Конспективно напомним основные события начала распространения Христианства.
-
I век обычно называют апостольским. По преданию, после Пятидесятницы апостолы, на которых снизошел Святой Дух, недолго оставались в окрестностях Иерусалима (где начались гонения на христиан), и, направляемые Духом Святым, отправились на всемирную проповедь.
-
Первоначально они проповедовали почти исключительно в иудейской среде, обычно в синагогах, и христианская Церковь в первый период истории Апостольского Века была Церковью чисто-иудейской, поэтому в ней не возникло и не могло возникнуть иудейской проблемы. Сущность иудейской проблемы, которая стала перед Церковью в последующие годы, заключалась в том: нужно или не нужно обязывать вступающих в Церковь язычников соблюдать закон Моисеев? В течение первого периода в Церкви язычников не было, и вопрос об условиях их присоединения не вставал.
-
Миссия апостола Павла и Варнавы показала, что для успеха проповеди не следует связывать обращаемых язычников иудейским законом. Для решения этой проблемы в 49-м г. в Иерусалиме был созван Апостольский Собор, на котором было решено, что соблюдение Моисеева закона необязательно для христиан, т.к. спасение в христианской Церкви совершается благодатью Господа Иисуса Христа. Но не все были согласны с его решением. Партия христиан из иудеев фарисейского направления, поставившая вопрос о необходимости для спасения соблюдения и Моисеева закона, осталась при своем мнении. Так называемые «иудействующие» образовали раскол эвионитов и назареев – это был первый раскол в христианстве.
-
Сначала вопрос этот не был острым, т.к. в Палестине христиане из иудеев по установившемуся обычаю исполняли закон Моисеев и принимали обрезание. Эти первые десятилетия светские историки называют временем «иудео-христианства», когда Новозаветная Церковь ещё существовала внутри Ветхозаветной, христиане посещали Иерусалимский Храм и т. д. Иудейская война 66—70 гг. положила конец этому симбиозу. Она началась с восстания иерусалимских националистов против римской власти. Нерон направил на усмирение провинции Веспасиана иТита. В итоге Иерусалим был полностью разрушен, а храм сожжён. Христиане, предупреждённые откровением, отказались сражаться за иудейское царство и заранее удалились из обречённого города.
-
В церковной же истории такой период, как «иудео-христианство», отрицается, напротив, утверждается, что с самого зарождения христианства иудеи стали резкими противниками и гонителями его. О гонениях их на апостолов и первых христиан немало сообщается в новозаветной книге Деяний апостольских. Так, в 132-м году по Р. Х., в Палестине вспыхнуло восстание под началом Симона Бар-Кохбы. Еврейский религиозный лидер рабби Акива провозгласил его «мессией». По рекомендации того же рабби Акивы Бар-Кохба убивал христиан-евреев. После прихода к власти в Римской империи первого императора-христианина Константина Великого эти напряжённые отношения нашли новые выражения, хотя многие меры христиан-императоров, которые иудейские историки традиционно представляют как гонения на иудаизм, преследовали цель просто защитить христиан от иудеев.
-
Напомним, что самыми первыми христианами были евреи, и для них новая вера были преемственной по отношению к старой. Они помнили: их Господь Сам сказал, что Его цель – исполнить, а не нарушить закон и Пророков. С самых первых глав Книги Деяний Апостолов мы видим несколько идеализированную картину христианской общины, которая продолжала следовать Писанию, богослужению и правилам иудейской религиозной жизни.
-
До Иудейской войны главной признавалась всеми община (церковь) в Иерусалиме, главой которой был Иаков, который, как «брат Господа», был непререкаемым авторитетом. Члены этой церкви следом за ним отказывались признать фундаментальный разрыв между своей прежней жизнью и своим новым статусом. Конечно, они понимали, что наступило нечто новое – не совершенно новое, а заново восстановленное и исполненное.
-
Ириней, один из первых Отцов Церкви, ведущий богослов II века и апологет, называл Иерусалимскую церковь «церковью, от которой всякая церковь брала свое начало, столицей граждан нового завета». Его сочинения способствовали формированию учения раннего христианства.
-
Даже после падения Иерусалима в 70-м году «назареи» сохраняли преемственность с иудаизмом; они «хотели соблюдать заповеди, данные Моисеем и в то же время избрали жизнь с христианами и верными». Но именно в период до 70-го года противоречия в иудейской мысли отразились и в возникающем христианском богословии. Партия, возглавляемая Иаковом, имела много сходства с палестинским иудаизмом, тогда как миссионерская партия, которую со временем стали отождествлять с Павлом, а также христианские апологеты II века обнаруживали определенные родственные черты с иудейской мыслью эллинистической диаспоры.
-
Еще более важным является конфликт между эллинистическими евреями и эллинистическими иудео-христианами по вопросу о преемственности христианства по отношению к иудаизму. После 70-го года этот конфликт сказался на отношениях между христианской и иудейской мыслью повсюду. Вопрос о степени и объеме преемственности вызвал полемику между Петром и Павлом, и эта полемика продолжала нарушать спокойствие в Церкви. Были выработаны различные практические решения, касающиеся обрядов и питания, но это не открыло пути к последовательному ответу на богословский вопрос: что нового в новом завете? Различия между ответом, данным в Деяниях (гл.15) (со значительными разночтениями), и тем, как на него отвечает Павел в Послании к Галатам, как бы их ни интерпретировать, свидетельствуют о продолжающихся трудностях, с которыми сталкивалась Церковь. С обеих сторон лидерами были христиане еврейского происхождения, и, несмотря на разницу в ответах, вопрос о преемственности между иудаизмом и христианством глубоко затрагивал их лично.
-
Это противостояние по вопросу об авторитете Ветхого Завета и о природе преемственности между иудаизмом и христианством было самой ранней формой поиска предания – поиска, который в других формах возобновлялся на протяжении всей истории христианства. И мы об этом еще поговорим.
-
После разрушения Иерусалима наиболее христианизированными были восточные провинции Римской империи, хотя значение церковного центра переходит к столице империи — Риму, освящённому мученичеством апостолов Петра и Павла. С правления Нерона начинаются гонения на христиан со стороны римских императоров. Последний апостол Иоанн Богослов умирает около 100 г., и с ним заканчивается апостольский век.
-
-
Как происходило формирование и шло распространение Христианского вероучения в первом веке:
-
Как мы знаем, Иисус не оставил после себя какого-либо разработанного Учения, не облек его в письменную форму – это просто не входило в его задачу. Он нигде не говорил об устройстве жизни в этом мире, он говорил: «В доме Отца моего обителей много…». Он указывал людям путь «туда», и все его поучения – учат именно тому, что нужно сделать, чтобы закончить все свои дела «здесь», в этом мире. Он учил этому апостолов и учеников, и им заповедовал учить этому других людей. При этом он указывал путь именно всей своей жизнью. Не случайно Христианство называют «религией конца света». И не случайно в канон был включен Апокалипсис апостола Иоанна.
-
На основании именно этой концепции Христианские теологи и моралисты поздней античности и раннего Средневековья пренебрегали телом как сосудом зла и темницей, в которую временно заключена душа.
-
Пророчества о конце света есть практически во всех религиях (и в иудаизме, и в зороастризме, и в исламе, и в более «мелких» религиях), и у всех есть свои описания грядущего Апокалипсиса, но время его наступления относится к отдаленному будущему. Иисус же говорил, что конец света уже наступает, и прямо призывал как можно скорее расставаться с Физическим планом. Аналогичная идея содержится и в проповедях Будды – буддизм тоже «религия конца света».
-
Поэтому в самом раннем Христианстве, живущим в ожидании скорого конца света, не было особой необходимости в подробной разработке вероучения и в его записи.
-
Так что написанию христианских сочинений предшествовала длительная устная традиция. Даже когда появились первые записи поучений, устная проповедь играла весьма важную, если не основную, роль. Само слово «евангелие» («благая весть») не имело для христиан первоначально значения писаного произведения. В посланиях Павла это слово ясно употребляется в значении устной проповеди о новом учении или самого учения (например, в Послании к галатам: «Евангелие, которое я благовествовал…» – 1:11).
-
Ожидание скорого конца света, устная вероучительная деятельность бродячих проповедников (пророков и апостолов, о которых мы уже много говорили), отсутствие единого вероучительного центра, каким была, например, кумранская община для живших в разных местах ессеев, – все эти особенности раннего христианства обусловили относительно позднюю запись христианских поучений и преданий. По-видимому, первыми записями в христианских общинах были сборники цитат из Ветхого завета, где речь шла о приходе мессии. Сравнительно рано появляются послания проповедников тем общинам, которые они в данный момент не могут посетить. К таким посланиям относятся послания Павла (самые ранние из них могли быть написаны в начале второй половины I в.) К наиболее ранним (подлинным) посланиям Павла обычно относят Послание к римлянам, оба Послания к коринфянам, Послание к галатам, Послание к филиппийцам, послания к фессалоникийцам и Послание к Филимону. Они были созданы еще до I Иудейской войны (66-72 гг.)).
-
Одним из первых христианских сочинений, предназначенных для чтения, было Откровение Иоанна (Апокалипсис). Евангелия, содержавшие биографические сведения о Христе, начали создаваться с конца I в. В тех евангелиях, которые дошли до нас полностью или во фрагментах (в составе Нового завета, в цитатах христианских писателей или в рукописях, обнаруженных учеными-археологами больше всего в Египте), содержится обработка устной традиции и записей речений Иисуса. Многое в этих произведениях совпадает, но есть и существенные расхождения (например, согласно писаниям одной из наиболее ранних христианских групп – эвионитов, чье учение и название восходит к кумранской общине, Иисус считался человеком, сыном Иосифа и Марии).
-
Слова и поступки Иисуса Христа далеко не всегда сразу же, непосредственно записывались его учениками и последователями. Так, по свидетельству христианского писателя Папия, жившего в первой половине II в., апостол Матфей записал некоторые поучения Иисуса по-еврейски (имеется в виду арамейский язык), а другие, уже как могли, потом перевели их на греческий. Именно эти записи (так называемые логии) легли в основу двух канонических евангелий – от Луки и от Матфея. Обычно же поучения запоминались и передавались «из уст в уста». Естественно, и те, кто запоминал, и те, кто передавал, пропускали информацию через призму своего сознания. Записи появились значительно позднее.
-
Примерно около полувека христианство распространялось, прежде всего, благодаря устным проповедям и рассказам. Эти проповеди и рассказы исходили от апостолов и ближайших учеников, которые видели и слышали Иисуса Христа, принимали непосредственное участие в событиях его жизни, а потом получили дар Святого Духа. Они рассказывали о его жизни и смерти, о чудесах, которые Он совершал, о его заповедях… Затем появился второй, третий и т. д. круг распространителей – те, которые слышали и передавали дальше. Это «производное» знание уже несло на себе определенную окраску в зависимости от того, кто были эти люди, в какой среде – социальной, этнической, конфессиональной – это распространение происходило.
-
Время первохристианства I — II вв. отмечено деятельностью так называемых «мужей апостольских», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов. К числу наиболее известных из них относят священномученика Игнатия Богоносца, осуждённого на смерть во времена гонений императора Траяна, и священномученика Поликарпа Смирнского, который был сожжён на костре в гонение императора Марка Аврелия († 167 г.).
-
На Западе начальный этап Церкви был связан с двумя главными культурными центрами Европы: Афинами и Римом. Наиболее известными «апостольскими мужами» западной Церкви считаются священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, первый епископ г. Афин, которому приписываются несколько писем и трактатов по христианской мистике (так назывемые «ареопагитики»), и выдающийся проповедник св. Климент, епископ Римский, из сочинений которого сохранилось только его послание к Коринфянам. По преданию, в 95 г. Дионисий Ареопагит был послан св. Климентом во главе миссии на проповедь в Галлию, где и погиб в гонение Домициана около 98 г. Сам св. Климент был сослан императором Траяном в каменоломни Инкермана (Крым) и около 101 г. утоплен.
-
О древности и авторитетности учения
-
В Письме к Филадельфийцам, которое христианская традиция приписывает перу антиохийского епископа Игнатия (II в.), автор пишет о том, что некоторые христиане говорят ему: «Если я не найду этого в древности, я не поверю в евангелие», а, когда я говорю, что это действительно написано в наших древних писаниях, они отвечают: «Это нужно доказать». Судя по словам Игнатия, вопрос об авторитетности писаний стоял очень остро, причем особо почиталась сама древность традиции, лежащей в их основе.
-
В восприятии людей того времени мудрость того или иного учения, ценность той или иной традиции во многом определялась ее древностью. В империи Александра Македонского, а затем в Древнеримской империи сосуществовало несколько культур, которые соревновались между собой в древности, и, соответственно, в мудрости. Так, около 270 г. до н. э. вавилонский (халдейский) жрец Беросс написал историю своего отечества. Византийский хронограф Георгий Синкелл (8-9 век) писал о цели этого сочинения: «Он хотел прославить халдейский народ и доказать, что этот народ самый древний».
-
Беросс был жрецом бога Бела (отождествлявшегося с Зевсом) и представлял местную «интеллектуальную элиту», поскольку мог читать древние клинописные тексты, уже непонятные большинству его соотечественников. В клинописных хрониках содержалась история последних ста пятидесяти тысяч лет. Временной промежуток от появления первых людей до Потопа (подробно описанного в «Гильгамеше», а потом и в Книге Бытия) оценивался в 432 тысячи лет! При этом, разумеется, первые люди появились в Междуречье.
-
Беросс писал о том, с чего началась история человеческого общества, и излагал последовательно историю Вавилона как страны, где вообще брала начало история человечества. Но, кроме этого он видел основную премудрость в знании астрологии, ибо именно звезды, согласно этой премудрости, правят миром и способны объяснить, как устроен мир. Этой своей науке жрец бога Бела Беросс стал обучать греков (которые, с точки зрения вавилонян, были совсем молодым народом, не имели такой длинной истории и, следовательно, такой премудрости). Плиний Старший в своей «Естественной истории» (составленной примерно в 77 году н. э. энциклопедии природных и искусственных предметов и явлений и послужившей прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов тех или иных утверждений и наличия указателя содержания) сообщает, что афиняне, будучи в восторге от его «божественных предсказаний», поставили ему на острове Кос «статую с позолоченным языком».
-
В Египте древнеегипетский жрец и историк Манефон, живший во времена правления в Египте эллинистической династии Птолемеев, в конце IV — первой половине III вв. до н. э., также написал (на греческом языке) на основе иероглифических хроник «Историю», совершенно аналогичную сочинению Беросса. И снова подчеркивалось превосходство египетской премудрости над греческой именно в силу ее древности.
-
Другим народам было трудно конкурировать с высокообразованными представителями этих древнейших культур, хотя и финикийцы претендовали на древность. И, естественно, в своей непревзойденной древности и мудрости были убеждены представители гораздо менее значительного в те времена народа – евреи. Причем именно еврейская древняя история и премудрость лучше всех остальных сохранилась и дошла до наших дней. Иосиф Флавий, автор трактатов «Иудейские древности» и «О древности иудейского народа» конкретно увязывает древность своей истории с премудростью. Причем премудрость, в очень пространном изложении Иосифа, по сути может быть сведена к краткой формулировке, данной еще в Притчах Соломоновых: «Начало премудрости – страх Господень». Только боящийся Бога народ может жить правильно – не по звездам, подобно вавилонянам, а по Слову Божию. Именно в этом премудрость – наука и искусство одновременно – еврейского народа. И священная книга евреев – Тора – есть подтверждение сразу и древности этого народа, и его умения правильно жить.
-
Вернемся к вопросу о христианском вероучении.
-
Уже в первые века христианские мыслители начали проводить различие между наставлением, цель которого в том, чтобы «возвестить слово о Христе и открыть тайну о Нем», и наставлением, цель которого – «изложить путь нравственного исправления». Это различие, по крайней мере, частично, подсказывал сам Новый Завет. Так, у апостола Павла и в Послании к Римлянам, и в Послании к Ефесянам сначала идут «догматические поучения», определяемые как «поучения, содержащие рассказ о пришествии Христа и свидетельствующие о благословениях, которые Он даровал нам Своим пришествием», а затем – «нравственные наставления».
-
Заметим, что все, что говорили, слышали, видели, понимали апостолы и уж тем более остальные ученики, даже после того, как на них сошла Благодать Святого Духа – они воспринимали через призму собственных тел – эфирного, астрального, тонического – эти тела не могли трансформироваться мгновенно. Они были людьми, хотя и «специальными», и все равно, они не могли не привносить в то, что они говорили и чему учили, своего понимания. Они и сами знали о своем несовершенстве. В первом послании апостола Павла к Коринфянам он пишет: «теперь мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем. Когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится». И еще: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно…».
-
К сожалению, потом многие высказывания того же Павла в Христианском вероучении превратились в догмат.
-
Нетрудно найти конкретные примеры того, что привносил от себя тот же апостол Павел. Он говорил о женщинах:
-
«Пусть женщины, находясь в церкви, хранят спокойствие. Они должны занимать не самое видное место. Если они хотят о чем-то узнать, пусть об этом спросят мужа дома, ибо позор для женщины – говорить в церкви… Пусть будет голова мужчины в церкви непокрытой, ибо он – образ Божий и на нем отражается слава Божья, в то время как слава мужа отражается на жене. Ибо не муж был сделан из жены, но жена из мужа, и не мужчина был создан для женщины, но женщина для мужчины. Потому-то и должна она носить покрывало на своей голове, ибо это – символ покорности.»
-
Это – иудейский и греческий взгляд на женщину, не римский. Мы говорили о том, как сам Иисус относился к женщинам (см. лекцию 32 курса «Рождество Христово») – почувствуйте разницу! Притом что женщины достигали в христианских общинах видного положения (правда, при исполнении второстепенных ролей).
-
Они не должны были появляться на собраниях с непокрытой головой, так как женские волосы считались особенно соблазнительными. Возможно, здесь мы имеем дело с реакцией Павла против вседозволенности, в которую обратили некоторые римские женщины свою свободу.
-
-
Мы говорили о том, какую роль сыграл апостол Павел в формировании Христианской Церкви как организации. Теперь посмотрим, какова его роль в создании вероучения. Он лично обошел с проповедями множество мест (прошел 30 тыс. км.), где основывал новые общины или проповедовал в уже бывших, вступал в дискуссии с представителями других религий и других направлений раннего христианства. Он написал множество посланий разным общинам, причем многие были написаны очень рано. Его авторитет был (да и остается) огромным. И значительная часть вероучения (особенно то, что касается нравственных вопросов), основана именно на его посланиях.
-
В чем состояло отличие Павла от других апостолов? Он позднее всех стал апостолом, он был младше их всех и, самое главное, он не видел Иисуса при его жизни.
-
Он был самым образованным из всех, причем имел и классическое «высшее» иудейское образование, и образование «греко-римское», поэтому мог обращаться на равных и к иудеям, и к язычникам. Именно он написал наибольшее число «посланий», разъясняя особенности Учения Христа, и многие положение Христианской Церкви основаны именно на его Посланиях. И именно особенности его характера и мировосприятия наложили отпечаток на все, что он писал, говорил и делал.
-
Даниил Андреев характеризует его следующим образом: «высокообразованная и глубоко искренняя в своем порывании к Христу волевая личность, в которой еврейская навязчивость и агрессивная еврейская суровость сочетаются с рассудочно-правовым сознанием римского гражданина». Он пишет: «апостол развертывает громадную, широчайшую организационную деятельность, цементируя разрозненные общины строгими уставами, неукоснительным единоначалием и даже страхом, так как опасность быть выброшенным, в случае ослушания, из лона церкви порождала именно духовный страх. То обстоятельство, что апостол Павел никогда не встречал Иисуса Христа при Его жизни и был, следовательно, лишен всего того благодатного, что исходило непосредственно от Иисуса, - это обстоятельство не менее многозначительно, чем и другое: то, что Павел не испытал, как остальные апостолы, схождения Святого Духа. И, однако, остальные апостолы как бы отодвигаются на второй план, каждый из них сужает свою деятельность до локальных задач, до создавания христианских общин в той или другой стране, а лишенный благодати Павел постепенно оказывается центральной фигурой, возвышающейся надо всеми общинами, всех их объединяющей и всем им диктующей то, что ему кажется продолжением Христова дела.»
-
В отличие от остальных апостолов, Павел был, говоря нашим языком, человеком эгрегориальным, причем он был плотно включен в оба эгрегора – и еврейский, и римский. Остальные апостолы были людьми абсолютно неэгрегориальными. В задачу Павла входило проведение новой эгрегориальной субстанции, которая бы скрепляла материал новой Христианской метакультуры. Демиургический ток уже прошел через Иисуса и апостолов. Основным «держателем оси» этого тока в дальнейшем стал апостол Петр.
-
Когда эта новая эгрегориальная субстанция проходила через Павла, она вступала в реакцию с эгрегориальным материалом обоих эгрегоров, в которые он был включен – и в его кармическом массиве, и в его эфирном теле сохранялись не до конца изжитые следы старой эгрегориальности, и это было привнесено в материал эгрегора строящейся Христианской церкви. А какие инвольтации Нижних Зон шли через еврейский и римский эгрегоры – мы хорошо знаем. «Семитическая религиозная исключительность, греческий духовный сепаратизм, римская безжалостность и жажда политической гегемонии во что бы то ни стало» (Даниил Андреев).
-
А в его сознании присутствовали, а подчас и доминировали, и иудейские, и греко-римские ментальные установки. Все это наложило отпечаток на характер и содержание его проповедей.
-
Тем не менее, как пишет Даниил Андреев: «При всех искажениях, вызванных в христианстве духовной ограниченностью человеческих тысяч, его создававших, христианская церковь (а позднее - церкви) являла собой устье могучего духовного потока, низливавшегося с планетарных высот.»
-
-
Медитация: 4-й Мастер
-
В этом курсе мы рассмотрим все стадии вынашивания Христианского вероучения – как зарождались его первые идеи, первые концепции, в каких формах они выражались, какие идеи и концепции привлекались «со стороны», как происходило их взаимодействие, как новое учение защищало себя и набирало внутреннюю силу, какие творческие потенции оно в себе несло и как эти потенции реализовывало, и, наконец, как оно родилось (точнее, рождалось – долго и мучительно).
-
Качество 20-й Зоны для нас также имеет принципиальное значение – прежде всего потому, что рождение нового Учения открывало человечеству новые горизонты Познания, новые сферы опыта и деятельности – как на физическом, так и на Тонком плане.
-
-
ЭРЭО ЛОО АУО ХЕВА ГЕА
-
ТЛПЛ ЭССО ДАНА ЛОТТ ОУН