Лекция 28.
Метаистория кельтов.

 
Сначала еще немного истории. После того, как Цезарь завоевал Галлию и начал делать первые вылазки в Британию, в мировой истории появилась новая арена. Впервые средиземноморская империя расширилась на северо-запад, за пределы средиземноморского пространства. Кельтская независимость на континенте исчезла безвозвратно, а покорение Британии, по крайней мере, началось. Галлия между Рейном, Средиземным морем и Атлантикой была, как говорил Саллюстий (римский историк I в. до н. э.), подчинена полностью, за исключением непроходимых болот. Новая богатая провинция с многочисленными возможностями развития получила название «Косматой Галлии» из-за выразительных причесок галлов, в противоположность Нарбоннской Галлии.
С финансовой точки зрения завоевание оправдало себя: ежегодно налоги приносили 40 миллионов сестерциев, Галлия была одной из богатейших провинций империи. Цезарь тоже не ушел с пустыми руками: если верить Светонию, основным мотивом для всего этого предприятия были честолюбие и жадность. Удовлетворив последнюю, Цезарь начал из своей собственной доли добычи строить новый форум. Уже к концу войны жалованье легионеров удвоилось (теперь уже постоянно) и, по крайней мере, один раз каждый воин получил из добычи одного раба.
Рим считал свой всемирно-исторической задачей умиротворение и покорение человечества. Понятие о «Римском Мире» (pax Romana) было чем-то очень патетическим. После завоевания Рим начал «цивилизовывать» Галлию. Через пару веков страну было не узнать.
Охота за головами была теперь запрещена, как и гадание о будущем по предсмертным судорогам принесенного в жертву человека. Межплеменные войны и столкновения остались далеко позади. Те кельтские племена, которые некогда ходили на войну с многотысячным войском, теперь обрабатывали поля на равнинах и в альпийских долинах. Они стали жить селами, а не на хуторах отдельными родами и кланами. Самые знатные стали жить в городах, так, Виенну (Вену) застроили и превратили в богатую метрополию. По своему языку и образу жизни многие стали уже настоящими римлянами, хотя многие племена сохранили или получили определенную автономию.
В общем и целом при «Римском Мире» все унифицировалось, что, конечно, принесло самим галлам не только вред. «Римский образ жизни» вступил в свои права. После завоевания римская колонизация основывалась не только на одной грубой силе – на местную знать воздействовала стратегия убеждения в превосходстве римской цивилизации.
Во всех римских провинциях (будь то Галлия, Испания или Британия) ключевыми факторами в первичном процессе приобщения кельтов к античной цивилизации стали:
  1. Административное деление (в основном по старым регионам расселения племен)
  2. Урбанизация, исходившая от военных лагерей, поселений ветеранов, кельтских поселений
  3. Социальная стратификация в городском самоуправлении и образование высшего слоя, представители которого могли занимать различные должности
  4. Римское проникновение в религиозную жизнь – прежде всего, римляне соотнесли кельтских богов с основными Римскими (хотя на самом деле разница была очень велика) и, главное, культ императора!
Землю измерили и разделили на податные единицы согласно римским порядкам, дороги укрепили и замостили… Торговля и транспорт быстро развивались, и культурная жизнь тоже стала приобретать римско-средиземноморский характер. В Галлии появились бани, термы, театры. Населением, которое концентрировалось в городах, управлять было легче. Население же сельской местности и особенно лесов оставалось «диким» (с точки зрения римлян).
Члены галльских аристократических семей сохранили свой особый статус. Из них впоследствии выходили сенаторы и всадническое сословие племени.
В общем, покоренные галлы стали римскими подданными – со всеми выгодами и невыгодами, которые давало строго управлявшееся, четко организованное бюрократическое государство. При этом они сохранили свою свободу (насколько она у них была), свое имущество и право частной собственности. Многие, кроме того, получили и римское гражданство. Уже Цезарь набрал легион в Заальпийской Галлии, легионеры получили римское образование, и, поскольку во время Гражданской войны они показали свою прекрасную боеспособность, Цезарь даровал им римское гражданство. Цезарь даже пригласил несколько сенаторов из новой провинции.
Большая часть представителей кельтской родовой аристократии приобрела римское гражданство в период 58 г. до н. э.— 41 г. н. э., т. е. в первое столетие после завоевания Галлии Римом. Меньшая часть кельтской знати получила римское гражданство при императора Клавдии I Нероне. При Флавии и Антонине речь шла уже не о получении кельтской родовой аристократией римского гражданства, а о проникновении ее в сенат (галлы-сенаторы достоверно засвидетельствован при императоре Септимии Севере). В самой Галлии в конце I — начал III в. н. э. продолжалось формирование галло-римской аристократии за счет притока в нее кельтов, получивши римское гражданств на военной службе, а также некельтского элемента. Во время гражданской войны 68—69 гг. можно отметить последние попытки кельтской аристократии противостоять романизации, но большая часть ее уже перешла на проримские позиции и стремилась подняться как можно выше по административной лестнице. Романизировавшаяся бывшая кельтская племенная знать, проводившая политику романизации рядовых своих соплеменников, к началу III в. трансформировалась в галло-римскую аристократию, становилась основой ее и служила надежной социальной опорой империи во всех трех провинциях Галлии.
Каракалла (188–217) – римский император из династии Северов, правивший с 211 по 217 год н. э., издал эдикт, по которому римское гражданство был распространено на все свободное население империи.
Это то, что касается Галлии. С Британией все было сложнее.
Численность кельтов в Британии к моменту начала завоевания составила около 2 млн. человек.
Покоривший Галлию Юлий Цезарь в августе 55 г. до н. э. переправился в Британию с десятитысячной армией. Целью римлян было покорение страны, но планы их не осуществились, так как римский флот получил повреждения на прибрежных скалах, а местные племена встретили римлян враждебно. Цезарь отмечает в своих «Записках», что у кельтов были всадники и колесницы. Отпор, встреченный римлянами, заставил Цезаря повернуть назад. Таким образом, эта первая экспедиция имела лишь значение разведки. 
Летом 54 г. до н. э. Цезарь повторил попытку вторжения в Британию, на этот раз уже с большими силами. Римлянам удалось взять крепость кельтов на холме у Кентербери. Цезарь постарался использовать сложившуюся в Британии обстановку: одно из враждовавших между собой племен обратились к нему за помощью. Цезарь разгромил то другое племя, но благодаря его сопротивлению Цезарю и на этот раз не удалось завоевать Британию. Вторая экспедиция была лишь своего рода заявкой на будущее.
Бритты в эту пору вели торговлю с Римом, наибольшее значение имел Лондиний. Из Британии вывозили хлеб, скот, металлы и рабов, захваченных во время усобиц. Ввозили же в Британию с континента цветное стекло, тонкие гончарные изделия, ювелирные украшения.
Войны между кельтскими племенами становились все более частыми и ожесточенными. Сильные кельтские королевства поглощали более мелкие племена. Когда в 40 г. в особенно сильном королевстве начались смуты, император Клавдий решил, что ситуация для вторжения римских войск в Британию вполне созрела.
В 43 г. сильная римская армия высадилась на побережье Кента. Кельтская армия была разбита, населенные пункты по течению Темзы подчинены. Римские легионы двинулись по трем направлениям: на запад, на северо-запад и на север. При движении на запад был взят ряд крепостей, а в своем движении на северо-запад и на север римляне к 47 г. достигли линии северный Уэльс — Хамбер, откуда было уже недалеко до горных районов. Но здесь движение римлян замедлилось, так как племена Уэльса дрались яростно и остались непобежденными. В 61 г. римская армия подошла к Ирландскому морю и обрушилась на Сноудон, а затем и на твердыню друидов — остров Англси. До завоевания Цезарем Галлии центром друидизма была область вокруг современного Шартра. И Клавдий уже пытался истребить друидов в Галлии. Теперь римляне решились на хирургическое удаление сердца кельтского сопротивления, уничтожив друидов в их цитадели, на священной для них территории.
В это же время на юго-востоке Британии разразилось восстание, вызванное бесчинствами и грабежами римлян. Во главе восставших встала королева Боадицея (Боудикка). Тацит писал: «Росту она была очень высокого, наружности самой устрашающей, в глазах ее была свирепость, в голосе – суровость. Огромная масса рыжих волос ниспадала на бедра. На шее у нее – внушительных размеров ожерелье из золота. Она носила разноцветную тунику, поверх которой брошью была приколота тяжелая мантия. Таков был ее неизменный наряд».
Подробнее про эту историю и вообще о завоевании римлянами Британии и других окрестных народов, те, кому интересно, могут прочитать в книге Терри Джонса и Алана Эрейра «Варвары против Рима». А кому хочется побольше узнать о кельтах, могу посоветовать книгу Гюйонварх К., Леру Ф. «Кельтская цивилизация».
Восставшие разгромили три крупнейших города, очевидно, наиболее подвергшиеся романизации,— Лондиний, Камулодун, Веруламий. Там погибло до 70 тыс. человек, что само по себе уже подтверждает большие размеры этих городов. В конце концов римляне победили и подавили восставших, а королева Боадицея приняла яд.
В 70—80-х годах римляне покорили Уэльс и начали наступление на северную Британию. Однако покорение этой области было поверхностным; все районы севернее Твида после 85 г. были оставлены римлянами.
В 115—120 гг. произошло восстание в северной Британии. Император Адриан подавил его и установил границу от Тайна до Сольуэя. Эта граница была укреплена стеной и крепостями в 122—124 гг. Около 140 г. была присоединена к римской Британии часть Шотландии до линии Форт — Клайд. Эта пограничная линия также была укреплена стеной и рядом крепостей. Новая стена не заменяла Адрианову, а предназначалась для защиты страны, расположенной к северу от Адрианова вала.
В 158—160 гг. разразилось новое восстание по всей северной части римской Британии, от нынешнего Дербишира до Чевиот-Хилс. В 183 г. последовало еще одно восстание, в результате которого вторая римская стена практически была оставлена римлянами. Восстание это продолжалось вплоть до прибытия самого Септимия Севера (в 208—211 гг.). Он перестроил стену Адриана, которая с тех пор и стала границей римских владений.
Значительная часть Британии оказалась под властью римлян.
До 85 г. спокойствие в завоеванной стране поддерживали четыре легиона, а затем три с некоторым количеством вспомогательных войск, что составляло 35—40 тыс. человек. Эти три легиона располагались в основном в трех больших крепостях: Иска Силюрум (Карлеон), Дева (Честер), Эбуракум (Йорк). Отсюда высылались отряды в различные экспедиции (на постройки крепостей, мостов, дорог, для подавления мелких восстаний). Помимо этого, имелась сеть менее значительных крепостей с гарнизонами 500—1000 человек. Эти крепости стояли вдоль дорог или в стратегически важных пунктах на расстоянии 10—15 миль друг от друга. Крепостей было много по берегу моря и в северной части римской Британии до Чевиот-Хилс, особенно в современном Дербишире, Ланкашире и Йоркшире. Целая серия крепостей шла по стене Адриана (число их точно неизвестно). Во всех крепостях стояли римские гарнизоны (солдаты их набирались из романизированных провинций империи). Во вспомогательных войсках, преимущественно набранных на Рейне и в его окрестностях, могли служить и бритты. Нельзя считать, что всех бриттов отправляли служить только на континент.
Для распространения римской культуры римские гарнизоны большого значения не имели. За стенами крепостей были римские или романизированные поселения женщин, купцов, отставных военных, но из этих поселений лишь немногие превратились в города, как, например, Йорк. Простым совпадением является то, что Ньюкасл, Манчестер, Кардифф стоят на месте прежних римских фортов. Не следует преувеличивать численность римских колонистов: даже в мирное время уходило в отставку не более 1 тыс. человек в год, а состояние мира было в Британии редкостью. Но далеко не все вышедшие в отставку легионеры оставались в Британии.
Наиболее серьезный результат римского владычества — это защита внутренних районов Британии от нападений извне.
Римская культура распространяется на юге, в центре и на востоке острова. В этих районах в какой-то мере можно говорить о романизации, которая, возможно, началась еще до Клавдия, сразу после походов Цезаря. После 43 г. римское влияние проникало двумя путями: первый — романизация через управление, устройство колоний с римскими гражданами, хотя их и было мало; второй — романизация городов благодаря прибытию римских купцов. Восстание Боудикки как раз и было направлено против такой романизации городов, оно привело к массовому избиению римлян и лояльных по отношению к Риму кельтов.
По данным Тацита (80-е годы), бритты перенимали язык, одежду и обычаи римлян. К числу романизированных городов можно отнести, кроме упомянутых выше Лондиния, Камулодуна и Веруламия, также Калева Аттребатум (Сильчестер), Вента Силюрум (Кервент), Акве Солис (Бат), Линдум (Линкольн), Гленум (Глостер), а также некоторые другие (названия городов на «честер» и «кастер» говорят о связи их с римскими лагерями). К концу I в. успехи колонизации были велики, но дальше дело пошло медленнее. Западнее Северна и севернее Трента колонизация вообще не проникла. Горные районы не были затронуты романизацией.
Когда построили стену Адриана, то оказалось, что к югу от нее лежит римская провинция, а к северу — доисторическая Британия.
Для развития римской Британии характерно, прежде всего, что туда хлынули римская торговля и деньги. Британия стала рынком для ремесленных изделий, особенно для керамики римской Галлии. Римляне строили дороги и порты как в военных, так и в торговых интересах. Города представляли собой не окруженное стенами скопление зданий деревенского типа. Исключение составляли римские каменные храмы. В этих городах, как правило, ремесленная и торговая жизнь шла и до римлян. С приходом римлян она стала интенсивней, но ремесленные изделия утратили национальный характер; только в Уэльсе и на севере сохранился самобытный кельтский орнамент. Развивается добыча металлов: олова, свинца, серебра, золота (рудники к Кармартеншире, II в.), меди (в северном Уэльсе и Шропшире), железа (в Суссекс Уелд, Форест оф Дин, Мидленде и на севере); идет работа на соляных копях. Повсюду трудятся рабы. Доходы от всего этого текут в императорскую казну.
Романизированная Британия — типичная провинция империи — была подчинена наместнику. Каждый римский муниципий и колония управлялись самостоятельно. Во главе некоторых областей, принадлежавших императорскому фиску, стояли императорские чиновники; это были области свинцовых рудников. Большая часть Британии была поделена между племенами, организованными на римский манер каждое племя имело совет, магистрат и столицу.
В низменных районах юго-восточной и центральной Британии во II—III вв. внедряется римская система ведения сельского хозяйства, основанная на эксплуатации рабов и колонов, появляются хозяйственные постройки римского образца. Романизированные виллы (поместья) достигают наибольшего развития в конце III — начале IV вв. Были виллы богатые и роскошные, но были и простые фермы. Эти виллы распределены по территории Британии нерегулярно: их больше в северном Кенте, западном Суссексе, Сомерсете, Линкольншире. Севернее их очень мало. Даже в деревнях, населенных исключительно кельтскими крестьянами, в этот период встречаются римские посуда и одежда. Но только богатые кельты жили в домах римского образца, крестьяне же — в хижинах доисторического типа. Дома римского образца сначала строились деревянные, а затем каменные, всегда прямоугольного плана с отдельными комнатами, иногда с ваннами и центральным отоплением.
Землю пахали тяжелыми плугами, поля были вытянуты поэтому полосами в длину, но тяжелый плуг появился еще до римлян; его принесли белги, так что, по сути, налицо было продолжение кельтского развития.
Римляне построили прекрасные дороги. Важнейшими дорогами, расходившимися от Лондона, были: через северный Кент к кентским портам; на запад к Бату и далее к южному Уэльсу; к Веруламию, Честеру, с ответвлением на Уэльс; на северо-восток на Камулодун; до Бата (Акве Солис) и Экзетера. В Уэльсе были дороги военного значения вдоль всего побережья. На севере шли три дороги: от Йорка на север, с ответвлением до Карлайла, от Честера на север. Связь с континентом осуществлялась через кентские порты: от Рутупие (Ричборо) на Булонь и от Камулодуна (Колчестера) на порты в устье Рейна. Наблюдение за морем осуществлял римский флот. С середины I до конца III в. его стоянка была в Булони.
Таким образом, практически римская Британия делилась на два района: мирный, романизированный (юго-восток и центр Британии) и военный, где господство римлян поддерживалось системой военных крепостей, соединенных дорогами и имеющих сильные гарнизоны, которые могли быстро подавить любое восстание. Помимо этого, римлянам приходилось охранять шотландскую границу, поддерживая стену Адриана, форты и гарнизоны, так как за этой стеной к северу обитали кельтские племена пиктов и скоттов, всегда готовые к набегам и грабежам.
Ирландию романизация совсем не затронула. Но что интересно, эта страна в V веке сама приняла христианство благодаря Святому Патрику, который, по преданию, состязался с местными друидами в чудесах и во всем их превзошел.
Однако и романизация Британии была скорее видимостью. В других кельтских провинциях, таких, как Испания и Галлия, процесс зашёл существенно дальше. Кельтские языки и культура там бесследно исчезли, и, когда спустя столетия германские варвары сокрушили западную империю, римские обычаи и латинский язык продолжали бытовать в этих землях ещё многие столетия.
Заметим, что как раз в то время, когда началась тотальная романизация кельтских земель, в самой Римской империи зародилось, а затем стало распространяться христианство. Оно не могло не затронуть и кельтов.
Раньше всех оно пришло в Малую Азию, к галатам, о чем мы говорили в прошлый раз. Апостол Павел основал галатские церкви примерно в 45-48 годах. Он посетил их вновь, когда готовился отправиться во второе миссионерское путешествие, около 50 года (Деян. 16:1-6), и опять посетил в начале своего третьего путешествия, около 54 года. (Деян. 18:23).
Галатия стала римской провинцией в 26 г. Это была процветающая провинция, поэтому данные земли привлекали евреев — переселенцев из Иудеи. И не удивительно, что в Галатии процветало иудео-христианство, которое настаивало, что христиане должны приходить к Богу через Иудейство и что язычник, чтобы стать христианином, должен стать еврейским прозелитом и соблюдать еврейский закон. Павел, как мы помним, был решительно против этого. Он видел задачу христианства в превращении из еврейской секты в мировую религию – именно об этом и идет речь в Послании к Галатам.
Христианизацию Галлии предание связывает с деятельностью Дионисия Ареопагита, первого епископа Афинского. Согласно позднейшим сказаниям, около 95 г. (когда ему было уже около 75 лет) он будто бы оставил Афины и уехал в Рим к св. папе Клименту, который послал его в Галлию во главе миссии. Миссионеры добрались до галльской Лютеции (Парижа), где их настигло гонение Домициана (95-96 гг.). 
Некоторые историки отвергают этот поздний вариант предания и выделяют два более ранних источника христианизации Галлии:
  1. греческие купеческие корабли, которые заходили в устье Роны и поднимались вверх по течению до Вьенна и Лиона;
  2. римские легионы, стоявшие в Галлии со времен Цезаря (в среде которых к III в. было уже достаточно много христиан).
Древнейшие в Галлии Вьеннская и Лионская Церкви возникли, уже в середине II века. В 177 г. они стали жертвой гонения императора Марка Аврелия (о чем имеется подробное свидетельство – послание самой Церкви).
В Британию христианство было, по-видимому, занесено римскими легионами, которые, начиная с Юлия Цезаря, утверждались в этой стране. Хотя в науке нет точных сведений о дате обраще­ния Британии, но оно уже было достаточно распространено в ранний период римского владычества. Известно о присутствии трех британских епископов на Арльском соборе в 314 г. и на соборе в Римини в 359 г., откуда можно сделать вывод, что Британия уже имела церковную организацию. Очевидно, в IV в. она находилась в мире и согласии с галль­ской церковью, так как св. Афанасий говорит, что британская церковь приняла определения, утвержденные Никейским собором в 325 г., а Иларий Пуатьесский, как и Афанасий, упоми­нает британских епископов, как и епископов Галлии, в числе своих последователей. В цирку­ляре Константина, обращенном ко всем провин­циям империи и имевшем своей целью введе­ние единого образца празднования Пасхи, в пе­речень стран, к которым было отослано это письмо, включена Британия.
Таким образом, христианство проникло к кельтам задолго до того, как оно стало государственной религией Римской империи.
В конечном счете, кельты исчезли с арены истории. С исторической точки зрения произошло это потому, что религиозная и политическая структура их общества оказалась неспособной к усвоению римского понятия о государстве. После уничтожения жреческого сословия, подчинения военного сословия, христианизации ремесленников и крестьян Галлия, сведенная к новой торговой буржуазии городов и крупным земельным собственникам, эксплуатирующим армии рабов и сервов, уже не пыталась отделиться от империи. Если ей и случалось бунтовать, всякий раз это происходило для того, чтобы выкроить себе местечко получше: ни один из «галльских императоров» III в. не отрекался от римского единства. А двумя веками позже, в нероманизированной стране, в Ирландии, жреческое сословие друидов само облегчило ее обращение в христианство и выдвинуло из своей среды первых епископов. Таким образом, кельтский континентальный мир солидаризировался с империей, а мир островной после исчезновения империи солидаризировался с христианством.

Теперь рассмотрим все происходящее с метаисторической точки зрения. Кельты существовали как объединенное человеческое сообщество, но единого государства не создавали. Они жили племенами численностью от 10 до 80 тыс. человек, всего племен только в Галлии было от 80 до 100, некоторые историки приводят общую цифру до 300. По самым грубым прикидкам в период расцвета, в античные времена кельтов было 7-8 млн. человек (возможно, и больше).
Их общность была не политической, они не создавали ни единой метакультуры, ни даже крупных эгрегоров – объединяла их могучая древняя Традиция. Держателями, хранителями, проводниками этой традиции были друиды.
Это было уникальное для того времени явление – все крупные народы уже создали и мощные государственные эгрегоры, и метакультуры. Кельтский этнос сформировался примерно к VI веку до н. э. Говоря словами Даниила Андреева, сложился кельтский сверхнарод. По его определению, «сверхнарод – это группа наций или национальностей, объединенных общею, совместно созидаемою культурой, физиогномически отличною от других». А кельты еще и этнически были едины.
Как же был организован этот сверхнарод с метаисторической точки зрения? На чем держалось это сообщество в течение тысячелетий, что его объединяло? Считать это сообщество метакультурой нельзя по одной причине – оно не имеет собственного «высокого» затомиса – обязательной принадлежности метакультуры. Зато «слой мифов» у него был очень мощный и достаточно высокий. И вообще вся «потусторонняя часть» очень обширная и хорошо организованная.
Каждое племя создавало свой племенной эгрегор, основной тип связи в котором определялся кровным родством (см. картинку в «Жизнь человека»). Каждый род имел своего «отца-основателя» и/или племенного бога, который «держал» верхушку эгрегора, но все эти «верхушки» были включены в единое поле мифов – по сути дела, образовывался как бы такой уплотненный затомис, очень насыщенный информационно и густо населенный. Все это располагалось в нижних пространствах Тоники, спускаясь вниз как бы отдельными языками через Астральный слой до очень большой глубины.
Откуда это все взялось? Оттуда взялась Традиция и как она передавалась?
Она ведет свое происхождение из Атлантиды. Когда случилась катастрофа и большая часть населения Атлантиды погибла, погибла и сама Атлантическая метакультура, потерявшая прикрепление к физическому плану. При этом она не выполнила значительную часть своего Предназначения (существенная часть которого состояла в проведении Этереоцефала) и далеко не исчерпала своих возможностей. Ее трансфизическая часть тоже распалась, отдельные ее части утратили связи между собой, разорваны оказались и многие иерархически связи.
Судьба населения Атлантиды сложилась по-разному (см. «Жизнь человека»). Группа магов, работавших в самых глубоких слоях, провалилась очень глубоко и оказалась буквально замурована на многие тысячелетия в очень плотных пространствах, тогда еще практически не затронутых какой-либо преобразующей деятельностью. Другие оказались в пространствах Астрального, Тонического, верхних уровней Эфирного слоя, не имея в течение долгого времени возможности воплощаться. Но карма невыполненной задачи не позволяла им «вернуться на свое место».
Только по прошествии времени, через несколько тысячелетий, на новых энергиях и новом материале (родился 7-й Мастер, пришел Третий Пранический Поток), опираясь на новый «этнический субстрат» многие из тех, кто не провалился вообще или провалился не очень глубоко, снова получили возможность инкарнироваться. С другой стороны, к этому времени затомис Атлантической метакультуры значительно пополнился как «сверху» (теми, кто «принес» новые эволюционные идеи и программы), так и «снизу» (то есть теми, кто «принес» опыт реальной жизни Атлантиды на физическом и Тонком плане). Но одну-единственную метакультуру создавать уже не стали, и от Атлантического отпочковалось несколько «производных» затомисов, в том числе Египетский, Гиперборейский и т. п.
Кельтам отдельного затомиса не досталось и метакультуру как таковую они строить не стали. В их задачу входила переработка («проживанием») «средней», не очень глубокой части Атлантического опыта. И в воплощение пошли маги, которые после Потопа оказались в «средних» слоях, причем большинство из них непосредственно в построении канала не участвовали, да и вообще даже в сам Потоп не попали. Но в Атлантиде, как нетрудно догадаться, за несколько тысячелетий ее существования «накопилось» достаточное количество магов самой разной специализации и квалификации. Все они были прочно связаны единой Традицией, сохранили многие прежние иерархические связи или завязали новые, а, главное, сохранили (как в кармических клише, так и в Матрицах Эго) особенности формирования своих тонких тел (матрицы их формирования), матрицы связей – как между собой, так и с сущностями Тонкого плана, а, главное, связь с Традицией.
Когда они начали воплощаться, они стали рождать «себе подобных», поэтому ко времени расцвета их культуры далеко не все кельты имели за плечами атлантическое прошлое, но в переработке его опыта участие принимали. Однако в большинстве своем они, в силу устройства своих тонких тел, от рождения обладали развитой способностью общения с Тонким планом, и эти свои магические способности всячески развивали и поддерживали как благодаря специальному обучению, так и благодаря участию в многочисленных и разнообразных обрядах.
Важнейшим связующим фактором, обеспечивающим целостность кельтского сообщества, было наличие общей Души Народа, присутствие которой всеми ими ощущалось, а обрядами и ритуалами постоянно поддерживалось. И одной из причин достаточно быстрой романизации кельтов (особенно в Галлии) было проникновение в их среду римских влияний (в том числе соблазнов «цивилизованной» жизни), которые разъедали эту единую Душу Народа изнутри. Поэтому дольше всего кельты сохранили себя как народ на севере Британии и в Ирландии, куда римляне не добрались.
У всех многочисленных кельтских племен было общее представление о племенных богах. Бог племени становился супругом богини земли, каково бы ни было ее имя в разных местах и согласно разным традициям. Так, одной из супруг Дагды (одного из главных богов ирландской мифологии) была могущественная богиня войны, которая по собственной воле могла принимать вид вороны или ворона и которая влияла на исход битвы с помощью своих волшебных сил и прорицаний. 
«Основной ячейкой» кельтского божественного сообщества был главный племенной бог, заведовавший всеми сторонами жизни – божественное соответствие короля или вождя, и его супруга – мать-земля, заботившаяся о плодородии в стране, об урожае и скотине и принимавшая активное участие в сражении против врагов племени, используя при этом для победы не столько оружие, сколько заклинания и магические чары. Кроме того, существовали божества, обладавшие более ограниченными сферами влияния, которые можно найти и в человеческом обществе: бог-кузнец, божественный целитель, бог, занимавшийся словесными искусствами, божество-покровитель какого-нибудь священного колодца или реки. Однако бог «на все руки» мог при необходимости заняться и каким-нибудь из этих искусств, если это было необходимо, и сферы влияния богов, наверное, довольно часто пересекались. Существовали группы божеств более «высокопоставленных», чем племенные боги, то есть своего рода боги самих богов. Некоторые богини, судя по всему, на какой-то стадии занимали положение «матери богов».
С точки зрения кельтов, божественный социальный порядок отвечал порядку в племенной иерархии.
Благодаря большой эффективности культов плодородия количество кельтов постоянно увеличивалось, да и сам их образ жизни способствовал хорошему состоянию здоровья, а межплеменные войны большого ущерба «живой силе» не наносили. Поэтому к IV веку до н. э. кельтские племена и двинулись на поиск, и если нужно, на завоевание новых земель (о чем мы говорили в прошлый раз).
Поскольку кельтам постоянно приходилось воевать – как между собой, так и с соседними народами, у них очень сильно развилась военная магия, и именно благодаря ей им удавалось побеждать в первое время даже римлян. Я не случайно рассказала историю завоевания кельтами Рима – как писал Ливий, «это племя заполнило все пространство ужасающими звуками жуткого пения и бессмысленных воплей». Это были совсем не «бессмысленные вопли» -- это были специальные заклинания, целью которых было посеять среди врагов панику, что им на тот раз и удалось.
Унаследовав и усовершенствовав многие атлантические магические наработки, кельтские маги могли наполнить воздух лязгом оружия и оглушить врага криками сверхъестественных существ. Могли создать энергетическую преграду вокруг войска, чтобы нападающие не могли прорваться через эту преграду. Они владели магией заклинаний, приводящих в замешательство врагов. Кроме того, их кузнецы, которые выковывали оружие, владели магическими средствами увеличивать его поражающую силу.
У римлян военная магия тоже, естественно, была, но значительно слабее. К сожалению, когда через несколько веков Юлий Цезарь начал завоевание Галлии, эти кельтские приемы уже не срабатывали – во-первых, Римский эгрегор набрал к этому времени огромную силу, и так инвольтировал римских воинов, что заведомо перекрывал все прочие магические воздействия, а во-вторых, что было еще важнее, римское вооружение, тактика ведения боя и т. п., значительно превосходили кельтские достижения в этой области. Как говорится, «против лома нет приема».
Магия пронизывала собой все области жизни кельтов. Друиды пользовались исцеляющей магией, имели власть над стихиями, считалось даже, что некоторые друиды могли принять любую форму, какую пожелают. В их магии широко использовалась музыка, а заклинаниями пользовались также и барды, их этому тоже специально обучали.
Особенности кельтской магии состояли в том, что она использовала сравнительно немного фантомности. Кельтские боги и сущности не были антропоморфными, в отличие от греческой, римской, египетской религии.
В изначальных кельтских представлениях боги как метафизические «принципы» принадлежат к области бесконечного и несводимы к конечному. Низвести их до человеческого состояния – значит уничтожить их, в то время как их скульптурное или линейное изображение иногда соответствует выражению совершенства, в котором каждый жест и поза, как в индийском искусстве, имеет вполне определенный смысл.
О структуре кельтского жреческого класса мы уже говорили. В него входили:
ДРУИД (галльск. *druis, ирл. drui) общий термин, 
обозначающий любого члена жреческого класса вне зависимости от его специализации. У любого друида было право совершать жертвоприношения.
БАРД (галльск. bardos, ирл. bard, валлийск. bardd, брет. barzh) «поэт», специализирующийся на читаемой вслух поэзии (а также песнях), содержащей хвалу или поношение. В Ирландии его место занял file «видящий», изначально прорицатель, который практиковал сатиру и магию.
ВАТ (галльск. vatis, ирл. faith) «прорицатель», отвечающий за всякую культовую и обрядовую религиозную практику, в особенности за предсказания и прорицания. Целитель также обычно был ватом.
Употребление письменности было обусловлено кельтским понятием об истинной мудрости. Кельты никогда не пользовались письменностью для передачи последующим поколениям какого бы то ни было знания. Письмо, с их точки зрения, не является вариантом запоминания или передачи знания, это практическое приложение магии и букв, подвластных богу-вязателю Огме: письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл. Отсюда можно понять, какую угрозу и какое благо оно может представлять. Записанное проклятие было еще более серьезным, чем устная сатира (один из способов магического воздействия), которой достаточно было всего-навсего умертвить того, кто стал ее жертвой.
Религиозное искусство кельтов не было немотивированным, а тем более фантастическим или личностным. Необходимо осознать, что галльские художники, скульпторы, граверы или литейщики могли создавать эстетически совершенные вещи (торевтика, или резьба по металлу, предоставляет нам достаточно неоспоримых свидетельств), однако натуралистическое совершенство не всегда было желаемым или необходимым. Странный на наш взгляд внешний вид священных статуэток был вызван религиозной необходимостью, а не техническим несовершенством.
Огромное значение во всей кельтской религии имела связь с умершими, которые продолжали принимать участие в жизни своего племени. Потусторонний мир кельтов – СИД – был хорошо простроен, густо населен. Кельты имели представление о перевоплощениях, поэтому у них были четко определенные похоронные обряды, и они тщательно заботились о душах умерших.
У кельтов не было ни настоящих городов, ни храмов в классическом смысле этого слова. У них были святилища (nemeton)священные рощи, известные инициатические или духовные центры, и сакральные тайные центры, которые не должны были быть известны никому, кроме нескольких друидов высокого ранга. Огромную роль играли мегалиты (Стоунхэндж) и так называемые пригоризонтные обсерватории, которые позволяли работать с космическими токами.
По всему кельтскому миру друиды воздвигли величественную цепь мегалитических монументов, которые и доныне вызывают удивление, оставаясь нетронутыми, несмотря на тысячелетия своего существования. В одной только Франции насчитывается 6876 мегалитов: 4500 дольменов, 2200 менгиров, 106 кромлехов и 70 плоских плит. Мегалиты сохранились в Англии, Ирландии, Дании, Швеции, России, на Кавказе. В каждой местности установка каменных монументов и пользование ими проводились под руководством друидов, знавших об их скрытой огромной таинственной силе, а всякое кощунство дорого обходилось свершившим его. Естественно, все эти мегалиты воздвигались в «местах силы», и около них прокладывались специальные дороги и площади для торжественных ритуальных процессий. Такие площадки с мегалитами служили для ритуалов культов природы и представляли собою сцену для космических ритуалов.
Одним из основных обрядов кельтской религии было жертвоприношение, которое совершалось строго определенным способом. Было множество разновидностей возможных жертв, человеческих и животных, искупительной жертвы и жертвы, которая должна снискать благосклонность богов. Немаловажен способ жертвоприношения:
Бескровное жертвоприношение (в интересах жреческого класса): повешениеутоплениезахоронение;
кровавое жертвоприношение (в интересах воинского класса): убийствокремация.
растительная жертва или жертвенное возлияние (в интересах производительного или ремесленного класса): молоковода или брага.
К этому можно добавить, что человеческие жертвоприношения не были монополией кельтов. Греки и римляне также совершали их: об этом мы узнаем из Илиады в рассказе о похоронах Патрокла (когда двенадцать воинов противника были оскоплены и принесены в жертву) или у Тита Ливия в описании обряда, совершенного в 216 г. до н. э. для защиты Рима от пунического завоевания, тогда две пары – грек и гречанка, и мужчина и женщина из галлов – были торжественно погребены живыми на Бычьем Форуме. Замечательно и необычно в этом случае то, что кельтское слово, обозначающее жертвоприношение, сохранившись во всех островных кельтских языках, стало самым христианским словом, обозначающим евхаристию
Античные авторы свидетельствуют, что человеческие жертвоприношения были весьма распространенной практикой. Особенно во времена опасности. Юлий Цезарь писал: «Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь другой человеческой жизни».
Для этого галлы прибегали даже к общественным жертвоприношениям. По свидетельствам Цезаря и Страбона, они сооружали огромные плетенные из ивы чучела-клетки, которые наполнялись живыми людьми и сжигались. Правда, жертвами обычно оказывались преступники, которым и так был вынесен смертный приговор. Кстати, друиды и кельтские вожди тоже могли стать кандидатами в жертвы. В одном из ирландских сказаний, племя десси одержало победу над врагом благодаря тому, что один из друидов позволил принести себя в жертву в облике коровы. Вождя же могли «отдать богам» в случае, если его правление сопровождалась военными неудачами для племени или какими-нибудь естественными бедствиями (неурожаем, голодом, наводнением). Такая же практика существовала и у древних скандинавов, которые сжигали неугодного богам конунга.
О человеческих жертвоприношениях есть свидетельство Посейдония (прибл. 135-50 гг. до н. э., древнегреческого философа-стоика, историка, географа, астронома), который путешествовал по кельтской Галлии и Иберии и был подлинным очевидцем кельтского образа жизни. Он восхищался кельтами и желал представить их как благородных дикарей. Его рассказ убедительно подробен: «Друиды применяют странный и невероятный метод предсказания для наиболее важных ситуаций. Освященному для жертвы человеку вонзают небольшой нож в область над диафрагмой. После того как человек падает от нанесенной раны, они предсказывают будущее по картине его падения, конвульсиям конечностей и особенно по виду бьющей струи крови». Это не собственные слова Посейдония, поскольку ни одного экземпляра его «Истории» до нас не дошло. Это изложение Диодора Сицилийского, писавшего свои труды в том же столетии. У Диодора есть свое, менее восторженное, мнение о кельтах: «Дикость их натуры проявляется в их особо отвратительных религиозных обрядах. Они держат некоторых преступников взаперти до пяти лет, а затем во славу своих богов сажают их на кол и сжигают на огромном костре вместе со многими другими дарами. Пленников, захваченных на войне, они также приносят в жертву богам».
Правда, что уж кому-кому, но не римлянам было жаловаться насчет человеческих жертвоприношений. Ливий и Плутарх упоминают три случая, в 228, 216 и 113 гг. до н. э., когда две пары галлов и греков, в каждой – мужчина и женщина, были сожжены заживо на форуме Боарий. Такая же судьба постигала весталок, нарушивших обет целомудрия. Да и не только это. Как можно оправдать римлян, ведь дело у них доходило до того, что убийство ставилось на конвейер? Они, не колеблясь, тысячами распинали восставших рабов и бросали преступников на арены на растерзание диким зверям для увеселения толпы.

И, наконец, самое главное, ради чего, собственно, я и затеяла такой длинный разговор о кельтах посередине темы метаистории Христианства. Будучи наследниками и продолжателями Атлантической Традиции, многие кельты (особенно друиды) были в свое время включены в сценарий проведения Этереоцефала. И когда начал формироваться новый такой сценарий, но уже связанный с Христианством, они не могли этого не почувствовать. Поэтому на энергии Христа сразу же откликнулись галаты, вскоре через римское влияние христианизировались галлы, а Ирландия вообще христианизировалась в VI веке безо всякой романизации.

Медитация 7-й Мастер:
ЭРЭО СООК
ТООН ТУММ
РА КООТ
ЭО ТЕРЦ
ВЕНУС ХОХ