Лекция 23.
Первый этап построения Христианской метакультуры.

Прошлое как исток, обоснование и объяснение настоящего и грядущего.

 

В предыдущих лекциях этого цикла мы по возможности подробно рассмотрели драматическую историю формирования вероучения и организационной структуры Христианской Церкви. Теперь пришло время разобраться, что же за всем этим стояло, кем и ради чего все это делалось, какие цели ставились и что из всего этого, в конце концов, получилось – с метаисторической точки зрения.

Мы уже говорили, что одной из основных (но не единственной!) задач Христа была программа, связанная с Этереоцефалом. Кроме того, стояла и задача, связанная с Планетарным Логосом, а также задача проведения ряда Космических токов, новых для Алес, которые должны были способствовать кардинальным трансформациям ее слоев (и, соответственно, многих внутренних пространств) и изменению системы ее взаимодействия с «внешним» миром – с другими Космическими Существами, с Солнечной Системой и Дальним Космосом.

С глобальной эволюционной программой Этереоцефала было связано множество других программ – Пятый слой, Сокровенная Книга, решение ряда кармических программ Алес, программы, связанные с Космическим Законом, и множество других, более частных.

Человечество было вовлечено в их решение и Человек, как существо, могущее иметь набор полный тел – тонких и плотных, вплоть до физического – был совершенно необходимым участником этих процессов. Но во многих эзотерических учениях того времени (особенно имеющих гностические корни), да и в самом раннем Христианстве господствовало убеждение, что физический мир, материя, и, соответственно, человеческая плоть – зло, грех, от которого нужно как можно скорее и как можно полнее избавляться. Сторонникам этих Учений представлялось, что задачи Служения должны и могут решаться только на Тонком плане, поэтому необходимо всем (причем не только Служителям, а и всему человечеству) с этим миром расставаться.

Только Ориген в своем основополагающем произведении «О Началах», в одном месте говорит о Служении в Плотных слоях и пространствах: «Разнообразие не есть первоначальное состояние твари. Но создатель определяет каждому существу различную должность служения на основании предшествующих причин, по достоинству заслуг, на основании того, конечно, что каждый ум или разумный дух, сотворенный Богом, сообразно с движениями ума и душевными чувствами, приобрел себе большую или меньшую заслугу и сделался или любезным, или ненавистным Богу. Впрочем, некоторые из существ, обладающих наилучшими заслугами, страдают вместе с остальными ради украшения состояния мира и назначаются служить низшим (тварям), вследствие чего и сами они становятся причастными долготерпению Божьему, как и апостол говорит: «тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее) (Римл. 8:20)». Я эту цитату уже приводила. Но, повторяю, в большинстве эзотерических учений и философских систем того времени (западных и ближневосточных) физический мир рассматривался как обитель зла, хаоса и соблазнов, которые постоянно подпитываются из «нижних миров». И если во многих мистериях и культах, так или иначе, происходило взаимодействие с этими «нижними мирами», то, как правило, лишь с целью кого-то оттуда спасти. Идея целенаправленного Служения в Плотном сознанию того времени была чужда (хотя на самом деле, конечно, это происходило).

Вернемся к истории раннего Христианства. С метаисторической точки зрения было необходимо продолжение тех процессов, которые начались с воплощения Христа, причем дело Христа должно было продолжать, в первую очередь, именно человечество. Однако людей, которые по своему устройству, по составу и строению своих тонких тел, были бы подобны Иисусу, больше не было. Мы уже говорили о том, какие колоссальные усилия были в свое время затрачены Иерархиями Алес, чтобы удалось Его воплотить, но все остальное человечество, даже его ученики и апостолы, были далеко не столь совершенны. Более того, даже Второе Пришествие Христа «во плоти», с таким нетерпением ожидаемое многими Его последователями, было уже невозможно – даже Первое Пришествие готовилось несколько сотен лет, а после него вся ситуация на земле принципиально изменилась. Единственным возможным решением было создание масштабной, глубокой и высокой метакультуры, которая взяла бы на себя функцию проведения токов, трансформации слоев и пространств, изменение природы человеческого существа и выполнение многих других эволюционных программ.

Теперь давайте уточним некоторые понятия. Что такое «метакультура»? Мы постоянно пользуемся этим термином, заимствованным у Даниила Андреева, но не давали полного его определения.

В начале этого курса я предлагала вам перечитать «Розу Мира», хотя бы начало, где Андреев вводит многие принципиальные понятия. Но, боюсь, что далеко не все перечитали, а те, кто и перечитали – не факт, что все поняли. Кроме того, кое-что, важное для понимания всего этого с нашей точки зрения, мне представляется необходимым уточнить и конкретизировать.

Поэтому сначала я повторю определения из Розы Мира, а потом дополню.

Даниил Андреев вводит понятие "сверхнарод", понимая под этим термином «совокупность наций, объединенных общей, совместно созидаемою культурой, либо отдельную нацию, если ее культура созидалась ею одной и достигла высокой степени яркости и индивидуальности. При этом подразумевается, что вполне изолированных культур не существует, они взаимосвязаны, но в целом каждая культура вполне своеобразна, и, несмотря на влияние, оказываемое ею на других, она во всей своей полноте остается достоянием только одного сверхнарода, своего творца».

Метаисторическое значение этого понятия состоит в том, «что своеобразие сверхнарода не ограничивается культурной сферой в Энрофе, но сказывается также во многих иноматериальных слоях как восходящего, так и нисходящего ряда, поскольку некоторые участки этих слоев охватываются воздействием лишь одного данного сверхнарода. Ведь нельзя забывать, что под сверхнародом понимается совокупность не тех только личностей, которые принадлежат к нему сейчас, не только наших современников, но и весьма многих из тех, которые принадлежали к нему раньше, хотя бы и на заре его истории, а позднее, в своем посмертии, действовали и действуют в трансфизических слоях, с этим сверхнародом связанных. Над человечеством поднимается лестница слоев, общих для всех сверхнародов, но над каждым из них эти слои меняют свою окраску, свою физиономию, свое содержание; есть даже такие слои, которые наличествуют только над одним сверхнародом. Точно так же обстоит дело и по отношению к демоническим мирам нисходящего ряда, существующим как бы под сверхнародами. Таким образом, значительная часть Шаданакара состоит из отдельных многослойных сегментов; слой Энрофа в каждом из таких сегментов занят только одним сверхнародом и его культурой. Эти многослойные сегменты Шаданакара носят название метакультур».

«Каждый сверхнарод обладает своим мифом. Этот миф создается отнюдь не в одном лишь детском периоде его истории, -- напротив. И, так как традиционное употребление слова "миф" не совпадает с тем значением, которое вкладывается в него здесь, приходится тщательно разъяснить, какое понятие мною в это слово вложено. Когда мы говорим о строго координированной системе идейно насыщенных образов, воплощающих какое-либо многообъемлющее интернациональное учение и нашедших свое выражение в преданиях и культе, в теософемах и философемах, в памятниках словесности и в изобразительном искусстве и, наконец, в кодексе нравственности, -- мы говорим о мифах великих международных религий. Таких мифов существует четыре: индуистский, буддийский, христианский и магометанский.

Когда мы говорим о строго координированной системе идейно насыщенных образов, определяющих отношение к Энрофу, к трансфизическим и духовным мирам со стороны одного какого-нибудь сверхнарода, о системе, отлившейся в определенную религию и игравшую в истории данного сверхнарода весьма значительную роль, но почти не распространившуюся за его пределы, -- мы говорим о национальных религиозных мифах отдельных сверхнародов. Таковы мифы египетский, древнеиранский, еврейский, древнегерманский, галльский, ацтекский, инкский, японский, китайский и некоторые другие.

Когда мы имеем в виду мир образов, столь же идейно насыщенных и тоже, быть может, связанных, хотя и не так тесно, с идеями религиозного и нравственного порядка, но не сложившихся в стройную систему и отражающих ряд общих нравственных, трансфизических, метаисторических или вселенских истин в связи именно с данностью и долженствованием вот этой культуры, - мы имеем перед собой общие мифы сверхнародов. Таковы мифы юго-западного – романо-католического сверхнарода, сверхнарода северо-западного - германо-протестантского, сверхнарода российского.

И, наконец, последняя, четвертая группа – общие мифы национальные, это – мифы отдельных народностей, входящих в состав сверхнарода, но внутри себя создающих, в дополнение к общему сверхнародному мифу, свой частный, очень локальный, ни в какую строгую систему, ни в какую религию не отлившийся вариант. В качестве примеров можно было бы привести языческие мифы славянских племен, финских племен, тюркских племен, а также мифы некоторых обособленных и отстающих племен Индии. В сущности, в зачаточном состоянии мифы народностей обнаруживаются у весьма многих этнических образований, но ярко выраженную физиономию приобретают они редко.

Ни к каким другим явлениям в истории культуры мы применять слово миф не будем.

Таким образом, три последние группы мифов относятся к специфике отдельных культур. Первая же группа – мифы международных религий – мистически связана (за исключением одного) с такими слоями Шаданакара, которые лежат уже выше его сегментарных членений, называемых метакультурами.

Мне кажется, что понятие мифов национально-религиозных воспринимается без труда. Общим же мифам сверхнародов следует дать, для ясности, пару дополнительных определений.

Определение индуктивное.

Общий миф сверхнарода есть сумма его представлений о трансфизическом космосе, об участии в нем данной культуры и каждого входящего в эту культуру Я - представлений, которые этой культурой вырабатываются, отливаясь в формы цикла религиозно-философских идей, цикла художественных образов, цикла социально-этических понятий, цикла государственно-политических установлений и, наконец, цикла общенародных жизненных норм, осуществляющихся в обряде, в повседневном укладе быта, в обычае.

Определение дедуктивное.

Общий миф сверхнарода есть осознание сверхнародом в лице его наиболее творческих представителей некоей второй реальности, над ним надстоящей, в которую он сам входит частью своего существа и в которой таятся руководство его становлением и корни его судьбы, - осознание, замутненное посторонними, из неупорядоченной человеческой природы возникающими примесями.

Эту вторую реальность, служащую объектом трансфизического и метаисторического, художественного и философского постижения, можно условно обозначить термином трансмиф.

Само собой разумеется, что степень отличия мифа от трансмифа может быть весьма разной. Ограниченность тех, кто воспринимал трансмиф через интуицию, сновидения, художественные наития, религиозное созерцание, метаисторическое озарение; национальные, эпохальные, классовые и личные особенности этих сознаний и той подсознательной области их существа, которая деятельно участвует в этом процессе; невозможность найти в слове или в образах трехмерного искусства точные аналогии для выражения реальности иномерных миров – разве может все это не привести к бесчисленным аберрациям, к загромождению мифа массой случайного, неточного, антропоморфного, примитивизирующего, даже просто неудачного? Но миф динамичен, он движется во времени, развивается, меняет лики, и поздние его фазы, как правило, ближе к трансмифу, потому что за истекшие века сами воспринимающие сознания стали тоньше, богаче, зорче, шире.

Но тем временем развивается и сам трансмиф. Запредельная реальность полна кипучего движения, о ее статике не может быть и речи. Как отличаются города-крепости времен Меровингов от современного Парижа, так же отличаются ландшафты, сооружения и все содержание трансмифов в пору их возникновения и к концу их метаисторического развития.

Но на всех стадиях развития сверхнародного трансмифа присутствуют, наряду с постигающим его народом Энрофа, две другие реальности, два других слоя, два полюса метакультурной сферы. Вокруг них и между ними находятся и другие слои, но каждый из них возник потом или же претерпел коренные изменения; некоторые исчезли. Незыблемы и долговечны только три области: в Энрофе – сверхнарод, в иномерном пространстве над ним – обиталище его просветленных душ, священные грады, небесная страна метакультуры, а внизу, в мирах нисходящего ряда – антиполюс этой небесной страны: цитадель, сооружаемая в мирах, связанных с глубинными пластами в физическом теле планеты. Это – средоточие демонических сил данной метакультуры. Небесные страны и все, что в них, называются затомисами, подземные цитадели – шрастрами.

Обычно из этих двух полюсов ярче и четче бывают отражены в мифах именно затомисы. Образы шрастров далеко не всегда отливаются в сколько-нибудь законченную форму. Затомисы же, обиталища синклитов метакультур, можно встретить в мифах решительно всех сверхнародов, и притом в мифах и религиозных, и общих.

Но лестница слоев Шаданакара не заканчивается там, где завершаются сегменты метакультур: дальше поднимаются пятимерные и шестимерные миры, тоже получившие свое смутное отображение в мифах и религиях человечества. В этом смысле ко многим из этих слоев тоже применимо наименование "трансмифы". Но в более узком и более высоком смысле слово "трансмиф" применяется к особой сакуале: это система миров с пятью измерениями пространства и с огромным числом временных координат; это пять грандиозных, как бы светящихся изнутри солнечным сиянием, прекрасных и прозрачных пирамид, незыблемо высящихся над Энрофом. Не только Энроф, но и небесные страны метакультур кажутся оттуда глубоко внизу, в сумраке. Эти миры – высшие аспекты трех (не четырех!) великих международных религий и двух религий, почти не разбивших своей национальной замкнутости вследствие ряда исторических причин, но носивших на себе отблеск как своих затомисов, так и этой, несравненно более высокой сакуалы. Об этой сакуале подробно будет сказано в одной из следующих частей».

Даниил Андреев рассматривает процесс в одном ракурсе, мы – совсем в другом. Мы смотрим, с чего все начиналось, как строилась метакультура, а у Андреева – как оно работает уже потом. И к определению понятия «метакультура» мы подойдем с другой стороны. Андреев смотрит на многие метаисторические явления и процессы как бы изнутри, со стороны Человечества, и многие его оценки происходящего тоже антропоцентричны – то есть с точки зрения эволюции человечества. Мы посмотрим с другого, более общего ракурса.

Сейчас я буду говорить о совсем непонятном, так что не пытайтесь это как-то запомнить или соотнести с тем, что вы уже знаете. Хотя в книге «Жизнь человека» (см. лекции 2.4 и 2.5) мы уже пользуемся этими понятиями, боюсь, что большинство из тех, кто эту книгу сумел одолеть, мог именно это и пропустить, не понять, не запомнить. Однако включите интуитивную часть своего сознания, возможно, что-то внутри вас и отзовется.

Мы писали и говорили, что в эволюции Алес принимают участие не только ее «внутренние дети», сущности разных Зон рождения (многие из которых пошли в «Плотное», а некоторые воплотились в Физическом плане и стали людьми). Есть несколько групп Сущностей масштаба Солнечной Системы, которые взаимодействуют с Алес либо в силу законов эволюции самой Солнечной Системы (Иерархия Мастеров), либо помогают ей по ее собственному «запросу».

Нам нужно поговорить о двух категориях таких сущностей:

  1. Великие Стихиалии (Тангры) – сущности Солнечной системы, индивидуализированные, высокоразумные. Внутри Алес их действие происходит на уровне самых общих Принципов структурирования материала слоев. Тангры формируют структуры материала слоев, задавая ритм и тональность взаимодействия его частей. Взаимодействуют они с Алес «снизу», со стороны материала (точнее, Первого Нижнего слоя), и включаются в работу только под воздействием токов Мастеров или Демиургов (тоже Иерархий Солнечной Системы).

  2. Демиурги. Само слово «демиург» означает, как я говорила в прошлой лекции, творца, ремесленника, делателя… Этот термин в самых разных смыслах употребляется в самых разных контекстах, и Андреев его тоже употребляет. В нашем понимании это немного другое, хотя тоже относящееся к созданию (творению) метакультур и крупных эгрегоров. Это условное название одной из Иерархий Служителей Солнечной Системы. Демиурги работают с Космическими Существами (в том числе с Планетами), они являются как бы конкретными носителями Логоического принципа, непосредственно "побуждая к творению". Ток Демиурга идет «сверху», со стороны Первого Верхнего слоя. Проходя через брамфатуру Космического Существа (в нашем случае – Алес), Демиурги усиливают ее волю к проявлению и дают этой воле конкретное направление. Участие Демиургов в эволюции той или иной планеты вовсе не обязательно, оно возможно в том случае, когда очень сильны межслойные различия, когда развитие слоев идет несогласованно и Мастера по тем или иным причинам не могут соотнести свои действия с реальным течением времени (спицы времени фаз разных слоев очень сильно не совпадают).

Что касается конкретно Алес, то она сама в свое время обратилась за помощью к Демиургам, запрос исходил от 23-й Зоны и был связан с тем, что многие Мастера не могли наладить адекватное взаимодействие с Танграми. В силу особенностей строения Алес (прежде всего наличие Срединного Зеркала), на начальных этапах ее эволюции Тангры реагировали на отраженный импульс Мастера, а отражение было сильно искажено и запаздывало по времени, обратное же отражение также сильно запаздывало и управляющее воздействие часто приходило на уже полностью изменившуюся ситуацию. Первое обращение произошло на третьей стадии эволюции Стабильно—Трансцендентного слоя. В физическом плане уже было время динозавров.

Первые взаимодействия Демиургов с Танграми дали резкую дифференциацию эфирного материала, его более точное расслоение. На физическом плане это вызвало гибель динозавров — они слишком заглубились на эфирном уровне, и были убраны с физического плана, не закончив своей эволюционной фазы, т.к. их время давно истекло. Сакуала Тангр упорядочилась, они образовали некоторую иерархическую структуру, которая позволила упорядочить их действия во времени (сложность здесь в том, что большинство из них действуют в пространствах одно—двухмерного времени, а управляющие импульсы приходили из многомерных слоев).

Вообще ток Демиурга в теле Алес непосредственно задевает только Тангр, инициируя их к действию. В материале Алес в планетарном масштабе работают две основные формообразующие силы — это Планетарные токи (вертикаль) и Тангры (горизонталь). Так формируется принцип креста—турбулента. Но чтобы турбулент "завертелся", накручивая материал, в его середину должен попасть "сигнал пуска". Это может быть либо отраженный импульс Мастера, либо ток Демиурга, либо взрыв Крама (хранителя информации о Законе-Времени, пусковая кнопка).

Мастера и Демиурги действуют независимо друг от друга. Программы Мастеров заданы изначально, они не зависят ни от каких условий внутри Алес. Просто если условия не соответствуют требуемому по Закону состоянию, получается каша.

Сознательными деятелями в глобальном масштабе являются дети 1-го Мастера, т. е. отражения самой Алес. Именно они используют токи Демиургов для конкретной работы в слоях. "Строитель" (1-я или 23-я Зона) становится по току Демиурга и входит в контакт с нужными Танграми. Дети же других Мастеров организуют нужные Иерархии и требуемые сочетания космических токов и тем самым организуют большие массы материала (как правило, с дополнительным использованием фантомного материала разной природы и разной степени плотности).

Сначала, пока в Подзеркальи не было людей, воздействия Демиургов возможны были лишь в очень большом масштабе — изменение затрагивало целый слой или большую его часть. Воплощение же людей позволило организовывать локальные структуры воздействия — эгрегоры и метакультуры, которые отрабатывали конкретную эволюционную программу.

Принцип действия Демиурга следующий: между Стабильно-трансцендентным слоем и Магмой (Первым Верхним слоем и Первым Нижним) создается определенная "разность потенциалов", которая позволяет Демиургу осуществить "удар молнии" – как бы электрический разряд через весь диапазон слоев Алес. По траектории этого разряда образуется канал, по которому проходит демиургический ток – подобно тому, как при грозе по каналу молнии стекают вниз отрицательные ионы. Этот "удар молнии" активирует Тангр (одну или сразу несколько). Затем по каналу могут быть проведены токи (как сверху вниз, так и снизу вверх). Практически всегда по нему проходит Ток Сознания и другие компоненты.

С появлением человечества стало возможным проведение демиургического тока планировать заранее, и строился специальный канал, направляющий его в нужное место к нужным Танграм. Иногда канал служил достаточно долго и демиургический ток проходил по нему многократно, а то и вообще постоянно в течение некоторого времени. Именно вокруг канала прохождения Демиургического тока и стали выстраиваться метакультуры.

Происходит это приблизительно так: под воздействием Демиургического тока в Надзеркалье прежде всего формируются Высшие аспекты Трансмифа будущей метакультуры, ее основные Идеи, цели и задачи, формулируется, если можно так выразиться, ее Предназначение. В Мутабельном слое создаются пространства трансмифа данной метакультуры, которые постепенно заполняются материалом (как фиксация на Мутабельном материале определенной творческой Идеи) и Иерархиями Мутабельного слоя, претворяющими эти идеи в более конкретные программы, которые уже и определяют разворачивание цепи событий в более плотных мирах. Так, известные нам "Планетарные Ангелы" являются основными расшифровщиками этих программ. Кроме них, еще многие Ангелы Мутабельного Слоя берут на себя проведение токов в плотное (например, "Гневные Ангелы" Апокалипсиса). Часто "Строители" используют Демиургический ток для организации конкретного события или построения не эгрегора, а только канала.

Таким образом, в нашем понимании трансмиф – это многомерная сакуала, построение которой начинается с проекция на материал верхних слоев Алес тех глобальных эволюционных программ, которые активируются данным демиургическим током. Со временем именно в трансмифе, в конечном счете, собирается и сохраняется самая тонкая, сублимированная составляющая опыта — результат работы данной системы. Именно в этих пространствах помещает Даниил Андреев Синклиты Метакультур.

Реальную возможность работать с конкретным материалом Мастерам и Демиургам обеспечивают упомянутые выше формообразующие Иерархии, которые мы назвали (вслед за Д. Андреевым) Великими Стихиалиями или Танграми. Они работают со стороны Субстанции, в отличие от Мастеров и Демиургов, которые идут со стороны Идеи. Получив импульс (сигнал) к действию, Тангры запускают глобальные процессы формообразования в нижних слоях Алес, инициируя к действию ее внутренние Подзеркальные стихиалии, в первую очередь стихиалии Магмы (Первого Нижнего слоя), которые работают как с материалом как таковым, так и с субстанциями Хранилища Кармы (АВИС) и Сокровенной Книги (ПЛААС) и некоторыми другими. Хозяйка Кармы и Хозяйка Книга – как раз и есть стихиалии Магмы. В результате этого взаимодействия формируются кармические массивы будущей метакультуры, кармические клише связанных с ней эгрегоров, а затем и более конкретные глобальные кармические сценарии для решения поставленных задач.

Таким образом, если говорить о метакультурах, процессы их построения начинаются как сверху, так и снизу, и участвуют в этих процессах многочисленные Иерархии «Строителей», составленные их сущностей разных Зон рождения, разной специализации, разного опыта и разной «квалификации». Однако связующее начало метакультуры – силовое поле, образующееся вокруг демиургического тока, в реальных условиях состояния слоев и пространств Алес, неспособно долго удерживать материал. Для того, чтобы метакультура могла просуществовать достаточно долго и выполнить поставленные перед ней задачи, необходимо нечто более вязкое, и в этом качестве выступает фантомный материал, с помощью которого формируются эгрегоры, в создании которых обязательно участвует специальная эгрегориальная субстанция. Так что без опоры на сильный эгрегор крупная метакультура долго просуществовать не может.

Теперь перейдем к конкретике – как началось формирование метакультуры Христианства.

Мы уже неоднократно говорили, что подготовка к Рождеству Христову началась задолго «до того». В многомерных пространствах Стабильно-Трансцендентного и Стихийно-Статического слоев складывались Высшие Аспекты будущего Трансмифа, подготавливалась почва (точнее, среда) для проведения Этереоцефала и прохождения сопутствующих токов (в то числе Демиургического тока будущей метакультуры).

Заметим, что идея Логоса (Планетарного Логоса) как всеобъемлющего Творческого Начала была человечеству уже не чужда – она была известна не только многим эзотерическим течениям Древности, но и выведена в сферу философского сознания мыслителями Древней Греции, создавшими благоприятную ментальную почву для ясного понимания Откровения Логоса, которое до того давал о себе знать по каплям в разных религиозных и философских традициях.

Мы в лекциях прошлых лет достаточно подробно рассматривали процессы формирования и существования всех основных метакультур (западных и ближневосточных), которые внесли свой вклад в создание метакультуры Христианской. Каждая из этих метакультур имела еще и свои собственные задачи, непосредственно к Рождению Христа и Христианству отношения не имеющие, однако при более внимательном рассмотрении можно увидеть, как со временем в христианстве прорастали многие идеи, казалось бы, полностью ему чуждые. Это касается и «высоких» идей, отражающих содержимое трансмифов и затомисов, и представлений, отражающих трансфизическую реальность плотных Подзеркальных слоев (такие представления находят свое выражение как в народной мифологии, обычно достаточно сумбурной, так и в религиозных и философских системах).

Мы знаем, что каждая метакультура (и поддерживающий ее крупный эгрегор) обязательно имела не только мощную и разветвленную Иерархию Служителей на Тонком плане, но и Иерархию, связанную с физическим планом, члены которой периодически воплощались, осуществляя «связь между мирами». В культуре каждого народа существовали эзотерические традиции, позволявшие через систему мистерий и Посвящений не только передавать Знание и способы магической работы, но и реализовывать определенные кармические сценарии и выполнять те программы, которые перед данной метакультурой или эгрегором были поставлены. Другое дело, насколько успешно это все происходило, какие порождало «побочные эффекты» и как сказывалось на конкретных судьбах и дальнейших инкарнационных путях тех, кто в этом участвовал.

Греко-римская метакультура, опиравшаяся на мощный государственный эгрегор, собрала с его помощью в единый социальный организм несколько эгрегоров и метакультур. Это и Еврейская метакультура, и Ассиро-Вавилонская, и Зороастрийская, и каждая из них имела свое Предназначение, свою карму, свой трансмиф, свой затомис, свои Иерархии Служителей, а также свои пространства посмертия, свои шрастры, свои пространства мифов массового сознания. Кроме того, «поблизости» существовало несколько «недостроенных» метакультур, не сумевших сформировать достаточно устойчивый «опорный» эгрегор, но имевших свой трансмиф и достаточно мощный слой мифов – Древнегерманская и Кельтская. Через Зороастрийскую метакультуру и страны Ближнего Востока проникало даже влияние Индии. И, хотя попытка Древнего Рима всех интегрировать удалась не полностью, их взаимное влияние друг на друга на всех уровнях имело огромное значение.

Эгрегор Древнего Рима, несмотря на всю его «имперскость», был достаточно «рыхлым», народы, его составляющие, были еще не так уж прочно спаяны между собой (как организационно, так и идеологически), хотя вся внутренняя логика империи всячески его (эгрегор) к этому направляла. Во-первых, составляющий эгрегор разноуровневый и разнокачественный материал просто еще не успел образовать единый сплав, во-вторых, слишком сильное давление он испытывал со стороны «соседей», в первую очередь германских племен. Поэтому новые программы, токи и энергии во многих местах просачивались внутрь, воздействуя и на всю внутреннюю среду, и на отдельных индивидуумов. И если лишь немногие особо чуткие их них могли отзываться на силовое поле осевых токов строящейся Христианской метакультуры, то по мере конкретизации и спуска «вниз» новых программ и, как следствие, формирования нового вероучения (а затем и новой системы мифов), все больше и больше людей вовлекалось в это движение. Кроме того, через апостола Павла начала поступать эгрегориальная субстанция, которая постепенно тоже начинала сплачивать людей – сначала в небольшие группы (экклесии), а затем уже и в единую организацию – церковь.

Многие граждане (и не-граждане) Римской империи того времени ощущали духовный вакуум и душевный дискомфорт, не имея ни каких-либо высших целей, ни опоры на какие-то нравственные нормы, а значительная часть населения (угнетенная и порабощенная не только физически, но и морально) полностью отвергала вообще все «римское». Кроме того, как мы уже говорили, божества как общеримских, так и местных культов (в большинстве своем телии или эманационные сущности) в значительной мере утратили свою силу («бессильные боги») и далеко не всегда помогали в обычных житейских делах. Так что сердца множества людей (самого разного социального, интеллектуального и имущественного статуса) оказались открыты для принятия нового Учения.

Однако не следует забывать такие особенности характера империи Древнего Рима, как алчность, воинственность и стремление властвовать над всем миром. Римское общество было агрессивно милитаристским, воспринимающим войну как высший подвиг. Значительной части этого общества была присуща безжалостная жестокость, полное безразличие к людским страданиям, удовольствие при виде мучений — и римляне гордились этими качествами, тысячами убивая людей исключительно для того, чтобы насладиться видом крови и страданий.

Нетрудно представить себе, какой трансфизический материал заполнял «нижнюю», наиболее плотную часть имперского эгрегора, какие сущности там обитали, чем они «питались» и как воздействовали на людей, постоянно инвольтируя их. Эгрегор, как это свойственно вообще всем эгрегорам такого типа, был кровно заинтересован в наборе такого плотного материала.

Прохождение «токов Христа» на максимально возможную на то время глубину не могло не вызвать резкого взрыва активности этих сущностей, защищающих свой мир, свои источники питания и способы воздействия на человека. Поэтому первые века новой эры прославились и безумием римских императоров, и особой свирепостью гонений – прежде всего, естественно, на носителей новых идей и энергий.

Каковы были источники христианского вероучения:

Прежде всего – Трансмиф христианской метакультуры. Он развивался не изолированно, а вбирал в себя самое ценное из трансмифов соседних метакультур, прежде всего еврейской, древнегреческой, зороастрийской. Верхняя часть трансмифа еврейской метакультуры – Небесный Иерусалим – находилась значительно выше «верхушки» еврейского эгрегора, и дала много базовых идей (прежде всего идею монотеизма) Христианской метакультуре. И образ Небесного Иерусалима для христианина по сей день имеет не меньшее значение, чем для иудея.

Те идеи, которые спускались из трансмифа (Мутабельного слоя) в более плотные слои (Тонический и Астральный), в пространства мифов, очень редко сохраняли свою чистоту и «возвышенность». Причин тому было несколько: прежде всего, люди – проводники этих идей не всегда проводили их достаточно «чисто», так как их собственные тонкие тела были недостаточно прозрачны. Проходя через плотную среду пространств мифов, идеи в сознании воспринимающих их людей очень сильно трансформировались. А при дальнейшем распространении «по горизонтали» дальнейшие искажения возникали уже не только по «идейным» причинам, на первый план зачастую выступали различные человеческие чувства, в том числе и достаточно низменные.

Большое значение имели опыт и знание Служителей Иерархий, приобретенный ими в других метакультурах. Когда началась подготовка к Рождеству Христову, многие Служители были подключены к этому делу. Кто-то был к этому «призван», получив в других метакультурах предварительную подготовку к новой роли, кто-то увидел для себя новые возможности, кого-то включили, «не спрашивая». Какое-то количество пришло в новую метакультуру по «карме задачи» -- например, те, кто участвовал в свое время в сценарии проведения Этереоцефала в Атлантиде. Многие из них, «провалившись» после Потопа, долгое время пребывали в «заточении» в шрастрах, откуда они смогли выйти только благодаря спуску туда Иисуса после распятия. Именно эта категория христиан, запомнивших (на уровне подсознания) весь ужас тех мест, были особенно склонны к аскетизму, мученичеству, монашеству – любые испытания в этом мире казались им более легкими по сравнению с тем состоянием, в котором они пребывали в течение многих тысячелетий. Поэтому они всеми силами стремились расплатиться со всеми кармическими долгами и покинуть это мир навсегда. Уж они-то точно знали, что мир материи – это зло, хаос. Так что гностические идеи были многим из них близки.

Но у гнозиса были еще и другие, основные истоки. Многие гностики как раз и принесли опыт многовековой работы в эзотерических движениях других древних метакультур, где Мудрость – гнозис – был сокровенным знанием, которое добывалось в сложнейших мистериях, с помощью особых, тоже тайных, ритуалов, и хранилось как бесценное сокровище. Это «сокровище тайной мудрости» они стремились внести в новое для человечества вероучение. Как раз про такую ситуацию Иисус сказал: «не вливают новое вино в ветхие мехи» (Мф. 9:17). Конечно, это изречение еще в большей степени приложимо к ортодоксальному иудаизму.

С первых дней своего существования христианство столкнулось с жёсткой оппозицией сначала традиционного иудаизма, а затем и язычества. При этом, согласно ряду древних свидетельств, первоначально языческую толпу возбуждали и натравливали на христиан именно иудеи. Однако гонения не могли сломить христиан. Гораздо опаснее для христианства было взаимодействие с иудаизмом в другой форме, в форме компромисса, когда вступавшие в христианство иудеи не считали нужным оставлять свои прежние верования, напротив, думали с их помощью правильно понять христианство. Они надеялись, что как иудаизм, так и христианство путём аллегории могут быть истолкованы в более совершенном смысле. Отсюда и получило начало то движение, которое известно в церковной истории под именем "ортодоксии" и которое сумело перетолковать христианство с помощью Ветхого Завета.

Иудео-христианство утверждало возможность компромисса между иудаизмом и христианством, если последнее с почтением отнесётся к священному наследию иудаизма и возьмёт то, что у него есть лучшего. Христианский гнозис, трезво оценивавший это священное наследие, подобного компромисса не допускал. Кстати, многие гностики, как мы помним, признавали иудейского Яхве «злым богом», «производным, вторичным божеством», и категорически отказывались видеть в нем истинного Всевышнего, который есть абсолютное Благо. С метаисторической точки зрения они были во многом правы – Яхве, бог Ветхого Завета, который командовал иудеями, был «богом» эгрегориальным, подменившим собой того Всевышнего, откровение которого была в свое время дано Аврааму.

Светлые умы христианства опровергали иудео-христианские теории, которые душили сами себя своей нелепостью. Опасность синкретизации христианства с иудаизмом заключалась в том, что такая синкретическая смесь опиралась на древнюю традицию (а древность уважалась), она говорила более понятным языком, и языческая толпа не могла не отдать ей предпочтение. Мы знаем, что, в конечном счёте, именно она и победила, объявив себя единственным возможным христианством. Человеческое естество "обычных людей", «малых сих» не смогло вынести Гнозиса – откровения воплощённого Логоса. И в писаниях, вошедших в канон Нового Завета, присутствуют оба понимания христианской веры – и собственно христианское, и синкретизированное с иудаизмом. Причем центральное место в составе Нового Завета занимают как раз гностические по своему происхождению тексты, позднее подвергшиеся иудаизирующей редакции, а изначально сочинённые в иудео-христианской среде тексты включают в себя элементы, позаимствованные из гностических источников.

Таким образом, опыт и знание Служителей Иерархий, приобретенный ими в других метакультурах, во многих случаях оказывался непригоден, а то и просто вреден в новых условиях. Кроме того, многие из них вообще работали по совершенно другим программам, были включены в совершенно другие сценарии и своими действиями и представлениями только вносили еще большую путаницу в пока не сложившееся и не устоявшееся вероучение.

Это все о тех, кто «хотел, как лучше». Но было, как мы о том говорили, огромное количество открытых противников, ненавистников и преследователей нового Учения. И основными противниками были не «борцы за идею», а представители государства (эгрегор Древнего Рима вначале всячески сопротивлялся растущему внутри него новообразованию, естественным образом опасаясь за свою жизнь), но потом они тоже, в конце концов, пошли на компромисс и новая метакультура нашла себе опору в слегка трансформировавшемся Римском эгрегоре. Но об этом мы будем говорить уже в следующем курсе.

Таким образом, формирование христианского вероучения происходило в постоянной борьбе с внешними и внутренними противниками, а также в постоянном взаимодействии со всё новыми и новыми сторонниками.

Мы еще не раз вернемся к этим темам.

Заметим, что об Этереоцефале или вообще о чем-то подобном ни в какой религии, ни в каком эзотерическом Учении (по крайней мере, из тех, о которых хоть что-то известно), ни в самом Христианстве никогда и никак не упоминается!


Медитация 1-й Мастер:

ТЛПЛ   ЭРЭО

СООК   ТУММ

ВУУЛ   ТАН

ЛЕВИС   ТЕРЦ

ЛИИТ   РА