Лекция 20.
Халифат Аббасидов. Период расцвета

 

 
Аббасиды вели свое происхождение от дяди пророка ал-Аббаса из мекканского рода Хашим. Последний приходился братом отцу Мухаммеда, Абдаллаху, и отцу халифа Али, Абу Талибу. Первоначально Аббасиды не играли значительной роли в государственных делах. Но по мере того, как в Халифате росло недовольство правящей династией Омейядов, значение этого рода возрастало. Вследствие своего близкого родства с Алидами Аббасиды могли рассчитывать в борьбе за власть на поддержку шиитов. И действительно, праправнуку ал-Аббаса, Мухаммеду ибн Али ибн Абдалле, удалось в начале VIII века заручиться поддержкой нескольких шиитских кланов, которые признали его своим имамом. (Арабский историк ХIV века Ибн ал-Тиктак сообщает, что Мухаммед получил имамат от одного из шиитских имамов Абу Хашима Абдаллы, который, умирая, объявил его своим приемником).

С этого времени Аббасиды начали тайно готовиться к свержению Омейядов, повсюду рассылая своих агентов. Подлинным центром антиомейядского движения была Куфа, однако особенно благоприятную почву для своей пропаганды Аббасиды нашли в Хорасане и Мавераннахре среди тамошних шиитов. В 743 г. Мухаммед был схвачен и казнен. Имамат перешел к его сыну Ибрахиму. При нем в Хорасан отправился талантливый проповедник и способный военачальник Абу Муслим, перс по происхождению. По вере он был шиитом, однако все свои силы отдал делу Аббасидов. За короткое время Абу Муслиму удалось создать мощную организацию последователей и привлечь на сторону Аббасидов не только отстраненных к этому времени от власти арабов-кальбитов, но и подавляющую часть принявшего ислам городского населения Ирана. Его поддержали также многие шииты, уверенные в том, что после свержения Омейядов власть перейдет к потомкам Али.

В 747 г. Абу Муслим перебрался в Мервский оазис, располагавшийся на восточной окраине Халифата. 9 июня он поднял в небольшом городке Сефизендж неподалеку от Мерва черное знамя Аббасидов. Со всех сторон сюда стали стекаться арабы-кальбиты и шииты-персы. В декабре 747 Абу Муслим без боя овладел Мервом. Омейядский наместник Наср ибн Сейар попытался остановить продвижение повстанцев, но был разбит у Нишапура аббасидским полководцем Кахтабой ибн Шебибом. Правительственные войска отступили к Гургану, где были окончательно разгромлены в августе 748. После этого под власть Абу Муслима перешли вся Средняя Азия и Восточный Иран. Несколько сформированных им армий захватывали одну западную провинцию за другой. Наместник Ирака Язид ибн Умар был разбит у Исфахана, после чего в мае 749 г. под власть Аббасидов перешел Нехавенд.

Между тем Омейядам удалось в 748 г. добраться до Ибрахима ибн Мухаммеда. Он был арестован и отравлен в тюрьме. Руководство восстанием перешло к его братьям Абу-л-Аббасу и Абу Джафару.

Когда в ноябре 749 г. в руки повстанцев перешла Куфа, собравшиеся здесь военачальники провозгласили Абу-л-Аббаса халифом. При этом он принял прозвище ас-Саффах (749-754), что значит "щедрый, великодушный". По свидетельству арабского историка Ибн ал-Тиктака, первый Аббасид был государь щедрый, благоразумный, степенный, рассудительный, безупречный в поведении и вообще одаренный хорошими природными качествами. Дела новой династии шли хорошо. В начале 750 г. военные действия переместились к Мосулу, где омейядский халиф Марван II успел собрать большую армию. Сил для борьбы у него было достаточно, но в решительный момент часть находившихся под его знаменами арабов-кальбитов перешла на сторону Аббасидов. Марван потерпел поражение и бежал. В апреле победителям сдалась омейядская столица Дамаск. Все Омейяды, до которых удалось добраться, были немедленно казнены.

Аббасиды до такой степени старались искоренить память о своих предшественниках, что велели разрыть и уничтожить их могилы в Дамаске. Марван отступил в Египет и был еще раз разбит при Бушре. Вскоре он был выдан врагам и 5 августа 750 г. умерщвлен. К началу 751 г. власть новой династии была признана повсеместно. В то время как его полководцы с успехом действовали на западе, сам Абу Муслим в 750-751 гг. покорил халифу страны за Сырдарьей, продвинувшись до самых границ китайской империи Тан. В начале 751 г. мусульманская армия сразилась у реки Талас с китайскими войсками и нанесла им полное поражение.

В 754 г. ас-Саффах неожиданно скончался после хаджа в Мекку от какого-то злокачественного недуга (вероятно, оспы). Умирая, он завещал престол своему брату Абу Джафару, который принял имя ал-Мансура (754-775). Этот Аббасид, наделенный высокими дарованиями правителя, был человек решительный, умный, ученый, основательный во всех своих поступках, но вместе с тем лицемерный и вероломный. В своем жизненном обиходе он был чрезвычайно прост: носил грубое платье и даже (как утверждают некоторые хронисты) собственноручно штопал свою рубаху. Он не любил ни потех, ни игр, ни всего того, что было близко к удовольствиям.

На долю ал-Мансура выпала тяжелая задача наладить нормальную мирную жизнь в стране, принадлежавшую ему пока только по праву завоевания. Дело это было не из легких. В момент падения Омейядов Халифат находился в страшном хаосе. Персы и арабы, шииты и хариджиты, ортодоксы и неверующие, приверженцы Омейядов, Алидов и Аббасидов вели между собой жестокую войну. Крайние западные области – Испания, Марокко, Алжир, -- и прежде бывшие фактически независимыми, теперь окончательно вышли из-под власти халифа. На востоке ал-Мансур также не мог чувствовать себя полновластным правителем, так как здесь огромным влиянием пользовался Абу Муслим.

Само утверждение ал-Мансура на престоле прошло в трудной борьбе. Его дядя Абдаллах ибн Али во главе большой армии вел в Верхней Сирии войну с византийцами. Узнав о кончине ас-Саффаха, он отказался присягнуть другому племяннику и выступил против него. Ал-Мансур двинул на мятежников Абу Муслима, который в ноябре 754 г. разгромил Абдаллаха при Нисибине. Пока всесильный  временщик отстаивал дела халифа в Ираке, тот постарался подорвать его позиции в Хорасане – сместил всех наместников Абу Муслима и заменил их верными ему людьми. Когда весть об этом дошла до Абу Муслима, он был возмущен вероломством семьи, возвышению которой он отдал столько сил. В феврале 755 г. с отрядом телохранителей он приехал в Куфу, чтобы встретиться с халифом и после резкого нелицеприятного разговора был убит по приказу ал-Мансура.

Однако, покончив с опасным всесилием главы персидской партии, халиф не думал отказываться от услуг самой этой партии. Да это было и невозможно – управлять персами силой одного оружия, как это было при Омейядах, теперь, после того как они сыграли такую выдающуюся роль в гражданской войне, было уже нельзя. С самого начала своего существования Халифат Аббасидов не был повторением Халифата Омейядов. Прежде всего отличался сам характер власти правящей династии. Если Омейяды воспринимались современниками как вожди бедуинских племен, установивших свою власть путем завоеваний, то Аббасиды, возведенные на престол во многом благодаря восстанию иранских мусульман, мыслились как лидеры всего исламского мира, в обязанности которых входило укрепление сложившегося общемусульманского государства. Это привело к тому, что при Аббасидах арабы-завоеватели стали постепенно утрачивать былую роль в политической жизни государства. Зато усилилась неарабская, прежде всего иранская, знать. Сейчас же после смерти Абу Муслима, ал-Мансур приблизил к себе одного из его влиятельных помощников – Халида ибн Бармака, положив тем самым начало возвышению могущественного персидского рода Бармакидов. Халид немедленно приступил к важным реформам и постарался создать в Халифате административную систему по типу той, которая существовала в стране при Сасанидах. 

Со времен ал-Мансура началось быстрое усвоение арабами персидских обычаев и воззрений. При этом власть халифа все более и более обретала черты восточной деспотии. Предшественники Аббасидиов, Омейяды, понимали задачу халифов в первую очередь как предводителей мусульманской армии. Правительственные учреждения и местная администрация оставались при них сравнительно простыми и сохраняли в себе много патриархальных черт. При новой династии произошел быстрый рост бюрократической системы, важное значение в которой играли обращенные в ислам иранцы. Главными административными ведомствами (диванами) в новом Халифате стали канцелярия, казначейство, управление армией и главное почтовое ведомство. Восстановление почтовой службы, которой издревле славилась Персидская держава, стало одной из первых забот ал-Мансура и его иранских помощников. Халиф хорошо понимал важное значение этого ведомства, позволявшего ему быстро получать известия из самых отдаленных частей империи.

Вместе с тем государство взяло на себя заботы по возрождению ирригационной системы Ирака, пришедшей в упадок после ирано-византийских войн и арабских завоеваний. Это способствовало быстрому подъему сельского хозяйства и общему расцвету страны. Правительство покровительствовало торговле, промышленности и обмену. Ал-Мансур благоразумно отказался от внешних завоевательных войн и старался установить выгодные торговые отношения со всеми соседями. Благодаря Халиду была введена в действие хорошо продуманная налоговая система, позволявшая собирать в казну крупные суммы без больших издержек для населения. Ежегодный доход, получаемый ал-Мансуром со своих владений, составлял 400 млн. дирхемов; один Ирак выплачивал в казну 100 млн.. Армия набиралась теперь не только из арабов, но также из персов.

Ал-Мансур старался о процветании науки и искусства. При нем были сделаны первые переводы на арабский язык персидских сказок, легенд и исторических преданий. Грациозное изящество персидской поэзии произвело на арабов такое большое впечатление, что с этого времени многие арабские поэты начинают писать на персидском языке. Тогда же было положено начало переводу на арабский трудов греческих философов.

Таким образом, при ал-Мансуре в основном сложились политический режим и экономическое устройство Халифата Аббасидов. Ибн Тиктак пишет, что именно он утвердил на крепких основах династию Аббасидов: "связал государство, заложил ему прочный фундамент, ввел правила и придумал многое вновь".

Венцом трудов ал-Мансура стало основание им новой столицы. Халифу никогда не нравилась Куфа, так как он не питал доверия к ее жителям. Едва взойдя на престол, он стал подыскивать место для постройки новой резиденции. В конце концов он остановил свой выбор на местности, располагавшейся на западном берегу Тигра, неподалеку от развалин прежней столицы Сасанидов Ктесифона. Именно здесь решено было строить город, который сначала назывался Мансурией, а потом получил наименование Багдада. Он был спланирован в форме круга, защищенного стенами, каналами и рвами. Внутри него должен был находится дворец халифа, большая мечеть и правительственные ведомства – диваны. За пределами круглого города предполагалось разместить военные лагеря, рынок и кварталы, населенные представителями различных ремесленных профессий. Когда землемеры закончили разметку, ал-Мансур сам с молитвой заложил первый камень и выделил на строительные работы 4 млн. дирхемов.

Багдад вырос со сказочной быстротой всего за пять лет (основной объем строительных работ был выполнен в 758-762 гг.). Расположенный в междуречье Тигра и Евфрата, в центре плодородной цветущей долины, пересекаемой сетью каналов, он был обречен на процветание и преуспевание. И действительно Багдад очень быстро стал самым многолюдным и богатым арабским городом – центром светской и религиозной жизни исламского мира, подлинной торговой и интеллектуальной столицей Халифата.

Мансуру наследовал в 775 г.  его сын Мухаммед, принявший имя ал-Махди (775-785). Этот халиф не обладал неутомимостью и прозорливостью отца, однако, участвуя вместе с ним в управлении, многому у него научился. Кроме того, он получил хорошее, по понятиям того времени, воспитание – его наставником был образованный перс Абу Убайдаллах Муавия, обучавший принца многим наукам и в том числе учтивости. Под влиянием своего наставника ал-Махди завел при дворе утонченную роскошь, иранские обычаи и древневосточный церемониал, характерный для эпохи Сасанидов. В отличие от сурового и скромного ал-Мансура, ал-Махди очень любил развлечения в кругу друзей, сотрапезников и наложниц. Деятельный поначалу, он потом с каждым годом все меньше и меньше занимался делами. Его опутали сети гарема – халиф погряз в чувственных развлечениях, потерял собственную волю и попал под полное влияние своей жены Хайзуран. Эта энергичная и властная женщина была матерью двух сыновей халифа: Мусы ал-Хади и Харуна ар-Рашида*. Отец хотел передать престол старшему Мусе ал-Хади, но мать искусными интригами постаралась расстроить эти планы и убедила ал-Махди избрать в наследники младшего ар-Рашида. В 785 г. под влиянием жены халиф попытался изменить свое завещание в его пользу. В это время Муса был в отсутствии, участвуя в военном походе в Гурган; на послание отца, требовавшего от него отречения, он ответил категорическим отказом. Ал-Махди отправился в путь, чтобы лично переговорить с непокорным сыном, но в дороге внезапно скончался. Одни историки сообщают, что его смерть стала следствием несчастного случая на охоте, другие пишут, что он был нечаянно отравлен ревнивой невольницей, приготовившей яд для своей соперницы. 

В момент смерти отца Харун ар-Рашид был наместником Азербайджана и Армении. Он поспешил признать власть брата, присягнул ему сам и привел к присяге свои провинции. Ал-Хади (785-786) не тронул ар-Рашида, но постарался ограничить влияние матери, которая привыкла действовать в правление ал-Махди как полновластная государыня. Пишут, что она приказывала и запрещала, вступалась за других, скрепляла и разрешала дела по своему усмотрению, и толпы народа толпились около ее дворца с утра до вечера. Хайзуран попыталась действовать в том же духе при ал-Хади, но тот быстро положил этому конец. По свидетельству Ибн ал-Тиктака, он однажды сказал матери: "Что это за постоянная толкотня и вечером, и утром у твоего дворца? Разве у тебя для твоих занятий не стало веретена? Разве нет у тебя Корана для собственного назидания? Разве не достает у тебя для сидения комнат в твоем дому? Клянусь, пусть я буду отвержен от родства с пророком, если не отрублю голову и не конфискую имение того из моих полководцев и близких людей, кто решиться подойти к твоим воротам…" Слыша такие речи халифа, вельможи прекратили посещения его матери. Ей было строго запрещено покидать гарем и иметь какие-либо прямые отношения с военными и чиновниками. Халиф полагал, что этих мер будет достаточно для обуздания ее властолюбия, но оказалось, что он недооценил своей соперницы. Этот просчет стоил ему жизни. В сентябре 786 г. ал-Хади был убит. По общераспространенному преданию, халифа во сне задушили подушками невольницы его матери. После этого она заставил отказаться от всяких претензий на халифат маленького сына ал-Хади, Джафара. Правление перешло к Харуну ар-Рашиду.

В год восшествия на престол Харуну (786-809) было не более 22 лет. Это был человек красноречивый, ученый, великодушный и очень щедрый. Он любил поэтов и поэзию, был приветлив к людям образованным и занимающимся юриспруденцией, очень уважал ученых. Он и сам был талантливый поэт, знаток истории, древностей и литературы.  Что до талантов правителя, то Харун ар-Рашид так и не смог их проявить.  Долгое время он вообще не занимался государственными делами –  поначалу все решала за него мать (она умерла в 790 г.), а потом его визирь Яхйя ибн Халид – второй видный представитель рода Бармакидов. Сыновья последнего – Фадл и Джафар (как считалось, друзья и первые любимцы халифа) – вскоре также были допущены к высшим рычагам управления. В 792 г. Фадла назначили правителем Армении, Азербайджана, Мидии и Каспийских провинций, а в 794 г. он стал еще и наместником Хорасана. Джафар также формально занимал несколько высоких постов. В действительности он делами не занимался, но зато был постоянным собеседником и сотрапезником Харуна ар-Рашида. Подлинным правителем государства после смерти Хайзуран стал Яхйа. У него хранилась личная печать халифа, он принимал жалобщиков и имел решающий голос при всех назначениях высших чиновников. Это был талантливый и умный администратор, человек образованный и прямой, с твердыми суждениями, распорядительный и хорошо знающий свое дело. По словам Ибн ал-Тиктака, "он укреплял границы Халифата, поправлял недостатки, собирал подати, заселял окраины, старался доставить Халифату полный блеск и весь был предан заботам о государстве".  Благодаря ему арабская империя пережила при Харуне ар-Рашиде эпоху небывалого процветания.

Однако постепенно халиф стал все более и более тяготиться опекой своего визиря. Долгое время он тщательно скрывал свое нерасположение и продолжал осыпать Яхйю все новыми и новыми почестями. Современники уже привыкли видеть в Бармакидах постоянных соправителей халифов. Их род, находившийся у власти около полувека, сделался как бы неотъемлемой частью политической системы. Тем большей неожиданностью для поданных ар-Рашида стало распространившееся в конце января 803 г. известие о внезапном падении этой могущественной семьи. Джафар был схвачен и казнен по приказу халифа без всяких объяснений. Яхйа и другие его сыновья оказались в тюрьме. Все их огромное имущество стало собственностью казны.

 Память о необычайном благоденствии, царившем во времена Харуна ар-Рашида, сохранялась потом на протяжении многих веков. Подобно своему современнику Карлу Великому он сделался героем народных сказаний и одним из персонажей сказок "Тысячи и одной ночи". В Европе, где он стал известен во многом благодаря этой бессмертной книге, Харун ар-Рашид считается представителем восточного величия власти, типом доподлинного халифа багдадского. Впрочем, многие историки не разделяют устоявшуюся точку зрения и называют этого халифа весьма посредственным правителем. Реальный Харун ар-Рашид не обладал ни энергией, ни политическими талантами и после опалы своего великого министра не сделал ровно ничего выдающегося. Как раз наоборот, в последние годы его правления началось постепенное ослабление Халифата и появились первые признаки грядущих потрясений. Еще в 800 г. обрел фактическую независимость Тунис, где утвердилась династия Аглабидов. В 808 г. в Азербайджане подняла восстание секта хуррамитов. В 806 г. начался мятеж в Хорасане, возглавляемый Рафи ибн Лайсом. Спустя два года он захватил Самарканд. Обеспокоенный размахом движения в Средней Азии, ар-Рашид отправил в Мерв вспомогательные войска во главе со своим сыном ал-Мамуном, а сам двинулся следом с главными силами, но успел доехать только до Туса. Здесь халифа настигла скоротечная болезнь, от которой он скончался в марте 809 г.

Со смертью Харуна ар-Рашида единство аббасидского государства оказалось нарушенным. Роковую роль сыграли распоряжения покойного халифа о своем приемнике. У него было два взрослых сына: Мухаммед ал-Амин – от его жены Зубайды из знатного арабского хашимитского рода, и Абдаллах ал-Мамун – от персидской наложницы. В 789 г. Харун назначил младшего ал-Амина (809-813) своим наследником, а в 799 г.  объявил старшего, ал-Мамуна, наследником ал-Амина. В 802 г. Харун дополнил свое решение, назначив ал-Мамуна несменяемым правителем Хорасана. В том же году во время паломничества в Мекку братья поклялись уважать решение отца. В 809 г. ал-Амин без каких-либо затруднений принял власть, но не сумел надлежащим образом ею воспользоваться. Это был слабый и легкомысленный человек, пренебрегавший государственными делами, проводивший все время в развлечениях и предоставивший дурным советникам вершить все государственные дела. Среди многих его ошибок и непродуманных поступков наиболее пагубной оказалась ссора с братом. Все началось с того, что, вступив на престол, ал-Амин, вопреки данным клятвам, объявил наследником своего сына. С этого времени между братьями стал назревать конфликт, тем более опасный, что в лице ал-Мамуна халиф имел серьезного соперника. Известно, что старший сын ар-Рашида получил хорошее образование под руководством ученого перса ал-Фадла ибн Сахла, который и в дальнейшем оставался его ближайшим советником. Приняв от отца пост правителя Хорасана, он мог (как это часто бывало прежде) оставаться в столичном Багдаде, поручив управление провинцией своим наместникам. Однако ал-Мамун в 803 г. отправился в Хорасан и лично возглавил местную администрацию. Ибн ал-Тиктак характеризует его как человека деятельного, проницательного, серьезного и великодушного. В 808 г. ему была поручена война с мятежником Рафи ибн Лайсом, благополучно завершенная к 811 г. После того как армия ал-Мамуна взяла Самарканд, халиф велел брату возвратить использованные в войне войска. Ал-Мамун отказался. Его немедленно объявили мятежником. Так началась новая междоусобная война.

В этом конфликте положение ал-Мамуна было более выигрышно, так как его активно поддерживало население Хорасана, между как тем ал-Амин не вызывал симпатий ни у арабов, ни у персов. Небольшая армия ал-Мамуна под командованием эмира Харсамы и перса Тахира нанесла вскоре поражение иракским войскам и стала завоевывать одну западную провинцию за другой. Ал-Амин собрал еще одно 40-тыс. войско, но едва он выступил с ним в поход, солдаты взбунтовались. Халифу пришлось возвратиться в Багдад, так и не дав сражения. Тахир без боя занял Хузистан, Басру и Куфу. В апреле 812 г. на верность ал-Мамуну присягнули Мекка и Медина. Вскоре началась осада Багдада, продолжавшаяся около года. (Пишут, что столица страшно пострадала во время боевых действий - целые кварталы ее были превращены в груды щебня). Летом 813 г. осаждавшие прорвались в город и заставили халифа укрыться в замке. В одну из сентябрьских ночей он попытался бежать, но был захвачен в плен Тахиром и умерщвлен.

   Ал-Мамун (813-833) стал единовластным властелином, однако это не положило конца смуте. По всей видимости, он не рассчитывал иметь на западе такую же поддержку, какой пользовался на востоке. По крайней мере, он не спешил ехать в Багдад и по-прежнему оставался в Мерве. В столицу отправился наместником брат его наставника и советника перс Хасан ибн Сахл. Этим пренебрежением халиф сильно задел иракцев. К тому же Хасан так дурно исполнял свои обязанности, что вскоре все арабы прониклись к нему сильнейшей ненавистью. Летом 815 г. подняли восстание шииты Южного Ирака. Борьба с ними носила чрезвычайно упорный характер. И хотя верные халифу войска одержали победу, твердость и отвага шиитов произвели на ал-Мамуна сильное впечатление. Он понимал, что в огромном многонациональном государстве, каковым был Халифат, единая религия может стать мощной объединяющей силой. Но для этого следовало найти такую религиозную доктрину, которая была бы наиболее приемлемой для большинства существовавших тогда течений и сект. Ибн ал-Тиктак пишет, что ал-Мамун много размышлял о положении, в каком окажется Халифат после его смерти, и хотел вручить власть такому лицу, которое имело бы наибольший авторитет. В конце концов он пригласил в Мерв восьмого шиитского имама Али ар-Риада и договорился с ним о примирении. Было объявлено, что халиф отказывается от исключительных прав Аббасидов на власть и провозглашает Али ар-Риада своим наследником. Чтобы еще более укрепить позиции имама, ал-Мамун выдал за него свою дочь. Однако ни к какой консолидации общества эта мера не привела.

Известие о замыслах халифа вызвало восстание суннитов в Багдаде. Они изгнали всех персидских наместников и провозгласили халифом сына ал-Махди, Ибрахима (дядю ал-Мамуна). Одновременно в 816 г. с новой силой вспыхнуло восстание хуррамитов в Азербайджане, возглавляемое талантливым полководцем Бабеком. Арабские войска терпели от него одно поражение за другим. Встревоженный всеми этими известиями, халиф в конце 817 г. отправился из Мерва в Багдад. Он уже понимал, что чрезмерная близость с персами может привести к тому, что от него отпадет арабское население. И вот случилось так, что за то время, пока халиф находился в пути, погибли все его главные персидские советники. В феврале 818 г. гвардейцы из свиты ал-Мамуна устроили заговор и убили ал-Фадла ибн Сахла. Его брат Хасан вскоре сошел с ума, а Али ар-Риад внезапно умер в августе 818 г. в Тусе, после того, как поел винограда. Смерть ненавистных иноземцев несколько примирило иракцев со своим халифом, хотя и после этого они не сразу впустили его в Багдад. Он вошел в столицу только в августе 819 г. после продолжавшейся несколько месяцев осады. Антихалиф Ибрахим к этому времени бежал. 

Гражданская война кончилась, но счастливые времена Харуна ар-Рашида не вернулись. Смуты и мятежи продолжали потрясать то одну, то другую провинцию Халифата. Прежде всего, с переездом халифа в Ирак был утрачен реальный контроль над восточными провинциями. Отправляясь в Багдад, ал-Мамун передал управление Хорасаном своему полководцу Тахиру ибн Хусайну. В 822 г. тот умер, объявив перед смертью о независимости Хорасана. Здесь утвердилась династия его наследников Тахиридов, имевшая свою резиденцию в Нишапуре. Ал-Мамуну пришлось смириться с этим, поскольку на него сразу свалились две тяжелые войны – против египтян и против Бабека. Конфликт в Египте начался еще в 812 г., когда здесь высадилось несколько тысяч изгнанников из Испании (это были мятежные жители Кордовы, высланные омейядским эмиром ал-Хакамом I). В 815 г. они захватили Александрию и укрепились в ней. Изгнать пришельцев из Египта удалось только в 825 г., но к этому времени взялись за оружие местные арабы и копты. Мятежники отразили несколько походов халифских войск. В 832 г. ал-Мамун должен был лично возглавить компанию в Египте и при помощи талантливого тюркского военачальника Афшина сумел, наконец, восстановить здесь свою власть. Борьба против Бабека, который к началу 819 г. присоединил к своим владениям помимо Азербайджана всю Западную Мидию и Восточную Армению, не была столь успешной. Несколько армий, высланных против него, были наголову разбиты. Завершение этой войны халиф завещал своим приемникам.

Впрочем, правление ал-Мамуна было отмечено не одними только смутами и мятежами. Высокого расцвета достигла при нем арабская культура. Халиф охотно покровительствовал ученым и поэтам. Но особенное пристрастие он питал к философии и точным наукам. Друзьями и сотрудниками халифа были многие литераторы и ученые, развлекавшие его дружеской беседой. В 827 г. ал-Мамун основал в Багдаде знаменитый "Дом мудрости" ("Бейт ал-Хикма"), где большой штат опытных переводчиков, трудился над переводом на арабский язык греческих сочинений по математике, астрономии, медицине, астрологии и алхимии, а также трудов по философии и логике. Особым вниманием халифа, живо интересовавшимся религиозными вопросами, продолжала пользоваться теология. Хотя, после вступления в Багдад, с прошиитской политикой было покончено, к правоверному суннизму ал-Мамун тоже не вернулся. Вместо этого он стал оказывать государственную поддержку учению мутазилитов, так как считал их доктрину наиболее приемлемой для всех течений ислама. (Мутазилиты отвергали мистицизм и возможность познания Божества интуитивным путем. Напротив, они старались дать теологии философское и научное обоснование. Эти идеи были близки рационально мыслящему ал-Мамуну, который в 827 г. официально принял мутазилитский догмат о "сотворенности Корана").

После смерти в 833 г. ал-Мамуна, ему наследовал брат ал-Мутасим (833-842). Новый халиф отличался прямыми суждениями и необыкновенной физической силой. Ему, однако не нравился многолюдный и беспокойный Багдад, и в 835 г. ал-Мутасим начал строительство новой резиденции в 15 милях от столицы, вверх по течению реки. Она получила название Самарра. Здесь были отстроены великолепные дворцы, а поблизости от них – казармы для тюркских и берберских гвардейцев. Последние как раз в это время начинают играть заметную роль в политической жизни страны. Их появление было вполне закономерным, ибо, приобщившись к роскоши восточной цивилизации, арабы постепенно утратили свою воинственность. И тогда халифам поневоле пришлось окружать себя наемными войсками.

Ал-Мамун впервые допустил среднеазиатских тюрок к занятию высших постов.  При ал-Мутасиме, когда число тюркских и берберских наемников достигло 70 тыс., это явление стало обычным. Высокие боевые качества тюрки продемонстрировали еще в войне против Египта. Теперь ал-Мутасим двинул тюркскую армию Афшина против Бабека, которого никак не удавалось победить его предшественнику. Уже в 835 г. Афшин нанес повстанцам несколько жестоких поражений. В 837 г. он взял и разрушил главную твердыню хуррамитов – крепость Базз в горной области Аран. В 838 г. был схвачен и казнен сам Бабек. Вслед затем Афшин обратился против помогавших Бабеку византийцев, взял Аморий и Анкиру и отбросил их армию вглубь Малой Азии.

В 842 г. ал-Мутасима сменил на престоле его сын ал-Васик (842-847). Он мало интересовался государственными делами, был всецело занят удовлетворением своих прихотей, а от должностных лиц требовал только одного – денег на свои удовольствия. При нем в 846 г. произошло мощное восстание жителей Багдада, возмущенных ростом налогов и бесконечными поборами. Ал-Васик расправился с народом при помощи своих наемников. Однако эта победа дорого стоила ему и его наследникам – раз почувствовав, что халиф всецело зависит от их верности, гвардейцы становились все требовательнее и беззастенчивее. Постепенно они прибрали к рукам все рычаги власти. Сам ал-Васик не увидел печальных последствий их всевластия – в 847 г. халифа постигла скоропостижная смерть, бывшая следствием его беспутной жизни.

     Судьбу преемника ал-Васика впервые решали тюрки-гвардейцы, возглавляемые Васифом и Итахом. Сначала они хотели провозгласить халифом несовершеннолетнего сына ал-Васика, Мухаммеда, но потом передали престол его брату ал-Мутаваккилу (847-861). Вероломный, неблагодарный и жестокий, этот халиф отличался своеволием и распутством. Он хорошо видел опасность и непрочность своего положения и, поставленный между мятежным городом и своевольными гвардейцами, поневоле должен был хитрить и изворачиваться. В 849 г. ал-Мутаваккилу удалось избавиться от всесильного временщика тюрка-Итаха, который, кроме командования над армией, совмещал в своих руках управление финансами и почтовым ведомством. Итах был брошен в тюрьму и там умер от жажды. Чтобы добиться расположения народа, ал-Мутаваккил круто изменил религиозную политику, вернувшись к правоверному суннизму. Вступив на престол, он запретил всякие прения о Коране. В 851 г. мутазилитский догмат о "сотворенности Корана" был признан еретическим. Верховный кади, мутазилит Ахмад ибн Абу Дауд, был смещен со своего поста. Одновременно начались жестокие преследования шиитов и других сектантов.

В 860 г. ал-Мутаваккил перенес свою резиденцию из Самарры, где он полностью находился в руках гвардейцев, в Джафарию. Там был сооружен новый великолепный дворец. Халиф готовился нанести следующий удар – лишить власти могущественного тюрка Васифа, но при этом совершил опрометчивый шаг – отстранил от управления старшего сына ал-Мунтасира, уже объявленного наследником, так как захотел передать престол младшему ал-Мутаззу. Ал-Мунтасир немедленно вступил в заговор с Васифом. В ночь на 11 декабря 861 г. тюрки-гвардейцы напали на ал-Мутаваккила во время пира и умертвили его в собственном дворце.

Ал-Мунтасир (861-862) стал халифом, но правил недолго и скончался спустя шесть месяцев после восшествия на престол, по-видимому, отравленный кем-то из своих врагов.

Гвардейцы передали престол его двоюродному брату ал-Мустаину (862-866). Неразумный и нераспорядительный, он оставался послушной марионеткой в руках тех, кому обязан был своим положением. Однако вскоре начались распри в самой тюркской верхушке. Васиф и другой тюркский военачальник Буга были изгнаны из Самарры и вместе с ал-Мустаином укрылись в Багдаде. Оставшиеся в Самарре гвардейцы освободили из тюрьмы второго сына ал-Мутаваккила, ал-Мутазза, и провозгласили его в 865 г. халифом. Жители столицы взялись за оружие и поднялись на защиту ал-Мустаина. Тюрки приступили к осаде Багдада. Несколько месяцев продолжались ожесточенные схватки, в результате которых некоторые районы города были совершенно разрушены. Наконец 10 января 866 г. столица капитулировала. Ал-Мустаин сложил с себя власть и вскоре был убит.

Халифом стал ал-Мутазз (866-869) – красивый мужчина, но не сильного характера и ума. Чтобы укрепить свое положение, по-прежнему остававшееся очень шатким, он решил в противовес тюркам опереться на отряды берберов. Следствием этого стала распря между берберами и тюрками, которая переросла вскоре в открытую войну. В этой борьбе погибли старшие офицеры тюрок Васиф и Бугу. Дисциплина в армии расшаталась. Разнузданная солдатня грабила и убивала кого хотела. В столице бесчинствовала чернь, грабившая имущество зажиточных горожан. Авторитет центральной власти пал настолько, что никто из наместников не высылал больше в столицу денег. Фактически все они стали независимыми правителями. Так в восточных провинциях Халифата утвердилась с 867 г. местная династия Саффаридов, а в Египте с 868 г. – династия Тулунидов. Самостоятельные правители имелись во многих районах Закавказья и Аравии. Лишившись средств, халиф не мог больше выплачивать жалования своим солдатам. (В то время ежегодные издержки на содержание наемных войск доходили до 1 млн. золотых динаров). В мае 869 г. наемники взбунтовались и потребовали у халифа денег. Ал-Мутазз не мог им ничего дать и извинялся тем, что казначейство пусто. Однако солдаты не приняли извинений халифа и единодушно решили его свергнуть. Ворвавшись во дворец, они стали бить его булавами, потом связали и выставили на жаркое солнце. Наконец, избитого и больного, его бросили в какой-то дом, где он и умер.

Тюрки объявили, что халиф добровольно отрекся от власти и передали престол сыну ал-Васика, ал-Мухтади (869-870). Его считали за человека ничтожного, робкого и слабого (действительно, он был очень религиозен и воздержан в своем образе жизни). Думали, что он будет подобием своего предшественника. Но ал-Мухтади оказался подлинным Аббасидом – коварным и хитрым. Приняв титул халифа, он завязал тайные сношения с теми частями берберов и тюрок, расквартированными в Багдаде, которые не принимали участия в переворотах, и стал искусно возбуждать в них недовольство против их офицеров. В 870 г. он велел схватить нескольких тюркских военачальников. Однако до конца обезглавить наемников ал-Мухтади не удалось. Двое тюркских генералов – Баик-Бег и Муса ибн Буга – объединились против халифа и подняли мятеж. Вместе с несколькими тысячами своих сторонников (то были тюрки и берберы багдадского гарнизона) ал-Мухтади дал врагам упорный бой. Но силы были слишком неравны. Рассеяв его солдат, мятежники схватили халифа, подвергли мучительным пыткам и 21 июня 870 г. умертвили.

После этого Муса возвел на престол брата ал-Мутазза, ал-Мутамида (870-892). Это был во всех отношениях ничем не примечательный, ординарный человек, но он имел деятельного и чрезвычайно энергичного помощника в лице своего брата ал-Муваффака. Ибн ал-Тиктак пишет: "Царствование ал-Мутамида представляло из себя странное явление: халиф и брат его ал-Муваффак будто поделили между собой халифат. Ал-Мутамиду досталось право называться "повелителем правоверных", тогда как ал-Муваффак взял на себя обязанности приказывать, запрещать, водить войска, сражаться против неверных, оберегать границы, назначать визирей и эмиров. Ал-Мутамид вместо всех перечисленных обязанностей занимался исключительно одними удовольствиями".

По требованию ал-Муваффака резиденция халифа была вновь перенесена в Багдад, где тюрки не смели бесчинствовать так открыто, как в Самарре. Вслед затем, умело сочетая строгость с раздачей богатых даров, ал-Муваффак укротил тюркских военачальников. Почувствовав его твердую руку, наемники сделались покладистее; дисциплина в армии восстановилась. Ал-Муваффак стал укреплять авторитет центральной власти, добивался восстановления порядка в провинциях и подчинения их Багдаду. На его долю выпала также трудная война с занджами и их союзниками Саффаридами.

Занджами арабы называли чернокожих рабов, труд которых широко использовался на плантациях Нижнего Ирака. В 869 г. занджи восстали и провозгласили своим халифом некоего Али ибн Мухаммеда. Вскоре они овладели несколькими городами и распространили свою власть на весь Хузистан. В 871 г. занджам удалось захватить Басру, где они перебили многих жителей и сожгли большую часть города. Война с восставшими невольниками заняла полтора десятилетия и была исключительно трудной. Основные базы занджей располагались на труднодоступных островах Шат ал-Араба между каналами и густыми зарослями камыша. Кроме того, большую помощь бывшим рабам оказывали правившие в Систане Саффариды. Ал-Муваффак обратился сначала против последних и в 876 г. разбил армию Саффаридов под Сусом. В 883 г. во главе огромной флотилии мелких судов он двинулась в Нижний Ирак для последней битвы с восставшими.  Продвигаясь по многочисленным протокам и каналам, его воины прочесали все устье Шат ал-Араба. Укрепленные лагеря занджей были взяты один за другим, а потом, после долгой осады, пала резиденция Али ибн Мухаммеда.

В 891 г. ал-Муваффак умер. Управление государством перешло к его сыну Ахмаду, принявшему имя ал-Мутадида. Вскоре он принудил слабовольного халифа признать его своим официальным приемником и в 892 г., после смерти ал-Мутамида, взошел на престол.

Несмотря на строгость, ал-Мутадид (892-902) пользовался любовью за свою бережливость и безупречное управление. Будучи в равной степени выдающимся полководцем и даровитым администратором, он сумел подавить восстание в Табаристане и восстановить контроль над Фарсом, где некий Абу Дулаф попытался создать свое княжество. Для решения финансовых затруднений халиф привлек к себе на службу богатых вождей шиитских кланов, многие из которых занимали при нем высокие посты. С их помощью ал-Мутадиду удалось поправить государственные финансы – умирая, он оставил в казне 20 млн. динаров; однако в дальнейшем, при его слабых приемниках, эти шиитские финансисты стали настоящим бедствием для страны.

В 902 г. ал-Мутадид неожиданно скончался, отравленный, как считали, одной из своих рабынь. Престол перешел к его молодому сыну ал-Муктафи I (902-908), который сделал визирем жестокого и властного ал-Касима ибн Убайдаллаха. Тот отстранил от должности тюркского полководца Бадра и поставил тюркские отряды под свой непосредственный контроль. Энергичными мерами визирь укрепил центральную власть и наладил во всех делах порядок. В 905 г. халифу удалось ликвидировать фактически независимое государство Тулунидов, включавшее в себя Сирию и Египет. Эти провинции вновь вошли в состав Халифата. К несчастью, ал-Муктафи правил недолго – он скончался в 908 г., и с его смертью окончательно пало политической могущество Аббасидов.  


*XAPYH АЛЬ-РАШИД

Дворцовые интриги

В сентябре 786 года к власти пришел 5-й аббасидский халиф Харун аль-Рашид (в другой транскрипции Гарун ар-Рашид), под властью которого мусульманская держава достигла зенита своей славы, процветания и культуры. Русскому человеку он хорошо известен по сказкам «Тысячи и одной ночи» и стихотворению Николая Глазкова, в котором говорится, что:

«Он, себя за купца выдавая,
Посещал караван-сараи
И, вино распивая, от пьяных
Узнавал обо всех изъянах.
Был Гарун-аль-Рашид халифом,
Но не верил ни льстивым фразам,
Ни причесанным сводкам-мифам,
А старался быть ближе к массам!»

Двадцатидвухлетний Харун, родившийся в 763 году, наследовал своему брату аль-Хади, правившему в 785 – 786 годах.

Средневековые арабские источники [труды арабского историка и богослова Ибн Джарира ат-Табари (838 – 923), историка и географа Абу-ль-Хасана аль-Масуди (умер в 956 году) и других] дают нам довольно достоверную картину его правления, и стоит сказать, что она весьма далека от той, что пришла к нам в легендах и мифах об идеальном мусульманском халифе.

Он вряд ли походил на персонажа из сказок, а арабская держава того времени мало походила на идеальный халифат, созданный фантазией следующих поколений, хотя годы его правления действительно стали временем экономического и культурного расцвета арабской государственности, а также запомнились победоносными походами против Византии. Но именно при аль-Рашиде начался политический распад империи и общий упадок ее административной системы. Это были первые ростки неблагополучия, которые во времена правления его преемников переросли в гражданскую войну. Видимо, тяжелые годы, последовавшие за его правлением, и заставили мусульман вспоминать пятого халифа аббасидов с теплотой, всячески идеализируя и его самого, и его время.

Харун аль-Рашид был третьим сыном халифа аль-Махди и его вторым сыном от йеменской рабыни аль-Хайзуран, на которой халиф женился, даровав ей свободу, в 775 году. Его мать, Он аль-Хайзуран, сыграла и в судьбе аббасидского халифата, и в судьбе своих сыновей весьма значительную роль. В гаремах халифов, как, впрочем, и всех знатных мусульман, шла жестокая борьба между многочисленными женами, и каждая из них стремилась пристроить в главные наследники именно своего сына. А о способности аль-Хайзуран плести интриги даже в те годы ходили легенды.

Детство Харуна прошло в роскоши – мальчик рос в халифском дворце. Его воспитателем был назначен Яхья ибн Халид, происходящий из иранской династии Бармакидов. Этот знаменитый персидский род при Аббасидах весьма сильно возвысился, и Халид с сыновьями аль-Фадлом и Яхьей практически управляли халифатом. Один был воспитателем наследника, второй – советником халифа аль-Махди.

Мать и наставник Яхья, стараясь поднять престиж наследника и расчистить ему путь к трону, уговорили халифа назначить аль-Рашида главой двух военных экспедиций против Византии. Понятно, что юноша (а будущему халифу во время первого похода было всего 16 лет), был чисто номинальным главой, а всем распоряжались опытные военачальники. Но, тем не менее, цель была достигнута, боевая слава двух удачных походов – во время первого похода в 779 – 780 годах была захвачена крепость Самалу, а во время второго в 781 – 782 годах достигнут Босфор – досталась именно ему. По возвращении из походов Харун был назначен правителем Ифрикии (современный Тунис), Сирии, Армении и Азербайджана, то есть фактически стал высшим администратором в халифате. Наставник Яхья стал начальником его канцелярии.

Тем не менее, аль-Рашид пока еще был вторым в очереди на главный престол. Но благодаря ряду интриг, проведенных его матерью и верным Яхьей аль-Махди, халиф принял решение назначить именно Харуна своим первым преемником и отправился в Гурган с намерением заставить Мусу, правителя этой провинции, отказаться от своей очереди на престол. В дороге аль-Махди неожиданно умер, причем при весьма таинственных обстоятельствах, что позволяет предположить, что сторонники Мусы также не дремали.

Управляющий двором халифа заставил столицу принести присягу Мусе, и тот взошел на престол под именем аль-Хади. Сторонники Харуна попытались поднять бунт, который был весьма быстро подавлен, а сам Харун оказался в тюрьме, где был вынужден отказаться от каких-либо претензий на трон. Яхью, сторонника аль-Хади, обвинили в неверии, и ему грозила смерть. Но аль-Хади в 786 году умер так же внезапно, как и его предшественник, и тоже при весьма странных обстоятельствах, и путь на престол Харуну был расчищен. Молва обвиняла в смерти аль-Хади мать Гаруна аль-Хайзуран и Яхью, но насколько это верно, сказать трудно, хотя логика развития ситуации подсказывает, что подозрения не были безосновательными. Заметьте, что Харун практически ничего не сделал для своего воцарения, до поры до времени он был лишь пешкой в руках опытной матери и не менее опытного воспитателя. Яхья был сразу же назначен визирем, и Харун фактически устранился от управления халифатом. Даже отчитывался визирь о своей работе не халифу, а его матери. Кто из них правил: мать или воспитатель, – сказать сложно. Но Харун был тут явно ни при чем.

На окраинах халифата продолжались волнения, в 788 и в 794 году вспыхивали антиаббасидские восстания в Египте, имевшие в основном социальные корни: богатейшая провинция была задавлена налогами на армию, направленную в Ифрикию. Восстания были подавлены, но волнения в государстве не прекращались: берберы больше не хотели жить под властью арабов, и в 789 году в Марокко установилась власть местной династии Идрисидов, а через год – в Ифрикии и Алжире – Аглабидов. Затем, в 794 – 795 годах, вспыхнул мятеж в Кайраване (Тунис), который был также подавлен, но в 797 году, во время очередного восстания, Харун был вынужден возложить правление Ифрикией на местного эмира Ибрахима ибн аль-Аглаба, потребовав с него ежегодную подать в размере 40 тысяч динаров.

В 795 году в Йемене также вспыхнуло восстание, которое продолжалось девять лет. Сирия и вовсе пребывала в постоянном волнении, и в 796 году халифу даже пришлось направить туда войско во главе с Бармакидом Джафаром. Именно волнения в Сирии стали основной причиной переезда Харуна из Багдада в Ракку на Евфрате, где он и стал проводить большую часть времени, изредка отправляясь в военные походы против Византии или в паломничество в Мекку. В Багдаде, который Харун не любил, он старался показываться как можно реже.

Возникали и другие проблемы: жители восточных провинций восприняли ислам хотя и целиком, но не полностью, и, по сообщениям одного из историков, Харун был вынужден лично заниматься в Табаристане насаждением ислама. Но полностью искоренить языческие верования ему так и не удалось. На неустойчивую веру очень легко накладывалась пропаганда противников Аббасидов, и в 792 году один из Алидов, Йахья ибн Абдаллах, при поддержке местной знати, поднял восстание. Туда отправился аль-Фадла, который, много чего наобещав, в том числе и амнистию всем участникам восстания, добился его прекращения и выдачи Йахьи. Харун, однако, под выдуманным предлогом амнистию отменил, и Йахья оказался в тюрьме.

Продолжали свои выступления и хариджиты, которые особенно активизировались в провинциях Северной Африки, Северной Месопотамии и в Сиджистане. Участники восстания в Месопотамии в 794 году под руководством аль-Валид аш-Шари не только захватили Нисибин, но и привлекли на свою сторону племена аль-Джазиры. Против них были направлены войска, и смутьяны были рассеяны. Восстание же в Сиджистане под предводительством Хамза аш-Шари в 795 году оказалось намного мощнее, и восставшие, захватив Харат, распространили свою власть на иранские провинции Кирман и Фарс. Харун так и не сумел справиться с ними до самого конца своего царствования.

Были охвачены волнениями также и Хорасан и некоторые соседние области. Так что говорить о «золотом времени Харуна аль-Рашида» вряд ли возможно. Сам он, стараясь не обращать внимания на внутренние настроения, пытался исполнить свой религиозный долг, как он его понимал, и все-таки захватить Византию. Различные стычки с войсками империи происходили ежегодно, а несколько раз халиф лично возглавлял наиболее значительные походы. Харун даже создал особую пограничную область с укрепленными городами-крепостями, которая служила одновременно и плацдармом для атак, и щитом для халифата.

В 797 году, воспользовавшись продолжающимися в Византии распрями и ее войной с болгарами, Харун захватил крепость ас-Сафсаф и довольно далеко прошел в глубь византийской территории. Императрица Ирина, правившая уже от своего имени, вынуждена была заключить с ним очередной мирный договор, еще более ущемляющий права Византии.

Сменившему ее в 802 году императору Никифору этот договор не понравился, и он возобновил военные действия. Харун сначала отправил в Византию сына Касима с войском, а позже и лично возглавил поход. Поход оказался весьма удачным: в течение 803 – 806 годов мусульмане захватили множество византийских городов и селений, в том числе Геракл и Тиану, и дошли до Анкиры. Никифор, оказавшийся между молотом и наковальней – ведь продолжалась война с болгарами, – был вынужден заключить с Харуном мир на еще более тяжелых условиях, чем условия прежнего договора.

Перенеся столицу в Багдад, Аббасиды перестали интересоваться Средиземным морем. Харун же начал возрождать флот и в 805 году предпринял успешный морской поход против Кипра, а в 807 году совершил поход на остров Родос.

Падение Бармакидов

В первые семнадцать лет правления Харун аль-Рашида халифат почти полностью управлялся Бармакидами. Йахья был визирем, его сын Аль-Фадл – наместником в Иране, Армении и Азербайджане, а второй сын Йахьи, Джафар, хотя и не занимал официальной должности, но его влияние на халифа было также весьма велико. Он был лучшим другом Харуна и находился при нем практически неотлучно. Впрочем, Ат-Табари утверждает, что дело тут вовсе не в дружбе, а в гомосексуальных наклонностях, которые и в те далекие времена не были чем-то из ряда вон выходящим. Если это так, то тогда не слишком хорошее отношение Йахьи к дружбе сына с халифом объясняется очень просто.

Около 790 года умерла мать Харуна аль-Хайзуран, соратница Йахьи во многих делах, и влияние Бармакидов стало понемногу исчезать. Сразу же после смерти матери Харун отобрал у Джафара государственную печать, а враг Бармакидов аль-Фадла ибн Рабии был назначен хаджибом вместо Бармакии. Также, уже в 796 году, наместником Хорасана стал некий Али ибн Иса ибн Махан, несмотря на то что Йахья весьма сильно возражал против этой кандидатуры.

Бармакиды постепенно оттеснялись от реальной власти, хотя и сохраняли статус ближайших помощников халифа. Сам же Харун уже старался опираться на тех мавали, которые полностью зависели от его воли и в решающие моменты жизни халифата не раз доказывали Харуну свою преданность.

29 января 803 года Харун отдал приказ убить Джафара, а Йахью и членов его семьи отправить в тюрьму. Многие восприняли эти действия как внезапную перемену в его характере, но мы видим, что падение Бармакидов готовилось Харуном много лет. Объяснил он свои действия, как часто объяснялись подобные вещи в те времена, желанием возвратиться к истинному исламу.

Средневековые историки, впрочем, не слишком поверили Харуну, утверждая, что Бармакиды были весьма благочестивы, сооружали во множестве общественные здания, улучшали оросительную систему, ремонтировали колодцы и были справедливы при решении различных споров. Аль-Масуди даже написал, что «процветание империи уменьшилось после падения Бармакидов, и все убедились, насколько несовершенными были действия и решения Харуна аль-Рашида и дурным – его правление». Возможно, он был прав, так как решения последнего периода царствования аль-Рашида во многом способствовали усилению гражданской войны и последующему распаду империи. Харун, например, несмотря на множество донесений о плохом правлении наместника Али ибн Исы, отказывался снимать его с поста, продолжая принимать от того ценные подарки. Это, в итоге, привело к восстанию в Хорасане, которое в 806 году чуть не разрушило халифат, и только после этого Харун снял наместника. Решение было запоздалым: Хорасан уже фактически перестал подчиняться Багдаду. Харун лично, в сопровождении двоих сыновей, аль-Мамуна и Салиха, и с большой армией отправился туда наводить порядок, но заболел и был вынужден остановиться в Тусе. В Исфахани же в это время, в тылу его армии, вспыхнуло восстание хуррамитов – секты, сочетающей шиитские воззрения с зороастризмом. В 809 году Харун аль-Рашид умер, так и не сумев ликвидировать смуту.

Религия и культура

Харун аль-Рашид неоднократно подчеркивал религиозный характер своей власти. Он сам регулярно совершал хадж и жестоко наказывал еретиков. Даже всеобщая амнистия, объявленная им при вступлении на трон, не коснулась тех, кто «извращает веру».

Но, что интересно, при всех религиозных преследованиях Харун поощрял бармакидских министров, которые покровительствовали деятельности переводчиков, открывавших мусульманам индийских, иранских, а позднее и греческих авторов. Он, видимо, не понимал, что подобная литература зачастую уводит людей от ислама, прививая им свободу мышления и демонстрируя людям иные точки зрения. Хотя, возможно, здесь перевешивала любовь к славе, а Харун всегда хотел сделать свою столицу мировым центром культуры.

При Харуне впервые за долгое время стали подвергаться жестокому преследованию иноверцы. В 806 году он отдал приказ разрушить все церкви вдоль византийской границы, а через год возобновил старинные ограничения для немусульман. Отныне те должны были вместо поясов носить веревки, на голове стеганые шапки и даже туфли не такие, как у мусульман. Также им запрещалось ездить на лошадях, и они могли пользоваться только ослами, причем вместо кисточек на седельных луках они должны были использовать деревянные шишечки.

Еще один интересный нюанс: Харун был первым халифом, который не сам писал свои пятничные проповеди. В мечети по пятницам он читал тексты, которые за него писали его секретари. Объясняется ли это желанием сделать свои выступления более красноречивыми или небрежением к богослужению – сказать сложно. Впрочем, современники вспоминают Харуна как человека, твердо исполнявшего все заповеди. Однако аскетизм ему явно не был присущ: например, на свою свадьбу халиф потратил из казны 50 миллионов дирхемов. Его двор вообще был средоточием роскоши, которая вошла в легенды. Понятно, что подобный роскошный образ жизни требовал четкой организации сбора налогов, чем халиф занимался лично и в 800 году даже специально приехал из своей резиденции в Багдад взыскивать недоимки. Недоимщиков били и отправляли в тюрьму. У жителей Багдада вообще остались не слишком хорошие воспоминания о Харуне. Как, впрочем, еще и у многих его современников. В 796 году, например, когда Харун находился в Хире, жители соседней Куфы даже попытались убить его.

Помимо бурного развития культуры в годы правления Харуна очень сильно развивалась и торговля, а мусульманские купцы были известны от Китая до Восточной Африки. Именно к этой известности относят многие историки и легенду об обмене подарками между Харуном и Карлом Великим и предоставление последнему особых прав в Иерусалиме. Никаких упоминаний этих прав и подарков в арабских источниках нет, так что, скорее всего, это просто легенды, придуманные франками, или, как говорят сегодня, пиар.

Но, несомненно, главной политической ошибкой Харуна стало разделение власти между своими наследниками, сыновьями от разных жен – аль-Мамуном и аль-Амином. После смерти Харуна это привело к кровопролитной гражданской войне, а халифат перестал быть единым государством, расколовшись на множество мелких провинций, где власть «повелителя правоверных» признавали лишь номинально.

Идеальный правитель – это миф?

Харун вошел в историю как идеальный правитель. Увы, мы часто сталкиваемся с тем, что народная память, создавая легенду, мало обращает внимания на факты и подлинные события. То же произошло и с Харуном.

Цельная личность, предстающая перед нами в сказках, имеет мало общего с реальным образом шестого аббасидского халифа. В легендах нет ни слова ни о восхождении Харуна на трон, ни о том, что к фактической власти он долгое время не имел практически никакого отношения, ни о многочисленных восстаниях, которые расшатали устои мусульманской государственности, ни даже об успешных военных походах, которые он весьма любил.

Не упоминается и то, что сначала халиф отдал свою власть Бармакидам, а потом коварно и жестоко расправился с ними. Легенды, кстати, хвалят Бармакидов, осторожно обходя бесславный и для них, и для халифа конец. С полным пониманием, впрочем, относясь к капризам и деспотизму халифа – в Средние века такое поведение было нормой.

Многие легенды описывают личную заинтересованность Харуна в судьбе отдельного простого человека, его участие в делах багдадских купцов, ремесленников, поэтов и музыкантов, забывая о том, что в Багдаде халиф мало того что практически не жил, так еще и питал к нему неприязнь.

Вряд ли такой любитель роскоши, каким представляют историки халифа, мог бродить, ища развлечений, по ночному Багдаду со своим верным визирем Джафаром и телохранителем-палачом Масруром, переодетым в нищенские лохмотья.

Что интересно, в легендах Джафар выступает как отрицательный персонаж – нелюбимый народом чиновник-функционер и послушный исполнитель воли халифа, а не как одна из влиятельнейших персон в управлении халифатом, которой он, несомненно, являлся.

Что ж, народ мечтал об идеальном – добром и всемогущем – правителе и получил его – хотя бы в качестве персонажа легенд.


Медитация 6-й Мастер

ТЛПЛ РОН

СООК АРР

ЭРИС СС

КИНЬ УНИТ

ЦЕРС КРОН