Лекция 22

События, непосредственно предшествовавшие рождению Иисуса.

 

 
В своих метаисторических утверждениях мы всегда (когда это возможно) опираемся данные истории. Напомним время и место действия: Римская империя немногим менее двух тысяч лет тому назад, в I в. н. э. Империя эта включала в себя фактически все Средиземноморье; ее границы в Западной Европе проходили по Рейну и Дунаю; римские легионы достигли Британии. Все области, находившиеся вне Италии, считались провинциями, покоренными землями («провинция есть собственность римского народа», провозглашали победители), они управлялись наместниками, в них стояли гарнизоны римских солдат.

   Разные страны и народы, покоренные Римом в течение III-I вв. до н. э., находились на самых различных уровнях социально-экономического и культурного развития: были области, где еще существовали родо-племенные отношения; в состав державы входили греческие города-полисы, имевшие длительную традицию самоуправления, культурные достижения которых во многих областях превосходили уровень победителей; в I в. до н. э. римляне покорили Переднюю Азию и Египет. Управлять всеми этими народами и странами, держать их в повиновении было делом трудным, тем более что в процессе завоеваний менялась социальная структура самого римского общества, обострялись его внутренние противоречия.

   I в. н. э. был временем становления новой политической формы – империи, выработки системы стабильных отношений между Римом и провинциями; этот век характеризуется поисками и в области экономической (переход к более широкому использованию труда арендаторов-колонов вместо рабов), и в области духовной. Вся совокупность процессов, происходивших в этот период, способствовала появлению, а затем и распространению христианства на территории Римской империи.

Был ли Иисус Христос реальным историческим лицом?

Чтобы подтвердить историчность Иисуса Христа, нужно найти доказательства его существования в следующих областях: 1. Археология 2. Ранние нехристианские описания 3. Ранние христианские описания 4. Ранние рукописи Нового Завета

Археология: Наиболее значительным открытием, пожалуй, являются древние рукописи, найденные в период между XVIII и XX веками. Археологи также обнаружили многочисленные места и реликвии, которые упоминаются в описании жизни Иисуса Христа в Новом Завете. Но до ХХ века не было никаких веских доказательств существования Римского прокуратора Понтия Пилата и иудейского первосвященника Иосифа Каиaфы. Они оба были ключевыми фигурами суда над Христом, в результате которого он был распят. Во время археологических раскопок в 1961 г. была найдена плита из известняка с высеченной надписью «Понтий Пилат – прокуратор Иудеи». А в 1990 г. археологи обнаружили оссуарий (склеп с костями), на котором было высечено имя Каиафы. Его подлинность была подтверждена «вне всяких разумных сомнений». Кроме того, до 2009 г. не было веских доказательств того, что Назарет, в котором жил Иисус, существовал в период его жизни. 21 декабря 2009 г. археологи объявили о находке глиняных черепков первого века из Назарета, подтвердив таким образом существование этого крошечного поселения во времена Иисуса Христа.

Ранние нехристианские описания:

Иисус Христос не был ни политической, ни военной фигурой, поэтому удивительно и примечательно то, что упоминания о нем вообще попали в те источники, которыми мы располагаем. Вообще о любом лице периода жизни Иисуса Христа сохранилось очень мало документов. Многие древние исторические документы были разрушены за многие годы войнами, пожарами, грабежами, да и просто в результате обветшания и естественного процесса старения.

Однако Иудейские историки, которым было выгоднее всего отрицать существование Христа, всегда считали его реальным лицом. Известный иудейский историк Иосиф Флавий говорит об Иисусе: «В это время жил человек по имени Иисус. Он был доброго поведения и добродетелен. И многие из иудеев и других народов стали его учениками. Пилат приговорил его к казни через распятие, и он умер. И те, кто стали его учениками, не оставили его учения. Они говорили, что он явился им через три дня после распятия, будучи живым. Поэтому его считали Мессией».

Историки Римской империи: ранние историки Римской империи писали главным образом о том, что было важно для самой империи. Поскольку Иисус Христос не играл очень важной роли в политической и военной жизни Рима, о нем очень мало упоминается в римской истории. Тем не менее, два известных римских историка — Тацит и Светоний подтверждают существование Христа. Тацит (55-120 г.г.), величайший ранний историк Римской империи писал, что Христос (по-гречески Christus) жил во время правления Тиберия и «пострадал при Понтии Пилате, что учение Иисуса Христа распространилось до самого Рима; а христиан считали преступниками, подвергая их различным пыткам, в том числе и распятию». Светоний (69-130 гг.) писал о «Христе» как о подстрекателе. Светоний также писал о преследованиях христиан римским императором Нероном в 64 г.

Римские официальные источники: христиан считали врагами Римской империи, поскольку они поклонялись Иисусу Христу как своему Господу, а не Цезарю. В 112 г. Плиний писал Траяну о попытках императора заставить христиан отречься от Христа, которому они «поклонялись как богу». Император Траян (56-117 г.г.) в своих письмах упоминал Иисуса Христа и ранние христианские верования. Император Адриан (76-136 г.г.) писал о христианах, как о последователях Иисуса Христа.

Языческие источники: некоторые ранние языческие авторы вкратце упоминали Иисуса Христа и христиан до конца второго века. В целом, в течение 150 лет после смерти Иисуса Христа он упоминается как реальное историческое лицо девятью ранними нехристианскими авторами. Удивительно, что Христос упоминается нехристианскими авторами столько же раз, сколько и Тиберий Цезарь, римский император, находившийся у власти во время жизни Иисуса Христа. Если считать как христианские, так и нехристианские источники, то Иисус Христос упоминается сорок два раза в сравнении с всего лишь десятью упоминаниями Тиберия.

Исторические факты об Иисусе Христе, записанные в ранних нехристианских источниках: Иисус Христос был из Назарета. Иисус Христос вел мудрую и добродетельную жизнь. Иисус Христос был распят в Иудее при Понтии Пилате во время правления Тиберия Цезаря во время еврейского праздника Песах и считался царем иудеев. По верованию своих учеников Христос умер и воскрес из мертвых через три дня после смерти. Враги Христа признавали его необыкновенные деяния. Учение Христа быстро нашло многих последователей и распространилось до самого Рима. Ученики Христа вели моральный образ жизни и почитали Христа за Бога. Около трети этих нехристианских источников относятся к первому веку; а в большинстве своем они написаны не позднее середины второго века.

Ранние христианские описания

Иисус Христос упоминается в тысячах писем, проповедей и комментариев ранних христиан. Эти небиблейские описания подтверждают большую часть подробностей из жизни Христа, содержащихся в Новом Завете, включая его распятие и воскресение. Было обнаружено более 36 тысяч таких полных или частичных описаний, некоторые из которых относятся к первому веку. По этим небиблейским описаниям можно восстановить практически весь Новый Завет. Каждый из этих авторов пишет о Христе как реальном лице. Евангелия (от Матфея, Марка, Луки и Иоанна) являются основными описаниями жизни и проповедей Иисуса Христа. Лука начинает свое Евангелие со слов к Теофилу: «Поскольку я лично тщательно изучил все с самого начала, я тоже решил написать тебе, мой уважаемый Теофил, свое повествование по порядку».

А как скоро после смерти Христа были написаны Евангелия? Были ли еще живы очевидцы Христа, и прошло ли достаточно времени для создания легенды?

Все книги Нового Завета были написаны в I веке, некоторые еще при жизни очевидцев. Количество рукописей Нового Завета огромно. Существует более 24 тысяч полных и частичных копий рукописей книг, из которых он состоит, что намного превосходит количество всех других древних документов. Ни одно другое древнее историческое лицо, будь то религиозное или светское, не имеет такого количества материала, подкрепляющего его существование, как Иисус Христос.

Напомним, одна из основных задач Еврейской метакультуры – создать первичный канал для проведения тока Этереоцефала и тока Планетарного Логоса. Для этого необходимо было построить Иерархию и воплотить проводников этих токов, имеющих тонкие тела в полном диапазоне – от самого плотно-эфирного до Стабильно-Трансцендентного. Без опоры на физическое тело сделать это в то время было невозможно. Кроме того, в одиночку никакой человек был бы не в состоянии это осуществить, необходимо было воплотить и «группу поддержки», тех, кто помогал бы на физическом плане. Но требовалось также подготовить возможность прохождения этих токов через Тонический и Астральный слои, занятые у всех тогдашних народов очень плотными слоями мифов, и Эфирный слой – насыщенный всяческой магией, все эти слои буквально кишели разными сущностями и вместо общих полей сознания – жесткими информационными клише. Поэтому необходимо было создать Учение о Едином Вседержителе, которое было бы внедрено в сознание народа (в массовое сознание), задавало бы определенные нравственные нормы (воспитывало бы народ) и запрещало бы всяческую магию (поклонение кумирам).

Для решения этих задач Еврейской метакультуре пришлось задать очень жесткие параметры организации самого эгрегора, выстроить очень точную схему инкарнационного круговорота и очень жесткую систему кармических связей, чтобы все участники процесса могли воплотиться в нужное время в нужном месте. Нужно было воплотить множество поколений предков Иисуса, чтобы подобрать все необходимые качества. Законы кармы и законы генетики сочетать было очень трудно. Конкретный подбор начался с царя Давида. Сама метакультура должна была быть достаточно замкнутой, чтобы в ее внутренней среде создались подходящие условия для «вынашивания».

Однако, если бы дело ограничивалось только этой метакультурой, Канал получился бы очень узким, и все это осталось бы в рамках эзотерического учения. В Атлантиде прохождение тока было «одноразовым», потом Канал распался, и несколько тысячелетий ничего не происходило. На этот раз необходимо было организовать постоянное прохождение этих токов, причем с усилением, расширением спектра и обновлением. То есть Канал требовался широкий, в нем должно было участвовать множества людей. Так вот одной из задач Греко-Римской метакультуры и было создание предпосылок, основной базы для этого.

Но чтобы процесс «вынашивания» прошел благополучно, без определенной жесткости было на тот момент не обойтись. Поэтому соблюдение Закона Моисея было необходимо во всем. Однако в стране периодически возникали серьезные проблемы (войны, плен, внутренние проблемы). Окончательную форму иудаизму придал Ездра.

Он прибыл из Вавилона в Иерусалим  примерно в 458 году до н. э. В то время Иерусалим, как и вся Палестина, входил в состав Персидского царства. Когда Ездра прибыл в Иерусалим, ситуация в Иудее его разочаровала. Он нашел кое-как отстроенный храм и народ в состоянии полной апатии. Была распространена религиозная разобщенность. Закон во многом не соблюдался. А общественные и личные нравы были на низком уровне. Помимо этого, смешанные браки с чужеземками (язычницами) представляли определённую опасность, так как грозили сообществу смешением с языческим окружением, потерей самобытности и утрате Завета с Богом. Ездра был священником (точнее, первосвященником) и «книжником, искушенным в законе». Он придерживался позиции ортодоксальных вавилонских иудеев, которые были огорчены сообщениями о слабости Иудеи и хотели, чтобы все было по-старому — по Закону.

Ездра привез с собой полный текст Закона Божия, именуемый Торой, или Пятикнижием Моисеевым. Тора выросла из Десяти Заповедей и дополнялась на протяжении веков. Священники записали устные предания и уставы времен Моисея, а также внесли в книгу богослужебные правила. Отныне ей предстояло служить религиозным, нравственным и гражданским кодексом Израиля.

Поскольку усилия Ездры способствовали приданию еврейской религии формы, которая была призвана определять её в течение предстоящих столетий, его с определённой долей уверенности можно назвать отцом иудаизма, то есть определённой формы еврейской религии, появившейся после вавилонского плена. Она имела в глазах народа столь большое значение, что более поздняя традиция расценивала его не больше и не меньше, как второго Моисея.

Опасаясь влияния языческих соседей, Ездра и его продолжатели книжники задумали отделить иудеев от всего мира. Неукоснительное соблюдение субботы, пищевые запреты и другие обычаи преследовали одну цель — ограждение Общины.
На первый взгляд создается впечатление, что законники похоронили наследие пророков под грудой мелочных предписаний. Однако, как показало время, их крутые обособительные меры были оправданы. Именно благодаря их мощному панцирю религия Библии вышла невредимой из той битвы, которая разыгралась в Палестине при царе Антиохе Епифане (175-163 г. до н.э.). Это был апогей эллинизации, и в Иудее рядовое духовенство, книжники и народ сначала оказывали ему лишь пассивное сопротивление, но когда царь осквернил Храм, устроив там жертвенник Зевсу, и начал путем террора вводить многобожие, против него вспыхнуло восстание. Оно быстро переросло в освободительную войну, возглавленную Иудой Маккавеем, полководцем из Хасмонейского рода. Которая закончилась тем, что Иудея стала провинцией Рима.

Их страстный протест был продиктован верой в высокое предназначение человека. Они говорили о “Дне Господнем”, когда кончится царство зла среди людей. Перед духовным взором пророка Исайи (ок. 765 г. до н.э.) представало явление Помазанника, через Которого Всевышний установит Свое Царство. Тогда все народы познают вечную правду, оставят идолов и преступные дела. Бог “отрет каждую слезу”, и земле снова будет возвращен Эдем. Пророк Иеремия (ок. 630 г. до н.э.) связывал конец старого мира с Новым Заветом, который будет начертан уже не на каменных скрижалях, а в душах людей.

Начиная от 15-го века до Рождества Христова, более 15-и разных иудейских пророков в разные века, независимо друг от друга, пророчествовали о том, что в еврейском народе родится пророк, который будет являться воплощённым в человека Сыном Божьим.

Ветхозаветные пророки предсказывали, что Сын Божий, как человек, родится в Вифлееме (Пс. 2:7; Мих. 5:2), Ему нарекут имя Иисус Христос (Зах. 3:1; Дан. 9:26), Он будет отвергнут иудейскими священниками (Пс. 117:22), будет предан за 30 сребренников одним из своих учеников (Зах. 11:12; Пс. 40:10), добровольно пойдет на смерть (Ис. 53:7), будет распят в Иерусалиме вместе с разбойниками (Зах. 12:10; Ис. 53:12), воскреснет (Ос. 6:2), создаст Новый Завет (Ис. 42:6), станет ходатаем этого Нового Завета (Мал. 3:1) и создаст религию, которая должна будет распространиться до всех краёв Земли (Быт. 49:10). Христианские богословы, основываясь на учении Нового Завета, утверждают, что все эти пророчества об Иисусе Христе.

Так, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт. 49:10), быть потомком Давида (З Цар 2:4) (Царь Давид – 1005- 965 год до н. э).

В Книге пророка Исайи говорится: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.»  (Ис. 7:14). Но Ангел приказал Иосифу назвать Мессию не именем Еммануил (имя Еммануил означает «Бог с нами»), а Иисус. Иисус — русская транслитерация греческой формы еврейского имени Иешуа, в свою очередь являющегося краткой формой имени Йехошуа (имя состоит из двух корней — «Йехова» (Бог) и «спасение», то есть Бог родился нам, Который будет с нами во спасение). Ангел сказал: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасёт людей Своих от грехов их»  (Мф. 1:20-21).

Имя Еммануил в христианском богословии связывалось с тем, что суть имени Иисус подразумевает присутствие Бога с нами. Имя Еммануил также связывалось с богочеловеческой природой Христа и отзывами людей о присутствии Бога в деятельности Иисуса: «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой. Такое мнение о Нём распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.» (Лук.7:16,17)

Текст в книге Бытие (49:10) указывает на то, что Мессия должен прийти до утраты самоуправления и законодательства древней Иудеей.

В книге пророка Даниила (Дан. 9:25) (597 год до н. э.) указан год прихода Мессии, исчисляя от указа о восстановлении Иерусалима. В последующих двух стихах предсказывается разрушение Иерусалима и Храма после смерти Мессии. Христиане считают, что это пророчество исполнилось в 70 году н. э., когда Иерусалим и Храм были разрушены войсками римского военачальника Тита, таким образом Мессия должен был прийти до этого разрушения.

Мессия должен быть оценён в 30 серебряных монет, которые будут брошены на пол Храма (Зах. 11:12-13) (520 г. до н. э.). 

Вера в то, что Мессия должен пострадать, опирается на ряд пророчеств. В этой связи наиболее известна 53-я глава Книги пророка Исайи, которая содержит описание отвержения, страданий и смерти Мессии. Страдания Мессии описывают также пророк Захария (Зах. 12:10), и израильский царь Давид (Пс. 21:17) предсказывал, что Мессия будет пронзён. В Книге Премудрости Соломона израильский царь Соломон пророчествует, что Сын Божий воплотиться в человека, будет обличать людей в их грехах и будет предан бесчестной смерти (Прем. Солом. 2:12-22).

Подробнее об этом можно прочитать в книге «Мень А., История религии. т. 5. «Вестники Царства Божьего». (Изд. «Слово», 1992)».

Даниил Андреев уделяет этой теме огромное внимание:

«Насколько метаисторическое познание допускает понимание задач Христа, стоявших перед Ним в Его земной жизни, настолько их можно определить пока следующим образом.

А мы просто смотрим на все происходившее с несколько другого ракурса:

Необходимо было построить постоянно действующий канал проведения тока Этереоцефала и тока Планетарного Логоса. Для этого нужно было сначала провести Демиургический ток, который задал бы программу создания Метакультуры нового типа, на базе Греко-Римской метакультуры, которая уже включила в себя Иудею как государственный эгрегор (сохранив религиозную составляющую эгрегора). Причем в религиозный иудейский эгрегор входили и евреи диаспоры, хотя от государственного они откололись. Заметим, что в течение веков религиозный, национальный и государственный Иудейские эгрегоры совпадали, их связывала «комплексная» эгрегориальная субстанция, причем особое значение придавалось родству по крови и «по завету», по обрезанию. Поэтому когда евреи потеряли свою государственность, у них оказался стойкий иммунитет к любой другой государственности, они жили в диаспоре, почти что не ассимилируясь (до 19-го века).

Напомню принцип действия Демиурга (это внеалесовская 6-качественная Иерархия, которую Алес призывает на помощь в нужное ей время): между Стабильно-трансцендентным слоем и Магмой создается определенная "разность потенциалов", которая позволяет Демиургу осуществить "удар молнии" – как бы электрический разряд через весь диапазон слоев Алес. По траектории этого разряда материал поляризуется и образуется канал, по которому проходит демиургический ток – подобно тому, как при грозе по каналу молнии стекают вниз отрицательные ионы. "Удар молнии" активирует Великие Стихиалии — Тангры. Затем по каналу могут быть проведены необходимые вертикальные токи. Практически всегда по нему проходит Ток Сознания и другие компоненты.

Сначала, пока в Подзеркальи не было людей, действия Демиургов возможны были лишь в очень большом масштабе — изменение затрагивало целый слой или большую его часть (поэтому прохождение Демиургического тока во многих случаях приводило к глобальным кататрофам). Воплощение же людей позволило организовывать локальные структуры воздействия — эгрегоры и метакультуры, которые отрабатывали конкретную задачу.

С появлением человечества демиургический ток планировался заранее и строился специальный канал, направляющий его в нужное место к нужным Танграм. Иногда канал служил достаточно долго и демиургический ток проходил по нему многократно или даже постоянно. Помощь Демиургов требовалась Алес прежде всего из-за отсутствия Пятого слоя и сложностей взаимодействия Надзеркалья и Подзеркалья.

Кармический сценарий проведения Этереоцефала после атлантической неудачи был на несколько тысячелетий как бы «заморожен», в нем было «отключено» время, причем не только то, которое связано с физическим планом, но и во всех других планах сценарий был переведен в состояние ожидания. Было прекращено его информационное обеспечение (да оно и было крайне затруднено). Однако у Алес приближалась очередная «Спица Времени», глобальный фазовый переход, когда необходимо было этот сценарий активировать. Иначе вся ситуация с Эрейей могла закончиться катастрофически.

К тому времени, о котором мы говорим, разворачивание кармического сценария прохождения Этереоцефала и Планетарного Логоса шло уже несколько столетий. Начиная с 5-го тыс. до н. э. Иерархии Алес стали делать определенные шаги, чтобы создать условия для оживления этого сценария. Естественно, в это время действовало множество других планетарных сценариев разного масштаба, как связанных с человечеством, так и не связанных. Но постепенно, по мере приближения «Спицы Времени», все больше усилий направлялось на реализацию сценариев, способствующих подготовке этого события. В принципе любой кармический сценарий (а глобальные особенно) имеет множество вариантов развития, множество «точек поворота», и ряд сценариев, непосредственно к Этереоцефалу не относящихся, были как бы повернуты в эту сторону. Создавались по мере необходимости и совершенно новые сценарии, а также корректировались уже действующие. Это во многом уже зависело от развития метакультур, от обстоятельств, складывающихся на арене Истории.

На этот раз использовался другой, отличный от «атлантического», способ проведения тока – строился эгрегор, в котором воплощался проводник тока. Это мог быть только Учитель 23-й Зоны, курирующий определенную глобальную эволюционную программу Алес. В задачу Иисуса входило выразить через себя Планетарный Логос. По определению Даниила Андреева: «Планетарный Логос – великая богорожденная монада, божественный разум нашей брамфатуры, древнейшая, самая первая из всех ее монад. Ее отличие от всех остальных заключается в том, что она выражает собою, как Слово выражает Говорящего, одну из ипостасей Троицы: Бога-Сына

О планетарном Логосе мы еще немного поговорим позднее.

Переходим конкретно к Иисусу Христу. Это была сущность 23-й Зоны рождения. Его Предназначение изначально было связано с Планетарным Логосом.

Иисус должен был провести токи по всему диапазону, то есть он должен был иметь полный набор Надзеркальных и Подзеркальных тел. Воплотить человека с такими свойствами в то время было невероятно трудно. Когда определилась метакультура, где это должно было произойти, начался процесс подготовки, на который понадобилось примерно тысяча лет. Так, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова. Происходить из колена Иудина (Быт. 49:10), быть потомком Давида (ЗЦар 2:4). Моисей в 13 веке до н. э. дал Закон, соблюдение которого дало бы возможность строить соответствующие тела и генетически поддерживать их основные характеристики.

Начиная с Царя Давида (1005 — 965 год до н. э.) процесс пошел уже целенаправленно.

В течение всего этого тысячелетия в израильской метакультуре воплощались Великие Учителя, Служители Алес – сущности разных Зон рождения, которые обеспечивали жизнеспособность эгрегора и метакультуры, их развитие в нужном направлении, причем кроме «явных» деятелей – пророков, законоучителей, государственных деятелей, существовала очень мощная чисто эзотерическая «группа поддержки», о которой в Ветхом Завете практически нет не только упоминаний, но даже и намеков. Кроме того, активная работа шла в затомисе и в более высоких слоях, а также в Подзеркалье на большой глубине – воздействия Нижних Зон были очень сильны, трудно было удерживать метакультуру от «провала».

Сам сценарий жизни и смерти Иисуса Христа был сформирован уже давно, поэтому некоторые ветхозаветные пророки задолго предсказывали конкретные события его жизни и смерти. С приближением СПИЦЫ ВРЕМЕНИ все Иерархические усилия были направлены на реализацию прохождения тока Этереоцефала. Строились «образующие» Канала, вокруг него создавалось силовое поле. Приходят в воплощение все "сопровождающие» -- апостолы, ученики, женщины, враги – все действующие лица, все, кто должен был сыграть свои роли в общем сценарии. Их собственные кармические сценарии были соответствующим образом соотнесены со сценарием общим, они по мере возможности были подготовлены к исполнению своих ролей.

Иисус должен был не только провести токи, но и всей своей жизнью заложить основу Мистериальной и культовой традиции, участие в которой было бы доступно всем без исключения, на том уровне глубины и высоты, какой доступен конкретному человеку.

Напомним, что представляли собой Мистерии с эзотерической точки зрения. Прежде всего, это был язык общения воплощенных с невоплощенными. Во-вторых, как сами Мистерии, так и связанные с каждой из них посвященческие традиции давали определенные способы трансформации Тонких тел и иерофантов, и неофитов, а также и тех трансфизических пространств, с которыми осуществлялось взаимодействие. И наконец, они давали способ запоминания Знания: с их помощью создавались информационные клише разной степени плотности, поддерживалась их жизнеспособность и обеспечивалось дальнейшее развитие (энергетическая подпитка, трансформация и обновление). Кроме того, Мистерии были единственно возможным для своего времени способом преподавания истинного Знания и Знания Истины.

Теперь перейдем непосредственно к событиям, которые происходили в Иудее.

Очевидно, что родить человека с такими свойствами, как Иисус, обычная женщина не смогла бы. Поэтому Мария играла в этом сценарии одну из главных ролей. Естественно, это могла быть только женщина 1-й Зоны рождения, причем тоже связанная своим Предназначением с Планетарным Логосом. Ее роль пророк Исайя предрек уже в 8-м веке до н. э. Но в канонических Евангелиях о ней написано очень мало. Однако желание ранних христиан знать больше подробностей о ранней жизни Иисуса вызвало появление нескольких так называемых «евангелий Детства», повествующих о детстве и юности Девы Марии и о событиях во время рождения Иисуса Христа. Одно из них – Протоевангелие Иакова — апокрифическое евангелие, написанное, как предполагается, около 150 года.

В начале книги представлено утверждение о том, что она написана Иаковом: «Я, Иаков, написал эту историю Иерусалима». Из чего предполагается, что автор книги — Иаков, сын Иосифа, мужа Марии, от его предыдущего брака. Но исследователи установили, что сам Иаков, скорее всего, не мог быть автором книги. Стилистические особенности текста позволяют предполагать, что она была написана во II веке или позже.

Книги, описывающие происходившее до основных событий в жизни Иисуса, приводимых в четырёх канонических евангелиях Нового Завета, в греческом языке назывались «Протоевангелия». Еще широко известно было так называемое протоевангелие Псевдо-Матфея: книга о рождестве Блаженнейшей Марии. К евангелисту Матфею оно никакого отношения не имело, автор просто воспользовался этим именем.

Для нас в данном случае совершенно неважно, кто реально был автором этого произведения и насколько точно описаны в нем происходившие события. Скорее всего, основная канва событий изложена верно, разве что расставлены некоторые акценты для усиления воздействия на читателей – слушателей. Мы потом еще поговорим о роли Евангелий (как канонических, так и апокрифических).

Протоевангелие Иакова :

I

1 Был в Израиле человек некий, именем Иоаким, из колена Иудина, и пас он овец своих, страшась Бога в простоте и праведности сердца своего, и не имел он иной заботы, кроме как о стадах своих, получая от них все для пропитания боящихся Бога, предлагая двойные жертвы в страхе Господнем и поддерживая колеблющихся. Он делил на три части стада свои, имущество свое и все то, чем он владел. И отдавал он одну часть вдовам, сиротам, странникам и бедным; а другую тем, кто были посвящены на служение Богу, а третью он сохранял для себя и дома своего. Бог размножил стадо его, и не было подобного во всей земле израильской. И начал он дело это с пятнадцатого года жизни своей.

Когда ему исполнилось двадцать лет, он взял в жены Анну, дочь Исахара, которая была из того же колена, как и он, из колена Иудина, из рода Давидова; и после того, как прожил с нею двадцать лет, он не имел от нее детей.

2 Наступил великий День Господний (праздник), когда сыны Израиля приносили свои дары.
3 И выступил против Иоакима один из книжников храма, по имени Рувим, сказав: Нельзя тебе приносить дары первому, ибо ты не создал потомства Израилю.

Путь безбрачия был неведом ветхозаветным евреям. Брак считался божественной заповедью, дети – свидетельством Божьего присутствия в семье и Его благословения.


4 И огорчился очень Иоаким, и стал смотреть родословную двенадцати племен народа, говоря: поищу в двенадцати коленах Израиля, не я ли один не дал потомства Израилю.
5 И исследовав, выяснил, что все праведники оставили потомство Израилю.
6 Вспомнил он и об Аврааме, как в его последние дни Бог даровал ему сына Исаака.
7 И столь горько стало Иоакиму, и не пошел он к жене своей, а ушел в пустыню, поставил там свою палатку и постился сорок дней и сорок ночей, говоря: не войду ни для еды, ни для питья, пока не снизойдет ко мне Господь, и будет мне едою и питьем молитва.

И пять месяцев Анна, жена его, не имела никаких известий о нем.

II
1 А жена его Анна плакала плачем и рыданием рыдала, говоря: оплачу я свое вдовство, оплачу мою бездетность.
2 Но вот настал великий День Господний (праздник), и пошла Анна в сад, и увидела лавр, и села под ним и начала пошла молиться Господу, говоря: Бог моих отцов, благослови меня и внемли молитве моей, как благословил Ты Сарру и дал ей сына Исаака.
IV
1 И тогда предстал пред ней Ангел Господнен и сказал: Анна, Анна, Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире.
2 И Анна сказала: Жив Господь Бог мой!
3 Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь.
4 И пришли вестника два и сказали ей: Муж твой, Иоаким, идет со своими стадами: ибо Ангел явился к нему и возвестил: Иоаким, Иоаким, Бог внял молитве твоей.
5 Иди отсюда, ибо жена твоя Анна зачнет во чреве своем.
6 И пошел Иоаким, и приказал своим пастухам, сказав: приведите десять чистых без пятен агниц, будут они для Господа Бога моего, и приведите мне двенадцать молодых телят, и будут они для жрецов и старейшин, и сто козлят для всего народа.
7 И вот Иоаким подошел со своими стадами, и Анна, стоявшая у ворот, увидела Иоакима идущего, и, подбежав, обняла его, и сказала: Знаю теперь, что Господь благословил меня: будучи вдовою, я теперь не вдова, будучи бесплодною, я теперь зачну!
8 И Иоаким в тот день обрел покой в своем доме.

V

4 Между тем прошли положенные месяцы, и Анна в девятый месяц родила и спросила повивальную бабку: Кого я родила?
5 Ответила та: Дочь.
6 И сказала Анна: Возвысилась душа моя в этот день, и назвала ее Мария.
VI
1 Изо дня в день крепло Дитя, и, когда Ей исполнилось шесть месяцев, поставила Ее мать на землю, чтобы попробовать, сможет ли Она стоять, и Она, пройдя семь шагов, вернулась к матери.
2 Мать взяла Ее на руки и сказала: Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господний.
3 И устроили особое место в спальне Дочери, и запрещено было туда вносить что-либо нечистое, и призвала [Анна] непорочных дочерей иудейских, чтобы они ухаживали за Нею.
4 Когда исполнился Девочке год, Иоаким устроил большой пир и созвал жрецов, книжников и старейшин и весь народ Израильский.
5 И принес свою Дочь жрецам, и те благословили Ее, сказав: Бог отцов наших, благослови это Дитя и дай имя славное во всех родах.
6 И сказал народ, Да будет так!
7 И затем поднес Ее к первосвященникам, и они благословили Ее, сказав: Бог Всевышний, снизойди к Ребенку Сему и дай высшее и непреходящее благословение.
VII
1  5 И вот исполнилось Ребенку три года, и сказал Иоаким: Позовите непорочных дочерей иудейских, и пусть они возьмут светильники и будут стоять с зажженными светильниками, чтобы Дитя не воротилось назад и чтобы полюбила Она в сердце своем храм Господнен.
6 И сделали так по дороге к храму Господню. Иоаким и жена его Анна, принеся дары в храме, вручили жрецу дочь свою Марию, дабы Она была принята к девушкам, которые день и ночь пребывали в хвале Господу. И, когда Она была поставлена перед храмом, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении.
7 И жрец принял Ее и, поцеловав, дал благословение, сказав: Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо через Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля искупление.
8 И посадил Ее на третьей ступени у жертвенника, и сошла на Нее благодать Господня, и Она прыгала от радости, и полюбил Ее весь народ Израиля.

VIII

1 И ушли Ее родители, удивляясь и вознося хвалу Господу, что Дочь их не повернула назад.
2 Находилась же Мария в храме Господнем как голубка и пищу принимала из руки Ангела.
3 Когда же Ей исполнилось двенадцать лет, стали советоваться жрецы, говоря: Вот исполнилось Марии двенадцать лет в храме Божием, что будем делать с Нею, чтобы Она каким-либо образом не осквернила святынь?
Когда ей предложили выйти замуж, как это было принято у иудеев, она сказала: «Я с детства узнала в храме Господнем, что девственница может быть угодной Богу. И Я приняла в сердце своем решение совсем не знать мужа».
4 И сказали первосвященнику: Ты стоишь у алтаря Господа, войди и вознеси молитву о Ней, и что Господь объявит тебе, то и сделаем.
5 И первосвященник, вошел в Святая Святых и возносил молитву о Ней, и вот явился Ангел Господен и сказал: Захария, Захария, пойди и созови вдовцов из народа, и пусть они принесут посохи, и, кому Господь явит знамение, тому Она станет женою, сохраняя девичество. Священники тянули жребий о двенадцати коленах Израилевых, и жребий пал на колено Иудино, и первосвященник сказал на другой день: «Пусть все, у кого нет жены, придут и принесут посох в руке своей». И было, что Иосиф-плотник пришел вместе с юношами и принес посох свой.
IX
1 Иосиф, оставив топор, тоже пришел на место, где собирались.
2 собравшись, отправились к первосвященнику, неся посохи.
3 Он же, собрав посохи, вошел в святилище и стал молиться.
4 Помолившись, он взял посохи, вышел, раздал каждому его посох, но знамения не было на них.
5 Последним посох взял Иосиф, и тут голубка вылетела из посоха и взлетела Иосифу во славу.
6 И сказал жрец Иосифу: Ты избран, чтобы принять к себе и блюсти деву Господа.
7 Но Иосиф возражал, говоря: У меня есть сыновья, и я стар, а она молода, не хочу быть посмешищем у сынов Израиля.
8 И сказал жрец Иосифу: Побойся Бога, вспомни, как наказал Бог Датана, Абирона и Корея, как земля разверзлась, и они были поглощены за ослушание.
9 испугавшись, Иосиф взял Марию, чтобы блюсти Ее.
10 И сказал Иосиф Марии: Я взял Тебя из храма Господня, и теперь Ты остаешься в моем доме, я же ухожу для плотничьих работ, а потом вернусь к Тебе [когда Господу будет угодно]: Бог да сохранит Тебя!
X
1 Тогда было совещание у жрецов, которые сказали: сделаем завесу для храма Господня.
2 И сказал первосвященник: Соберите чистых дев из рода Давидова.
3 И пошли слуги, и искали, и нашли семь дев.
4 И первосвященник вспомнил о молодой Марии, которая была из рода Давида и была чиста перед Богом.
5 И слуги пошли и привели Ее.
6 И ввели девиц в храм Господен.
7 И сказал первосвященник: Бросьте жребий, что кому прясть: золото, и амиант, и лен, и шелк, и гиацинт, и багрянец и настоящий пурпур.
8 И выпали Марии настоящий пурпур и багрянец, и, взяв их, Она вернулась в свой дом и стала
прясть..
XI
1 однажды, взяв кувшин, Мария пошла за водой; и услышала: «Радуйся, благодатная!
2 Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
3 И стала огладываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос.
4 испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его.
5 И тогда предстал перед Нею Ангел Господнен и сказал: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его.
6 Она же, услышав, размышляла, говоря сама Себе: Неужели Я зачну от Бога Живого и рожу, как любая женщина рожает?
7 И сказал Ангел: Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя, поэтому и рожденное Тобой Святое наречется Сыном Всевышнего.
8 И наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ Свой.
9 И сказала Мария: Я — раба Господа, да будет Мне по слову твоему.
XII
1 И окончила Она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику.
2 Первосвященник благословил Ее и сказал: Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле.
3 Обрадовавшись, Мария пошла к родственнице Своей Елисавете.
4 И постучала в дверь, Елисавета же, услышав, перестала [прясть] багрянец, побежала к двери и, открыв, увидела Марию и благословила Ее, сказав: За что мне это [дано], что пришла Матерь Господа Моего ко мне.
5 Ибо находящийся во мне младенец взыграл и благословил Тебя.
6 А Мария не постигла тайны, которые открыл Ей Архангел Гавриил, и подняла глаза к небу и сказала: Кто Я, Господи, что все народы земли Меня благословляют?
7 И прожила у Елисаветы три месяца.
8 Между тем, Ее чрево день ото дня увеличивалось, и Мария в страхе вернулась к Себе в дом и пряталась от сынов Израиля.
Напомним, что по закону женщину, уличенную в прелюбодеянии, побивали камнями.
9 Было же Ей шестнадцать лет, когда совершались таинства эти.
XIII
1 Шел уже шестой месяц [Ее беременности], и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел Ее беременною.
2 И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря: Как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о Девице Этой, ибо я привел Ее из храма девою и не сумел соблюсти?
3 Кто обманул меня?
4 Кто причинил зло дому моему и опорочил Деву?
5 Не случилось ли со мною то же, что с Адамом?
6 Как тогда, когда Адам славословил [Господа], явился змей, и увидел Еву одну, и обольстил ее, так произошло и со мною.
7 И встал Иосиф, и позвал Марию, и сказал: Ты, бывшая на попечении Божием, что же Ты сделала и забыла Господа Бога Своего?
8 Зачем осквернила Свою душу, Ты, которая выросла в Святая Святых и пищу принимала от Ангела?
9 Она тогда заплакала горько и сказала: Чиста Я и не знаю мужа.
10 И сказал Ей Иосиф: Откуда же плод во чреве Твоем?
11 Она ответила: Жив Господь Бог Мой, не знаю Я, откуда.
XIV
1 И Иосиф испугался, и успокоен был Ею, и стал думать, как поступить с Ней.
2 И говорил Иосиф: Если я утаю грех Ее, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нем сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть.
3 Что же мне делать с Нею?
4 Отпущу Ее втайне [из дому]
.
5 И наступила ночь.
6 И Ангел Господнен явился ему во сне и сказал: Не бойся за Деву: ибо то, что в Ней, от Духа Святого: родит Она Сына, и ты назовешь Его Иисусом.
7 Ибо Он спасет народ Свой от наказания за грехи.
8 И проснулся Иосиф, и прославил Бога Израиля, пославшего ему благодать, и оставил Ее.

Медитация 4-я Зона

ЭРЭО ЛОО АУО ХЕВА ГЕА