Лекция 10.
Римляне и евреи во второй половине I века.

 
В процессах вынашивания и рождения Христианской метакультуры основную роль играли метакультуры Еврейская и Греко-Римская. Но всякая метакультура опирается на эгрегор, поэтому необходимо было формирование христианского религиозного эгрегора, который, в свою очередь, должен был базироваться на эгрегорах Еврейском и Греко-Римском. А поскольку эгрегор – существо по своей природе хищное, между этими эгрегорами были неизбежны жестокие «разборки». Они это все время и делали. Мы подробно рассматривали начало этого процесса в предыдущих лекциях.
Еврейский эгрегор вообще, как мы помним, претерпевал множество превратностей, при этом евреи очень редко и ненадолго имели собственную государственность. Однако за счет специфической эгрегориальной субстанции, которая была его связующим началом, и очень жесткой границы, он сохранял свою целостность как эгрегор, даже если его члены были в плену или в рассеянии. Сам еврейский эгрегор к завоеваниям уже давно не стремился, но к тому времени, о котором мы сейчас говорим, великое множество евреев жило за пределами Палестины. Хотя зачастую они перенимали язык и культурные достижения тех стран, где жили, однако всеми силами избегали ассимиляции, сохраняя все свои обычаи и свою национальную самоидентификацию.
Греко-Римская метакультура носила, как мы неоднократно говорили, двойственный характер. Уникальные отношения, возникшие между Грецией, этой завоеванной страной, и Римом, ее завоевателем, блестяще охарактеризованы в строках Эдгара По: "Величие принадлежало Риму, а слава – Греции". Несмотря на свои успехи на поле брани, римляне всегда были зависимы от греков на полях идейных сражений. Они были "людьми дела", антиинтеллектуалами. Римское искусство, наука и литература были второсортными копиями греческих оригиналов. Проникновению новых идей римляне умели противопоставить только грубую силу. Потому понятно, что римляне не сумели оказать никакого культурного влияния на евреев. На протяжении всего периода римского господства еврейская интеллектуальная жизнь продолжала оставаться под влиянием греческих идей. Римляне повлияли лишь на физические условия еврейского существования. Они собирали налоги, назначали прокураторов и этнархов. (Этнарх - римское звание для правителя покоренного народа). В их числе был и пресловутый Ирод.
Напомню, Палестина была завоевана римлянами в 63 г. до н. э..
С одной стороны, продолжилась ее активная эллинизация, с другой, как сопротивление этой эллинизации – укрепление основ религиозной жизни евреев. В ней огромную роль играл Иерусалим как Священный Город и Храм. Когда вслед за завоеваниями Александра Македонского Иудея подпала под власть греков (около 332 г. до н.э.), эллинистические цари относились к Храму с уважением и посылали туда богатые дары.
О Храме: Так называемый Первый Храм был построен Царем Соломоном в 960 г до н. э. и разрушен вавилонским царём Навуходоносором 568 г. до н. э. После завоевания Вавилонии персидский царь Кир Великий издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею (в 539 г. до н. э.) и восстановить Иерусалимский Храм. Восстановленный Зоровавелем Храм по красоте и богатству не шел ни в какое сравнение с Храмом Соломона, но роль свою продолжал играть. И когда к власти пришел царь Ирод Великий (жил примерно с 73г до н. э. по 4 гг. до нашей эры, был царем Иудеи с 40, фактически с 37 г. до н. э.), он украсил свою столицу новыми великолепными зданиями, и обветшавший к тому времени Храм с ними не гармонировал. Примерно в середине своего царствования Ирод принял решение о переустройстве Храмовой Горы и о перестройке самого Храма, надеясь этим актом приобрести расположение не любившего его народа. Кроме того, он руководствовался желанием исправить те повреждения, которые он сам причинил на святом месте при завоевании города. Похвальное желание реставрировать Храм слилось в планах Ирода с его честолюбивым стремлением создать себе в истории славу царя Соломона, и в то же время, пользуясь реставрацией Храма, усилить надзор за ним, что было достигнуто строительством, в полицейских целях, крепости во дворе Храма и устройством подземных ходов. Строительные работы начались на 15-м году царствования Ирода, то есть в 22 году до н.э., причем во время работ обыкновенные службы в Храме не прекращались.
Объём работ был колоссальным, и они продолжались в течение 9,5 лет. Работы по перестройке самого корпуса Храма продолжались 1,5 года, после чего он был освящён; в течение ещё 8 лет Ирод с большим энтузиазмом занимался переделкой дворов, возведением галерей и устройством внешней территории. Работа по отделке и доработке отдельных частей здания Храма и строительство в системе дворов на Храмовой горе продолжалось ещё долгое время после Ирода. Строительство было окончательно завершено лишь при Агриппе II в 64 г н.э. То есть, всего за 6 лет до разрушения Храма римлянами в 70 году.
«Влияние Храма как центра и души религиозно-нравственной и национально-политической жизни евреев сказывалось во всей истории Иудейского царства, побуждая не только религиозно-нравственную, но и государственную жизнь еврейского народа время от времени стремиться к Храму как своей душе и центру, чтобы оттуда получать новые силы и одушевление. В критические моменты своей истории, в годины народных бедствий евреи обращались к Храму как к своей национальной святыне, как месту, где Господь Бог обитает и принимает моления».
И Иерусалим со времени построения в нем Храма стал в народном представлении священным городом и местом. Всякий иудей, исполняя предписание закона о праздничных собраниях, стремился побывать в великие праздники в иерусалимском храме. По свидетельству Иосифа Флавия, в его времена в эти дни в Иерусалиме собиралось до трех миллионов паломников, причем не только из Иудеи, но и отовсюду, где были еврейские диаспоры. Люди приходили из самых отдаленных мест, бросая все дела, даже войну!
С эзотерической точки зрения Иерусалим был уникальным местом. Как мы уже говорили в лекциях про историю и метаисторию евреев, есть на Земле такие места, которые метагеографически связаны с так называемыми «Духовными струнами». Они задают как бы тон звучания, энергетический камертон, который определяет энергетическую точность происходящего внутри Алес. Эти струны «натянулись» при самом рождении Алес, их назначение – помочь развивающейся планете выверять истинность своего пути. Это не Космический Закон, который «суров, но справедлив», это именно камертон, который можно слушать и использовать для настройки, а можно игнорировать. Бурная история Алес довольно редко предоставляла возможность слышать этот очень тонкий «звук», точнее – вибрацию. Но на Земле были и есть места, стихиальные характеристики которых позволяют легче его улавливать. Одно из таких мест – то, где находится Иерусалим. Кстати, аналогичная «Духовная струна» проходит и через Рим (город), и через Москву.
Что же касается Иерусалима, именно через этот город прошел в свое время Демиургический ток и формообразующие токи Еврейской метакультуры, а после построения Храма связь с затомисом стала гораздо более плотной и устойчивой, сам затомис постоянно расширялся, но, к сожалению, еще и уплотнялся. На Тонком плане именно тут на горизонтальных энергиях кормилось множество сущностей самого разного свойства. Поэтому в сознании евреев именно Храм и Иерусалим были средоточием всего не только священного, но и жизнеобеспечивающего. Кстати, именно поэтому слова Христа: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», были восприняты евреями как кощунство. «А Он говорил о храме тела Своего.»
Теперь возвращаемся в Древний Рим.
Напомним, что в 68-м году восстали легионы в Галлии и Испании, к ним присоединились и римские легионы, и преторианцы, а затем и сенат, Нерону был вынесен смертный приговор, и он пронзил себе горло кинжалом со словами: «Какой великий артист погибает!». С его смертью угас дом Юлиев-Клавдиев. Императором провозгласили Гальбу, и за год сменилось четыре императора: Гальба, Отон, Вителлий, Веспасиан.
До сих пор на престол вступали наследники умершего императора, хотя и не существовало такого закона. Теперь же императоров стали выбирать солдаты и преимущественно преторианцы. Следствием стало то, что часто из-за престола боролись между собой два и более кандидата в императоры и редко кто из них умирал естественной смертью. Так случилось и с Гальбой. Вследствие того, что он не так щедро одарил преторианцев, как они того ожидали, он был убит ими после полугодичного правления, и на место Гальбы на престол был возведен Отон, наместник Лузитании. Едва прошло три месяца со времени вступления Отона на престол, как легионы, стоявшие на Рейне, провозгласили императором своего полководца Вителлия. Войска Отона были разбиты Вителлием, и Отон сам заколол себя,
Но и Вителлий не дожил до конца года, в котором он был провозглашен императором. Он был известен, как величайший обжора и ежедневно съедал по четыре сытных обеда, любил напрашиваться в гости к своим друзьям, иногда к нескольким в один день. Своим обжорством и невоздержанностью Вителлий заслужил всеобщее презрение, вследствие чего легионы, стоявшие в Сирии и Египте, провозгласили императором своего полководца Флавия Веспасиана. В это время Веспасиан был занят войной с иудеями и весьма охотно согласился на призыв войска. Он поручил окончание войны своему сыну Титу, а сам выступил в Италию. Еще до прибытия Веспасиана легионы, стоявшие в Паннонии (где жили кельты), под предводительством Антония Прима взяли приступом Рим, захватили в плен Вителлия и, протащив его со страшными ругательствами по улицам, разорвали на части, а труп стащили на железном крюке в Тибр. Паннония—римская провинция, занимавшая территории современных западной Венгрии, восточной Австрии, восточной Хорватии и, частично, Словении и Сербии.
Веспасиан происходил из незнатного рода Флавиев.  Он правил с 69 по 79 гг., снова восстановил благоустройство и порядок, очистил сенат и сословие всадников от недостойных членов и сам первый подавал пример умеренности и простоты. Благодаря величайшей бережливости, он вновь пополнил совершенно уже истощенную государственную казну. С целью пополнения бюджета Веспасиан увеличил налоги; большие насмешки вызвало обложение налогами мочи, собираемой из общественных туалетов, в ответ на которые император произнёс крылатую фразу: «Деньги не пахнут». Император использовал любые, даже незаконные методы пополнения казны, и эти меры дали результаты. В то же время он покровительствовал наукам и искусствам. Веспасиан назначил общественных учителей красноречия (риториков) с хорошим содержанием, основал библиотеку и приказал вновь построить сгоревшие при Нероне дома граждан.
Несмотря на свою бережливость, навлёкшую на него упрёк в жадности, он употреблял большие суммы на общественные сооружения; он восстановил Капитолий (символ государства — храм Юпитера Капитолийского), который сгорел во время боя с Вителлием, соорудил Храм Мира (форум Веспасиана), равнявшийся величиной самым большим зданиям древности. При нём началось строительство огромного амфитеатра (был закончен уже при его сыне Тите), вмещавший 80 тысяч зрителей. Руины этого амфитеатра, известные под именем Колизея, и теперь ещё составляют украшение Рима. Но главная заслуга Веспасиана состояла в упрочении и улучшении внутреннего порядка. При этом он в общем выказал большую умеренность, хотя по временам бывал крут до жестокости. Лишил привилегий города Греции (полученные ими от Нерона). Выгнал из Рима философов и астрологов.
В его правление все города Испании и многие города западных провинций получили права латинского гражданства, а несколько городов Галлии и восточной части Испании даже получили римское гражданство.
В 73 году Веспасиан присвоил себе полномочия цензора, что позволило ему пересмотреть состав сената, хотя по сенаторской традиции он был отнесён к числу «добрых» императоров. Но оппозиция в сенате существовала. Больше всего возбуждала его гнев оппозиция философов, особенно стоиков. Один из них, Гельвидий Приск, поплатился жизнью за свой республиканский образ мыслей.
Успешно расширялись римские владения в Британии. Полководец Веспасиана – Цереалис успешно сражался с восставшими батавами, которые в союзе с германцами и галлами пытались основать собственное обширное государство. Батавы ? германское племя, обитавшее некогда на территории современной Голландии, в 12 году до нашей эры они были покорены римлянами и в дальнейшем выступали как их союзники, оказывая им большую помощь во время германских войн. Поддерживая римлян войсками, батавы получали большие льготы: они освобождались от всех поборов и налогов. Они были хорошими наездниками и пловцами, в летописях неоднократно упоминается об их усердии и мужестве. Недаром императорская конная гвардия комплектовалась из батавов. Существовавшие несогласия между различными племенами, участвовавшими в восстании, были причиной неуспеха их восстания, и под конец они снова оказались под игом Рима.
Воевал Веспасиан и в Иудее. Еще Нерон в 66 году поручил ему подавить там восстание. Война здесь приняла необычайно широкий размах, и для победы требовалось большое войско и сильный полководец, которому можно было бы доверить такое дело без опасения; и Веспасиан, по словам того же Светония, оказался избран как человек «… испытанного усердия и неопасный по скромности своего рода и имени».
Боевой путь Веспасиана в Иудее был великолепно описан еврейским историком, перешедшим позднее на сторону римлян, – Иосифом Флавием в труде «Иудейская война». «В Антиохии Веспасиан принял под свое командование армию и стянул отовсюду вспомогательные войска. Свой поход он начал в 67 году, понимая, что ему предстоит изнурительное и опасное предприятие. Иудеи не рисковали биться с легионами в открытом поле, но укрылись за стенами городов и защищались с чрезвычайным упорством. Прежде всего римляне вторглись в Галилею и после тяжелой осады взяли Иотапату, большой и хорошо укрепленный город на побережье. Все его население было предано поголовному истреблению. Яффу захватили сходу, а Тивериада сдалась без боя. Жители Тарихеи пытались оказать сопротивление, однако город их был взят с первого приступа. Веспасиан поначалу обещал пленным жизнь и свободу, но потом передумал. Всех пришлых иудеев он отправил в Тивереаду, около тысячи было казнено и еще до сорока тысяч продано в рабство. Расположенная неподалеку Гамала оборонялась с отчаянным упорством. Захватив в конце концов город, римляне перебили в нем даже грудных детей. После этого вся Галилея признала римское господство».
Этот поход принес Веспасиану громкую славу и популярность в армии. Действительно, в первых же сражениях он показал исключительную отвагу, так при осаде Иотапаты он сам был ранен камнем в колено, а в щит его вонзилось несколько стрел. «На марше, – как говорит о нем Тацит, – Веспасиан обычно сам шел впереди войска, умел выбрать место для лагеря, днем и ночью помышлял о победе над врагами, а если надо, разил их могучей рукой, ел, что придется, одеждой и привычками почти не отличался от рядового солдата.
Так выглядела эта история с римской стороны, теперь посмотрим, как выглядела ситуация в Иудее в царствования преемников Августа с иудейской стороны.
В правления слабых императоров Калигулы, Клавдия и Нерона римское владычество над Иудеей было неусточивым. Палестину охватили смуты. Жившим там грекам и италикам постоянно грозила опасность. Иудейские первосвященники стали высокомернее прежнего, брали себе всю десятинную подать, повергая этим низшее духовенство в бедность. Дерзость еврейских разбойников и религиозных террористов («сикариев» – кинжальщиков) возросла.
Сикарии — боевая еврейская группировка, действовавшая в Иудее в I веке н. э. Радикальное, впоследствии отколовшееся, крыло движения зелотов, вставшее на путь прямых нападений и террористических актов. Цель сикариев — еврейское государство, независимое от Рима. Они боролись с римским влиянием в Иудее, нападали и убивали представителей римских властей в Иерусалиме и лояльных представителей местной знати в городах Иудеи, сжигая их имущество. Среди сикариев были самые разные люди, включая и профессиональных убийц, которые могли выполнять заказы и самих римлян. Иосиф Флавий сообщает, что убийцы предпочитали действовать в толпе, что позволяло произвести больший эффект и, заодно, давало нападавшему возможность скрыться. В качестве оружия использовали короткий меч или кинжал, носимый под одеждой и давший название группировке.
Именно они и были, вместе с зелотами (однако, часто конфликтуя с ними), одной из движущих сил в первой иудейской войне. Вели активные боевые действия, одновременно уничтожая запасы собственного продовольствия для большего ожесточения борющихся евреев. После разгрома, некоторое число сикариев бежало в Египет и Кирену, где продолжило борьбу против римлян. Последние иудейские сикарии покончили с собой в Масаде в 73 году после трехлетней осады.
Наконец, в 65 году Нерон назначил правителем Иудеи грека Гессия Флора, жена которого была приятельницей императорской любовницы. Этот выбор был чрезвычайно неудачен. Правда, Гессий Флор был энергичен, но он употребил свою энергию не на восстановление порядка и законности, а на удовлетворение своей корысти. Хитрый, коварный, жестокий, лишенный всякого благородного чувства, он правил так произвольно и притеснительно, что римское владычество стало для иудеев невыносимо. Надеясь на могущественное покровительство, он безгранично предался взяточничеству и решал все дела сообразно своей денежной выгоде. Разбои усилились при нем до такой степени, что были опустошены целые округи, и множество жителей в отчаянии покинули родину.
Гессий Флор навлек на себя ненависть народа. Своим корыстолюбием и несправедливостью он превзошел всех своих предшественников, тоже не отличавшихся кротостью нравов и бескорыстием. Во-первых, он всячески содействовал усилению межнациональной розни – стравливал греческое и еврейское население Иудеи. Во-вторых, постоянно провоцировал иудеев своими выходками, оскорбляющими их религиозные чувства. Всякий раз эти провокации вызывали ропот и недовольство иудеев, часто переходившие в открытые протесты и столкновения с римскими солдатами.
Иосиф Флавий писал: "Он ответственен за ряд событий в 66 г., которые не могли не привести к настоящей войне. В Кейсарии он принял сумму в 8 талантов за разрешение спора о месте для новой синагоги. Получив деньги, он не стал принимать решения и арестовал несогласных. Из сокровищницы Иерусалимского Храма он изъял 17 талантов. Протесты против этих действий в Иерусалиме были жестоко подавлены. Слухи о том, что Флор планирует ограбить Храм, увеличили волнения. Флор ответил на это приказом римским легионам, расквартированным в городе, разграбить рынок. Тысячи были убиты. Евреи, многие из которых были высокого положения и с римским подданством, подверглись публичному битью кнутом и распятию. Евреи никогда не видели такой жестокости в мирное время от римлян. Легионеры врывались в дома, убивая и грабя."
Собственно, с последней провокации Флора (требование торжественно встретить римские когорты) и началась Первая Иудейская война. Оскорбленные молчанием римских легионеров иудеи начали поносить Флора, что послужило сигналом к нападению римлян на толпу встречающих. Солдаты начали стегать иудеев кнутами, а когда те бросились врассыпную – догонять их и топтать лошадьми. Возникла паника, толпа народа бросилась в единственные ворота, началась ужасная давка. Огромное количество людей было раздавлено копытами лошадей или погибло под ногами толпы. Солдатам удалось прорваться с ворота города вместе с народом, после чего они предприняли попытку захвата Храма и замка Антонии. Однако народ, придя в себя после ужасной давки в воротах, начал объединяться в группы и давать отпор. Забрасывая римлян камнями с крыш домой, евреи одновременно перекрыли все входы в Храм, после чего Флор со своими легионерами вынужден был отступить.
Как только ушел Гессий Флор, зелоты захватили власть в Иерусалиме, прогнали римских сборщиков податей и запретили иудеям платить подати языческому правительству. Иудейский царь Агриппа, бывший тогда в Иерусалиме и имевший участие в управлении городом по своему сану главного попечителя храма, делал отчаянные попытки усмирить бунт; но после просьбы Агриппы подчиниться Флору мятежники забросали его самого и его сестру Беренику камнями, после чего царь и Береника были вынуждены спасаться из Иерусалима бегством. Иудейские фанатики разрушили его дворец, великолепный дом первосвященника, государственный архив, уничтожили долговые документы, чтобы возбудить в бедном классе усердие к войне за свободу, и, опираясь на разбойников и сикариев (кинжальщиков), стали править посредством террористических мер. Умеренных людей среди иудеев убивали.
Зелоты нашли спрятавшегося первосвященника Ананию, убили его и его брата, взяли приступом цитадель, называвшуюся Антониевой, истребили находившийся в ней римский гарнизон; римским отрядам, которые заперлись в крепких башнях, повстанцы обещали свободный пропуск; а когда они сдали башни и пошли из города, их вероломно убили на пути. В отмщение за это кесарийские язычники перебили возвратившихся в этот город иудеев; их погибло, по словам Иосифа, 20,000 человек. Тех, которые бежали, Флор велел ловить и отправил их в рабство служить гребцами на римских кораблях.
В Сирии вспыхнула междоусобная война, сопровождавшаяся беспощадными свирепостями. Во всех городах и селениях Палестины стали резаться язычники с иудеями. Религиозная ненависть усиливалась национальной. Ужасен рассказ «Иудейской войны» Иосифа Флавия о событиях 66 года. Почти все города Палестины были залиты кровью. Иерусалимские зелоты в ожесточении фанатизма и в гордости победы ходили по Иудее, по Галилее до Финикийского и Филистимского приморья и утоляли свое мщение кровью язычников. Ущелья гор, леса, пещеры наполнились бежавшими людьми всех сословий, в одних местах язычниками, в других – иудеями.
«Вся Сирия была охвачена страшным междоусобием, – говорит Иосиф Флавий в «Иудейской войне», – каждый город превратился в два враждебных стана. Каждая из двух партий искала спасения себе в истреблении другой. Дни проходили в убийстве, ночи в тоскливом трепете. К ненависти присоединилась алчность. Кто набрал больше добычи, тот приобретал больше уважения к себе, как человек, победивший много врагов. Повсюду лежали непогребенные трупы. Вся провинция терзалась невыразимым страданием, и будущее угрожало бедствием еще более тяжелым». В Александрии на улицах шли битвы, в которых, согласно рассказу «Иудейской войны» Иосифа, было убито 60,000 человек. В Дамаске заманили иудеев в театр; их собралось там 10,000 человек; они были убиты все до одного. От Газы до Антиохии свирепствовали убийства.
В городах, где преобладало эллинистическое население – вырезались еврейские общины, иногда целиком. В Кесарии, городе с греко-римской культурой, было убито около 20 000 евреев. В городах, где еврейское население преобладало – аналогичной участи, только уже от рук иудеев, подвергались национальные меньшинства.
Поначалу восстание в самой Иудее имело грандиозный успех – повстанцы наступали на территории Иудеи, Галилеи и Декаполиса. Ими была захвачена крепость Масада. Римский гарнизон Масады, осознавая неизбежность поражения и поверив повстанцам на слово, сдался на милость победителей. После чего был поголовно вырезан. Римские гарнизоны отступали и терпели поражение.
Осенью 66 года римский наместник провинции Сирии Цестий Галл собрал армию численностью около 40 000 человек, состоящую частью из римских солдат, а частью из войск, присланных царями Агриппой, Антиохом и Сеолом, а также наемников. Покорив приморские города, он двинулся вглубь страны, опустошая все на пути, и стал лагерем под стенами Иерусалима. Он успел овладеть частью города с северной стороны, но храбрый полководец иудейских зилотов Симон Бар-Гиора, уроженец Герасы, сделал удачную вылазку. Цестий, не умевший понять, какую силу дает фанатизм, потому слишком пренебрегавший врагом, был принужден поспешно отступать. Иудеи, воодушевленные победой, погнались за ним, истребили 400 человек римских воинов, оставленных для прикрытия отступления, настигли войско Цестия в горах и нападали на него так сильно, что оно едва могло пробиться в Кесарию, потерпев тяжелый урон. Более 5,000 воинов Цестия легли на пути бегства; весь обоз был взят повстанцами. Велика была военная победа, иудеям казалось, что сам Бог помогает защитникам закона. Нацией овладел энтузиазм. Казалось, возвращаются дни Моисея и Навина. Святой город был освобожден; храм избавился от осквернения близостью язычников. Вражда партий прекратилась; все они соединились в мысли об освобождении от владычества язычников. Вера в близкое пришествие Мессии, в наступление царства Божия пробудилась в Израиле с новой силой, исполнила все сердца надеждою на торжество. Было решено продолжать начавшуюся Иудейскую войну.
Но все надежды и планы иудеев разбились при столкновении с действительностью; и были предчувствия, что дело кончится этим: народ, при всем своем энтузиазме, говорил о знамениях и пророчествах, предвещавших погибель. Иерусалимские христиане считали возникшую войну тем временем, когда исполнится предсказанный учителем их суд Божий над Иерусалимом и храмом, и удалились за Иордан в Пеллу. Многие другие иудейские граждане умеренного образа мыслей, расположенные к миру с римлянами, тоже покинули город, который, как они предвидели, подвергнется погибели. Особенно много таких людей было в знатном сословии.
Но, хотя и должно назвать восстание иудеев безрассудством, нельзя не удивляться народу, который после стольких бедствий и раздоров, ослабивших его, снова собрал свои одряхлевшие силы, и, как будто помолодев, вступил в борьбу на жизнь и смерть с могущественным государством, чтобы добыть себе свободу служения Богу своих отцов, жизни по его заповедям. Подготовка к продолжению Иудейской войны показывала в иудеях ум, практичность и твердую решимость жертвовать всем за свободу, веру, Храм и за право иметь своим царем одного Бога.
Иудеи хотели восстановить теократическое правление во всей его идеальной чистоте. Народ должен был иметь единственным царем своим Бога. Чтобы от имени Божия правил духовными и мирскими делами синедрион под председательством первосвященника; чтобы военачальники были подчинены синедриону; чтобы их избирал народ, сходившийся на дворе храма. Иудеи стали чеканить монету с изображением храма и надписью «святой Иерусалим»; эта выпущенная во время Иудейской войны 66-70 гг. монета была символом восстановления теократического государства и национальной независимости.
Под надзором нового первосвященника Анны, иерусалимские иудеи поправляли стены города, заготовляли оружие, формировали войско, усердно обучавшееся военному делу. Были назначены военачальники областей, призывавшие население их к оружию. Одним из областных военачальников был Иосиф, написавший потом историю Иудейской войны 66-70 гг. и известный под именем Иосиф Флавий. Он управлял Галилеею, оплотом Иудеи, формировал там войско, обучал его римским приемам военного дела. Он происходил из семейства, родственного с первосвященником, и был человек умеренного образа мыслей, получивший воспитание в фарисейских школах, знаток закона Моисеева, жил несколько лет в Риме, приобрел знание греческого и римского языков и греко-римскую образованность. По матери он был потомок Хасмонеев. Он казался человеком, способным примирить на время Иудейской войны все партии разноплеменного населения Галилеи, соединить их на защиту независимости страны. Но ему много мешал Иоанн Гискальский, отважный галилеянин, которому народ доверял больше, чем Иосифу, не имевшему надежды на успех восстания и действовавшему без энтузиазма.
Нерон получил известие о мятеже иудеев во время своих разъездов по Греции. Он послал вести Иудейскую войну Флавия Веспасиана, который, один из всех римских полководцев того времени, приобрел славу искусного военачальника победами над германцами и британцами и держал войска в старинной строгой дисциплине. Нерон назначил его своим легатом, и Веспасиан двинулся на театр Иудейской войны с тремя легионами, из которых два, находившиеся в Египте, были приведены к нему его сыном Титом. Лициний Муциан, назначенный правителем Сирии на место умершего Цестия Галла, получил приказание дать Веспасиану еще четыре легиона. Веспасиан повел Иудейскую войну энергично и успешно. Он собрал свое войско в Антиохии и с 60,000 римских и союзнических воинов пошел на галилейский город Иотапату, стоявший между Птолемаидой и Тивериадой. Иосиф защищал город искусно и храбро. Иотапата держалась шесть недель. Но предатель, бежавший к римлянам, показал им слабое место укреплений. Город был взят приступом; 40,000 иудеев было убито; многие зелоты сами лишили себя жизни. 1200 человек были взяты в плен. 40 человек из числа важнейших воинов или граждан, в том числе Иосиф, успели уйти и скрылись в пещере. На третий день их убежище было найдено. Они решили, что разделятся по жребию на пары и те, кто будет в одной паре, убьют друг друга. Иосиф и тот иудей, кому пришлось быть в одной паре с ним, должны были убить друг друга после всех. Он не захотел умереть и убедил своего товарища сдаться римлянам. Веспасиан принял их обоих милостиво. Иосиф приобрел его расположение предсказанием (которое потом сбылось), что он будет императором. Веспасиан оставил Иосифа при себе и сделал его одним из своих советников. Иосиф стал преданным ему человеком и помогал римлянам вести Иудейскую войну, историю которой он потом описал.
После взятия Иотапаты были покорены Тивериада и другие галилейские города. На берегах того озера, где учил Христос, были ожесточенные битвы, в которых погибло множество повстанцев. Пленных продавали в рабство или отдавали в тяжкую работу. С особым упорством оборонялась во время Иудейской войны Гамала. Когда голод ослабил защитников крепости, и она была взята приступом, более 5000 человек побросались в пропасти; победители убили и стариков, и женщин, и детей. Покорение Галилеи закончилось взятием Гискалы, откуда Иоанн с вооруженными людьми ушел ночью. Он привел свой отряд в Иерусалим. Помощник Веспасиана, Цереал, разбил между тем повстанцев у горы Гаризима и покорил Самарию, а другой его помощник покорил прибрежья Иордана. Разлившаяся река унесла в Мертвое море груды тел, которыми была завалена.
Веспасиан со всеми своими силами двинулся на Иудею. Такому многочисленному войску, действовавшему под управлением искусных полководцев, не могли противиться ссорившиеся между собою иудеи. Римляне покоряли город за городом. Веспасиан уже готовился осадить Иерусалим и уничтожить этот центр мятежа, когда военные действия его были остановлены известиями из Рима: Нерон был низложен и убил себя (68 г.). Императором стал Гальба, который вскоре после того был убит. Легионы Веспасиана приостановили ведение Иудейской войны; осада Иерусалима была отсрочена, и в нем ожили обманчивые надежды на спасение. Но уж не было спасения городу, находившемуся в лихорадочном волнении.
Осада и разрушение римлянами Иерусалима и Второго Храма (70 г. по Р. Х.) были кульминацией еврейского восстания 66-70 гг. Подавив большинство очагов палестинского мятежа, войско Веспасиана двинулось к главному религиозному центру евреев – Иерусалиму.
В подготавливаемый к римской осаде Иерусалим собрались массы бежавших от римских войск иудеев; страсти бушевали. Единодушие, произведенное в начале восстания общею опасностью и национальным энтузиазмом, скоро было разрушено фанатизмом зелотов – крайних ревнителей закона Моисея. Партия умеренных была заподозрена в расположении к римлянам и лишилась всякого влияния; иродианцы, примкнувшие к национальному делу, но не желавшие мер, которые уничтожали возможность примирения с римлянами, были брошены в темницы и убиты. Зелоты убили первосвященника Анну и другого вождя умеренной партии, хотевших остановить их буйство; овладели Храмом, призвали в Иерусалим идумеян, грубых, физически сильных поселян, и произвели на улицах истребление главных людей противной партии. Один из зелотских вождей, Иоанн Гискальский, вошедший в Иерусалим с отрядом буйных галилеян и сикариев-кинжальщиков, захватил власть в городе и владычествовал террористическими мерами. Но в партии, одолевшей умеренных, скоро начался раздор. Идумеяне поссорились с галилеянами и впустили в Иерусалим предводителя ещё более крайних зелотов, Симона бар-Гиоры, который до этого бродил с отрядом отчаянных людей по соседним с Иорданом местностям, где было много ущелий и пещер, вел партизанскую войну, грабил. Прямо перед осадой в Иерусалиме начались непрерывные драки между воинами Иоанна Гискальского и этого нового вождя; а римляне между тем подступали все ближе. К довершению смут, возникла в Иерусалиме третья партия, зелотов, имевшая своим вождем Элеазара. Она заняла верхнюю часть пространства, обведенного укреплениями храма; Иоанн со своими приверженцами занимал нижнюю часть этого пространства и некоторые укрепления снаружи иерусалимских стен, а Симон занимал город. Зелоты Симона назывались партиею простого народа, зелоты Иоанна партиею образованного класса, а зелоты Элеазара – священническою партией.
Иерусалим в то время состоял из нескольких частей, обведенных каждая особыми стенами с башнями. 1) Южную часть Иерусалима образовал Старый или Верхний город; в состав его входили: южный отрог горы храма, называвшийся Офелом, и ущелье Сыроваров. В нем были Силоамский источник и пруд Соломонов. 2) Нижний город, где находилась гора Акра, или Барис, на которой царь Ирод Великий построил цитадель, названную Антониевой (или Антонией), был тоже обведен особою стеною, юго-западная часть которой, примыкавшая к дворцу Ирода, имела три высокие и крепкие башни; две из них назывались именами Мариамны и Фазаила, третья Гиппиком. Подле цитадели находился римский преторий. Дворец Ирода образовал тоже цитадель. От него к горе храма вела прекрасная колоннада, она отделяла верхний город Иерусалима от нижнего. 3) Новый город Иерусалима, состоявший из холма Безефы и примыкавшей к нему, с юго-востока террасы, тоже был обведен чрезвычайно крепкою стеною, которая шла от башни Гиппика на север через широкую возвышенность и подходила на востоке к горе храма. На северо-западном углу её стояла восьмиугольная башня Псефин, имевшая больше 20 метров высоты. 4) В середине этих трех частей Иерусалима, обведенных стенами со множеством башен, стоял храм; он с своими постройками и колоннадами, образовал еще особую крепость прикрываемую с северо-запада Антониевой цитаделью, а на юге соединенную с старым городом Иерусалима мостом, построенным через ущелье сыроваров.
По направлению снизу вверх, первую террасу образовал обширный «внешний двор» храма, на который могли входить и язычники. Красивая стена отделяла это «первое святилище» от «двора Израиля», на который могли входить только иудеи; это «второе святилище» было тоже обведено крепкою стеной. На него вела очень широкая лестница, имевшая семь великолепных ворот. Были особенно хороши восточные ворота, которые вели во «двор женщин»; они были сделаны из коринфской меди. Между воротами шли здания с колоннадами сокровищницы. За этими зданиями был второй отдел лестницы, имевший 12 ступеней; он вел в «третье святилище», или «святилище священников»; это была тоже обширная терраса; на ней стоял храм и перед храмом жертвенник.
Итак, в Иерусалиме шла ожесточенная борьба партий, когда Веспасиан, взяв Хеврон, отправился принять на себя управление империею, и оставил своего сына Тита продолжать войну. Тит подошел к Иерусалиму с двух сторон (70 г.); отбивая непрерывные вылазки осажденных, он поставил под городом три укрепленные стана: два на севере, третий на юге, у горы Элеонской – и начал осаду. Он надеялся скоро овладеть Иерусалимом; его расчет не оправдался. Враждуя между собою, все три партии осажденных с одинаковым мужеством бились против римлян. В праздник Пасхи, Иоанн, самый отважный и хитрый из иудейских вождей, отчасти обманом, отчасти силой захватил храм; священническая партия зелотов принуждена была подчиниться ему, и власть была разделена только между ним и Симоном. Взяв с собою Иосифа Флавия, Тит подъехал к стенам Иерусалима и убеждал осажденных жителей Иерусалима сдаться. Ему отвечали стрелами; одна из них ранила Иосифа. Тит велел ставить против стены осадные машины. Иудеи мешали римским работам непрерывными вылазками; но как ни храбро бились они, через три недели наружная стена Иерусалима обрушилась в нескольких местах. Тит ворвался в Новый город и 7 мая расположился станом на Безефе, на том самом месте, где стояли некогда ассирияне, и которое еще сохраняло имя «ассирийского стана». Но вместе с опасностью росло и мужество осажденных иерусалимцев. Пять дней и ночей обе их партии, отложив свой раздор, обороняли вторую стену от непрерывного приступа римского войска, превосходившего их числом; они совершали чудеса храбрости и наконец добились блистательного успеха: нападающие были отбиты с уроном. Сам Тит едва не погиб; в несколько часов были уничтожены все успехи, добытые долгими, тяжелыми усилиями римлян. Титу надо было возобновлять осаду с начала.
Велика была радость жителей осаждённого Иерусалима: казалось, что бог защищает свой храм крепкою рукою, как в старину, что оправдывается верование в неразрушимость Храма. Но самонадеянность, которой предались иудеи, погубила их: они стали менее внимательно остерегаться врага; через четыре дня неутомимый Тит и его храбрые легионы разрушили вторую стену и стали готовиться к нападению на Старый город и гору храма. Тит послал Иосифа снова убеждать осажденных иерусалимцев, чтоб они сдались. Предложение было отвергнуто с насмешкою. Раздраженный Тит велел распинать на кресте всех захватываемых в плен. Мучимые голодом, люди толпами выходили из города за стены рвать траву для пищи себе; римляне хватали и распинали их. Защитники Иерусалима смотрели на это ужасное зрелище, повторявшееся каждый день, и оставались непоколебимы. Их отважные вожди велели вести подкопы под неприятельские осадные работы, сделали отчаянную вылазку, зажгли римские машины, разрушили работы, которые неприятель возводил 17 дней. Тогда Тит стал строить кругом города Иерусалима стену с башнями, чтоб отрезать всякий подвоз припасов к осажденным. Озлобленные римские воины построили стену с изумительной быстротою. Но осажденные продолжали с мужеством отчаяния и фанатизма выносить страдания голода и отбивать приступы врага. Иерусалим был переполнен народом, получать припасы было невозможно; голод свирепствовал так, что каждый день осады умирало множество людей. Иосиф говорит, что число умерших от голода простиралось в июле уже до 115,880 человек.
Римляне взяли цитадель Антония и с каждым днем теснее окружали гору храма; но зелоты продолжали обороняться с непреклонным мужеством. Чтобы никто не смел говорить о покорности римлянам, они казнили многих важных людей, подозреваемых в склонности к миру. Жертвоприношения в иерусалимском храме были прекращены; но каждый день падало много людей в жертву отчаянной борьбе. Мужество осаждённых иудеев росло вместе с безнадежностью их положения; росло и ожесточение римских воинов. Напрасно Тит старался обуздать свирепость войска: всякое сострадание было заглушено в римлянах ненавистью к обороняющимся и жаждой разграбить сокровища храма. Алчность была так велика, что и римские и азиатские воины Тита взрезывали животы пытавшихся уйти из храма, разыскивая, не найдется ли проглоченных золотых монет в их желудке.
Наконец пришел последний час осады. Это было 10 августа 70 года нашей эры. Головня, брошенная одним из римских воинов, зажгла иерусалимский храм. В порыве алчности и злобы римские воины неудержимо ринулись на укрепления террасы храма и залили ее кровью, грабили, разрушали все. Были убиты тысячи людей, едва державшихся на ногах от голода. Где прежде звучали гимны молитв, раздавались теперь стоны убиваемых и дикие крики торжества победителей. В зале наружной колоннады храма искали спасения себе 6,000 безоружных людей; римляне зажгли зал, и все они погибли. Священники умирали на ступенях жертвенника, поражая врагов железными палками; некоторые бросались в пламя. Скоро вся гора храма стала морем огня. Когда иерусалимский храм был разрушен, победители, издеваясь над иудейской верою, поставили на священном месте свои знамена с изображениями орлов и принесли языческие жертвы.
По уверению Иосифа, человеколюбивый Тит глубоко сожалел о разрушении иерусалимского храма; оно было делом случая или воли Божией. Но один из тогдашних поэтов, прославляя Тита, говорил: «Почерневший от пыли иерусалимского боя, он бросает зажженную стрелу и истребляет все».  
Он говорил так, не опасаясь, что его слова не понравятся Титу. – В «хронике» аквитанского писателя V века, Сульпиция Севера, вообще следовавшего Тациту, разрушение иерусалимского храма во время осады приписывается самому Титу; вероятно, так говорил Тацит, рассказ которого о конце иудейской войны не дошел до нас. «Говорят, что Тит созвал военный совет и спрашивал, должно ли разрушить такое здание, как Храм. Некоторые полагали, что не следует уничтожать посвященного богу здания, превосходящего великолепием все другие человеческие сооружения, что сохранение Храма будет свидетельством кротости римлян, а его разрушение опозорит их неизгладимым пятном жестокости. Но другие, и в том числе сам Тит говорили, что необходимее всего разрушить именно иерусалимский храм, чтобы совершенно искоренить веру иудеев и христиан, потому что эти два вида веры, хотя враждебны один другому, имеют одно и то же основание, что христиане произошли из иудеев. Если истребить корень, то легко погибнет и ствол дерева. По божественному внушению, этим воспламенились все умы, и таким образом храм был разрушен».
Однако христианская община, очень малочисленная, едва ли была известна Титу хотя бы только по имени. Но разве уже не было много говорено о христианах в Риме при пожаре в царствование Нерона?
После разрушения иерусалимского храма Иоанн и Симон с остатками своих воинов ушли в Старый город. Они предлагали Титу сдать его, если им будет позволено уйти с оружием в пустыню. Тит, которому воины на пылающей горе храма дали почетный титул императора, отверг с негодованием требование свободного пропуска. Отчаянная оборона возобновилась. Скоро запылали передовые укрепления Старого города. Бой шел ожесточенный. Зелоты убили 8,000 иудеев, укрывшихся с ними в Старый город Иерусалима, когда эти люди стали просить пощады у римлян. Непоколебимые фанатики не хотели слышать о подчинении римлянам. Они и римляне соперничали между собою в делах ярости. Восемнадцать дней длились приступы к Старому городу. Наконец, некоторые части стены и наименее крепкие башни были разрушены таранами. Последние защитники национальной независимости скрылись в подземные галереи. Римляне вошли в город, перерезали всех кого нашли, разграбили все и зажгли опустевшие дома.
Два дня горел Иерусалим. Когда пожар кончился, Тит велел сравнять с землею развалины разрушенного города и храма, велел оставить только три башни для охраны римского стана, построенного на пепелище. Все иудеи, участвовавшее в обороне Иерусалима, были убиваемы, как попадались в руки римлян; были убиты и старики или хилые люди, не годившиеся на продажу в рабство. Из остальных победитель выбрал самых сильных и высоких для своей триумфальной процессии, для гладиаторского боя и битв с дикими зверями; не попавшие в это число были посланы в оковах на работу в египетских каменоломнях, а мальчики и юноши до 17-летнего возраста были проданы в рабство. Но тысячи иудеев лишили себя жизни или умерли от голода и болезней прежде, чем были уведены.
Таким же свирепым образом поступил раздраженный Тит и в других иудейских городах. Так, разрушенные Иерусалим и храм стали грудами мусора, и язычники восторжествовали победу на пустынной горе храма. 
После разрушения Иерусалима Тит с большею частью войска пошел, через Кесарию, устроил там праздник с гладиаторскими боями; в один день тут убили друг друга 2,500 взятых во время Иудейской войны пленников. Из Кесарии Тит прошел в Антиохию, оттуда поплыл в Рим и там вместе с отцом и братом отпраздновал великолепный триумф победы в Иудейской войне. В числе пленных, шедших за колесницею победителя, находились вожди повстанцев, Иоанн Гискальский и Симон бар Гиора. Иоанн был брошен в темницу и оставался в ней до конца жизни; Симон был казнен по древнему римскому обычаю. Иосиф Флавий тоже присутствовал на торжестве своего покровителя. С какими чувствами смотрел он на гибель своего народа, нельзя разгадать по спокойному описанию триумфальной процессии в его «Истории Иудейской войны». После взятия Иерусалима он прожил 22 года, пользуясь покровительством императорской фамилии, награжденный имениями, осыпанный почестями, занимаясь учеными трудами. Подобно древнему пророку Иеремии, он доказывал необходимость покориться врагу, был противником горячих бойцов Иудейской войны. Но пророк делил страдания своих ослепленных соотечественников, оплакивал падение отечества, удалившись в изгнание, отвергнув благосклонность победителя; а Иосиф по окончании Иудейской войны наслаждался милостями владык империи, платил им за богатство и почести льстивыми похвалами.
Из добычи, которая украшала триумфальную процессию, особенное любопытство зрителей возбуждали вещи, взятые в Иерусалимском храме: драгоценные сосуды, завесы, канделябры, священнические одежды, кодекс закона Моисеева. На триумфальных воротах Тита в Риме еще уцелели изображения этих иудейских святынь, и обычай римских иудеев не проходить под эти ворота свидетельствует о том, как глубока была печаль и ненависть, следы которой сохранились через столько веков.
Римляне так презирали иудейский народ, что ни Веспасиан, ни Тит не захотели принять титула «победитель иудеев». Только надписи на монетах, выбитых во славу победы, говорили о «покоренной Иудее». Обетованная земля избранного народа Божия была разделена на участки и роздана или распродана новым поселенцам; а подать, которую иудеи платили в храм Иеговы, они теперь должны были платить новопостроенному храму Юпитера Капитолийского.
Но Иудейская война 66-70 гг. еще не кончилась взятием Иерусалима. Еще оставались две сильные крепости, защищаемые храбрейшими повстанцами, ушедшими туда: Махерон на восточной стороне Мертвого моря, Масада на юго-западе от него. Только через два года легионы успели подавить последние конвульсии великой войны. Махерон сдался на капитуляцию; иудейские защитники этой крепости получили себе свободный пропуск, но не включили в договор коренных жителей города «моавитян, как иноплеменников»; жители хотели тайно уйти ночью; иудеи известили об этом римлян; римляне остановили их, убили 1700 мужчин, а женщин и детей продали в рабство. Но скоро погибли и выдавшие их иудейские воины, ушедшие в лес. Туда пришли к ним бежавшие из Иерусалима. Римляне окружили их и убили всех; их было 3,000 человек.
Последней схваткой Первой Иудейской войны была оборона Масады, крепости, стоявшей на высокой скале. В ней заперлись непоколебимейшие фанатики, зелоты и сикарии-кинжальщики; начальником их был Элеазар, потомок Иуды Гавлонита. Они оборонялись с изумительным мужеством. Когда стены крепости были так сильно повреждены осаждающими, что близок стал час падения их, иудейские воины зажгли дома и бросили в огонь все сокровища, убили своих жен и детей и потом – себя. Войдя на другой день в крепость, римляне нашли среди обгорелых развалин 960 мертвых тел. Этим кончилась ужасная Иудейская война 66-70 годов. По словам древних писателей, в ней было убито 600,000 человек.
Для современного Израиля Масада – не только исторический памятник, но и синоним национального мужества, героизма и стремления к свободе, на котором воспитано не одно поколение жителей страны. 
 
Медитация 20-я и 4-я Зоны:
ЭРЭО ЛОО АУО ХЕВА ГЕА
ТЛПЛ ЭССО ДАНА ЛОТТ ОУН