Лекция 26.
Построение Арабского эгрегора – часть 1

 

 
В предыдущих лекциях мы начали понемногу рассматривать процесс построения арабской метакультуры. Определили ее цели и задачи, рассмотрели процесс создания затомиса и начали разговор об «этническом субстрате», который решили называть эгрегориальным субстратом. Арабские племена, составлявшие этот субстрат, имели, как мы уже говорили, много общего – во-первых, этническая компонента. Второе – развитой, богатый и красивый арабский язык и основанная на нем поэтическая культура, с уже сложившимися к тому времени литературными традициями, то есть определенная общность на астральном и тоническом уровне. Третье – традиции, определяющие и упорядочивающие всю их жизнь, основной жизнеобеспечивающий фактор, которые складывались веками, если не тысячелетиями, и входили в плоть и кровь каждого араба.

И, кроме того, они были связаны между собой кармически. Каждое племя имело свое кармическое клише, и принадлежность к тому или иному племени по принципу кровного родства была важнейшей составляющей самоидентификации каждого араба. Мы говорили о том, что генеалогия (как предтеча исторической науки) была необыкновенно развита еще в период джахилии – каждое племя и практически каждый араб помнили множество поколений своих предков. В истории племени помнили в основном славные завоевательские походы и враждебные племена, с которыми были отношения кровной мести. И именно постоянные межплеменные войны на почве кровной мести связывали племена между собой еще и кармически – мы знаем, что убийство – одна из самых сильных кармических связей. Так что, хотя границы кармического клише каждого племени были достаточно жесткими, между ними существовали очень прочные нити связей на самом глубоком уровне.

Формирование общего кармического клише Арабского эгрегора началось уже при Мухаммеде – отражение определенных областей затомиса на кармический материал отрисовало общий контур этого клише, куда и стал поступать новый кармический материал и жестко встраиваться кармические клише уже существующих племен – по мере их завоевания или (что редко) добровольного присоединения. К этой работе подключились специальные иерархии сущностей, работающих с кармическим материалом.

Как отражение, сформировалась и «точка власти» -- на самом деле, конечно, не «точка», а сложно организованное пространство в нижней части эгрегора, которое стало постепенно заселяться эгрегориальными сущностями разного масштаба – мы о них поговорим впоследствии. В процессе внутриарабских войн при Мухаммеде и «праведных халифах» племенные «точки власти» (локальные «пространства власти» со всеми населяющими их сущностями) «вбирались» в это пространство и усиливали его.

При Мухаммеде (как через него самого, так и через сподвижников) мощным потом начала поступать эгрегориальная субстанция религиозного типа. «Государственная» была впервые проведена лишь при халифе Умаре. В дальнейшем ее количество постоянно увеличивалось, а качество менялось по мере расширения эгрегора.

Конспективно напомним историю праведных халифов, первых его строителей:

Абу Бакр ас-Сиддик являлся одним из первых, кто всей душой поверил Пророку и пошел за ним. До встречи с Мухаммедом он жил в Мекке и был довольно богат. Его основной деятельностью была торговля, которой он продолжил заниматься после принятия ислама. Еще в Мекке он начал активную деятельность по развитию мусульманской общины, тратил на это огромные суммы денег и занимался выкупом рабов. При этом каждый из невольников получал свободу, но в обмен должен был стать правоверным. Поэтому количество мусульман в Мекке быстро росло.

После того как Пророк принял решение переехать в Медину, будущий халиф поехал вслед за ним и даже сопровождал Мухаммеда, когда тот прятался в пещере от подосланных убийц. В дальнейшем Пророк женился на дочери Абу Бакра Аише, что сделало их кровными родственниками. После этого он не единожды отправлялся с Мухаммедом в военные походы, совершал пятничный намаз и руководил паломниками. Когда в шестьсот тридцать втором году Пророк скончался, не оставив наследников и не назначив нового преемника, мусульманская община встала перед выбором нового лидера. Сподвижники Мухаммеда никак не могли договориться по поводу кандидатуры халифа и только после того, как они вспомнили многочисленные заслуги Абу Бакра перед мусульманской общиной, выбор был сделан. Первый праведный халиф был очень добрым и абсолютно не тщеславным человеком, поэтому к управлению он привлек и других последователей Пророка, распределив между ними круг обязанностей.

После кончины Мухаммеда от ислама отвернулись многие люди и племена, которые посчитали, что теперь они могут вернуться к своей прежней жизни. Они разорвали свои договорные обязательства перед халифатом и прекратили выплату налогов. В течение двенадцати лет Абу Бакр предпринимал действия для сохранения и расширения границ халифата. При нем была сформирована регулярная армия, которая сумела продвинуться до границ Ирана. При этом халиф всегда сам напутствовал своих солдат, запрещая им убивать женщин, младенцев и стариков, а также издеваться над врагами. В тридцать четвертом году седьмого века армия халифата приступила к завоеванию Сирии, однако правитель государства в это время находился при смерти. Чтобы не допустить конфликтов в халифате, он сам выбрал преемника среди своих ближайших соратников.

Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук правил мусульманской страной на протяжении десяти лет. Изначально он был очень скептически настроен против ислама, но однажды ему довелось прочитать суру, и он заинтересовался личностью Пророка. После встречи с ним он проникся верой и готов был последовать за Мухаммедом в любую точку мира. Стал мусульманином примерно на шестом году пророчества Мухаммеда.

Современники второго праведного халифа писали, что он отличался невероятной храбростью, честностью и бескорыстием. Также он был очень скромным и благочестивым. Через его руки в качестве главного советника Пророка проходили очень большие суммы денег, однако он никогда не поддавался искушению, чтобы обогатиться. Умар часто принимал участие в военных битвах и даже выдал свою любимую дочь Хафсу за Мухаммеда. Поэтому не удивительно, что на смертном одре первый халиф назвал своим преемником именно Умара.

Второй праведный халиф сделал очень многое для развития административной системы мусульманского государства. Он создал список лиц, которые получали ежегодное пособие от государства. В данный реестр входили сподвижники Пророка, воины и члены их семей. Также Умар заложил основы налоговой системы. Интересно, что она касалась не только денежных выплат, но и регламентировала отношения между разными гражданами халифата. К примеру, христиане не имели права строить свои жилища выше мусульманских домов, иметь оружие и публично показывать свои символы веры. Правоверные платили налоги в меньшем размере, чем завоеванные народы.

К заслугам второго халифа можно отнести введение новой системы исчисления, юридической системы и строительство на завоеванных территориях военных лагерей, чтобы не допустить восстаний. Большое внимание Умар ибн аль-Хаттаб аль-Фарук уделял строительству. Ему удалось на законодательном уровне закрепить правила градостроения. За основу был взят пример Византии, и большинство городов того времени отличались стройными и широкими улицами с красивыми домами. За десять лет своего правления халиф заложил основы национального и религиозного единства. К своим врагам он был беспощаден, но одновременно запомнился справедливым и деятельным правителем. Именно в этот период времени ислам заявил о себе как о сильном и полностью сформировавшимся религиозном течении. Умар был убит во время молитвы 3 ноября 644 г. обратившимся в ислам персом (зороастрийцем) Абу Лулу Фирузом.

Еще при жизни Умар создал совет из шести своих ближайших сподвижников. Именно они должны были выбрать нового правителя государства, который продолжил бы победоносное шествие ислама. Им стал Усман ибн Аффан, пробывший у власти около двенадцати лет.

Третий праведный халиф был не столь деятельным, как его предшественник, однако он относился к очень древнему и знатному роду. Он был внуком Умм Хаким бинт Абдул Мутталиб, тёти Мухаммеда по отцовской линии. Семья Усмана приняла ислам еще до того, как Пророк переселился в Медину. Но отношения между аристократическим родом и Мухаммедом были довольно напряженными. Несмотря на это, Усман был женат на дочери Пророка Рукайи, а после ее смерти получил предложение взять в жены другую его дочь – Умм Кульсум. Именно многочисленные связи Усмана позволили распространить и укрепить ислам еще при жизни Мухаммеда. Будущий халиф знал множество знатных семей и благодаря его активной деятельности ислам приняло большое количество людей. Это укрепило положение тогда еще немногочисленной общины и дало мощный толчок к созданию религиозного государства.

Третий халиф отступил от принципов, которых придерживались его предшественники. Он превыше всего ставил родственные узы, тем самым откинув халифат во времена прото-государства. Родня и приближенные Усмана имели склонность к стяжательству и стремились обогатиться за счет других жителей халифата. Естественно, что это привело к усилению материального неравенства и волнениям (активизировались энергии 6-й Зоны).

Однако и в этот непростой период границы халифата продолжали расширяться. Этому способствовали военные завоевания, однако держать покоренные народы в повиновении халифу было крайне тяжело. В итоге это привело к восстанию, в результате которого халиф был убит 20 июня 656 г. в конце осады своего дома. После его смерти в государстве начался кровопролитный период междоусобиц.

Праведный халиф Али ибн Абу Талиб, ставший четвертым правителем «золотой эпохи» ислама, относился к очень необычным людям. Родился он в Каабе, самом священном месте ислама. Из всей плеяды халифов он был единственным кровным родственником Мухаммеда. Он являлся его двоюродным братом и вторым человеком (первым мужчиной), открыто принявшим ислам. Али и Пророк воспитывались вместе. Поэтому неудивительно, что халиф женился на дочери Мухаммеда Фатиме. В дальнейшем от их союза родилось двое мальчиков, к которым Пророк был очень привязан. Он подолгу беседовал с внуками и был частым гостем в семье дочери. Женой Али была также внучка Мухаммеда Умама бинт Зайнаб. Все современные потомки Мухаммеда – это потомки Али.

Али часто принимал участие в военных походах и отличался просто легендарной храбростью. Однако вплоть до своего избрания халифом он не занимал важных государственных постов. Личность Али представляется специалистам крайне противоречивой. С одной стороны, он не обладал организаторскими способностями, талантами политика и гибким умом. Именно при нем наметились предпосылки к распаду халифата и разделению мусульман на шиитов и суннитов. Однако никто не может отрицать его фанатичной преданности делу Мухаммеда и верности выбранному пути. К тому же безвременная смерть возвела его в ранг мученика. Ему приписывают множество подвигов и деяний, достойных святого. Исходя из всего вышесказанного, историки делают вывод, что Али оказался истинным мусульманином, но так и не смог сдержать сепаратистский настрой в халифате. Убит 29 января 661 г. во время молитвы в мечети Куфы.

Мусульмане-шииты считают Али первым (и единственно законным) преемником Мухаммеда.

Как я уже говорила, практически все сподвижники Мухаммеда были проводниками, носителями и/или строителями каких-то составляющих строящегося эгрегора. Если не полениться и перечитать соответствующие лекции, то там еще отчетливее видно, кто и что делал (и это только находясь в воплощении!) – поэтому я так подробно про них и рассказывала.

Даже убийства троих из четырех праведных халифов было не просто не случайным, но сыграло важную роль в деле строительства эгрегора – его «потусторонней» части.

«Собирая» отдельные (пусть и близкородственные) племена в единое целое, необходимо было как-то «собрать» вместе и их потустороннюю часть – пространства посмертия и предрождения, пространства взаимодействия с сущностями Тонкого плана и т. п. У каждого племени были свои пространства, хотя и смежные, и во многом пересекающиеся. Каждый племенной эгрегор налаживал внутри себя инкарнационный круговорот, стремясь не упустить из сферы своего влияния души своих умерших и привлечь новые души (убитых врагов, захваченных в рабство и умерших во владениях племени и т. п.). То есть, завоевывая новые территории, племя завоевывало и новые потусторонние пространства. Это, конечно, были очень сложные процессы. Сущностей, обитающих во вновь приобретённых пространствах, и души тамошних умерших либо «приватизировали» и перепрофилировали, либо изгоняли, либо вообще уничтожали.

Таким образом, Мухаммеду досталась очень пестрое (и очень неспокойное) состояние средних и нижних слоев того, что требовалось собрать в эгрегор. Линии отдельных племенных инкарнационных круговоротов нужно было свести воедино, определить маршруты посмертия для разных категорий душ и т. п. До затомиса, располагавшегося в верхней Тонике и нижних слоях Мутабельного слоя, высшие точки «Идей» племенных эгрегоров не доставали. Конечно, существовало некоторое количество «просвещенных» душ, в том числе души тех, кто воплощался специально, «по задаче», связанной с построением эгрегора и метакультуры. Но основной состав Арабского эгрегора – это простые бедуины, занимающиеся простыми человеческими делами, живущие простой человеческой жизнью. До затомиса такие души (и сущности, с ними взаимодействующие) в принципе не дотягивались, да у них и не было «органов восприятия» таких энергий и такой информации. Им необходимо было на доступном им уровне и доступным языком указать, куда и зачем направлять свои устремления, чтобы их дела и мысли были «законными» и достойными награды «на том свете». Поэтому и в Коране, и в хадисах были даны основные ориентиры – рай и ад, то есть показано, куда человеческим душам устремляться и чего, наоборот, избегать при жизни, чтобы в посмертии попадать в «хорошие», «правильные» места. Тем самым была задана энергетическая ось – от Идеи эгрегора до «точки власти». Соответственно, в потусторонней части эгрегора начали создаваться соответствующие пространства и заселяться соответствующими сущностями (а также душами умерших с активным посмертием), которые эти пространства «обслуживали».

Мухаммед в Коране и хадисах дал множество описаний этих пространств – то есть создал их образы (фантомные оболочки), задал их местоположение и определил их население – сущностей и те категории душ умерших, которые в них будут попадать. Потом эти пространства внутри эгрегора будут выстраиваться, пополняться, расширяться и т. п.

А по мере их разворачивания постепенно будет складываться Исламская эсхатология — представление мусульман о конце света, судном дне (киямат) и загробной жизни (ахират).

Мы еще будем говорить обо всем этом. На первых порах в Коране и сунне Мухаммед дал подробное описание рая и ада, а также перечислил деяния, ведущие человека в одно из этих мест.

Одной из наиболее желанных наград для раба Аллаха является попадание в Рай, так как блага, которые там ожидают людей, являются невиданными и немыслимыми по своим масштабам, о чем говорится в коранической суре «Ас-Сажда»:

«Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали» (32:17)

В суре «Падающее» («Вакыйга») имеется более подробное описание райских благ:

«Они будут лежать на расшитых ложах друг против друга, прислонившись. вечно юные отроки будут обходить их с чашами, кувшинами и кубками с родниковым напитком (вином), от которого не болит голова и не теряют рассудок, с фруктами, которые они выбирают, и мясом птиц, которое они желают. их жёнами будут черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам. таково воздаяние за то, что они совершали. они не услышат там ни празднословия, ни греховных речей, а только слова: «мир! мир» (56:15-26)

В сборниках хадисов аль-Бухари, Муслима, Абу Давуда и ат-Тирмизи приводятся хадисы, в котором говорится: «Вы будете видеть вашего Господа так, как вы видите луну, и никаких затруднений вам в этом не будет. И не будет никаких преград между Ним и вами». Возможность лицезрения Аллаха будет вершиной райских благ.

О том, как будут выглядеть сами обитатели Рая, говорится в следующем изречении Пророка: «Верующий окажется одетым в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и будет лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, которые сделаны из яхонта, жемчуга и других камней» (хадис приводит ат-Тирмизи).

То, что из себя представляет Ад, расписано в этой же суре «Падающее». В частности, там говорится следующее:

«Они окажутся под знойным ветром и в кипятке, в тени чёрного дыма, которая не приносит ни прохлады, ни добра… тогда вы, о заблудшие, считающие лжецами посланников, непременно вкусите от дерева заккум. Вы будете набивать ими животы и запивать их кипятком, как пьют больные верблюды, которые не могут спастись от жажды» (56:42-44, 51-55)

Описание Ада можно встретить и в некоторых хадисах Посланника Аллаха. Пророк Мухаммед как-то сообщил: «Огонь, который мы знаем, – это одна 70-я часть адского пламени» (Бухари). В другом хадисе, приводимом так же Бухари, повествуется, что наиболее простым наказанием для грешников и неверных станет то, при котором у человека под ногами будут находиться раскалённые угли, и жар от них заставит вскипеть его мозг.

Согласно исламскому вероучению, люди, попавшие в Рай, будут наслаждаться его благами вечно и не будут ни в чем нуждаться, поскольку любая их прихоть окажется исполнена. А вот насчёт обитателей Ада констатируется, что одни из них будут гореть в Адском пламени вечно, а другие спустя определенный промежуток времени смогут покинуть Преисподнюю и перейти в Рай. Некоторые грешники, в сердцах которых будет пусть самая незначительная вера, рано или поздно, покинут Ад и будут введены в райские сады, о чем говорится в следующем хадисе: «Аллах введёт людей Сада в Сад, введёт кого желает по Его милости, и введёт в Огонь людей Огня, а после скажет: «Посмотрите, у кого в сердце найдёте веры на вес горчичного семени, того выводите!» И они выйдут оттуда раскалёнными, обугленными и будут брошены в Реку Жизни» (Муслим).

Таким образом, верующим следует усердствовать в земной жизни ради того, чтобы уберечь себя от Геенны и оказаться в Садах блаженства, путь в которые лежит через совершение деяний, ведущих в Рай. На некоторых из них остановимся подробнее.

1. Сильный уровень имана (веры). В Священном Коране сказано:

«А те, которые уверовали и совершали праведные деяния, окажутся обитателями рая» (2:82)

2. Богобоязненность. В одном из аятов Писания Всевышний сообщает:

«Воистину, богобоязненные пребудут в райских садах» (51:15)

3. Повиновение Создателю и Его Пророку. 

«Кто подчинится аллаху и его посланнику, того он введёт в райские сады» (48:17)

4. Раскаяние в совершенных грехах.  Пророк однажды напутствовал: «Кто раскаялся в грехах, подобен тому, у кого их совсем нет» (хадис приводится Ибн Маджой).

5. Воспитание сироты. В одном из хадисов сказано: «Я и воспитавший сироту будем в раю близки вот так (и соединил указательный и средний пальцы)» (Бухари).

Помимо совершения вышеуказанных дел, для того чтобы не оказаться в Аду верующим следует выполнять свои прямые обязанности перед Аллахом, такие как: совершение обязательного пятикратного намаза, выплата закята, соблюдение поста в месяц Рамазан и совершение хаджа. Также следует помнить и о других своих обязанностях не только перед Всевышним, но и перед своей семьей, родными и близкими, друзьями, мусульманской уммой, обществом, так как за любое благое деяние Аллах воздаёт награду, которая приближает верующего к райским благам.

Кроме того, Аллах является Милостивым и Прощающим, в связи с чем следует совершать покаяние и просить у Аллаха прощения всех грехов и Он, если на то будет Его воля, простит их. Также следует отдалиться от совершения тяжких грехов, таких как придание Аллаху сотоварищей, многобожие (ширк – самый тяжкий грех в исламе), ростовщичество (риба), прелюбодеяние (зина), убийство, употребление в пищу запретного (харам) и так далее. За их совершение человека может постичь суровая кара от Аллаха, в связи с чем отдаление от недозволенного также является благим делом, за которое Аллах, по Своей воле, воздаст награду и обрадует Своего раба в Судный день вестью о введении в Рай навечно.

Как понимать высказывания Мухаммеда о рае и аде – буквально или аллегорически? По-видимому, сам Пророк ориентировался на представления простых людей о счастье и блаженстве и о наказаниях за грехи. Более подробная и развитая Исламская эсхатология — представление мусульман о конце света, судном дне (киямат) и загробной жизни (ахират) – складывалась постепенно, по мере того, как создавались и населялись соответствующие пространства.

В следующий раз мы поговорим об эгрегориальной магии, средствами которой эгрегор и создавался.

Медитация 2-я и 22-я Зоны:

СООК РОН
ТООН ЭТОЛ
ФЕР АГАР
ИНН УНИТ
ОСТЕР ЭОХ