Лекция 8

Римская империя I .

 
Мы в меру наших сил и возможностей рассмотрели самое значимое событие в истории и метаистории человечества – рождение, жизнь, смерть и воскресение Иисуса Христа, и самое начало – апостольское – формирования христианского вероучения. Для того, чтобы понять его дальнейшую судьбу – его эволюцию, формы организации его сторонников, его взаимодействие с окружающим миром – нужно представить себе время и место исторического действия, социальную среду и духовный климат, в котором жили первые христиане, психологию тех людей, которые проповедовали новое учение и которые его принимали.
      Время и место действия: Римская империя немногим менее двух тысяч лет тому назад, в I в. н. э. Империя эта включала в себя фактически все Средиземноморье; ее границы в Западной Европе проходили по Рейну и Дунаю; римские легионы достигли Британии. Все области, находившиеся вне Италии, считались провинциями, покоренными землями («провинция есть собственность римского народа», провозглашали победители), они управлялись наместниками, в них стояли гарнизоны римских солдат.
Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период времени, начиная с правления первого императора Октавиана Августа, до раздела империи на Западную и Восточную и последующего падения Западной Римской империи, то есть с 27 г. до н.э. по 475 г. Восточная часть Римской империи с центром в Константинополе существовала ещё 977 лет — до 1453 года.
Напомню: само понятие империя возникло в Древнем Риме.
 
История понятия «империя»
В античный период существовало понятие империй, то есть полнота власти. У древних римлян империй — высшая государственная власть, принадлежала одному народу, проявлявшему её в законодательстве, верховном суде, в решении вопроса о войне и мире; временно, как высшее полномочие, переносилась на выборных сановников. Во времена республики императорская власть давалась на время и, как правило, для выполнения определенных функций (чаще всего титул и полномочия императора получали военачальники). Юлий Цезарь был первым, кто получил императорскую власть пожизненно и во всей возможной полноте.
Как глава государства Цезарь носил несколько титулов. Прежде всего, он принял звание «постоянного диктатора», причем полномочия его определялись не как прежняя, законом установленная диктатура, а как высшая, экстраординарная должность: особым народным постановлением Цезарю были вручены неограниченные полномочия для устройства государства. Временами Цезарь принимал и звание консула, обыкновенно же именовался императором. Это звание употреблялось прежде для обозначения военачальника, который имел в своих руках власть, независимую от сената, и власть Цезаря действительно ближе всего подходила к императорской, потому что он совмещал у себя высшую военную, административную и судебную власть. Его власть превосходила другие власти тем, что не была ограничена сроком и местом и не была стеснена сотовариществом, как консульская. Император не был обязан соблюдать ограничения, стеснявшие консулов, не был должен допускать апелляцию к народу и принимать во внимание постановления сената.
Его приемный сын и наследник Октавиан Август стал обладателем титула императора и императорской власти с момента своего избрания. Именно с него историки начинают так называемый Имперский период истории Древнего Рима. Со времени римского императора Августа (27 г. до н. э. – 14 г. н.э.) и его преемников титул императора приобрёл монархический характер.
Позже Империя стала обозначать территорию, на которую простиралась верховная власть правителя. С включением в состав Римской империи всего «цивилизованного» мира античности понятие империи подверглось трансформации и стало пониматься как государство, объединяющее многочисленные страны и народы.
С исторической точки зрения главное содержание периода Империи составляет процесс всестороннего объединения античного мира. Начатый еще Римской республикой, он заключался тогда лишь в завоевании и подчинении; теперь этот процесс усложняется. Он проявляется:
  1. в ассимиляции завоевателей и покорённых, римского и провинциального элементов;
  2. в изменении самой объединяющей власти;
  3. в объединении частей с целым посредством впервые созданной для этой цели государственной администрации;
  4. в объединении юридических правовых идеалов
  5. в объединении нравственных идеалов.


    Напомним, что одно из метаисторических предназначений Древнеримской метакультуры – подготовка к созданию иноматериального тела будущей Христианской Церкви, иными словами – Христианской метакультуры. А Христианская метакультура должна была обеспечивать, после первоначального прохождения Этереоцефала и Планетарного Логоса, постоянное поддержание этого процесса. И создание единой Греко-Римской метакультуры было окончательным, завершающим шагом этой подготовки.

    Изначально Греко-Римская метакультура и планировалась как единая – на первом этапе (за несколько тысячелетий) создавался общий затомис в Мутабельном слое, начал разворачиваться общий кармический сценарий, но оказалось, что программы, идущие сверху, вязнут в мутном, непроходимом материале Тонического и Астрального слоев, а кармические сценарии не могут развернуться в невероятно плотном материале Подзеркалья. Крайне сложно, практически невозможно было воплощать Служителей Иерархий – деятелей строящейся метакультуры. Поэтому пришлось разделить метакультуру на две части (как в пространстве, так и во времени) – напомним, Рим был основан, когда Греция уже расцветала, в ней был так называемый архаический период. Затомис Древней Греции сформировался в Тонической слое, ей удалось, пусть и не в полном объеме, выполнить стоявшие перед ней задачи – по крайней мере, ситуация с сознанием у человечества существенно улучшилась, а также стало значительно легче воплощать «нужных людей».

    Затомис Древнего Рима был значительно плотнее, он был ориентирован на создание мощного эгрегора и управление им. У этого эгрегора формировалась мощная точка власти, он должен был быть способен к неограниченному расширению – то есть быть способен вбирать в себя и удерживать огромный объем материала других эгрегоров, но при этом не проваливаться в Нижние Зоны.
Периодизация истории Римской империи
При рассмотрении государственно-правового устройства Римской империи обычно выделяется два основных этапа:
1. Принципат — форма государственного устройства, сочетающая республиканские и монархические черты (где под прикрытием республиканских органов власти на самом деле была военная монархия), существовала в I веке до н.э. – III веке н.э. Период принципата можно разделить на следующие этапы:
а) Правление династии Юлиев-Клавдиев и формирование системы принципата (27 до н. э. — 68 н. э.)
Октавиан Август (27 г. до н.э. – 14 г.), естественная смерть
Тиберий (14 г. – 37 г.), естественная смерть. Возможно, убит Калигулой.
Калигула (37 г. – 41 г.), зарезан заговорщиками. Правнук Октавиана по женской линии, внучатый племянник и приемный внук Тиберия.
Клавдий (41 г. – 54 г.), племянник Тиберия, отравлен своей женой Агриппиной Младшей.
Нерон (54 г. – 68 г.), приемный сын и пасынок Клавдия, покончил с собой, когда власть перешла к Гальбе.
б) Год четырех императоров— масштабный кризис власти (68—69)
Гальба -- убит сторонниками Отона. Призван противниками Нерона, как император провозглашён сенатом после самоубийства Нерона.
Отон -- провозглашён сенатом (после убийства Гальбы). Покончил с собой после поражения от войск Вителлия.
Вителлий -- Провозглашён легионами, признан сенатом после военного поражения Отона, убит после поражения войсками Веспасиана.
в) Правление династий Флавиев и Антонинов — расцвет системы принципата (69—192)
г) Правление династии Северов – начало формирования военно-бюрократической системы (193—235)
д) Кризис III века — полномасштабный социально-экономический и политический кризис Римской империи (235—284)
2. Доминат (284—476) — политическая система, более близкая к монархии. Внутри периода можно выделить следующие этапы:
а) Правление Диоклетиана и Константина I — формирование системы домината, административные, военные и социально-экономические реформы (284—337)
б) Империя IV века — достаточно стабильное существование системы, тенденция к политическому размежеванию западной и восточной частей империи (337—395)
в) Окончательное разделение империи на Восточную и Западную (395—476)

О географии:
В эпоху империи Рим уже мало расширял свои пределы. Границами римских владений при Августе и его ближайшем преемнике сделались в Европе Рейн и Дунайв Азии – верхнее течение Евфрата, и за этими пределами Рим уже не делал сколько нибудь прочных завоеваний. Все внимание римского правительства в его отношении к германцам стало сосредоточиваться на укреплении рейнской границы и на поддержании раздоров между германскими племенамиНа левом берегу Рейна римляне мало-помалу построили ряд крепостей, из которых наиболее замечательны Колония Агриппина (теперь Кёльн) и Могунциак (теперь Майнц).
При Августе же были закреплены за империей разные области на юге от Дуная, который тоже стал теперь границею империи и был равным образом защищен со стороны германцев такими крепостямикак Аугуста Винделиков (Аугсбург, к югу от Дуная) и Виндобона (теперь Вена). На востоке, в Азии опасным врагом римлян были парфяне, основавшее большое царство на восток от верхних частей Тигра и Евфрата и к югу от Каспийского моря. Август старался уладить пограничные споры с парфянами мирным путем, но определенной и прочной границы здесь империя не имела. Для защиты государства от вторжения северных и восточных варваров на границах стояла всегда армия в 250 тысяч человек, и вся дальнейшая внешняя политика Рима должна была считаться главным образом именно с этими варварами, т. е. с германцами и с парфянами.
Из восточных отношений Рима особого внимания заслуживают отношения к Иудее. Но об этом будет отдельный разговор.
Большую часть пространства, которым владел Рим на Западе, а именно Северную Италию, Испанию, Галлию и Британнию перед их завоеванием Римом населяли кельтыОни долгое время были соединены между собою одной властью, принимали к себе римских колонистов и римские легионы, подчинялись римскому культурному влиянию,  и, в конце концов, сильно романизировались. Доказательством этому может служить то, что население большей части названных стран: французы с бельгийцами и частью швейцарцев, испанцы, португальцы и наконец, итальянцы, – говорят на языках, происходящих от простонародной латыни и по своему римскому происхождению называемых романскими. К числу романских языков принадлежит и румынский, господствующий к северу от нижнего течения Дуная, в бывшей римской провинции Дакии. Важными следствиями совместной жизни народов, вошедших в состав Римской империи, было распространение на них общих прав гражданства и религиозное их объединение.
Разные страны и народы, покоренные Римом в течение III-I вв. до н. э., находились на самых различных уровнях социально-экономического и культурного развития: были области, где еще существовали родо-племенные отношения; в состав державы входили греческие города-полисы, имевшие длительную традицию самоуправления, культурные достижения которых во многих областях превосходили уровень победителей; в I в. до н. э. римляне покорили Переднюю Азию и Египет. Управлять всеми этими народами и странами, держать их в повиновении было делом трудным, тем более что в процессе завоеваний менялась социальная структура самого римского общества, обострялись его внутренние противоречия.
Об Августе мы подробно говорили в лекции про Рим. Резюме было такое: с его приходом к власти кончился столетний период гражданских войн, стоивший многих тысяч жизней всем слоям населения; провинции, особенно восточные, были разорены, многие города разрушены. Эгрегор Древнего Рима, наконец, начал четко структурироваться и набирать силу.
      I в. н. э. был временем становления новой политической формы – империи, выработки системы стабильных отношений между Римом и провинциями; этот век характеризуется поисками и в области экономической (переход к более широкому использованию труда арендаторов-колонов вместо рабов), и в области духовной.
      В отличие от Юлия Цезаря Октавиан отказался от звания диктатора, он торжественно объявил о восстановлении республики. Благодарный сенат поднес ему почетное прозвище Август (священный, высокий – эпитет, который применялся к божествам). Затем ему было присвоено звание «отца отечества». Наименование «император» стало его постоянным титулом. Он получил почетное право первым выступать в сенате (стал принцепсом сената). Все эти звания придавали Октавиану Августу особый авторитет в глазах римлян, но формально не противостояли республиканским традициям. Т. е. Август пытался убедить население империи, прежде всего римских граждан, что он всего лишь первый гражданин, выделенный народом за свои доблести и милосердие.
      В своей провинциальной политике Август также оказывал известную поддержку местным самоуправляющимся организациям, прежде всего полисам: так, он приказал вернуть разграбленное и незаконно присвоенное во время гражданских войн общественное имущество ряду провинциальных городов. Сбор налогов с населения провинций был передан местным самоуправляющимся общинам и городам, которые стали центрами налоговых округов. Но в то же время Август пытался сохранить исключительное положение римлян, крайне скупо раздавая права гражданства выходцам из провинций.
В античном мире традиции полиса – гражданской общины были слишком сильны, чтобы ими можно было пренебречь. Идея открытой монархии была неприемлема для римлян, привыкших считать себя равноправными согражданами. Поэтому Август пытался не только показать себя хранителем старых традиций, но и включить некоторые из этих традиций в оформление новой системы власти (как, например, традиционное уважение к главе семьи). Но власть при этом была действительно новой. Фактически император управлял единолично, прежде всего, благодаря опоре на армию. Август обладал пожизненными полномочиями командующего: гарнизоны, стоявшие в провинциях, были ему подчинены; мало того, наиболее важные в стратегическом отношении провинции находились в его непосредственном управлении. В Риме при Августе были расквартированы особые военные контингенты, преторианская гвардия, игравшая роль личной охраны Августа и его полиции. В дальнейшем эта преторианская гвардия часто играла решающую роль в истории Рима.
В провинциях появились специальные чиновники, находившиеся на императорской службе, – прокураторы, которые проводили в жизнь распоряжения императора. Прокураторы назначались из незнатных, всецело преданных ему людей, чье благополучие полностью зависело от расположения императора. Таким образом, за фасадом республики складывался не всегда заметный, но действенный аппарат личной власти императора. Но Август был связан и с республиканскими должностями: он неоднократно избирался консулом, обладал пожизненной трибунской властью. Последнее было очень важно: народные трибуны играли большую роль в политической жизни республики. Обладая трибунскими полномочиями, Август как бы становился представителем римского плебса, продолжателем древних народных традиций. В то же время эти полномочия включали право «вето» – право налагать запрет («вето» по-латыни означает «запрещаю») на постановления и предложения всех должностных лиц. Август имел право рекомендовать кандидатов на выборные должности. Все это позволяло ему держать под своим контролем деятельность республиканских органов управления.
Но Август не мог, да, по всей вероятности, и не хотел ликвидировать республиканские институты: он опирался на традиции, а не противостоял им. Не только в сознании самих римлян, но и в сознании покоренных народов Рим не мыслился без сената, без консулов, без граждан, гордых своей принадлежностью именно к римской общине; такой Рим диктовал свои условия побежденным, и такого Рима они боялись. Ликвидация республики означала бы не только разрыв с прошлым, но и растворение римлян в массе населения империи, превращение их в таких же подданных, какими были сирийцы и египтяне (в конце концов так и произошло, но для этого империи нужно было пройти столетний путь развития).
      При сохранении всех республиканских форм Август фактически обладал неограниченной властью. По существу, в Риме была создана особая форма монархической власти, опирающаяся на военную силу, – империя, но империя, прикрытая одеждами республики, без которых она пока еще существовать не могла. Эта двойственность, внутренняя противоречивость новой формы правления проявлялась во всем, вплоть до объяснения привычек императора. Так, Август опасался участи своего приемного отца Юлия Цезаря; когда он производил чистку сената, он имел под одеждой панцирь и меч; никто из сенаторов не мог подойти к нему иначе, как в одиночку и предварительно подвергшись обыску. Тот же страх заставлял Августа выезжать из Рима и въезжать в него только ночью, хотя официальное объяснение заключалось в том, что он якобы стремится избежать народных проводов и встреч.
      Сосредоточение власти в руках одного человека воспринималось как следствие покровительства богов, которые обеспечили своему любимцу счастье и удачу. На основе этих представлений возник культ императора, который впоследствии становится официальным культом во всей державе.
Первым, по предложению Октавиана, был обожествлен Юлий Цезарь. Сенат определил почести, которые должны были воздаваться «божественному Юлию». Была воздвигнута колонна в его честь, у подножия которой приносили жертвы, давали обеты, клялись именем Цезаря. Поскольку Август был в свое время усыновлен Цезарем, он сам становился сыном бога, поэтому начинают распространяться легенды о его божественном происхождении.
  Обожествление Августа началось в восточных провинциях, где были сильны традиции религиозного почитания царей. Для римлян, не привыкших к обожествлению живых людей, культу Августа была придана форма культа его гения, в котором были использованы древние римские представления о существовании у каждого человека личных гениев-хранителей.
В римской мифологии гении – духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности. Считается, что некоторые такие духи могут вдохновлять человека, внушая ему знание истины и наделяя талантами, которыми человек превосходит многих смертных; отсюда происходит понятие о человеческой гениальности, что буквально означает покровительство доброго духа-гения. Гений также защищает человека от воздействия злых духов, несущих болезни и неудачи.
Культу гения Августа придавался мистический характер, гений представлялся не просто хранителем императора, а некоей высшей силой, вдохновляющей все его поступки и решения. Гению императора воздвигались святилища, появилось особое жречество, обслуживавшее этот культ. По всей империи устанавливались статуи Августа; его облик в этих изображениях, естественно, был идеализирован: в жизни он был болезненным и тщедушным, а его изображали сильным, прекрасным, статным.
При преемниках Августа культ императора постепенно распространился по всему государству. Стало обязательным поклонение статуям императора, день рождения императора отмечался по всей империи как официальный праздник. Даже во время праздников в честь других божеств в процессиях несли изображение императора. Именно обожествление императоров становилось основной формой идеологического обоснования их власти.
В 14 г. н. э. (к концу правления Октавиана и к началу правления Тиберия) населения империи составляло: около 5 млн римских граждан и 54 млн – население империи. При этом в 30 г. до н.э. (к началу правления Октавиана Августа) -- 45 млн. чел. 
С исторической точки зрения Император Октавиан Август содействовал процветанию римского государства мудрыми законами, он очистил нравы, восстановил дисциплину в легионах, украсил Рим. Он путешествовал по всей империи, учредил во всех концах державы много новых колоний, щедро покровительствовал наукам и художествам и вполне заслужил данный ему сенатом почётный титул «отца отечества».
С эзотерической точки зрения Август выполнил стоявшую перед ним метаисторическую задачу, сыграл свою труднейшую роль в кармическом сценарии.
Династия Юлиев-Клавдиев: наследники Августа (14—69 гг) 
   После смерти Августа противоречивость созданной им формы правления выявилась с особой остротой, прежде всего потому, что не было выработано законной формы передачи власти от одного императора к другому. Власть Августа базировалась на его личном авторитете. Но последующие правители (императоры династии Юлиев – Клавдиев) становились императорами в результате интриг, убийств, стечения случайных обстоятельств. Открыто монархический принцип прямого наследования не мог быть провозглашен, так как государство по-прежнему считалось республикой, но республика эта все больше и больше становилась фикцией; все решала сила. Сам Август в конце своего правления оказался перед проблемой выбора преемника. Сыновей у него не было, а его внуки, которых он усыновил, умерли. Своим преемником он назначил Тиберия.
Тиберий по отцу принадлежал к древнему патрицианскому роду Клавдиев. Отец Тиберия поддерживал республиканцев, воевал против Октавиана. В 40 году до н. э. его семья с маленьким Тиберием на руках, родившимся в Риме 16 ноября 42 года до н. э., была вынуждена бежать из Рима, опасаясь преследования со стороны победившего в гражданской войне Октавиана. В 39 году до н. э. Октавиан провозгласил амнистию, и родители Тиберия смогли вернуться в Рим. В том же году мать Тиберия Ливия была представлена Октавиану. Легенда гласит, что Октавиан влюбился в Ливию с первого взгляда. Так или иначе, но он развёлся со своей второй женой в тот самый день, когда она родила ему дочь. Тогда же отец Тиберия был вынужден развестись с Ливией, которая была на шестом месяце беременности.
14 января 38 года до н. э. у Ливии родился сын Друз, а через 3 дня Октавиан женился на Ливии. На свадьбе присутствовал её первый муж в качестве отца детей Ливии, а также в качестве посажёного отца невесты. Ходили слухи, что Друз, брат Тиберия, на самом деле ребёнок Октавиана. Благодаря второму замужеству своей матери Тиберий стал пасынком самого могущественного человека в Римской империи. После свадьбы Октавиана и Ливии Тиберий остался в доме своего отца. В 33 году до н. э. тот умер, после чего Тиберий и Друз переехали в дом отчима.
Под руководством Августа началась политическая карьера Тиберия. В возрасте 17 лет (на несколько лет раньше возрастного ценза) он стал квестором. Тогда же Август даровал ему и Друзу право стать претором и консулом на пять лет раньше ценза. В то же время Тиберий стал выступать оратором в судах.
В 20 году до н. э. Тиберий женился на Випсании Агриппине, дочери от первого брака друга и соратника Октавиана Марка Агриппы. Об этом браке как о способе породниться Агриппа и Октавиан договорились сразу по рождении Випсании. Брак сложился удачно, хотя длительное время оставался бездетным. Первый и единственный ребёнок родился в 13 году до н. э. — мальчик был усыновлён Октавианом и воспитывался в его доме.
Тогда же, в 20 году до н.э. Тиберий начал свою довольно успешную военную карьеру, воюя с германскими племенами. В 13 до н. э. Тиберий возвратился в Рим, где принял консульскую власть. К этому времени умерли все преемники императорской власти, избранные Августом. Тогда он, впервые оценив Тиберия как самого вероятного преемника, заставил его развестись с любимой женой Випсанией и жениться родной дочери Августа, Юлии Старшей. Тиберий тяжело переживал развод: по утверждению историка Светония Тиберий, как-то увидев Випсанию спустя достаточно длительное время после развода, стал настолько мрачен, что расстроил Августа. В результате Випсании было предписано покинуть Рим.
Вскоре Тиберий тоже уехал из Рима. С 12 по 7 год до н. э. он командовал в Германии, завоевав новую провинцию под властью Рима — Паннонию. Затем вернулся в Рим, где у него возникли проблемы. После смерти его брата Друза в 9 году до н.э. внимание Августа (возможно под влиянием дочери Юлии) переключилось на двух сыновей Юлии Старшей от её предыдущего брака — Гая и Луция, которых он усыновил. Юлия, пользуясь положением единственной дочери Октавиана Августа, не хранила верности Тиберию. Напротив, через своего любовника она пересылала отцу письма, разоблачающие каждый шаг законного супруга. Не желая терпеть подобного отношения, Тиберий в 6 году до н. э. удалился в добровольную ссылку на остров Родос. Здесь он стал жить, как про­с­той граж­да­нин, доволь­с­т­ву­ясь скром­ным домом и немно­гим более про­с­тор­ной вил­лой. Примерно в то же время Юлия уговорила Августа дать ей разрешение на отдельное проживание от мужа.
Древнеримские историки видели основную причину добровольного изгнания Тиберия в его неприязни к Юлии — после развода с Випсанией он оказался женат на женщине, которая его публично унижала своим безудержным развратом. К этому добавился запрет императора на возможность видеть любимую женщину.
Отъезд Тиберия смешал планы Октавиана по передаче власти. Поскольку внуки императора Гай и Луций были совсем юны, а возраст императора подходил к 60, возникала неопределённость в наследовании империи в случае внезапной смерти Октавиана. В день отъезда до Тиберия дошли слухи о болезни императора, однако это его не остановило. С продолжением изгнания положение Тиберия в Риме становилось всё более шатким. Несколько раз он испрашивал у Октавиана разрешения вернуться, однако неизменно получал отказ. Представители местной власти избегали общения с ним. Дошло до того, что Тиберий начал всерьёз опасаться за свою жизнь. По легенде именно в это трудное время александрийский астролог Трасилл предсказал Тиберию, что тот станет императором. Кстати, предсказания об этом Тиберий получал неоднократно, причем как раз в те моменты, когда для него, казалось, все было потеряно.
Во 2-м году на Октавиана свалились семейные несчастья: сначала в Галлии скончался от неизвестной болезни его внук Луций, а затем император был вынужден осудить свою дочь Юлию за её поведение. Как pater familiae («отец семейства») от имени Тиберия Август прислал дочери письмо, в котором давал ей развод. Юлию (не без оснований) обвинили в разврате – представьте себе, до какой степени бесстыдства она должна была дойти, если даже во времена, давно уже не отличавшиеся строгостью нравов, ее поведение вызвало негодование родного отца и заставило его принять строгие меры. Но ее обвинили еще и в предательстве, а также в одном из самых серьёзных преступлений в патриархальном римском обществе — покушении на отцеубийство. По римским законам отцеубийцу зашивали в мешок с собакой, змеёй и петухом и сбрасывали в Тибр. Однако Август помиловал единственную дочь, заменив казнь ссылкой. Сразу после этого Август разрешил Тиберию вернуться в Рим в качестве частного лица.
В 4-м году императора постиг ещё один удар: в Армении был убит последний из наиболее вероятных его преемников. По сплетням, к его гибели была причастна Ливия, желавшая восстановить позиции своего сына Тиберия. Так или иначе, за неимением других преемников Августу ничего не оставалось, как усыновить в 4 году Тиберия под именем Тиберий Юлий Цезарь. Август, в свою очередь, заставил Тиберия усыновить своего племянника, сына Друза — восемнадцатилетнего Германика.
Тиберию возвратили должность и власть трибуна, отнятую в 1 г. до н. э. Помимо того Август распространил на него свой империй, который ранее был сосредоточен только в руках принцепса. Так Тиберий официально стал вторым человеком в государстве.
В том же году Тиберий снова отправился воевать, и очень успешно. В 13-м году он стал соправителем Августа, его проконсульская власть была уравнена с властью императора.
В 14-м году император Октавиан Август умер. Тиберий и Ливия лично присутствовали при кончине императора. Тиберий за несколько дней до того выехал к армии, но срочно вернулся с дороги. В завещании Августа был указан единственный наследник — Тиберий. Лица, занимающие ключевые должности в Риме, без промедления принесли присягу новому императору. За ними последовали сенат, всадники, плебс и легионы за пределами Рима.
Проблема, стоявшая перед Тиберием в 14-м году, заключалась, прежде всего, в том, может ли вообще принципат быть продолжен в той форме, в какой существовал при Августе. Он стремился к созданию коллективного руководства, как это было до Августа, но не сумел воплотить намерение в жизнь из-за отказа сенаторов разделять ответственность с принцепсом. Тиберий начал правление с установления сотрудничества с сенатом: «Я не раз говорил и повторяю, отцы сенаторы, что добрый и благодетельный правитель, обязанный вам столь обширной и полной властью, должен всегда быть слугой сенату, порою всему народу, а подчас — и отдельным гражданам; мне не стыдно так говорить, потому что в вашем лице я имел и имею господ и добрых, и справедливых, и милостивых.»
Равенство правителя на словах находило противоречие в практике судебного преследования за оскорбления величества этого самого правителя. Тиберий поначалу решительно выступал против наказаний за такие преступления — в пяти первых известных случаях он проявил сдержанность. Однако в 15 году на прямой вопрос претора, нужно ли наказывать за личное оскорбление принцепса как за государственное преступление (практика при Августе), Тиберий поддержал применение закона. Тем не менее, на деле Тиберий не добивался применения закона и не применял суровых мер, предусмотренных законом. Этим он пресёк возможные злоупотребления доносчиков, на показания которых полагалось римское правосудие.
Внутренняя политика Тиберия продолжала традиции Августа. За время его правления увеличилась государственная казна, улучшилось управление провинциями, но основным результатом стало усиление власти императора. Избирательные и высшие судебные функции Тиберий перенёс на сенат, но его члены, запуганные и взаимно враждовавшие, были послушными орудиями в руках императора. Все крупные процессы, например, об оскорблении величества, насилиях, подкупах, вымогательствах, расследовались и решались сенатом. Постановления сената и эдикты императора получили силу закона.
Однако, несмотря на всю полноту верховной власти, Тиберий всё ещё не мог отрешиться от республиканских традиций. Все свои шаги он маскировал решениями сената, предоставлял внешний блеск консулам, держался в тени, жил в республиканской простоте и отказывался от почётных титулов, которые готов был ему поднести раболепный сенат. При Тиберии титул императора ещё оставался высшим почётным военным титулом.
При Тиберии сильно укрепились государственные финансы, в том числе — благодаря его скупости. Прекратилось строительство на государственные деньги, за редкими исключениями перестали строиться храмы и дороги для военных нужд. Сенат принимает законы против роскоши и ростовщичества, также по инициативе Тиберия из казны перестали выделяться деньги на всенародные игры.
В то же время Тиберий не скупился на траты в случае неотложных обстоятельств. В 17-м году пострадавшие от землетрясения города получили от него 10 миллионов сестерциев на восстановление, а также пятилетнее освобождение от налогов. Миллионы император потратил на восстановление Рима после пожаров и наводнения. В 33-м году после принятия закона о ликвидации долгов, направленного на всё ту же борьбу с ростовщиками, Тиберий выделил более 100 миллионов сестерциев на выдачу беспроцентных ссуд задолжавшим землевладельцам.
Провинции и внешняя политика: Август завещал не расширять существующих границ государства. Тиберий приостановил военную активность в Германии, где Рим перешел на оборонительные действия и политику невмешательства в дела германцев, что выразилась в следующих словах: «Так как месть Рима свершилась, германские племена пусть теперь сами разбираются со своими собственными раздорами».
Не стремясь к новым территориальным приобретениям, он окончательно упрочил римскую власть в огромной империи Августа; небывалый до тех пор порядок и спокойствие царили в провинциях; справедливые требования легионов (сокращение срока службы и увеличение жалования) были удовлетворены, но зато была восстановлена строжайшая дисциплина; наместники-лихоимцы и продажные судьи встретили в Тиберии грозного преследователя; с морским разбоем велась энергичная и успешная борьба.
Тиберий отошёл от норм сравнительно краткосрочного проконсульского наместничества, особенно в самых престижных провинциях Африка и Азия. Наместники и чиновники часто многие годы оставались в своих провинциях. Из всех наместников Тиберия самым знаменитым вне всяких сомнений является Понтий Пилат, при котором был распят Иисус Христос.
Из-за повышения налогов в провинциях Тиберий высказал своё знаменитое требование, чтобы его овец стригли, а не сдирали с них шкуру.
В 18-м году Тиберий ввел в Рим преторианскую гвардию в количестве от 6 до 9 тыс.  Преторианская гвардия была помещена в Риме, а её префекты из сословия всадников приобрели огромное влияние. С 15-го года ими командовал префект Луций Элий Сеян.
В 23-м году умер единственный сын Тиберия Друз, и после его смерти император становится всё более подозрительным и мрачным. Сеян в 25-м году просит разрешения жениться на вдове Друза, однако получает отказ. У Тиберия окончательно испортились отношения со своей властной матерью — Ливией, и он уехал из Рима на Капри. В его отсутствие власть постепенно переходит к префекту Сеяну. Дошло до того, что в Риме ему ставят статуи. Хотя Ливия открыто конфликтовала с Тиберием, однако её присутствие в Риме препятствовало дальнейшему усилению Сеяна. Её смерть в 29-м году развязала руки префекту, он стал преследовать наиболее влиятельных сенаторов и всадников. В 31-м году Сеян совместно с Тиберием стал консулом, причем Тиберий не возвратился в Рим, став консулом in absentia (в отсутствие). Сеян решился на захват власти (по мнению Светония, Тиберий манипулировал им и полностью контролировал развитие событий). В его замыслах было добиться усыновления в одну из ветвей рода Юлиев, и, после, как одному из Юлиев, занять позицию принцепса (правителя). Вдова Друза, на которой ему не дали жениться и с которой он, по мнению некоторых историков, несколько лет состоял в любовной связи, согласилась участвовать в заговоре. Но ее мать выдала Тиберию планы заговорщиков. 18 октября 31-го года на заседании сената в присутствии Сеяна было зачитано письмо Тиберия, изобличающее заговорщиков. Сеян был немедленно схвачен, арестованы прочие участники заговора. В течение недели большинство из них было казнено.
В первые два года после принятия вла­с­ти Тиберий не отлу­чал­ся из Рима ни на шаг; да и потом он выез­жал лишь изред­ка, на несколь­ко дней, и толь­ко в окрес­т­ные горо­д­ки. Но когда он поте­рял обо­их сыно­вей,  он отпра­вил­ся искать уеди­не­ния в Кам­па­нию. Едва ли не все тогда и дума­ли и гово­ри­ли с пол­ной уве­рен­но­стью, что в Рим он уже не вер­нет­ся и ско­ро умрет. И то и дру­гое почти испол­ни­лось. В Рим он более не вер­нул­ся, а несколь­ко дней спу­с­тя, когда он обе­дал на вил­ле под наз­ва­ни­ем «Грот», с потол­ка вдруг посы­па­лись гра­дом огром­ные кам­ни — мно­го сотра­пез­ни­ков и слуг было раз­дав­ле­но, но сам он вопре­ки вся­ко­му ожи­да­нию спас­ся. Но потом, перебравшись на ост­ров, он окон­ча­тель­но оста­вил все государ­с­т­вен­ные дела. Более он не назна­чал ни пре­фек­тов, ни вой­ско­вых три­бу­нов, не сме­нял намес­т­ни­ков в про­вин­ци­ях; Испа­ния и Сирия несколь­ко лет оста­ва­лись без кон­суль­ских лега­тов, Арме­нию захва­ти­ли пар­фяне, Мёзию — дакий­цы и сар­ма­ты. Гал­лию опу­с­то­ша­ли гер­ман­цы — он не обра­щал на это вни­ма­ния, к вели­ко­му позо­ру и не мень­ше­му уро­ну для госу­дар­с­т­ва.
Более того: поль­зу­ясь сво­бо­дой уеди­не­ния, слов­но недо­ся­га­е­мый для взо­ров обще­с­т­ва, он разом дал пол­ную волю всем воз­мож­ным жес­то­ко­с­тям и  всем сво­им кое-как скры­ва­е­мым поро­кам. Помимо пьянства, он предавался самому гнуснейшему разврату (Светоний описывает это во всех подробностях). Светоний пишет, что его при­ро­д­ная жес­то­кость и хлад­но­кро­вие были замет­ны еще в дет­с­т­ве. В дальнейшем мно­го жес­то­ких и звер­ских поступ­ков совер­шил он под пред­ло­гом стро­го­с­ти и исправ­ле­ния нра­вов, а на деле — толь­ко в уго­ду сво­им при­род­ным наклон­но­с­тям. 
 Тело­сло­же­ния он был дород­но­го и креп­ко­го, рос­ту выше сред­не­го, в пле­чах и в гру­ди широк, в осталь­ном теле ста­тен и стро­ен с голо­вы до пят. Левая рука была лов­чее и силь­нее пра­вой, а сус­та­вы ее так креп­ки, что он паль­цем про­ты­кал све­жее цель­ное ябло­ко, а щелч­ком мог пора­нить голо­ву маль­чи­ка и даже юно­ши. Цвет кожи имел белый, воло­сы на затыл­ке длин­ные, закры­ва­ю­щие даже шею, — по-види­мо­му, семей­ная чер­та. Лицо кра­си­вое, хотя ино­гда на нем вдруг высы­па­ли пры­щи; гла­за боль­шие и с уди­ви­тель­ной спо­соб­но­стью видеть и ночью и в потем­ках, но лишь нена­дол­го и тот­час после сна, а потом их зре­ние вновь при­туп­ля­лось. Ходил он, накло­нив голо­ву, твер­до дер­жа шею, с суро­вым лицом, обыч­но мол­ча: даже с окру­жа­ю­щи­ми раз­го­ва­ри­вал лишь изред­ка, мед­лен­но, слег­ка поиг­ры­вая паль­ца­ми. Все эти непри­ят­ные и над­мен­ные чер­ты заме­чал в нем еще Август и не раз пытал­ся оправ­дать их перед сена­том и наро­дом, уве­ряя, что в них повин­на при­ро­да, а не нрав. Здо­ро­вьем он отли­чал­ся пре­вос­ход­ным, и за все вре­мя сво­е­го прав­ле­ния не болел ни разу, хотя с трид­ца­ти лет забо­тил­ся о себе сам, без помо­щи и сове­тов вра­чей. Бла­го­род­ны­ми искус­ст­ва­ми он зани­мал­ся с вели­чай­шим усер­ди­ем на обо­их языках. 
Чуже­зем­ные свя­щен­но­дей­с­т­вия и в осо­бен­но­с­ти еги­пет­ские и иудей­ские обря­ды он запре­тил; тех, кто был пре­дан этим, с его точки зрения, суе­ве­ри­ям, он зас­та­вил сжечь свои свя­щен­ные одеж­ды со всей утва­рью. Моло­дых иуде­ев он под видом воен­ной служ­бы разо­слал в про­вин­ции с тяже­лым кли­ма­том; осталь­ных сопле­мен­ни­ков их или еди­но­вер­цев он выслал из Рима под стра­хом веч­но­го раб­с­т­ва за ослу­ша­нье. Изгнал он и аст­ро­ло­гов, но тем из них, кто про­сил поми­ло­ва­ния и обе­щал оста­вить свое ремес­ло, он даро­вал про­ще­ние. При этом его самого на Капри сопровождал астролог Трасилл.
О богах и об их почи­та­нии он мало бес­по­ко­ил­ся, так как твер­до верил, что все реша­ет судь­ба. Одна­ко гро­ма он боял­ся без­мер­но, и когда соби­ра­лись тучи, вся­кий раз наде­вал на голо­ву лав­ро­вый венок, так как счи­та­ет­ся, что этих листьев мол­ния не пора­жа­ет.
У Тиберия, как раньше и у Октавиана, была большая проблема с выбором наследника. Сын его умер (по слухам, был отравлен), с другими возможными наследниками тоже возникали всяческие проблемы. Усыновленный Тиберием Германик оказался храбрым и умелым полководцем, в результате его многих побед над германскими племенами их сопротивление надолго было сломлено, и они перестали беспокоить границу по Рейну, помня о преподнесенном им кровавом уроке. Германик вернулся в Рим в расцвете славы, которая и стала его гибелью. Император Тиберий увидел в талантливом племяннике серьезную угрозу своему нахождению на троне, так как солдаты не раз избирали императорами своих любимых военачальников. Тиберий отправил Германика на должность проконсула восточных провинций Рима, но на самом деле это было почетной ссылкой. Германик неожиданно умер в сирийском городе Антиохия, будучи в самом расцвете сил. Его гибель вызвала у римлян обоснованные подозрения в том, что выдающийся полководец был отравлен наместником Сирии Гнеем Пизоном по прямому указанию императора. Весть о кончине Германика была встречена в столице и в легионах с чувством искренней и глубокой скорби и печали.
В самом конце своей жизни, кажется, Тиберий определился, назначив квестором Калигулу.
После разоблачения заговора Сеяна Тиберий больше не появляется в Риме, проводя время на Капри или на вилле в Кампании. В начале 37-го года здоровье его начало быстро ухудшаться, и 16-го марта 37-го года он умирает на своей вилле, на семь­де­сят вось­мом году жизни и два­дцать тре­тьем году вла­с­ти.,
При его смерти присутствовали Макрон (который стал префектом после Сеяна) и Калигула. Согласно Тациту, Тиберий просто потерял сознание, однако все присутствующие решили, что император умер. Когда они уже приносили поздравления Калигуле, Тиберий внезапно открыл глаза. Это повергло всех в ужас, и собравшиеся разбежались. Но Макрон, не утративший самообладания и решительности, приказал задушить Тиберия, набросив на него ворох одежды. По другим версиям он был задушен Калигулой, либо отравлен им, либо уморен голодом после приступа лихорадки.
Тиберий оставил после себя завещание, где всю свою власть делил между Калигулой и Тиберием Гемеллом, однако Калигула, придя к власти, объявил завещание недействительным и вскоре казнил Гемелла.
Тиберий оставил о себе в истории двоякое впечатление. С одной стороны (если отталкиваться от описания его правления у Тацита) Тиберий был мрачным, нелюдимым человеком, а время его правления — смутным и страшным. Поэтому не мудрено, что плебс, узнав о смерти императора, кричал «Тиберия в Тибр!». Однако следует учитывать, что в рядах римского нобилитета, к которому принадлежал Тацит, выходец из богатого всаднического рода, отношение к Тиберию было весьма негативным. И даже у Тацита Тиберий, в период его жизни до прихода к власти, описан как весьма достойный и примерный муж, выдающийся полководец. Корнелий Тацит – крупнейший римский историк, живший во второй половине I-начале II в. Его перу принадлежит ряд сочинений, в том числе «История», где содержится описание борьбы за власть после гибели императора Нерона (гражданская война 68-69 гг.), и «Анналы», посвященные правлению императоров династии Юлиев – Клавдиев (14-68 гг.).
У других авторов той эпохи личность Тиберия описывается иначе. Светоний в своей «Жизни 12 цезарей» прекрасно отзывается о Тиберии до его провозглашения императором и о первых годах нахождения его у власти, отмечая возвращение Сенату некоторых его привилегий и полномочий. А при описании второй половины его правления, помимо развратного образа жизни и скупости, не забывает упомянуть и его скромность и бережливость.
Ещё более положительно оценивает деятельность Тиберия иудейский ученый и историк Филон (Александрийский), который противопоставляет его Калигуле. Он неоднократно подчеркивает глубокий ум и проницательность Тиберия, а про его правление пишет, что «за двадцать три года, что нёс бремя власти над сушей и над морем, не оставил ни единого семени войны ни в эллинской, ни в варварской земле, а мир и сопутствующие ему блага до самой кончины своей раздавал нескудеющей рукой и щедрым своим сердцем».
В честь Тиберия назван основанный в начале нашей эры израильский город Тиберия (совр. Тверия).

Современные историки характеризуют принципат Тиберия как «начало императорского режима в Риме и как один из переломных этапов в истории античного государства», отмечая, что «императорский строй и аппарат государственного управления в Риме в главных чертах сложился при Тиберии и притом в немалой степени благодаря некоторым его индивидуальным особенностям».
С эзотерической точки зрения в этом утверждении две очень важные для нас вещи:
  1. Окончательно сложился эгрегор Римской Империи, все его образующие, все составные части. Сформировалась мощная и очень глубокая «точка власти», через которую стала поступать эгрегориальная субстанция нового качества – «имперская». У этого эгрегора на то время практически не было серьезных соперников.
  2. В те времена все токи и инвольтации шли через конкретных людей, поэтому роль личности во всей этой истории была очень велика. Юлий Цезарь начал весь процесс формирования такого эгрегора, Октавиан Август продолжил, Тиберий практически завершил. Следующие императоры (до Константина) так или иначе уже в этом эгрегоре существовали, действовали… но об этом потом. Тиберий умер в 37-м году, когда о христианах еще не было даже слышно, да и о самом Иисусе Христе знали немногие, а уж римляне и совсем ничего. Поэтому Тиберий видел свою задачу именно в укреплении Империи как таковой. Но поскольку токи, проведенные через Иудейскую метакультуру, прошли очень глубоко и затронули Нижние Зоны, все их энергии очень оживились, активизировались сущности Нижних Зон и все эти влияние не могли не ощутить те, кто с этими энергиями напрямую соприкасался. Поэтому и Тиберий, который «благодаря некоторым его индивидуальным особенностям», выполнил-таки свое предназначение, под конец жизни впал во всевозможные пороки. Тут, конечно, сыграла роль и его личная карма – он, по-видимому, имел ко всему этому предрасположенность, и противостоять мощнейшему воздействию 12-активной, а затем и всех остальных Нижних Зон, он был не в силах. Кроме того, колоссальное напряжение, в котором он всю свою жизнь находился, все драматические и трагические события его жизни пагубно сказались на его психике.

    Сам Тиберий, когда пришел к власти, не питал иллюзий по поводу сложности задачи, возложенных на него, и ответственности перед римским народом, как видно из его высказываний: «Друзья, уговаривающие меня, вы не знаете, что за изверг — эта власть.»
    «Власть — это волк, которого я держу за уши.»
Медитация
16-я Зона: РОН ТООН АУО ИНН ОСТЕР
23-я: ЭРЭО ТУММ ТАН ТЕРЦ РА