молодой хан никогда не сможет справиться со своим старшим, опытным и, вероятно, более умным братом. Окончательно его подкосила самая страшная напасть, которую знали монголы – падеж скота. В 1250-1270 годах в Монголии снизилась среднегодовая температура. В такой хрупкой экологической системе, как монгольская, это имело ужасающие последствия: сократилось количество осадков, выросло меньше травы и животные стали умирать от голода. Без сильных коней и дополнительных поставок пищи из обильных земель Хубилая Арик-Буга оказался просто не в силах вести затяжную войну. Зима 1263 года выдалась особенно холодной и жестокой, и, когда пришла весна, Арик-Буга понял, что проиграл. Не в силах накормить своих сторонников, он отправился в Шанду, где и сдался на милость Хубилая в 1264 году.
Когда после борьбы братья наконец встретились, Хубилай принудил Арик-Бугу провести прилюдный ритуал изъявления покорности. Перед собравшимися придворными Хубилай стал допрашивать брата, требуя ответить, на чьей стороне была правда в их борьбе за титул Великого хана. Арик-Буга еще не потерял своей гордости и ответил: «Раньше – на нашей, теперь – на твоей». Другие члены семьи, даже Хулагу, были настолько оскоблены тем, как Хубилай прилюдно унизил своего брата, что они послали ему официальные жалобы. Хубилай созвал еще один курултай, теперь уже на территории Монголии, чтобы решить судьбу Арик-Буги. Несмотря на огромное численное превосходство армии Хубилая, Золотая Семья не прибыла на совет. Родичи готовы были признать власть Хубилая над захваченными им землями, но они не хотели принимать участие в суде над Арик-Бугой, которого они сами утвердили на престоле Великого хана, а также они не собирались рисковать, отправляясь на курултай, с которого могли и вовсе не вернуться. В отсутствие кворума Хубилай публично простил своего брата. Он судил и казнил многих его приверженцев, но единственным наказанием, которое он наложил на Арик-Бугу, был запрет появляться при дворе. Вскоре, в 1266 году, к радости Хубилая, Арик-Буга, будучи еще молодым, вдруг заболел и умер. Можно с большой уверенностью сказать, что его отравили.
Теперь Великим ханом Монголии стал Хубилай. Он владел самой многочисленно армией и правил самой густонаселенной территорией. Однако победа далась ему дорогой ценой – некоторые члены монгольской Золотой Семьи отказались признать его законным правителем или в лучшем случае только на словах признавали его верховенство, но в остальном не обращали на него внимания и продолжали вести между собой бесконечные междоусобные войны.
Как и четыре фонтана Серебряного Древа, Монгольская империя разделилась теперь на четыре основные зоны влияния. Хубилай правил Китаем, Тибетом, Манчжурией, Кореей и Восточной Монголией, но постоянно вынужден был подавлять восстания в Монголии и Манчжурии. Золотая Орда правила славянскими землями и постоянно отказывалась признавать Хубилая Великим ханом. Земли, которыми правил Хулагу и его потомки, от Афганистана до Турции, стали известны как Ильханат, или вассальная империя. Именно там после долгого арабского владычества вновь расцвела персидская культура, и были заложены основы современного Ирана. Наиболее традиционные монголы жили в центральной степи, которая получила имя Могулистан и располагалась на территории современного Казахстана и Сибири на севере и через Туркестан и Среднюю Азию до Афганистана на юге. На некоторое время они объединились под властью правнука Угедея и Туракины -- Хайду. Он правил из Бухары и соперничал с властью Хубилая, но вскоре эти земли рассыпались на множество небольших княжеств.
Более трех десятков лет Каракорум служил столицей Монгольской империи, но теперь монголы под предводительством хана Хубилая сами разграбили и практически разрушили его. На короткое время он стал центром, сердцем всего мира. Во время разграбления Каракорума монголы разобрали Серебряное Древо и увезли его.
БЕЙБАРС I – ВЕЛИКИЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ ПОЛКОВОДЕЦ
Одним из самых неоднозначных правителей в истории ислама можно назвать султана Египта и Сирии Бейбарса I. По тем временам ему удалось совершить фактически невозможное. Будучи рабом, он со временем стал правителем одного из наиболее влиятельных мусульманских государств того времени.
Среди историков существуют разные мнения относительно происхождения Бейбарса. Одни считают, что он родился в Половецкой степи и был этническим кипчаком. По другой версии, будущий правитель был родом из Крыма. В пользу данной точки зрения говорит тот факт, что, став султаном, он оказывал всяческую поддержку городу Солхат (нынешнее название – Старый Крым) и даже соорудил там мечеть, остатки которой сохранились на полуострове до наших дней.
Около 1242 года, когда Бейбарсу было приблизительно 19 лет, на селение, в котором он проживал, напали монголы. Будущему правителю удалось выжить, но он оказался на невольничьем рынке. Там его приобрёл египетский эмир Айдакин аль-Бундукдар. Дело в том, что Бейбарс был крепким и сильным юношей. Представители египетской знати выкупали таких рабов для дальнейшей их подготовки к службе султану. Этих невольных воинов именовали мамлюками. Спустя некоторое время Бейбарс отличился в военном отношении и был назначен командиром одного из мамлюкских подразделений.
В 1249 году европейское войско крестоносцев приступило к новому походу на мусульманские владения в Египте. Это событие совпало с кончиной египетского султана Салаха Айюба, на престол взошёл его сын Муаззам.
На начальном этапе крестоносцам сопутствовал успех, им удалось захватить египетский Думьят. Окрылённые этой победой они продолжили наступление и зимой 1250 году подошли к городу Эль-Мансур. Сначала европейцы решили атаковать египетский военный лагерь. Но мамлюкскому войску под командованием Бейбарса удалось сдержать нападение. После этого крестоносцы решили ворваться в город, и у них это получилось. Они рассчитывали, что среди горожан и египетских воинов начнётся паника, и им без боя удастся занять город. На самом деле это была ловушка, заготовленная Бейбарсом. Оказавшись в крепости, крестоносцы были атакованы и, понеся существенные потери, вынуждены были отступить в свой лагерь. Мамлюкским войском было организовано контрнаступление, и крестоносцам пришлось вернуться в Думьят.
В апреле состоялось ещё одно крупное сражение при местечке Фарискур, в котором армия завоевателей вновь потерпела поражение, а её командующий король Франции Людовик IX оказался в плену.
В этот период мамлюки стали одним из наиболее влиятельных сословий в Египте. Но новому султану с ними договориться не удалось. При его отце мамлюки считались привилегированными, однако Муаззам начал расставлять на все ключевые посты преданных лично себе людей. В мае 1250 года султан, вдоволь напившийся спиртного, начал кричать, что казнит всех мамлюков. Это привело к мятежу, в результате которого Муаззам был убит. По одной из версий его лишил жизни лично Бейбарс.
Так прекратилось правление потомков султана Саладина (династии Айюбидов) в Египте. После убийства Муаззама на египетский трон была возведена женщина. Ею стала супруга покойного Салаха Айюба Шаджар ад-Дурр, а её соправителем и новым супругом стал мамлюк Айбек.
Приход к власти мамлюков не принёс стабильности в Египте. Во-первых, сирийские айюбиды стремились свергнуть Айбека, но все их атаки были отражены мамлюкским эмиром Актаем, которому удалось подавить также и восстания внутри Египта. Всё это привело к росту его влияния, что не входило в интересы Айбека. Султан, сговорившись с эмиром Кутузом, убил Актая. Бейбарс, будучи соратником последнего, бежал в Сирию, где он пробыл вплоть до 1259 года, пока эмир Кутуз не стал во главе Египта. С новым султаном Бейбарсу удалось договориться, и он вернулся обратно и даже получил во владение земли.
К 1260 году до Египта дошла армия монголов во главе с ильханом Хулагу, которая до этого уже покорила Аббасидский халифат и Сирию. Но египтян спас тот факт, что в этот момент скончался Великий хан Мункэ, и Хулагу с основной частью своей армии вынужден был вернуться обратно, оставив у границ Египта небольшой отряд. В этом сражении вновь решающую роль сыграл полководческий талант Бейбарса. Он, сымитировав отступление, заманил противника в ловушку и нанёс удар по монголам с трёх сторон. Благодаря этой победе наступление монголов в регионе было остановлено, а мамлюки захватили контроль над Сирией.
Одержав победу над монгольской армией, Бейбарс рассчитывал, что султан Кутуз дарует ему во владение сирийский город Алеппо, но правитель решил этого не делать. В результате Бейбарс организовал заговор, в ходе которого лично убил Кутуза. Осенью 1260 года мамлюкские эмиры провозгласили новым султаном Бейбарса I.
Придя к власти, Бейбарс первым делом решил обезопасить пределы своего государства от угрозы монголов и крестоносцев. Для этого он установил связи с Конийским султаном, грузинскими царствами и ханом Золотой Орды Берке, который не ладил с ильханом Хулагу. Кроме того, Бейбарс направил ордынскому хану предложение принять ислам, от которого тот отказался. Также султан не забыл о том, благодаря кому он стал мамлюком. Своим командующим армией он назначит Айдакина аль-Бундукдари, того самого, который в своё время выкупил Бейбарса на невольничьем рынке.
На начальном этапе Бейбарс решил подчинить себе Сирию, в которой правил ставленник султана Кутуза Санжар аль-Халиби, объявивший себя независимым султаном. В 1261 году мамлюкская армия захватила земли Шама.
В это же время Бейбарс восстановил институт халифата в мусульманском мире, который прекратил своё существование после падения Аббасидского халифата в 1258 году. Новым халифом Бейбарс провозгласил аль-Мустансира, сына халифа Захира Биамриллаха.
В 1262 году мамлюки подчинили себе земли, расположенные неподалёку от Антиохии. Спустя три года Бейбарс захватил Биру, Кейсарию, Арсуф. Ещё через год были покорены Сафед, Библ и Торон. В 1268 году под влияние Бейбарса попали Яффа, Антиохия, Бофор, а спустя три года он подчинил Монфор и Крак-де-Шевалье. Этими завоеваниями Бейбарс лишил христиан контроля над северной частью Сирии.
Последней победой правителя стала битва при Эльбистане, после которой он скончался.
Немало достижений принадлежат Бейбарсу и во внутренней политике. Во-первых, при нём было налажено почтовое сообщение между городами Египта и Сирии. Султан покровительствовал учёным и богословам. При нём возводились новые медресе, мечети и иные заведения, где верующие могли получить знания. К тому моменту в мамлюкском государстве проживали приверженцы разных мазхабов. Поэтому при Бейбарсе шариатские судьи назначались из числа факихов всех четырёх суннитских школ.
Также им была налажена система водоснабжения засушливых районов Египта и Сирии, построено немало портов.
Султан Бейбарс вошёл в историю как один из наиболее талантливых полководцев мусульманского мира. Ещё при жизни он получил прозвище «Абуль-Футух» («отец побед»).
После смерти Бейбарса I в 1277 году султаном Египта был провозглашён его сын Саид Барака-хан.
КУТУЗ (аль-Музаффар Сайф ад-Дин Кутуз) — мамлюкский султан Египта (1259–1260).
Происходил предположительно из знатной кыпчакской семьи. Был захвачен в плен монголами и продан в рабство, в Сирии перекуплен египетским работорговцем и продан эмиру мамлюков Айбеку.
Став в 1250 году султаном Египта, Айбек в 1253 году назначил Кутуза вице-султаном. После гибели Айбека (1257) Кутуз оставался вице-султаном при его сыне аль-Мансуре Али.
В ноябре 1259 года Кутуз сверг последнего и взял власть в свои руки. После захвата монголами Ирака и их вторжения в Сирию отверг требование хана Хулагу о капитуляции Египта.
Заключив союз с крестоносцами в Палестине и своим соперником Бейбарсом, 3 сентября 1260 года Кутуз нанёс поражение монголам в битве при Айн-Джалуте. В результате было остановлено продвижение монголов на Ближнем Востоке, а власть в Сирии перешла в руки мамлюков.
При возвращении в Египет Кутуз был убит на охоте Бейбарсом, вступившим в сговор с мамлюкскими эмирами.
Медитация:
Литан зодиакальный
Токи: ЙЕНН УНИТ ИЛИССО ХАА ТЕРЦ ХЕВА ЭО ЛЕВИС ЛОТТ ИНН ЕНОХ КИНЬ
Созвездия: Овен Телец Близнецы Рак Лев Дева Весы Скорпион Стрелец Козерог Водолей Рыбы
2. Литан временной
ВУУЛ КООТ АГАР СС СИОН ФЕР АУО ТАН ДАНА РА ЭНА ЭРИС ЛИТАН
3. СООК
Токи: ТЛПЛ РОН ЭРЭО СООК
Созвездия: Плеяды Орион Медведицы Лебедь
4. Млечный Путь