Лекция 30.
Падение Рима.

 
В этой части нашего курса мы рассмотрим события VVI веков, с исторической и метаисторической точки зрения. Именно в эти века происходило дальнейшее развитие Христианской метакультура, становление эгрегора Христианства, утверждение основ вероучения.
Сегодня нашей темой будет Падение Рима.
24—26 августа 410 года Рим с третьего раза был осаждён и захвачен вестготами под предводительством короля Алариха. Это одна из важнейших ключевых точек всемирной истории и метаистории. «Вечный город» 800 лет не был в руках врагов – в предыдущий раз он был захвачен кельтами 21 июля 387 до н. э.
Сначала мы поговорим об истории.
В предыдущей части нашего курса, рассматривая историю Римской империи, мы остановились на правлении императора Феодосия, который в 388 г. стал единым правителем всей Римской империи, самым могущественным ее властителем, и оставался таковым вплоть до самой смерти в 395 г.
Обычно считается, что именно после смерти Феодосия I Римская империя распалась на Западную и Восточную, однако фактически она еще оставалась единым государством с двумя императорами. Напомним, что первый раздел империи Диоклетианом произошел в 286 году и не носил столь жесткого характера, так как все равно Диоклетиан держал в руках значительную власть. Раздел империи Константином Великим также не привел к обособлению ее частей: в результате государство все равно оказалось под властью одного императора, Констанция. Раздел Валентиниана и Валента, хотя и выявил серьезное расхождение между западной и восточной частью империи, все же завершился (очень кратким) единовластием Феодосия. А вот после раздела империи между сыновьями Феодосия империя уже ни разу реально не объединялась под властью одного императора, и именно правление сына Феодосия Гонория на западе стало первым серьезным проявлением кризиса: в 410 году Аларих взял Рим, была оставлена Британия и проч.
Поэтому именно 395 год стал своего рода условной датой падения Рима. Естественно, что в реальности никакого раздела не было, и Римская империя продолжала быть единым правовым и культурным пространством еще долгое время. Да и после падения императорской власти на западе (в 476 году был свергнут Ромул Августул, а в 480 году был убит Юлий Непот) у современников еще не было никакого осознания, что пала Западная империя (и, как было сказано в VI веке историком Иорданом: «... и с тех пор Рим и Италия находились во власти готских королей»), а в Константинополе образовалась Восточно-римская империя – Византия. Так что 395 год – историографическая условность, однако с метаисторической точки зрения именно этот год стал важнейшим рубежом, после которого ход событий и в физическом, и в иноматериальном плане стал необратимым. Любопытно, что в западной историографии период поздней античности продлевают до VII века, а в некоторых работах по истории Позднего Рима и Византии (как отечественных, так и зарубежных) в качестве основателя Восточно-Римской империи называют императора Константина Великого.
Дальнейшая судьба Восточно-Римской империи (той, которая нам известна как Византия) еще усиливает осознание того, что в V веке произошло нечто большее, чем утеря Римской империей власти над Западным Средиземноморьем. Крах римского универсума, который простирался от Пиринеев до Ближнего Востока, на западе и его трансформация на востоке свидетельствуют о том, что сам этот римский универсум с какого-то момента разделился на две части, и каждая пошла своим путем.
Теперь собственно о судьбе Римской империи после смерти Феодосия Великого. У него осталось два сына – Гонорий и Аркадий, которым досталась соответственно ее западная и восточная часть. Еще при жизни Феодосия они были провозглашены августами, но так как оба августа были молоды, Феодосий приставил к ним опытных советников: к Аркадию — префекта претория галла Руфина, к Гонорию — командующего армией вандала Стилихона. После смерти Феодосия Руфин и Стилихон поссори­лись, и эта ссора послужила поводом к фактическому и окончательному разделению империи. Поскольку все эти персонажи сыграли определенную роль в дальнейших событиях, о них имеет смысл поговорить подробнее:
Гонорий родился 9 сентября 384 года в Константинополе. Помимо брата Аркадия и сестры Галлы Плацидии, у него была сестра Пульхерия, умершая ребёнком в 385 году. Его мать Элия Флацилла, первая жена Феодисия I, скончалась осенью 386 года.
Уже в 386 году юный Гонорий был назначен консулом. В 389 году он вместе со своим отцом принимал участие в триумфе над узурпатором Максимом в Риме. 23 января 393 года Гонорий был провозглашён августом.
После смерти отца (395 год) в возрасте одиннадцати лет Гонорий получил Западную Римскую империю, столицей которой сделался сначала Медиолан (современный Милан), а затем Равенна, тогда как брат его Аркадий вступил на престол Восточной империи со столицей в Константинополе.
Первое время Гонорий управлял под регентством военачальника Стилихона, вандала по происхождению, на дочери которого Марии он женился в 398 году. О нем также имеет смысл поговорить подробнее, так как великий полководец Стилихон – одна из крупнейших личностей в истории поздней Римской империи (хотя и весьма противоречивая). Именно его деятельность после смерти императора Феодосия Великого в 395 г. могла способствовать окончательному расколу Римской империи на восточную и западную половины. Но, с другой стороны, он сумел сохранить целостность западной ее части, прежде чем восстание Константина III в Британии и переправа через Рейн полчищ вандалов, свевов и аланов (оба события произошли в 406 г.) создали предпосылки для его собственного свержения и последующего распада Запада. 
Отец Флавия Стилихона был кавалерийским офицером на службе у императора Валента II. Стилихон рано посвятил себя военной профессии, отличился в нескольких битвах, приобрёл уважение народа и войска. Император Феодосий Великий послал его заключить мирный договор с Персией (а с Персией у Рима все время были очень серьезные проблемы). Выполнив возложенное поручение с честью, Стилихон вернулся в Констатинополь, и Феодосий отдал ему руку Серены, своей любимой племянницы. Сделавшись начальником кавалерии, Стилихон вскоре возвысился и до звания главнокомандующего всеми войсками империи.
Феодосий, умирая, поручил Стилихону заботу о своём младшем сыне Гонории, и в 395 году Стилихон сделался фактическим правителем Западной Римской империи, доставшейся Гонорию в результате раздела, но заявил притязание на управление и восточной частью государства, назначенной Феодосием своему старшему сыну, Аркадию. Соперником его на Востоке стал Флавий Руфин, правивший восточной империей. После смерти Руфина Стилихон надеялся захватить в свои руки Восток, но встретил сопротивление фаворитов Аркадия. Евтропий, занявший место Руфина, объявил Стилихона врагом государства (397 год), имения его были конфискованы, против него посылались убийцы. Тем не менее, Стилихон всё ещё пытался предупредить междоусобную войну. Он вторгся в Африку и низложил её мятежного комита Гильдона (398 год). А Африка была в то время основным поставщиком зерна в Рим. В том же году его влияние на Западе было упрочено браком императора Гонория с дочерью Стилихона Марией.
Именно Стилихон к 399 году вновь подчинил императору Запада африканские провинции, тяготевшие к Византии, отразил вторжение вестготов под предводительством Алариха (ниже об этом подробнее) на Балканский полуостров в 396 году и в Италию в 403 году. Когда вестготы под предводительством Алариха разоряли Пелопоннес (396 год), Стилихон прибыл в Грецию через Коринфский залив, дал готам несколько сражений в горах Аркадии и едва не заставил Алариха сдаться, однако всё же дал готам уйти (планируя, по-видимому, в дальнейшем сделать их своими союзниками). С 401 года начинается ряд вторжений вестготов в Италию. Когда Аларих в ноябре этого года двинулся на запад, Стилихон спас Рим, укрепив стены города, вызвав легионы из Британии и Рейнскую армию, после чего сам отправился в Рецию и Норик, где набирал среди варваров легионы, оставив Гонория в Медиолане. Аларих подошёл к Медиолану, но подоспевший Стилихон сразился с ним  в день Пасхи 6 апреля 402 года. Христианские писатели сообщают, что Стилихон воспользовался праздником для нападения на христиан-готов. Затем вестготы понесли сокрушительное поражение при Вероне в 403 году и были отброшены, а Италия — освобождена; Стилихон с императором торжественно вступили в Рим.
В 405 году Стилихон победил другого захватчика, Радагайса (по всей вероятности, скифа). Началось все с того, что Стилихон задумал отобрать префектуру Иллирик (Греция и все земли к северу от Греции до Дуная) у Восточно-Римской империи. Для этого он и привлёк готского вождя Алариха, который ожидал с войском вестготов подхода Стилихона в Эпире. Планы Стилихона и императора Гонория нарушило внезапное вторжение орд Радагайса. Орозий (историк и христианский теолог V века) называл 200 тысяч варваров под началом Радагайса,  современные историки оценивают количество воинов у Радагайса от 20 до 50 тысяч. Орозий называет Радагайса скифом, чтобы подчеркнуть его дикость по сравнению с хорошо известными готами Алариха, имея в виду не столько этническую принадлежность, сколько степень варварства. 
Так как варварские орды все вместе не могли прокормиться, они разделились на три части и медленно продвигались на Рим. Впервые за 800 лет возникла серьёзная опасность столице империи. Среди населения Рима стали распространяться антихристианские настроения. По словам Орозия:
«Когда он угрожал римским крепостям, по городу пошли сомнения всех язычников: пришёл-де враг, могущественный как благодаря обилию сил, так и благодаря поддержке богов, а Город потому в безнадёжном положении и готов вот-вот пасть, что забыл богов и жертвоприношения. Всё наполнилось жалобными стенаниями, и тут же пошли разговоры о возобновлении и торжественном исполнении жертвоприношений, по всему Городу негодовали нечестивцы, повсюду поносилось имя Христа.»
Стилихон смог собрать 30 когорт (примерно 15 тыс. солдат) из Лигурии, привлёк конные отряды гунна Ульдина и гота Сара. Об опасности положения свидетельствует статья в кодексе Феодосия, изданная весной 406 г., по которой разрешалось освобождение рабов с последующим призывом их в армию.
Стилихон вступил в бой, когда варвары осадили Флоренцию. Ему удалось отбросить их на несколько километров от города к скалистым высотам, где они заняли неприступную позицию. Стилихон окружил высоты линией укреплений. Вынуждаемые голодом и жаждой варвары вступили в сражение, но были отброшены назад. Тогда Радагайс капитулировал на условии сохранения ему жизни.
Большую часть варваров Стилихон продал в рабство (большинство из них скончалось вскоре от истощения и болезней), по словам Орозия «количество пленных готов было столь велико, что толпы людей продавали повсюду как самый дешёвый скот, по одному золотому за каждого». 12 тысяч отборных готских воинов («оптиматов») Стилихон включил в свою гвардию. Сам Радагайс был казнён в августе 406 г. 
Для борьбы с Радагайсом пришлось отзывать войска с Рейна. Воспользовавшись этим, вандалы, аланы и свевы переправились через Рейн и вторглись в Галлию. Римские войска в Британии одного за другим провозгласили императорами нескольких узурпаторов, один из которых переправился через Ла-Манш и захватил Галлию. Неспособность Стилихона быстро среагировать на эти угрозы подорвала его положение.
Когда после смерти Аркадия на престол вступил Феодосий II (408 год), Стилихон надеялся захватить управление Восточной империей и заключил с Аларихом договор, желая сделать его союзником Италии. В конце концов, этот союз погубил и Стилихона, и Рим. В результате придворной интриги, прикрывавшейся патриотическим негодованием, Стилихона обвинили в дружбе с Аларихом и желании возвести на престол своего сына, Евхерия. Бежав в Равенну, Стилихон скрылся в церкви, но его коварно выманили оттуда и убили 22 августа 408 года. Солдаты также без всякого приказа свыше напали на проживающие в Риме семьи варваров, убивая женщин и детей и грабя их имущество. 30 тысяч родственников погибших отправились к Алариху с желанием побудить его выступить против римлян. Лишившись опасного противника, Аларих повёл войска на Рим и в 410 году взял его.
Римский поэт V в. Рутилий Клавдий Намациан считал, что все несчастья, которые должны были обрушиться на Рим на протяжении его дальнейшей истории, можно свести к одному событию, случившемуся около 406 г. – сожжению Сивиллиных книг, которые были уничтожены в 405 году по указанию христианина Стилихона.
Сивиллины книги веками хранились в храме Аполлона на Палатинском холме в Риме. В них содержалась история мира, и прошлая, и будущая, записанная пророчицей Сивиллой. Согласно легенде, в незапамятные дни, когда Римом еще правил царь, перед ним предстала Сивилла и предложила городу купить девять книг, заключающих в себе судьбу мира, за 300 золотых слитков. Царь отклонил предложение. Сивилла сожгла три книги, а за оставшиеся шесть потребовала ту же цену. И вновь получила отказ. Она сожгла еще три книги, вновь оставив цену неизменной. Царь, по совету авгуров, наконец согласился, Сивилла исчезла, а у Рима появился свой оракул. Листы книг (а это, видимо, были действительно листы, пальмовые листы с текстом на греческом) были помещены в подземное каменное хранилище в храме Юпитера Капитолийского, видимо, около 500 г. до н. э. У них были особые хранители, вначале – два, затем – пятнадцать. Эти служители в кризисные времена по требованию сената толковали тексты. Если кто-то из хранителей разглашал пророчество, его казнили.
Римская история пестрит упоминаниями об этих пророчествах. Например, когда Ганнибал стоял у стен Рима в 217 г. до н. э., небо заполонили знамения. Согласно латинским источникам, солнечный круг уменьшился в размере, затем показалось, что он собирается столкнуться с Луной, потом на дневном небосклоне появились две Луны. Небо раскололось на части, меж ними засиял яркий свет, который был словно огонь. Хранители сивиллиных книг были посажены за работу. Они приказали запаниковавшим горожанам выйти из домов, сесть на перекрестках и молиться Гекате, царице Небес. А когда черный камень упадет с неба в Азии, они должны пойти и принести его. Камень упал, его принесли, и Ганнибал не смог продвинуться дальше.
Примерно через 500 лет, в 270 г. н. э., когда алеманны угрожали Риму, император Аврелиан получил сенатский указ о необходимости толковать книги Сивиллы. К тому времени они хранились в храме Аполлона, и были это уже совсем другие тексты. Оригиналы сгорели при пожаре, а новые купили у таинственных восточных торговцев. Но даже и такими они по-прежнему сохраняли свою силу. На этот раз книги захотели «процессий жрецов в белых одеждах, сопровождаемых хором юношей и девственниц, ритуального очищения города и окрестностей и жертвоприношений: эти торжества лишат варваров сил и не дадут ступить в мистические земли». И снова город был спасен.
Пророчества и предсказания имели для римлян исключительное значение, так как боги защищали их империю. Отсюда видна глубина перемен, произошедших в империи с воцарением христианства. Великий полководец Стилихон, бывший в то время подлинным правителем 3ападной империи и убежденным христианином, хотел полностью изгнать язычество из душ римлян. Он, например, совершенно сознательно нарядил свою жену в драгоценности, украшавшие статую богини Победы, которая веками была обязательным атрибутом заседаний сената, и, главное, приказал сжечь священные для римлян Сивиллины книги. Стилихон, напомним, по происхождению был вандалом.
После падения и казни Стилихона 22 августа 408 года готы под предводительством Алариха вновь вторглись в Италию. В том же году Аларих осадил Рим и принудил его заплатить тяжёлую дань, а 24 августа 410 года он завладел городом и отдал своим войскам на разграбление. Подробности ниже.
Вернемся к истории императора Гонория. Скрываясь после падения Рима за неприступными стенами Равенны, он оставался императором фактически лишь номинально, в то время как его империя перешла под власть варваров и узурпатора.
Однако после смерти Алариха его шурин и наследник Атаульф заключил мир с Гонорием, перешёл с вестготами Альпы и вторгся в Галлию. Здесь его преемник Валия основал королевство вестготов, в то время ещё входивших в империю на правах федератов. Распад Западной империи был официально признан лишь после устранения императора Ромула Августула.
Флавий Ромул Август – так громко назвал отец, военный начальник Орест из Паннонии, своего сына в надежде, что его ждет блестящее будущее. Жизнь, однако, все повернула по-своему. Ромул Августул – не великий Август, а малый «Августенок». Так с насмешкой прозвали его современники. Он остался в веках как последний римский император, которого сверг вождь германского варварского племени Одоакр в 476 году. Эту дату историки позже и приняли за начало Средних веков.
В своей религиозной политике Гонорий, как и его отец Феодосий, был убеждённым приверженцем никейского христианства; им был подписан ряд законов, писем и постановлений, регулировавших церковную жизнь на Западе. В 404 году он направил своему брату Аркадию письмо с резким осуждением опалы, которой подвергся Иоанн Златоуст.
14 октября 410 года Гонорий выступил инициатором созыва в следующем году Карфагенского собора, положившего конец расколу между между традиционным христианством и донатистами. В 417 году Гонорий издал закон, запрещавший пропаганду пелагианства (признанного ересью). В 418 году император принял участие в урегулировании конфликта, связанного с избранием на римский престол одновременно двух пап, Евлалия и Бонифация I. Сохранилось двенадцать писем и речей императора на религиозные темы.

Старший сын Феодосия, Аркадий родился в Испании в 377 г. Его учителями были Фемистий и святой Арсений Великий. Провозглашён августом 16 января 383 в местности Евдом под Константинополем. Царствовал с 395 по 408 г., консул 385, 392, 394, 396, 402, 406 годов.
Когда после смерти Феодосия Великого Римская империя была разделена, он, как уже говорилось, стал императором на Востоке, а его брат Гонорий получил Запад. Владения Аркадия простирались от Адриатического моря до Тигра и от Дуная до Нила. Фактическим же правителем Востока стал префект претория Востока Руфин, галл по происхождению. Руфин пытался женить Аркадия на своей дочери, но препозит священной опочивальни, евнух Евтропий нарушил его планы, показав императору портрет красавицы-дочери полководца Баутона Евдокии. Император женился на Евдокии 27 апреля 395 года. Помимо сына и наследника — Феодосия II, — у Аркадия было четыре дочери: Флацилла, Пульхерия, признанная впоследствии святой и оказывавшая большое влияние на государственные дела, а также Аркадия и Марина.
27 ноября 395 года Руфин был убит солдатами готского полководца Гайны в присутствии императора. В падении Руфина значительную роль сыграли Стилихон и его жена Серена, прибывшая в Константинополь на похороны императора Феодосия I. С этого времени наиболее влиятельной персоной при дворе становится Евтропий, который был, в свою очередь, свергнут в 399 году за корыстолюбие и несправедливые поступки императрицей Евдокией и Гайной, захватившим власть.
В 400 году взбунтовавшиеся жители Константинополя убили несколько тысяч готов, и Гайна был вынужден бежать за пределы империи. Однако царствовавший над гуннами к северу от Дуная Ульдин, союзник империи, убил Гайну; его отрубленную голову он отправил в Константинополь.
При дворе преобладающим было влияние императрицы Евдокии. В 403 году она добилась изгнания константинопольского епископа Иоанна Златоуста, считая, что, говоря об излишней любви некоторых женщин к роскоши, он имел в виду именно её. Многочисленные протесты заставили императорскую чету вернуть Иоанна в Константинополь, но вскоре конфликт вспыхнул с новой силой; Иоанн был изгнан уже навсегда и умер через три года. Однако сама императрица неожиданно и мучительно умерла во время родов 3 октября 404 года, и это сочли наказанием за её роль в судьбе Иоанна. Дело Иоанна способствовало обострению конфликта между западным и восточным двором, так как и папа Иннокентий, и император Гонорий активно выступали в защиту Иоанна.
Сам Аркадий скончался 1 мая 404 года; точная причина его смерти неизвестна. Ему наследовал несовершеннолетний сын, Феодосий II. Известие о смерти Аркадия сыграло роковую роль в развитии конфликта в верхушке правительства Западной Римской империи, став одной из причин падения Стилихона, обвинённого в попытке захвата власти и желании посадить на константинопольский престол своего сына Евхерия.
По словам историка Филострогия, Аркадий «рост имел малый, тело сухощавое, силы слабые, лицо смуглое. Вялость его души изобличали его речь и свойство глаз, которые у него сонливо и болезненно закрывались» (XI. 3). Ещё более резко его характеризует императора Синезий:

...Вы очень мало видите, очень мало слышите, теряя мудрые уроки опыта. Вы радуетесь только телесным удовольствиям и преимущественно тем, которые более других погружают в материю - наслаждениям вкуса и осязания. Ваше существование подобно существованию полипа.

Церковные историки подчёркивали благочестие Аркадия; историк Сократ Схоластик рассказывает о случае, когда якобы благодаря его молитве тысячи людей не погибли в результате обрушения огромного здания в Константинополе и называет императора «мужем кротким и миролюбивым». С другой стороны, некоторые источники говорят о хитрости и раздражительности Аркадия. Хроника Марцеллина сообщает, что в 390 году 13-летний Аркадий выгнал из дворца свою мачеху Галлу. Тот же Филострогий описывает приступ бешенства, охвативший Аркадия, когда жена жаловалась ему на Евторпия. Зонара рассказывает, что когда Феодосий приказал Гонорию и Аркадию во время занятий стоять в присутствии своего учителя Арсения, и Арсений наказал Аркадия за какой-то проступок, Аркадий возненавидел его настолько, что решил убить и даже нанял наёмного убийцу; Арсения спасло только немедленное бегство.
В честь Аркадия была названа римская провинция, созданная в северном Египте между 386 и 395 годами и просуществовавшая до 640-х годов.
Теперь рассмотрим все эти события с другой, «варварской точки» зрения.
Мы в прошлый раз говорили об истории древних германцев, и в IV - V веках их отношения с Римом складывались очень сложно и разнообразно. Германских племен было очень много, и часть из них становились федератами – так во времена империи назывались варварские племена, поступившие на военную службу к римлянам и нёсшие её на границах Римской империи. Получали они за службу пограничные земли для поселения и жалованье. Наибольшее значение федераты имели в IV—V веках. Зачастую данные меры были вынужденные, таким образом императоры откупались от варваров, армии которых не могли победить, а заодно ставили их себе на службу. Подобные договоры заключались не между государствами или народами, а лично между правителями, и потому после смерти правителя, заключившего договор, союз обычно прекращал существование. Для эпохи Поздней империи неясно разграничение между foederati — федератами и socii — союзниками. Известно, что последние традиционно служили в римском войске, не являясь гражданами Рима. Сам термин «федераты» входит в употребление в Риме начиная с V века, однако подобный вид взаимоотношений с варварами существовал и в IV веке. Служба варваров в римской армии и расселение их на римской территории способствовали постепенной варваризации как самой армии (в меньшей степени это касалось офицерского состава), так и римских провинций.
Подробнее на эти темы мы поговорим позднее. А вот об Аларихе – о том, кто впервые за 800 лет сумел завоевать Рим – стоит поговорить отдельно.
Феодосий I в 382 году  заключил мир с вестготами, предложив им статус независимого народа, в составе Римской империи (на территории нынешней Болгарии), со своими собственными законами и правителями. От них требовалось поставлять империи федеральные войска в обмен на денежные субсидии. Для римлян это было тяжелой сделкой, и имперский «политтехнолог» объявил, что Феодосий мог бы их всех перебить, если б захотел, но все-таки лучше заполнить Фракию крестьянами, чем трупами. При этом не упоминалось, что крестьяне были варварами. Однако вскоре готы обнаружили, что на этой сделке их «кинули», загнав в подобие резервации для варваров, на землях, которые их не могли прокормить.
Аларих родился примерно в 370 году, или немногим позже, на лежащем в устье Дуная острове Певке, и принадлежал к роду Балтов (то есть «Отважных»). Владеть оружием и стрелять из лука мальчика Алариха учил «вместо отца» воспитатель, а это позволяет сделать вывод, что Аларих рано потерял отца. Предположительно, именно отец Алариха в свое время привёл вестготов в Римскую империю, и, по всей вероятности, умер, самое позднее, в 377 году.
Хотя договор 382 года положил конец войне вестготов с Империей, обстановка на Балканском полуострове оставалась нестабильной. Вестготы не хотели превращаться в мирных пахарей и беспокоили окрестности грабительскими набегами. В то же время, по-видимому, определённый вес среди вестготов приобрела антиримская партия. Между 391 и 394 годами время от времени происходили сражения, и хотя вестготы постоянно терпели неудачи, общая ситуация становилось всё более и более неопределённой. 
В конце лета или осенью 391 года соединения, в которые кроме готов входили и другие варвары, перешли через Балканы и двинулись на юг: вероятно, они хотели установить отношения с варварами, сторонниками узурпатора Максима, после казни последнего укрывшихся в труднодоступном районе западнее Фессалоники. Главой этого предприятия и был гот из Мёзии Аларих, имя которого встречается здесь впервые. Неизвестно, был ли он тогда вождём всего племени. Вероятно, Аларих первоначально был провозглашён герцогом, то есть — полководцем. Во главе войска император Феодосий Великий лично отправился против врага, но пренебрёг мерами безопасности на марше. Римские войска были застигнуты врасплох на Гебре (Марице) и разбиты, так что искусному командующему Промоту лишь с огромным трудом удалось спасти императора. Затем этот полководец продолжил операции против Алариха, которые не позже конца 391 года стоили ему жизни. Преемником Промота и стал Стилихон, который в 392 году победил и окружил Алариха, однако по приказу императора после заключения союза вынужден был его отпустить.
Аларих быстро стал офицером в готских федеральных войсках под имперским командованием и был очень способным командиром. К 394 г. он, совсем еще юный, стал командующим войска из 20 000 человек. Армию, в которой он служил, уже было трудно считать римской. Его император Феодосий был испанцем и христианином, и правителем огромного христианского города Константинополя. Когда Аларих отправился на войну в составе армии Феодосия, в ней служили, наряду с его вестготами, наемники-гунны, германские вандалы, иранские аланы и иберийцы. Всех их возглавлял имперский главнокомандующий Стилихон, сам сын вандала. Эта армия даже не выглядела римской. Легионерам выдавали кожаные штаны и тяжелые плащи, а офицеры носили здоровенные нагрудники, украшенные орнаментами, и шпаги с закрытым эфесом, наподобие готских. И вся армия использовала германский боевой клич, barritus, который к началу атаки переходил от низкого ворчания к оглушительному реву, подобному грохоту океанских волн, разбивающихся о скалы. И врагом, с которым они шли воевать, были не дикие варвары. Их противником был новый западный император Евгений, бывший учитель красноречия, которого командующий армией на Западе посадил на трон после убийства законного императора, 19-летнего Валентиана II. Евгений был не только узурпатором, но еще и язычником, сражавшимся под хоругвями древних богов Геркулеса и Юпитера. Большинство римских сенаторов были на его стороне. Они сопротивлялись распространению христианства и надеялись спасти империю от того, что они считали фатальным разрушением устоев.
Феодосий, со своей стороны, как мы знаем, был пылким христианином, который недавно запретил всякое поклонение языческим богам (публичное или частное) и закрыл их храмы. Его имя означает по-гречески «Дар божий», и он был твердо намерен подчинить латинский языческий «Старый Рим» греческой христианской цивилизации – «Новому Риму» (Константинополю). И с помощью готов Алариха он бил языческого императора на Западе. Заметим, что готы к этому времени уже были христианизированы. 5 и 6 сентября 394 года Феодосий I Великий разбил узурпатора Евгения. Однако первый день битвы закончился тем, что авангард Феодосия, который состоял из готов, потерпел сокрушительное поражение. Как сообщается, половина его погибла. Вестготы сочли, что это было подстроено Феодосием для ослабления их племени.
Христиане восприняли победу как чудо, но, с точки зрения Алариха, это была катастрофа, стоившая слишком большой крови. Говорили, что в один день погибло 10 000 готов. Возможно, цифра была преувеличенной, но существовали подозрения (видимо, вполне обоснованные), что Феодосий умышленно подвергал готов опасности, чтобы сократить их количество. Как это представлялось современному христианскому историку Орозию, Феодосий одержал две победы – одну над узурпатором, другую – над готами.
Недовольные готы, под руководством Алариха, были отосланы в обратный путь. Условия этого похода обострили и без того напряжённую ситуацию. Приготовленные запасы были израсходованы и готы в открытую начали грабить те местности, по которым проходили. Оскорбленный Аларих решил, что настало время получать от империи больше, чем та предлагала готам. Именно тогда войска Алариха провозгласили его своим королем, и он выступил в новой роли искусного дипломата и борца за права готов.
Его приходу к власти, несомненно, способствовало происхождение из рода Балтов, знатнейшего готского рода, и всё же только военные успехи дали ему в глазах соплеменников право именоваться «Могущественным Королём». Укрепление авторитета Алариха проявилось, прежде всего, в том, что он выступал представителем своего племени в переговорах с римлянами и заключал договоры. И всё же по существу его власть была немногим больше власти герцога (военачальника). Перед принятием важных решений Аларих советовался с «одетым в шкуры сенатом готов».
Аларих понял, что его час пробил, когда 17 января 395 г. Феодосий умер, и союз, заключённый в 392 году, прекратил своё существование, так как один из партнёров по договору ушёл из жизни. К новому союзу никто не стремился, и готы подняли открытое восстание. Напомним, что Феодосий завещал империю двум своим сыновьям. На востоке номинально царствовал 17-летний Аркадий, хотя управление было вверено регенту. Западным императором стал 10-летний Гонорий, но реально властью владел Стилихон, генерал, которому Феодосий доверял больше остальных. Стилихон заявил, что на смертном одре Феодосий назначил его опекуном обоих сыновей. Было очевидно, что начинается борьба за власть, и для нового вождя готского народа это было самое подходящее время, чтобы утвердить свое господство.
Весной З95 г. Аларих поднял восстание и сначала повел своих вестготов на Константинополь, а затем вторгся в Грецию. Было бы ошибкой изображать Алариха и его вестготов странствующим отрядом, восставшим против римских угнетателей, миротворцев и борцов за свободу. Вторжение готов в Грецию не было воскресной загородной прогулкой. Как только они вошли в страну, «немедленно начали грабить города и деревни, убивая всех мужчин, молодых и старых, и забирая с собой женщин и детей, вместе с деньгами», писал языческий историк Зосим сто лет спустя. «Во время этого нападения вся Беотия (район центральной Греции) и прочие области Греции, по которым прошли варвары, были столь опустошены, что следы нашествия видны и по сей день».
Вестготы Алариха, опустошая всё на своём пути, прошли Фермопилы и наводнили Беотию и Аттику. Фивы устояли, но Пирей был захвачен. Афины были пощажены лишь благодаря огромному денежному выкупу. Тем не менее, Аларих с ближайшим окружением был допущен в город, где их с почётом приняли. Затем вестготы двинулись к Пелопоннесу. По дороге туда они разграбили знаменитое святилище Деметры в Элевсине. По непонятной причине не встретив сопротивления на Истмийском перешейке, готы проникли на полуостров. Здесь перед ними лежали по большей части неукреплённые города. Коринф, Аргос, Спарта были разграблены и сожжены; готы пришли также в Микены и Олимпию. В течение года Аларих со своей армией оставался на Пелопоннесе, так что казалось, будто он задумал поселиться здесь надолго.
Аларих буйствовал в Греции до З97 г. Но он не просто водил войска туда-сюда, давая им вволю пограбить. Он вел свою партию, вынуждая Римскую империю признать в готах серьезных игроков. Одновременно он настраивал Восточную империю против Западной, и делал это виртуозно.
Весной 397 года Стилихон снова двинулся на восток, чтобы выбить Алариха из Греции. Он высадился на северном, пелопоннеском побережье Коринфского залива. На плоскогорье Фолоя в Элиде, северо-восточнее Олимпии ему удалось после нескольких сражений блокировать готов. Аларих попал в тяжелейшее положение, готы стали страдать от недостатка воды, пищи и от эпидемий. И всё же Стилихон дал вестготам уйти, за что — скорее всего, несправедливо — был обвинён в измене. Нам неизвестно, что послужило причиной таких действий римского военачальника — его собственные трудности со снабжением армии или политические соображения. Позднейшее поведение Стилихона наталкивает на мысль, что он включал Алариха в свои политические расчёты и стремился, в дальнейшей перспективе, к заключению с ним дружественного союза.
После отхода Стилихона Аларих вторгся в Эпир, входивший во владения Восточной Римской империи. Император Аркадий, завидуя успехам Стилихона, заключил мир с Аларихом и наградил его высокой должностью. Он был в 397 году назначен магистром армии (magister militum) – командующим римской армией – в Иллирии (регион, который большую часть ХХ в. назывался Югославией). Это был тот шанс, о котором вожди готов мечтали с З7б г. Но у Алариха были другие планы.
Пост magister militum сделал Алариха иллюстрием (illustris), персоной высшего ранга и в сенате, и в высшей церковной ассамблее, консистории. Таким образом, он превратился в заметную политическую фигуру, и, какими бы ни были его устремления, он мог теперь лоббировать интересы готов в Восточной империи.
Однако гот Аларих никогда не боролся за уничтожение Рима. Один современник описывал его как «христианина и более похожего на римлянина». Да, Аларих боролся за право примкнуть к империи. Но он также хотел изменить ее сущность. Империя к этому времени больше не была плавильным котлом, в котором каждому полагалось быть частью римской культуры и цивилизации. Теперь она заключала в себе две основные культуры: латинскую на Западе и греческую на Востоке. Аларих хотел, чтобы его вестготы вместе со своей родной землей, которая их кормит, были признаны третьей силой. Он, однако, был совершенно неразборчив в средствах, сталкивая эти две силы империи друг с другом, и ему было безразлично, какая сторона даст ему пристанище – западная или восточная.
На какое-то время Аларих стал союзником Востока, но тамошняя политическая чехарда, когда регенты убивали и смещали друг друга с необыкновенной легкостью, делала ненадежными любые договоренности. Поэтому осенью 401 г. Аларих и его готы приняли эпохальное решение. Они решили покинуть земли, которые занимали последние 25 лет, начав новое переселение: через Альпы, на незнакомое политическое пространство Италии. Это означало разрыв отношений с Константинополем и должно было создать определенное давление на человека, который до сих пор был врагом готов, – на Стилихона. Разграбив сельскую местность, готы Алариха двинулись на Милан, где уже более ста лет находилась резиденция западного правительства. Семнадцатилетний подопечный Стилихона, император Запада Гонорий, бежал в безопасную, окруженную болотами, Равенну.
Римский мир по-настоящему боялся этой бешеной готской армии. Несколькими годами позже в библиотеке храма Аполлона в Риме поэт Клавдиан декламировал поэму, посвященную победе Стилихона над Аларихом в 402 г. Даже если предположить, что поэт, как водится, привирал, чтобы возвысить Стилихона, он все равно не мог полностью выдумать тот подлинный ужас перед армией Алариха, который описан в его стихах: «Ты и только ты, Стилихон, развеял тьму, что покрыла нашу империю, и восстановил ее славу. Благодаря тебе цивилизация, которая едва не исчезла, была освобождена из мрачной темницы и может снова двигаться вперед… Мы больше не глядим через бойницы, сбившиеся в стадо, словно овцы, дрожа от страха, – как пылают наши поля, подожженные врагом». Это была настоящая паника: казалось, что империя при последнем издыхании и что свирепые варвары, окружившие ее, лишь ждут момента, чтобы послать ее в нокаут. У Клавдиана его герой Стилихон перед битвой ободряет свои войска, говоря, что все другие варвары ожидают исхода этого сражения и что, если имперские войска победят, это удержит остальных варваров от мятежей в будущем: «… Все свирепые народы Британии и те племена, что обитают на берегах Дуная и Рейна, наблюдают... Одержи победу сегодня, и ты станешь победителем во многих неначавшихся войнах. Восстанови былую славу Рима. Опоры империи качаются. Подставь им свое плечо».
Стилихон атаковал готов Алариха в Пасхальное воскресенье 402 г., когда они молились в окрестностях города Полленция, к югу от современного Турина. Хотя Клавдиан и другие объявили сражение великой победой римлян, в действительности Стилихон позволил Алариху бежать, сохранив часть своих войск. Среди римлян возникли подозрения, что Стилихон не особенно старался подавить восстание Алариха и его готов. Сообщалось даже, что Аларих договорился со Стилихоном о походе на Константинополь, и вполне возможно, что так оно и было. Ясность появилась двумя-тремя годами позже, когда Стилихон и Аларих официально стали союзниками. Аларих предоставил свои войска для помощи Стилихону в захвате восточной части Иллирии у восточного императора Аркадия. Аларих со своими готами ожидал прибытия Стилихона в Эпире (прибрежный район Северо-Западной Греции и Южной Албании). Но его союзник не явился. Он вынужден был воевать сразу на нескольких фронтах, поскольку у Западной империи проблемы возникали одна за другой.
Наконец, в конце 407 г., Аларих потерял терпение и направил свою армию в провинцию Норик (нынешняя Австрия). Отсюда он затребовал 4000 фунтов золота не только как цену за напрасное ожидание с войсками в Эпире (что было справедливо), но и как оплату его расходов на походы к Милану и затем в Норик. Это было равносильно требованию, чтобы Рим платил за право подвергнуться нападению. В императорском дворце в Риме Стилихон убедил упирающийся сенат выделить Алариху компромиссную сумму в 3000 фунтов серебра. Один высокопоставленный сенатор по имени Лампадий пробормотал: «Это не мир, а узы рабства». Лампадий был не единственным, кто считал, что вся эта история дурно пахнет. Стало трудно отстаивать политическую необходимость сделок с варварами, и Стилихон начал терять свое влияние на Гонория.
В мае 408 г. умер восточный император Аркадий. Наследником трона был его 7-летний сын Феодосий II, но Гонорий к тому времени был одержим идеей, что Стилихон метит в императоры. Он уничтожил его сторонников и отдал приказ об аресте временщика. Стилихон укрылся в церкви. Однако солдаты императора поклялись епископу, что они пришли не убивать Стилихона, а только отвести его в тюрьму. Как только генерала выдали, ему был зачитан смертный приговор, и Стилихона повели на казнь. Оставшиеся в живых его сторонники пытались помешать палачам, но Стилихон запретил им вступать в бой и принял смерть в лучших традициях старого римского стоицизма. По происхождению он был вандалом, его называли варваром, но Стилихон желал показать: он последнее, что осталось от прежнего Рима, и с его смертью умрет и Рим. Судя по тому, что последовало, мысль была верной. Двадцатитрехлетний Гонорий казнил единственного генерала, способного отвести угрозу, которую представлял собой Аларих.
Казнь генерала вандальского происхождения спровоцировала в Вечном городе страшный антиварварский погром. Его жертвами стали жены и дети варваров, союзников армии Стилихона. Словно по заранее назначенному сигналу, убивали каждого из них по отдельности и забирали все, им принадлежавшее. Когда об этом узнали родственники убитых, они собрались вместе из всех кварталов. Крайне разгневанные тем, что римляне столь нечестиво нарушили обещания, данные богам, все они решили присоединиться к Алариху и помогать ему в войне против Рима. Говорили, будто 30 000 солдат-варваров дезертировали из римской армии, чтобы присоединиться к войскам Алариха. Кроме того, тысячи боеспособных мужчин, проданных в рабство после поражений других групп готов, воспользовались общей неразберихой и бежали из плена, пополнив армию Алариха.
Однако Аларих желал утвердить мир с империей. Он предложил Гонорию обменяться заложниками, потребовал обещанную дань и обещал взамен увести войско из Норика в Паннонию. Гонорий, находясь под влиянием свиты, поступил непоследовательно. Император Запада отказался утвердить мир с Аларихом и в то же время не предпринял никаких существенных приготовлений к войне.
Первая осада Рима. 
Сразу же после казни Стилихона, единственного человека, которого готы имели все основания опасаться, для Алариха наступил самый подходящий момент, чтобы добиться от Рима нужного ему соглашения. Чтобы придать своим требованиям вес, он выступил в долгий поход на Рим. Это был уже второй поход Алариха в Италию. Он вызвал из Паннонии брата своей жены Атаульфа с войском готов и гуннов, а сам, не дожидаясь их, осенью 408 года из Норика перешёл Юлийские Альпы, беспрепятственно пересек реку По у Кремоны и направился к Риму, не задерживаясь на осады крупных городов и разоряя попутные при возможности. Армия быстро продвигалась на юг без затруднения. Как писал Зосим, атмосфера была даже в чем-то праздничной. В октябре 408 года Аларих появился под стенами Рима, перерезав все пути снабжения.
Единственной реакцией Гонория была активизация «охоты на ведьм», преследованиям подвергались все, кто имел какие-то дела со Стилихоном. Император приказал доставить в Рим и казнить сына генерала. Затем он наградил двух евнухов, которые исполняли этот приказ, пожаловав им посты императорского камергера и вице-камергера. Потом он расправился с командующим войсками в Ливии за то, что тот был женат на сестре Стилихона, и назначил на этот пост человека, его убившего. В этом безумии участвовал и сенат. Вместо того, чтобы заниматься мерами практического противодействия приближающимся готам, сенат проголосовал за смертный приговор жене Стилихона, Серене. Благородные сенаторы были убеждены, что именно она и только она виновна в том, что варвары шли на Рим. Их аргументы звучали примерно так: «Аларих уйдет от города, когда Серены не станет, потому что не останется никого, на кого он мог бы надеяться, что тот передаст город в его руки». Серену казнили, но, к удивлению сенаторов, ее смерть нисколько не помешала продвижению готов.
Затем сенат, не дождавшись помощи от Гонория, засевшего в неприступной Равенне, решился на переговоры с Аларихом. К этому времени, по словам Зосима, улицы Рима заполнили трупы умерших от голода и сопутствующих болезней. Рацион питания был уменьшен до трети от обычного. Когда послы Рима заявили о горожанах, готовых сражаться, Аларих рассмеялся: «Густую траву легче косить, чем редкую».
При обсуждении условий мира Аларих потребовал всё золото и серебро в Риме, а также всё имущество горожан и всех рабов из варваров. Один из послов возразил: «Если вы возьмете всё это, что останется гражданам?» Король готов ответил кратко: «Их жизни». Римляне в отчаянии прислушались к совету принести языческие жертвы, которые будто бы спасли от варваров один из городков. Римский папа Иннокентий ради спасения города разрешил провести обряд, однако среди римлян не нашлось людей, кто бы осмелился публично повторить древние церемонии. Переговоры с готами возобновились.
Аларих согласился снять осаду на условиях выплаты ему 5 тыс. фунтов (1600 кг) золота, 30 тыс. фунтов (9800 кг) серебра, 4 тыс. шелковых туник, 3 тыс. пурпурных покрывал и 3 тыс. фунтов перца. Для выкупа римлянам пришлось сорвать украшения с изображений богов и переплавить некоторые статуи. Когда после уплаты контрибуции в декабре 408 года ворота города открылись, к готам ушло большинство рабов числом до 40 тысяч. Аларих отвёл войско от Рима на юг Этрурии, ожидая заключения мира с императором Гонорием.
Вторая осада Рима. 
В январе 409 года Гонорий послал пять подразделений из Далмации, общим числом в 6 тыс. солдат, для укрепления гарнизона Рима. Аларих перехватил их на марше и почти всех уничтожил. По словам Зосима, прорвалась лишь сотня человек с их командиром Валентом и Приском Аталлом, назначенным императором казначеем Рима.
В Италии сохранялось неопределенное состояние «ни войны, ни мира», что вызывало анархию на территории страны. Когда родственник Алариха Атаульф с незначительным отрядом направлялся из Паннонии на соединение с Аларихом, возле Пизы их перехватили имперские войска (императорская гвардия и 300 гуннов) из Равенны под командованием Олимпия, фаворита Гонория. 1100 готов погибло. Эта локальная победа не изменила общего положения, что привело в начале весны 409 года к падению Олимпия и возвышению нового фаворита при дворе Гонория, Иовия.
Преторианский префект Италии, Иовий начал переговоры с Аларихом. Он составил от имени Гонория мирное соглашение, по которому Аларих и готы получали ежегодно некоторое количество золота и зерна, им было позволено селиться в Венето, Австрии и Хорватии. Такой договор обеспечил бы гармоничное существование новой трехнациональной латино-греко-готской империи. Это была единственная возможность продолжать идти вперед, и Иовий отправил договор императору, сопроводив его письмом, в котором советовал Гонорию назначить Алариха командующим обеими его армиями, поскольку Рим нуждается в его войсках, а без назначения Алариха на этот высокий пост не будет мира.
Император, однако, был из тех, кто больше доверяет плохим советам, чем хорошим. Гонорий в ответном письме сделал Иовию выговор за «преждевременную опрометчивость», разрешив тому назначить дань в золоте и зерне, но запретив когда-либо удостаивать варвара Алариха и членов его семьи достоинства высшего звания Римской империи. Иовий распечатал и прочёл письмо императора в присутствии Алариха. Король готов воспринял как личное оскорбление отказ императора в присуждении ему титула и немедленно двинул войско варваров на Рим.
От безысходности Иовий направил к Гонорию депутацию епископов «посоветовать императору не подвергать столь благородный город, который более тысячелетия правил огромной частью мира, опасности быть захваченным и разрушенным варварами, а его великолепным строениям сгореть от вражеских факелов, но заключить мир на неких разумных условиях». Далее он представил мирные предложения Алариха, которые тот сделал настолько умеренными, насколько смог: он убрал требование особого обращения, относившееся только к двум областям на Дунае, «подвергающимся постоянным налетам и дающим в казну очень малый доход». Кроме того, «он потребовал лишь столько зерна, сколько император сочтет нужным даровать, и отказался от золота. А также предложил заключить союз между ним и римлянами против всякого, кто встанет на пути империи».
Но Гонорий в очередной раз отверг все предложения. Аларих снова пошел на Рим и занял порт. Вечный город кормился зерном, поставляемым из обширных владений империи в Северной Африке, и горожане, столкнувшись с угрозой голода, капитулировали. Алариху было разрешено войти в Рим.
Гонорий и его свита под влиянием Иовия дали клятву никогда не заключать мира с готами. Были вызваны 10 тысяч гуннов для войны с Аларихом (неизвестно, дошли ли эти силы). Аларих в свою очередь значительно смягчил условия мира: 1) отказ от золота и ежегодная субсидия в зерне по усмотрению императора; 2) отказ от всех провинций за исключением Норика, пограничной провинции на Дунае; 3) обязательство воевать против врагов Римской империи. Предложения Алариха были отвергнуты, и тогда он как вождь варваров впервые в римской истории вмешался во внутреннюю политику империи.
Аларих предложил жителям Рима низвергнуть Гонория. Так как те задержались с ответом, готы ближе к концу 409 года осадили город и после боя захватили порт Остия, через который шло снабжение Рима. К несчастью для римлян в порту оказались все продовольственные запасы огромного города. Желая любой ценой избежать надвигающегося голода, сенат Рима по согласованию с Аларихом избрал нового императора — префекта Рима язычника Приска Аталла. Ситуация была необычайной, почти фантастической. Вождь варваров стал хозяином Рима. Он мог раздавать должности и звания по своему усмотрению. Новый император, признанный только в Риме, даровал Алариху должность главнокомандующего пехотой, в то время как пост главнокомандующего конницей отошёл римлянину Валенту.
Жители Рима были только рады избранию нового императора, так как в городе сразу стало больше порядка. Перспективы выглядели многообещающими. Варвары Алариха с новоизбранным императором Атталом двинулись на Равенну с целью низложить Гонория. Малую часть войск Аттал отправил в северную Африку, чтобы свергнуть наместника Гонория в стратегически важной провинции, обеспечивающей продовольствием Рим. Положение сложилось такое, что, по словам Зосима, Гонорий даже предложил Атталу разделить империю между ними. Однако Аттал согласился лишь на высылку Гонория на остров. Трон Гонорию спасли 6 тысяч солдат, посланных Восточной Римской империей ему на помощь. Они усилили гарнизон Равенны, и Гонорий принял решение бежать к своему племяннику византийскому императору Феодосию II только в случае падения его власти в Африканских провинциях.
Не имея возможности захватить хорошо защищённую Равенну, Аларих перемещался по северу Италии, принуждая города признать власть Аттала. Своей ставкой готы сделали приморский городок Ариминум (совр. Римини), примерно в 50 км к югу от Равенны. Среди них находилась в качестве знатного заложника Галла Плацидия, сестра Гонория.
Поскольку Гонорий контролировал Африку, являющуюся источником зерна для Рима, задачей номер один для Аттала было взять Карфаген. Но Аттала постигла неудача. Какой-то прорицатель предсказал ему, что он подчинит Карфаген и всю Африку без боя, поэтому он попросту отправил в имперскую армию в Африке своего командующего, который был убит немедленно по прибытии. Тогда Аттал переслал в Африку уйму денег в надежде, что это как-то поправит дело.
И вот тут у Алариха возникло ощущение, что он посадил на трон человека, «который задумывал свои проекты с глупейшим безрассудством, без оснований и перспектив на исполнение». А Гонорий, чьим приказам беспрекословно подчинялись в Африке, добился того, что в Рим не отправлялись ни зерно, ни масло. Голод в городе был даже сильнее, чем год назад.
Расчёт Гонория на разногласия в стане его противников оправдался. Аттал не стал марионеткой в руках варваров и проводил собственную политику. Неудача с подчинением Африканских провинций ослабила его позиции. Зерно оттуда перестало поступать в Рим, вызывая голод не только среди горожан, но также проблемы с продовольствием у готов. Аларих желал переправить готов в Африку для захвата житницы империи, Аттал сопротивлялся идее использовать варваров для войн внутри империи. Внутренние интриги и наговоры усилили подозрительность Алариха к своему ставленнику настолько, что летом 410 года он публично лишил его титула императора.
Когда Алариху надоело терпеть глупые выходки своего протеже, он отправился на Адриатическое море в Римини, где в это время Аттал принимал солнечные ванны, и там у всех на глазах сорвал с императора диадему и пурпурную мантию. Аларих, вождь готов, мог назначить римского императора, а мог и снять. Уволив Аттала, готский вождь забрал его в Рим и посадил неудавшегося императора вместе с его сыном под домашний арест в реквизированном дворце. Аттал был там в безопасности, пока, наконец, не заключили мир с Гонорием. Возможно, Аларих уже достиг соглашения с Гонорием о снятии конкурента в обмен на мир. Так или иначе, он послал диадему и мантию Аттала Гонорию и отправился в Равенну сам, чтобы утвердить мирный договор.
Низвержение Аттала стало необходимым условием возобновления переговоров Алариха с Гонорием, которые встретились лично под Равенной и, как полагают историки, были близки к заключению соглашения. В этот момент, по словам Зосима, «вне всяких ожиданий судьба преподнесла другое препятствие». Готский командир Сар с небольшим отрядом из 300 преданных ему воинов давно служил у римлян и имел личный конфликт с вождём готов Атаульфом. Сар не видел ничего хорошего для себя лично в случае мирного договора Гонория с Аларихом, и потому по личному побуждению внезапно атаковал своих соплеменников готов, убив нескольких из них.
Аларих, подозревая в нападении волю императора и обнаружив, что вопрос о мире вновь снят с повестки дня, прекратил переговоры, опять прибег к крайнему средству и в 3-й раз двинул войско на Рим. Разграбление Рима не было триумфом готской военной мощи. Это был со стороны Алариха акт отчаяния, что и привело его к краху.
Третья осада и захват Рима
24 августа 410 года готы ворвались в Рим через Саларийские ворота. Современник падения Рима, писатель из Константинополя Созомен, сообщил только, что Аларих взял Рим изменой. Более поздние писатели передают уже легенды.
В разграблении Рима Аларихом все необычно: и как и когда готы вошли в город, и что они там делали, и как ушли… Все происходило так, что трудно поверить. Аларих в третий раз оказался пред вратами Рима, но на этот раз долгой осады не было.
О взятии Вечного города готами существует несколько версий. Под­робный и заслуживающий доверия рассказ об этом событии принад­лежит византийскому историку VI в. Прокопию Кесарийскому. «Ког­да Аларих потратил много времени на осаду Рима, — пишет Прокопий (Война с вандалами, I, 2), — и не смог взять его ни силой, ни другим каким-либо способом, он придумал следующее. Отобрав из своего войска триста молодцов, еще безбородых, только что достиг­ших юношеского возраста... он тайно сообщил им, что собирается притворно подарить их некоторым римским патрициям, выдавая их за рабов, разумеется, только на словах. Он приказал, чтобы они, как только окажутся в домах этих римлян, проявляя величайшую кро­тость и благонравие, со всем усердием выполняли все, что бы им ни поручали их владельцы. Вскоре затем, в назначенный день, прибли­зительно около полудня, когда все их владельцы после еды будут, как обычно, предаваться сну, пусть все они соберутся к так называе­мым Саларийским воротам, внезапно нападут на ничего не подозре­вающую стражу, перебьют ее и как можно скорее откроют ворота. Дав такой приказ юношам, Аларих тут же отправил послов к сенато­рам, заявляя, что он восхищен их преданностью своему императо­ру... и чтобы сохранить о себе память у столь прекрасных людей, он желает одарить каждого из них несколькими рабами... Римляне с удовольствием выслушали предложение Алариха и, при­няв дары, были чрезвычайно счастливы, совершенно не подозревая о коварном замысле варвара, ибо крайнее послушание, оказываемое молодыми людьми своим хозяевам, устраняло всякое подозрение, а находившиеся в лагере Алариха одни уже явно снимались со стоян­ки и прекращали осаду, другие притворялись, что вот-вот сделают то же самое. Когда наступил назначенный день, Аларих, вооружив все войско для нападения, держал его в готовности поблизости от Саларийских ворот... В условленное время этого дня все юноши, собравшись у названных ворот, неожиданно напав на стражу, пере­били ее, и, открыв ворота, приняли в город Алариха и его войско. Варвары сожгли дома, расположенные вблизи этих ворот. В их чис­ле был дом Саллюстия, который в древнее время написал историю римлян... Разграбив весь город и истребив большинство римлян, вар­вары двинулись дальше...
Некоторые же утверждают, что Рим был взят Аларихом не так, но что одна женщина по имени Проба, из сенатского сословия, блис­тавшая и славой, и богатством, сжалилась над римлянами, погибав­шими от голода и других бедствий: ибо они уже стали поедать друг друга. Видя, что у них уже нет никакой надежды на лучшее, посколь­ку и река, и гавань находились в руках врагов, она приказала своим рабам открыть ночью ворота города»
Готы появились в городе ночью 24 августа 410 г. Римляне все еще помнили легенды о кельтах, захвативших город 800 лет назад. С того прискорбного случая главной целью римских завоеваний было предупредить повторение случившегося, распространять свое могущество во всех направлениях, романизовать или убивать варваров, окружающих страну, и тем обезопасить город. И вот эти многовековые усилия пошли прахом. В Вифлееме Святой Иероним писал, что у него нет слов от горя: «Целый мир погиб в одном городе». Еретик Пелагий, находившийся в то время в Риме, мог сравнить происходящее только со Страшным Судом, когда всех людей уравняет страх.
Рим, повелитель мира, дрожал, сокрушенный страхом при звуке ревущих труб и воя готов. Но странное дело, стоило Алариху и его готам оказаться внутри города, как они повели себя так, как не поступала ни одна захватническая армия в мире ни до, ни после того. Прежде всего, Аларих издал приказ ограничить кровопролитие. Орозий, пока память о разграблении была еще свежа, сообщает, что Аларих «отдал приказы, согласно которым тех, кто укрылся в святых местах, особенно в базилике святых апостолов Петра и Павла, не следует трогать». Возникло несколько пожаров, но город не был сильно поврежден. Конечно, Аларих при этом разрешил своим людям грабить, но и здесь были некоторые ограничения. Один из готов, христианин, спросил старуху, где бы ему найти золото и серебро, на что она вынесла икону апостолов Петра и Павла и подала ее солдату, сказав: «Теперь ты должен смотреть за ними, потому что я уже не могу». Узнав об этом, Аларих приказал организовать большой крестный ход через весь город, участники которого несли над головами названную икону под защитой «двойной линии вынутых из ножен мечей. Римляне и варвары дружно затянули гимн Богу». Золото и серебро, используемые в религиозных целях, непременно оставляли в домах, а потенциальные насильники со стыдом отходили, когда их начинали бранить римские дамы. Среди добычи, захваченной готами, была сестра императора Гонория, Галла Плацидия, с которой Аларих обошелся «со всеми почестями и вниманием, полагающимися принцессе». Так что не такое уж это было варварское разграбление.
В целом это был довольно странный штурм города, а его финал был и вовсе необычным. После трех дней размеренного разграбления Аларих попросту ушел. Было очевидно, что готы не смогут жить в голодающем городе, и Аларих, похоже, решил теперь переправиться морем в Африку и обосноваться там. Но этому не суждено было случиться.
После захвата Рима войско Алариха, обременённое богатой добычей, двинулось через Кампанию в Южную Италию. Аларих имел дальнейшей целью переправу на остров Сицилию, а оттуда на северное побережье Африки, так как надеялся найти там много земли, богатой хлебом, для племен, которые он вёл, но эта затея провалилась из-за бури в Мессинском проливе, потопившей большую часть судов Алариха. Потеряв значительную часть армии, Аларих повёл свои войска обратно на север, имея, по-видимому, целью поход в Галлию. В этом походе в конце 410 года 40-летний Аларих на 28-ом году правления скончался от болезни и был погребён у города Консенции (совр. Козенца) на дне реки Бузент (ныне Бусенто, притока реки Крати, в Калабрии). Чтобы никто не мог узнать места последнего упокоения короля, пленные, которые отводили реку и рыли могилу, были убиты. Поскольку Аларих умер, не оставив после себя подходящих кровных наследников, готским королём стал его шурин Атаульф.
При всех его положительных качествах Аларих был, в сущности, неудачником. У готского народа по-прежнему не было постоянного пристанища, а все, что Аларих сделал – это разграбил город, частью которого он так хотел стать.
Падение Рима, всё ещё считавшегося столицей империи и незахватывавшегося со времен нападения галлов в IV веке до н. э. (то есть в течение более 800 лет), потрясло современников. Стала отчётливо видна слабость империи и нависшая над ней угроза. В консервативных кругах возрождалось язычество; падение Рима объясняли отступничеством от древних богов. Но вестготам захват измученного города не принёс никаких выгод. Им было нужно зерно. Это предприятие можно объяснить только тем, что Аларих переоценил политический эффект захвата Рима. Гонорий, находившийся в Равенне и чувствовавший себя в полной безопасности, был не более расположен к переговорам, чем до падения столицы. Положения Алариха не улучшило даже то, что в руки готов попала Галла Плацидия, сестра императора.
То, что за походами вестготов вовсе не стоял план уничтожения Римской империи, показывает, прежде всего, политика Алариха, который всегда стремился к переговорам с римскими властями. Так, Аларих провозгласил своего императора, только когда выяснилось, что Гонорий уклоняется от заключения мира. Впрочем, и этот поступок, в сущности, не угрожал самой системе: он явился признанием внутренних устоев Римской империи. Аларих считал, что следует стремиться к установлению договорных отношений непременно хоть с каким-нибудь императором. Он никогда не рассматривал возможности образования собственного, полностью юридически независимого от Рима государства.
Что означало разграбление Рима
Несомненно, разграбление Аларихом Рима произвело на всех сильное впечатление. «Что останется, если Рим падет?» – причитал святой Иероним. Но значение 410 г. для тех, кто жил в те времена, было не таким, как для нас сегодня. Главной темой разговоров среди современников Алариха были не экономические или политические трудности, которые принесла с собой катастрофа, а поиск виновных в этих ужасных событиях: были ли это язычники или христиане. К 410 г. империя была официально христианской менее 100 лет. Прошло всего 86 лет с момента запрета языческих жертвоприношений и всего 19 лет, как было наложено вето на поклонение языческим богам. Когда Аларих показался у ворот Рима, язычники в городе «слетелись вместе… и вопили, что город брошен и скоро погибнет, потому что в нем не осталось богов и их священных обрядов, – писал Орозий, а имя Христа публично оскорблялось, словно оно было проклятием времен».
Христианам было трудно возражать против очевидного. В течение 800 лет римляне держали варваров в узде. Затем они оставили старых богов и примкнули к новомодной религии, которая принесла ее последователям лишь несчастья. И что произошло? Произошло невероятное. Повторилась история захвата Рима Бренном в 390 году до н. э., и варварские толпы вновь хозяйничают на священных улицах Рима.
Главным же в разграблении Рима для людей того времени было то, что был нанесен сокрушительный удар по христианской религии. Возможно, именно поэтому Аларих, который был христианином, бросил этот сияющий приз. Он не мог пережить, что разрушает не только город, но и веру христиан, его населяющих. Епископ североафриканского города Гиппон жаловался, что многие из тех, кто проклинал христиан за разграбление Рима, сами бежали, прикинувшись христианами. Добродетельный епископ впоследствии был причислен к лику святых и ныне известен под именем Блаженный Августин. Его так волновал ущерб, нанесенный христианской вере разграблением Рима, что он написал для исправления этого вреда 22 книги под общим названием «Град Божий против язычников». Главный аргумент сочинения Августина состоит в том, что разграбление Рима в 410 г. было замечательным оправданием новой религии, а не доказательством ущербности христианства (по сравнению с язычеством), поскольку Аларих, в отличие от других захватчиков, проявил к людям сострадание. В главе, озаглавленной «Ни в одной предыдущей войне победители не щадили побежденных во имя их богов», он пишет: «Это создало прецедент – подход, небывалый в истории и благородный, не в пример варварской жестокости, выбирались базилики самой огромной вместимости и охранялись указом, в качестве милосердного убежища для людей, где никого нельзя ударить, откуда никого нельзя похитить». Правда, Августин добавляет, что Бог не требует, чтобы кто-то проявил такую же терпимость к самим варварам, – конечно, нет! Это Христос, вот кто обуздал их жестокость и заставил их поступить так милосердно. Ибо, разумеется, Аларих был христианин.
 
Медитация 4-й Мастер:
ЭРЭО ТЛПЛ
ЛОО ЭССО
АУО ДАНА
ХЕВА ЛОТТ
ГЕА ОУН